«Самопожертвование, а не самовозвеличивание». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 28 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 12.46M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Самопожертвование, а не самовозвеличивание

(28 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Госвами Махарадж: Махарадж.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Множество раз, когда ученики нашего Гуру Махараджа [Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады] приступали к изучению санскрита, можно сказать, в большинстве случаев такого рода впоследствии они становились крайне оскорбительны, становились оскорбителями нашего Гуру Махараджа. Также во многих случаях они приходили к тому, что…

Шрила Шридхар Махарадж: К чему приходили?

Госвами Махарадж: Они приходили к тому, что отвергали его.

Шрила Шридхар Махарадж: Отвергали?

Госвами Махарадж: Временами Прабхупада, наш Гуру Махарадж, говорил: «Малое знание, скудное знание санскрита — крайне опасное явление».

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, не малое знание санскрита, малое знание как таковое, малое образование, скудное образование — опасное явление. Поверхностное образование, поверхностные знания всегда опасны.

#00:01:14#

[санскрит]

Рупа Госвами также рекомендует пытаться обрести вкус. Во многих писаниях [он говорит об этом]… Пытаться обрести вкус. Во многих писаниях [сказано]: малое знание, которое собрано понемножку отовсюду, из разных источников, такого рода тенденция стремиться обрести подобное знание опасна. Опасная тенденция, поскольку эти разные школы мысли увлекают нас в разные стороны, преследуя свои собственные интересы, и, скорее, подобная ситуация воспрепятствует нашему прогрессу.

#00:02:17#

Любопытство, стремление знать. Жажда истины — это похвально, но когда человек встал на истинный путь, принял истинный, подлинный идеал, если и после этого, грубо говоря, он бегает там и сям и пытается обрести опыт одного явления, опыт другого, третьего явления, четвертого, такого рода попытки, усилия носят ложный характер. Мы должны помнить, что высочайшее явление, которое способно помочь нам достичь нашей желанной цели — это служение, не знание. Не знание — служение.

#00:03:23#

Чтобы совершить прогресс, имеется в виду прогресс на «негативной» стороне. Развитие своей «негативной» природы в смысле культивирования следующего мироощущения: «Я в нужде, я нищ». Это шаранагати, это даиньям. Даиньям — смирение, умаление себя: «Я испытываю величайшую нужду». Прогресс в такой линии будет здоровым прогрессом.

#00:03:55#

Чувство в общем и целом будет таким: «Я испытываю величайшую нужду». Это чувство привлечет позитивную сторону [Господа], и только тогда я смогу познать Его. В противном случае, чтение, исследования или удовлетворение своего любопытства — не есть путь. Речь идет лишь о том, чтобы усилить чувство своей нужды, своей беспомощности. «Я нахожусь в величайшей нужде». Такого рода чувство привлечет позитивное начало, и я сумею Его познать настолько, насколько Он того хочет, и так, как Он того захочет. Насколько Он захочет принять тебя в Себя, настолько ты сумеешь познать Его. Его природа такова.

#00:04:58#

Севайа. Пранипат, парипрашна, севайа[1]. Парипрашна дозволена: искренние вопросы о благе, но главное явление — жертвенность, тенденция жертвенности. Тенденция отдавать, жертвовать — это естественная тенденция шакти, дживы. Чистота потенции всегда заключается в ее покорности своему хозяину, обладателю потенции.

#00:05:44#

В проповеднических целях определенное шастрическое знание, знание священных писаний необходимо, но это другой вопрос. Тот, кто испытывает вдохновение от побуждения проповедовать, чтобы помочь себе, может обратиться к различным шастрам и даже, возможно, к шастре майявади и другим невайшнавским шастрам. Подобно Дживе Госвами, который для того, чтобы опровергнуть позиции майявади, изучал литературу такого толка, чтобы опровергнуть их положения. И тому, кто испытывает подобное вдохновение, тому, от кого требуется выполнение подобного долга проповедника, тому необходимо это знание, чтобы выполнять служение.

#00:06:49#

В противном случае, когда речь идет о преданных, в целом речь идет исключительно о том, чтобы отдавать себя, отдавать себя через вайшнава, вкладывать свою энергию в то высшее царство. Энергия будет использована в деле служения высшему царству, в интересах Господа.

#00:07:10#

Так или иначе, эта наша истинная позиция. Мы должны быть использованы по Его сладостной воле. Это нормальное положение. Так мы сумеем жить, мы сумеем вести подлинную жизнь, истинную, настоящую жизнь, если мы отдаем свои эгоистические тенденции и служим сладостной воле Абсолюта. Наше реальное положение, истинное положение требует этого, только этого, исключительно этого.

#00:07:53#

Помощь может прийти в разных настроениях, в разных формах, образах, тонах, так сказать. Главное явление — вышеописанное умонастроение. Умонастроение веры в то, что Он мой Владыка, я не могу поступать и жить независимо.

#00:08:20#

[санскрит]

Шридхар Свами говорит: мы слушаем «Бхагаватам». Для того, чтобы это слушание или иная другая деятельность была подлинной бхакти, подлинной преданностью (скажем, слушание «Бхагаватам»), для того, чтобы эта деятельность была преданностью в подлинном смысле слова, тогда за этой деятельностью должно стоять следующее представление: то благо, которое я извлекаю, черпаю из подобного слушания, это благо принадлежит моему Владыке Кришне, не мне.

#00:09:04#

Я буду просветлен, я совершу большее служение — даже не такое представление. Я занимаюсь этим по указанию моего Владыки. Где бы и что бы я ни делал, бенефициарий, тот, кто получает благо от этого действия, — Он, другая сторона. В таком умонастроении мы можем делать все что угодно, понимая, что все благо, результат принадлежит Ему. Чего бы Он ни захотел от меня, я буду делать только это, не преследуя свои личные желания, будучи лишен собственных амбиций.

#00:09:53#

Но если я чувствую вдохновение, я чувствую, что Он хочет, чтобы я был проповедником, если я должен «сражаться», тогда мне необходимо «оружие», мне необходима соответствующая «униформа». Гуру Махарадж говорил о солдате, которому нужно оружие, чтобы воевать. Разумеется, если я должен выйти на поле битвы, то мне необходимы пистолет и гранаты. В таком духе мы можем собирать все что угодно, прибегать к любым источникам, но [только] с этой целью. Цель должна быть такой. Все должно быть записано на Его счет, и это должно быть гарантированно, что все записывается на Его счет, не на счет кого-либо другого. Это главное явление, которое следует принять и усвоить. Ради Его удовлетворения я делаю то или иное. Это просто и ясно. Простая и ясная истина.

#00:10:56#

Удовлетворение. Лила требует того, чтобы каждое движение совершалось ради Его удовлетворения. Чем бы оно ни было, какое бы формальное обличие, формальный образ ни принимало движение, это не имеет значения, но единственный критерий — для Его удовлетворения. Критерий абсолютного характера этого движения, действия только таков.

#00:11:25#

Как говорил Гегель, Реальность существует для Себя, Реальность живет для Себя, Реальность должна быть сама по Себе, реальность должна быть сама для Себя. Мы должны принять это, подобное положение вещей. Он не предназначен, Он не живет ради удовлетворения других сторон, но все осуществляется и делается ради Его удовлетворения. Он цель, Он альфа и омега. Тогда мы находимся в гармонии, тогда присутствует гармония, присутствует красота, присутствует любовь.

#00:12:01#

Любовь означает жертву ради любимого. Божественная любовь, любовь к абсолютному Началу, абсолютной Личности; все должно совершаться ради удовлетворения абсолютного Владыки.

#00:12:21#

Я читал в газетах или книгах следующее утверждение: человек создан по образу и подобию Бога. В том смысле, что и судьба человека, его природа зависит от воли провидения, настоящее и будущее [человека] в Его [Бога] руках стопроцентно. Подобное сознание должно возникнуть в нас, и любая деятельность должна направляться этим принципом.

#00:13:09#

Насколько в моих силах удовлетворить Его, я буду стараться идти в этом направлении. Я смогу почувствовать, понять, насколько я способен помыслить, удовлетворяет ли нечто Его или кого-то, или что-то иное — мою страну, мое общество, моих родителей. Мы не можем, находясь на большом расстоянии, утверждать реалистично, что удовлетворит Его, поскольку далеки от Него.

#00:13:54#

В этих обстоятельствах я прибегаю к помощи высших по отношению ко мне, высших братьев или наставников, которые совершили больший прогресс по сравнению с моим прогрессом. Я могу консультироваться с ними, прибегать к помощи, и умонастроение, которое проявил Гуру Махарадж, аналогично моему собственному настроению.

#00:14:18#

Таким образом, мы можем составить реалистичное представление о том, что удовлетворит Его, Верховного Господа, в наибольшей степени, прибегая к помощи старших, высших друзей. Когда подобный друг просит меня прочитать определенную книгу и говорит: «Из этой книги ты почерпнешь материал, который позволит тебе продержаться, поскольку путешествие долгое, продолжительное», тем самым он помогает мне, обогащает меня, «кормит» меня.

#00:15:13#

Служение. Служение под руководством высшего вайшнава более желанно, нежели попытки искать руководства и указание направления в книгах. Когда у нас нет подобного поводыря, подобного руководителя, тогда нам не остается ничего другого, кроме как консультироваться с многочисленными аутентичными произведениями вайшнавской литературы, чтобы собирать энергию, средства, «провизию», необходимые нам в нашем путешествии. Шастра также есть Гуру, разновидность Гуру. Шастра, писание.

#00:16:00#

са̄дху-ш́а̄стра-кр̣па̄йа йади кр̣ш̣н̣онмукха хайа…[2]

Чтобы быть уверенным в том, что моя деятельность находится в линии служения, ради этого я должен консультироваться, прибегать к помощи вайшнава, совершившего реальный прогресс, значительный прогресс. Когда подобный вайшнав недоступен, тогда я должен прибегать к помощи заслуживающих доверия книг — госвами-грантхам, книгам Гурудева, к «Бхагаватам», Гите. Мы должны консультироваться со всеми этими писаниями преданности, но в духе служения. Всегда следует помнить об этом.

#00:17:01#

Жертва. Жертвенность. Самопредание. Все измерение [духовное бытие], о котором идет речь, состоит из жертвенности. Нет места эксплуатации, нет места отречению. Эксплуатация, самовозвеличивание, пратиштха. Лабха, пуджа, пратиштха, упасака. Этого следует избегать. Это гораздо более опасно в измерении жертвенности; если я хочу эксплуатировать, если я сохраняю тенденцию эксплуатировать, представать бóльшим, то подобная тенденция будет крайне пагубной.

#00:17:50#

Верность слуги. Верность слуги всегда должна сохраняться и оберегаться крайне скрупулезно, крайне тщательно, методично. Никто не может сдержать меня, никто не может обмануть меня, воспрепятствовать моему прогрессу, за исключением меня самого. Поэтому я должен скрупулезно анализировать, рассматривать свой внутренний темперамент, характер и отбрасывать все нежелательные явления подальше. Гундича-марджан.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

2  Са̄дху-ш́а̄стра-кр̣па̄йа, йади кр̣ш̣н̣онмукха хайа / сеи джӣва нистаре, ма̄йа̄ та̄ха̄ре чха̄д̣айа — «Если живое существо обретает сознание Кришны по милости святых, которые по внутреннему побуждению проповедуют наставления богооткровенных писаний и помогают обусловленным душам обрести сознание Кришны, оно освобождается от оков майи, и та оставляет его в покое» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.120).




←  «Садху-санга». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Господь как Сверхдуша пребывает повсюду». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 7.1  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Самопожертвование, а не самовозвеличивание

(28 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Госвами Махарадж: Махарадж.

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Множество раз, когда ученики нашего Гуру Махараджа [Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады] приступали к изучению санскрита, можно сказать, в большинстве случаев такого рода впоследствии они становились крайне оскорбительны, становились оскорбителями нашего Гуру Махараджа. Также во многих случаях они приходили к тому, что…

Шрила Шридхар Махарадж: К чему приходили?

Госвами Махарадж: Они приходили к тому, что отвергали его.

Шрила Шридхар Махарадж: Отвергали?

Госвами Махарадж: Временами Прабхупада, наш Гуру Махарадж, говорил: «Малое знание, скудное знание санскрита — крайне опасное явление».

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, не малое знание санскрита, малое знание как таковое, малое образование, скудное образование — опасное явление. Поверхностное образование, поверхностные знания всегда опасны.

#00:01:14#

[санскрит]

Рупа Госвами также рекомендует пытаться обрести вкус. Во многих писаниях [он говорит об этом]… Пытаться обрести вкус. Во многих писаниях [сказано]: малое знание, которое собрано понемножку отовсюду, из разных источников, такого рода тенденция стремиться обрести подобное знание опасна. Опасная тенденция, поскольку эти разные школы мысли увлекают нас в разные стороны, преследуя свои собственные интересы, и, скорее, подобная ситуация воспрепятствует нашему прогрессу.

#00:02:17#

Любопытство, стремление знать. Жажда истины — это похвально, но когда человек встал на истинный путь, принял истинный, подлинный идеал, если и после этого, грубо говоря, он бегает там и сям и пытается обрести опыт одного явления, опыт другого, третьего явления, четвертого, такого рода попытки, усилия носят ложный характер. Мы должны помнить, что высочайшее явление, которое способно помочь нам достичь нашей желанной цели — это служение, не знание. Не знание — служение.

#00:03:23#

Чтобы совершить прогресс, имеется в виду прогресс на «негативной» стороне. Развитие своей «негативной» природы в смысле культивирования следующего мироощущения: «Я в нужде, я нищ». Это шаранагати, это даиньям. Даиньям — смирение, умаление себя: «Я испытываю величайшую нужду». Прогресс в такой линии будет здоровым прогрессом.

#00:03:55#

Чувство в общем и целом будет таким: «Я испытываю величайшую нужду». Это чувство привлечет позитивную сторону [Господа], и только тогда я смогу познать Его. В противном случае, чтение, исследования или удовлетворение своего любопытства — не есть путь. Речь идет лишь о том, чтобы усилить чувство своей нужды, своей беспомощности. «Я нахожусь в величайшей нужде». Такого рода чувство привлечет позитивное начало, и я сумею Его познать настолько, насколько Он того хочет, и так, как Он того захочет. Насколько Он захочет принять тебя в Себя, настолько ты сумеешь познать Его. Его природа такова.

#00:04:58#

Севайа. Пранипат, парипрашна, севайа[1]. Парипрашна дозволена: искренние вопросы о благе, но главное явление — жертвенность, тенденция жертвенности. Тенденция отдавать, жертвовать — это естественная тенденция шакти, дживы. Чистота потенции всегда заключается в ее покорности своему хозяину, обладателю потенции.

#00:05:44#

В проповеднических целях определенное шастрическое знание, знание священных писаний необходимо, но это другой вопрос. Тот, кто испытывает вдохновение от побуждения проповедовать, чтобы помочь себе, может обратиться к различным шастрам и даже, возможно, к шастре майявади и другим невайшнавским шастрам. Подобно Дживе Госвами, который для того, чтобы опровергнуть позиции майявади, изучал литературу такого толка, чтобы опровергнуть их положения. И тому, кто испытывает подобное вдохновение, тому, от кого требуется выполнение подобного долга проповедника, тому необходимо это знание, чтобы выполнять служение.

#00:06:49#

В противном случае, когда речь идет о преданных, в целом речь идет исключительно о том, чтобы отдавать себя, отдавать себя через вайшнава, вкладывать свою энергию в то высшее царство. Энергия будет использована в деле служения высшему царству, в интересах Господа.

#00:07:10#

Так или иначе, эта наша истинная позиция. Мы должны быть использованы по Его сладостной воле. Это нормальное положение. Так мы сумеем жить, мы сумеем вести подлинную жизнь, истинную, настоящую жизнь, если мы отдаем свои эгоистические тенденции и служим сладостной воле Абсолюта. Наше реальное положение, истинное положение требует этого, только этого, исключительно этого.

#00:07:53#

Помощь может прийти в разных настроениях, в разных формах, образах, тонах, так сказать. Главное явление — вышеописанное умонастроение. Умонастроение веры в то, что Он мой Владыка, я не могу поступать и жить независимо.

#00:08:20#

[санскрит]

Шридхар Свами говорит: мы слушаем «Бхагаватам». Для того, чтобы это слушание или иная другая деятельность была подлинной бхакти, подлинной преданностью (скажем, слушание «Бхагаватам»), для того, чтобы эта деятельность была преданностью в подлинном смысле слова, тогда за этой деятельностью должно стоять следующее представление: то благо, которое я извлекаю, черпаю из подобного слушания, это благо принадлежит моему Владыке Кришне, не мне.

#00:09:04#

Я буду просветлен, я совершу большее служение — даже не такое представление. Я занимаюсь этим по указанию моего Владыки. Где бы и что бы я ни делал, бенефициарий, тот, кто получает благо от этого действия, — Он, другая сторона. В таком умонастроении мы можем делать все что угодно, понимая, что все благо, результат принадлежит Ему. Чего бы Он ни захотел от меня, я буду делать только это, не преследуя свои личные желания, будучи лишен собственных амбиций.

#00:09:53#

Но если я чувствую вдохновение, я чувствую, что Он хочет, чтобы я был проповедником, если я должен «сражаться», тогда мне необходимо «оружие», мне необходима соответствующая «униформа». Гуру Махарадж говорил о солдате, которому нужно оружие, чтобы воевать. Разумеется, если я должен выйти на поле битвы, то мне необходимы пистолет и гранаты. В таком духе мы можем собирать все что угодно, прибегать к любым источникам, но [только] с этой целью. Цель должна быть такой. Все должно быть записано на Его счет, и это должно быть гарантированно, что все записывается на Его счет, не на счет кого-либо другого. Это главное явление, которое следует принять и усвоить. Ради Его удовлетворения я делаю то или иное. Это просто и ясно. Простая и ясная истина.

#00:10:56#

Удовлетворение. Лила требует того, чтобы каждое движение совершалось ради Его удовлетворения. Чем бы оно ни было, какое бы формальное обличие, формальный образ ни принимало движение, это не имеет значения, но единственный критерий — для Его удовлетворения. Критерий абсолютного характера этого движения, действия только таков.

#00:11:25#

Как говорил Гегель, Реальность существует для Себя, Реальность живет для Себя, Реальность должна быть сама по Себе, реальность должна быть сама для Себя. Мы должны принять это, подобное положение вещей. Он не предназначен, Он не живет ради удовлетворения других сторон, но все осуществляется и делается ради Его удовлетворения. Он цель, Он альфа и омега. Тогда мы находимся в гармонии, тогда присутствует гармония, присутствует красота, присутствует любовь.

#00:12:01#

Любовь означает жертву ради любимого. Божественная любовь, любовь к абсолютному Началу, абсолютной Личности; все должно совершаться ради удовлетворения абсолютного Владыки.

#00:12:21#

Я читал в газетах или книгах следующее утверждение: человек создан по образу и подобию Бога. В том смысле, что и судьба человека, его природа зависит от воли провидения, настоящее и будущее [человека] в Его [Бога] руках стопроцентно. Подобное сознание должно возникнуть в нас, и любая деятельность должна направляться этим принципом.

#00:13:09#

Насколько в моих силах удовлетворить Его, я буду стараться идти в этом направлении. Я смогу почувствовать, понять, насколько я способен помыслить, удовлетворяет ли нечто Его или кого-то, или что-то иное — мою страну, мое общество, моих родителей. Мы не можем, находясь на большом расстоянии, утверждать реалистично, что удовлетворит Его, поскольку далеки от Него.

#00:13:54#

В этих обстоятельствах я прибегаю к помощи высших по отношению ко мне, высших братьев или наставников, которые совершили больший прогресс по сравнению с моим прогрессом. Я могу консультироваться с ними, прибегать к помощи, и умонастроение, которое проявил Гуру Махарадж, аналогично моему собственному настроению.

#00:14:18#

Таким образом, мы можем составить реалистичное представление о том, что удовлетворит Его, Верховного Господа, в наибольшей степени, прибегая к помощи старших, высших друзей. Когда подобный друг просит меня прочитать определенную книгу и говорит: «Из этой книги ты почерпнешь материал, который позволит тебе продержаться, поскольку путешествие долгое, продолжительное», тем самым он помогает мне, обогащает меня, «кормит» меня.

#00:15:13#

Служение. Служение под руководством высшего вайшнава более желанно, нежели попытки искать руководства и указание направления в книгах. Когда у нас нет подобного поводыря, подобного руководителя, тогда нам не остается ничего другого, кроме как консультироваться с многочисленными аутентичными произведениями вайшнавской литературы, чтобы собирать энергию, средства, «провизию», необходимые нам в нашем путешествии. Шастра также есть Гуру, разновидность Гуру. Шастра, писание.

#00:16:00#

са̄дху-ш́а̄стра-кр̣па̄йа йади кр̣ш̣н̣онмукха хайа…[2]

Чтобы быть уверенным в том, что моя деятельность находится в линии служения, ради этого я должен консультироваться, прибегать к помощи вайшнава, совершившего реальный прогресс, значительный прогресс. Когда подобный вайшнав недоступен, тогда я должен прибегать к помощи заслуживающих доверия книг — госвами-грантхам, книгам Гурудева, к «Бхагаватам», Гите. Мы должны консультироваться со всеми этими писаниями преданности, но в духе служения. Всегда следует помнить об этом.

#00:17:01#

Жертва. Жертвенность. Самопредание. Все измерение [духовное бытие], о котором идет речь, состоит из жертвенности. Нет места эксплуатации, нет места отречению. Эксплуатация, самовозвеличивание, пратиштха. Лабха, пуджа, пратиштха, упасака. Этого следует избегать. Это гораздо более опасно в измерении жертвенности; если я хочу эксплуатировать, если я сохраняю тенденцию эксплуатировать, представать бóльшим, то подобная тенденция будет крайне пагубной.

#00:17:50#

Верность слуги. Верность слуги всегда должна сохраняться и оберегаться крайне скрупулезно, крайне тщательно, методично. Никто не может сдержать меня, никто не может обмануть меня, воспрепятствовать моему прогрессу, за исключением меня самого. Поэтому я должен скрупулезно анализировать, рассматривать свой внутренний темперамент, характер и отбрасывать все нежелательные явления подальше. Гундича-марджан.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[2] Са̄дху-ш́а̄стра-кр̣па̄йа, йади кр̣ш̣н̣онмукха хайа / сеи джӣва нистаре, ма̄йа̄ та̄ха̄ре чха̄д̣айа — «Если живое существо обретает сознание Кришны по милости святых, которые по внутреннему побуждению проповедуют наставления богооткровенных писаний и помогают обусловленным душам обрести сознание Кришны, оно освобождается от оков майи, и та оставляет его в покое» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.120).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования