«Очарование служения». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Божественное руководство»


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Очарование служения

(глава из книги «Божественное руководство»)

http://harekrishna.ru/old-site/biblio/govinda/gm-b-dg6.htm


Преданный: Я заметил, что Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада постоянно побеждали брахманов в диспутах, показывая, что вайшнавы выше брахманов. На таких встречах даже самые эрудированные брахманы терпели поражение, но после этого все забывали. Это происходит потому, что это сокровенное таинство, и его можно постичь лишь от осознавшей себя души? Если бы это было не так, то тогда бы после поражения эти брахманы помнили бы, что вайшнавы выше обычного брахманизма и следовали бы этому.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Многие также видели вишварупу Кришны. Карна, Дурьодхана, Духшасана — все они видели вишварупу Кришны и были поражены. Они были изумлены тем, что увидели, но думали, что это мистика: магия Кришны. Дхритараштра тоже страстно хотел лицезреть ее. В «Махабхарате» приведены его слова:

— О Кришна, каждый видит Твою вишварупу, но я не могу, так как лишен зрения. Пожалуйста, даруй мне зрение на пять или десять секунд, чтобы я смог увидеть ее.

Кришна ответил:

— Мне нет необходимости наделять тебя зрением. Если Я пожелаю, то ты увидишь ее.

Затем Дхритараштра увидел поразительный вселенский образ Кришны. И тогда он пал ниц перед Кришной. Но после этого он все забыл.

На днях я получил письмо от одного преданного, где он задает очень важный вопрос. Он спрашивает: «Каково положение Гурудева?»

Мы находим в писаниях:

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир…[1]

Гурудев неотличен от Кришны. Но также писания говорят:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н, на̄ваманйета кархичит…[2]

Кришна говорит: «Я Гуру. Я являю Себя в облике Гуру».

В другом же месте мы видим, что положение Гурудева раскрыто как Сакшад-Баладева — неотличное от Баладевы. Гурудев неотличен от Нитьянанды Прабху. Преданные поклоняются своему Гурудеву как Баладеве — как Нитьянанде Прабху.

В другом месте писания говорят, что Гурудев — это Шримати Радхарани. Также мы можем еще заметить, что Баладева принимает форму манджари — Ананги-манджари.

Так что же является наиболее правильным и как привести все эти утверждения писаний в гармонию? Таков был вопрос, заданный этим преданным.

Необходимо привести все в согласие, ибо лишь тогда мы сможем понять, что есть что. Сначала необходимо понять положение Кришны. Он верховная личность Господа. Это первое положение.

Когда мы попытаемся осознать положение Гурудева, то вначале мы увидим главный свет: все исходит от него. А тот, из кого исходят все проявления, — это Кришна. Но Кришна не одинок. Он свашакти шактиман — Кришна неразделим со Своей энергией. Когда Кришна и Его энергия вступают в Свои божественные взаимоотношения, то Его форма — это Радха-Кришна. И это не происходит в определенное время — это длится вечно. Не то, что вчера это происходило, а позавчера Кришна был один. Нет! Все вечно и трансцендентно, так как все живет в сознании, а это сознание — это Кришна-сознание, а Кришна — верховная личность Господа. Это первое, что мы должны понять.

Также в другом месте мы видим:

йадйапи аср̣джйа нитйа чич-чхакти-вила̄са…[3]

Никто не может сотворить Его божественные развлечения. Кришна также не может сделать это. Его развлечения вечны, и никто не может создать их. Верховная личность Бога и Его энергия вечны, и эта энергия иногда притягивается к Кришне, а иногда отделяется от Него. Однако когда происходит отделение, Кришна всегда остается полностью могущественным.

Преданный: Последнее утверждение очень трудно понять.

Шрила Говинда Махарадж: Есть энергия и обладающий энергией. Если энергия отделяется от обладающего энергией, то энергия все равно ли неразрывно связана со своим обладателем?

Преданный: Да.

Шрила Говинда Махарадж: Обладающий энергиями всегда полон ими, даже если эти энергии могут быть отделенными от Него. И это именуется ачинтья, непостижимое.

Преданный: Следует ли считать, что амша-проявления, такие как вайбхава-виласа, также подчинены этому принципу в том, что Господь распространят Себя в другие формы, но сам при этом ничего не теряет?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Пример этому был дан Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами: если одна свеча зажигает другую, то вторая свеча обладает всей силой, а первая при этом ничего не теряет.

ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса а̄сва̄дана кари’[4]

сеи дуи эка эбе чаитанйа госа̄н̃и
раса а̄сва̄дите дон̇хе хаила̄ эка т̣ха̄н̇и[5]

Радха и Кришна, энергия и господин энергии, неразделимы, но когда Они хотят явить Свои божественные игры, то являют Себя раздельно. Он исполнен могущества, а Она, Его могущество, также обладает всей силой. Таково заключение.

Когда Кришна желает явить Свои божественные игры, то первое проявление Его энергии — Баладева, Мул-Санкаршана. Он появляется из Кришны — прабхава-виласа, а из Радхарани автоматически появляется Йога-майя. Йога-майя и Мул-Санкаршана появляются одновременно.

Йога-майя берет на Себя управление землей божественных игр, подобно судье. Она создает все правила; то, каким образом удовлетворить Кришну, и благодаря Ей все стальное немедленно появляется.

Когда Кришна желает явить Свои игры, немедленно все проявляется и обеспечивается Йога-майей. Баладева берет на Себя роль главного администратора, а управление всем поручает Йога-майе. Из обладающего энергией исходит Санкаршана, а из Радхарани — Йога-майя.

Преданный: Санкаршана — это одно из имен Баларамы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Мул-Санкаршана — изначальный Санкаршана.

Преданный: А после появляются множество других Санкаршан?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Чатур-вьюха. Есть множество экспансий Кришны и множество экспансий Радхарани — прабхава-виласа, вайбхава-виласа и так далее. Но на самом высшем уровне это Радха-Кришна, Санкаршана и Йога-майя. Их лишь четверо.

Преданный: Получается, Чатур-вьюхи нет на Голоке Вриндаване?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Они пребывают на Вайкунтхе. Когда Голока Вриндаван нисходит в материальный мир и являет свое божественное величие, то эти лилы могут быть явлены на Вайкунтхе, а также в других местах. Они обладают таким могуществом; они полностью совершенны и самодостаточны, пурна. В Ведах сказано:

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате[6]

Кришна и Радхарани полностью самодостаточны. Когда энергия исходит из обладающего энергией, энергия также обладает полнотой. Игры этого плана прогрессируют с постоянным циклом тезисов, антитезисов и синтезов.

Преданный: Даже там! Шрила Гуру Махарадж говорил, что все проблемы берут свое начало свыше.

Шрила Говинда Махарадж: Но там нет ничего плохого или ложного. Все, обладающие силой и сама сила, все они совершают поклонение ради удовлетворения высшей силы и всесильного, Радхи-Кришны.

Мы пытаемся удовлетворить господина всех энергий, но, обретя глубокое понимание, мы сможем увидеть, что Радхарани занимает высочайшее положение среди всех энергий, пытающихся удовлетворить Кришну.

Преданный: Значит, поэтому Нитьянанда Прабху жаждет распространить Себя как манджари, Ананга-манджари: Он берет Свое начало в энергии, но хочет оказывать служение господину энергий?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Сам Нитьянанда Прабху наслаждается мадхура-расой как Мул-Санкаршана, Баларама. Но Он наслаждается ради удовлетворения Кришны.

Преданный: Отличается ли настроение раса-лилы Господа Баларамы от раса-лилы Господа Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: Да. В сердце Баларамы живет Кришна. Когда Баларама был поглощен раса-лилой, внутри Него происходила раса-лила Кришны.

Другой пример: это когда человек стареет, а его ум остается молодым. Он уже не способен действовать как молодой, но его ум остается молодым; и иногда он может обладать даже более юным настроем, чем молодой парень!

Такая сила волеизъявления имеет место в божественных играх Шри Кришны. Когда Санкаршана стремится удовлетворить Кришну в мадхура-расе, Он не способен сделать это в мужском облике. Поэтому Он должен изменить Свою внешность и принять покровительство Шримати Радхарани.

Мы также обнаружим здесь облик Гурудева. Чем занят Гурудев? Он оказывает служение Кришне. Ради удовлетворения Кришны он спасает нас и предлагает, подобно цветочным подношениям, лотосоподобным стопам Кришны. Так мы увидим, что Баладева — это Шри Гурудев.

Когда мы видим энергию Кришны, то мы не можем не увидеть, что Она наивысшая, и что Она дарует наивысшее наслаждение уму Кришны. Она полностью удовлетворяет Его. И, видя это, преданные горячо стремятся обрести такое служение. Не теряя времени напрасно, они начинают поиск любой возможности совершить это, они следуют сакхи и манджари, и так их служение достигает Радхарани.

Шримати Радхарани дарует наивысшее удовлетворение Кришне. Она госпожа океана мадхура-расы. Она обладает этим высшим сокровенным богатством, и поэтому каждый, даже Баладева, если Он хочет удовлетворить Кришну в высшей степени, должен принять Ее покровительство. Но Радхарани никому ничего не дает непосредственно: у Нее нет времени. Она постоянно занята в удовлетворении Кришны и Ей постоянно необходимы ингредиенты для этого служения. И берет Она их у ашта-сакхи. А сакхи не только приносят все необходимое для Ее служения, но и выполняют также много другого служения. Они подготавливают прекрасные подношения. Например, лишь из картофеля они готовят тысячи и тысячи различных блюд для предложения. Так они делают очень много для удовлетворения Радхарани, и этим Радхарани поклоняется Кришне.

Иногда Кришна очень капризен и хочет встретиться с сакхи, но они не желают личной встречи с Кришной. У сакхи нет таких желаний, они принимают в расчет лишь удовлетворение Кришны. Они знают, что Кришна испытывает полное удовлетворение только со Шримати Радхарани, и подготавливают все для этого. Но Радхарани, ради счастливой и разнообразной лилы, сама предлагает сакхи Кришне. Она подталкивает их к личной встрече с Кришной. И сакхи встречаются с Кришной лишь ради Радхарани, а не для удовлетворения Кришны. Таково настроение вриндаван-лилы Кришны.

Тот, кто хочет достичь полного счастья в своей трансцендентной жизни в служении, должен принять женскую природу. В действительности всем дживам, душам, внутренне присуща женская природа, ибо они шакти — джива-шакти.

Обретя женский облик, они стремятся присоединиться к лиле Радхи-Кришны. Они постоянно молят о милости сакхи и манджари. Кришна не их господин; для них Он участник божественной игры. Сакхи берут на себя положение старших. Они знают, как удовлетворить Кришну, и подготавливают все согласно этому. Сакхи находятся под руководством Радхарани и согласно Ее указаниям пытаются удовлетворить Кришну. Они исключительные служанки Шримати Радхарани. Они счастливы, и Кришна также счастлив играть с ними таким образом.

Преданный: Там присутствует конкуренция?

Шрила Говинда Махарадж: Они соревнуются между собой, но не ради себя, а ради служения. Иногда даже в благоприятные эмоции, бхаву, может прокрасться антитезис. Когда Кришна покинул Вриндаван, Радхарани потеряла сознание от горя.

В настроении завершенности экстатической игры иногда может появиться антитезис, но это дарует даже еще более сильное удовлетворение Кришне и Радхарани. Когда Радхарани видит Кришну перед Собой, то пытается удовлетворить одного Кришну. Но когда Кришна скрывается от Нее, Она видит Кришну везде и пытается удовлетворить Его везде. Такое настроение называется вираха.

Мы можем увидеть положение Гурудева различным образом, но все это пребывает в лиле Кришны. Кришна — значит сила супружеской любви, высший наслаждающийся. И с этого уровня Кришна нисходит и говорит: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н — «Я Гуру».

Когда Кришна говорит: «Я твой Гуру», это не полная концепция Кришны. У Него есть множество инкарнаций: Он приходит как юга-аватара, также Он являет Себя как учитель, став, например, учителем Кауравов и Пандавов. У Кришны есть много настроений и обликов, и одно из проявлений Кришны — это Гуру. Поэтому Он говорит:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н, на̄ваманйета кархичит…

Это значит: «Когда ты примешь прибежище у лотосоподобных стоп своего Гуру, ты должен осознавать, что это лично Я появился перед тобой в облике Гуру, дабы спасти тебя из иллюзорного окружения и привести в трансцендентный мир». Таков облик Кришны, явленный нам, — облик ачарьи.

Все аспекты Кришны истинны. И одна из истин — то, что Кришна является как ачарья и спасает обусловленные души. Когда Он являет Себя в таком облике, то Он очень милостив к обусловленным душам. Кришна не может терпеть их боль и приходит как ачарья, чтобы спасти их из этого крайне неблагоприятного положения:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…

Но когда освобожденные души пытаются служить в мире трансцендентного служения, у них также есть свой учитель, и в линии высшего наслаждающегося они увидят его как Балараму, Нитьянанду. Если они будут следовать этой линии, то придут к Кришне с таким пониманием. Нитьянанда Прабху и Баладева будут там их Гуру. Понимание приходит с этого наивысшего плана, где Кришна пребывает со Своей энергией. На одну ступеньку ниже находится Мул-Санкаршана, и все это устроено так ради божественной игры Господа.

В этом мире Гуру имеет множество обликов. Его игра соприкасается с Его чит-шакти, также с Его джива-шакти, и с негативной стороны с майя-шакти.

Один уровень — это Йога-майя. По воле Мул-Санкаршаны весь трансцендентный мир управляется Йога-майей. Она обладает полным осознанием всего, что связано с Кришной. Поэтому, ради божественной игры Кришны, Она создает все необходимое для Его удовлетворения: деревья, попугаев, оленей, цветы и все остальное — все это проявление энергии Йога-майи.

Преданный: Обладает ли там Йога-майя обликом гопи?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Вринда-деви — это экспансия и проявление Йога-майи. Об этом говорится в первом стихе песни об аштакалия-лиле, составленной Шрилой Вишванатхом Чакраварти.

Когда джива, душа, обретает облик гопи, под руководством манджари она старается удовлетворить своих наставников, и они видят, что Радхарани — наивысшая из всех, дарующих наслаждение Кришне. И в служении Кришне Радхарани — высший Гуру.

Мы принадлежим к рупануга-сампрадае: мы последователи Рупы Госвами. На самом деле мы не считаем, что следуем [Рупе Госвами] должным образом, но лишь пытаемся следовать. Единственное назначение, которое мы видим, лежит в направлении лотосоподобных стоп Радхарани. Шримати Радхарани столь милостива, и Она являет Себя множеством способов, поэтому Она также может появиться передо мной — в облике Гурудева. То, что Она желает, — это видеть наше настроение служения.

Есть одна история, которую я слышал от Шрилы Гуру Махараджа в Кусум-сароваре в 1947 году. Когда я увидел это место, Шрила Гуру Махарадж сказал мне, что однажды Радхарани пришла сюда собирать цветы вместе со Своими сакхи и манджари. Они собрались в большую группу и собирали цветы. Внезапно Радхарани заметила девушку примерно одиннадцати лет и заметила:

— О, какая прекрасная девушка. Как она присоединилась к нам?

— Рупа-манджари привела ее из своей деревни, — ответила Лалита Деви, — а я определила ее в группу Рупы-манджари. Она служит Твоей светлости через Рупу-манджари.

— Такая великолепная девушка и может оказывать так много севы, — сказала Шримати Радхарани и продолжила совершать Свое служение.

Я слышал эту историю от Шрилы Гуру Махараджа и не могу забыть этот пример. Такая удача может внезапно выпасть каждому, и Рупа Госвами может принять нас таким образом. Лалита Деви также очень милостива, и она может немедленно даровать нам свою милость.

У Радхарани есть много сакхи, но восемь из них главные. Существуют тысячи сакхи, и у каждой из них своя группа. Существуют тысячи групп манджари. Первое, что мы должны помнить, — это то, что мы имеем дело с трансцендентной вселенной. И во-вторых: она может постоянно расширяться на тысячи и тысячи километров.

Прежде я задавался вопросом об этом и спросил Шрилу Гуру Махараджа:

— Здесь Радха-кунда, но Варшана находится на много километров отсюда. Как же Радхарани приходила сюда ежедневно, как Она шла из Варшаны в Кусум-саровар для сбора цветов?

Шрила Гуру Махарадж объяснил:

— Таков трансцендентный мир, который ради божественных игр Кришны, ради Его удовлетворения постоянно увеличивается и уменьшается. Это происходит по воле Радхарани, а все это устраивает Йога-майя. Когда становится необходимо, расстояния уменьшаются. А когда необходимо, расстояния становятся очень большими — такими, как расстояние между противоположными берегами Ямуны в половодье. Ради служения Кришне все спонтанно принимает подходящую форму, чтобы удовлетворить Его.

Согласно одному видению высший Гуру пребывает в облике Баладевы. Обычно же Кришна, являя путь служения Себе, становится Гуру. В облике Гуру Он приходит в материальный мир. Его положение как Гуру также в сердце преданных. Но однозначно, что там, где присутствует разнообразие величайшего служения Кришне, проявлена мадхура-раса. На этом плане самое высшее положение из всех, кто удовлетворяет Кришну, занимает Шримати Радхарани. И это наша линия и цель жизни.

Мы лишь надеемся, что однажды обретем милость Гурудева. Так или иначе, мы получим дозволение войти туда по воле лидера нашей группы, нашего Гурудева.

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас



1 Са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир, уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣ / кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа, ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от Высшей Личности Бога! Все священные писания прославляют его как неотличного от Всевышнего Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» (Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», 7).

2 А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣ — «Каждый должен относиться к ачарье, как ко Мне самому, и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех богов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

3 Йадйапи аср̣джйа нитйа чич-чхакти-вила̄са / татха̄пи сан̇карш̣ан̣а-ичха̄йа та̄ха̄ра прака̄ш́а — «Не стоит вопроса о сотворении духовного мира, тем не менее, духовный мир проявляется по верховной воле Санкаршаны. Духовный мир — это обитель игр вечной духовной энергии» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.257).

4 «Радха и Кришна — единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.56).

5  «Теперь же, чтобы насладиться расой, Они предстали в одном облике — как Шри Чайтанья Махапрабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.57).

6 «Верховный Господь, Верховная Личность Бога всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного Целого, также обладает полнотой. И, как полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).




←  «Цветы милости». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 26 мая 1992 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 41) ·• Архив новостей •· «Вселенская милость». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 30 июня 1992 года. Louden Nelson Community Center. Санта-Круз, Калифорния, США  →

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Очарование служения

(глава из книги «Божественное руководство»)

http://harekrishna.ru/old-site/biblio/govinda/gm-b-dg6.htm


Преданный: Я заметил, что Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада постоянно побеждали брахманов в диспутах, показывая, что вайшнавы выше брахманов. На таких встречах даже самые эрудированные брахманы терпели поражение, но после этого все забывали. Это происходит потому, что это сокровенное таинство, и его можно постичь лишь от осознавшей себя души? Если бы это было не так, то тогда бы после поражения эти брахманы помнили бы, что вайшнавы выше обычного брахманизма и следовали бы этому.

Шрила Говинда Махарадж: Да. Многие также видели вишварупу Кришны. Карна, Дурьодхана, Духшасана — все они видели вишварупу Кришны и были поражены. Они были изумлены тем, что увидели, но думали, что это мистика: магия Кришны. Дхритараштра тоже страстно хотел лицезреть ее. В «Махабхарате» приведены его слова:

— О Кришна, каждый видит Твою вишварупу, но я не могу, так как лишен зрения. Пожалуйста, даруй мне зрение на пять или десять секунд, чтобы я смог увидеть ее.

Кришна ответил:

— Мне нет необходимости наделять тебя зрением. Если Я пожелаю, то ты увидишь ее.

Затем Дхритараштра увидел поразительный вселенский образ Кришны. И тогда он пал ниц перед Кришной. Но после этого он все забыл.

На днях я получил письмо от одного преданного, где он задает очень важный вопрос. Он спрашивает: «Каково положение Гурудева?»

Мы находим в писаниях:

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир…[1]

Гурудев неотличен от Кришны. Но также писания говорят:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н, на̄ваманйета кархичит…[2]

Кришна говорит: «Я Гуру. Я являю Себя в облике Гуру».

В другом же месте мы видим, что положение Гурудева раскрыто как Сакшад-Баладева — неотличное от Баладевы. Гурудев неотличен от Нитьянанды Прабху. Преданные поклоняются своему Гурудеву как Баладеве — как Нитьянанде Прабху.

В другом месте писания говорят, что Гурудев — это Шримати Радхарани. Также мы можем еще заметить, что Баладева принимает форму манджари — Ананги-манджари.

Так что же является наиболее правильным и как привести все эти утверждения писаний в гармонию? Таков был вопрос, заданный этим преданным.

Необходимо привести все в согласие, ибо лишь тогда мы сможем понять, что есть что. Сначала необходимо понять положение Кришны. Он верховная личность Господа. Это первое положение.

Когда мы попытаемся осознать положение Гурудева, то вначале мы увидим главный свет: все исходит от него. А тот, из кого исходят все проявления, — это Кришна. Но Кришна не одинок. Он свашакти шактиман — Кришна неразделим со Своей энергией. Когда Кришна и Его энергия вступают в Свои божественные взаимоотношения, то Его форма — это Радха-Кришна. И это не происходит в определенное время — это длится вечно. Не то, что вчера это происходило, а позавчера Кришна был один. Нет! Все вечно и трансцендентно, так как все живет в сознании, а это сознание — это Кришна-сознание, а Кришна — верховная личность Господа. Это первое, что мы должны понять.

Также в другом месте мы видим:

йадйапи аср̣джйа нитйа чич-чхакти-вила̄са…[3]

Никто не может сотворить Его божественные развлечения. Кришна также не может сделать это. Его развлечения вечны, и никто не может создать их. Верховная личность Бога и Его энергия вечны, и эта энергия иногда притягивается к Кришне, а иногда отделяется от Него. Однако когда происходит отделение, Кришна всегда остается полностью могущественным.

Преданный: Последнее утверждение очень трудно понять.

Шрила Говинда Махарадж: Есть энергия и обладающий энергией. Если энергия отделяется от обладающего энергией, то энергия все равно ли неразрывно связана со своим обладателем?

Преданный: Да.

Шрила Говинда Махарадж: Обладающий энергиями всегда полон ими, даже если эти энергии могут быть отделенными от Него. И это именуется ачинтья, непостижимое.

Преданный: Следует ли считать, что амша-проявления, такие как вайбхава-виласа, также подчинены этому принципу в том, что Господь распространят Себя в другие формы, но сам при этом ничего не теряет?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Пример этому был дан Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами: если одна свеча зажигает другую, то вторая свеча обладает всей силой, а первая при этом ничего не теряет.

ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса а̄сва̄дана кари’[4]

сеи дуи эка эбе чаитанйа госа̄н̃и
раса а̄сва̄дите дон̇хе хаила̄ эка т̣ха̄н̇и[5]

Радха и Кришна, энергия и господин энергии, неразделимы, но когда Они хотят явить Свои божественные игры, то являют Себя раздельно. Он исполнен могущества, а Она, Его могущество, также обладает всей силой. Таково заключение.

Когда Кришна желает явить Свои божественные игры, то первое проявление Его энергии — Баладева, Мул-Санкаршана. Он появляется из Кришны — прабхава-виласа, а из Радхарани автоматически появляется Йога-майя. Йога-майя и Мул-Санкаршана появляются одновременно.

Йога-майя берет на Себя управление землей божественных игр, подобно судье. Она создает все правила; то, каким образом удовлетворить Кришну, и благодаря Ей все стальное немедленно появляется.

Когда Кришна желает явить Свои игры, немедленно все проявляется и обеспечивается Йога-майей. Баладева берет на Себя роль главного администратора, а управление всем поручает Йога-майе. Из обладающего энергией исходит Санкаршана, а из Радхарани — Йога-майя.

Преданный: Санкаршана — это одно из имен Баларамы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Мул-Санкаршана — изначальный Санкаршана.

Преданный: А после появляются множество других Санкаршан?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Чатур-вьюха. Есть множество экспансий Кришны и множество экспансий Радхарани — прабхава-виласа, вайбхава-виласа и так далее. Но на самом высшем уровне это Радха-Кришна, Санкаршана и Йога-майя. Их лишь четверо.

Преданный: Получается, Чатур-вьюхи нет на Голоке Вриндаване?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. Они пребывают на Вайкунтхе. Когда Голока Вриндаван нисходит в материальный мир и являет свое божественное величие, то эти лилы могут быть явлены на Вайкунтхе, а также в других местах. Они обладают таким могуществом; они полностью совершенны и самодостаточны, пурна. В Ведах сказано:

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́иш̣йате[6]

Кришна и Радхарани полностью самодостаточны. Когда энергия исходит из обладающего энергией, энергия также обладает полнотой. Игры этого плана прогрессируют с постоянным циклом тезисов, антитезисов и синтезов.

Преданный: Даже там! Шрила Гуру Махарадж говорил, что все проблемы берут свое начало свыше.

Шрила Говинда Махарадж: Но там нет ничего плохого или ложного. Все, обладающие силой и сама сила, все они совершают поклонение ради удовлетворения высшей силы и всесильного, Радхи-Кришны.

Мы пытаемся удовлетворить господина всех энергий, но, обретя глубокое понимание, мы сможем увидеть, что Радхарани занимает высочайшее положение среди всех энергий, пытающихся удовлетворить Кришну.

Преданный: Значит, поэтому Нитьянанда Прабху жаждет распространить Себя как манджари, Ананга-манджари: Он берет Свое начало в энергии, но хочет оказывать служение господину энергий?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Сам Нитьянанда Прабху наслаждается мадхура-расой как Мул-Санкаршана, Баларама. Но Он наслаждается ради удовлетворения Кришны.

Преданный: Отличается ли настроение раса-лилы Господа Баларамы от раса-лилы Господа Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: Да. В сердце Баларамы живет Кришна. Когда Баларама был поглощен раса-лилой, внутри Него происходила раса-лила Кришны.

Другой пример: это когда человек стареет, а его ум остается молодым. Он уже не способен действовать как молодой, но его ум остается молодым; и иногда он может обладать даже более юным настроем, чем молодой парень!

Такая сила волеизъявления имеет место в божественных играх Шри Кришны. Когда Санкаршана стремится удовлетворить Кришну в мадхура-расе, Он не способен сделать это в мужском облике. Поэтому Он должен изменить Свою внешность и принять покровительство Шримати Радхарани.

Мы также обнаружим здесь облик Гурудева. Чем занят Гурудев? Он оказывает служение Кришне. Ради удовлетворения Кришны он спасает нас и предлагает, подобно цветочным подношениям, лотосоподобным стопам Кришны. Так мы увидим, что Баладева — это Шри Гурудев.

Когда мы видим энергию Кришны, то мы не можем не увидеть, что Она наивысшая, и что Она дарует наивысшее наслаждение уму Кришны. Она полностью удовлетворяет Его. И, видя это, преданные горячо стремятся обрести такое служение. Не теряя времени напрасно, они начинают поиск любой возможности совершить это, они следуют сакхи и манджари, и так их служение достигает Радхарани.

Шримати Радхарани дарует наивысшее удовлетворение Кришне. Она госпожа океана мадхура-расы. Она обладает этим высшим сокровенным богатством, и поэтому каждый, даже Баладева, если Он хочет удовлетворить Кришну в высшей степени, должен принять Ее покровительство. Но Радхарани никому ничего не дает непосредственно: у Нее нет времени. Она постоянно занята в удовлетворении Кришны и Ей постоянно необходимы ингредиенты для этого служения. И берет Она их у ашта-сакхи. А сакхи не только приносят все необходимое для Ее служения, но и выполняют также много другого служения. Они подготавливают прекрасные подношения. Например, лишь из картофеля они готовят тысячи и тысячи различных блюд для предложения. Так они делают очень много для удовлетворения Радхарани, и этим Радхарани поклоняется Кришне.

Иногда Кришна очень капризен и хочет встретиться с сакхи, но они не желают личной встречи с Кришной. У сакхи нет таких желаний, они принимают в расчет лишь удовлетворение Кришны. Они знают, что Кришна испытывает полное удовлетворение только со Шримати Радхарани, и подготавливают все для этого. Но Радхарани, ради счастливой и разнообразной лилы, сама предлагает сакхи Кришне. Она подталкивает их к личной встрече с Кришной. И сакхи встречаются с Кришной лишь ради Радхарани, а не для удовлетворения Кришны. Таково настроение вриндаван-лилы Кришны.

Тот, кто хочет достичь полного счастья в своей трансцендентной жизни в служении, должен принять женскую природу. В действительности всем дживам, душам, внутренне присуща женская природа, ибо они шакти — джива-шакти.

Обретя женский облик, они стремятся присоединиться к лиле Радхи-Кришны. Они постоянно молят о милости сакхи и манджари. Кришна не их господин; для них Он участник божественной игры. Сакхи берут на себя положение старших. Они знают, как удовлетворить Кришну, и подготавливают все согласно этому. Сакхи находятся под руководством Радхарани и согласно Ее указаниям пытаются удовлетворить Кришну. Они исключительные служанки Шримати Радхарани. Они счастливы, и Кришна также счастлив играть с ними таким образом.

Преданный: Там присутствует конкуренция?

Шрила Говинда Махарадж: Они соревнуются между собой, но не ради себя, а ради служения. Иногда даже в благоприятные эмоции, бхаву, может прокрасться антитезис. Когда Кришна покинул Вриндаван, Радхарани потеряла сознание от горя.

В настроении завершенности экстатической игры иногда может появиться антитезис, но это дарует даже еще более сильное удовлетворение Кришне и Радхарани. Когда Радхарани видит Кришну перед Собой, то пытается удовлетворить одного Кришну. Но когда Кришна скрывается от Нее, Она видит Кришну везде и пытается удовлетворить Его везде. Такое настроение называется вираха.

Мы можем увидеть положение Гурудева различным образом, но все это пребывает в лиле Кришны. Кришна — значит сила супружеской любви, высший наслаждающийся. И с этого уровня Кришна нисходит и говорит: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н — «Я Гуру».

Когда Кришна говорит: «Я твой Гуру», это не полная концепция Кришны. У Него есть множество инкарнаций: Он приходит как юга-аватара, также Он являет Себя как учитель, став, например, учителем Кауравов и Пандавов. У Кришны есть много настроений и обликов, и одно из проявлений Кришны — это Гуру. Поэтому Он говорит:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н, на̄ваманйета кархичит…

Это значит: «Когда ты примешь прибежище у лотосоподобных стоп своего Гуру, ты должен осознавать, что это лично Я появился перед тобой в облике Гуру, дабы спасти тебя из иллюзорного окружения и привести в трансцендентный мир». Таков облик Кришны, явленный нам, — облик ачарьи.

Все аспекты Кришны истинны. И одна из истин — то, что Кришна является как ачарья и спасает обусловленные души. Когда Он являет Себя в таком облике, то Он очень милостив к обусловленным душам. Кришна не может терпеть их боль и приходит как ачарья, чтобы спасти их из этого крайне неблагоприятного положения:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н…

Но когда освобожденные души пытаются служить в мире трансцендентного служения, у них также есть свой учитель, и в линии высшего наслаждающегося они увидят его как Балараму, Нитьянанду. Если они будут следовать этой линии, то придут к Кришне с таким пониманием. Нитьянанда Прабху и Баладева будут там их Гуру. Понимание приходит с этого наивысшего плана, где Кришна пребывает со Своей энергией. На одну ступеньку ниже находится Мул-Санкаршана, и все это устроено так ради божественной игры Господа.

В этом мире Гуру имеет множество обликов. Его игра соприкасается с Его чит-шакти, также с Его джива-шакти, и с негативной стороны с майя-шакти.

Один уровень — это Йога-майя. По воле Мул-Санкаршаны весь трансцендентный мир управляется Йога-майей. Она обладает полным осознанием всего, что связано с Кришной. Поэтому, ради божественной игры Кришны, Она создает все необходимое для Его удовлетворения: деревья, попугаев, оленей, цветы и все остальное — все это проявление энергии Йога-майи.

Преданный: Обладает ли там Йога-майя обликом гопи?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Вринда-деви — это экспансия и проявление Йога-майи. Об этом говорится в первом стихе песни об аштакалия-лиле, составленной Шрилой Вишванатхом Чакраварти.

Когда джива, душа, обретает облик гопи, под руководством манджари она старается удовлетворить своих наставников, и они видят, что Радхарани — наивысшая из всех, дарующих наслаждение Кришне. И в служении Кришне Радхарани — высший Гуру.

Мы принадлежим к рупануга-сампрадае: мы последователи Рупы Госвами. На самом деле мы не считаем, что следуем [Рупе Госвами] должным образом, но лишь пытаемся следовать. Единственное назначение, которое мы видим, лежит в направлении лотосоподобных стоп Радхарани. Шримати Радхарани столь милостива, и Она являет Себя множеством способов, поэтому Она также может появиться передо мной — в облике Гурудева. То, что Она желает, — это видеть наше настроение служения.

Есть одна история, которую я слышал от Шрилы Гуру Махараджа в Кусум-сароваре в 1947 году. Когда я увидел это место, Шрила Гуру Махарадж сказал мне, что однажды Радхарани пришла сюда собирать цветы вместе со Своими сакхи и манджари. Они собрались в большую группу и собирали цветы. Внезапно Радхарани заметила девушку примерно одиннадцати лет и заметила:

— О, какая прекрасная девушка. Как она присоединилась к нам?

— Рупа-манджари привела ее из своей деревни, — ответила Лалита Деви, — а я определила ее в группу Рупы-манджари. Она служит Твоей светлости через Рупу-манджари.

— Такая великолепная девушка и может оказывать так много севы, — сказала Шримати Радхарани и продолжила совершать Свое служение.

Я слышал эту историю от Шрилы Гуру Махараджа и не могу забыть этот пример. Такая удача может внезапно выпасть каждому, и Рупа Госвами может принять нас таким образом. Лалита Деви также очень милостива, и она может немедленно даровать нам свою милость.

У Радхарани есть много сакхи, но восемь из них главные. Существуют тысячи сакхи, и у каждой из них своя группа. Существуют тысячи групп манджари. Первое, что мы должны помнить, — это то, что мы имеем дело с трансцендентной вселенной. И во-вторых: она может постоянно расширяться на тысячи и тысячи километров.

Прежде я задавался вопросом об этом и спросил Шрилу Гуру Махараджа:

— Здесь Радха-кунда, но Варшана находится на много километров отсюда. Как же Радхарани приходила сюда ежедневно, как Она шла из Варшаны в Кусум-саровар для сбора цветов?

Шрила Гуру Махарадж объяснил:

— Таков трансцендентный мир, который ради божественных игр Кришны, ради Его удовлетворения постоянно увеличивается и уменьшается. Это происходит по воле Радхарани, а все это устраивает Йога-майя. Когда становится необходимо, расстояния уменьшаются. А когда необходимо, расстояния становятся очень большими — такими, как расстояние между противоположными берегами Ямуны в половодье. Ради служения Кришне все спонтанно принимает подходящую форму, чтобы удовлетворить Его.

Согласно одному видению высший Гуру пребывает в облике Баладевы. Обычно же Кришна, являя путь служения Себе, становится Гуру. В облике Гуру Он приходит в материальный мир. Его положение как Гуру также в сердце преданных. Но однозначно, что там, где присутствует разнообразие величайшего служения Кришне, проявлена мадхура-раса. На этом плане самое высшее положение из всех, кто удовлетворяет Кришну, занимает Шримати Радхарани. И это наша линия и цель жизни.

Мы лишь надеемся, что однажды обретем милость Гурудева. Так или иначе, мы получим дозволение войти туда по воле лидера нашей группы, нашего Гурудева.

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир, уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣ / кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа, ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам — «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от Высшей Личности Бога! Все священные писания прославляют его как неотличного от Всевышнего Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» (Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур. «Шри Шри Гурваштака», 7).

[2] А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣ — «Каждый должен относиться к ачарье, как ко Мне самому, и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех богов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

[3] Йадйапи аср̣джйа нитйа чич-чхакти-вила̄са / татха̄пи сан̇карш̣ан̣а-ичха̄йа та̄ха̄ра прака̄ш́а — «Не стоит вопроса о сотворении духовного мира, тем не менее, духовный мир проявляется по верховной воле Санкаршаны. Духовный мир — это обитель игр вечной духовной энергии» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.257).

[4] «Радха и Кришна — единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.56).

[5] «Теперь же, чтобы насладиться расой, Они предстали в одном облике — как Шри Чайтанья Махапрабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.57).

[6] «Верховный Господь, Верховная Личность Бога всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного Целого, также обладает полнотой. И, как полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования