Шрила Гададхар Пандит

См. так же: Сердце Радхарани. Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж


    Гададхар Пандит – один из Панча-таттвы, или пяти ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. В редких случаях мы возносим хвалу Шри Чайтанье, Который неотличим от  Господа Шри Кришны, не обратясь с почтением к Панча- таттве, вечным спутникам Бога, воплотившимся в этом мире, чтобы быть подле Него в Его играх.

    Гададхара Пандит, или, как его называли в детстве, Гадай, родился в Читтагонге в семье брахмана, которая вела свой род от Кашьяпы Муни. Имя его отца было Кашьяпа Мишра, матери – Ратнавати. Он родился почти в одно время со Шри Чайтаньей Махапрабху, примерно годом позже, и в тринадцать лет переехал в Навадвипу, в дом своего дяди. Там он встетился с Махапрабху и скоро стал Его самым близким и неразлучным другом. Из всех спутников и учеников Шри Чайтаньи Махапрабху, Гададхара Пандит был с Господом дольше и ближе всех, продолжая служить Ему даже после принятия Им санньясы и переезда в Пури.

    Шри Гададхара Пандит считается воплощением Шримати Радхарани. Если Шри Чайтанья Махапрабху воплотился в настроении Шримати Радхарани в разлуке с Господом, то бхава Гададхары Пандита скорее похожа на чувства Рукмини деви – благоговения, почтения и покорности Шри Кришне.

   Шри  Гададхара Пандит – это совершенное проявление энергии  Господа хладини. В «Бхагавата Сандарбхе» Джива Госвами объясняет, что Богу изначально присущи три вида энергий: сандхини, которой Он поддерживает Свое существование, самвит, которой Он осознает Себя и дает возможность преданным воспринимать Себя и хладини, посредством которой Он и Его преданные испытывают невыразимое блаженство, недостижимое в материальном мире. Эти три вида энергий соответствуют трем Ведическим принципам бытия:

    - сат (вечность)
    - чит (знание) и
    - ананда (блаженство)

      Энергия хладини, которую олицетворяет Шримати Радхарани – высочайшая и самая сокровенная из всех видов энергий Господа. Сутью, сердцем любви к Богу является бхава или глубокие духовные переживания. Шримати Радхарани – воплощение этой совершенной любви. Господь Кришна чарует и привлекает все творение, но Радхарани привлекает Самого Кришну. Таким образом, Она – верховная богиня, царственно возвышающаяся над всеми другими. Она – парам-шакти, вся сила и мощь, и в Чайтанья-лиле Она являет Себя как Гададхара Пандит.

    Он излучает золотое сияние Шримати Радхарани, на которое медитируют осененные особой мудростью. Свет, исходящий от его тела несравненно прекрасен, потому что вся жизнь его – сама чистота. Есть свидетельства о том, что когда ночные киртаны в доме Шриваса Тхакура достигали наивысшего упоения, тело Шри Чайтаньи Махапрабху становилось темным, как тело Кришны, а тело Гададхары Пандита окружал золотой ореол Шримати Радхарани.

    Еще юношей Гададхаре Пандиту часто удавалось приносить облегчение Господу, когда жестокая боль разлуки становилась невыносимой. Видя это, Шачи Деви, мать Шри Чайтаньи Махапрабху, просила Гадая не оставлять Нимая. Сказано, что Шримати Радхарани, устав от бесконечных укоров и запретов родни встречаться с Шри Кришной, молилась о том, чтобы родиться мужчиной, дабы иметь возможность беспрепятственно видеться с Господом. Эти просьбы Радхарани явились причиной тому, что Гададхара Пандит воплотился в мужском теле.

    Шри Гададхара Пандит получил инициацию у Пундарики Видьянидхи, состоятельного человека, но чистого преданного Господа, который был воплощением Махараджи Вришабхану, отца Радхарани. Впоследствии Гададхара Пандит принял санньясу и провел свою жизнь в экстатическом упоении как один из близких спутников Господа в Пури. Он жил с южной стороны храма Джаганнатха, в месте, называемом Ямешвара-тота, где он принял обет заботиться о Божестве Гопинатха остаток своих дней.
    Хотя Гададхара Пандит принял кшетра-санньясу (обет не покидать Пури), он хотел нарушить его для того, чтобы сопровождать Шри Чайтанью Махапрабху во Вриндаван. Таково настроение чистого преданного, готового нарушить все правила и обеты во имя высшей цели, служения Богу.

    После ухода Господа Шри Гададхара Пандит жил в разлуке, поклоняясь Божеству Тота-Гопинатха. В старости он с трудом мог украшать Божество гирляндами, так как ноги уже плохо служили ему, но его желание служить Божеству было столь сильным, что оно приняло сидячее положение, для того, чтобы облегчить Гададхаре Пандиту эту задачу. Божества, которым поклоняются чистые преданные, едины с Господом и их следует считать Его живыми проявлениями. Божество Гопинатха занимает особое положение, поскольку Оно одно из трех, в Которых  вошел Махапрабху, являя лилу Своего ухода. Таким образом, Господь восславил Божество и Его служителя, Шри Гададхару Пандита.
 

    Страдание в разлуке с Господом было так велико, что былое сияние, исходящее от его тела, он низвел до слабых, едва видимых отблесков. Он оставался на этой планете, лишь повинуясь Шри Чайтанье Махапрабху, желавшему, чтобы он наставлял великого святого следующего поколения – Шриниваса Пандита. Закончив наставления Шринивасу Пандиту, он завершил свое земное пребывание и ушел к своему господину в вечную духовную обитель.

    Шри Гададхара Пандит считается лучшим среди садху, обладающим всеми брахманическими качествами. Он совершенный пример практической преданности, воплощенный образ восторга любви. Его прекрасная улыбка освещает нам олицетворение любви и самозабвения. Все его существо погружено в мадхурья-расу и без его милости невозможно даже думать о том, чтобы приблизиться к Кришне. Поэтому вознесем свои молитвы Шри Гададхаре Пандиту, чтобы он указал нам путь беззаветной и бескорыстной преданности.