«Бхагавад-гита. Жемчужина мудрости Востока». Комментаторская традиция
Комментаторская традиция
Издревле Бхагавад-гита пользуется величайшим авторитетом среди многочисленных религиозных течений Индии. С изучения этой книги начинают знакомиться с ведическим мировоззрением не только академические санскритологи, но и представители разнообразных духовных школ.
Среди ведических писаний Упанишады («беседы с мудрецами») почитаются как образец чистого духовного мышления, неоскверненного мирскими интересами, мудрости «не от мира сего». Однако послание Бхагавад-гиты превосходит даже откровения Упанишад, являя новые глубины духовной Реальности. В подборке стихов, известной как «Медитация на Гиту» («Гита-дхьянам») содержатся строки, которые подчеркивают уникальное положение этого произведения: «Упанишады подобны стаду коров, а Господь Кришна, сын пастуха, доит их. Арджуна — теленок, нектар бессмертия Гиты — молоко, и мудрецы, разум которых чист, наслаждаются его неземным вкусом» («Гита-дхьянам», 4). В этом стихе нашла отражение древняя традиция, согласно которой Гиту прославляют как суть всех Упанишад, квинтэссенцию мудрости Вед.
Нередко европейский читатель знакомится с Бхагавад-гитой без комментариев, изучая лишь академический перевод. Однако согласно ведической системе передачи духовного знания переводчики Бхагавад-гиты должны принадлежать к определенной богословской традиции (сампрадае) и цепи ученической преемственности (парампаре), в которых знание передается из поколения в поколение, от учителя к ученику. Этот метод описан в самой Бхагавад-гите, в четвертой главе, посвященной обретению духовного знания. Лишь благодаря такому подходу можно постичь глубинный смысл Гиты. Не менее важны и комментарии. Различные философские школы Индии продолжают до сих пор изучать Гиту, и, в процессе самого изучения, постоянно ее комментировать. Таким образом поддерживается главный принцип существования Гиты как носителя живого духовного знания, а не свода мертвых религиозных законов.
Два основных направления, к которым принадлежат комментаторы Гиты, — это имперсоналисты, стремящиеся к растворению в безличном (имперсональном) аспекте Абсолюта (Брахмáне), и персоналисты, стремящиеся обрести вечные отношения с личностным Богом (Бхагаваном). Наиболее яркий представитель школы имперсоналистов — проповедник учения адвайты («недвойственности», тождества души и Абсолюта) — Шри Шанкара (VIII в.). Наибольшее внимание в учении Шанкары уделено освобождению из мира рождения и смерти благодаря слиянию с Брахманом, которое предполагает утрату личностного существования. Другим пунктом является учение об иллюзорности окружающего мира (виварта-вада). Бытие Брахмана провозглашается единственной реальностью, а все мироздание, индивидуальное существование души и личностная концепция Абсолюта — иллюзией.
Выдающийся богослов и учитель Рамануджа (XII в.) выступил убедительным оппонентом Шанкары, указав на личностный аспект Абсолюта (Бхагаван) как вечную Реальность, источник Брахмана и цель духовного пути. Сам Кришна утверждает в Бхагавад-гите (14.27): «Я основа Брахмана». Он называет Себя Высшей Личностью (Пурушоттамой), превосходящей не только бытие обусловленных материей душ (кшара), но и бытие Брахмана (акшара) (Гита, 15.18). В отличие от Шанкары, говорящего об иллюзорности индивидуального существования, Рамануджа провозгласил реально и вечно существующими мироздание, индивидуальность души (Гита, 15.7) и личностную природу Абсолюта. Начиная с Рамануджи, в персоналистических школах возникает понимание вселенной как преобразования энергии Всевышнего (шакти-паринама-вада). Это означает, что материальный мир понимается персоналистами не как иллюзия, а как реальность, хотя не высшего порядка: как тень или отражение духовного мира. Иллюзия же (майя) — это неверное понимание, «прочтение» окружающей нас действительности: восприятие человека, а не Господа в качестве ее абсолютного центра. Пример просветленного восприятия мира — ведический афоризм «ӣш́а̄васйам идам сарвам̇» («Иша-упанишада», 1): «Все исходит из Господа и принадлежит Ему» — таков взгляд пробужденных душ, освободившихся от влияния майи.
В завершающей главе Гиты (18.66) Шри Кришна провозглашает: «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем». Шанкара называл этот стих «словами, содержащими суть всех ведических писаний» (сарва-веданта-сара-вихитам вактавйам). Последователи же Рамануджи рассматривали эту строфу как чарама-шлоку, стих, обобщающий смысл всей книги.
В X веке тамильский святой Ямуначарья разделил Бхагавад-гиту на три части, по шесть глав в каждой: карма-канду, принципы деятельности ради духовного возвышения (1–6 главы), упасана-канду, обретение качеств и понимания для поклонения Всевышнему (7–12 главы), и гьяна-канду, духовное понимание мироздания и его законов (13–18 главы). Имперсоналистов больше интересуют карма-канда и гьяна-канда: деятельность, не ведущая к порабощению материей, и постижение мира посредством одухотворенного разума. Тогда как персоналисты рассматривают просветленный разум лишь как шаг к постижению природы взаимоотношений между душой и Богом, их в большей степени интересует упасана-канда. Согласно их взгляду, подобно двум листьям, первые и последние шесть глав Гиты скрывают цветок преданности Всевышнему, пребывающий в ее центре.
В XIV веке комментатор Шридхар Свами выделяет в Бхагавад-гите чатур-шлоку, «четыре основополагающих стиха». Комментируя стих 10.8, он пишет: «Господь являет сокровенное знание о Своей абсолютной силе и славе в этом и следующих трех стихах». Концепция чатур-шлоки была принята и развита выдающимися последователями Шри Чайтаньи (1486–1534) — гаудия-вайшнавскими богословами Вишванатхом Чакраварти (1626–1708) и Баладевом Видьябхушаном (XVIII в). В XIX веке их труды переиздал, сопроводив собственными дополнительными комментариями, святой, поэт и проповедник Шрила Бхактивинод Тхакур (1838–1914). Все они создали оригинальные комментарии на четыре ключевых стиха Гиты.
Автор предлагаемых читателю комментариев — Свами Бхакти Ракшак Шридхар (1895–1988). Он был в состоянии постигать и являть миру скрытые смыслы Гиты, поскольку бескомпромиссно следовал линии мысли великих учителей своей школы, таких как Баладев Видьябхушан, Вишванатх Чакраварти и Шридхар Свами. Отдавая дань предыдущим комментаторам, следуя в русле их объяснений, он открывает новые глубины понимания Бхагавад-гиты, суть учения которой — чистая любовь к Богу, према, не смешанная ни со знанием, ни с деятельностью.
В своих оригинальных комментариях Свами Б. Р. Шридхар доказывает, что его великие предшественники не случайно выделили чатур-шлоку, четыре главных мистических стиха. В них скрыто семя чистой любви к Богу, кришна-премы, которую гаудия-вайшнавы, последователи Шри Чайтаньи, обретают по милости шуддха-шакти, божественной Энергии Кришны. Призыв принять прибежище не в Источнике, а в Его Энергии мы находим в самой Бхагавад-гите (9.13), в главе «Тайное сокровище преданности». Но в полной степени постичь смысл этих строк можно лишь соприкоснувшись с учением Шри Чайтаньи и Его последователей.
← «Уровень допуска». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Гупта Говардхан | ·• Архив новостей •· | Воскресная программа в студии йоги Ведалайф в Киеве. 4 января 2015 года → |