Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

СПАСЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИИ
(Канберра, Австралия, 19 июня 1992 г.)

Вторая часть

Поиск Абсолюта

Шрила Б.С.Говинда Махарадж Мы многое повидали, живя в этом материальном мире. У нас достаточно опыта, чтобы отделить хорошее от дурного без посторонней помощи. Но человек не может довольствоваться этим. Ему нужно нечто большее и это нечто – сознание Кришны, поиск Бога. Для человеческой жизни это особенно важно. В нас заложена способность к осознанию и внутренняя склонность к поклонению и служению. Племена, обитающие в  джунглях, обожествляют огонь, солнце или луну соответственно своим духовным воззрениям и предрасположению. Каждая душа в этом мире ощущает потребность поклонения тому, что значительно превосходит ее. Это исходит из самых глубин ее естества.
    Нет нужды учить козла или иное животное как воспроизводить потомство. Животные действуют бессознательно, подчиняясь заложенному в них инстинкту. Такой же внутренний импульс побуждает каждую душу к поискам того, кто по отношению к ней занимает верховное, владычествующее положение. Она пытается обнаружить Высшую Силу, но не убедившись в ее существовании воочию, довольствуется косвенными подтверждениями своих догадок, которые от случая к случаю озаряют ее блуждания в чаще рождений и смертей.
    Господь милостив к каждой душе. Чтобы пробудить обитателей этого мира к Прекрасной Реальности, Он время от времени приходит сюда Сам или направляет послушных Своей воле святых. Он и Его посланцы возвращают разум несчастным, одурманенным наркозом иллюзии душам. Эта истина питает душу надеждой.
    Реальность Прекрасна, и обойтись без Нее мы не можем. Вторая сутра из «Веданта-даршан» гласит: джанмадйасйа йатах – «Из Него все исходит, Им все поддерживается и Им все уничтожается».
    Оглядев Вселенную, мы обнаружим во всем мироздании единый промысел. Все великое множество творений вселенной: солнце, луна, звезды, миллионы небесных тел вращаются по своей орбите, не сталкиваясь друг с другом. Какая-то сила, какой-то разум направляет их. Кто создал эту силу? Стоит задуматься над этим и вывод приходит сам собой. Не будь управляющей силы, планеты, несущиеся в пространстве с огромной скоростью, неизбежно столкнутся. Когда происходит столкновение, мы зовем это маха-пралайа, разрушение. Время ему предопределено, но кем? Кто он? Почему мы ничего не знаем о нем? Поиски приводят нас к свидетельствам и рассуждениям других искателей, но они, в сущности, не касаются даже Его Лотосных Стоп. Мы можем познать Бесконечную Силу только в том случае, если Высший План Сам нисходит к нам.
    К примеру, муравей, озабоченно снующий у меня на виду. Он не способен своим разумением постичь окружающее, но я вижу его и могу к нему прикоснуться. Когда я трогаю его, он чувствует чье-то прикосновение с «высшего плана». Я убираю руку, и он перестает воспринимать меня. Я вновь касаюсь его, позволяя ему пережить те же ощущения. Таким образом, мы можем понять Бесконечную Силу только тогда, когда она нисходит к нам с высшего плана. Духовно просветленные души ищут встречи с Ней и некоторым из них Она являет Себя; ради блага ближнего они спешат поделиться своими откровениями, запечатлев их в книгах. Однако знания письменных свидетельств еще недостаточно.
    Ищущий познаний в математике, получит их только у математика. В любой сфере знания, будь то математика или филология, лучше обращаться к специалисту. Подобным образом, желая обрести духовное знание, мы должны следовать тому, кто обладает им. Только тогда мы сможем понять тот Высший Образ, который принимает Вселенская Сила.
    Писания, такие как «Шримад Бхагават-Гита», «Шримад Бхагаватам», восемь видов «Пуран» и «Махабхарата» сообщают нам, что Он – Тот, из Которого все исходит, Которым все поддерживается и Кем все разрушается. Часто в Писаниях Его Качества определяются как сатйам, шивам, сундарам. Сатйам означает, что Он пребывает вечно, шивам означает мангалам – Он несет благо всем и сундарам – Он Несравненно Прекрасен. Реальность тоже Прекрасна. Так говорил нам Гуру Махарадж, когда объяснял нам понятия сатйам, шивам, сундарам.
    Поиск Шри Кришны – Прекрасной Реальности. Нам нужны красота, любовь, счастье, радость и все это мы находим во Всевышней Личности Господа, Кришне. «Шримад Бхагаватам» утверждает:

эте чамша-катах пумсах кришнас ту бхагаван свайам
индрари-вйакулам лакам мридайанти йуге йуге

    «Бхагаватам» указывает на Кришну как на Всевышнюю Личность Господа. Кришна говорит в «Гите»:

ахам хи сарва-йаджнанам бхокта ча прабхур эва ча
на ту мам абхиджананти таттвенаташ чйаванти те




    «Один лишь Я наслаждаюсь всеми жертвоприношениями и вознаграждаю за них; те, кто не знают Меня таким, вновь претерпевают рождение, болезни, старость и смерть».

    «Я – Всевышний Господь, прими прибежище Моих Лотосных Стоп и, будь уверен, Я уберегу тебя от всех грехов и оскорблений. Ступи же под сень Моего укрытия – и ничто мирское не потревожит тебя. Мои Лотосные Стопы подобны большому зонту – укройся в их благодатной тени». Такое описание приводит «Шримад Бхагават-Гита». «Упанишады» открывают нам:

найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахуна шрутена
йам эваиша вринуте тена лабхйас
тасйаша атма вивринуте танум свам
                                     (Катхопанишад 1.2.23)

    «Ты не можешь познать Всевышнего Господа; рассказывая или проповедуя дни напролет, ты не обретешь Его милости, большой интеллект не поможет постичь Его, и даже обширные Духовные знания не принесут тебе Его милости. Так как же достичь Его? Ты познаешь Его только в том случае, если Он захочет войти в твое сердце. Если Он почувствует желание прийти к тебе или, иными словами, окажет тебе милость, тогда ты сможешь ощутить Его прикосновение».
    Такова наша участь. Поэтому Господь говорит: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те. «Если ты хочешь освободиться от этого иллюзорного бытия, ты должен принять прибежище Моих Лотосных Стоп». Сарва-дхарман паритйаджйа – оставь все, что известно тебе как религия или безверие. Оставь плохое, но откажись и от хорошего. Ты не можешь постичь всего блага, поэтому нет необходимости в постижении всего. Посему оставь плохое, хорошее и все вообще. Это значит сарва-дхарман. Я дал тебе множество наставлений, ты мог исполнять или пренебрегать ими по своему усмотрению. Теперь же оставь все и предайся Мне.

ман мана бхава мад-бхакто мад йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо `си ме
(18.65)

    «Думай обо Мне, поклоняйся Мне, предлагай Мне всего себя и ты, несомненно, достигнешь Меня. Я обещаю тебе это, потому что ты Мой дорогой друг».
    «Ты Мой дорогой друг и Я говорю тебе правду. В устах любого другого эти слова покажутся полной бессмыслицей. Никто не может сказать: «Прими прибежище моих лотосных стоп». Но Я произношу их с полным правом. Ты можешь не знать всего и тебе в этом нет никакой необходимости. Прими прибежище во Мне и Я дам тебе все, в чем ты нуждаешься». Однако после Кришна говорит Арджуне:

идам те натапаскайа набхактайа кадачана
на чашушрушаве вачйам на ча мам йо ‘бхйасуйати
(18.67)

    «Ты никогда не должен открывать это тайное сокровище своенравным, лишенным веры, отвергающим служение Мне или порочным созданиям, питающим ко Мне зависть».
    «Не следует рассказывать об этом учении всем. Многие не способны поверить ему. Их сердца не смогут вместить всего, и это повлечет оскорбления. Но Я сказал тебе все, потому что ты – Мой близкий друг и Я хочу тебе блага». Затем Арджуна сказал:

нашто мохах смритир лабдха тват прасадан майачйута
стхито ‘сми гата-сандехах каришйе вачанаv тава
                                                                                                    (18.73)

    «Туман иллюзии, застилающий мне глаза, рассеялся, и я принимаю прибежище Твоих Лотосных Стоп. По Твоей милости я утвердился в Твоем учении и все сомнения покинули меня. Я исполню все, что Ты мне велишь».
    Это называется безоговорочным преданием себя Господу. И это последний совет Кришны в «Бхагават-Гите». Если мы ищем кого-то, то этот Кто-то должен быть Реальностью и Реальностью Прекрасной. Красота влечет нас и наполняет наши сердца счастьем и радостью. Если бы источник бытия был лишен красоты, как бы мы могли воспринимать ее? Она не может не быть в нем. В «Упанишадах» сказано:

расо ваи сах, расам хй эвайам лабдхвананди бхавати
                                                      (Таиттирийопанишад 2.7.)

    «Весь экстаз, весь нектар пребывает в Нем, Всевышней Личности Господа, и тот, кто обретает с Ним связь, испытывает эту Ананду, Расу – Божественный экстаз, Некта».
    Поэтому мы в поиске. Но сначала нужно определиться, что мы хотим найти. Нас направляет слово атхато (атхато брахма-джиджнаса), приведенное в шлоке из «Веданта-даршана». Основное значение слова атха (атха-атах, брахма-джиджнаса) - «благой почин» и, согласно ему, атах указывает на то, что должно быть познано – Брахман. Что такое концепция Брахмана? Размышляя над этим, мы согласимся с таким выводом: джйотир абхйантаре рупам атулам шйамасундарам. Брахман или Всевышний Господь никогда не бывает ниракара, нирвишеша или нихшактика – абстрактным, безликим или лишенным силы. Мы ежесекундно сталкиваемся с действием силы, так как же может оказаться бессильным ее источник? Источник должен быть полон ею. Все в этом мире ищут любви, будь то отношения с отцом, матерью, женой или дочерью. Мы бы не ощущали потребности в ней, если бы ее не было в первоисточнике. Это же так просто. Утверждение «Упанишад» совершенно. «Эта Высшая Истина есть Экстаз. Достигнув Ее, душа достигает полноты счастья». Такова Кришна-концепция.
 
 

Почему именно Кришна?

    Почему Кришна-концепция? Если Кришна провозглашает Себя Всевышним, отчего этому должны верить другие? Однако, задавшись целью выяснить истинность сказанного Кришной с помощью человека, обладающего духовным авторитетом, мы, несомненно, придем к выводу, что сатйам, шивам и сундарам – Всеблагое Совершенство, Прекрасную Реальность – можно обнаружить только в Кришна-концепции. Все другие представления несколько ущербны.
    Существует пять видов Рас или Экстатических Божественных Взаимоотношений с Господом, являющим Свои Игры в каждом уголке Духовного Мира. Он не абстрактен, не безлик и не ограничен в силе. Он обладает формой, качествами и мощью. Если мы ищем какое-то качество, то как может ли оно отсутствовать в источнике нашего бытия? Это невозможно, коль скоро он источник всему. Если нам нужна красота, тогда красотой должна быть наделена и Первопричина нашего существования. Таким образом, задумываясь над всем этим, мы неизбежно приходим к сознанию Кришны. Другого пути нет.    Это совет Ведических Писаний. Невозможно измерить то благо, которое мы приобретаем, посвятив свое время осознанию Кришны. Это сокровище наших сердец. Мы воспеваем Харе Кришна Махамантру так, как нам Ее дал Махапрабху Шри Чайтаньядев и это – основная цель жизни. В линии Шримана Махапрабху можно получить благо, высочайшей пробы благо, чистое от всего ложного и дурного; и Махапрабху учил нас смирению, терпению и почитанию ближних. Это руководство на пути к нашей цели. Это способ обрести связь с Всевышней Личностью Господа в Духовном Мире.

    (Перевод Рагалекхи даси)


    В начало статьи...