«Проповедь. Служение. Милость Гуру». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 32.79M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Проповедь. Служение. Милость Гуру

(21 октября 2006 года, утренний даршан. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Есть у кого-либо вопросы?

Вопрос: Какой самый эффективный метод проповеди в данный момент?

Шрила Говинда Махарадж (переводит Кришна Бхакта Прабху): Это могут сказать вам ваши лидеры, поскольку культура в каждой стране отличается. Есть очень продвинутые преданные, которые знают, какой метод для проповеди будет самым подходящим для той или иной страны. Посоветуйтесь или проконсультируйтесь с авторитетным преданным, и вы сможете выбрать свой стиль проповеди. Откуда вы?

Вопрошающий: Я местный.

#00:02:23#

Шрила Говинда Махарадж: Здесь есть Авадхут Махарадж, и он знает, какая проповедь подходит для этого места. На самом деле, нам нужно проповедовать, но до того, как мы начнем проповедовать, нам необходима практика. У проповедника есть определенные знания о писаниях, и это знание необходимо.

#00:04:05#

Шрила Говинда Махарадж (переводит Авадхут Махарадж): Но, помимо знания священных писаний, необходимо также, чтобы проповедник обладал духовными качествами. Главные качества проповедника — это смирение, терпение, способность оказывать почтение другим. Необходимо знание и понимание священных писаний, поскольку люди задают вопросы, и проповедник должен отвечать на них. В целом, мы можем проповедовать Харе Кришна маха-мантру для всех, но люди зададут вопрос: зачем воспевать это Святое Имя?

#00:06:16#

Саджджанананда Прабху: Объясните, пожалуйста, каково в подлинном смысле искусство бхаджана? Что такое бхаджан?

Шрила Говинда Махарадж: Настоящий бхаджан — это служение Гуру и вайшнавам.

#00:06:43#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣
1

#00:07:09#

Есть известное выражение в писаниях, которое гласит, что само по себе служение может быть только трансцендентным. И это трансцендентное качество приходит из умонастроения служения. Поэтому для того, чтобы служение стало подлинным, одухотворилось, необходимо определенное умонастроение удовлетворения Гуру-вайшнава. Мы говорим: «выучиться у Гуру». К примеру, мы принимаем прасад. Это тоже служение. В обществе Гуру и вайшнавов мы обретаем духовный опыт, и это самая лучшая возможность продвинуться в духовной жизни.

#00:08:48#

Вопрос: Вайшнавские молитвы также называют бхаджанами. Почему?

Шрила Говинда Махарадж: Безусловно, есть слово на хинди — «бхаджан». К понятию «бхаджан» можно отнести любые духовные песни. Но само лингвистическое значение слова «бхаджан» — это «служение», «удовлетворение». Когда это будет трансформировано через служение Гуру-вайшнаву, тогда это станет служением [Господу]. Таким образом, служение нисходит с высшего плана бытия. Если вайшнав или Гуру говорит тебе: «Пой эту песню», и ты начинаешь ее петь, то этот приказ одухотворяет твою деятельность. Все совершается под руководством специалистов, профессионалов, тех, кто обладает пониманием. Тогда это станет бхаджаном.

#00:11:32#

Некоторые в Индии по-народному говорят: «Мы делаем бхаджан». Имеется в виду, что они поют киртан. Таким образом, есть разные значения этого слова. Например, мы можем заниматься арчаной, поклонением Божествам, но это не всегда может быть бхаджаном — в том случае, если мы делаем это сами, по своему собственному усмотрению. Однако если мы совершаем тот же самый процесс под руководством Гуру и вайшнавов, то это считается бхаджаном. Словом «бхаджана-крия» называются девять методов преданного служения, которые описаны в «Шримад-Бхагаватам», такие как слушание, воспевание, поклонение, памятование и в конечном итоге — самопредание2.

#00:13:31#

Вопрос: Приравнивается ли бхаджан к молитвам?

Шрила Говинда Махарадж: То, что как служение совершается под руководством Гуру, вайшнавов, преданных, называется бхаджаном. Все вы знаете известную поэтессу Мирабай. Вся Индия считает ее великой преданной Кришны, но гаудия-вайшнавы не считают ее великой преданной, поскольку Мирабай в своей жизни не признавала посредничества, она пыталась служить Кришне напрямую. Однако попытка служения напрямую, возможно, не достигает результата. Существуют разные стандарты, разные уровни служения. Существует некое, скажем так, процентное соотношение. Для того чтобы твое служение соответствовало [высшему стандарту] хотя бы на 40%, хотя бы на тройку, нужно выполнять [практическое] служение. Махапрабху сам дал это Рамананде Раю.

#00:16:44#

[Гурудев дает очень интересное объяснение «Рамананда-самвады».] Когда Рамананда Рай в известной беседе предлагает Махапрабху различные варианты того, что является духовным — следовать варнашраме3, отбросить все [виды долга]4, — Махапрабху говорит: «Нет, это все поверхностно», и отвергает эти идеи. Только с момента, когда Рамананда Рай произносит известную шлоку о том, что нужно отбросить все свои представления и предаться вайшнаву, внимать ему5, Махапрабху говорит: «Да, в этом уже есть нечто трансцендентное, с этого все начинается». Это тот самый критерий, с которого начинается что-то духовное. Насколько ты оставил все [ложные представления], насколько предался, насколько внимаешь [вайшнаву], настолько и более глубок процесс — с этого уже начинается духовный рост.

#00:19:00#

Я видел рекламу по телевидению, представляющую канцелярские товары. В ней ребенка спрашивают: «Сколько ты получил на экзамене?» Он отвечает: «Сто пять баллов». — «Как это возможно? Всего же сто могут дать!» — «Возможно, у меня очень красивый почерк, а моя ручка очень хорошо пишет по бумаге».

#00:19:47#

В своих комментариях Рамананда Рай показал самую высшую планку и даже более того — он вышел за пределы высших откровений священных писаний, он превзошел их. Он сказал: «Я не вижу в священных писаниях подтверждения тому, что сейчас буду говорить, но в моем сердце родилось нечто», и начал петь песню собственного сочинения. Махапрабху, услышав ее слова, закрыл ему рот рукой и сказал: «Все, больше не надо говорить ничего».

#00:20:47#

пахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела
анудина ба̄д̣хала, авадхи на̄ гела
на̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ
дун̇ху-мана манобхава пеш̣ала джа̄ни’
6

#00:21:31#

Рамананда говорит в этой беседе Махапрабху: «Я не могу найти подтверждения тому, что родилось в моем сердце, в священных писаниях. Я ищу подтверждений, но не вижу их. Там этого нет. Но я желаю сказать это Тебе. Это родилось в моем сердце, поэтому не знаю, понравится Тебе это или нет, но слушай, что я буду говорить». И он начинает раскрывать Махапрабху Его глубочайшую природу, и Махапрабху закрывает ему рот рукой.

#00:22:16#

Та телевизионная реклама родила в моем сердце воспоминания об этой беседе между Махапрабху и Раманандой Раем. Сто пять процентов возможны.

#00:23:03#

Сознание Кришны — бесконечный, трансцендентный поток. Махапрабху говорит: это ачинтья-бхеда-абхеда — непостижимое единство и различие. Сознание Кришны всегда будет существовать за пределами нашего ума и мышления. Что бы мы ни думали о сознании Кришны, все равно будет существовать нечто, что существует за пределами нашего понимания.

Харе Кришна!

#00:23:55#

Санатана Прабху: Ваши даршаны — особая милость. Есть ли какие-либо ограничения на распространение видео- и аудио-продукции?

Виджай Раман Прабху: Все права принадлежат миссии Гурудева.

#00:24:36#

Шрила Говинда Махарадж: В целом, сознание Кришны безгранично. Это зависит от того, кто его воспринимает. Если вы можете совершенно воспринимать его, тогда вы будете чувствовать, что оно безгранично. О сознании Кришны можно говорить сколько угодно. Мы знаем историю Нароттама Даса Тхакура. Он был единственным учеником Локанатха Госвами. И он молился своему учителю, он просил его: «Дай мне возможность служить Рупе Госвами». Желание распространять сознание Кришны — очень хорошее чувство. Мы многого не знали, мы не могли даже представить себе глубины сознания Кришны, но после того, как Гуру Махарадж открыл нам определенные реалии, мы были поражены. Харе Кришна.

#00:28:42#

Шрила Авадхут Махарадж: Джанардан Махарадж сказал, что существуют две точки зрения, которые рассматривал Шрила Шридхар Махарадж. Первая: то, что дается в энциклопедии, некое классическое понятие. Вторая: если Гуру вводит некое понятие, которое разнится с энциклопедическим понятием, то его понятие считается более совершенным. И Шрила Говинда Махарадж комментирует эту идею на примере со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

#00:29:26#

Сарасвати Тхакур говорил о многих запредельных вещах, и у него было несколько учеников [способных воспринимать это]. Один из них — профессор Саньял, а другой — Ананта Васудев. Это были два очень известных ученика Сарасвати Тхакура. И профессор Саньял, несмотря на то, что был председателем экзаменационной комиссии, был крайне ортодоксален. Он считал, что все, что делает вайшнав, все, что говорит вайшнав, — трансцендентно, и с этим нет смысла даже спорить. Ананта Васудев был великим знатоком священных писаний, очень продвинутым преданным. И его точка зрения была несколько иной. Между ними состоялся разговор. Профессор Саньял говорил: «Все, что сказал Гуру, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, — трансцендентно. Если это не совпадает с некими классическими, энциклопедическими истинами, то нужно просто изменять энциклопедии».

#00:30:22#

Однако Ананта Васудев возражал: «Иногда Сарасвати Тхакур раскрывает столь запредельные истины о сознании Кришны, которые не смогут принять общие массы. Мы не должны изменять словари, мы не должны отменять понятия, поскольку общество обладает некой „общественной, народной“ верой». У общества есть некая вера в мораль, этику, другие явления. Сарасвати Тхакур высказывал что-то против этих понятий, полностью их разбивая, выражая более высокую, трансцендентную точка зрения. Ананта Васудев считал, что некие возвышенные идеи не могут быть приняты общими массами. Эти высказывания необходимо привести в некую гармонию, подстроить их для общественного мнения, если идет обращение к общим массам.

#00:31:42#

Двиджарадж Прабху: Осознание себя ничтожной душой приходит по милости Гуру или нужно самому начинать сокрушаться?

#00:32:28#

Шрила Говинда Махарадж: Да, мы должны понимать, что сами по себе как личности мы абсолютно ничтожны, но когда мы заняты служением, мы не должны своими негативными качествами отвергать его. Мы должны понимать: я совершаю служение, и у меня есть определенные качества для его выполнения. Даже самое незначительное служение, которое достигает Гуру-вайшнава, трансформирует наше служение, делает его совершенным, и через это нисходит сила, которая дает возможность выполнить разные виды служения. Я, к примеру, часто говорю всем: «Я всего лишь сельский мальчик». Перед тем, как я пришел в миссию, я даже не был в Калькутте ни разу. Каково правильное умонастроение? Я сам сельский житель, я родился в деревне, я никогда не был в большом городе. Но после того как я встретил своего учителя — все вы знаете, кто такой мой учитель, Шрила Шридхар Махарадж, вы знаете, насколько он чист, насколько совершенен, каково его желание явить милость всему миру, — его милость сделала меня совершенным. Я не считаю себя совершенным, но, поскольку мой Гуру сделал меня совершенным, я вижу тому подтверждение. Двадцать два мировых турне я совершил, проповедуя славу своего Гуру по всему миру, хотя сам по себе я простой сельский житель, но Гурудев меня вывел на эту орбиту. И я, будучи простым человеком, могу ответить на любой вопрос о сознании Кришны. Почему? Потому что такова милость моего учителя.

#00:36:05#

Иногда, когда мне задают вопросы о сознании Кришны, и я даю ответы, я сам поражаюсь: «Откуда это пришло? Я очень простой человек. Откуда я могу знать такие вещи, о которых говорю?» Это низошло из трансцендентного мира через моего учителя. Я привел пример о том, как смотрел индийскую рекламу. Эту рекламу видела вся Индия, огромное количество людей смотрело телевизор. У каждого человека могли быть какие-то ассоциации в связи с этой рекламой, но мой ум, мое сердце при виде этой рекламы пришло к Рамананда-самваде, к самой сокровенной беседе между Махапрабху и Его ближайшим преданным, где говорится о высочайшем божественном открытии, когда Рамананда Рай утверждает: «Я делаю открытие, которого нет в священных писаниях». Таким образом, реклама смогла зацепить мое внимание, привести к этому самому глубокому божественному откровению. Я понимаю, что это только благодаря милости моего божественного учителя, благодаря тому, чем меня наделили. Когда ты будешь сам квалифицирован по милости своего Гуру-вайшнава, ты поймешь, каким образом это нисходит. Есть ли еще вопросы?

#00:38:39#

(Шруташрава Прабху: Можете ли вы объяснить немного поэзию Рамананды Рая? Мы не можем понять ее.

Шрила Говинда Махарадж: Вообще-то это тема не для публичного обсуждения. Рамананда Рай говорит: «Когда Кришна и Я [Радхарани] видим Друг Друга, Мы оба привлечены Друг Другом». Эта песня Радхарани открыта Чандидасом.)

#00:39:42#

са-и-кева̄ ш́унаиле ш́йа̄ма на̄ма
ка̄нера бхитара дийа̄ мараме паш́ила го
акула карила мора пра̄н̣а
на джа̄ни катека мадху ш́йа̄мана̄ме а̄че го
 

вадана чарите на̄хи па̄ре
джапите джапите на̄ма аваса карила го
кемане па̄иба са-и та̄ре
на̄ма парата̄пе йа̄ра аичана карала го
 

ан̇гера параш́е кива̄ хайа
йекха̄не васати та̄ра найане декхийа̄ го
йувати дхарама каиче ра̄йа
па̄ш́арите кари мане паш́а̄ра на йа̄йа го
 

ки кариба ки хабе упа̄йа
кахе двиджа чандидасе кулавати кула на̄ш́е
а̄пана̄ра йаувана ба̄чайа
7

#00:40:31#

(Это чувства встречи, чувства преданности, которые приходят через кришна-нам. Таков смысл этой песни.)

#00:45:05#

Шрила Авадхут Махарадж: Очень трудно, конечно, перевести ответ Гурудева на вопрос Шруташравы Прабху, поскольку это не вопрос интеллектуального порядка, когда можно все разложить по полочкам. В целом, вопрос Шруташравы таков: в чем заключается смысл той поэзии, которую читал Рамананда Рай Махапрабху? Иными словами, вопрос заключался в следующем: «Можете ли вы объяснить то, что находится за пределами объяснения?» И Гурудев (я начну с того, чем он закончил) сказал, что когда слепой обладает любовью, то эта любовь и преданность помогают ему увидеть то, что находится за пределами чувств его собственного восприятия. Мы имеем дело с Кришной, а Кришна подобен солнцу. Но можем ли мы своими глазами увидеть солнце? Мы не увидим солнце, поскольку солнце настолько яркое, что мы видим лишь лучи солнца, мы видим только поток света, мы не способны увидеть сам объект. В этом случае даже имперсоналисты, майявади, пытаются использовать идеи вайшнавской философии, говоря всем, что здесь может рассматриваться единство души и Бога как единство возлюбленных.

#00:46:50#

В поэзии Рамананды Рая [передающей чувства Радхарани] говорится: «Сначала Я думала, что Ты объект моей любви, мужчина, а Я женщина, но потом оказалось, что на самом деле, может быть, наоборот: Я мужчина, а Ты женщина». Махапрабху дал идею ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы — непостижимого единства и различия, или совершенного теизма. Видя Махапрабху, Рамананда Рай рассматривает Его как два начала — мужское и женское, Кришну и Радхарани. И все, о чем говорил Гурудев, — это ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, высшее заключение вайшнавской философии, которое описывает положение души и отношения с Кришной, а также положение самого Кришны в отношениях со Своей энергией. Этот ответ — из категории необъяснимого.

Переводчики: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, Кришна Бхакта Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

2 Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам — «[Махарадж Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

3 Варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н / виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам — «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Всевышнего нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов» (стих из «Вишну-пураны», 3.8.9; приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.58).

4 Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — [Шри Кришна сказал Арджуне:] «Оставь все виды долга и прими прибежище лишь во Мне» (Шримад Бхагавад-гита, 18.66; шлока цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.63). Кроме того, в «Шримад-Бхагаватам» (11.11.32) говорится: майа̄диш̣т̣а̄н апи свака̄н, дхарма̄н сантйаджйа йах̣ сарва̄н, ма̄м̇ бхаджета са ту саттамах̣ — [Господь Кришна сказал:] «Тот, кто отказывается от обычных религиозных обязанностей и поклоняется лишь Мне одному, признается Мной лучшим среди святых» (стих также цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.62).

5 Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «[Брахма сказал:] „Мой дорогой Господь, преданные, отвергшие безличную концепцию Абсолютной Истины и потому избегающие абстрактных философских рассуждений, должны слушать, как те, кто постиг свою духовную природу, рассказывают о Твоем Святом Имени, образе, играх и качествах. Они должны безукоризненно соблюдать принципы преданного служения и воздерживаться от недозволенных половых отношений, азартных игр, употребления одурманивающих веществ и убийства животных. Посвятив Тебе все свои дела, слова и мысли, они могут занимать любое положение в обществе и исполнять обязанности любого ашрама. Поистине, такие преданные способны покорить Тебя, хотя для остальных Ты непобедим“» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.67).

6 Стихотворение раскрывает чувства Шримати Радхарани, которая говорит: «Еще до Нашей встречи Нас уже влекло Друг к Другу. Влечение родилось от первого же случайного взгляда. Так возникла Наша связь. День ото дня она крепла, пока не стала неразрывной. Наша привязанность Друг к Другу стала естественным продолжением Нас самих. Причина ее кроется не в Кришне, который наслаждается Мной, и не во Мне, ибо Я лишь доставляю Ему наслаждение. Причину следует искать в другом. Возникновением этой привязанности Мы обязаны Нашей встрече. Такая обоюдная привязанность именуется манобхавой, самим богом любви. Ум Кришны и Мой ум слились воедино. Сейчас, в разлуке, очень трудно объяснить Нашу любовь» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.194).

7 «Я не знаю, кто произнес два эти слога, „Криш-на“, но когда они вошли в Мое сердце, они полностью опьянили Меня. Я не знаю, чье это Имя, и не могу постичь, сколь Оно сладостно, но Оно необходимо Мне». Радхарани обезумела от Имени Кришны, и Чандидас описал это в своей поэме (объяснение из «Религии сердца» — книги Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа).




←  «Суперхаринам!» Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, Шрила Б. В. Тривикрам Махарадж, Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. Чианг Май, Таиланд. 24 ноября 2013 года ·• Архив новостей •· Кришна, Говардхан и дети. Ноябрь 2013 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 34.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Проповедь. Служение. Милость Гуру

(21 октября 2006 года, утренний даршан. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Есть у кого-либо вопросы?

Вопрос: Какой самый эффективный метод проповеди в данный момент?

Шрила Говинда Махарадж (переводит Кришна Бхакта Прабху): Это могут сказать вам ваши лидеры, поскольку культура в каждой стране отличается. Есть очень продвинутые преданные, которые знают, какой метод для проповеди будет самым подходящим для той или иной страны. Посоветуйтесь или проконсультируйтесь с авторитетным преданным, и вы сможете выбрать свой стиль проповеди. Откуда вы?

Вопрошающий: Я местный.

#00:02:23#

Шрила Говинда Махарадж: Здесь есть Авадхут Махарадж, и он знает, какая проповедь подходит для этого места. На самом деле, нам нужно проповедовать, но до того, как мы начнем проповедовать, нам необходима практика. У проповедника есть определенные знания о писаниях, и это знание необходимо.

#00:04:05#

Шрила Говинда Махарадж (переводит Авадхут Махарадж): Но, помимо знания священных писаний, необходимо также, чтобы проповедник обладал духовными качествами. Главные качества проповедника — это смирение, терпение, способность оказывать почтение другим. Необходимо знание и понимание священных писаний, поскольку люди задают вопросы, и проповедник должен отвечать на них. В целом, мы можем проповедовать Харе Кришна маха-мантру для всех, но люди зададут вопрос: зачем воспевать это Святое Имя?

#00:06:16#

Саджджанананда Прабху: Объясните, пожалуйста, каково в подлинном смысле искусство бхаджана? Что такое бхаджан?

Шрила Говинда Махарадж: Настоящий бхаджан — это служение Гуру и вайшнавам.

#00:06:43#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣
1

#00:07:09#

Есть известное выражение в писаниях, которое гласит, что само по себе служение может быть только трансцендентным. И это трансцендентное качество приходит из умонастроения служения. Поэтому для того, чтобы служение стало подлинным, одухотворилось, необходимо определенное умонастроение удовлетворения Гуру-вайшнава. Мы говорим: «выучиться у Гуру». К примеру, мы принимаем прасад. Это тоже служение. В обществе Гуру и вайшнавов мы обретаем духовный опыт, и это самая лучшая возможность продвинуться в духовной жизни.

#00:08:48#

Вопрос: Вайшнавские молитвы также называют бхаджанами. Почему?

Шрила Говинда Махарадж: Безусловно, есть слово на хинди — «бхаджан». К понятию «бхаджан» можно отнести любые духовные песни. Но само лингвистическое значение слова «бхаджан» — это «служение», «удовлетворение». Когда это будет трансформировано через служение Гуру-вайшнаву, тогда это станет служением [Господу]. Таким образом, служение нисходит с высшего плана бытия. Если вайшнав или Гуру говорит тебе: «Пой эту песню», и ты начинаешь ее петь, то этот приказ одухотворяет твою деятельность. Все совершается под руководством специалистов, профессионалов, тех, кто обладает пониманием. Тогда это станет бхаджаном.

#00:11:32#

Некоторые в Индии по-народному говорят: «Мы делаем бхаджан». Имеется в виду, что они поют киртан. Таким образом, есть разные значения этого слова. Например, мы можем заниматься арчаной, поклонением Божествам, но это не всегда может быть бхаджаном — в том случае, если мы делаем это сами, по своему собственному усмотрению. Однако если мы совершаем тот же самый процесс под руководством Гуру и вайшнавов, то это считается бхаджаном. Словом «бхаджана-крия» называются девять методов преданного служения, которые описаны в «Шримад-Бхагаватам», такие как слушание, воспевание, поклонение, памятование и в конечном итоге — самопредание2.

#00:13:31#

Вопрос: Приравнивается ли бхаджан к молитвам?

Шрила Говинда Махарадж: То, что как служение совершается под руководством Гуру, вайшнавов, преданных, называется бхаджаном. Все вы знаете известную поэтессу Мирабай. Вся Индия считает ее великой преданной Кришны, но гаудия-вайшнавы не считают ее великой преданной, поскольку Мирабай в своей жизни не признавала посредничества, она пыталась служить Кришне напрямую. Однако попытка служения напрямую, возможно, не достигает результата. Существуют разные стандарты, разные уровни служения. Существует некое, скажем так, процентное соотношение. Для того чтобы твое служение соответствовало [высшему стандарту] хотя бы на 40%, хотя бы на тройку, нужно выполнять [практическое] служение. Махапрабху сам дал это Рамананде Раю.

#00:16:44#

[Гурудев дает очень интересное объяснение «Рамананда-самвады».] Когда Рамананда Рай в известной беседе предлагает Махапрабху различные варианты того, что является духовным — следовать варнашраме3, отбросить все [виды долга]4, — Махапрабху говорит: «Нет, это все поверхностно», и отвергает эти идеи. Только с момента, когда Рамананда Рай произносит известную шлоку о том, что нужно отбросить все свои представления и предаться вайшнаву, внимать ему5, Махапрабху говорит: «Да, в этом уже есть нечто трансцендентное, с этого все начинается». Это тот самый критерий, с которого начинается что-то духовное. Насколько ты оставил все [ложные представления], насколько предался, насколько внимаешь [вайшнаву], настолько и более глубок процесс — с этого уже начинается духовный рост.

#00:19:00#

Я видел рекламу по телевидению, представляющую канцелярские товары. В ней ребенка спрашивают: «Сколько ты получил на экзамене?» Он отвечает: «Сто пять баллов». — «Как это возможно? Всего же сто могут дать!» — «Возможно, у меня очень красивый почерк, а моя ручка очень хорошо пишет по бумаге».

#00:19:47#

В своих комментариях Рамананда Рай показал самую высшую планку и даже более того — он вышел за пределы высших откровений священных писаний, он превзошел их. Он сказал: «Я не вижу в священных писаниях подтверждения тому, что сейчас буду говорить, но в моем сердце родилось нечто», и начал петь песню собственного сочинения. Махапрабху, услышав ее слова, закрыл ему рот рукой и сказал: «Все, больше не надо говорить ничего».

#00:20:47#

пахилехи ра̄га найана-бхан̇ге бхела
анудина ба̄д̣хала, авадхи на̄ гела
на̄ со раман̣а, на̄ ха̄ма раман̣ӣ
дун̇ху-мана манобхава пеш̣ала джа̄ни’
6

#00:21:31#

Рамананда говорит в этой беседе Махапрабху: «Я не могу найти подтверждения тому, что родилось в моем сердце, в священных писаниях. Я ищу подтверждений, но не вижу их. Там этого нет. Но я желаю сказать это Тебе. Это родилось в моем сердце, поэтому не знаю, понравится Тебе это или нет, но слушай, что я буду говорить». И он начинает раскрывать Махапрабху Его глубочайшую природу, и Махапрабху закрывает ему рот рукой.

#00:22:16#

Та телевизионная реклама родила в моем сердце воспоминания об этой беседе между Махапрабху и Раманандой Раем. Сто пять процентов возможны.

#00:23:03#

Сознание Кришны — бесконечный, трансцендентный поток. Махапрабху говорит: это ачинтья-бхеда-абхеда — непостижимое единство и различие. Сознание Кришны всегда будет существовать за пределами нашего ума и мышления. Что бы мы ни думали о сознании Кришны, все равно будет существовать нечто, что существует за пределами нашего понимания.

Харе Кришна!

#00:23:55#

Санатана Прабху: Ваши даршаны — особая милость. Есть ли какие-либо ограничения на распространение видео- и аудио-продукции?

Виджай Раман Прабху: Все права принадлежат миссии Гурудева.

#00:24:36#

Шрила Говинда Махарадж: В целом, сознание Кришны безгранично. Это зависит от того, кто его воспринимает. Если вы можете совершенно воспринимать его, тогда вы будете чувствовать, что оно безгранично. О сознании Кришны можно говорить сколько угодно. Мы знаем историю Нароттама Даса Тхакура. Он был единственным учеником Локанатха Госвами. И он молился своему учителю, он просил его: «Дай мне возможность служить Рупе Госвами». Желание распространять сознание Кришны — очень хорошее чувство. Мы многого не знали, мы не могли даже представить себе глубины сознания Кришны, но после того, как Гуру Махарадж открыл нам определенные реалии, мы были поражены. Харе Кришна.

#00:28:42#

Шрила Авадхут Махарадж: Джанардан Махарадж сказал, что существуют две точки зрения, которые рассматривал Шрила Шридхар Махарадж. Первая: то, что дается в энциклопедии, некое классическое понятие. Вторая: если Гуру вводит некое понятие, которое разнится с энциклопедическим понятием, то его понятие считается более совершенным. И Шрила Говинда Махарадж комментирует эту идею на примере со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

#00:29:26#

Сарасвати Тхакур говорил о многих запредельных вещах, и у него было несколько учеников [способных воспринимать это]. Один из них — профессор Саньял, а другой — Ананта Васудев. Это были два очень известных ученика Сарасвати Тхакура. И профессор Саньял, несмотря на то, что был председателем экзаменационной комиссии, был крайне ортодоксален. Он считал, что все, что делает вайшнав, все, что говорит вайшнав, — трансцендентно, и с этим нет смысла даже спорить. Ананта Васудев был великим знатоком священных писаний, очень продвинутым преданным. И его точка зрения была несколько иной. Между ними состоялся разговор. Профессор Саньял говорил: «Все, что сказал Гуру, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, — трансцендентно. Если это не совпадает с некими классическими, энциклопедическими истинами, то нужно просто изменять энциклопедии».

#00:30:22#

Однако Ананта Васудев возражал: «Иногда Сарасвати Тхакур раскрывает столь запредельные истины о сознании Кришны, которые не смогут принять общие массы. Мы не должны изменять словари, мы не должны отменять понятия, поскольку общество обладает некой „общественной, народной“ верой». У общества есть некая вера в мораль, этику, другие явления. Сарасвати Тхакур высказывал что-то против этих понятий, полностью их разбивая, выражая более высокую, трансцендентную точка зрения. Ананта Васудев считал, что некие возвышенные идеи не могут быть приняты общими массами. Эти высказывания необходимо привести в некую гармонию, подстроить их для общественного мнения, если идет обращение к общим массам.

#00:31:42#

Двиджарадж Прабху: Осознание себя ничтожной душой приходит по милости Гуру или нужно самому начинать сокрушаться?

#00:32:28#

Шрила Говинда Махарадж: Да, мы должны понимать, что сами по себе как личности мы абсолютно ничтожны, но когда мы заняты служением, мы не должны своими негативными качествами отвергать его. Мы должны понимать: я совершаю служение, и у меня есть определенные качества для его выполнения. Даже самое незначительное служение, которое достигает Гуру-вайшнава, трансформирует наше служение, делает его совершенным, и через это нисходит сила, которая дает возможность выполнить разные виды служения. Я, к примеру, часто говорю всем: «Я всего лишь сельский мальчик». Перед тем, как я пришел в миссию, я даже не был в Калькутте ни разу. Каково правильное умонастроение? Я сам сельский житель, я родился в деревне, я никогда не был в большом городе. Но после того как я встретил своего учителя — все вы знаете, кто такой мой учитель, Шрила Шридхар Махарадж, вы знаете, насколько он чист, насколько совершенен, каково его желание явить милость всему миру, — его милость сделала меня совершенным. Я не считаю себя совершенным, но, поскольку мой Гуру сделал меня совершенным, я вижу тому подтверждение. Двадцать два мировых турне я совершил, проповедуя славу своего Гуру по всему миру, хотя сам по себе я простой сельский житель, но Гурудев меня вывел на эту орбиту. И я, будучи простым человеком, могу ответить на любой вопрос о сознании Кришны. Почему? Потому что такова милость моего учителя.

#00:36:05#

Иногда, когда мне задают вопросы о сознании Кришны, и я даю ответы, я сам поражаюсь: «Откуда это пришло? Я очень простой человек. Откуда я могу знать такие вещи, о которых говорю?» Это низошло из трансцендентного мира через моего учителя. Я привел пример о том, как смотрел индийскую рекламу. Эту рекламу видела вся Индия, огромное количество людей смотрело телевизор. У каждого человека могли быть какие-то ассоциации в связи с этой рекламой, но мой ум, мое сердце при виде этой рекламы пришло к Рамананда-самваде, к самой сокровенной беседе между Махапрабху и Его ближайшим преданным, где говорится о высочайшем божественном открытии, когда Рамананда Рай утверждает: «Я делаю открытие, которого нет в священных писаниях». Таким образом, реклама смогла зацепить мое внимание, привести к этому самому глубокому божественному откровению. Я понимаю, что это только благодаря милости моего божественного учителя, благодаря тому, чем меня наделили. Когда ты будешь сам квалифицирован по милости своего Гуру-вайшнава, ты поймешь, каким образом это нисходит. Есть ли еще вопросы?

#00:38:39#

(Шруташрава Прабху: Можете ли вы объяснить немного поэзию Рамананды Рая? Мы не можем понять ее.

Шрила Говинда Махарадж: Вообще-то это тема не для публичного обсуждения. Рамананда Рай говорит: «Когда Кришна и Я [Радхарани] видим Друг Друга, Мы оба привлечены Друг Другом». Эта песня Радхарани открыта Чандидасом.)

#00:39:42#

са-и-кева̄ ш́унаиле ш́йа̄ма на̄ма
ка̄нера бхитара дийа̄ мараме паш́ила го
акула карила мора пра̄н̣а
на джа̄ни катека мадху ш́йа̄мана̄ме а̄че го
 

вадана чарите на̄хи па̄ре
джапите джапите на̄ма аваса карила го
кемане па̄иба са-и та̄ре
на̄ма парата̄пе йа̄ра аичана карала го
 

ан̇гера параш́е кива̄ хайа
йекха̄не васати та̄ра найане декхийа̄ го
йувати дхарама каиче ра̄йа
па̄ш́арите кари мане паш́а̄ра на йа̄йа го
 

ки кариба ки хабе упа̄йа
кахе двиджа чандидасе кулавати кула на̄ш́е
а̄пана̄ра йаувана ба̄чайа
7

#00:40:31#

(Это чувства встречи, чувства преданности, которые приходят через кришна-нам. Таков смысл этой песни.)

#00:45:05#

Шрила Авадхут Махарадж: Очень трудно, конечно, перевести ответ Гурудева на вопрос Шруташравы Прабху, поскольку это не вопрос интеллектуального порядка, когда можно все разложить по полочкам. В целом, вопрос Шруташравы таков: в чем заключается смысл той поэзии, которую читал Рамананда Рай Махапрабху? Иными словами, вопрос заключался в следующем: «Можете ли вы объяснить то, что находится за пределами объяснения?» И Гурудев (я начну с того, чем он закончил) сказал, что когда слепой обладает любовью, то эта любовь и преданность помогают ему увидеть то, что находится за пределами чувств его собственного восприятия. Мы имеем дело с Кришной, а Кришна подобен солнцу. Но можем ли мы своими глазами увидеть солнце? Мы не увидим солнце, поскольку солнце настолько яркое, что мы видим лишь лучи солнца, мы видим только поток света, мы не способны увидеть сам объект. В этом случае даже имперсоналисты, майявади, пытаются использовать идеи вайшнавской философии, говоря всем, что здесь может рассматриваться единство души и Бога как единство возлюбленных.

#00:46:50#

В поэзии Рамананды Рая [передающей чувства Радхарани] говорится: «Сначала Я думала, что Ты объект моей любви, мужчина, а Я женщина, но потом оказалось, что на самом деле, может быть, наоборот: Я мужчина, а Ты женщина». Махапрабху дал идею ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы — непостижимого единства и различия, или совершенного теизма. Видя Махапрабху, Рамананда Рай рассматривает Его как два начала — мужское и женское, Кришну и Радхарани. И все, о чем говорил Гурудев, — это ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, высшее заключение вайшнавской философии, которое описывает положение души и отношения с Кришной, а также положение самого Кришны в отношениях со Своей энергией. Этот ответ — из категории необъяснимого.

Переводчики: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, Кришна Бхакта Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Кришну нельзя постичь грубыми мирскими чувствами. Он сам открывает Себя преданным, снискавшим Его любовь своим трансцендентным любовным служением» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

2 Ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣, смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇, сакхйам а̄тма-ниведанам — «[Махарадж Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

3 Варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н / виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам — «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Всевышнего нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов» (стих из «Вишну-пураны», 3.8.9; приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.58).

4 Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — [Шри Кришна сказал Арджуне:] «Оставь все виды долга и прими прибежище лишь во Мне» (Шримад Бхагавад-гита, 18.66; шлока цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.63). Кроме того, в «Шримад-Бхагаватам» (11.11.32) говорится: майа̄диш̣т̣а̄н апи свака̄н, дхарма̄н сантйаджйа йах̣ сарва̄н, ма̄м̇ бхаджета са ту саттамах̣ — [Господь Кришна сказал:] «Тот, кто отказывается от обычных религиозных обязанностей и поклоняется лишь Мне одному, признается Мной лучшим среди святых» (стих также цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.62).

5 Джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «[Брахма сказал:] „Мой дорогой Господь, преданные, отвергшие безличную концепцию Абсолютной Истины и потому избегающие абстрактных философских рассуждений, должны слушать, как те, кто постиг свою духовную природу, рассказывают о Твоем Святом Имени, образе, играх и качествах. Они должны безукоризненно соблюдать принципы преданного служения и воздерживаться от недозволенных половых отношений, азартных игр, употребления одурманивающих веществ и убийства животных. Посвятив Тебе все свои дела, слова и мысли, они могут занимать любое положение в обществе и исполнять обязанности любого ашрама. Поистине, такие преданные способны покорить Тебя, хотя для остальных Ты непобедим“» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; стих также приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.67).

6 Стихотворение раскрывает чувства Шримати Радхарани, которая говорит: «Еще до Нашей встречи Нас уже влекло Друг к Другу. Влечение родилось от первого же случайного взгляда. Так возникла Наша связь. День ото дня она крепла, пока не стала неразрывной. Наша привязанность Друг к Другу стала естественным продолжением Нас самих. Причина ее кроется не в Кришне, который наслаждается Мной, и не во Мне, ибо Я лишь доставляю Ему наслаждение. Причину следует искать в другом. Возникновением этой привязанности Мы обязаны Нашей встрече. Такая обоюдная привязанность именуется манобхавой, самим богом любви. Ум Кришны и Мой ум слились воедино. Сейчас, в разлуке, очень трудно объяснить Нашу любовь» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.194).

7 «Я не знаю, кто произнес два эти слога, „Криш-на“, но когда они вошли в Мое сердце, они полностью опьянили Меня. Я не знаю, чье это Имя, и не могу постичь, сколь Оно сладостно, но Оно необходимо Мне». Радхарани обезумела от Имени Кришны, и Чандидас описал это в своей поэме (объяснение из «Религии сердца» — книги Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования