«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Словарь имен и терминов: М
Словарь имен и терминов1
М
— имя Кришны, означающее «Тот, Кто появился в династии Мадху», а также «подобный весне или сладости меда».
— высшая форма духовных взаимоотношений с Кришной — божественное супружество.
— «победитель демона Мадху», одно из имен Шри Кришны.
— иллюзия; низшая, внешняя, материальная энергия Кришны, которая погружает живое существо в забвение Господа. Два слога, из которых состоит это слово: «ма» и «йа», трактуют как «то, что можно измерить» (как противоположность понятию «вайкунтха»: «безграничное», духовный мир) и «то, чего не существует» (т. е. заблуждение, иллюзия).
Майя в широком смысле означает маха-майя или бахиранга-шакти — «внешняя, материальная энергия Всевышнего» (наряду с пограничной, представленной душами (татастха-шакти), и внутренней (йога-майя, антаранга-шакти), действующей в духовном мире («Вишну-пурана», 6.7.161; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.111; «Бхагавата-сандарбха», 1.16.19)).
Маха-майя совмещает в себе две функции: предоставляет компоненты для материального творения и вводит душу в иллюзию относительно существования Всевышнего. Шрила Бхактивинод Тхакур пишет: «Майя существует в двух аспектах: авидья (невежество) и прадхана (изначальная форма материи). Авидья направляет усилия индивидуальных душ, а прадхана погружает их в безжизненную материю. Весь материальный мир во всем его многообразии произошел из прадханы, тогда как всевозможные индивидуальные желания обусловленных душ возникают благодаря авидье» («Джайва-дхарма», том I, глава 16).
Согласно объяснениям Шрилы Дживы Госвами, майя в аспекте авидьи действует двояко: как аваранатмика-шакти — сила, затмевающая духовное самоосознание души, и как пракшепатмика-шакти — сила, порождающая иллюзорные представления, противоречащие истинному пониманию реальности («Параматма-сандарбха», 3.54.6).
Если авидья — это «вводящий в иллюзию» аспект майи, то прадхана — это ее «вещественный» аспект. Под понятием «прадхана» подразумевается «праматерия и ее дальнейшее развитие», такое как пракрити — прадхана в «проявленном» состоянии: материя, разделенная на три гуны и материальные элементы («Шримад-Бхагаватам», 3.26.10). Различные трансформации прадханы и возникновение мира материи рассматриваются в шестнадцатой главе «Джайва-дхармы».
При более детальном рассмотрении майю и прадхану рассматривают отдельно как два начала, обеспечивающие развитие материального мира: майя (в узком смысле) — это «инструментальная причина возникновения мира материи» (нимитта-хету), которая обеспечивает развитие и трансформации праматерии, прадханы. А прадхана — это «вещественная причина возникновения мира материи» (нимитта-упа̄да̄на, согласно терминологии Шрилы Бхактивинода Тхакура), т. е. компоненты для творения материального мира (виш́вера упа̄да̄на, по терминологии «Шри Чайтанья-чаритамриты»).
Согласно объяснениям «Шри Чайтанья-чаритамриты» и «Шри Брахма-самхиты», «вещественную причину» олицетворяет Шива, а «инструментальную причину» — Его супруга Майя (Дурга). Вместе они участвуют в процессе сотворения материального мира, исполняя волю Маха-Вишну, «изначальной действенной причины» (‘нимитта’-ка̄ран̣а) творения. (Восьмой и десятый стихи «Брахма-самхиты» и комментарии к ним Шрилы Бхактивинода Тхакура; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 6.14–16; Мадхья-лила, 20.271–273; «Бхагавата-сандарбха», 1.10.24).
В Бхагавад-гите маха-майя и йога-майя описаны в стихах 9.12 и 9.13 как «энергия заблуждения» (пракр̣тим̇ мохинӣм̇) и «божественная энергия» (даивӣм̇ пракр̣тим). В этих стихах девятой главы слово «пракрити» употребляется в широком значении как «подчиненная энергия Господа», обозначая и маха-майю и йога-майю. В седьмой же главе слово «пракрити» употребляется в узком смысле, обозначая лишь праматерию, прадхану, в «проявленном виде», т. е. разделенную на три гуны и восемь материальных элементов. В этой главе речь идет о пракрити лишь как о «вещественном» аспекте маха-майи. В стихе 7.4 Бхагавад-гиты описаны пять грубых и три тонких материальных элемента, из которых состоит пракрити, материальная энергия. В стихе же 7.5 души именуются пара-пракрити («более высокая энергия, чем пракрити»). Таким образом, в этих стихах содержится описание внешней (бахиранга-шакти) и пограничной (татастха-шакти) энергий Абсолюта.
В стихе 7.14 Бхагавад-гиты Кришна провозглашает: «Очень трудно преодолеть Мою энергию иллюзии (майю), представленную тремя состояниями материи, ибо Я наделил ее божественным могуществом. Однако тот, кто всем сердцем предался Мне, освобождается от ее влияния».
Шрила Шридхар Махарадж комментирует: «Поклонение последователей тамасических писаний: тантриков, шактов — это поклонение Майе в различных образах: Дурги и Кали. Но Бхагавад-гита (7.14) призывает поклоняться не иллюзии, а Повелителю иллюзии, Кришне.
Майя, заблуждение, причиняет падшим душам много бед и при этом сама не способна дать им избавление. Его приносит им только Владыка иллюзии. Ма̄м̇ эва йе прападйанте, ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те. „Не направляйтесь в ту сторону — идите ко Мне! По Моему велению майя отпустит вас. Она сильнее вас, дайви: за ней стоит высшая сила — ищите спасения у нее, а не у майи. Майя вам не поможет. Если же вы хоть немного заручитесь Моей поддержкой, то непременно освободитесь от ее власти“».
Согласно объяснениям Шрилы Шридхара Махараджа, Маха-майя (Дурга) — это тень Шримати Радхарани, представительница Йога-майи в мире заблуждений. Маха-майя не обладает независимым существованием.
В учении Шанкары (VIII в.), близком к буддизму, бытие Брахмана провозглашается единственной реальностью, а все мироздание, индивидуальное существование души и личностная концепция Абсолюта — иллюзией. Это учение об иллюзорности окружающего мира именуется виварта-вада.
Выдающийся богослов и учитель Рамануджа (XII в.) выступил убедительным оппонентом Шанкары, провозгласив, с опорой на священные писания, реально и вечно существующими мироздание, индивидуальность души (Бхагавад-гита, 15.7) и личностную природу Абсолюта. Сам Кришна утверждает в Бхагавад-гите (14.27): «Я основа Брахмана». Он называет Себя Высшей Личностью (Пурушоттамой), превосходящей не только бытие обусловленных материей душ (кшара), но и бытие Брахмана (акшара) (Бхагавад-гита, 15.18). Начиная с Рамануджи, в персоналистских вайшнавских школах возникает учение о вселенной как о преобразовании энергии Всевышнего (шакти-паринама-вада). Это означает, что материальный мир понимается вайшнавами не как иллюзия, а как реальность, хотя и не высшего порядка — как тень или отражение духовного мира. Иллюзия же (майя) — это неверное понимание, «прочтение» окружающей нас действительности: восприятие человека, а не Господа в качестве ее абсолютного центра. Пример просветленного восприятия мира — ведический афоризм «ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇» («Иша-упанишада», 1): «Все исходит из Господа и принадлежит Ему» — таков взгляд пробужденных душ, освободившихся от влияния майи.
Таким образом, майя именуется «иллюзией» не оттого, что она лишена истинного бытия, а оттого что она: (1) преходяща (асат) и (2) является ложными, иллюзорными представлениями об окружающем мире (авидья). Из-за своего неведения человек создает в уме ложные суждения о существующем мире и происходящих в нем событиях, исключая из него существование Бога. Такое представление о мире и является майей. Согласно Бхагавад-гите, тот, кто исключает из картины мироздания волю и существование Всевышнего, обладает неразвитым разумом (18.16) и демоничной природой (16.8).
Кришна повелевает майей, а душа (джива) находится под ее контролем. Это подтверждается следующими словами «Шветашватара-упанишады» (4.9,10): «Душе, околдованной майей и оказавшейся в ловушке материального мира, очень трудно постичь Всевышнего, Который является повелителем иллюзорной энергии и творцом материальных вселенных. Майя ввергает живое существо в иллюзию и страдания, но не следует забывать, что за ее деятельностью стоит верховный чудотворец, Господь, именуемый Верховным Владыкой».
«Шримад-Бхагаватам» (11.2.37) описывает этапы деградации души следующим образом:
бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇
бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄
«Страх возникает, когда живое существо ошибочно отождествляет себя с материальным телом из-за погружения во внешнюю, иллюзорную энергию Бога. Когда живое существо таким образом отворачивается от Господа, оно также забывает свою изначальную природу слуги Всевышнего. Это приводящее в тупик, ужасное состояние вызывается энергией заблуждения, называемой майей. Поэтому разумная личность должна неуклонно заниматься беспримесным преданным служением Господу под руководством истинного духовного учителя, которого она должна принимать как свое почитаемое божество, как свою жизнь и душу».
Шрила Шридхар Махарадж комментирует: «Ма значит „то, чего нет“, а йя означает „это“. У слова „майя“ можно найти еще одно значение: мийате анайа ити майа — майя — это „то, что подлежит измерению“. Такова майя. Красота и очарование — в самой природе Господа. Отделенность от этого изначального потока есть бедствие, насланное майей. Порабощенные майей души томятся в ее оковах, словно потерявшие разум. Они утратили свое достояние, свое богатство.
Корень всех бед (двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д) — это частный интерес. На самом деле реальность прекрасна и лишь стремление отделиться — причина всего безобразного и нечистого. Думать: „Я преуспею сам по себе“ — значит пренебрегать интересами Целого и отстаиватьсвои собственные интересы. Это — тонкий момент, раскрывающий причину всех наших бед: „Я захотел наслаждаться сам и перестал заботиться об интересах остальных“.
Следующая ступень — ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣: „Я пренебрег моим Владыкой“. Сначала у нас появляется собственный интерес, а затем мы отворачиваемся от своего Хранителя, перестаем сознавать, что у нас есть Господин. Обособленность предполагает уверенность: „Я сам смогу о себе позаботиться“. Тогда тан-ма̄йайа̄то: почему это происходит? Потому что я — татастха-джива, пограничная энергия. На другой стороне — майя, так или иначе завладевшая моим слабым разумом. Я крошечная частица сознания, наделенная совсем незначительной свободой выбора. Однако без моего участия майя не может вовлечь меня в мирские дела. Для этого необходимо мое согласие. Если ребенок позволит, взрослый сможет сделать с ним все что угодно. Малость и крайняя незначительность — такова моя природа, поэтому я мог совершить такую ошибку.
Тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇: но и майя несвободна, и она должна действовать под началом Всевышнего, поэтому идите не к майе, а к ее Повелителю! Майя всегда старается завладеть душой, по слабости своей согласившейся с ней сотрудничать, но все благочестивые души будут искать спасения у Повелителя майи. Так утверждает „Шримад-Бхагаватам“. Тан-ма̄йа означает тасйа ма̄йа — Его майя. Майя отнюдь не верховное существо, у нее тоже есть Господин. Поэтому, когда вами овладеет искушение совершить грех, молите о помощи Верховного Властелина, а не майю».
См. также Атма, Вишну (раздел «Каранодакашайи-Вишну»), Происхождение души, Шива.
— ум; начало в человеке, в котором объединяются данные всех чувств.
Бхагавад-гита (3.42) утверждает: «Чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум».
Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур. Наши чувства (индрии) выше всех окружающих нас предметов. Предположим, мы лишились всех чувств — осязания, зрения, слуха и т. д. Тогда мы не сможем составить представление о внешней реальности. Окружающий мир прекратит существовать для нас. В сфере опыта чувства играют первостепенную роль, благодаря ним мы действуем в этом мире.
Затем — индрийебхйах̣ парам̇ манах̣. Главное из всех чувств — ум (манас). Когда нас кто-то зовет, мы можем не заметить этого. „Кто-то звал меня? Я был рассеян и не услышал этого“. Хотя наши глаза и слух работали, наш ум не был вовлечен в ситуацию, вот почему мы не услышали, как нас окликают. Таким образом, ум — определенный центр деятельности чувств. Ум имеет две функции: санкальпа-викальпа — „Я хочу того, я не желаю этого“. Природа ума состоит главным образом в этом».
Бхагавад-гита (7.4) описывает ум как один из тонких материальных элементов (наряду с ложным эго и разумом). Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Ум не может быть связан с верой. Ум — вид материи, а вера исходит из души, атмы. Гита (7.4) говорит, что ум — проявление материальной энергии.
Есть три вида энергии: низшая, срединная и высшая. Ум порожден низшей из них, материальной энергией. Джива — часть пара-шакти, срединной энергии, которая выше материи, а наивысшая из этих трех — сварупа-шакти — внутренняя энергия Господа. Задача ума — строить воображаемые конструкции (манодхарма), которые не имеют ничего общего с Истиной. Они порождаются материальным миром, то есть миром заблуждений. Ум — вместилище всевозможных заблуждений (аван-манасо гочарах). Такова его природа. При помощи ума нельзя воспринять или понять Истину, как она есть. Ум создан для того, чтобы искажать истину, чтобы держать душу в рабстве мира материи, мира эксплуатации.
Ум не бывает чистым. Как камень не может породить жизнь, так и ум не может произвести шраддху. Низшее — ум — не породит высшего — веры. Тьма не рождает свет. Шраддха — первична, она основа всего. Когда Всевышний проявляется в сердце, ум исчезает без следа. Истина открывается в чистом, незамутненном сознании, где нет никаких измышлений ума. Ум лишь плодит бесчисленные заблуждения. Он — элемент апарашакти, низшей энергии. Все виды материи — и грубые, и тонкие, в том числе ум — относятся к низшему виду энергии. Земля, вода, огонь, воздух и эфир — это грубая материя; ум, интеллект и эго — тонкая. Однако душа выше материи, она трансцендентна. Сварупа-шакти (внутренняя энергия Господа), бхаджана (божественное служение), Голока, Вайкунтха — все это находится по другую сторону, еще выше уровня трансцендентной души и тем более выше мира материи, которому принадлежит ум. Источник ума — эго, ложное „я“, самоутверждение, стремление эксплуатировать. Но Шри Чайтанья Махапрабху говорит: мора мана — вр̣нда̄вана: „Мой ум, Мои мысли — по другую сторону, во Вриндаване“. Они не имеют ничего общего с мирскими помыслами.
Строго говоря, слово „ум“ нельзя применять, когда речь идет о духовной реальности, иначе мы рискуем быть понятыми превратно. Обитатели Голоки также имеют чувства, мысли и прочие качества, однако они ничем не похожи на земные. Мысли жителей Голоки поглощены бескорыстным самозабвенным служением Господу, тогда как в материальном мире ум и чувства порождены желанием утвердить себя, использовать все в своих целях.
Мы должны избавиться от рабства ума, который постоянно поит нас отравленными мыслями. В „Шримад-Бхагаватам“ (11.23.45), при описании триданда-санньясы, объясняется, что все духовные практики направлены на успокоение ума: „Благотворительность, различные религиозные заповеди, владение своими чувствами, изучение писаний, обеты и клятвы — все это различные способы подчинения ума. Искусство управления умом — высший из видов йоги“». Схожие утверждения содержатся в Бхагавад-гите: 2.48; 6.5–7; 6.18,19; 6.24–27.
— священная речевая формула, регулярное повторение которой должным образом, с искренностью и верой дарует достижение мирских или духовных целей. Слово «мантра» трактуют как «манас тра̄йате» — «то, что освобождает ум от влияния материи». Мантру необходимо получать от духовного учителя, который обрел реализацию (ощутимые результаты) в ее повторении и принадлежит к авторитетной ведической духовной преемственности. Мантры могут читаться мысленно, шепотом или громко вслух. В некоторых случаях мантры могут даваться ученику для повторения даже без объяснения их смысла. Считается, что при должной практике они сами явят свою сущность в форме духовного откровения.
— приводимый в ведических текстах титул, которым именуют прародителя человечества. Ману, кроме того, первый правитель, царствовавший на Земле и единственный человек, спасенный Господом Вишну во время всемирного потопа. Разные Ману приходят в разные времена. Все они очень благочестивы и мудры. Каждый из приходивших на Землю Ману правит в течение отрезка времени, называемого манвантарой. Четырнадцать манвантар составляют одну кальпу, или один день в жизни творца материальной вселенной Господа Брахмы. Таким образом, в течение одного дня жизни Брахмы приходят четырнадцать Ману. В настоящее время, по свидетельству Пуран, мы с вами живем в седьмую манвантару Шраддхадева или Ваивасваты Ману.
— девятый месяц индуистского календаря, начинающийся 22 ноября и заканчивающийся 21 декабря. В этом месяце тридцать дней.
— один из саптариши, семи великих мудрецов; первый из десяти праджапати; старший сын Брахмы.
— божества бури, ветра, грома и молнии.
— обитель Кришны, окружающая Вриндаван. Там Господь родился и вернулся туда, закончив Свои детские игры во Вриндаване.
— одно из имен Арджуны: «лучший из воинов», «сильнорукий».
— неразделенное единство материи и сознания. Праматерия (прадхана) сравнивается с водой, которая засевается «семенами сознания», душами (дживами, атмами), сравниваемыми со светом и нисходящими из Брахмáна, благодаря тому, что Господь бросает взгляд на мир материи. В Бхагавад-гите упоминание этого процесса содержится в стихах 14.3,4 и в стихе 7.10. Следствие этого «засева» — возникновение махат-таттвы, начальной стадии существования материального мира.
— великая личность; дословно — «великая душа». Так называют великих людей: святых, правителей; также одно из обращений к Господу.
— священная гора, центр мира; обитель богов.
— мудрец, строго следующий предписаниям Вед. Согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 24.15): «Слово „муни“ означает „человек глубокомысленный“, „серьезный или молчаливый“, „аскетичный“, „твердо следующий своим обетам“, „отшельник“ и „святой“. Таковы различные значения слова „муни“».
1↑ Примечания от издателей помещены в квадратных скобках [].
← Краснодар. Встреча со Шрипадом Б. С. Хришикешем Махараджем 4 апреля 2015 года | ·• Архив новостей •· | День ухода Шрилы Б. С. Говинды Махараджа. 5 апреля 2015 года. Харьков, Украина → |