«Что такое грех?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 февраля 2012 года. Чиангмай, Таиланд

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 29.7 МБ)

Содержание лекции:

Вопрос: Авадхут Махарадж часто в лекциях описывает грех как то, что отделяет нас от Божественного. Это очень интересная концепция, но не могли бы вы рассказать более подробно о вайшнавском понимании греха?

Шрила Госвами Махарадж: В этом ключе эту идею можно поддержать. Идеей Шрилы Гуру Махараджа в этом отношении было то, что греховным поступок делает умысел, греховное намерение. В нем корень кармы. Мы будем говорить о карме, потому что она связана с тем, что называется грехом. «Грех» лишь специальное слово, на санскрите это называется «паб». Но при различных  обстоятельствах Гуру Махарадж подчеркивал снова и снова: корень кармы в уме.

Приведу пример, который обычно использую. Было ли совершенное действительно преступлением или нет, устанавливает судья. Можно рассматривать совершенное буквально, но этого недостаточно. Необходимо открыть сердце поступка, и сердце поступка — это умысел совершившего его. Что было в его сердце и уме, когда было совершено это определенное действие. И в данном случае используют это слово — «умысел» или, как иногда говорят, «преступный умысел». Это тонкий момент.

Рупа Госвами, определяя, что есть преданность, сказал:

[00:02:49]

анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣анушӣланам̇ бхактир уттама̄1

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.9)

Анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇ означает «отсутствие скрытого мотива». Мы недавно говорили о канак-камини-пратиштхе, о трех врагах преданного: богатстве, женщинах (в смысле сексуальной привязанности) и славе. Нам говорят, что из этих трех самый разрушительный и в то же время самый скрытный враг это пратиштха. Канак очевиден, камини очевидна, но пратиштха... И что имеется в виду под пратиштхой в данном случае? Самоутверждение! Что движет мной, каков мой мотив, для чего я совершаю поступки? Самоутверждение это самый разрушительный враг. При этом Гуру Махарадж говорит, что его также сложнее всего распознать. Почему кто-то делает то, что он делает? Для самовозвеличивания, самопродвижения или это попытка прославить Гуру?

Об этих трех нам говорят: канак или золото, в более широком смысле богатство, деньги, Лакшми для Нараяны; камини, как иногда говорил Гуру Махарадж, любовь женщин — для Кришны; пратиштха — для Гурудева. Канак для Нараяны. Камини для Кришны, пратиштха для Гуру.

В своей знаменитой песне «Вайшнава ке?» Сарасвати Тхакур использует очень жесткие выражения, обличая пратиштху: канака-ка̄минӣ, пратиш̣т̣ха̄-ба̄гхинӣ. Что значит «ба̄гхинӣ»? — Пожирающий тигр. Ваиш̣н̣авӣ пратиш̣т̣ха̄, та̄те коро ниш̣т̣ха̄. И это не так просто понять. Общая идея понятна, но нюансы, тонкости это нечто другое, более сложное.

Мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа историю о том, как Бхактивинод Тхакур отправился на прогулку в небе. Он повторял Святое Имя и отправился в тонкий мир, повторяя Кришна-нам. Так случилось, что он проходил мимо группы махаджан, обсуждающих шлоку «апи чет су-дӯрача̄ро» из Бхагавад-гиты (9.30). Они говорили о том, кто же такой ананйа-бха̄к чистый, беспримесный преданный.

[00:06:47]

апи чет су-дура̄ча̄ро
бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к
са̄дхур эва са мантавйах̣
самйаг вйавасито хи сах̣2

 (Бхагавад-гита, 9.30)

Су-дура̄ча̄р означает нечто очень плохое, отвратительное, предельно неприемлемое. В этой шлоке говорится, что ананйа-бха̄к не оскверняется, не подвержен влиянию этого. Я хочу обратить внимание, что, по сути, это собрание было классом по Бхагавад-гите для махаджан, таких как Брахма, Нарада, Шамбху, Капила, Ману и так далее. И эти махаджаны также обсуждали тонкости, нюансы того, что же это значит, что есть грех, а что — нет.

Итак, Гуру Махарадж сказал, что ключ к пониманию в идущей следом шлоке. Сначала говорится, что необходима ананйа-бха̄кти, исключительная преданность. Но что такое ананйа-бха̄к? И, обсуждая это, махаджаны сказали: «Вот как раз ананйа-бха̄кта — Бхактивинод Тхакур. Давайте его и попросим объяснить нам». И Гуру Махарадж указал на следующую шлоку, в которой Бхактивинод Тхакур говорит:

[00:08:41]

кш̣ипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄ ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати
каунтейа пратиджа̄нӣхи на ме бхактах̣ пран̣аш́йати
3

(Бхагавад-гита, 9.31)

Это очень в стиле Гуру Махараджа, классический пример стиля его интерпретации, его онтологического метода. Кш̣ипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄. Он говорит: «Если са̄дхур эва са мантавйах̣ если преданный делает что-то предосудительное, неправильное, но вы можете сохранять свою веру и видеть его, как cадху  са̄дхур эва са мантавйах̣— помня, что бы вы не увидели, это не отменяет его положения, тогда кш̣ипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄ вы будете прогрессировать на плане дхармы». Гуру Махарадж подчеркивает это, основываясь на объяснениях Бхактивинода Тхакура.

Два момента: ананйа-бха̄к благодаря чему можно обрести такую квалификацию, и что такое дхарма̄тма̄? Итак, если ананйа-бха̄кти значит сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам́ ш́аран̣ам̇ враджа тот, кто уже отказался от всех концепций дхармы и принял исключительное прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, сарва-дхарма̄н. Как можно про такую личность сказать, что она снова станет следовать дхарме? По природе своей чистой преданности он уже сарва-дхарма̄н паритйаджйа тот, кто отказался от всех концепций дхармы и принял полное прибежище у Кришны. Поэтому он говорит, что это не может относиться к этому преданному, но скорее это относится к тому, кто наблюдает и кто видит нечто. Ему говорится: «Если несмотря на то, что ты видишь объективно, ты сможешь видеть субъективный аспект, преданность преданного, тогда ты сам станешь дхарма̄тмой, ты обретешь благо, твое положение возрастет».

Интересно, что одни из последних слов Шрилы Гурудева были о том, что у всех есть какие-то недостатки. И это очень в стиле Гурудева. Он говорил об этом, уже сказав нам очень многое. Но сказав это, он с большой нежностью посмотрел на всех своих учеников, последователей и друзей. Со всем своим огромным опытом он говорит: «У всех есть какие-то недостатки огромные или незначительные. Не в этом вопрос. Есть ли настроение преданности? Вот в чем вопрос. И если в ком-то есть дух преданности, тогда их стоит почитать как преданных независимо от их недостатков, больших или незначительных».

Гуру Махарадж любил доводить этот принцип до предела, цитируя Бхагавад-гиту, где говорится: хатва̄пи са има̄н лока̄н на ханти на нибадхйат (Бхагавад-гита, 18.17). (Это, кстати, единственное место, где в написании слова на буквой «л» стоит знак «чандрабинду», я больше нигде не встречал. Ты можешь проверить). Гуру Махарадж доводил этот принцип до предела, утверждая: «Даже убийство не будет убийством», говоря о грехе: ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ (Бхагавад-гита, 18.66).

В свое время Гаудия Матх был раздираем серьезными ссорами. И когда это достигло лихорадочного апогея, был убит человек, возможно даже не один. Тогда некто пришел к Гуру Махараджу со словами: «Махарадж, как это возможно — подобная драка вайшнавов?» Он был очень опечален. Как это возможно? Как это соотносится с принципом «са̄дхур эва са мантавйах̣»? В ответ Гуру Махарадж спросил:
— Вы покланяетесь Шиве?
— Да.
— Убийца!
— Вы покланяетесь Рамачандре?
— Да.
— Убийца. Убил очень многих.
— Вы покланяетесь Кришне?
— Да.
— Он убил очень многих. Так что же убийство, а что не убийство? На ханти на нибадхйате (Бхагавад-гита, 18.17)4
 
Мы вспоминали недавно на день явления Нитьянанды Прабху слова Рупы Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» о том, как Баладева пьет варуни, и «навеселе», в «безумии опьянения» говорит: «Сейчас Я могу уничтожить все вселенные, и Кришна не разгневается на Меня». И даже больше: это даже можно будет отпраздновать, потому что все получат освобождение, даже больше, чем освобождение, если тйактва̄ дехам̇ пунар джанма наити ма̄м эти со ‘рджуна (Бхагавад-гита, 4.9). Ведь на руках у Баладевы ты навсегда оставишь телесные представления.

Итак, ким̇ карма ким акармети? Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Говорится, что даже эксперты не всегда могут правильно понять это. Когда Кришна и Арджуна обсуждают карму, первое, что говорит Кришна: «Это сложно, это очень сложный предмет». Ключом к пониманию будет мотив, умысел, не буквальное понимание совершенного, но то, что стояло за совершенным поступком.

Кажется, я упоминал ранее, как во времена розни в Гаудия Матхе Тиртха Махарадж был уличен во лжи. Его спросили в зале суда: «Итак, вы солгали, будучи лидером, менеджером Гаудия Матха?» Он ответил: «Да». И, как рассказывал Гурудев, помощник Ананты Васудевы повернулся к нему и сказал: «Готов. Мы прижали его. Он только что признал, что солгал». На это Ананта Васудев ответил: «Нет, он сказал, что солгал в служении Прабхупаде. Мы покланяемся этому. Я не буду использовать это против него. Это именно то, что является объектом нашего поклонения». Это были возвышенные личности.

По этому вопросу, говоря об этой шлоке из Бхагавад-гиты, однажды я сказал Гуру Махараджу:

— Вы как-то сказали, что один из ваших братьев в Боге протестовал против распространения вашей трактовки «апи чет су-дура̄ча̄ро»-шлоки.

На это он сказал:

— Кто этот брат в Боге?!

Я ответил:

— Я не знаю, я не знаю.

Он засмеялся и сказал:

— Джаджавар Махарадж.

Он думал, что люди станут злоупотреблять этой трактовкой. Он процитировал другого бенгальца, который — не знаю, то ли в шутку, то ли серьезно, — говорил: «Тогда критерием возвышенности вайшнава станет степень отклонения или степень греховности». Например, Парашурам и его мать Ренука. Но не будем углубляться в эту историю.

[00:18:23]

«Гурор на сасйад»-шлока.

Арджуна хотел оставить свой долг на поле битвы Курукшетра. Он представил это как очень благородное решение. Но если бы он сделал это, то это было бы преступно, достойно порицания. Как ты сказал, грех — это то, что отделяет нас от Кришны?

Преданный: От Божественного.

Шрила Госвами Махарадж: Ну, это и есть Кришна. Так что это хороший способ измерения. Но это не означает, что мы будем выдавать себе сертификат вседозволенности, как обычно стремятся делать новенькие преданные, особенно в начале движения сознания Кришны, когда по всему миру все оправдывалось словами «потому что мы делаем это для Кришны», «я делаю это для Гуру». Действительно ли это так или нет? Мы возвращаемся к вопросу: «Какова цель, умысел?» Это зависит от вашей искренности.

В Бхагавад-гите также есть шлока о предосудительном поведении (где-то рядом с «йад йад а̄чарати ш́реш̣т̣хас»-шлокой [3.21]). Предосудительное поведение дает плохой пример тем, кто находится в более низком положении, вводит их в заблуждение. И это преступно. Мы говорим об этом аналитически. Но это понятно просто с точки зрения здравого смысла. В «Шримад-Бхагаватам» говорится о четырех знаменитых регулирующих принципах, нарушение которых разжигает огонь Кали-юги: незаконный секс, интоксикации, мясоедение, азартные игры. Многое из этого очевидно.

Но даже относительно этих моментов Гуру Махарадж приводил пример. Он говорил, когда люди спрашивали его об интоксикациях (и опять же, я говорю это не для дальнейшего злоупотребления идеей, а для того чтобы подчеркнуть мысль): «Предположим, есть человек, который следует всем регулирующим принципам, но у него нет связи с Гуру-Гауранга-Радха-Говиндой. Но есть также другой человек, у которого есть дурные привычки к интоксикациям, но у него есть некая связь с лотосоподобными стопами Гуру-Гауранга-Радха-Говинды. Кто в лучшем положении?»

Если мы вспомним наших индийских крутых друзей, они обычно говорят: «Кто-то сидит на классе Бхагавад-гиты, но думает о проститутке, а кто-то с проституткой, но думает о Гите. Сами понимаете, кто побеждает». О том же, что может быть третий вариант человека, который ходит на класс по Бхагавад-гите и слушает внимательно, все забывают. Поэтому мы слышим такие слова как «злоупотребление».

Гуру Махарадж всегда сводил это к выражению: на хи калйа̄н̣а-кр̣ит каш́чид, дургатим̇ та̄та гаччхати (Бхагавад-гита, 6.40) — искренность непобедима. Если вы неискренни, никто не спасет вас, ничто не сможет вам помочь. Ну если, конечно, Вриндаван Дас Тхакур не выбьет вам зубы. Серьезно. Если мы неискренни. И прямо наоборот: если вы искренни, тогда... как говорил Гурудев, у всех есть недостатки, серьезные или незначительные — дело не в этом. Можно называть это недостатками, можно грехами, грешками. Любой синоним на ваш вкус.

В главе одиннадцатой «Бхагаватам», в прощальных наставлениях Уддхаве, Кришна произносит знаменитую шлоку:

[00:24:21]
джа̄та-ш́раддхо мат-катхасу
нирвин̣н̣ах̣ сарва-кармасу5

(«Шримад-Бхагаватам», 11.20.27)

Кришна говорит: «Мой преданный любит слушать обо Мне, ему нравится сознание Кришны, у него есть недостатки, серьезные или незначительные — дело не в этом. Но у него есть дух преданности». Он говорит «гархайан», что значит «он немного отвратителен сам себе». Он думает: «Я обрел связь с сознанием Кришны, но почему эти нежелательные тенденции снова и снова приходят ко мне? Почему я снова и снова совращен тем, что отдаляет меня от Божественного?» Если говорить словами Авадхута Махардажа, это вызывает в нем отвращение, он раскаивается. Он не ищет лазеек.

Есть знаменитая история о Филдзе, комедианте давних времен. Он был заклятым атеистом, если можно клястьcя в том, чтобы быть атеистом. Но в свои последние дни его замечали читающим Библию, и все его друзья были очень удивлены: «Бил, почему ты читаешь Библию?» Он ответил: «Ищу лазейки». Он искал уловки. Но это бесполезно, это не поможет.

Бхактивинод Тхакур говорил о брахманах из деревни Ула, в которой поклонялись Чанди. Это было одно из мест, где он жил некоторое время. Эти брахманы знали, где и в какое время будет шакта-прасад, мясо.

[Однажды Гуру Махарадж принимал прасад, и Гурудев хотел высказаться о его вкусе очень деликатно. Он сказал Гуру Махараджу: «По вкусу немного напоминает шакта-прасад», что было эвфемизмом мяса. Но Гурудев не собирался сказать: «По вкусу как мясо, правда?» Он сказал: «По вкусу немного напоминает шакта-прасад». Вот что такое шакта-прасад — мясо.]

Итак, Бхактивинод Тхакур говорил о брахманах. Помните, брахманы знают все лазейки. Они знают, как все развернуть. Как, например, Шукрачарья: когда перед Бали Махараджем предстал Ваманадев, Шукрачарья понял, что это Вишну, и вместо того, чтобы провести небольшой киртан, небольшой праздник, он пришел к выводу: «Мы в опасности». Он решил: «Я читал в Ведах, что Его зовут Тривикрам — в три шага Он может захватить весь мир». И будучи брамином, Шукрачарья знал, что есть случаи, когда врать не грешно, это не запрещено.

[Например, когда вы шутите — многие шутки основываются на обмане. Я не буду сейчас приводить вам разные шутки. Думаю, вы поняли идею. Или, например, жизнь вашей семьи в опасности, тогда также врать не грешно. Или врать, чтобы контролировать женщину, — это также не грех. Это станет очень популярным в интернете. Так учат Веды. И я мог мы привести примеры тому, но что-то подсказывает мне, что это будет неуместно. Я бы хотел вспомнить хоть один уместный пример.]

Итак, существует множество случаев, когда врать — не грех. И Шукрачарья сказал Бали Махараджу: «Он заберет все твое богатство, и для защиты своего богатства ты можешь соврать». Это история о Шукрачарье.

Вернемся к истории Бхактивинода Тхакура о браминах в его деревне, которые знали об особом времени в месяце, когда Чанди приносили в жертву овечку и потом раздавали шакта-прасад. Другими словами, эти брамины не говорили, что они едят мясо, они говорили: «Мы почитаем прасад».

[Как-то я летел на самолете рядом с одним человеком, и он сказал мне: «О! Вы едите вегетарианскую пищу! Я тоже ем вегетарианскую пищу!» Я сказал: «Очень хорошо!» А он продолжил: «Я также ем и невегетарианскую пищу».]

Те брамины знали: если они заранее придут в определенное место, они смогут принять прасад, шакта-прасад.

Итак, мотив, умысел. Каков был мотив, движущий извне? Кришнанушиланам. Иногда мы думаем: «Кришнанушиланам означает делать вещи, которые нам нравится делать для Кришны».

Но браджа-гопи — воплощение деятельности для удовлетворения Кришны, — даже в начале «Чайтанья-чаритамриты» [на которой нам следовало бы сфокусироваться, так как мы приближаемся к Гаура-пурниме и дню явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Мы уже провели дни явления Адвайты Ачарьи, Нитьянанды Прабху, Мадхавендры Пури, Нароттама Даса Тхакура недавно. Череда этих праздников ведет к Гаура-пурниме]… 

Итак, Кришна говорит: «Все, что гопи делают, они делают для Меня».

[00:33:16]

а̄тмендрийа-прӣти-ва̄н̃чха̄ — та̄ре бали ‘ка̄ма’
кр̣ш̣н̣ендрийа-прӣти-иччха̄ дхаре ‘према на̄ма6

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.165)

В стихе он проводит различие между камой и премой. Он говорит: «Они все делают для Меня. Все, что они делают, они делают для того, чтобы доставить радость Мне». И Он подводит нас к определенному видению.

Это непостижимо для нас, но от Гуру Махараджа мы знаем, что Санатана Госвами писал о том, что Баларама совершает раса-лилу с браджа-гопи. Он обладает способностью дать Кришну гопи. Он Баладева. Подобно тому как Нитьянанда может дать Махапрабху, Баларама может явить Кришну, и гопи в глубокой разлуке танцевали с Баларамой, и сам Кришна явился.

В заключение «Шикшаштакам» говорится: а̄ш́лишйа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинашт̣у ма̄м адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄ — «Даже если Ты пожелаешь скрыть Себя...» В тот момент, когда все столь сильно желают увидеть Кришну, что чувствует Шримати Радхарани, каково Ее видение? Она думает: «Что ж, если по какой-то причине Ты не желаешь явить Себя (адаршан), и это Я с радостью принимаю. Даже если то, что делает Меня несчастной, принесет радость Ему, тогда это в радость и для Меня».

Я прямо слышу слова Гурудева: «Это Ее собственность». Мы не можем претендовать на то, что у нас есть такие же качества. Но мы можем говорить о них. Бхактивинод Тхакур говорил: «Если в служении, выполняя свои обязанности, я сталкиваюсь с трудностями, неудобствами, проблемами, они в радость для меня». 

Есть знаменитое выражение «труд любви». И высочайшей кульминацией идеи «труда любви» будет сева, служение Кришне. Другими словами, в заключительной шлоке «Шикшаштакам» говорится: «Если разбив мне сердце, Кришна будет счастлив, пусть Он сделает это».

Таковы слова изначального лидера движения сознания Кришны. Олицетворенное сознание Кришны — маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-тха̄кура̄нӣ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.69). Та, преданность которой столь экстраординарна и непостижима, что даже Кришна не может постичь ее пределы. И это вызывает в Нем интерес лично увидеть то, что Она видит, испытать то, что Она испытывает, вкусить то, что Она вкушает.

[00:37:56]

Ш́рӣ ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кидр̣иш̄о ва̄найаива̄ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6). Какова же Ее любовь к Нему? Ни у кого более нет подобной любви к Нему. Сва̄дйо-йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣ — то, что вкушает только Она, — это маха̄бха̄ва. Саукхйам́ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̄ вети лобха̄т, тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣ — Ее любовь столь сильна, что даже главного наслаждающегося, Ади Пурушу, Кришну, Она обращает в преданного. Такова сила преданности в сердце Шримати Радхарани.

[00:39:13]

апа̄рам̇ касйа̄пи пран̣айи-джана-вр̣ндасйа кутукӣ,
раса-стомам̇ хр̣тва̄ мадхурам упабхоктум̇ кам апи йах̣ 
ручам̇ сва̄м а̄вавре дйутим иха тадӣйа̄м̇ пракат̣айан,
са деваш́ чаитанйа̄кр̣тир атитара̄м̇ нах̣ кр̣пайату7

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.52; «Двитийа Шри Чайтанья-аштака», 3, из книги «Става-мала» Рупы Госвами) 

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «То, что я говорю в начале "Чайтанья-чаритамриты", в пятой и шестой шлоках, подтверждает эта шлока Рупы Госвами. Если вы не можете принять это от меня, примите это от Рупы Госвами. Здесь то, что я сказал о причине прихода Шри Чайтаньи Махапрабху в двух шлоках, Рупа Госвами подтверджает одной шлокой». 

[00:40:25]

Манас Кришна Прабху: В Бхагавад-гите Шрила Гуру Махарадж дает революционную концепцию греха. Гуру Махарадж говорит, что видение чего-либо принадлежащим кому-либо, кроме Кришны, можно считать грехом. Думаю, это об «ахам̇ сарвасйа прабхаво»-шлоке (Бхагавад-гита, 10.8). И от этого Гуру Махарадж делает переход к мадхура-расе.

Шрила Госвами Махарадж: И Господь также говорит: ахам̇ сарвасйа прабхаво — «Способ поклонения Мне также исходит от Меня». Он говорит это, указывая на Чайтанья Аватару. Сва-бхактебхйах шуддхам ниджа-бхаджана-мудрам упадишан («Чайтаньяштака», 1). Он приходит Сам со Своим окружением, чтобы раздать преданность Себе же Самому.

Думаю, нам не стоит подробно останавливаться на внешней концепции греха. Она вполне очевидна во всех смыслах. Но то, о чем ты заговорил сейчас, — более тонкие концепции. И в них есть тонкости, на которых спотыкаются. Нам говорят о повторении Святого Имени. Достаточно лишь один раз повторить Святое Имя, чтобы очиститься от всех грехов, какие только можно совершить. Но это не означает, что вы обретете преданность, не означает, что вы вступите на землю служения. Просто не иметь грехов или освободиться от греха — еще не квалификация.

[00:43:01]

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇ са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир йаджанти хи су-медхасах

(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32) 

Кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа мукта сан́гах̣ парам́ враджет («Шримад-Бхагаватам», 12.3.51) — важная шлока для проповеди. 

[00:43:46]

на̄ма-сан̇кӣртанам̇ йасйа сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас там̇ нама̄ми харим̇ парам

(«Шримад-Бхагаватам», 12.13.23)

Эта шлока очень нравилась Кришнадасу Бабаджи Махараджу.

[00:44:06]

калер дош̣а-нидхе ра̄джанн
асти хй эко маха̄н гун̣ах̣
кӣртана̄д эва кр̣ш̣н̣асйа
мукта-бандханах̣ парам̇ враджет 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.344) 

Вы обретете освобождение от негативного плана, но это не все — вам также позволят войти на позитивный план, парам враджет.

Помните, как Кришна хотел выделить преданность Шримати Радхарани? Он притворился больным, и это очень взволновало и расстроило маму Яшоду. Кришна же принял облик врача, который как бы случайно оказался по соседству и, отозвавшись на зов Яшоды, пришел осмотреть мальчика. Он сказал: «Он очень болен, но Я знаю, как это лечится» — «Как, как?» — «Необходимо взять дырявый сосуд и попросить благочестивую девушку принести в нем воду из Ямуны. Эта вода исцелит его».

Так Яшода стала искать благочестивую девушку, которая сможет принести воду в дырявом горшке из Ямуны. И никто не соглашался. Все думали: «Если я возьмусь, и вода вытечет, то все решат, что я не благочестива». Так Яшода просила разных девушек, но все отказывали, думая: «Как это возможно — отправиться на Ямуну с дырявым горшком и набрать в него воду? И если мы действительно благочестивы, и вода не прольется, то эта вода исцелит Кришну?» Никто не соглашался. Как сказал Гуру Махарадж, мама Яшода спросила: «Что, во всем Вриндаване нет ни одной благочестивой девушки?»

И тогда кто-то — наверное, Кришна, — предложил: «Спросите Радхарани». «А ведь Она, — отметил Гуру Махарадж, — знаменита совсем другим — паракия-расой». Иногда Гуру Махарадж приводил слова Радхарани: «Все думают, Я отдала всю Себя, все сердце и душу Тебе. Но горькая правда в том, что Я так и не смогла полностью отдать Себя. И Я сожалею об этом». Если есть кто-то, кто по глупости думает, что это постыдно — отдать себя Кришне, то Радхарани говорит: «Мой настоящий грех в том, что Я так и не смогла пожертвовать Собой полностью».

Итак, Кришна предложил спросить Радхарани, и Радхарани без колебаний взяла сосуд с множеством дыр, отправилась к Ямуне, зачерпнула воды, ни капли не пролилось, и она отнесла воду Кришне. Так что же такое благочестие, а что — нет? Кришна хотел выделить высшую природу Ее преданности.

[00:48:11]

Хатва̄пи са има̄н лока̄н на ханти на нибадхйате (Бхагавад-гита, 18.17).

Помните? Юдхиштхира Махарадж был честен настолько, что даже слишком. И чтобы сломить дух противника, Кришна попросил его соврать, сказать: «Ашваттхама мертв». Все знали, что Юдхиштхира Махарадж никогда не врет. И если бы он сказал это, даже враги бы поверили, и их дух был бы сломлен. Говорят, что до того момента колеса колесницы Юдхиштхиры Махараджа не касались земли. Они как бы немного висели в воздухе. И когда он услышал эту просьбу Кришны, он заколебался, и в тот момент его колесница опустилась.

Для Юдхиштхиры же было найдено решение: невдалеке был убит слон Ашваттхама. И Юдхиштире посоветовали сказать: «Ашваттхама мертв», имея в виду слона.

[00:49:52]

Манас Кришна Прабху: Обычно говорят, что колесница Юдхиштхиры коснулась земли, потому что он соврал.

Шрила Госвами Махарадж: Да, но это другая интерпретация. Она коснулась земли потому, что Юдхиштхира поколебался исполнить желание Кришны.

А̄рйа-патхам́ ча хитва̄. В чем слава гопи?

[00:50:22]

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у джуш̣ам̇ ахам̇ сйа̄м̇
вр̣инда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м                      
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄

(«Шримад-Бхагаватам», 10.47.61) 

А̄рйа-патхам̇ означает «законы ариев, законы Вед, основы морали». Они пресекли все это, они оставили все это, чтобы прийти к Кришне, несмотря ни на какие грозившие последствия. Но это должно быть подлинным. Из комментария Вишванантха Чакраварти Тхакура к десятой песне «Бхагаватам» мы знаем, что когда Кришна играет на флейте под покровом ночи в лесу Вриндавана, к Нему приходят браджа-гопи. И первое, что Он делает, отсылает их назад домой, говоря: «Это неподобающе — молодые девушкам в лесу ночью, в такую темень. Что скажут люди?»

Многими способами Он уговаривает их вернуться домой. И это можно рассматривать с разных точек зрения. Но гопи чувствовали, что Кришна отвергает их. В знаменитой шлоке об этом говорится, что гопи поникли головой и слезы потекли из их глаз. О чем они думали? Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: «Они знали, что Кришна подвластен преме. Если они были отвергнуты, значит, они поняли, что у них нет премы. На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау — они пришли к выводу, что у них нет ни капли любви к Кришне. Потому что и капли кришна-премы достаточно для того, чтобы контролировать Кришну.

Так они пришли к выводу, что у них нет и капли любви к Кришне. И они задумались: «Зачем же мы тогда оставили все — мораль, указания Вед? Мы пренебрегли волей родителей, мужей, семей и так далее. Если у нас нет любви к Кришне, значит, мы были движимы скрытыми мотивами, все это было чем-то мирским».

Они —  высочайшие преданные, и такие мысли приходили им в голову. Высочайшие преданные всегда сомневаются в своих мотивах. Они подвергают себя глубочайшему анализу. Они не думают: «Все, что мы делаем, мы делаем для Кришны. Все, что мы делаем, мы делаем для Гуру». Нет. Они — высочайшие преданные, и все же они сомневаются в своей искренности, сомневаются в чистоте своих мотивов.

Поэтому они «ка̄ма — андха-тамах̣, према — нирмала бха̄скара»  («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.171). Кришна-према в их сердцах сияет подобно солнцу. Кришна же проверяет их и подталкивает. Он хочет, чтобы они обратились глубже в свои сердца — туда, где таится кришна-према высочайшего качества, — чтобы они вкусили ее. Поэтому Он ведет Себя с ними подобным, казалось бы, жестоким образом.

Даже в жизни практикующих служение бывает нечто подобное. То, что нам может показаться чем-то плохим некие обстоятельства, события, что-то, что мы слышим, — что угодно. Цель этого — не уничтожить нас, а напротив — подтолкнуть сердце к более глубокому видению, к большей глубине любви и нежности.

Гуру Махарадж говорил: «Если вы думаете, что вы обладаете сознанием Кришны, хоть каким-то, тогда вам конец». Он не сказал: «Это не совсем хорошо, не следует так думать», нет. Он сказал: «Тогда вам конец». Но также он сказал: «Если же вы думаете: “Я не достиг ничего, ни капли той божественной субстанции из того, что я слышал от садху, Гуру, вайшнавов и шастр, я не достиг ничего, я вообще движусь не в том направлении”, но при этом вы думаете, что не можете остановиться, бросить эту безнадежную погоню. тогда, вы, возможно, преданный. У вас нет другого прибежища, вам некуда больше идти, нет других представлений».

Стоя перед Кришной, они думали так: «Мы лишены преданности Кришне, у нас нет и капли божественной нежности к Нему». И они заплакали. Но о чем они думали? Они думали: «Нам некуда больше идти. Мы уже отдали Тебе все». Гоптр̣итве варан̣ам̇ («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.100). Гуру Махарадж говорил: «Из шести составляющих шаранагати Джива Госвами выделял именно это как самую важную составляющую преданности — принятие полного прибежища и покровительства Господа. После этого все другое становится бессмысленным».

Комментируя приезд Уддхавы к гопи с посланием от Кришны, призванным облегчить боль разлуки в их сердцах, Вишванатх Чакраварти Тхакур дает новое значение слова «адхокшаджа». Акшаджа также означает «глаза». Когда Уддхава говорит «адха акшаджа» — «закройте глаза», все браджа-гопи закрыли глаза, и явился Кришна. Они танцевали танец раса. Как вы понимаете, гопи были в величайшем восторге. Так, в данном случае «адхокшаджа» означает «закройте глаза». И это не простая медитация. Это необычайный дар Кришны Его преданным, умирающим от разлуки с Ним. Дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇ / йена ма̄м упайа̄нти те; джн̃а̄на-дӣпена бха̄свата̄ (Бхагавад-гита, 10.10,11). Гуру Махарадж говорил: «Кришна не дает према-бхактам гьяну — знание. Нет. На пике разлуки Он дает им Себя».

Туш̣йанти ча раманти ча (Бхагавад-гита, 10.9). Тогда разговор преданных о Кришне подобен наслаждению прекрасным нектарным пиром. Как мы наслаждаемся вкуснейшими кушаньями — вот, что такое для них беседы о Кришне. Наслаждение хари-катхой — тушйанти ча. А раманти ча идет еще дальше. Блаженство, которое они испытывают, говоря о Кришне: мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄ / бодхайантах̣ параспарам, катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇ (Бхагавад-гита, 10.9) — необычайное блаженство.

Не удивительно, что у них нет интереса ни к чему более. Ничто не способно дать нечто подобное. И сам Кришна видит этот обмен, Он видит как бхава дарпана — зеркало. Он отражается в сердце Радхарани, видит глубину Ее упоительных эмоций. И видя это, Он говорит: «По моим подсчетам то, что испытывают Радхарани и браджа-гопи, в десять миллионов раз больше чем то, что испытываю Я, раса-радж Кришна».

Это «Чайтанья-чаритамрита». Она не говорит о чем-то известном до этого или понятом ранее. Нет. Это шокирующее революционное откровение. Поэтому Гуру Махарадж говорил: «Это величайшая книга из всех когда-либо явленных, величайшая книга всех времен, миров и творений». Откровение самого Кришны: то, что испытывают гопи, в десять миллионов раз превосходит то, что испытывает сам Кришна. И сам Кришна стремится вкусить это.

Также говорится, что когда гопи предстали перед Кришной, они уже были совершенны, но они были в таком восторге и столь счастливы увидеть Кришну, что это делало их еще более прекрасными. Тогда Кришна, видя преображающуюся красоту Радхарани и гопи, становится еще более прекрасным. Они видят, что Кришна стал еще более прекрасным, и это еще больше увеличивает их счастье, и их красота возрастает. Подобное вечное соревнование всевозрастающей красоты, любви, очарования, сладости, восторга присутствует там.

Харе Кришна!

Транскрипцию выполнил: Амия Синдху Дас
Редакторы: Сварнанги Деви Даси, Традиш Дас

 


1 «Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (прагматической деятельности) и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, — называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».

2 «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути».

3 «Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет».

4 Йасйа на̄хан̇кр̣то бха̄во, буддхир йасйа на липйате / хатва̄пи са има̄н лока̄н, на ханти на нибадхйате — «Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий».

5 «Тот, в ком пробудилась вера в повествования о Моей славе, кто безразличен ко всяким мирским делам, кто познал, что все мирские наслаждения ведут к страданию, но все еще неспособен полностью отречься от мирских радостей...»

6 «Желание удовлетворять собственные чувства именуется камой, вожделением, а желание услаждать чувства Господа Кришны называют премой, или чистой любовью».

7 «Господь пожелал насладиться безграничной сладостью любовных чувств, которых преисполнена одна из Его многочисленных возлюбленных во Врадже [Шри Радха], и потому принял облик Господа Чайтаньи. Он познал вкус этой любви, когда озарился исходящим от Нее золотым сиянием и скрыл цвет Своего тела. Пусть же Господь Чайтанья прольет на нас Свою милость».

← «Безграничные энергии Господа». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· «Бережно храни росток любви в своем сердце». Онтология Прекрасной Реальности 5.3. Цикл неформальных бесед со Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. Навадвип, Индия. 80-е годы ХХ-го столетия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования