«Реальность и сон». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 31.38M)

Russian

#00:00:18#

Вопрос: Если видишь во сне вайшнава, как следует относиться  к этому?

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Гуру Махараджу задавали похожий вопрос. И как обычно его ответ основан на суждении о том, где духовная суть. В общих чертах мы можем сказать, что если приснился вайшнав, то это что-то благоприятное. Но в то же самое время, если в этом сне, где мы видим вайшнава,  мы видим, что происходящие там события или высказанные там мысли идут вразрез с общими идеями, о которых мы слышали, то, как правило, мы склонны не принимать увиденное всерьез. Наша система ценности, важности, достоверности чего-либо основана на садху, Гуру, вайшнаве.

#00:02:25#

садху-шастра-гуру-вакйа, читете корийа айкйа1

Об этом поет Нароттам Дас Тхакур. Он говорит, что эти три вещи идут параллельно. Поэтому если вайшнав является нам во сне и говорит что-то, что согласуется с тем, что мы обычно слышим от садху, Гуру, вайшнава, читаем в шастрах, то мы принимаем это как что-то глубокое. Но если мы в том сне слышим что-то, что противоречит с услышанным ранее из тех же достоверных источников, то в этом случае мы склонны игнорировать, отбрасывать увиденное во сне, считая это фантазиями ума.

#00:04:10#

Но с другой стороны мы знаем, что у вайшнава более высокого уровня бывают сны или точнее видения, которые подлинны, глубоки, несут в себе реальность. Вспоминаются слова Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, который говорил, что в последние дни его жизни как грихастхи, дни его семейной жизни, снова и снова во сне он видел своего Гуру Махараджа, Шрилу Сарасвати Тхакура, который говорил ему: «Выходи, выходи», подразумевая, что ему следует оставить семейную жизнь. И мы все обрели благо от того, что Шрила Прабхупада вышел из семейной жизни, оставил жизнь грихастхи и принял ванапрастху, санньяс, и далее заполнил, наводнил весь мир сознанием Кришны.

Но даже сам Шрила Прабхупада в то самое время, когда он рассказывал нам об этом сне, он говорил о том, что он видел во сне Сарасвати Тхакура, который говорил ему «выходи». Его собственные ощущения, по его словам, были таковы —  он был в ужасе, он ужаснулся, услышав это.

#00:06:50#

Вспоминая о том, как Шрила Гуру Махарадж использовал эти слова Гегеля «Умереть, чтобы жить» как руководящий принцип сознания Кришны, можно сказать, что мы пришли к сознанию Кришны, соприкоснулись с ним не для того, чтобы остаться такими, какими мы всегда были, для того, чтобы только украсить свою жизнь, привнести какие-то поверхностные аспекты сознания Кришны в нее. Необходимо нечто более глубокое.

И Шрила Гуру Махарадж интерпретирует все указания писаний как зовущие в одну и ту же сторону, в сторону, которую можно обозначить направлением амоотдачи, самопредания или, проще, преданности. Ведь если что-либо, даже изучение писаний, не приводит к этому результату, то, по словам «Бхагаватам» это была напрасная трата времени.

#00:08:24#

дхармах̣ свануш̣т̣хитах̣ пум̇са̄м̇, виш̣ваксена-катха̄су йах̣
нотпа̄дайед йади ратим̇, ш́рама эва хи кевалам 

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.8)

Эти слова «Бхагаватам» говорят о том, что, чем бы человек ни был занят, это должно вести к увеличению рати или способности оценить рассказы о Кришне, к тому, что связано с сознанием Кришны. В данном случае использовано слово «вишваксена» — Кришна-катха, рассказы о Кришне, стремление, жажда, способность оценить должны расти. Ведь мы зовем Кришну, приглашаем Кришну и Кришна отвечает. Но при этом мы остаемся привязанными, продолжаем держаться за ложные представления о себе, о том, каков мой потенциал, о том, кто я на самом деле.

#00:10:24#

Поэтому Шрила Гуру Махарадж всегда говорил: «Умереть, чтобы жить». Иногда мы видим слово «умереть» и сосредотачиваемся на нем, но Шрила Гуру Махарадж говорил, что если вы хотите жить по-настоящему в том высшем мире, то для этого необходимо умереть в том виде, какими вы являетесь сейчас.

#00:11:08#

тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃анам̇
джн̃анинас таттва-дарш́инах̣2

(Бхагавад-гита, 4.34)

Шрила Сарасвати Тхакур, говоря об этой шлоке из Бхагавад-гиты, где говорится о том, как надо придти к Гуру, он говорил, что означает слово «пранипат». Можно его трактовать как «предложить поклоны у стоп Гуру, склониться перед ним». Но на самом деле это означает «я для себя покончил с этим внешним миром».

#00:12:15#

В другом месте сказано: то, что сейчас беспокоит нас, это, одним словом, мир. Что такое этот мир, как не собрание людей, которые каким-то образом оказались в одном месте. Каждый обладает ложными представлениями о себе, и которые обладают противоречащими друг другу интересами, конфликт интересов. Это мир эксплуатации, где один живет или процветает за счет других. И мы живем в этом эгоцентрическом мире, пытаемся утвердить себя, примеряя на все свою мерку, то есть судя о благе, преимуществе того или другого с точки зрения ложного эгоистического интереса, того, что нам кажется интересным.

#00:14:00#

Сознание Кришны означает переход от эгоцентризма к Богоцентризму. Переходу от стремления «а что я могу поиметь?» к стремлению «а что я могу отдать?». А что мы можем отдать? Себя самих. Самоотдача. Шримати Радхарани, само Ее имя происходит от выражения «Та, чей метод, чей способ поклонения это полная самоотдача, самопожертвование».

Опираясь на прошлый опыт этого мира, разумеется, мы испытываем здоровые опасения, когда слышим такие идеи, ведь нас обманывают, нас эксплуатируют. И поэтому мы защищаемся, как можем, под именем человеческой цивилизации, устраивая себе систему ценностей, что приемлемо, что не приемлемо, что хорошо, что плохо. Но нам не следует переносить подобную систему ценностей на высший мир, потому что от этого, если кто-то и проиграет, то мы сами. Кришна Бог, Абсолютное благо, поэтому все, что связано с Ним, хорошо.

#00:16:43#

Все эти формы защиты, такие как законы, нормы, правила и предписания, созданы только для обусловленных душ в материальном мире друг от друга. Но если мы попытаемся перенести эти нормы, эти представления на высшее существо, на Сам Абсолют собственной персоной, на Бога, то от этого потеряем только мы сами. И поскольку у нас нет правильного представления о том, что это такое, мы на самом деле боимся самосознания, раскрытия себя, ведь нам неведомо никакого другого я, кроме того я, что хочет эксплуатировать. Мы не уверены даже, а есть ли в нас вообще склонность к самоотдаче? И поскольку единственное я, известное нам, это я эксплуататора, мы боимся отпускать это я. А как же я буду жить, как же я выживу?

#00:18:55#

Но двигаться в сторону мира души, самопредания, преданности это не трусость, это напротив, храбрость, героизм. Шрила Гуру Махарадж говорил, что это самая благородная борьба, самая благородная битва умереть, чтобы жить, распрощаться с прежним я, со всеми прежними представлениями о себе и обратиться к жизни, основанной на вере.

Как есть расхожее клише прыжок веры или шаг веры. Как маленький ребенок знает, что его родители или старшие родственники могут подбросить в воздух, но тут же поймают. В этом случае ребенок, безусловно, верит в то, что его старший родитель или родственник благосклонен к нему и способен его защитить. Говорят, что Христос однажды сказал: «Только если вы станете подобны детям, только тогда вы сможете войти в Царствие Небесное».

#00:21:10#

Часть Шаранагати «Гоптритве варанам» означает принять Кришну своим опекуном, защитником, верить, что Он защитит в любых обстоятельствах. И Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрила Джива Госвами утверждает, что из всех шести элементов, шести анг Шаранагати, самопредания, именно это руководство Кришны самое главное. Ведь это вера убежденность, что Кришна настоящий, что Он жив, что Он ответит.

#00:22:00#

йасмин гйате сарввамидам вигйатам бхавати йасмин прапте сарвамидам праптам бхавати тад виджигйасасва тадева брахма 

(«Мундака-упанишад», 1.3)

Вчера мы вспоминали эти слова: стремитесь познать то, познав что, вы познаете все.

‘ш́раддха̄’-шабде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.62)

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что такое шраддха, вера. По сути, вера — это твердая убежденность, что если человек посвящает все свои силы, всю свою энергию, то в этом случае он делает все необходимое, он делает все, что только можно сделать благоприятного. Это красивые слова, все здорово, но есть ли реальные примеры, которые показали бы нам, что это бывает?

#00:23:38#

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄нопаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄

(«Шримад-Бхагаватам», 4.31.14)

«Шримад-Бхагаватам» дает пример. Когда вы поливаете корень дерева, то все составляющие дерева, его ствол, его листья обретают питание. Вы помещаете пищу в желудок, и все тело питается. Это два примера, которые показывают, что так бывает. Отдаете всю энергию в одном месте, а благо, энергию обретает все.

#00:24:51#

Также Богоцентризм, служение, направленное на абсолютный центр, на Бога — это один вид действия, которое приносит благо всем окружающим. В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Я — дающий семя. Я — отец каждому». В одном месте книги «Поиск Шри Кришны — Прекрасной Реальности» Шрила Гуру Махарадж говорит, что это самодержец, деспот и лжец. Мы могли бы сказать: «Интересные он нашел выражения, чтобы молиться Богу: “Мой дорогой самодержец, деспот и лжец, я мечтаю служить Тебе!”». Шрила Гуру Махарадж предупреждает нас: мы должны быть готовы служить своевольному Абсолюту. Но мы начинаем нервничать: «Как так, своевольный? Все делает по-своему? Это не хорошо».

#00:26:35#

Мы пытаемся исцелить людей от этой болезни. Да, здесь. Неужели вы думаете, что если речь идет об абсолютном благе, то Его своеволие, прихоти не несут абсолютного блага? Подобными неуместными, глупыми переносами мирских суждений мы ограничиваем свое представление об Абсолюте.

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам...

(Бхагавад-гита, 5.29)

Он — Высший самодержец, все предназначено только для Его радости. Мы боимся думать о  Кришне таким образом. Но нас нисколько не смущает мысль, что на самом деле все предназначено для моей радости. Это мы примем с готовностью, нисколько не сомневаясь. Но если нам говорят, что на самом деле все предназначено для удовольствия Кришны, мы начинаем нервничать: «Как так? Я не готов такое принять. А как же я?». Но кто такой ты?

#00:28:58#

Если Он — Самодержец, Абсолют, то, если следовать Гегелю, Он должен существовать Сам по Себе и для Себя, и в этом случае любое ограничение Абсолюта будет на самом деле будет не выгодно, будет приводить к проигрышу. Гуру Махарадж использует выражение «Кришна — деспот». Но какого рода деспот? Прекрасная Реальность. Акхила расамрита муртих — источник всей экстатической сладости, радости, очарования, красоты. Сладость собственной персоной, любовь собственной персоной. Значит, Его божественные поступки несут благо каждому.

Мы хотим приспособиться к этой вселенской волне, стать под нее, настроиться под абсолютный центр. И один преданный однажды слушал Гуру Махараджа и говорил: «Да, Вы говорите “самодержец”, это я могу принять. Деспот — да, но лжец?», — «Да, лжец. Потому что Вы не готовы услышать истину».

#00:30:46#

парокш̣а-ва̄до ведо ’йам̇
ба̄ла̄на̄м ануш́а̄шанам...

[Парокш̣а-ва̄до ведо ’йам̇ ба̄ла̄на̄м ануш́а̄санам / карма-мокш̣а̄йа карма̄н̣и видхатте хй агадам̇ йатха̄ — «Подобные детям, глупцы привязаны к материалистичной, кармической деятельности, хотя истинная цель жизни заключается как раз в том, чтобы освободиться от нее. Поэтому ведические предписания косвенно приводят на путь конечного освобождения, сначала рекомендуя кармическую деятельность так же, как отец обещает ребенку конфету, чтобы тот принял лекарство» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.44).]

Как детей учат, им раскрывают полную правду по частям. И быть может, первые части, через которые до них начинает доходить правда, это неполная правда.

Мы слышали о том, что есть солнечная система. Солнце стоит на месте, не двигается, а вокруг него вращаются планеты, и мы постепенно усваиваем эту идею. Потом позже, когда мы уже усвоили эту идею, нам говорят: «А помнишь то Солнце, которое мы говорили, что не двигается? Да, вот со всеми планетами, что вокруг него вращаются. На самом деле само Солнце тоже двигается. Все вместе, Солнце со своими планетами обращаются вокруг полярной звезды».

Поэтому правду раскрывают частями. Если с самого начала объяснять все: да планета вращается, и вращается вокруг Солнца, и Солнце тоже вращается, и полярная звезда есть. Человек запутается. Поэтому эта ложь не со зла.

#00:32:56#

Однажды Кришна играл со Своими друзьями, и Баларама и друзьями Кришны прибежали к матушке Яшоде и сказали: «А там Кришна, он начал землю есть!» Матушка Яшода позвала Кришну, Кришна подошел к ней. «Это правда, что Ты ел землю?», — «Нет-нет, мама. Просто мы играли, Я побеждал каждый раз, а они сговорились и хотят, чтобы у Меня были неприятности с тобой. И можешь посмотреть на мой рот, есть ли там земля». И Кришна открыл рот. Яшода заглянула и увидела планету Землю и все остальные планеты, Солнце. И Кришна спрашивает: «Ну что землю видишь?». И тогда матушка Яшода начала думать: «О, это только под влиянием Йога-майи я стала думать, что это Высшая Абсолютная Истина, Сам Всевышний стал моим ребенком».

#00:34:40#

На мгновение. Кришна лгал. Он лгал ради того, чтобы явить более высокую истину. Но любовь матушки Яшоды, ее привязанность к Кришне столь велика, что даже столь явное проявление божественного могущества Кришны смогла поколебать ее материнские чувства к Кришне, ее отношение к Нему лишь только на мгновение. А в следующее мгновение мимо пробегала кошка и громко мяукнула, и Кришна испугался мяуканья кошки и ухватился за мамино сари. Яшода подумала: «Нет, это все таки мой малыш. Смотрите, Он боится. Ему нужно быть рядышком со мной, чтобы знать, что Он в безопасности».

#00:36:07#

Чтобы оказаться в том мире, какого рода, какого уровня любовь, нежность преданность необходима? Поэтому Сарасвати Тхакур говорит: «Распрощайтесь, забудьте про этот мир, распрощайтесь с ним. Да, вам по-прежнему нужно жить в нем, но вы не обязаны принадлежать ему». И благодаря божественному влиянию, божественному зрению, которое даруется по милости шастр, Гуру, вайшнава мы можем смотреть на этот мир иначе. И тогда постепенно, когда мы будем обретать такое восприятие, все в этом мире станет для нас не причиной забыть о Кришне, а поводом вспомнить о Нем.

#00:36:07#  

расо ’хам апсу каунтейа
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у
ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам́ нр̣ш̣у

(Бхагавад-гита, 7.8)

Кришна говорит: «Я — вкус воды, Я — свет Солнца и Луны. Слог Ом, пранам, изначальный звук, все Веды». Шабдаке — «Я — звук в эфире». «Я — талант в человеке». Что-то вроде олимпийских игр. Когда мы видим необычайные человеческие способности, таланты, мы видим, что в этом есть что-то божественное.

Шрила Гуру Махарадж объясняет: «Наше служение — научиться правильно смотреть на вещи». Это означает видеть связь всего и вся с центральной концепцией Абсолюта, с Кришна-концепцией.

#00:39:12#

Вопрос: Есть две категории живых существ — вечно обусловленные и вечно освобожденные души. Есть ли возможность перейти от одной категории к другой?

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Прабхупада дал очень хороший пример того, как это происходит в своей рукописи, которая издана как книга «Свет Бхагаваты». Эти слова основаны на определенного рода интерпретации слов из 10 песни «Бхагаватам». Он говорит: «В сезон дождей на небе бывает много облаков. Часть неба закрыта облаками, а часть неба чиста. Когда есть облако, вы можете сказать: “Да, в этом месте есть облако, а в этом месте чистое небо”. Но когда облака уходят, вы не можете различить, вы не видите никакой разницы между той частью неба, которая была закрыта облаком, и той частью, которая была чиста”».

#00:41:40#

Также можно сравнить положение обусловленных душ и освобожденных душ. Представление обусловленной души о себе, о своей сварупе затуманено, скрыто облаками невежества. Но когда облака невежества уходят и такая душа, становится вечно освобожденной, то вы не увидите никакой разницы между тем, кто всегда был вечно освобожденным, и тем, кто когда-то был во власти невежества.

#00:43:20#

Если возникает необходимость провести тонкий анализ, то столь великие ачарьи, как Вишванатх Чакраварти Тхакур, в состоянии провести его и рассказать, каким образом происходит этот процесс, что душа может оказаться в окружении гопи, сперва в прапанча-лилах, играх Кришны, проявленных в этом мире, затем обрести постоянное положение в играх Кришны в духовной мире. Но это именно глубокий анализ. Это показывает скорее высочайшую квалификацию Шрилы Вишванатхи Чакраварти и других ачарьев его калибра.

#00:43:55# 

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ‘рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Тот, кто постигает Мое рождение, Мои деяния в этом мире, тот (дословно Он говорит) приходит ко Мне, достигает Меня». Шрила Санатана Госвами, объясняя эти его слова, говорит, что речь идет о том, что такая душа переносится во вселенную, где в этот момент игры Кришны идут полным ходом, оказывается в утробе одной из гопи и сама обретает рождение гопи, гопи-гарбху. И там такая душа вступает в игры Кришны. И успешно завершая свое существование в материальном мире, они, наконец, обретают васту-сиддхи, постоянное положение в играх на Голоке.

#00:46:08#

В «Бхагаватам» описано, что випра-патни, жены брахманов, которым в какой-то момент довелось встретиться с Кришной и Баларамой, хотя эти жены брахманов много раз слышали о Кришне-Балараме, но это было в первый раз, когда они непосредственно встретились с ними. Каким образом они слышат что-то о Кришне? Возможно, продавцы или продавщицы фруктов приходят к ним и рассказывают последние новости: «А вы слышали, что произошло недавно в Нанда-гокуле, в семье Нанды?», и рассказывают истории, связанные с Кришной. Это Кришна-катха, Хари-катха. И слушание этих историй, слушание Хари-катхи, побуждает в их сердцах глубокие переживания.

#00:47:38#

В главе, предшествующей встречам с женами брахманов, Кришна обращаясь к Балараме, прославляет деревья Вриндавана. Тем самым Он являет сцену, чтобы явить славу випра-патни. Кришна, обращаясь к Балараме и другим, говорит: «Посмотри, сколь велика слава этих деревьев! Сколь они великодушны и щедры! Они живут лишь только, чтобы дарить свои плоды другим. Они дарят убежище, тень, плоды. То есть они всегда служат другим».

Итак, Он в высшей степени прославлял деревья. И потом после этого Кришна отправил Своих друзей-пастушков попросить пищу, попросить еды у брахманов от имени Кришны и Баларамы. И на самом деле Он сказал: «Попроси от имени Баларамы», потому что в играх Кришны и Баларамы Баларама все таки кшатрий, королевских кровей, а Кришна всего лишь незначительный пастушок. Поэтому Он сказал: «Скажите, что Баларама просит». Кришна там скрывается под видом пастушка.

Иногда в более поздних играх Кришны царицы Двараки ругают друг друга таким образом: «Ты влюбилась в пастушка, ты — принцесса».

#00:51:31#

Итак, когда те мальчики-пастушки, друзья Кришны пришли к тем брахманам, брахманы начали объяснять: «Нет-нет, вы не понимаете, сейчас еще не то время. Нам еще следует повторить множество мантр, провести ритуалы. Только тогда можно будет получить прасадам. Мы все делаем по книжкам, по Ведам». Мальчики вернулись к Кришне и сказали: «Они ничего не дали». Кришна только улыбнулся и сказал: «А попросите их жен». И эти жены брахманов, мы можем сказать, они ждали этого миллионы жизней. Они были готовы, они были на старте, весь прасад был собран, они готовы были стартовать.

#00:51:52#

Иногда говорят, что браджа-гопи, мы можем догадываться, сколь велико их рвение. Иногда они одевают юбку на голову, верхнюю часть вниз и наоборот, украшение не туда, настолько они рвутся увидеть Кришну. И о них говорится, что они не проходили всевозможные очистительные процессы, они не учились в гуру-куле, они не были брахмачари, они не проходили всех этих сложностей. Но за то кем они стали? Они стали возлюбленными Кришны, теми, кто всем сердцем любит Кришну. И это первый раз, когда они, эти жены брахманов, наконец, впервые увидят Личность Бога, Самого Кришну.

#00:53:05#

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха-
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам ануврата̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам̇
карн̣отпала̄лака-капола-мукха̄бджа-ха̄сам

(«Шримад-Бхагаватам», 10.23.22)

Итак, наконец, эти жены брахманов прибежали с прасадом в лес Вриндавана к Кришне, и там они увидели, как Кришна стоит, опершись рукой на плечо Баларамы, а в другой руке Он вращает тысячелепестковый лотос. И они стали смотреть на Кришну. И как Кришна вращал лотос, также их сердца  стали закручиваться. И их пропитали чувства матхура-расы.

И тогда Чакраварити Тхакур может провести анализ, что среди них были разные категории — так, так и так. Но это показывает его превосходные способности к анализу. Но что можно смело сказать, что на этом уровне прошлое не играет никакой роли.

Харе Кришна.

 Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Я не буду делать ничего, что не является указанием моего Гуру».

2 «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».




←  Лекция Шрилы Госвами Махараджа в «Джаганнате» 10 июля 2012 года ·• Архив новостей •· Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж и Сахадев Прабху. 12 июля 2012 года. Чиангмай, Таиланд  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 32.9 МБ)

Russian

#00:00:18#

Вопрос: Если видишь во сне вайшнава, как следует относиться  к этому?

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Гуру Махараджу задавали похожий вопрос. И как обычно его ответ основан на суждении о том, где духовная суть. В общих чертах мы можем сказать, что если приснился вайшнав, то это что-то благоприятное. Но в то же самое время, если в этом сне, где мы видим вайшнава,  мы видим, что происходящие там события или высказанные там мысли идут вразрез с общими идеями, о которых мы слышали, то, как правило, мы склонны не принимать увиденное всерьез. Наша система ценности, важности, достоверности чего-либо основана на садху, Гуру, вайшнаве.

#00:02:25#

садху-шастра-гуру-вакйа, читете корийа айкйа1

Об этом поет Нароттам Дас Тхакур. Он говорит, что эти три вещи идут параллельно. Поэтому если вайшнав является нам во сне и говорит что-то, что согласуется с тем, что мы обычно слышим от садху, Гуру, вайшнава, читаем в шастрах, то мы принимаем это как что-то глубокое. Но если мы в том сне слышим что-то, что противоречит с услышанным ранее из тех же достоверных источников, то в этом случае мы склонны игнорировать, отбрасывать увиденное во сне, считая это фантазиями ума.

#00:04:10#

Но с другой стороны мы знаем, что у вайшнава более высокого уровня бывают сны или точнее видения, которые подлинны, глубоки, несут в себе реальность. Вспоминаются слова Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, который говорил, что в последние дни его жизни как грихастхи, дни его семейной жизни, снова и снова во сне он видел своего Гуру Махараджа, Шрилу Сарасвати Тхакура, который говорил ему: «Выходи, выходи», подразумевая, что ему следует оставить семейную жизнь. И мы все обрели благо от того, что Шрила Прабхупада вышел из семейной жизни, оставил жизнь грихастхи и принял ванапрастху, санньяс, и далее заполнил, наводнил весь мир сознанием Кришны.

Но даже сам Шрила Прабхупада в то самое время, когда он рассказывал нам об этом сне, он говорил о том, что он видел во сне Сарасвати Тхакура, который говорил ему «выходи». Его собственные ощущения, по его словам, были таковы -  он был в ужасе, он ужаснулся, услышав это.

#00:06:50#

Вспоминая о том, как Шрила Гуру Махарадж использовал эти слова Гегеля «Умереть, чтобы жить» как руководящий принцип сознания Кришны, можно сказать, что мы пришли к сознанию Кришны, соприкоснулись с ним не для того, чтобы остаться такими, какими мы всегда были, для того, чтобы только украсить свою жизнь, привнести какие-то поверхностные аспекты сознания Кришны в нее. Необходимо нечто более глубокое.

И Шрила Гуру Махарадж интерпретирует все указания писаний как зовущие в одну и ту же сторону, в сторону, которую можно обозначить направлением амоотдачи, самопредания или, проще, преданности. Ведь если что-либо, даже изучение писаний, не приводит к этому результату, то, по словам «Бхагаватам» это была напрасная трата времени.

#00:08:24#

дхармах̣ свануш̣т̣хитах̣ пум̇са̄м̇, виш̣ваксена-катха̄су йах̣
нотпа̄дайед йади ратим̇, ш́рама эва хи кевалам 

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.8)

Эти слова «Бхагаватам» говорят о том, что, чем бы человек ни был занят, это должно вести к увеличению рати или способности оценить рассказы о Кришне, к тому, что связано с сознанием Кришны. В данном случае использовано слово «вишваксена» — Кришна-катха, рассказы о Кришне, стремление, жажда, способность оценить должны расти. Ведь мы зовем Кришну, приглашаем Кришну и Кришна отвечает. Но при этом мы остаемся привязанными, продолжаем держаться за ложные представления о себе, о том, каков мой потенциал, о том, кто я на самом деле.

#00:10:24#

Поэтому Шрила Гуру Махарадж всегда говорил: «Умереть, чтобы жить». Иногда мы видим слово «умереть» и сосредотачиваемся на нем, но Шрила Гуру Махарадж говорил, что если вы хотите жить по-настоящему в том высшем мире, то для этого необходимо умереть в том виде, какими вы являетесь сейчас.

#00:11:08#

тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃анам̇
джн̃анинас таттва-дарш́инах̣2

(Бхагавад-гита, 4.34)

Шрила Сарасвати Тхакур, говоря об этой шлоке из Бхагавад-гиты, где говорится о том, как надо придти к Гуру, он говорил, что означает слово «пранипат». Можно его трактовать как «предложить поклоны у стоп Гуру, склониться перед ним». Но на самом деле это означает «я для себя покончил с этим внешним миром».

#00:12:15#

В другом месте сказано: то, что сейчас беспокоит нас, это, одним словом, мир. Что такое этот мир, как не собрание людей, которые каким-то образом оказались в одном месте. Каждый обладает ложными представлениями о себе, и которые обладают противоречащими друг другу интересами, конфликт интересов. Это мир эксплуатации, где один живет или процветает за счет других. И мы живем в этом эгоцентрическом мире, пытаемся утвердить себя, примеряя на все свою мерку, то есть судя о благе, преимуществе того или другого с точки зрения ложного эгоистического интереса, того, что нам кажется интересным.

#00:14:00#

Сознание Кришны означает переход от эгоцентризма к Богоцентризму. Переходу от стремления «а что я могу поиметь?» к стремлению «а что я могу отдать?». А что мы можем отдать? Себя самих. Самоотдача. Шримати Радхарани, само Ее имя происходит от выражения «Та, чей метод, чей способ поклонения это полная самоотдача, самопожертвование».

Опираясь на прошлый опыт этого мира, разумеется, мы испытываем здоровые опасения, когда слышим такие идеи, ведь нас обманывают, нас эксплуатируют. И поэтому мы защищаемся, как можем, под именем человеческой цивилизации, устраивая себе систему ценностей, что приемлемо, что не приемлемо, что хорошо, что плохо. Но нам не следует переносить подобную систему ценностей на высший мир, потому что от этого, если кто-то и проиграет, то мы сами. Кришна Бог, Абсолютное благо, поэтому все, что связано с Ним, хорошо.

#00:16:43#

Все эти формы защиты, такие как законы, нормы, правила и предписания, созданы только для обусловленных душ в материальном мире друг от друга. Но если мы попытаемся перенести эти нормы, эти представления на высшее существо, на Сам Абсолют собственной персоной, на Бога, то от этого потеряем только мы сами. И поскольку у нас нет правильного представления о том, что это такое, мы на самом деле боимся самосознания, раскрытия себя, ведь нам неведомо никакого другого я, кроме того я, что хочет эксплуатировать. Мы не уверены даже, а есть ли в нас вообще склонность к самоотдаче? И поскольку единственное я, известное нам, это я эксплуататора, мы боимся отпускать это я. А как же я буду жить, как же я выживу?

#00:18:55#

Но двигаться в сторону мира души, самопредания, преданности это не трусость, это напротив, храбрость, героизм. Шрила Гуру Махарадж говорил, что это самая благородная борьба, самая благородная битва умереть, чтобы жить, распрощаться с прежним я, со всеми прежними представлениями о себе и обратиться к жизни, основанной на вере.

Как есть расхожее клише прыжок веры или шаг веры. Как маленький ребенок знает, что его родители или старшие родственники могут подбросить в воздух, но тут же поймают. В этом случае ребенок, безусловно, верит в то, что его старший родитель или родственник благосклонен к нему и способен его защитить. Говорят, что Христос однажды сказал: «Только если вы станете подобны детям, только тогда вы сможете войти в Царствие Небесное».

#00:21:10#

Часть Шаранагати «Гоптритве варанам» означает принять Кришну своим опекуном, защитником, верить, что Он защитит в любых обстоятельствах. И Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрила Джива Госвами утверждает, что из всех шести элементов, шести анг Шаранагати, самопредания, именно это руководство Кришны самое главное. Ведь это вера убежденность, что Кришна настоящий, что Он жив, что Он ответит.

#00:22:00#

йасмин гйате сарввамидам вигйатам бхавати йасмин прапте сарвамидам праптам бхавати тад виджигйасасва тадева брахма 

(«Мундака-упанишад», 1.3)

Вчера мы вспоминали эти слова: стремитесь познать то, познав что, вы познаете все.

‘ш́раддха̄’-шабде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.62)

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что такое шраддха, вера. По сути, вера — это твердая убежденность, что если человек посвящает все свои силы, всю свою энергию, то в этом случае он делает все необходимое, он делает все, что только можно сделать благоприятного. Это красивые слова, все здорово, но есть ли реальные примеры, которые показали бы нам, что это бывает?

#00:23:38#

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄нопаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄

(«Шримад-Бхагаватам», 4.31.14)

«Шримад-Бхагаватам» дает пример. Когда вы поливаете корень дерева, то все составляющие дерева, его ствол, его листья обретают питание. Вы помещаете пищу в желудок, и все тело питается. Это два примера, которые показывают, что так бывает. Отдаете всю энергию в одном месте, а благо, энергию обретает все.

#00:24:51#

Также Богоцентризм, служение, направленное на абсолютный центр, на Бога — это один вид действия, которое приносит благо всем окружающим. В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Я — дающий семя. Я — отец каждому». В одном месте книги «Поиск Шри Кришны — Прекрасной Реальности» Шрила Гуру Махарадж говорит, что это самодержец, деспот и лжец. Мы могли бы сказать: «Интересные он нашел выражения, чтобы молиться Богу: “Мой дорогой самодержец, деспот и лжец, я мечтаю служить Тебе!”». Шрила Гуру Махарадж предупреждает нас: мы должны быть готовы служить своевольному Абсолюту. Но мы начинаем нервничать: «Как так, своевольный? Все делает по-своему? Это не хорошо».

#00:26:35#

Мы пытаемся исцелить людей от этой болезни. Да, здесь. Неужели вы думаете, что если речь идет об абсолютном благе, то Его своеволие, прихоти не несут абсолютного блага? Подобными неуместными, глупыми переносами мирских суждений мы ограничиваем свое представление об Абсолюте.

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇
сарва-лока-махеш́варам...

(Бхагавад-гита, 5.29)

Он — Высший самодержец, все предназначено только для Его радости. Мы боимся думать о  Кришне таким образом. Но нас нисколько не смущает мысль, что на самом деле все предназначено для моей радости. Это мы примем с готовностью, нисколько не сомневаясь. Но если нам говорят, что на самом деле все предназначено для удовольствия Кришны, мы начинаем нервничать: «Как так? Я не готов такое принять. А как же я?». Но кто такой ты?

#00:28:58#

Если Он — Самодержец, Абсолют, то, если следовать Гегелю, Он должен существовать Сам по Себе и для Себя, и в этом случае любое ограничение Абсолюта будет на самом деле будет не выгодно, будет приводить к проигрышу. Гуру Махарадж использует выражение «Кришна — деспот». Но какого рода деспот? Прекрасная Реальность. Акхила расамрита муртих — источник всей экстатической сладости, радости, очарования, красоты. Сладость собственной персоной, любовь собственной персоной. Значит, Его божественные поступки несут благо каждому.

Мы хотим приспособиться к этой вселенской волне, стать под нее, настроиться под абсолютный центр. И один преданный однажды слушал Гуру Махараджа и говорил: «Да, Вы говорите “самодержец”, это я могу принять. Деспот — да, но лжец?», — «Да, лжец. Потому что Вы не готовы услышать истину».

#00:30:46#

парокш̣а-ва̄до ведо ’йам̇
ба̄ла̄на̄м ануш́а̄шанам...

[Парокш̣а-ва̄до ведо ’йам̇ ба̄ла̄на̄м ануш́а̄санам / карма-мокш̣а̄йа карма̄н̣и видхатте хй агадам̇ йатха̄ — «Подобные детям, глупцы привязаны к материалистичной, кармической деятельности, хотя истинная цель жизни заключается как раз в том, чтобы освободиться от нее. Поэтому ведические предписания косвенно приводят на путь конечного освобождения, сначала рекомендуя кармическую деятельность так же, как отец обещает ребенку конфету, чтобы тот принял лекарство» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.44).]

Как детей учат, им раскрывают полную правду по частям. И быть может, первые части, через которые до них начинает доходить правда, это неполная правда.

Мы слышали о том, что есть солнечная система. Солнце стоит на месте, не двигается, а вокруг него вращаются планеты, и мы постепенно усваиваем эту идею. Потом позже, когда мы уже усвоили эту идею, нам говорят: «А помнишь то Солнце, которое мы говорили, что не двигается? Да, вот со всеми планетами, что вокруг него вращаются. На самом деле само Солнце тоже двигается. Все вместе, Солнце со своими планетами обращаются вокруг полярной звезды».

Поэтому правду раскрывают частями. Если с самого начала объяснять все: да планета вращается, и вращается вокруг Солнца, и Солнце тоже вращается, и полярная звезда есть. Человек запутается. Поэтому эта ложь не со зла.

#00:32:56#

Однажды Кришна играл со Своими друзьями, и Баларама и друзьями Кришны прибежали к матушке Яшоде и сказали: «А там Кришна, он начал землю есть!» Матушка Яшода позвала Кришну, Кришна подошел к ней. «Это правда, что Ты ел землю?», — «Нет-нет, мама. Просто мы играли, Я побеждал каждый раз, а они сговорились и хотят, чтобы у Меня были неприятности с тобой. И можешь посмотреть на мой рот, есть ли там земля». И Кришна открыл рот. Яшода заглянула и увидела планету Землю и все остальные планеты, Солнце. И Кришна спрашивает: «Ну что землю видишь?». И тогда матушка Яшода начала думать: «О, это только под влиянием Йога-майи я стала думать, что это Высшая Абсолютная Истина, Сам Всевышний стал моим ребенком».

#00:34:40#

На мгновение. Кришна лгал. Он лгал ради того, чтобы явить более высокую истину. Но любовь матушки Яшоды, ее привязанность к Кришне столь велика, что даже столь явное проявление божественного могущества Кришны смогла поколебать ее материнские чувства к Кришне, ее отношение к Нему лишь только на мгновение. А в следующее мгновение мимо пробегала кошка и громко мяукнула, и Кришна испугался мяуканья кошки и ухватился за мамино сари. Яшода подумала: «Нет, это все таки мой малыш. Смотрите, Он боится. Ему нужно быть рядышком со мной, чтобы знать, что Он в безопасности».

#00:36:07#

Чтобы оказаться в том мире, какого рода, какого уровня любовь, нежность преданность необходима? Поэтому Сарасвати Тхакур говорит: «Распрощайтесь, забудьте про этот мир, распрощайтесь с ним. Да, вам по-прежнему нужно жить в нем, но вы не обязаны принадлежать ему». И благодаря божественному влиянию, божественному зрению, которое даруется по милости шастр, Гуру, вайшнава мы можем смотреть на этот мир иначе. И тогда постепенно, когда мы будем обретать такое восприятие, все в этом мире станет для нас не причиной забыть о Кришне, а поводом вспомнить о Нем.

#00:36:07#  

расо ’хам апсу каунтейа
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у
ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам́ нр̣ш̣у

(Бхагавад-гита, 7.8)

Кришна говорит: «Я — вкус воды, Я — свет Солнца и Луны. Слог Ом, пранам, изначальный звук, все Веды». Шабдаке — «Я — звук в эфире». «Я — талант в человеке». Что-то вроде олимпийских игр. Когда мы видим необычайные человеческие способности, таланты, мы видим, что в этом есть что-то божественное.

Шрила Гуру Махарадж объясняет: «Наше служение — научиться правильно смотреть на вещи». Это означает видеть связь всего и вся с центральной концепцией Абсолюта, с Кришна-концепцией.

#00:39:12#

Вопрос: Есть две категории живых существ — вечно обусловленные и вечно освобожденные души. Есть ли возможность перейти от одной категории к другой?

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Прабхупада дал очень хороший пример того, как это происходит в своей рукописи, которая издана как книга «Свет Бхагаваты». Эти слова основаны на определенного рода интерпретации слов из 10 песни «Бхагаватам». Он говорит: «В сезон дождей на небе бывает много облаков. Часть неба закрыта облаками, а часть неба чиста. Когда есть облако, вы можете сказать: “Да, в этом месте есть облако, а в этом месте чистое небо”. Но когда облака уходят, вы не можете различить, вы не видите никакой разницы между той частью неба, которая была закрыта облаком, и той частью, которая была чиста”».

#00:41:40#

Также можно сравнить положение обусловленных душ и освобожденных душ. Представление обусловленной души о себе, о своей сварупе затуманено, скрыто облаками невежества. Но когда облака невежества уходят и такая душа, становится вечно освобожденной, то вы не увидите никакой разницы между тем, кто всегда был вечно освобожденным, и тем, кто когда-то был во власти невежества.

#00:43:20#

Если возникает необходимость провести тонкий анализ, то столь великие ачарьи, как Вишванатх Чакраварти Тхакур, в состоянии провести его и рассказать, каким образом происходит этот процесс, что душа может оказаться в окружении гопи, сперва в прапанча-лилах, играх Кришны, проявленных в этом мире, затем обрести постоянное положение в играх Кришны в духовной мире. Но это именно глубокий анализ. Это показывает скорее высочайшую квалификацию Шрилы Вишванатхи Чакраварти и других ачарьев его калибра.

#00:43:55# 

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ‘рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Тот, кто постигает Мое рождение, Мои деяния в этом мире, тот (дословно Он говорит) приходит ко Мне, достигает Меня». Шрила Санатана Госвами, объясняя эти его слова, говорит, что речь идет о том, что такая душа переносится во вселенную, где в этот момент игры Кришны идут полным ходом, оказывается в утробе одной из гопи и сама обретает рождение гопи, гопи-гарбху. И там такая душа вступает в игры Кришны. И успешно завершая свое существование в материальном мире, они, наконец, обретают васту-сиддхи, постоянное положение в играх на Голоке.

#00:46:08#

В «Бхагаватам» описано, что випра-патни, жены брахманов, которым в какой-то момент довелось встретиться с Кришной и Баларамой, хотя эти жены брахманов много раз слышали о Кришне-Балараме, но это было в первый раз, когда они непосредственно встретились с ними. Каким образом они слышат что-то о Кришне? Возможно, продавцы или продавщицы фруктов приходят к ним и рассказывают последние новости: «А вы слышали, что произошло недавно в Нанда-гокуле, в семье Нанды?», и рассказывают истории, связанные с Кришной. Это Кришна-катха, Хари-катха. И слушание этих историй, слушание Хари-катхи, побуждает в их сердцах глубокие переживания.

#00:47:38#

В главе, предшествующей встречам с женами брахманов, Кришна обращаясь к Балараме, прославляет деревья Вриндавана. Тем самым Он являет сцену, чтобы явить славу випра-патни. Кришна, обращаясь к Балараме и другим, говорит: «Посмотри, сколь велика слава этих деревьев! Сколь они великодушны и щедры! Они живут лишь только, чтобы дарить свои плоды другим. Они дарят убежище, тень, плоды. То есть они всегда служат другим».

Итак, Он в высшей степени прославлял деревья. И потом после этого Кришна отправил Своих друзей-пастушков попросить пищу, попросить еды у брахманов от имени Кришны и Баларамы. И на самом деле Он сказал: «Попроси от имени Баларамы», потому что в играх Кришны и Баларамы Баларама все таки кшатрий, королевских кровей, а Кришна всего лишь незначительный пастушок. Поэтому Он сказал: «Скажите, что Баларама просит». Кришна там скрывается под видом пастушка.

Иногда в более поздних играх Кришны царицы Двараки ругают друг друга таким образом: «Ты влюбилась в пастушка, ты — принцесса».

#00:51:31#

Итак, когда те мальчики-пастушки, друзья Кришны пришли к тем брахманам, брахманы начали объяснять: «Нет-нет, вы не понимаете, сейчас еще не то время. Нам еще следует повторить множество мантр, провести ритуалы. Только тогда можно будет получить прасадам. Мы все делаем по книжкам, по Ведам». Мальчики вернулись к Кришне и сказали: «Они ничего не дали». Кришна только улыбнулся и сказал: «А попросите их жен». И эти жены брахманов, мы можем сказать, они ждали этого миллионы жизней. Они были готовы, они были на старте, весь прасад был собран, они готовы были стартовать.

#00:51:52#

Иногда говорят, что браджа-гопи, мы можем догадываться, сколь велико их рвение. Иногда они одевают юбку на голову, верхнюю часть вниз и наоборот, украшение не туда, настолько они рвутся увидеть Кришну. И о них говорится, что они не проходили всевозможные очистительные процессы, они не учились в гуру-куле, они не были брахмачари, они не проходили всех этих сложностей. Но за то кем они стали? Они стали возлюбленными Кришны, теми, кто всем сердцем любит Кришну. И это первый раз, когда они, эти жены брахманов, наконец, впервые увидят Личность Бога, Самого Кришну.

#00:53:05#

ш́йа̄мам̇ хиран̣йа-паридхим̇ ванама̄лйа-барха-
дха̄ту-права̄ла-нат̣а-веш̣ам ануврата̄м̇се
винйаста-хастам итарен̣а дхуна̄нам абджам̇
карн̣отпала̄лака-капола-мукха̄бджа-ха̄сам

(«Шримад-Бхагаватам», 10.23.22)

Итак, наконец, эти жены брахманов прибежали с прасадом в лес Вриндавана к Кришне, и там они увидели, как Кришна стоит, опершись рукой на плечо Баларамы, а в другой руке Он вращает тысячелепестковый лотос. И они стали смотреть на Кришну. И как Кришна вращал лотос, также их сердца  стали закручиваться. И их пропитали чувства матхура-расы.

И тогда Чакраварити Тхакур может провести анализ, что среди них были разные категории — так, так и так. Но это показывает его превосходные способности к анализу. Но что можно смело сказать, что на этом уровне прошлое не играет никакой роли.

Харе Кришна.

 Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Я не буду делать ничего, что не является указанием моего Гуру».

2 «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования