Вся Слава Шри Гуру и Гауранге!

ВСЕЛЕНСКАЯ МИЛОСТЬ

Выступление Его Божественной Милости
Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа
в Лоден Нельсон Центре, город Санта-Крус, Калифорния,
 30 июня 1992 года

Окончание


    Вопрос: Какими мы должны представлять себе Кришну во время воспевания Мантры? И какое положение в сравнении с Ним следует отводить себе, чтобы сохранить сознание Кришны?

    Шрила Говинда Махарадж: Однажды, во время обряда получения Хари-нама-дикши, инициируемые спросили Шрилу Гуру Махараджа: «О чем нам следует думать во время воспевания Харе Кришна?» Гуру Махарадж ответил: «Не нужно ни о чем думать. Вы должны лишь знать, что Харе Кришна Маха-мантра трансцендентна. Если вы правильно воспеваете эту мантру, вы сможете постичь ее своим сердцем. Правильно воспевать значит избегать десять оскорблений. Во время воспевания вы должны молить Святое Имя: «О Харе! О Кришна! Пожалуйста, яви Себя моему сердцу»».

    Господь может явить Себя в сердце любого из нас
    Мантра содержит призыв к Господу. Харе Кришна означает Радха Кришна, по вам необязательно знать ее буквальный смысл. Вам нужно лишь знать, что Кришна – это Всевышний Господь и в этом преходящем мире Он являет Себя в Образе Харе Кришна Маха-мантры. Он может проявить Свой полный Образ в сердце любого из нас; это в Его власти. Святое Имя Кришны неотличимо от Самого Кришны, поэтому я молю Харе Кришна Маха-мантру: «Пожалуйста, яви Себя моему сердцу, дай моему языку ощутить Твой Божественный Танец». Не нужно думать ни о чем другом. Этому учил нас Шрила Гуру Махарадж. Мы живем в материальном мире и язык наш тоже материален, а материальное не может произнести Трансцендентное Имя.

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

    Имя, Образ, Достоинства и Игры Кришны духовны, в то время как мы находимся в материальном мире и наделены материальным сознанием. Здесь мы не можем правильно воспевать Кришна-нам. Это невозможно. Материальное и духовное несовместимы, но материальное может преобразиться, соприкасаясь с духовным. И мы должны молить Кришну: «Пожалуйста, надели меня духовными качествами и яви моему сердцу Твой Образ, позволь моему языку вкусить сладость Твоего танца. Молю Тебя об этом». Когда Кришна откроет Себя нашему сердцу, тогда мы почувствуем, мы поймем – мы можем обрести качества надмирной реальности. Таков был ответ Шрилы Гуру Махараджа.
 

    Вопрос: Однажды в парке преданный дал мне книгу, из которой я узнал Харе Кришна Маха-мантру. Я начал воспевать и вскоре почувствовал, что окружающий мир больше не привлекает меня. Однако я никогда не получал разрешения на воспевание или наставлений вайшнава высокого уровня. Сейчас я думаю, что, возможно, совершаю оскорбления. Что мне делать? Чем мне следует руководствоваться?

    Шрила Говинда Махарадж: Тем или иным способом вы уже получили связь с Божественным планом, и произошло это по милости Кришны. Вы приобрели вкус к воспеванию Кришна-нама, следовательно, наитие пришло к вам свыше, озарив ваше существование.
    В жизни Дхрувы Махараджа, у которого тоже не было Гуру, произошло следующее. Мать сказала ему: «Если ты хочешь получить богатство, ступай к Лакшмипати-Нараяне, Вишну. Постарайся умилостивить Его. Он отправился в джунгли, не имея ни малейшего представления о том, как совершать тапасью (аскезу), как и о многом другом. Но, поскольку мать наказала ему: «Лишь медитируй на Нараяну», он, преисполненный веры и решимости, пытался следовать ее совету. Он стал размышлять: «Я должен умилостивить Нараяну». На этой мысли он попытался сосредоточиться и Нараяна, пребывающий в сердце каждого живого существа, в тот же миг понял, чего хочет Дхрува. Он сказал Нарада Муни: «Нарада, этот мальчик хочет обрести связь со Мной, но это возможно только через достойного посредника, такого, как ты». Такое посредничество возможно в  линии ученической преемственности. Мантра нисходит в этот мир, передаваясь из сердца в сердце и таким образом проявляется в сердце преданного. Кроме того, существует особая милость, которая может пролиться на каждого из нас. И вместе с тем, все же необходимо получить непосредственную связь с Трансцендентным Словом, возможную лишь в линии ученической преемственности. Поэтому Нараяна сказал Нараде: «Иди и посвяти его в Мантру». Нарада дал посвящение Дхруве Махараджу и благодаря этой Мантре Дхрува удостоился даршана (возможности созерцать божественный Образ) Нараяны.

    Нараяна не намерен нарушать им же установленных правил. Влечение ума и внутренняя расположенность к Святому Имени сами по себе не несут оскорблений, оскорбительно незнание правильного процесса воспевания Харе Кришна Маха-мантры. Существует десять видов оскорблений, которые необходимо избегать и, кроме того, Мантра должна прийти из истинного источника. Мантру можно прочесть в книге или от кого-нибудь услышать, но она не принесет должного результата. Определенный эффект, конечно же, будет. Любой может услышать и привлечься ею. Это называется намабхаса – отзвук Имени, неясный, смутный образ Его. Вашим обретением может стать такая намабхаса. Святое Имя не может принести вреда, Оно приносит только благо, в этом нет сомнения. Но нужно обратиться к  достойной личности, которая даст вам духовное семя этой Мантры и наставления по правильному воспеванию Святого Имени.
Я могу посоветовать вам избегать десяти видов оскорблений, что немедленно скажется на вашем духовном продвижении. Но необходимо еще принять наставления. Учитель нужен всегда, где бы мы не учились – в начальной, средней или высшей школе. Даже чтобы съесть что-нибудь правильно – тоже нужен совет.
 

    Вопрос: Мне хотелось бы, чтобы в Санта Крусе развивался центр сознания Кришны, но здесь, похоже, существуют два лагеря: лагерь Шрилы Шридхара Махараджа и лагерь ИСККОНа. Можете ли вы предложить что-нибудь для того, чтобы соединить их в единое целое?

    Шрила Говинда Махарадж: Я приехал сюда не для сектантской пропаганды. Я живу в том сознании, в котором мои наставники, мои Гуру общаются свободно и беспрепятственно. Оба они – Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж – мои Гуру. Шрила Шридхар Махарадж – мой Гуру-наставник и мой Дикша-Гуру (Гуру, давший посвящение). Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, по милости Шрилы Шридхара Махараджа – тоже мой Гуру-наставник. Поэтому единственное, чего я хочу – это следовать сознанию Кришны. У меня нет партийных пристрастий. Я не знаю, кто какой партии принадлежит, кто живет в Индии, а кто – в Америке. Я не ищу различий. Мы хотим следовать сознанию Кришны – тому, что мы получили от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Это наша линия преемственности. И в этой линии мне выпала невероятная удача быть учеником двух Гуру, и многих других. Но эти двое – мои высшие наставники и Гуру, я стараюсь следовать их указаниям и их духовному пути. Именно это я проповедую всем своим друзьям и тем, кто верит мне. Я занимаюсь проповедью сознания Кришны, а не выявлением личностей, заслуживающих или не заслуживающих, на мой взгляд, доверия.

    Величайшее препятствие
    Духовное продвижение невозможно без таких качеств, как смирение, терпимость и почтение к другим. Этот путь указал нам Махапрабху. Вы знаете эту шлоку, третью шлоку из «Шикшаштакам». Чтобы достойно воспевать Святое Имя, необходимо смирение, оно должно стать неотъемлемым свойством вашей души наравне с терпимостью и уважением к другим. Благодаря этим качествам можно легко избежать вайшнава-апарадхи. Вайшнава-апарадха – это величайшее препятствие при воспевании Харе Кришна Маха-мантры. Через вайшнавов Маха-мантра нисходит сюда с высшего плана. Она распространяется в этом мире через Панча-таттву – Шри Кришна Чайтанью, Прабху Нитьянанду, Шри Адвайту, Шри Гададахару и Шриваса Тхакура. Но если вы наносите Им оскорбления, Маха-мантра не явит вам Своего благодатного Образа. Махапрабху говорил о необходимости избегать вайшнава-апарадхи и девяти других оскорблений Харинама. Суметь избежать их довольно нетрудно.
 
    Самая насущная потребность
    Что важнее – нос или дыхание? С отсутствием носа можно смириться, но, перестав дышать, мы погибнем. В чем назначение жизни? Мы живем для того, чтобы следовать сознанию Кришны. Это то, что нам всем необходимо. Самой насущной, жизненно важной потребностью каждой дживы является сознание Кришны. Кто мы такие при этом – не столь важно. Ученик ты Шрилы Шридхара Махараджа или Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – это не имеет особого значения.
    Существенно лишь то, что нам необходимо практиковать сознание Кришны под руководством истинного вайшнава, того, кто обладает тремя вышеупомянутыми качествами, кто развил в себе истинное понимание сознания Кришны и кто сведущ в Трансцендентном Знании о Шри Кришне. Общение с ним должно стать частью нашей жизни. Мы должны искать их общества, слушать их возвышающие душу беседы. В ИСККОНе или в Матхе Шрилы Шридхара Махараджа инициирован преданный – для меня значения не имеет, важно лишь одно: является ли общение с ним садху-сангой и где бы ни был садху, я буду стремиться к общению с ним. Садху не делает различий между лагерями и партиями, он видит лишь уровни преданности. Чистая преданность, и только она привлекает его. Я стараюсь следовать тому же. В каждом я хотел бы видеть друга и доброжелателя, но не врага. Это заложено во мне с детства. Я делаю поклоны каждому, кого встречаю на своем пути. Я не наношу оскорблений вайшнавам. Я не хочу оскорбить преданного если он принадлежит не к нашей, а, например, Рамануджа- или любой другой Вайшнава-Сампрадайе.
 
    Откажитесь от духа партийности
    Проблемы, касающейся ИСККОНа, не существует. Того, кто убежден в обратном, в ком силен дух партийности, я настоятельно просил бы отказаться от таких взглядов. Оставьте это мышление и воспевайте Харе Кришна Маха-мантру, которую дали нам Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж или Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж. Они не думали о создании ограниченной узкими рамками секты, зачем же тогда это делать нам? Мы хотим гармонии со всем сущим. Гармонизировать отношения между этими обществами совсем не трудно.
    «Общество» подразумевает некое множество людей. Людям присущи недостатки и изъяны характера. Эго – наш злейший враг и необходимо стараться избегать влияния ложного эго. Чего я лишусь, если окажу уважение другому? Если во мне есть смирение и терпимость, они сообщат моей натуре лишь благостные свойства. Махапрабху учил, что это необходимый уровень для воспевания Харе Кришна, только тогда мы будем способны воспринимать подлинно Трансцендентную Харинама-Маха-мантру. Святое Имя неотличимо от Кришны и потому это хороший способ попытаться выйти за рамки партийного мышления. Цель нашей жизни – практика сознания Кришны без оскорблений Харинама и там, где нам предоставляют такую возможность, мы смиренно преклоняем колена.
    Для чего я живу? Зачем я приехал сюда? Если я смогу принести благо другим, тогда мои усилия не напрасны. В противном случае – это бесполезная трата денег, в которые вложена энергия преданных. Если моя миссия не принесет успеха, мне будет очень грустно. В чем состоит моя миссия? Во встречах с друзьями и их семьями. И коль скоро я получил возможность говорить о сознании Кришны, я буду стараться проповедовать его вне каких-либо течений и направлений. Таким я вижу это служение. Я буду очень счастлив, если благодаря общению со мной кто-то почувствует желание следовать сознанию Кришны. Даже если это будет один человек, я буду неизмеримо счастлив. Тогда я увижу, что моя миссия была успешной.
    Нам всем необходимо сознание Кришны и мы должны стараться следовать ему, где бы такая возможность ни представилась. Многие Миссии поддерживают дух партийности. Иногда это приносит пользу, но иногда приводит ко множеству ошибок. Нам чужд такой образ мыслей. К цели нашего существования, которой нужно придерживаться прежде всего и при любых обстоятельствах, мы можем двигаться, не возмущая окружающего пространства и не беспокоя других. Необходимо всегда видеть цель. И если в результате наших действий вокруг нас воцарится гармония, будет просто замечательно. Это вдохнет в нас новые силы и создаст благоприятную атмосферу всеобщей доброжелательности и взаимной приязни. Это прекрасно, однако, в реальной жизни труднодостижимо. Я могу управлять своим эго и, может быть, эго кое-кого из моих друзей, но мне неподвластно эго всех остальных. И, поскольку, собственное эго – наш злейший враг, достижение всеобщей гармонии больше похоже на утопию.
    Другой вопрос состоит в том, что Кришна не желает раздавать Према-бхакти всем подряд. Кришна готов, не считаясь, одаривать мукти, освобождением, но Он очень осторожен с бхакти. Даже если Его преданный разбрасывает повсюду семена бхакти, Кришна иногда пытается воспрепятствовать этому, потому что Он попадает в зависимость от Своего преданного.
    Обычного искателя смысла жизни такое положение едва ли воодушевит на дальнейшее продвижение в сознании Кришны. Но мы должны практиковать его даже в том случае, если Кришна не расположен давать нам бхакти; Он ничего не сможет поделать, если этого захочет Его преданный. Но в отсутствии преданного Кришна может попытаться утаить ее. Кришну не оставишь в дураках! Нам не предугадать исход сделок Духовного Мира.

    В Писаниях говорится: муктим дадати кархичит сма на бхакти-йогам. Вот причина того, почему каждое общество постигают те или иные трудности. Когда преданный хочет уйти, Кришна не чувствует Себя вправе оказывать на него давление. Сознание Кришны доступно всем без ограничений, но, приняв его, необходимо ему следовать и практиковать. Преданный, давший вам его семя, не будет это делать за вас. Практикующий может совершить ошибку, которая побудит Кришну отдалиться от него. Ошибки могут нарастать снежным комом, мешая и затрудняя развитие, заставив, в конечном итоге, уйти с выбранного пути. Экзамен провален и претендент дисквалифицирован. На соревнованиях в беге каждый бежит по своей дорожке; сойдя с нее, бегун отстраняется от участия в соревнованиях и получает дисквалификацию. Но при поддержке чистого вайшнава мы никогда не свернем с правильного пути.
 
    Привести все в гармонию
    Шрила Гуру Махарадж всегда старался привести окружающее пространство в гармонию. К нему постоянно приходили за советом члены Гаудия Миссии и даже представители враждебно настроенных групп, совершавших выпады и оскорбления в его адрес. Как-то раз, когда к нему пришел лидер оппозиционной группы, Шрила Гуру Махарадж спросил его: «Зачем вы приходите ко мне, если наши мнения столь несхожи?» Человек этот отвечал: «Махарадж, вы не принадлежите ни к каким партиям. Ваши неизменное здравомыслие, высокая образованность и равнодушие к мирским радостям влекут меня к Вам несмотря ни на что. В беседах с Вами я ощущаю подлинное счастье. Поэтому Вы видите меня здесь».
    Я ученик Шрилы Шридхара Махараджа и с юности впитывал это мировоззрение. В каждом я вижу друга. И если человек не испытывает ко мне дружеских чувств, я стараюсь расположить его к себе. Я не хочу иметь врагов.
    У меня много друзей в ИСККОНе и с некоторыми из них меня связывает очень тесная дружба. В обществах, основанных духовными братьями Шрилы Гуру Махараджа и моими духовными братьями, многие преданные питают ко мне очень теплые чувства, их милость поистине поддерживает мою жизнь. Они очень добры ко мне и когда их милость проливается на меня, я чувствую, как она устраняет препятствия с моего духовного пути. Поэтому, следуя моему Шриле Гуру Махараджу, я стараюсь находиться в гармонии со всем окружающим. Таково мое отношение к миру.

    Назад...


    Перевод: Рагалекха даси