«Научиться видеть Кришну во всем». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 апреля 2010 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP4, 36.32M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Научиться видеть Кришну во всем

(19 апреля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Можно чуть подробнее [рассказать] о положении Кришны в мироздании? Я много читал, но в Ведах об этом мало говорится. Насколько это уместно вообще знать преданному или просто стремящемуся?

#00:00:56#

Шрила Госвами Махарадж: А что вы имеете в виду — положение Кришны в мироздании?

Задавший ранее вопрос: Говорится об одухотворении материи, говорится, что Кришна — во всем, о том, что Кришна — это все, что есть.

#00:01:28#

Шрила Госвами Махарадж: Он присутствует [во всем] прямым и косвенным образом. По сути, есть только одна субстанция вообще, и это Кришна. Но какова природа этой субстанции, Кришны? Это необходимо изучать под руководством преданного и писаний, написанных преданными.

#00:02:13#

В начале «Бхагаватам» сказано, что единая субстанция, единое знание, адвая-гьяна, проявляется в трех аспектах, а именно Брахман, Параматма, Бхагаван[1].

#00:02:38#

Когда мы говорим Бхагаван Шри Кришна, термин «Бхагаван» подразумевает не просто Кришну, но Кришну в обществе Его преданных, Его шакти [энергий]. Параматма означает локализованный аспект [Всевышнего].

#00:02:56#

[санскрит]

В некоторых писаниях это описывается как, что Он присутствует в сердце каждого живого существа и в сердце каждого атома. А аспект Брахмана описывается как недифференцированный аспект [Абсолюта].

#00:03:34#

Шрила Гуру Махарадж приводит следующий пример. Он говорит: «Весь объективный мир, материальный мир подобен айсбергу, плавающему по поверхности безграничного океана сознания».

#00:03:53#

Любой объект, какой бы объект мы ни увидели в рамках этого мира, любой объект является совокупностью субъективных представлений. Все основано на сознании. А сознание немыслимо без личности. Поэтому нам необходимо обучиться этой особой культуре, а именно способности прослеживать эту связь, видеть эту связь всего, что мы видим в этом мире, с Первоисточником, с Безграничным, то есть связь всего с Кришна-концепцией. Это центральная концепция Божественного, представление о личности Бога, Кришна-концепция.

#00:05:08#

Если вы прочтете Бхагавад-гиту, то увидите там, что все, что видим мы в этом мире прямым или косвенным образом, все это связано с Кришной.

#00:05:18#

расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у[2]

Он [Господь Кришна] говорит: «Я — вкус воды, Я — свет Луны, Я — слог Ом в ведических мантрах». Это только одна из шлок Бхагавад-гиты. Но есть множество других разделов Бхагавад-гиты, которые показывают, объясняют, каким образом можно увидеть связь тех вещей, которые, казалось бы, никак не связаны с Кришной, казалось бы, являются отдаленными представлениями [о Кришне], как на самом деле они связаны с Центром.

#00:06:35#

Есть знаменитый стих Упанишад, где сказано, что эта единая истина — это то, из чего все изошло, это то, чем все поддерживается, это то, во что все уйдет[3].

#00:06:53#

Вы говорите о Ведах, и в Ведах это может быть сказано — как прямым, так и косвенным образом.

#00:07:10#

К примеру, я только что из Индии, и там много манговых деревьев. Но если вы приедете туда не в сезон [созревания] манго, вы не увидите ни одного плода манго. И тогда, если вы только не знаете заранее, вы даже не узнаете о том, что это дерево на самом деле манговое дерево. Вы на самом деле поймете это, лишь вкусив его плод.

#00:07:51#

В некоторых случаях Веды сравнивают с деревом, цветок этого дерева называют Веданта, а плод, который произошел из этого цветка, явлен в «Шримад-Бхагаватам» — Кришна-концепция. Но если самого плода перед нами нет, и мы смотрим на это дерево, то природа этого дерева, природа этого плода может быть совершенно неочевидна, непонятна для нас.

#00:08:44#

Мы немного подробнее уже обсуждали вчера, говоря о том, что великие преданные обладают способностью извлекать духовную суть из всего. Можно сказать, что речь идет о том, чтобы научиться видеть Кришну во всем непосредственным или косвенным образом. И научиться способности видеть Кришну во всем можно, отдав себя под руководство настоящего преданного Кришны.

#00:09:52#

У меня был учитель биологии в школе, и этот учитель биологии, когда начал занятие, он сказал: «Я буду обучать вас биологии таким образом, что вы будете видеть биологию во всем без исключения. Как только вы открываете глаза и начинаете чистить зубы, и когда едете на машине, и когда ложитесь спать — чем бы вы ни занимались, во всем вы увидите биологию». И он был прав. До начала наших занятий мы не видели связи различных явлений с биологией, но после его занятий мы на самом деле видели биологию во всем.

#00:10:35#

И теистическая, богоцентрическая культура подобна этому. До того, как человек обретает связь с настоящим преданным Кришны, он не видит Кришны где бы то ни было. Но, соприкасаясь с преданным, человек начинает видеть святые признаки Божественного во всем. Но постижение этого — это вопрос служения и преданности.

#00:11:21#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[4]

Главная гуру-мантра говорит об обретении нового взгляда на вещи — чтобы научиться смотреть на все глазами Гуру.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам / адвайам брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

2  Господь Кришна говорит Своему другу Арджуне: «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца! Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке!» (Бхагавад-гита, 7.8).

3  Йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о том, из кого исходит все сущее, в ком пребывает все сущее и в ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)» («Таиттирия-упанишад», 3.1.1).

4  «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».




←  «Три типа Гуру. Трансформация восприятия Гуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Гуру и ачарья. Три аспекта духовного учителя». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 15 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 42.2 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Научиться видеть Кришну во всем

(19 апреля 2010 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Можно чуть подробнее [рассказать] о положении Кришны в мироздании? Я много читал, но в Ведах об этом мало говорится. Насколько это уместно вообще знать преданному или просто стремящемуся?

#00:00:56#

Шрила Госвами Махарадж: А что вы имеете в виду — положение Кришны в мироздании?

Задавший ранее вопрос: Говорится об одухотворении материи, говорится, что Кришна — во всем, о том, что Кришна — это все, что есть.

#00:01:28#

Шрила Госвами Махарадж: Он присутствует [во всем] прямым и косвенным образом. По сути, есть только одна субстанция вообще, и это Кришна. Но какова природа этой субстанции, Кришны? Это необходимо изучать под руководством преданного и писаний, написанных преданными.

#00:02:13#

В начале «Бхагаватам» сказано, что единая субстанция, единое знание, адвая-гьяна, проявляется в трех аспектах, а именно Брахман, Параматма, Бхагаван[1].

#00:02:38#

Когда мы говорим Бхагаван Шри Кришна, термин «Бхагаван» подразумевает не просто Кришну, но Кришну в обществе Его преданных, Его шакти [энергий]. Параматма означает локализованный аспект [Всевышнего].

#00:02:56#

[санскрит]

В некоторых писаниях это описывается как, что Он присутствует в сердце каждого живого существа и в сердце каждого атома. А аспект Брахмана описывается как недифференцированный аспект [Абсолюта].

#00:03:34#

Шрила Гуру Махарадж приводит следующий пример. Он говорит: «Весь объективный мир, материальный мир подобен айсбергу, плавающему по поверхности безграничного океана сознания».

#00:03:53#

Любой объект, какой бы объект мы ни увидели в рамках этого мира, любой объект является совокупностью субъективных представлений. Все основано на сознании. А сознание немыслимо без личности. Поэтому нам необходимо обучиться этой особой культуре, а именно способности прослеживать эту связь, видеть эту связь всего, что мы видим в этом мире, с Первоисточником, с Безграничным, то есть связь всего с Кришна-концепцией. Это центральная концепция Божественного, представление о личности Бога, Кришна-концепция.

#00:05:08#

Если вы прочтете Бхагавад-гиту, то увидите там, что все, что видим мы в этом мире прямым или косвенным образом, все это связано с Кришной.

#00:05:18#

расо ’хам апсу каунтейа, прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у, ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у[2]

Он [Господь Кришна] говорит: «Я — вкус воды, Я — свет Луны, Я — слог Ом в ведических мантрах». Это только одна из шлок Бхагавад-гиты. Но есть множество других разделов Бхагавад-гиты, которые показывают, объясняют, каким образом можно увидеть связь тех вещей, которые, казалось бы, никак не связаны с Кришной, казалось бы, являются отдаленными представлениями [о Кришне], как на самом деле они связаны с Центром.

#00:06:35#

Есть знаменитый стих Упанишад, где сказано, что эта единая истина — это то, из чего все изошло, это то, чем все поддерживается, это то, во что все уйдет[3].

#00:06:53#

Вы говорите о Ведах, и в Ведах это может быть сказано — как прямым, так и косвенным образом.

#00:07:10#

К примеру, я только что из Индии, и там много манговых деревьев. Но если вы приедете туда не в сезон [созревания] манго, вы не увидите ни одного плода манго. И тогда, если вы только не знаете заранее, вы даже не узнаете о том, что это дерево на самом деле манговое дерево. Вы на самом деле поймете это, лишь вкусив его плод.

#00:07:51#

В некоторых случаях Веды сравнивают с деревом, цветок этого дерева называют Веданта, а плод, который произошел из этого цветка, явлен в «Шримад-Бхагаватам» — Кришна-концепция. Но если самого плода перед нами нет, и мы смотрим на это дерево, то природа этого дерева, природа этого плода может быть совершенно неочевидна, непонятна для нас.

#00:08:44#

Мы немного подробнее уже обсуждали вчера, говоря о том, что великие преданные обладают способностью извлекать духовную суть из всего. Можно сказать, что речь идет о том, чтобы научиться видеть Кришну во всем непосредственным или косвенным образом. И научиться способности видеть Кришну во всем можно, отдав себя под руководство настоящего преданного Кришны.

#00:09:52#

У меня был учитель биологии в школе, и этот учитель биологии, когда начал занятие, он сказал: «Я буду обучать вас биологии таким образом, что вы будете видеть биологию во всем без исключения. Как только вы открываете глаза и начинаете чистить зубы, и когда едете на машине, и когда ложитесь спать — чем бы вы ни занимались, во всем вы увидите биологию». И он был прав. До начала наших занятий мы не видели связи различных явлений с биологией, но после его занятий мы на самом деле видели биологию во всем.

#00:10:35#

И теистическая, богоцентрическая культура подобна этому. До того, как человек обретает связь с настоящим преданным Кришны, он не видит Кришны где бы то ни было. Но, соприкасаясь с преданным, человек начинает видеть святые признаки Божественного во всем. Но постижение этого — это вопрос служения и преданности.

#00:11:21#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[4]

Главная гуру-мантра говорит об обретении нового взгляда на вещи — чтобы научиться смотреть на все глазами Гуру.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам / адвайам брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

[2] Господь Кришна говорит Своему другу Арджуне: «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца! Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке!» (Бхагавад-гита, 7.8).

[3] Йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о том, из кого исходит все сущее, в ком пребывает все сущее и в ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)» («Таиттирия-упанишад», 3.1.1).

[4] «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования