«Шрила Мадхавендра Пурипад — росток божественной любви» (часть 1). Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Сегодня благословенный день явления Шрилы Мадхавендры Пурипада. Его можно назвать ростком божественной любви к Кришне (кр̣ш̣н̣а-према̄н̇кур), взошедшим в этом мире. Мадхавендра Пури прославлял Шри Чайтанью Махапрабху, а Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху были его учениками. Ишвара Пури, один из прославленных санньяси того времени, который пришел в этот мир, чтобы стать Гуру Шри Чайтаньи Махапрабху, был преданным и близким слугой Мадхавендры Пури. Все это, несомненно, говорит о том высоком положении в нашей сампрадае, которое занимает Шрила Мадхавендра Пури.

Официальное название нашей сампрадаи — Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая. Мадхвачарья получил духовное посвящение в Бадарикашраме от Вьясадева, Вьясадев был учеником Нарады Госвами. Знаменитый Нарада Госвами — сын и ученик Господа Брахмы, получившего духовное посвящение от Господа Кришны. Таким образом, наша сампрадая берет начало от Кришны, но после ухода Мадхвачарьи знание о Кришне было скрыто и ярко заблистало вновь только благодаря Шриле Мадхавендре Пури. По милости Шри Чайтаньи Махапрабху мы считаем его подлинным Гуру рага-марги. Путь любовного служения миру Божественного стал доступен именно благодаря Шриле Мадхавендре Пури. Он подобен ростку Кришна-премы, из которого выросло могучее древо Шри Чайтаньи Махапрабху. Вы знаете, что Махапрабху неотличен от Шри Шри Радхи и Говинды. Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами и другие сподвижники Шримана Махапрабху появились в возвышенной Рупануга-сампрадае. Она идет от Шри Кришны к Шриле Мадхавендре Пури, а от Шрилы Мадхавендры Пури к нашему Гуру Махараджу.

Он был одним из преданных, особо приближенных к Шри Кришне и Шримати Радхарани. Радхарани сама пролила на него Свою милость. Когда Шри Чайтанья Махапрабху направлялся в Пури Дхаму, Он и Его спутники остановились в Ремуне, одном из селений Ориссы. Там Махапрабху и рассказал им трансцендентную историю о Шриле Мадхавендре Пури, которую когда-то услышал от Ишвары Пури.

Шрила Мадхавендра Пури был отрешен от всего мирского. Он ни у кого ничего не просил, и все, что к нему приходило, воспринимал как милость Кришны. Он никогда не просил подаяния, но когда ему подавали, брал только необходимое. Если не подавали ничего, он целый день постился, но никогда не ходил по домам и не выпрашивал еду. Такова была его природа. Неустанно воспевая Имя Кришны, он обошел всю Индию и, конечно же, побывал во Вриндаване. В Ремуне Шри Чайтанья Махапрабху рассказал Своим спутникам такую историю о нем.

Однажды во время паломничества вокруг Говардхана Шрила Мадхавендра Пури расположился на ночлег под деревом на берегу Говинда-кунды. Кришна в облике пастушка принес ему кувшин молока и сказал:

— О Пури Госани, вижу, ты не ходишь от дома к дому и не просишь еду. Деревенские женщины передали для тебя немного молока. Возьми его.

Мадхавендра Пури очень удивился: как они могли узнать, что он постится?

— Откуда Ты знаешь, что я ничего не ел? — спросил он пастушка.

— Женщины ходили к пруду за водой и видели тебя. Они догадались, что ты голоден, и передали тебе молоко. Прими его. Сейчас Я спешу — нужно доить коров, — но позже вернусь за посудой.

От пастушка исходило удивительное сияние, и Мадхавендра Пури с изумлением взирал на Него. Он взял кувшин с молоком и стал ждать возвращения пастушка, но Тот больше не появился. Мадхавендра Пури до полуночи повторял Имя Кришны, а потом уснул. Во сне к нему явился пастушок и открыл Свой истинный облик:

’ш́рӣ-гопа̄ла’ на̄ма мора, — говардхана-дха̄рӣ
ваджрера стха̄пита, а̄ми иха̄н̇ адхика̄рӣ

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.41)

«Меня зовут Шри Гопал, Я повелитель этой деревни. Мой внук Ваджра установил Меня здесь и назвал Шри Гопалом — с тех пор Я тут живу».

«Но вот наступили трудные времена: нечестивцы не давали покоя окрестным жителям и не раз угрожали Мне. Тогда Мой слуга спрятал Меня в кундже (роще) на одном из склонов Говардхана, а сам покинул эти места. С тех пор Я и живу в этой роще. Вон там, видишь? Я мерзну в зимнюю стужу, а летом изнываю от жары, Мне негде укрыться от дождя и ветра. Приведи сюда жителей ближайшей деревни и вызволи Меня. Построй для Меня храм на вершине Говардхана, и пусть люди поклоняются Мне. Я так долго ждал, Мадхава, когда ты придешь сюда и будешь Мне служить».

Мадхавендра Пури проснулся со слезами на глазах. Он быстро взял себя в руки и принялся исполнять волю Господа. Он собрал людей, с лопатами и топорами они пришли к Говардхану. Им пришлось немало потрудиться, прежде чем они расчистили проход к тому месту, где был спрятан Гопал, — к тому времени там были непроходимые заросли. Божество оказалось очень тяжелым. Мадхавендра Пури велел перенести Божество на вершину холма Говардхан. Там Его водрузили на огромный камень, который отныне стал алтарем, а другим камнем подперли Божество сзади. Мадхавендра Пури хотел, чтобы поклонение Божеству было по-особенному пышным. Для этой цели он созвал многих брахманов и обратил их в вайшнавизм. Затем он устроил большой праздник анна-кут, во время которого Господу поднесли в дар гору риса и множество блюд, приготовленных специально для Него. Все, кто там присутствовал, единодушно признали, что праздник был таким же великолепным, как и тот, что устроил Нанда Махарадж по желанию Кришны. Весть об этом празднике разнеслась по всей округе, и к Говардхану радостно заспешили тысячи жителей окрестных деревень. Божественная сила Шрилы Махавендры Пурипада привела в изумление всех.

Для Господа приготовили сотни разных блюд, однако сам Мадхавендра Пури, накормив Господа, выпил лишь немного молока. Большие праздники стали проводиться ежедневно, двух брахманов Мадхавендра Пури принял в ученики, и они продолжали поклоняться Гопалу с подобающей пышностью. Однажды Мадхавендра Пури увидел сон, в котором Гопал велел ему привезти малайский сандал и покрыть им Его тело, чтобы Ему было не так жарко. Позаботившись о том, чтобы поклонение продолжалось и без него, Мадхавендра Пури отправился в Бенгалию. В Шантипуре он дал духовное посвящение Шри Адвайте Прабху, а сам продолжил путь на юг, к Ремуне, расположенной в восьми километрах от Балешвары. Там он удостоился даршана Гопинатха. Как и прежде, Мадхавендра Пури ни у кого не просил подаяния. Но ему очень хотелось узнать, какие блюда предлагают Гопинатху. Местный брахман рассказал ему обо всех подношениях и о том, что по вечерам Гопинатху приносят двенадцать горшочков с кширом, сгущенным молоком. «Вот бы и мне попробовать немного этого кшира, — подумал Мадхавендра Пури. — Тогда, вернувшись во Вриндаван, я мог бы готовить для Кришны точно такое же блюдо». И тут же он укорил себя за нечестивые мысли. Из храма он отправился на деревенский рынок, сел там под деревом и стал воспевать Святое Имя Господа.

Между тем пуджари, как обычно, приготовил для Гопинатха подношение (бхогу). Ни он сам, ни один из брахманов даже не знали Мадхавендру Пури. После проведения церемонии подношения все отведали прасада. А когда пуджари уснул, во сне к нему явился Гопинатх и сказал: «Любезный мой пуджари, тебе и невдомек, что Я сегодня украл один горшочек с кширом для Мадхавендры Пури и спрятал его под одеждой. Он, лучший из Моих преданных, недавно пришел сюда и теперь ночует на одной из рыночных площадей. За весь день у него во рту не было ни крошки. Отнеси ему этот кшир, Мой прасадам. Ты думаешь, что после подношения Мне забрал с алтаря все двенадцать горшочков, но это не так. Ты унес только одинадцать, так подействовали на тебя Мои чары, — а двенадцатый до сих пор находится у Меня под одеждой. Возьми его и отдай Мадхве Пури».

Ошеломленный пуджари отправился к алтарю и нашел под одеждами Гопинатха горшочек с кширом. От него исходил чудесный аромат. Пуджари не мешкая взял его и отправился на поиски Мадхавендры Пури. Он обошел несколько рынков, громко вопрошая:

кш̣ӣра лаха эи, йа̄ра на̄ма ’ма̄дхава-пурӣ’
тома̄ ла̄ги’ гопӣна̄тха кш̣ӣра каила чури

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.133)

«Эй, Мадхава Пури, где ты? Отзовись! Возьми этот кшир, его передал тебе Гопинатх! Он знает, что ты голоден, и приберег кшир для тебя. Эй, кто здесь Мадхава Пури?»

Мадхавендра Пури, очень удивленный, откликнулся:

— Я здесь.

Пуджари подошел к нему и восторженно сказал:

— Сам Гопинатх украл для тебя этот кшир. Вот, возьми.

Мадхавендра Пури принял из рук пуджари горшочек с кширом. Опьяненный божественной любовью, он с восторгом отведал прасадам, а горшочек с остатками кшира бережно завязал в узелок и сохранил.

«Но ведь завтра, — подумал он, — весть об этом разлетится по всей округе и меня назовут великой душой». Боясь огласки и славы, он поспешно покинул Ремуну и отправился в Джаганнатха Пури. Однако по прибытии в Пури Дхаму Мадхавендра Пури к своему удивлению обнаружил, что весть о случившемся достигла этих мест: все знали, кто он, и слышали историю о том, как Гопинатх украл для него кшир. Весть об этом достигла Пури раньше него, и он уже не мог остаться незамеченным.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж написал: «Всему миру известно, что громкое имя и слава чаще преследуют тех, кто к ним равнодушен». Такова природа славы, и именно так она пришла к Мадхавендре Пури. Обретя всеобщее признание, он увидел в этом хороший знак: теперь ему помогут достать для Гопала сандаловое дерево. Когда к нему приходил царь со своими советниками и свитой, многочисленные слуги Шри Джаганнатхадева, он всем рассказывал о своей нужде. Путь из Ориссы в те места, где торговали сандалом, был полон опасных препятствий, чинимых млеччхами, но царь взялся все уладить. Этот царь владел землями, на которых росли сандаловые деревья. Он дал для сопровождения Мадхавендры Пури двух человек, которые должны были помочь ему донести сандал во Вриндаван, и они отправились в путь. По дороге путники снова остановились в Ремуне. Мадхавендру Пури тотчас узнали и приняли с большим почетом. Слуги Гопинатха вдоволь накормили его кширом и другим прасадом.

В ту ночь Мадхавендре Пури снова приснился Гопал. Он сказал: «Я и Гопинатх неотличны. Поэтому не нужно нести сандал до самого Вриндавана. Поклоняйся всем сердцем Гопинатху, предлагай Ему этот сандал, а Я буду принимать его вместе с Ним».

Мадхавендра Пури изумился: «Насколько же Гопал милостив ко мне! Он снова наставил меня». Мадхавендра Пури взял в помощники еще двух человек, чтобы растолочь сандал в порошок, и все лето Гопинатха полностью покрывали ароматной сандаловой пастой.

Каждый день Мадхавендра Пури присутствовал на арати в честь Гопинатха. В Ремуну по воле Господа приходили тысячи людей и по милости Шрилы Мадхавендры Пури устраивались многолюдные празднества. Гопал был очень доволен служением Мадхавендры Пури. Он сказал ему: «Тебе не стоит возвращаться во Вриндаван, ты увидишь Меня здесь, в Ремуне, и так обретешь все».

Шрила Мадхавендра Пури прожил в Ремуне до своей кончины. Мы можем увидеть там самадхи-мандир Шрилы Мадхавендры Пури — совсем небольшой, но удивительно красивый храм.

Рассказывая о Мадхаве Пури, Махапрабху наслаждался нектаром старинного предания. Перед уходом из этого мира Мадхавендра Пури был совершенно опьянен Кришна-премой, божественной любовью. Он испытывал жестокие муки от разлуки с Кришной, и из глаз у него непрерывным потоком лились слезы.

(продолжение следует)

 

← «Шрила Мадхавендра Пурипад — росток божественной любви» (часть 2). Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа ·• Архив новостей •· «Наставления Рупе и Санатане». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования