Часть Вторая
Мое посредственное владение английским языком не позволяет мне прочесть лекцию на должном уровне и в этом затруднительном положении мне было бы легче отвечать на ваши вопросы. Будучи тесно связанным в течение долгого времени с движением моего Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, я получил от них некоторую милость. Кроме того, это мой долг по отношению к каждому из вас. Если я смогу помочь вам достичь внутреннего удовлетворения в вашей практике сознания Кришны, то мое служение одарит меня тем же чувством. Поэтому, если у вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте их, я с радостью отвечу на них.
Вопрос: Мы привлеклись сознанием
Кришны благодаря великой душе, но случается так, что мы не всегда
полностью, до конца следуем ему. Что может помочь нам идти к своей цели,
не сворачивая с полпути?
Шрила Говинда Махарадж: Это замечательно
важный вопрос, я очень вам за него благодарен. Он относится не только к
вам, но и ко всем нам. Мы предались Лотосным Стопам Шри Кришны и пытаемся
следовать к своей цели, но в жизни возникает такое множество помех и препятствий,
что эта цель начинает казаться недостижимой. Здесь мы должны помнить следующее:
первое, если мы совершенно предались Лотосным Стопам Кришны, Он обязательно
увидит нас. В этом нет места сомнению. В Писаниях сказано:
сакрид эва прапанно йас тавасмити ча йакате
абхайам сарввада тасмай дадами этад вратам мама
("Шри Шри Прапанна дживанамритам ", 9.4)
Господь Рамачандра
сказал это о Бибхишане. Все желали изгнания Бибхишаны. Бибхишана приходился
братом Раване, а Равана был врагом Рамачандры, поэтому все решили, что
Бибхишана – не кто иной, как шпион и лазутчик. Однако Рамачандра сказал:
«Шпион он или нет – какая разница, коль скоро он принял Мое покровительство,
я обязан защищать и обещать ему полную безопасность».
Поэтому, принимая прибежище, необходимо в первую очередь задаться вопросом:
нет ли в нас самих недостатков и несовершенств? Иначе, почему начав, мы
оставляем сознание Кришны. Случается, что многие перестают практиковать
его в силу возникающих в их жизни препятствий. Есть ли способ обойти или
устранить их? Он есть и заключается в следующем:
Кришна говорит:
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж джошанад ашв-апаварга-вартмани
шраддха-ратир бхактир анукрамишйати
("Шримад-Бхагаватам", 3.25.25)
Нужны хорошие друзья и благотворное общение, это
даст нам возможность счастливо избежать трудностей пути.
И второе: совершенная преданность открывает
сердце вере, посланнице горней обители, которая поселяется в нем, ограждая
и укрепляя нас. Тот, кто полностью предан Кришне в Его Образе Гуру
или садху, всегда находится под Его защитой. Вопрос лишь в том,
когда Кришна примет такого преданного и сколько времени Он уделит ему.
Однако это не должно вселять в нас уныние. Мы сами поймем когда время настанет.
Оно может наступить очень скоро – в самом ближайшем будущем – или спустя
долгое, очень долгое время. Сколько займет это ожидание? Быть может, несколько
жизней, но что они значат в сравнении с бесконечностью? Кришна – вот единственный
источник наших надежд и упований. И если мы хотим вырваться из пут материального
существования и достичь своего предназначения, то общение с преданными
Кришны будет для нас жизненно важным. Такое общение способно освежить и
укрепить душу и ум.
Господь Капиладева сказал Своей Матери, Девахути: «Матушка, не волнуйся. Ты женщина и тебе недоступно ни чтение Вед, ни занятия йогой, ни многое другое, но, тем не менее, у тебя нет повода для беспокойств. Мои преданные, занятые в служении Мне двадцать четыре часа в сутки всегда доставляют Мне истинную радость. Старайся лишь держаться их общества, это окажет твоей душе огромное благо». Здесь имеется в виду шраванам, киртанам, ванданам. Господь говорит: «Если знания обо Мне ты получаешь от Моих преданных, радостно воспеваешь с ними Харе Кришна маха-мантру и славишь Меня, то лучшей духовной практики тебе не найти. В результате ее ты обретешь твердую, неколебимую преданность и сильную привязанность к Моему Трансцендентному Образу». Для тех, кто следует этому пути, необычайно важны истинная садху-санга и общение со святыми.
Садху-санга бывает двух видов: шастра-бхагавата (Святые Писания) и бхакта-бхагавата (общение со святым). Когда мы лишены общения с садху, помощь и опору можно найти в святых книгах. В этот век такой вид садху-санга очень поддерживает и направляет практикующих. Наш Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж оставили после себя много святых книг, полных духовных наставлений. Чтение этих книг придает сил и позволяет беспрепятственно следовать к духовной цели.
Поэтому, если у меня нет возможности непосредственного
общения с садху, я должен читать его книги. Другое средство, доступное
нам – напрямую обращаться к Кришне, произнося Его Святое Имя, Харе Кришна
маха-мантру.
Этот способ возможен только в Кали-югу, им нельзя воспользоваться в другие
эпохи. Он дает обусловленным душам Кали-юги благоприятнейшую возможность
общения с Кришной, ведь в образе маха-мантры Кришна являет Себя
в Своем Имени. Харе Кришна маха-мантра и Кришна неотличимы друг от друга.
Этому учат все Писания.
Имя и Личность суть одно. Они духовны и вечны. Если
мы будем воспевать Святое Имя без оскорблений, с верой и почтением, мы
вступим в непосредственное общение с Кришной, а наше желание служить Ему
усилится.
Итак, в нашем распоряжении три метода. Мы можем
воспользоваться всеми тремя одновременно, что принесет нам большую пользу;
но какой бы из них мы не избрали, мы должны оказывать почтение Харе Кришна
маха-мантре,
воспевать Харе Кришна и стремиться к святому общению с Ним. И если в духовной
практике мы лишены возможности общения со святым человеком, садху,
мы всегда можем получить совет, читая святые писания. Это поможет нам в
достижении цели.
Продолжение...
Назад...