«Неудачливый йог». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 30 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 7.45M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Неудачливый йог

(30 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шачи Сута Прабху: Человек проживает жизнь. Старается практиковать [сознание Кришны], потом оставляет тело. Если он удачлив, то рождается человеком в следующей жизни. У вот он появляется в теле ребенка, опять ничего не понимает, ничего не осознает. Ему приходится заново учиться говорить, ходить: мама, папа… А вот то духовное сознание, на котором он остановился в своем духовном развитии [в прошлой жизни], — оно может помочь? [Неразборчиво.]

#00:00:46#

Шрила Госвами Махарадж:

…ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе,
йога-бхраш̣т̣о ’бхиджа̄йате[1]

В Бхагавад-гите сказано, что если кто-то практиковал духовную жизнь, но потерпел неудачу или же не сумел достичь должной зрелости, не сумел достичь успеха, в этом случае ему будет предоставлена возможность продолжить свою духовную практику далее. Это упомянуто в главе о йоге.

#00:01:54#

Кто-то может родиться в семье преданных, кто-то по-другому — по-разному, в соответствии с уровнем развития. Но что важно для нас понять, что подразумевается при всем при этом, — что это постоянный процесс. Происходит движение вперед — это динамический процесс. Ведь, по сути, мы говорим о попытке ограниченного приблизиться к безграничному. Этому нет конца. Ведь до какой степени ограниченное способно осознать безграничное? Ведь даже капля безграничного безгранична.

#00:03:14#

В священных писаниях мы видим примеры, как великие преданные продолжают свою практику преданности на протяжении более чем одной жизни, рождение за рождением.

#00:03:26#

      …джанмани джанманӣш́варе,
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи[2]

Сам Махапрабху говорит: «Учитывая Мои кармические обстоятельства, я буду вынужден рождаться в этом мире снова и снова. Единственное, о чем я молюсь, к чему стремлюсь, — чтобы у меня была возможность рождаться в обстановке, где я смогу быть так или иначе связан с преданными».

#00:04:08#

ма̄наса, дехо, гехо, джо кичхӯ мора
арпилу̐ туйа̄ паде, нанда-киш́ора![3]

#00:04:15#

Другой стих:

кӣт̣а-джанма хау джатха̄ туйа̄ да̄са
бахир-мукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а[4]

В своей знаменитой песне Шрила Бхактивинод Тхакур пишет в одном месте: «Нежели родиться Господом Брахмой, я предпочел бы родиться насекомым, но в доме чистого преданного».

#00:05:12#

Поэтому те, кто следует линии преданности, двигаются с величайшим смирением. Это естественно, если учесть, что мы обращаемся к тому, что выше нас. Такое обращение должно осуществляться через смирение.

#00:05:56#

Однажды, когда Шрила Шридхар Махарадж в обществе некоторых своих духовных братьев гулял по пляжу в Джаганнатха Пури, к ним подошел местный адвокат и задал следующий вопрос: «Как я могу прийти к Кришне?» Ему ответили: «Через шаранагати, самопредание». И тогда этот адвокат сказал: «Я могу продемонстрировать, насколько велико мое самопредание. Если вы мне сейчас скажете прыгнуть в океан и утонуть, я немедленно это сделаю». Но Шрила Шридхар Махарадж ответил, что такое настроение — это прямая противоположность самопреданию. Это прямая противоположность настроения предавшейся души. Предавшаяся душа будет скорее думать: «Я не квалифицирован». Они найдут в себе множество изъянов.

#00:07:19#

Поэтому мы можем приблизиться к безграничному через смирение или, как это формулирует Шрила Шридхар Махарадж, через развитие негативного [отношения к себе как к незначительному, подвластному началу]. И если мы рассмотрим тех, кто выражает наиболее негативные ощущения, наиболее негативные чувства по отношению к себе, то мы увидим, что они наиболее глубоко проникли в позитивный мир, наиболее тесно связаны с Кришной. Мы неоднократно уже говорили, что смирение — это естественный результат ощущения близости к великому. Что уж говорить о связи с бесконечным!

#00:08:49#

Однажды Шрила Сарасвати Тхакур давал гаятри-инициацию одному из своих учеников — подобно тому, как вчера мы проводили посвящение в гаятри-мантру, второе посвящение. Шрила Шридхар Махарадж присутствовал при этом посвящении во времена Сарасвати Тхакура. По завершении этой церемонии новопосвященные вышли из комнаты и обсуждали значение одной из мантр гаятри, поскольку эти люди знали санскрит до некоторой степени. В одном из стихов есть выражение о том, что цветы бросаются в сторону тела Кришны. И когда Шрила Сарасвати Тхакур услышал краем уха, что эти люди в другой комнате обсуждают эти вещи, он повернулся к Шриле Шридхару Махараджу, сидевшему рядом, и с выражением великого разочарования на лице сказал: «Я пытался предложить цветок святому телу Кришны на протяжении столь долгого времени, но так и не сумел до сих пор сделать этого». Вид у него при этом был такой, словно он пытался сделать это на протяжении многих тысяч лет, тысяч рождений.

#00:10:43#

Кто-то может возразить: «Но ведь он же лидер, значит, уж он-то должен достичь успеха». Однако настоящий преданный обязательно питает подобные чувства в глубине сердца. Он [Шрила Сарасвати Тхакур] носит имя Варшабханави Деви Дайита Дас, он исключительный слуга Шримати Радхарани, и он принимает Ее настроение — того, что Она не способна служить достойным образом. И если кто-то сумеет взглянуть на все правильным образом, то он придет к такому же заключению.

#00:11:51#

Однажды Махапрабху прогнал Мукунду из близкого круга общения под предлогом, что тот якобы совершил оскорбление. Сердце Мукунды было разбито, и все преданные были очень огорчены. И поскольку Мукунде было запрещено появляться в обществе Махапрабху, то Мукунда спросил преданных — могут ли они спросить у Махапрабху, когда же снова ему будет дозволено появиться в Его обществе. Махапрабху ответил: «Через миллион лет». Все преданные огорчились. Они передали эти слова Мукунде. «И что же Махапрабху сказал обо мне?» — «Он ответил: „Через миллион лет“». Но Мукунда ответил: «Как здорово! Харе Кришна! Теперь мне есть чего ждать». Когда преданные вернулись к Махапрабху, Он спросил их: «Когда вы передали это Мукунде, как он отреагировал?» Они отвечали: «Он танцевал в экстазе от такой перспективы». — «Тогда скажите ему, чтобы он приходил сюда — его миллион лет прошел».

#00:13:39#

Это — воля Кришны. Однако в ожидании будущих возможностей нам не следует откладывать то сознание Кришны, что открыто перед нами сейчас. Ведь человеческое рождение не гарантируется.

#00:14:27#

Как в случае Гаджендры, царя слонов. Хотя ранее он был человеком, более того, был царем, но, так или иначе, он совершил оскорбление преданного. И поскольку он оскорбил преданного, то в следующем рождении стал слоном. И однажды, когда он развлекался со слонихами в озере, на него напал крокодил. Поскольку крокодил в воде невероятно силен, то этому слону грозила неминуемая смерть. И когда он соприкоснулся с угрозой неминуемой смерти, в нем проснулась память о его прошлых духовных достижениях — он вспомнил некоторые мантры и начал их повторять. Господь услышал эти молитвы и немедленно низошел, чтобы ответить.

#00:15:51#

Нам не следует поддаваться чувству самодовольства.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Пра̄пйа пун̣йа-кр̣та̄м̇ лока̄н, уш̣итва̄ ш́а̄ш́ватӣх̣ сама̄х̣ / ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе, йога-бхраш̣т̣о ’бхиджа̄йате — «После долгих лет жизни на райских планетах материального мира, доступных лишь для тех, кто совершает благие дела, он рождается в семье праведных или богатых людей, либо в семье, обладающей обоими достоинствами» (Бхагавад-гита, 6.41).

2  На дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇, кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе / мама джанмани джанманӣш́варе, бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи — «Господь, я не стремлюсь к накоплению богатства, последователям, красивым женщинам и даже спасению. Моя единственная молитва — о непрерывном преданном служении Тебе, жизнь за жизнью» («Шри Шикшаштакам», стих 4).

3  «Ум, тело, семья, все, чем бы я ни обладал, я сложил к Твоим лотосоподобным стопам, о юный сын Нанды!» («Шаранагати», 2.3.1).

4  «Я готов родиться даже червем, лишь бы остаться Твоим преданным. Но если во мне не будет ни капли любви к Тебе, тогда я не хочу быть даже Брахмой» («Шаранагати», 2.3.5).




←  «Важен не статус, а преданность». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 ноября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Духовное знание приходит по милости святых». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 3 ноября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Неудачливый йог

(30 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шачи Сута Прабху: Человек проживает жизнь. Старается практиковать [сознание Кришны], потом оставляет тело. Если он удачлив, то рождается человеком в следующей жизни. У вот он появляется в теле ребенка, опять ничего не понимает, ничего не осознает. Ему приходится заново учиться говорить, ходить: мама, папа… А вот то духовное сознание, на котором он остановился в своем духовном развитии [в прошлой жизни], — оно может помочь? [Неразборчиво.]

#00:00:46#

Шрила Госвами Махарадж:

…ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе,
йога-бхраш̣т̣о ’бхиджа̄йате[1]

В Бхагавад-гите сказано, что если кто-то практиковал духовную жизнь, но потерпел неудачу или же не сумел достичь должной зрелости, не сумел достичь успеха, в этом случае ему будет предоставлена возможность продолжить свою духовную практику далее. Это упомянуто в главе о йоге.

#00:01:54#

Кто-то может родиться в семье преданных, кто-то по-другому — по-разному, в соответствии с уровнем развития. Но что важно для нас понять, что подразумевается при всем при этом, — что это постоянный процесс. Происходит движение вперед — это динамический процесс. Ведь, по сути, мы говорим о попытке ограниченного приблизиться к безграничному. Этому нет конца. Ведь до какой степени ограниченное способно осознать безграничное? Ведь даже капля безграничного безгранична.

#00:03:14#

В священных писаниях мы видим примеры, как великие преданные продолжают свою практику преданности на протяжении более чем одной жизни, рождение за рождением.

#00:03:26#

      …джанмани джанманӣш́варе,
бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи[2]

Сам Махапрабху говорит: «Учитывая Мои кармические обстоятельства, я буду вынужден рождаться в этом мире снова и снова. Единственное, о чем я молюсь, к чему стремлюсь, — чтобы у меня была возможность рождаться в обстановке, где я смогу быть так или иначе связан с преданными».

#00:04:08#

ма̄наса, дехо, гехо, джо кичхӯ мора
арпилу̐ туйа̄ паде, нанда-киш́ора![3]

#00:04:15#

Другой стих:

кӣт̣а-джанма хау джатха̄ туйа̄ да̄са
бахир-мукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а[4]

В своей знаменитой песне Шрила Бхактивинод Тхакур пишет в одном месте: «Нежели родиться Господом Брахмой, я предпочел бы родиться насекомым, но в доме чистого преданного».

#00:05:12#

Поэтому те, кто следует линии преданности, двигаются с величайшим смирением. Это естественно, если учесть, что мы обращаемся к тому, что выше нас. Такое обращение должно осуществляться через смирение.

#00:05:56#

Однажды, когда Шрила Шридхар Махарадж в обществе некоторых своих духовных братьев гулял по пляжу в Джаганнатха Пури, к ним подошел местный адвокат и задал следующий вопрос: «Как я могу прийти к Кришне?» Ему ответили: «Через шаранагати, самопредание». И тогда этот адвокат сказал: «Я могу продемонстрировать, насколько велико мое самопредание. Если вы мне сейчас скажете прыгнуть в океан и утонуть, я немедленно это сделаю». Но Шрила Шридхар Махарадж ответил, что такое настроение — это прямая противоположность самопреданию. Это прямая противоположность настроения предавшейся души. Предавшаяся душа будет скорее думать: «Я не квалифицирован». Они найдут в себе множество изъянов.

#00:07:19#

Поэтому мы можем приблизиться к безграничному через смирение или, как это формулирует Шрила Шридхар Махарадж, через развитие негативного [отношения к себе как к незначительному, подвластному началу]. И если мы рассмотрим тех, кто выражает наиболее негативные ощущения, наиболее негативные чувства по отношению к себе, то мы увидим, что они наиболее глубоко проникли в позитивный мир, наиболее тесно связаны с Кришной. Мы неоднократно уже говорили, что смирение — это естественный результат ощущения близости к великому. Что уж говорить о связи с бесконечным!

#00:08:49#

Однажды Шрила Сарасвати Тхакур давал гаятри-инициацию одному из своих учеников — подобно тому, как вчера мы проводили посвящение в гаятри-мантру, второе посвящение. Шрила Шридхар Махарадж присутствовал при этом посвящении во времена Сарасвати Тхакура. По завершении этой церемонии новопосвященные вышли из комнаты и обсуждали значение одной из мантр гаятри, поскольку эти люди знали санскрит до некоторой степени. В одном из стихов есть выражение о том, что цветы бросаются в сторону тела Кришны. И когда Шрила Сарасвати Тхакур услышал краем уха, что эти люди в другой комнате обсуждают эти вещи, он повернулся к Шриле Шридхару Махараджу, сидевшему рядом, и с выражением великого разочарования на лице сказал: «Я пытался предложить цветок святому телу Кришны на протяжении столь долгого времени, но так и не сумел до сих пор сделать этого». Вид у него при этом был такой, словно он пытался сделать это на протяжении многих тысяч лет, тысяч рождений.

#00:10:43#

Кто-то может возразить: «Но ведь он же лидер, значит, уж он-то должен достичь успеха». Однако настоящий преданный обязательно питает подобные чувства в глубине сердца. Он [Шрила Сарасвати Тхакур] носит имя Варшабханави Деви Дайита Дас, он исключительный слуга Шримати Радхарани, и он принимает Ее настроение — того, что Она не способна служить достойным образом. И если кто-то сумеет взглянуть на все правильным образом, то он придет к такому же заключению.

#00:11:51#

Однажды Махапрабху прогнал Мукунду из близкого круга общения под предлогом, что тот якобы совершил оскорбление. Сердце Мукунды было разбито, и все преданные были очень огорчены. И поскольку Мукунде было запрещено появляться в обществе Махапрабху, то Мукунда спросил преданных — могут ли они спросить у Махапрабху, когда же снова ему будет дозволено появиться в Его обществе. Махапрабху ответил: «Через миллион лет». Все преданные огорчились. Они передали эти слова Мукунде. «И что же Махапрабху сказал обо мне?» — «Он ответил: „Через миллион лет“». Но Мукунда ответил: «Как здорово! Харе Кришна! Теперь мне есть чего ждать». Когда преданные вернулись к Махапрабху, Он спросил их: «Когда вы передали это Мукунде, как он отреагировал?» Они отвечали: «Он танцевал в экстазе от такой перспективы». — «Тогда скажите ему, чтобы он приходил сюда — его миллион лет прошел».

#00:13:39#

Это — воля Кришны. Однако в ожидании будущих возможностей нам не следует откладывать то сознание Кришны, что открыто перед нами сейчас. Ведь человеческое рождение не гарантируется.

#00:14:27#

Как в случае Гаджендры, царя слонов. Хотя ранее он был человеком, более того, был царем, но, так или иначе, он совершил оскорбление преданного. И поскольку он оскорбил преданного, то в следующем рождении стал слоном. И однажды, когда он развлекался со слонихами в озере, на него напал крокодил. Поскольку крокодил в воде невероятно силен, то этому слону грозила неминуемая смерть. И когда он соприкоснулся с угрозой неминуемой смерти, в нем проснулась память о его прошлых духовных достижениях — он вспомнил некоторые мантры и начал их повторять. Господь услышал эти молитвы и немедленно низошел, чтобы ответить.

#00:15:51#

Нам не следует поддаваться чувству самодовольства.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Пра̄пйа пун̣йа-кр̣та̄м̇ лока̄н, уш̣итва̄ ш́а̄ш́ватӣх̣ сама̄х̣ / ш́учӣна̄м̇ ш́рӣмата̄м̇ гехе, йога-бхраш̣т̣о ’бхиджа̄йате — «После долгих лет жизни на райских планетах материального мира, доступных лишь для тех, кто совершает благие дела, он рождается в семье праведных или богатых людей, либо в семье, обладающей обоими достоинствами» (Бхагавад-гита, 6.41).

[2] На дханам̇ на джанам̇ на сундарӣм̇, кавита̄м̇ ва̄ джагад-ӣш́а ка̄майе / мама джанмани джанманӣш́варе, бхавата̄д бхактир ахаитукӣ твайи — «Господь, я не стремлюсь к накоплению богатства, последователям, красивым женщинам и даже спасению. Моя единственная молитва — о непрерывном преданном служении Тебе, жизнь за жизнью» («Шри Шикшаштакам», стих 4).

[3] «Ум, тело, семья, все, чем бы я ни обладал, я сложил к Твоим лотосоподобным стопам, о юный сын Нанды!» («Шаранагати», 2.3.1).

[4] «Я готов родиться даже червем, лишь бы остаться Твоим преданным. Но если во мне не будет ни капли любви к Тебе, тогда я не хочу быть даже Брахмой» («Шаранагати», 2.3.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования