«Правила и предписания духовной жизни». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 13.78M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Правила и предписания духовной жизни

(9 августа 2003 года, Лахта. Санкт-Петербург)

 

#00:01:02#

Священные писания предлагают нам некие правила, которым мы следуем. Не только священные писания, но и сама жизнь диктует нам следовать определенным правилам и предписаниям, как, например, при получении образования в университете или в школе. Чтобы научиться чему-либо, мы вынуждены, например, писать каждый день определенное количество знаков или страниц, или совершать те или иные упражнения, и это помогает нам прогрессировать. Если же мы не будем пытаться регулярно получать образование, регулярно совершать какие-либо действия, то мы не сможем достичь результата. Таким образом, писания предписывают нам определенные обязанности, которые мы должны исполнять во имя духовного прогресса.

#00:02:40#

Когда мы обретем духовное «совершеннолетие», займем свое духовное положение, безусловно, наша жизнь изменится и будет протекать в ином русле. Но пока мы стремимся к совершенству, на этом пути к совершенству нам необходимо следовать определенным принципам духовной жизни. Писания говорят, что эти принципы, такие как шраванам, киртанам, смаранам, ванданам, арчанам, дасьям, сакхьям и атма-ниведанам, необходимы для нашего духовного прогресса1.

#00:03:25#

В свое время, когда я присоединился к миссии Шрилы Гуру Махараджа, у Гуру Махараджа было правило: кто не пришел на утреннюю программу, тот и не приходит на завтрак тогда.

#00:03:49#

Правило на больных или тех, кто трудился, не распространялось, но для полноценного члена миссии было такое правило: кто не встал на утреннюю программу, тот мог не вставать и на завтрак.

#00:04:22#

После церемонии поклонения мы обычно пели вайшнавские песни, а затем изучали священные писания, читали и опять же санкиртаной заканчивали утреннюю программу.

#00:04:58#

У нас было отведенное время для приема пищи, служения. Так проходила наша духовная практика.

#00:05:42#

Таковы правила духовной жизни: поклонение Божествам очень благоприятно, и мы регулярно его совершаем. Так же мы должны воспевать Святое Имя — вы знаете, шестнадцать кругов и больше. Но Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, видя, что мы не в силах следовать таким духовным практикам, по своей милости сказал: «Хорошо, хотя бы четыре круга, но очень внимательно следует воспевать, качественно».

#00:06:32#

Во всех этих духовных практиках также есть свои правила и возможность совершения оскорблений. Мы должны всегда стараться избегать апарадх, таких как нама-апарадха — апарадха Святого Имени, дхама-апарадха — апарадха святого места, сева-апарадха — апарадха во время служения.

#00:07:07#

Есть то, что не подлежит нашему контролю. И если мы совершаем что-то [неправильное] неосознанно, то это простительно. Но в нашей осознанной практике в духовной жизни мы должны быть очень внимательны, чтобы не совершать оскорбления, избегать их.

#00:07:35#

Одна из сева-апарадх, очень опасная апарадха, это когда мы затрагиваем духовный престиж Гуру, наших старших духовных братьев или других вайшнавов.

#00:07:51#

[санскрит]

#00:08:32#

Писания говорят о том, что Господь Кришна занимает верховное положение. Он источник всего поклонения, но таким великим личностям, как Брахма, Шива, другим полубогам и мудрецам, которые служат под Его началом и действуют для Его удовлетворения, также должно оказываться почтение. Не следует оскорблять тех, кто служит Кришне.

#00:09:23#

Когда Махапрабху пришел в этот мир, Он дал одно из важных наставлений. Махапрабху говорит: «Научись быть смиренным, научись оказывать другим почтение. Если ты обретешь такое умонастроение, у тебя всегда будет возможность избежать оскорбления».

#00:10:12#

Шрила Гуру Махарадж говорил: человеку свойственно заблуждаться и ошибаться. Нам свойственно совершать нечто негативное, это заложено в самой нашей природе, но следует всегда обдумывать это и стремиться к совершенству.

#00:10:51#

Такова наша природа, несовершенство живет в нас очень глубоко, и не всё, к сожалению, мы можем исполнять должным образом. Но мы надеемся, что однажды благодаря милости Господа мы станем совершенными слугами и служение низойдет к нам.

#00:11:33#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж написал письмо своему духовному учителю, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати. В этом письме он просил учителя не принимать оскорбления и простить его.

#00:12:07#

На это письмо Шрила Гуру Махарадж получил великолепный ответ от своего духовного учителя. Сарасвати Тхакур написал замечательную фразу, которую Шрила Гуру Махарадж часто повторял. Он сказал: «Кто шаранагата, предавшаяся душа, тот не может совершить оскорбление. Кришна не принимает оскорбления от тех, кто предался Ему».

#00:12:52#

Сарасвати Тхакур в этом ответе открыл очень важную истину. Суть ее в том, что если какая-то душа искренне предалась Господу, предалась Гуру и предалась вайшнавам, и совершает служение, то они не примут ее оскорбления.

#00:13:10#

[шлока]

…сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама2

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе кр̣ш̣н̣е чаран̣а бхаджайа
3

#00:14:00#

Кришнадас Кавирадж в своей «Чайтанья-чаритамрите» описывает это состояние смирения. Он говорит о том, что чувство предания, чувство самопосвящения естественным образом придет в сердце того, кто чувствует себя незначительной падшей душой.

#00:14:37#

Когда смиренная душа в таком умонастроении начинает испытывать чувство предания, чувство самопосвящения Господу, Господь безусловно отвечает ей, принимая ее.

#00:15:06#

Таким образом, когда Господь отвечает нам взаимностью и принимает нас как предавшихся душ, мы естественным образом моментально занимаем духовное положение и тогда, на трансцендентной платформе, мы можем совершать подлинное служение.

#00:15:35#

Такова, может быть, очень простая формула, но это и есть тот самый вайшнавизм, которому мы пытаемся следовать в линии Махапрабху.

#00:16:06#

Махапрабху, Шрила Гуру Махарадж, а также Радха-Мадхава-Сундар очень милостивы к нам. Естественным образом мы находимся под их покровительством, и то, о чем нам следует думать, это как совершенным образом, без страха совершать служение.

#00:18:22#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур незадолго до своего ухода хотел посвятить одного из своих близких учеников в отреченный уклад жизни, санньясу. В то время этот ученик был очень молодым. Его звали Джаджавар Махарадж. Сарасвати Тхакур сказал ему, молодому человеку двадцати с лишним лет: «Ты должен будешь принять санньясу». Этот преданный думал: «Скоро мой Гуру уйдет из этого мира. Я молод. Я не знаю, какова моя подлинная природа. Может, я не смогу сохранять жизнь в отречении, может быть, жизнь домохозяина будет более благоприятна для меня». Таким образом он очень боялся.

#00:19:15#

Его Гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сказал ему: «Чего ты боишься? Ты должен будешь принять прибежище у Того, Кого боится сам страх! Одно из имен Кришны — Абхай Чаран: Тот, Кто лишен страха или, иными словами, Тот, Кого боится сам страх. Поэтому, принимая покровительство Кришны, ты принимаешь трансцендентное положение». Такова была ситуация. Тогда он, выслушав приказание своего Гуру, совершил это. «Не бойся. Предайся и будь счастлив в своем служении».

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам — «Слушание; повторение; памятование святых имен, форм, качеств и игр Господа Шри Кришны; служение Его лотосоподобным стопам; поклонение Ему [посредством шестнадцати предметов]; вознесение Ему молитв; служение Ему в умонастроении слуги; служение Ему в умонастроении близкого друга; принесение в служении Ему самого себя, своего тела и своей души — таковы девять видов преданного служения» («Шримад‑Бхагаватам», 7.5.23).

2 Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а / сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама — «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192).

3 «Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.193).




←  Обращение, посвященное благословенному дню Вьяса-пуджи Шрилы Б. С. Говинды Махараджа. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Декабрь 2014 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Благословение вайшнава». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 8 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Правила и предписания духовной жизни

(9 августа 2003 года, Лахта. Санкт-Петербург)

 

#00:01:02#

Священные писания предлагают нам некие правила, которым мы следуем. Не только священные писания, но и сама жизнь диктует нам следовать определенным правилам и предписаниям, как, например, при получении образования в университете или в школе. Чтобы научиться чему-либо, мы вынуждены, например, писать каждый день определенное количество знаков или страниц, или совершать те или иные упражнения, и это помогает нам прогрессировать. Если же мы не будем пытаться регулярно получать образование, регулярно совершать какие-либо действия, то мы не сможем достичь результата. Таким образом, писания предписывают нам определенные обязанности, которые мы должны исполнять во имя духовного прогресса.

#00:02:40#

Когда мы обретем духовное «совершеннолетие», займем свое духовное положение, безусловно, наша жизнь изменится и будет протекать в ином русле. Но пока мы стремимся к совершенству, на этом пути к совершенству нам необходимо следовать определенным принципам духовной жизни. Писания говорят, что эти принципы, такие как шраванам, киртанам, смаранам, ванданам, арчанам, дасьям, сакхьям и атма-ниведанам, необходимы для нашего духовного прогресса1.

#00:03:25#

В свое время, когда я присоединился к миссии Шрилы Гуру Махараджа, у Гуру Махараджа было правило: кто не пришел на утреннюю программу, тот и не приходит на завтрак тогда.

#00:03:49#

Правило на больных или тех, кто трудился, не распространялось, но для полноценного члена миссии было такое правило: кто не встал на утреннюю программу, тот мог не вставать и на завтрак.

#00:04:22#

После церемонии поклонения мы обычно пели вайшнавские песни, а затем изучали священные писания, читали и опять же санкиртаной заканчивали утреннюю программу.

#00:04:58#

У нас было отведенное время для приема пищи, служения. Так проходила наша духовная практика.

#00:05:42#

Таковы правила духовной жизни: поклонение Божествам очень благоприятно, и мы регулярно его совершаем. Так же мы должны воспевать Святое Имя — вы знаете, шестнадцать кругов и больше. Но Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, видя, что мы не в силах следовать таким духовным практикам, по своей милости сказал: «Хорошо, хотя бы четыре круга, но очень внимательно следует воспевать, качественно».

#00:06:32#

Во всех этих духовных практиках также есть свои правила и возможность совершения оскорблений. Мы должны всегда стараться избегать апарадх, таких как нама-апарадха — апарадха Святого Имени, дхама-апарадха — апарадха святого места, сева-апарадха — апарадха во время служения.

#00:07:07#

Есть то, что не подлежит нашему контролю. И если мы совершаем что-то [неправильное] неосознанно, то это простительно. Но в нашей осознанной практике в духовной жизни мы должны быть очень внимательны, чтобы не совершать оскорбления, избегать их.

#00:07:35#

Одна из сева-апарадх, очень опасная апарадха, это когда мы затрагиваем духовный престиж Гуру, наших старших духовных братьев или других вайшнавов.

#00:07:51#

[санскрит]

#00:08:32#

Писания говорят о том, что Господь Кришна занимает верховное положение. Он источник всего поклонения, но таким великим личностям, как Брахма, Шива, другим полубогам и мудрецам, которые служат под Его началом и действуют для Его удовлетворения, также должно оказываться почтение. Не следует оскорблять тех, кто служит Кришне.

#00:09:23#

Когда Махапрабху пришел в этот мир, Он дал одно из важных наставлений. Махапрабху говорит: «Научись быть смиренным, научись оказывать другим почтение. Если ты обретешь такое умонастроение, у тебя всегда будет возможность избежать оскорбления».

#00:10:12#

Шрила Гуру Махарадж говорил: человеку свойственно заблуждаться и ошибаться. Нам свойственно совершать нечто негативное, это заложено в самой нашей природе, но следует всегда обдумывать это и стремиться к совершенству.

#00:10:51#

Такова наша природа, несовершенство живет в нас очень глубоко, и не всё, к сожалению, мы можем исполнять должным образом. Но мы надеемся, что однажды благодаря милости Господа мы станем совершенными слугами и служение низойдет к нам.

#00:11:33#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж написал письмо своему духовному учителю, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати. В этом письме он просил учителя не принимать оскорбления и простить его.

#00:12:07#

На это письмо Шрила Гуру Махарадж получил великолепный ответ от своего духовного учителя. Сарасвати Тхакур написал замечательную фразу, которую Шрила Гуру Махарадж часто повторял. Он сказал: «Кто шаранагата, предавшаяся душа, тот не может совершить оскорбление. Кришна не принимает оскорбления от тех, кто предался Ему».

#00:12:52#

Сарасвати Тхакур в этом ответе открыл очень важную истину. Суть ее в том, что если какая-то душа искренне предалась Господу, предалась Гуру и предалась вайшнавам, и совершает служение, то они не примут ее оскорбления.

#00:13:10#

[шлока]

…сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама2

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе кр̣ш̣н̣е чаран̣а бхаджайа
3

#00:14:00#

Кришнадас Кавирадж в своей «Чайтанья-чаритамрите» описывает это состояние смирения. Он говорит о том, что чувство предания, чувство самопосвящения естественным образом придет в сердце того, кто чувствует себя незначительной падшей душой.

#00:14:37#

Когда смиренная душа в таком умонастроении начинает испытывать чувство предания, чувство самопосвящения Господу, Господь безусловно отвечает ей, принимая ее.

#00:15:06#

Таким образом, когда Господь отвечает нам взаимностью и принимает нас как предавшихся душ, мы естественным образом моментально занимаем духовное положение и тогда, на трансцендентной платформе, мы можем совершать подлинное служение.

#00:15:35#

Такова, может быть, очень простая формула, но это и есть тот самый вайшнавизм, которому мы пытаемся следовать в линии Махапрабху.

#00:16:06#

Махапрабху, Шрила Гуру Махарадж, а также Радха-Мадхава-Сундар очень милостивы к нам. Естественным образом мы находимся под их покровительством, и то, о чем нам следует думать, это как совершенным образом, без страха совершать служение.

#00:18:22#

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур незадолго до своего ухода хотел посвятить одного из своих близких учеников в отреченный уклад жизни, санньясу. В то время этот ученик был очень молодым. Его звали Джаджавар Махарадж. Сарасвати Тхакур сказал ему, молодому человеку двадцати с лишним лет: «Ты должен будешь принять санньясу». Этот преданный думал: «Скоро мой Гуру уйдет из этого мира. Я молод. Я не знаю, какова моя подлинная природа. Может, я не смогу сохранять жизнь в отречении, может быть, жизнь домохозяина будет более благоприятна для меня». Таким образом он очень боялся.

#00:19:15#

Его Гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сказал ему: «Чего ты боишься? Ты должен будешь принять прибежище у Того, Кого боится сам страх! Одно из имен Кришны — Абхай Чаран: Тот, Кто лишен страха или, иными словами, Тот, Кого боится сам страх. Поэтому, принимая покровительство Кришны, ты принимаешь трансцендентное положение». Такова была ситуация. Тогда он, выслушав приказание своего Гуру, совершил это. «Не бойся. Предайся и будь счастлив в своем служении».

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам — «Слушание; повторение; памятование святых имен, форм, качеств и игр Господа Шри Кришны; служение Его лотосоподобным стопам; поклонение Ему [посредством шестнадцати предметов]; вознесение Ему молитв; служение Ему в умонастроении слуги; служение Ему в умонастроении близкого друга; принесение в служении Ему самого себя, своего тела и своей души — таковы девять видов преданного служения» («Шримад‑Бхагаватам», 7.5.23).

2 Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а / сеи ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама — «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192).

3 «Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.193).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования