«Терпение, смирение, почтение» (часть 2). Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 25 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 32.93M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Терпение, смирение, почтение
(часть 2)

(25 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, задавайте.

#00:00:12#

Вопрос [примерно такой]: Во время фестиваля происходили странные вещи: некоторые преданные спали на лекциях, неадекватно себя вели. Как Махарадж может прокомментировать это?

#00:02:03#

Джанардан Махарадж: То, что люди спят на лекциях, — не очень странно. Я видел, как люди спят во время лекций по всему миру. Я даже видел, как люди спали, когда они читали лекции. Я думаю, что преданные здесь не очень-то и много спали. Очень многие люди просто не имели возможности выспаться как следует, поскольку программа затягивалась до позднего вечера, иногда микрофон не выключался вообще в течение дня, таким образом, они были постоянно заняты. Естественно, когда им предоставлялась возможность спокойно сесть в одном месте, то им очень хотелось уснуть при этом. И лекция предоставляла им хорошую возможность, спокойную, умиротворенную обстановку для того, чтобы поспать. Поэтому они могли просто сесть и немножко поспать — это не является чем-то необычным.

#00:03:50#

Кстати, я сейчас вспомнил то, что хотел сказать до этого. Мы говорили о терпении, и в этом мире есть очень много вещей, которые мы должны терпеть. И, отвечая на ваш вопрос: также мы должны терпеть поведение других людей, поскольку люди разных типов приходят на этот фестиваль. Некоторые люди очень чисты по своей природе, а другие не столь чисты. Но даже те люди, которые не чисты по своей природе, когда они вступают в контакт со Шрилой Гурудевом, они меняются. У некоторых людей могут быть не очень чистые мотивы или причины для того, чтобы заняться преданным служением. Но в обществе преданных, общаясь с преданными, они меняются.

#00:05:27#

Поведение, природа людей со временем меняются. Если мы сейчас посмотрим на человека и сделаем [мысленно] отметку на нем: «твоя природа такая-то и такая-то», мы можем этим нанести оскорбление, потому что это вовсе не обязательно всегда будет его природой — его природа может измениться.

#00:05:55#

Не каждый, кто приходит к сознанию Кришны, является святым, но зачастую многие люди, которые не являются праведниками, и чье поведение не чисто, меняют свое поведение, соприкасаясь с сознанием Кришны.

#00:06:26#

Наконец, касаясь того момента, о котором я уже давно хотел рассказать и который забывал: Шри Чайтанья Махапрабху говорил о трех аспектах — смирение, терпение и оказание почтения другим. Наше настроение проповеди может быть различным: например, при проповеди христианам. Иногда мы можем встречать людей на улицах, которые говорят нам: «Я обрел спасение, и, чтобы обрести спасение, ты обязан следовать этому же самому пути, иначе ты никаким иным путем не сможешь обрести спасение».

#00:07:46#

На самом деле это хорошо, что они пытаются что-то дать, но их умонастроение таково: «Я спасен, и я могу дать вам что-то, что спасет вас». Иногда мы даже видим среди проповедников сознания Кришны такое умонастроение, когда они говорят: «Если вы не примите сознание Кришны, то в следующей жизни можете родиться свиньей или собакой». Это один из видов проповеди, но умонастроение при этом таково, что вы знаете правильный ответ, и вы идете к кому-то, чтобы дать им эти правильные ответы. Но как много вы знаете, и сколько вы способны дать другим — я не знаю.

#00:09:05#

Махапрабху говорил о смирении, терпении и оказании почтения другим. И как вы думаете, много ли смирения в поведении человека, который разговаривает, думая, что он знает все ответы?

#00:09:26#

Я также упоминал о другом примере, о подходе, когда у нас есть нечто вкусное, и мы желаем поделиться этим с другими. Это очень хороший подход. Желание поделиться с другими тем, что мы ценим, очень естественно. Так или иначе, это был момент, о котором я хотел сказать. Пожалуйста, у кого-нибудь еще вопросы, или может быть у вас есть еще какие-то вопросы?

#00:10:05#

Реплика: Хочу сказать, что очень тяжело поддерживать смирение среди равных. Когда ты зависим, в подчинении — тебе легче выполнять волю свыше, но когда ты с равными — это очень тяжело.

#00:11:11#

Джанардан Махарадж: Естественным образом нам сложнее оказывать почтение другим, когда они нам на что-то указывают, чем когда мы это слышим от старших. Но иногда это также может быть необходимым — принимать приказы и указания от равных. Иногда некоторые люди могут проявлять инициативу. Например, один санньяси рассказал Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру о поведении одного мальчика. Этому мальчику было всего четырнадцать лет, но он всегда очень стремился отправиться на проповедь и ездил проповедовать на повозке с лошадью. Этот санньяси сказал: «Мальчик понял суть наставлений Прабхупады. Он, хотя является младшим по отношению ко мне, воспринял истинный дух проповеди — Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы все проповедовали. Я же, хоть и являюсь более старшим по отношению к нему (я санньяси), не смог в той же степени воспринять этот дух». Он скорбел о том, что не понял своего духовного учителя в той мере, в какой его понял этот маленький мальчик.

#00:13:48#

Как я говорил раньше, когда рассказывал о важности служения, совершаемого Шрипадом Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем, не столь важно, сколько лет человек находится в сознании Кришны. И также это не вопрос количества: сколько тысяч книг он прочел. Здесь дело в проявлении энтузиазма и устремления, которому мы можем поучиться. Поэтому не важно, что кто-то старше нас или младше. Если мы можем получить хорошие наставления или указания от кого-то, то мы вполне можем их принять.

#00:14:56#

Бывает иногда умонастроение, что необходимо срочно закончить киртан, прямо сейчас. Здесь присутствует Ашрам Махарадж, и он занимается проповедью в Мексике, он является там «полевым командиром». Он там находится на своем месте — непосредственно занимается проповедью. Там девять или десять храмов, и он управляет ими. Все преданные исполнены энтузиазма под его руководством. И если мне необходимо понять условия, которые сейчас сложились в Мексике, то мне необходимо обратиться к нему, поскольку он является человеком, живущим в Мексике, поскольку он в курсе той ситуации.

#00:16:46#

Если, к примеру, преданный — даже очень молодой преданный — придет к нам и скажет, что здание горит, то мы немедленно побежим и начнем заливать это здание водой, каким-то образом тушить его, и мы не будем задавать вопросов: «Что это за молодой преданный?» Если здание горит, надо немедленно принимать меры. Я просто давал некоторые примеры к тому, что вы сказали.

#00:17:13#

Туласи Рани Деви Даси: Объясните более подробно, что есть смирение, что есть терпение. Какая разница между ними?

#00:17:47#

Джанардан Махарадж: Говинда Махарадж говорит, что легко быть смиренным и легко оказывать почтение другим, но нелегко быть терпеливым, проявлять терпение. Смирение — просто кто-то может быть очень мягким по своей природе. Они просто по своей природе смиренны, они даже не рисуются нисколько. И также они могут быть способны оказывать почтение другим. Вы знаете, что такое смирение. Смирение означает, что они не горды, что они исполнены простоты. Как в том примере, данном Махапрабху: смиреннее, чем солома, валяющаяся на улице.

#00:19:10#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Мое смирение гораздо хуже, чем у соломы, валяющейся на улице». Если мы наступим на солому, то она прогнется под нами, она не будет сопротивляться. Бхактивинод Тхакур говорит: «Но моя природа такова, что я всегда сопротивляюсь, всегда стремлюсь противодействовать. Я высокомерен. Это качество, противоположное смирению». Таким образом он объясняет, почему [дается] это сравнение с травинкой или соломой, валяющейся на улице.

#00:20:14#

Эго означает оказывать сопротивление, когда окружающая среда оказывает на нас воздействие. Многие люди способны проявлять очень высокую степень смирения и почтения к другим, но в чем же разница между этими качествами и терпением? Терпение означает терпеть все обстоятельства вокруг нас. В этом материальном мире существует много двойственностей: жара и холод, удовольствие и боль, и Кришна говорит, что все это нужно просто терпеть.

#00:21:31#

Я помню, однажды мы были в Калькутте и пытались залезть в общественный автобус. То, что мы забрались в этот автобус, подразумевает, что мы должны терпеть, если наша голова окажется у кого-то под мышкой. Эта такая ситуация, когда сто человек уже находится в переполненном автобусе, мы пытаемся залезть, а еще пятьдесят человек позади пытаются нас затолкать туда. Я видел, что позади меня старик лет восьмидесяти. Я стеснялся, поскольку не видел места, куда можно пройти. Он сказал мне: «Чего ты стесняешься — ты молодой. Если ты приезжаешь в Индию, ты должен быть готовым сражаться. Ты должен сражаться, чтобы сесть в автобус». И когда он сказал мне это, я начал пробиваться, расталкивать всех, и таким образом пробился в автобус.

#00:23:02#

В этом мире нам приходится терпеть многие вещи ради нашего служения. Так же как вы, например, терпите здесь, в России, то, что становится очень холодно. Когда вы выходите на улицу в сильный мороз и говорите что-то, слова вылетают из вас, замерзают и падают на землю. Вы даже не можете разговаривать с другими людьми, потому что когда вы что-то произносите, слова вылетают из вас, замерзают, падают на землю и разбиваются. Но люди терпят это. Даже в этом мире люди терпеливы. Мы видим, что люди терпят очень многие обстоятельства просто ради того, чтобы быть способными поддержать семью. Как в той песне «Бхаджаху̐ ре мана»:

#00:24:24#

ш́ӣта а̄тапа ба̄та бариш̣ана
э дина джа̄минӣ джа̄ги ре
бипхале севину кр̣пан̣а дураджана
чапала сукха-лаба ла̄ги’ ре
1

#00:24:58#

Он говорит: жара и холод — столько различных условий жизни, которые я терплю. Я служу скупым людям, очень отвратительным и низким людям — я служу им. Почему я делаю это? Потому что благодаря этому я получаю некоторое количество удовольствия, я получаю некоторое количество денег от них.

#00:25:48#

Иногда мы можем работать на другого человека, который является, быть может, полным дураком, но мы терпим это и работаем на него, потому что он способен дать нам деньги, чтобы мы смогли поддержать себя. Людям приходится терпеть так много разного в этом материальном мире. Чтобы жить в этом теле, приходится терпеть так много. Я испытываю удовольствие в этом теле, но когда старею, я также испытываю много боли от этого тела: мои зубы выпадают, я не могу слышать, я слепну, все мое тело начинает болеть и с каждым днем становится все более отвратительным.

#00:26:58#

И это часть жизни, люди просто терпят это. Они пытаются как-то приспособиться. Они каким-то образом прикрывают свою лысину волосами, они приклеивают какие-то волосы себе на голову. Даже в «Бхакти-расамрита-синдху» приводится описание старой женщины, которая пытается сделать себя привлекательной для Кришны. Она натерла свои волосы специальным составом, для того чтобы они обрели темный цвет. Также она взяла небольшие арбузы и засунула их себе под блузу, чтобы казалось, будто у нее большие груди. Она думала: «О, Кришне, наверное, нравятся хорошенькие девочки». Поэтому она хотела выглядеть очень хорошенькой, привлекательной. Одна гопи сказала другой гопи: «Что с ней случилось? Ты видишь эту старую женщину? С ней что-то происходит!»

#00:28:53#

Подобным образом в этом мире мы делаем столь много приспособлений для того, чтобы терпеть различные условия, нам приходится много терпеть. Шрила Прабхупада рассказывал, как один человек посетил своего друга, который умирал в больнице. Человек спросил его: «Как ты?» Тот ответил: «У меня все хорошо». — «Что ты понимаешь под словом „хорошо“? Ты же умираешь в больнице!» Но он все равно сказал: «У меня все в порядке». Такова природа этого материального мира: каждый вынужден терпеть какие-то условия.

#00:29:58#

Однажды я встретился с человеком в Индии, мы вместе занимались сбором картошки. Я встретил его, когда собирал пожертвования. Он собирал картошку. Я попросил его пожертвовать мне несколько мешков. Но он сказал мне: «Мой бизнес сейчас разваливается, у меня все дела разладились». У меня было немного шутливое умонастроение. Я ему сказал: «Ну а что ты удивляешься?» Тот в ответ: «А что ты имеешь в виду?» Я спросил: «Что вы продаете здесь?» Он сказал: «Мы продаем здесь удобрения». — «Это удобрение приходило с какими-то инструкциями?» — «Конечно, мое удобрение приходит с инструкциями: каким образом можно использовать его». Я сказал: «Очевидно, ты живешь в материальном мире, и, должно быть, есть какое-то руководство, какая-то инструкция к этому материальному миру. Ты слышал о Бхагавад-гите? Господь Кришна рассказал Бхагавад-гиту».

#00:31:46#

Он сказал: «Да, я слышал о Бхагавад-гите. Я прочитал Бхагавад-гиту». Я сказал: «Ну, и что там Кришна говорит об этом материальном мире? Он говорит (дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам [БГ, 8.15]) о том, что это место временно и исполнено страданий. Это природа материи, природа материального мира: он исполнен страданий. Мы можем понять, что духовный мир не переполнен страданиями, духовный мир не является временным. Но у меня есть опыт своего собственного тела, [который подтверждает,] что этот мир является исполненным страданий и временным.

#00:32:56#

Поэтому первая вещь, которую говорит Кришна, когда описывает этот материальный мир в Бхагавад-гите, — это то, что этот мир исполнен страданий. И, даже если вы способны терпеть все это, — в любом случае этот мир временен. К этому миру невозможно приспособиться навсегда. В любом случае Кришна говорит в Бхагавад-гите, что мы должны приспособиться и терпеть то, что временно.

#00:33:37#

Как, например, ранее, когда один человек спрашивал, что является истинным терпением, я просил Ашрама Махараджа рассказать о том, что такое терпение, поскольку я сам не обладаю терпением, а он обладает. Он более возвышен, чем я, он по природе более терпим.

#00:34:12#

Итак, в чем же разница между смирением и терпением? Кто-то по природе может быть мягким и смиренным, но терпение не является чем-то легким. Однако, как мы сказали, даже в этом материальном мире многим людям приходится терпеть многие вещи. Мы также должны терпеть в преданном служении. В Бхагавад-гите Кришна никогда не говорил Арджуне: «Ну ладно, хорошо. Теперь Я поведу твою колесницу в бой, а ты можешь пойти там, сзади, поспать. Я тебя разбужу, когда битва окончится. Я Господь Бог, поэтому Я сделаю все за тебя, а ты иди поспи».

#00:35:18#

Кришна никогда такого не говорил. Арджуна был вынужден сражаться, ему приходилось терпеть так много. Его собственный сын Абхиманью был убит. Все его родственники и друзья были убиты. И тем не менее Арджуне приходилось терпеть, и он был вынужден вступить в этот бой со всей силой.

#00:36:00#

Не всегда легко терпеть. Мы можем обнаружить столь много вещей, которые очень-очень сложно терпеть, которые мы можем считать просто невыносимыми, и это будет испытанием для нас. И те, кто смогут терпеть и продолжать, будут успешны. А те, кто не смогут проявить терпение… быть может, это будет уроком для них, и когда-нибудь они смогут проявить терпение. Мы много раз приводили этот пример: ребенок, когда пытается научиться ходить, пытается снова и снова, но постоянно падает. Однако со временем, в один день, этот ребенок все-таки научится ходить, все лучше и лучше. Он научится бегать и, быть может, в один день даже выиграет олимпийскую медаль. Благодаря терпению все возможно. С благословениями Гурудева мы будем способны служить в любых условиях. Сейчас время проводить арати, поэтому мы остановимся на этом.

Джай! Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Слава Шриле Говинде Махараджу!

Слава всем собравшимся преданным!

(первая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


1 «Днем и ночью я, не зная покоя, страдаю от жары и холода, ветра и дождя. Ради крупицы мнимого счастья я стал никчемным слугой порочных и скупых людей» («Бхаджаху̐ Ре Мана», стих 2).




←  «Терпение, смирение, почтение» (часть 1). Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 25 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Тотальная война с майей, иллюзией». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 30 августа 2003 года. Москва  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 34.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Терпение, смирение, почтение
(часть 2)

(25 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, задавайте.

#00:00:12#

Вопрос [примерно такой]: Во время фестиваля происходили странные вещи: некоторые преданные спали на лекциях, неадекватно себя вели. Как Махарадж может прокомментировать это?

#00:02:03#

Джанардан Махарадж: То, что люди спят на лекциях, — не очень странно. Я видел, как люди спят во время лекций по всему миру. Я даже видел, как люди спали, когда они читали лекции. Я думаю, что преданные здесь не очень-то и много спали. Очень многие люди просто не имели возможности выспаться как следует, поскольку программа затягивалась до позднего вечера, иногда микрофон не выключался вообще в течение дня, таким образом, они были постоянно заняты. Естественно, когда им предоставлялась возможность спокойно сесть в одном месте, то им очень хотелось уснуть при этом. И лекция предоставляла им хорошую возможность, спокойную, умиротворенную обстановку для того, чтобы поспать. Поэтому они могли просто сесть и немножко поспать — это не является чем-то необычным.

#00:03:50#

Кстати, я сейчас вспомнил то, что хотел сказать до этого. Мы говорили о терпении, и в этом мире есть очень много вещей, которые мы должны терпеть. И, отвечая на ваш вопрос: также мы должны терпеть поведение других людей, поскольку люди разных типов приходят на этот фестиваль. Некоторые люди очень чисты по своей природе, а другие не столь чисты. Но даже те люди, которые не чисты по своей природе, когда они вступают в контакт со Шрилой Гурудевом, они меняются. У некоторых людей могут быть не очень чистые мотивы или причины для того, чтобы заняться преданным служением. Но в обществе преданных, общаясь с преданными, они меняются.

#00:05:27#

Поведение, природа людей со временем меняются. Если мы сейчас посмотрим на человека и сделаем [мысленно] отметку на нем: «твоя природа такая-то и такая-то», мы можем этим нанести оскорбление, потому что это вовсе не обязательно всегда будет его природой — его природа может измениться.

#00:05:55#

Не каждый, кто приходит к сознанию Кришны, является святым, но зачастую многие люди, которые не являются праведниками, и чье поведение не чисто, меняют свое поведение, соприкасаясь с сознанием Кришны.

#00:06:26#

Наконец, касаясь того момента, о котором я уже давно хотел рассказать и который забывал: Шри Чайтанья Махапрабху говорил о трех аспектах — смирение, терпение и оказание почтения другим. Наше настроение проповеди может быть различным: например, при проповеди христианам. Иногда мы можем встречать людей на улицах, которые говорят нам: «Я обрел спасение, и, чтобы обрести спасение, ты обязан следовать этому же самому пути, иначе ты никаким иным путем не сможешь обрести спасение».

#00:07:46#

На самом деле это хорошо, что они пытаются что-то дать, но их умонастроение таково: «Я спасен, и я могу дать вам что-то, что спасет вас». Иногда мы даже видим среди проповедников сознания Кришны такое умонастроение, когда они говорят: «Если вы не примите сознание Кришны, то в следующей жизни можете родиться свиньей или собакой». Это один из видов проповеди, но умонастроение при этом таково, что вы знаете правильный ответ, и вы идете к кому-то, чтобы дать им эти правильные ответы. Но как много вы знаете, и сколько вы способны дать другим — я не знаю.

#00:09:05#

Махапрабху говорил о смирении, терпении и оказании почтения другим. И как вы думаете, много ли смирения в поведении человека, который разговаривает, думая, что он знает все ответы?

#00:09:26#

Я также упоминал о другом примере, о подходе, когда у нас есть нечто вкусное, и мы желаем поделиться этим с другими. Это очень хороший подход. Желание поделиться с другими тем, что мы ценим, очень естественно. Так или иначе, это был момент, о котором я хотел сказать. Пожалуйста, у кого-нибудь еще вопросы, или может быть у вас есть еще какие-то вопросы?

#00:10:05#

Реплика: Хочу сказать, что очень тяжело поддерживать смирение среди равных. Когда ты зависим, в подчинении — тебе легче выполнять волю свыше, но когда ты с равными — это очень тяжело.

#00:11:11#

Джанардан Махарадж: Естественным образом нам сложнее оказывать почтение другим, когда они нам на что-то указывают, чем когда мы это слышим от старших. Но иногда это также может быть необходимым — принимать приказы и указания от равных. Иногда некоторые люди могут проявлять инициативу. Например, один санньяси рассказал Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру о поведении одного мальчика. Этому мальчику было всего четырнадцать лет, но он всегда очень стремился отправиться на проповедь и ездил проповедовать на повозке с лошадью. Этот санньяси сказал: «Мальчик понял суть наставлений Прабхупады. Он, хотя является младшим по отношению ко мне, воспринял истинный дух проповеди — Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы все проповедовали. Я же, хоть и являюсь более старшим по отношению к нему (я санньяси), не смог в той же степени воспринять этот дух». Он скорбел о том, что не понял своего духовного учителя в той мере, в какой его понял этот маленький мальчик.

#00:13:48#

Как я говорил раньше, когда рассказывал о важности служения, совершаемого Шрипадом Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем, не столь важно, сколько лет человек находится в сознании Кришны. И также это не вопрос количества: сколько тысяч книг он прочел. Здесь дело в проявлении энтузиазма и устремления, которому мы можем поучиться. Поэтому не важно, что кто-то старше нас или младше. Если мы можем получить хорошие наставления или указания от кого-то, то мы вполне можем их принять.

#00:14:56#

Бывает иногда умонастроение, что необходимо срочно закончить киртан, прямо сейчас. Здесь присутствует Ашрам Махарадж, и он занимается проповедью в Мексике, он является там «полевым командиром». Он там находится на своем месте — непосредственно занимается проповедью. Там девять или десять храмов, и он управляет ими. Все преданные исполнены энтузиазма под его руководством. И если мне необходимо понять условия, которые сейчас сложились в Мексике, то мне необходимо обратиться к нему, поскольку он является человеком, живущим в Мексике, поскольку он в курсе той ситуации.

#00:16:46#

Если, к примеру, преданный — даже очень молодой преданный — придет к нам и скажет, что здание горит, то мы немедленно побежим и начнем заливать это здание водой, каким-то образом тушить его, и мы не будем задавать вопросов: «Что это за молодой преданный?» Если здание горит, надо немедленно принимать меры. Я просто давал некоторые примеры к тому, что вы сказали.

#00:17:13#

Туласи Рани Деви Даси: Объясните более подробно, что есть смирение, что есть терпение. Какая разница между ними?

#00:17:47#

Джанардан Махарадж: Говинда Махарадж говорит, что легко быть смиренным и легко оказывать почтение другим, но нелегко быть терпеливым, проявлять терпение. Смирение — просто кто-то может быть очень мягким по своей природе. Они просто по своей природе смиренны, они даже не рисуются нисколько. И также они могут быть способны оказывать почтение другим. Вы знаете, что такое смирение. Смирение означает, что они не горды, что они исполнены простоты. Как в том примере, данном Махапрабху: смиреннее, чем солома, валяющаяся на улице.

#00:19:10#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Мое смирение гораздо хуже, чем у соломы, валяющейся на улице». Если мы наступим на солому, то она прогнется под нами, она не будет сопротивляться. Бхактивинод Тхакур говорит: «Но моя природа такова, что я всегда сопротивляюсь, всегда стремлюсь противодействовать. Я высокомерен. Это качество, противоположное смирению». Таким образом он объясняет, почему [дается] это сравнение с травинкой или соломой, валяющейся на улице.

#00:20:14#

Эго означает оказывать сопротивление, когда окружающая среда оказывает на нас воздействие. Многие люди способны проявлять очень высокую степень смирения и почтения к другим, но в чем же разница между этими качествами и терпением? Терпение означает терпеть все обстоятельства вокруг нас. В этом материальном мире существует много двойственностей: жара и холод, удовольствие и боль, и Кришна говорит, что все это нужно просто терпеть.

#00:21:31#

Я помню, однажды мы были в Калькутте и пытались залезть в общественный автобус. То, что мы забрались в этот автобус, подразумевает, что мы должны терпеть, если наша голова окажется у кого-то под мышкой. Эта такая ситуация, когда сто человек уже находится в переполненном автобусе, мы пытаемся залезть, а еще пятьдесят человек позади пытаются нас затолкать туда. Я видел, что позади меня старик лет восьмидесяти. Я стеснялся, поскольку не видел места, куда можно пройти. Он сказал мне: «Чего ты стесняешься — ты молодой. Если ты приезжаешь в Индию, ты должен быть готовым сражаться. Ты должен сражаться, чтобы сесть в автобус». И когда он сказал мне это, я начал пробиваться, расталкивать всех, и таким образом пробился в автобус.

#00:23:02#

В этом мире нам приходится терпеть многие вещи ради нашего служения. Так же как вы, например, терпите здесь, в России, то, что становится очень холодно. Когда вы выходите на улицу в сильный мороз и говорите что-то, слова вылетают из вас, замерзают и падают на землю. Вы даже не можете разговаривать с другими людьми, потому что когда вы что-то произносите, слова вылетают из вас, замерзают, падают на землю и разбиваются. Но люди терпят это. Даже в этом мире люди терпеливы. Мы видим, что люди терпят очень многие обстоятельства просто ради того, чтобы быть способными поддержать семью. Как в той песне «Бхаджаху̐ ре мана»:

#00:24:24#

ш́ӣта а̄тапа ба̄та бариш̣ана
э дина джа̄минӣ джа̄ги ре
бипхале севину кр̣пан̣а дураджана
чапала сукха-лаба ла̄ги’ ре
1

#00:24:58#

Он говорит: жара и холод — столько различных условий жизни, которые я терплю. Я служу скупым людям, очень отвратительным и низким людям — я служу им. Почему я делаю это? Потому что благодаря этому я получаю некоторое количество удовольствия, я получаю некоторое количество денег от них.

#00:25:48#

Иногда мы можем работать на другого человека, который является, быть может, полным дураком, но мы терпим это и работаем на него, потому что он способен дать нам деньги, чтобы мы смогли поддержать себя. Людям приходится терпеть так много разного в этом материальном мире. Чтобы жить в этом теле, приходится терпеть так много. Я испытываю удовольствие в этом теле, но когда старею, я также испытываю много боли от этого тела: мои зубы выпадают, я не могу слышать, я слепну, все мое тело начинает болеть и с каждым днем становится все более отвратительным.

#00:26:58#

И это часть жизни, люди просто терпят это. Они пытаются как-то приспособиться. Они каким-то образом прикрывают свою лысину волосами, они приклеивают какие-то волосы себе на голову. Даже в «Бхакти-расамрита-синдху» приводится описание старой женщины, которая пытается сделать себя привлекательной для Кришны. Она натерла свои волосы специальным составом, для того чтобы они обрели темный цвет. Также она взяла небольшие арбузы и засунула их себе под блузу, чтобы казалось, будто у нее большие груди. Она думала: «О, Кришне, наверное, нравятся хорошенькие девочки». Поэтому она хотела выглядеть очень хорошенькой, привлекательной. Одна гопи сказала другой гопи: «Что с ней случилось? Ты видишь эту старую женщину? С ней что-то происходит!»

#00:28:53#

Подобным образом в этом мире мы делаем столь много приспособлений для того, чтобы терпеть различные условия, нам приходится много терпеть. Шрила Прабхупада рассказывал, как один человек посетил своего друга, который умирал в больнице. Человек спросил его: «Как ты?» Тот ответил: «У меня все хорошо». — «Что ты понимаешь под словом „хорошо“? Ты же умираешь в больнице!» Но он все равно сказал: «У меня все в порядке». Такова природа этого материального мира: каждый вынужден терпеть какие-то условия.

#00:29:58#

Однажды я встретился с человеком в Индии, мы вместе занимались сбором картошки. Я встретил его, когда собирал пожертвования. Он собирал картошку. Я попросил его пожертвовать мне несколько мешков. Но он сказал мне: «Мой бизнес сейчас разваливается, у меня все дела разладились». У меня было немного шутливое умонастроение. Я ему сказал: «Ну а что ты удивляешься?» Тот в ответ: «А что ты имеешь в виду?» Я спросил: «Что вы продаете здесь?» Он сказал: «Мы продаем здесь удобрения». — «Это удобрение приходило с какими-то инструкциями?» — «Конечно, мое удобрение приходит с инструкциями: каким образом можно использовать его». Я сказал: «Очевидно, ты живешь в материальном мире, и, должно быть, есть какое-то руководство, какая-то инструкция к этому материальному миру. Ты слышал о Бхагавад-гите? Господь Кришна рассказал Бхагавад-гиту».

#00:31:46#

Он сказал: «Да, я слышал о Бхагавад-гите. Я прочитал Бхагавад-гиту». Я сказал: «Ну, и что там Кришна говорит об этом материальном мире? Он говорит (дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам [БГ, 8.15]) о том, что это место временно и исполнено страданий. Это природа материи, природа материального мира: он исполнен страданий. Мы можем понять, что духовный мир не переполнен страданиями, духовный мир не является временным. Но у меня есть опыт своего собственного тела, [который подтверждает,] что этот мир является исполненным страданий и временным.

#00:32:56#

Поэтому первая вещь, которую говорит Кришна, когда описывает этот материальный мир в Бхагавад-гите, — это то, что этот мир исполнен страданий. И, даже если вы способны терпеть все это, — в любом случае этот мир временен. К этому миру невозможно приспособиться навсегда. В любом случае Кришна говорит в Бхагавад-гите, что мы должны приспособиться и терпеть то, что временно.

#00:33:37#

Как, например, ранее, когда один человек спрашивал, что является истинным терпением, я просил Ашрама Махараджа рассказать о том, что такое терпение, поскольку я сам не обладаю терпением, а он обладает. Он более возвышен, чем я, он по природе более терпим.

#00:34:12#

Итак, в чем же разница между смирением и терпением? Кто-то по природе может быть мягким и смиренным, но терпение не является чем-то легким. Однако, как мы сказали, даже в этом материальном мире многим людям приходится терпеть многие вещи. Мы также должны терпеть в преданном служении. В Бхагавад-гите Кришна никогда не говорил Арджуне: «Ну ладно, хорошо. Теперь Я поведу твою колесницу в бой, а ты можешь пойти там, сзади, поспать. Я тебя разбужу, когда битва окончится. Я Господь Бог, поэтому Я сделаю все за тебя, а ты иди поспи».

#00:35:18#

Кришна никогда такого не говорил. Арджуна был вынужден сражаться, ему приходилось терпеть так много. Его собственный сын Абхиманью был убит. Все его родственники и друзья были убиты. И тем не менее Арджуне приходилось терпеть, и он был вынужден вступить в этот бой со всей силой.

#00:36:00#

Не всегда легко терпеть. Мы можем обнаружить столь много вещей, которые очень-очень сложно терпеть, которые мы можем считать просто невыносимыми, и это будет испытанием для нас. И те, кто смогут терпеть и продолжать, будут успешны. А те, кто не смогут проявить терпение… быть может, это будет уроком для них, и когда-нибудь они смогут проявить терпение. Мы много раз приводили этот пример: ребенок, когда пытается научиться ходить, пытается снова и снова, но постоянно падает. Однако со временем, в один день, этот ребенок все-таки научится ходить, все лучше и лучше. Он научится бегать и, быть может, в один день даже выиграет олимпийскую медаль. Благодаря терпению все возможно. С благословениями Гурудева мы будем способны служить в любых условиях. Сейчас время проводить арати, поэтому мы остановимся на этом.

Джай! Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Слава Шриле Говинде Махараджу!

Слава всем собравшимся преданным!

(первая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


1 «Днем и ночью я, не зная покоя, страдаю от жары и холода, ветра и дождя. Ради крупицы мнимого счастья я стал никчемным слугой порочных и скупых людей» («Бхаджаху̐ Ре Мана», стих 2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования