«Гададхар Пандит — наше единственное прибежище». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Божественное руководство»
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Гададхар Пандит —
наше единственное прибежище
(из книги «Божественное руководство»,
отрывок из главы «На пути в Шри Пури Дхаму»)
Когда Уддхава оказался во Вриндаване, он был столь очарован, видя любовь гопи, их преданность, нежность, их влечение к Кришне, что сказал («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61):
[а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м]
«Я ощущаю сильное желанье
пылинкой во Вриндаване остаться,
и даже не пылинкой, а травинкой,
чтоб жить здесь вечно, принимая пыль.
Насколько ж сокровенна земля Враджи!
Шри Кришна здесь явил Свой мир Голоки,
вкушая сладость расы в окруженьи гопи,
следы которых можно видеть и поныне.
И если я бы смог травинкою родиться,
чтобы всегда покрытым быть той пылью,
которую они вздымают в поисках Шри Кришны,
то счастью моему бы не было границ».
Такова слава Кришны, а глубочайшее ощущение разлуки с Ним — это випраламбха. И Махапрабху показал наивысший уровень випраламбхи в Шри Нилачала Дхаме.
Шри Гададхар Пандит, который хранил Махапрабху в глубине своего сердца и совершал высочайшее служение, также жил там. Махапрабху принял санньясу и отправился в Джаганнатха Пури, и по Его желанию проявился Господь Гопинатха. Когда вы придете в Пури, вы все увидите там Господа Гопинатху. Глубокие переживания Махапрабху и Гададхара Пандита описаны в прекрасной шлоке нашего Шрилы Гуру Махараджа:
нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣
Лотосоподобные стопы Гададхара Пандита — наше единственное сокровище. Он живет лишь випраламбхой, которая была проявлена его жизнью и душой — Господом Гаурангой, забравшим у него все. Махапрабху страдал от разлуки с Кришной, и Его переживания были настолько сильны, что иногда Его тело увеличивалось в размерах, а иногда части Его тела втягивались, как у черепахи, а суставы расчленялись.
Так Махапрабху, Сам Шри Кришна, страдал от острой разлуки с Кришной и оживал, слушая повествования о Господе Кришне от Гададхара Пандита. Когда кто-то испытывает сильную боль, что он делает? Ослепленный горем, он не может найти себе места и поэтому пьет дурманящие напитки. Шри Гададхар Пандит поставлял такую «интоксикацию» для Махапрабху, оживляя Его пьянящими темами «Шримад-Бхагаватам». Так он служил Господу своего сердца.
Но что же испытывал сам Гададхар Пандит? Он видел перед собой своего Господа, постоянно теряющего сознание от острой и невыносимой боли. На теле Господа проявлялись все восемь симптомов разлуки, такие как испарина, дрожь, слезы, окаменение, изменение цвета кожи и другие, но он ничего не мог поделать. Он лишь плакал, и поток его слез лился не переставая.
Когда Гададхар Пандит читал «Бхагаватам», то становился блаженно безумным, ощущая острую разлуку с Кришной, а его слезы размывали буквы на страницах книги. Когда Шринивас Пандит пришел к нему изучать «Шримад-Бхагаватам», Гададхар Пандит сказал: «Мой дорогой сын, когда я читал «Шримад-Бхагаватам» Махапрабху, все буквы в моей книге стали неразличимы, поэтому я не могу сейчас читать эту книгу. Пожалуйста, найди где-нибудь «Шримад-Бхагаватам». Махапрабху наставил меня во сне, сказав, что ты придешь. Тебе нужна книга. Я запомнил все, но тебе нужна книга».
Гададхар Пандит поклонялся «Бхагаватам» своими слезами. Нужны ли какие-то особые ингредиенты для поклонения? Самое лучшее подношение — собственные слезы!
Лотосоподобные стопы Гададхара Пандита — наше высшее прибежище. Мы поклоняемся Божествам Гаура-Гададхара, и высшее проявление Их випраламбхи было явлено в Нилачала Дхаме.
Наверх