«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 21. Кришна и Кришна-концепция». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

21. Кришна и Кришна-концепция

 

Кришна,
Прекрасная Реальность

Когда мы говорим: «Кришна», на ум приходит выражение Гуру Махараджа «Прекрасная Реальность» — расширенное понимание Кришны как единства Его красоты, игры на флейте, спутников и удивительных деяний[1].

«Не существует ничего,
кроме Кришны»?

Кришна — Верховная Личность Бога. В Бхагавад-гите Он сам объясняет, что является источником всего: всех духовных и материальных миров, всех аватаров, всех живых существ, включая обусловленные и освобожденные души; иными словами, не существует ничего, кроме Кришны[2]. Но важно осознавать различие между разными проявлениями Кришны, между вечным миром духа и временным миром материи. Разницу между богами внутри вселенской иерархии, занимающимися поддержанием вселенной, и демонами, стремящимися к ее разрушению.

Если мы решим: «боги и демоны — одно и то же, все души одинаковы, а Господь везде, ни в чем нет различий», то такими суждениями покажем свое невежество. Наши учителя говорят: мы должны научиться видеть градацию и различия во всем, тем более в духовных концептах. Это не мешает осознавать духовное единство Господа и всех живых существ. Такая философия называется ачинтья-бхеда-абхеда таттва (непостижимое одновременное единство и различие), именно ее проповедовал Чайтанья.

Духовная обитель
и удивительные игры Кришны

В духовном мире Вайкунтхи Кришна занимает особое положение. Его обитель, главная планета духовного мира, называется Голока. По своей атмосфере она похожа на Землю. При этом писания характеризуют ее как крайне удивительное пространство, где каждая песчинка, растение, живое существо обладают высочайшим сознанием. Поэтому сходство не буквальное, а концептуальное. У Кришны есть Свой маленький мир, который лишь внешне напоминает Землю. Там Он живет со Своими родными и возлюбленными, наслаждаясь разнообразными вкусами отношений.

При этом этот камерный мир безграничен и по желанию Кришны способен увеличиваться настолько, насколько нужно для той или иной игры. Играми или лилами называется божественное бытие. Вы удивитесь, подумав, что играют только дети, но это не так. Общеизвестны Олимпийские игры, президенты играют в гольф. Когда человек превосходит задачу выживания, ему хочется играть, возраст неважен. Единственная причина игры — удовольствие и радость. Кришна — верховный наслаждающийся, а источник Его наслаждения — Его игры. Но они радуют не только Кришну. Соприкосновение с Его поразительными деяниями удовлетворяет все живые существа. Так распространяется Кришна-концепция, или богоосознание.

Именно желание играть побуждает Кришну войти в мир материи и являть Свои игры в нем. Невозможно играть в одиночку, поэтому Кришну сопровождают Его вечные спутники. Будь то мир духа или материи, они неустанно следуют за Ним, исполняя те или иные роли в Его играх. Некоторые играют роль оппозиции, якобы врагов. Но даже подобное положение в лиле редко достижимо, ибо возможность сразиться с Господом не является чем-то обыденным.

Спутники Кришны
и оппозиция в лиле

По словам Кришны, Он приходит в наш мир, чтобы устранить демонов и даровать прибежище праведникам[3]. Однако великие демоны обретают особую милость, когда Кришна лично убивает их. Некоторые из них, как например Путана, удостаиваются положения преданных (после смерти Путана стала одной из матерей Кришны[4]). Это произошло лишь потому, что она предложила Господу свою грудь, пусть даже для того, чтобы отравить Его. Но Господь проявил к ней милость и сострадание.

Души других демонов как искры света вошли в сияние Кришны, лишившись своей индивидуальности, и достигли имперсонального освобождения, которое редко достигается даже великими йогами. Что говорить о благой судьбе тех, кто соприкасается с Кришной и Его деяниями в настроении преданности?[5]

Изначальный Кришна
и Кришна-аватар

Когда Кришна желает пролить особую милость на Своих преданных, а также испытать новые переживания, Он нисходит лично. В остальных случаях Он отправляет в наш мир различных аватаров. Это можно сравнить с визитом представителя президента. Веды говорят, что личное нисхождение Господа всегда связано с Его личной целью, тогда как нисхождения аватаров несут благо всему миру, но являются плановыми. Хотя Господь и Его аватары неотличны друг от друга, важно научиться различать изначального Кришну и Кришну-аватара. Кришна, танцующий с Радхарани, — это изначальный Кришна. А Кришна, пребывающий с другими гопи, — это Его экспансия. Кришна, рассказывающий Бхагавад-гиту, отличается от Кришны Вриндавана, а Кришна Вриндавана, пастух, отличается от Кришны Двараки, царя. Все эти сокровенные истины известны только преданным. Человек, лишенный связи с Господом, не может понять суть божественных деяний. Это тайна, недоступная для атеистов, демонов и материалистов.

Приход Кришны в этот мир

Когда время нисхождения аватара согласно «графику» и желание Кришны лично испытать уникальные переживания совпадают, тогда Он сам вместе с окружением является на Земле, при этом оставляя копию Себя и Своих спутников в духовном мире. Так изначальный Кришна нисходит в наш мир, являя игру рождения. В ней всегда есть антитезис: демоны, враги, безбожники. Это подчеркивает возвышенное положение праведников и различие между истиной и ложью. Как говорят драматурги, ни одна история не может быть интересной, если в ней нет борьбы добра и зла. Поэтому в это время демоны усиливают свое влияние, а боги и мудрецы просят Господа низойти и спасти их. Тогда Господь приказывает небожителям явиться на Земле, воплотившись в праведных семьях. Сам Он тоже будто бы рождается. Это не свидетельствует о том, что Кришна обладает физическим телом. Сначала Он является в сознании отца, а через определенное время переходит в лоно матери, и она проявляет подобие беременности. Затем в должное время Кришна рождается.

Он родился одновременно в двух местах. Одни Его родители — Васудева и Деваки. Заточенные в темницу злонамеренным царем Камсой, они лишались своих младенцев, потому что было предсказано, что их восьмой сын станет убийцей Камсы. Поэтому Камса отнимал и убивал всех их детей. Но в ту ночь, когда родился Кришна, Он тут же явил Свою божественную форму четырехрукого Вишну и предупредил родителей, что время страданий скоро закончится, и нет причин страшиться Камсы. Погрузив стражу в сон, Он попросил отца отнести Его во Вриндаван, где в это время другая мать Кришны, Яшода, родила божественную двойню — отцом стал лидер пастухов Нанда. Васудева подчинился воле божественного сына и заменил новорожденного Кришну на девочку, с которой вернулся обратно в тюрьму. После того как Васудева забрал девочку, подложив в люльку своего сына Кришну, оба лежащих в ней младенца слились воедино. Кришна-аватар слился с изначальным Кришной.

Узнав новость о рождении восьмого ребенка, Камса поспешил лично убить его, хотя это была девочка. Но ребенок выскочил из рук супостата, явив образ грозной богини и сказав, что его судьба решена: убийца Камсы уже родился в этом мире. Шокированный Камса собрал совет демонов и принял решение погубить всех новорожденных младенцев в округе.

Так начались удивительные игры Кришны, в результате которых демоны обрели гибель от Его рук и усилили славу Господа как великого героя и защитника преданных. Хотя большинство демонов обладали особыми благословениями и были практически непобедимы, это лишь ухудшило их характер, сделав греховными. Однако все они приняли смерть от руки Кришны в должное время.

До этих событий Кришна рос во Вриндаване, изумляя односельчан Своими детскими играми. Жители Вриндавана, хотя и были вечными спутниками Господа, лишенными мирского невежества, были склонны думать о Нем как о друге и родственнике, члене общины. Лишь изредка во время Его удивительных подвигов они изумлялись Его безграничному могуществу. Такова воля Господа. Чтобы не осквернять чистую любовь Своих близких религиозным раболепием, Господь скрывает Свое могущество от этих преданных, наслаждаясь их чистой и совершенной любовью.

Победа над Камсой
и строительство Двараки

Деяния и жизнь Кришны делятся на разные этапы. В детстве Он радует родителей, в юности друзей и возлюбленных, в молодости Он побеждает Камсу и становится великим царем, взяв в жены шестнадцать тысяч принцесс. Он возводит Двараку: удивительный город-остров в океане неподалеку от побережья.

Битва на Курукшетре

Затем Кришна покровительствует праведным царевичам и пытается предотвратить кровопролитную войну за власть. Далее, заняв положение колесничего Арджуны во время великой битвы на Курукшетре, Кришна становится источником восстановления справедливости.

Уход Кришны

Кришна живет в этом мире более ста лет и покидает его, удивительным образом инсценируя смерть. Возникает вопрос: «Зачем делать это, ведь Он нерожденный и бессмертный?» Ответ таков: «Инсценировка смерти является поводом для безбожников и материалистов считать Кришну простым историческим персонажем, обвиняя Его в братоубийственной войне». Следует помнить, что далеко не все хотят принимать истину, какой бы очевидной она ни была. Поэтому Кришна дает такую возможность тем, кто ищет подтверждения своим темным мыслям. И наоборот: мудрецы, праведники, преданные испытывают великое счастье, слушая о деяниях Господа, черпая в них веру и энтузиазм в духовной жизни.

Деяния Кришны
на страницах священных
писаний

Деяниям Кришны посвящены ряд ключевых духовных ведических произведений, таких как «Махабхарата» и «Гарга-самхита». Но особенно значимое положение занимает «Шримад-Бхагаватам», ибо постепенно подводит читателя к осознанию божественности Кришны. Это происходит шаг за шагом: раскрывается тема бессмертия души, описывается творение мира материи, приводятся истории жизни просветленных мудрецов. Изображая целостную картину материального и духовного бытия, «Бхагаватам» плавно подводит читателя к знакомству с надмирной природой Кришны.

Сознание Кришны —
ключ к решению всех проблем

Мудрецы и Веды утверждают, что, слушая о нектарных деяниях Кришны, человек очищается от материальной скверны, обретает веру и становится квалифицированным вернуться обратно на родину, в духовный мир, где его любят и ждут[6]. Только сознание Кришны может разорвать узы кармы, хороших или плохих мирских поступков, совершаемых из рождения в рождение[7]. Поэтому в современную эпоху воспевание имени Кришны — единственный метод духовного возвышения. Речь идет не о частичном возвышении, благодаря религии или праведности, а об абсолютном полном достижении[8].

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

2  Ахам̇ сарвасйа прабхаво, маттах̣ сарвам̇ правартате / ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇, будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣ — «Я Кришна, сладостный Абсолют, Причина всех причин! Всякая деятельность в материальной и духовной вселенных, Веды и связанные с ними писания — все это берет начало во Мне одном. Люди, обладающие богосознающим разумом и постигшие эту сокровенную истину, превосходят ограничения мирского и религиозного долга и принимают путь чистой любви ко Мне (рага-марга)» (Бхагавад-гита, 10.8).

3  Паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

4  Падбхйа̄м̇ бхакта-хр̣ди-стха̄бхйа̄м̇, вандйа̄бхйа̄м̇ лока-вандитаих̣ / ан̇гам̇ йасйа̄х̣ сама̄крамйа, бхагава̄н апи тат-станам // йа̄тудха̄нй апи са̄ сваргам, ава̄па джананӣ-гатим / кр̣ш̣н̣а-бхукта-стана-кш̣ӣра̄х̣, ким у га̄во ’нума̄тарах̣ — «Верховная Личность Бога, Кришна, всегда пребывает в сердце чистого преданного, а великие полубоги, Господь Брахма и Господь Шива, всегда возносят Ему молитвы. Хотя Путана была страшной ведьмой, благодаря тому что Кришна с удовольствием обнял ее и сосал ее грудь, она заняла положение Его матери в трансцендентном мире, обретя высшее совершенство. Что же тогда говорить о коровах, чье вымя с наслаждением сосал Кришна, коровах, которые поили Его своим молоком, словно матери, с огромной радостью и нежностью?» («Шримад-Бхагаватам», 10.6.37–38).

5  Пӯтана̄ лока-ба̄ла-гхнӣ, ра̄кш̣асӣ рудхира̄ш́ана̄ / джигха̄м̇сайа̄пи харайе, станам̇ даттва̄па сад-гатим // ким̇ пунах̣ ш́раддхайа̄ бхактйа̄, кр̣ш̣н̣а̄йа парама̄тмане / йаччхан прийатамам̇ ким̇ ну, ракта̄с тан-ма̄таро йатха̄ — «Путана всегда жаждала крови человеческих детей. Движимая этим желанием, Путана пришла убить Кришну, но, благодаря тому что она дала грудь Господу, она достигла высшего совершенства. Что же тогда говорить о преданных Кришны, которые питали к Нему материнскую любовь и кормили Его грудью или отдавали Ему что-то очень дорогое для них, как мать, которая делает подарки, чтобы порадовать своего ребенка?» («Шримад-Бхагаватам», 10.6.35–36).

6  Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калма ш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и рассказов о Твоих играх дает нам жизнь, нам, страдающим в этом материальном мире. Этот нектар разлит во всем мире великими душами, и он устраняет все греховные реакции. Он благотворен и наполнен духовной силой. Те, кто распространяет это божественное послание, воистину выполняют работу, которая приносит облегчение человеческому обществу. Они самые великодушные благодетели» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).

7  Ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй абхӣкш̣н̣аш́ах̣, смаранти нанданти тавехитам̇ джана̄х̣ / та эва паш́йантй ачирен̣а та̄вакам̇, бхава-права̄хопарамам̇ пада̄мбуджам — «О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосоподобные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.36).

8  Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Золотой Вулкан божественной любви». Часть II. «Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Святое Имя Кришны».




←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 20. Бхагавад-гита и „Махабхарата“». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· Погрузись глубоко в Реальность с Бхакти Судхиром Госвами. 28 сентября 2021 года. Гупта Говардхан →

Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

21. Кришна и Кришна-концепция

 

Кришна,
Прекрасная Реальность

Когда мы говорим: «Кришна», на ум приходит выражение Гуру Махараджа «Прекрасная Реальность» — расширенное понимание Кришны как единства Его красоты, игры на флейте, спутников и удивительных деяний[1].

«Не существует ничего,
кроме Кришны»?

Кришна — Верховная Личность Бога. В Бхагавад-гите Он сам объясняет, что является источником всего: всех духовных и материальных миров, всех аватаров, всех живых существ, включая обусловленные и освобожденные души; иными словами, не существует ничего, кроме Кришны[2]. Но важно осознавать различие между разными проявлениями Кришны, между вечным миром духа и временным миром материи. Разницу между богами внутри вселенской иерархии, занимающимися поддержанием вселенной, и демонами, стремящимися к ее разрушению.

Если мы решим: «боги и демоны — одно и то же, все души одинаковы, а Господь везде, ни в чем нет различий», то такими суждениями покажем свое невежество. Наши учителя говорят: мы должны научиться видеть градацию и различия во всем, тем более в духовных концептах. Это не мешает осознавать духовное единство Господа и всех живых существ. Такая философия называется ачинтья-бхеда-абхеда таттва (непостижимое одновременное единство и различие), именно ее проповедовал Чайтанья.

Духовная обитель
и удивительные игры Кришны

В духовном мире Вайкунтхи Кришна занимает особое положение. Его обитель, главная планета духовного мира, называется Голока. По своей атмосфере она похожа на Землю. При этом писания характеризуют ее как крайне удивительное пространство, где каждая песчинка, растение, живое существо обладают высочайшим сознанием. Поэтому сходство не буквальное, а концептуальное. У Кришны есть Свой маленький мир, который лишь внешне напоминает Землю. Там Он живет со Своими родными и возлюбленными, наслаждаясь разнообразными вкусами отношений.

При этом этот камерный мир безграничен и по желанию Кришны способен увеличиваться настолько, насколько нужно для той или иной игры. Играми или лилами называется божественное бытие. Вы удивитесь, подумав, что играют только дети, но это не так. Общеизвестны Олимпийские игры, президенты играют в гольф. Когда человек превосходит задачу выживания, ему хочется играть, возраст неважен. Единственная причина игры — удовольствие и радость. Кришна — верховный наслаждающийся, а источник Его наслаждения — Его игры. Но они радуют не только Кришну. Соприкосновение с Его поразительными деяниями удовлетворяет все живые существа. Так распространяется Кришна-концепция, или богоосознание.

Именно желание играть побуждает Кришну войти в мир материи и являть Свои игры в нем. Невозможно играть в одиночку, поэтому Кришну сопровождают Его вечные спутники. Будь то мир духа или материи, они неустанно следуют за Ним, исполняя те или иные роли в Его играх. Некоторые играют роль оппозиции, якобы врагов. Но даже подобное положение в лиле редко достижимо, ибо возможность сразиться с Господом не является чем-то обыденным.

Спутники Кришны
и оппозиция в лиле

По словам Кришны, Он приходит в наш мир, чтобы устранить демонов и даровать прибежище праведникам[3]. Однако великие демоны обретают особую милость, когда Кришна лично убивает их. Некоторые из них, как например Путана, удостаиваются положения преданных (после смерти Путана стала одной из матерей Кришны[4]). Это произошло лишь потому, что она предложила Господу свою грудь, пусть даже для того, чтобы отравить Его. Но Господь проявил к ней милость и сострадание.

Души других демонов как искры света вошли в сияние Кришны, лишившись своей индивидуальности, и достигли имперсонального освобождения, которое редко достигается даже великими йогами. Что говорить о благой судьбе тех, кто соприкасается с Кришной и Его деяниями в настроении преданности?[5]

Изначальный Кришна
и Кришна-аватар

Когда Кришна желает пролить особую милость на Своих преданных, а также испытать новые переживания, Он нисходит лично. В остальных случаях Он отправляет в наш мир различных аватаров. Это можно сравнить с визитом представителя президента. Веды говорят, что личное нисхождение Господа всегда связано с Его личной целью, тогда как нисхождения аватаров несут благо всему миру, но являются плановыми. Хотя Господь и Его аватары неотличны друг от друга, важно научиться различать изначального Кришну и Кришну-аватара. Кришна, танцующий с Радхарани, — это изначальный Кришна. А Кришна, пребывающий с другими гопи, — это Его экспансия. Кришна, рассказывающий Бхагавад-гиту, отличается от Кришны Вриндавана, а Кришна Вриндавана, пастух, отличается от Кришны Двараки, царя. Все эти сокровенные истины известны только преданным. Человек, лишенный связи с Господом, не может понять суть божественных деяний. Это тайна, недоступная для атеистов, демонов и материалистов.

Приход Кришны в этот мир

Когда время нисхождения аватара согласно «графику» и желание Кришны лично испытать уникальные переживания совпадают, тогда Он сам вместе с окружением является на Земле, при этом оставляя копию Себя и Своих спутников в духовном мире. Так изначальный Кришна нисходит в наш мир, являя игру рождения. В ней всегда есть антитезис: демоны, враги, безбожники. Это подчеркивает возвышенное положение праведников и различие между истиной и ложью. Как говорят драматурги, ни одна история не может быть интересной, если в ней нет борьбы добра и зла. Поэтому в это время демоны усиливают свое влияние, а боги и мудрецы просят Господа низойти и спасти их. Тогда Господь приказывает небожителям явиться на Земле, воплотившись в праведных семьях. Сам Он тоже будто бы рождается. Это не свидетельствует о том, что Кришна обладает физическим телом. Сначала Он является в сознании отца, а через определенное время переходит в лоно матери, и она проявляет подобие беременности. Затем в должное время Кришна рождается.

Он родился одновременно в двух местах. Одни Его родители — Васудева и Деваки. Заточенные в темницу злонамеренным царем Камсой, они лишались своих младенцев, потому что было предсказано, что их восьмой сын станет убийцей Камсы. Поэтому Камса отнимал и убивал всех их детей. Но в ту ночь, когда родился Кришна, Он тут же явил Свою божественную форму четырехрукого Вишну и предупредил родителей, что время страданий скоро закончится, и нет причин страшиться Камсы. Погрузив стражу в сон, Он попросил отца отнести Его во Вриндаван, где в это время другая мать Кришны, Яшода, родила божественную двойню — отцом стал лидер пастухов Нанда. Васудева подчинился воле божественного сына и заменил новорожденного Кришну на девочку, с которой вернулся обратно в тюрьму. После того как Васудева забрал девочку, подложив в люльку своего сына Кришну, оба лежащих в ней младенца слились воедино. Кришна-аватар слился с изначальным Кришной.

Узнав новость о рождении восьмого ребенка, Камса поспешил лично убить его, хотя это была девочка. Но ребенок выскочил из рук супостата, явив образ грозной богини и сказав, что его судьба решена: убийца Камсы уже родился в этом мире. Шокированный Камса собрал совет демонов и принял решение погубить всех новорожденных младенцев в округе.

Так начались удивительные игры Кришны, в результате которых демоны обрели гибель от Его рук и усилили славу Господа как великого героя и защитника преданных. Хотя большинство демонов обладали особыми благословениями и были практически непобедимы, это лишь ухудшило их характер, сделав греховными. Однако все они приняли смерть от руки Кришны в должное время.

До этих событий Кришна рос во Вриндаване, изумляя односельчан Своими детскими играми. Жители Вриндавана, хотя и были вечными спутниками Господа, лишенными мирского невежества, были склонны думать о Нем как о друге и родственнике, члене общины. Лишь изредка во время Его удивительных подвигов они изумлялись Его безграничному могуществу. Такова воля Господа. Чтобы не осквернять чистую любовь Своих близких религиозным раболепием, Господь скрывает Свое могущество от этих преданных, наслаждаясь их чистой и совершенной любовью.

Победа над Камсой
и строительство Двараки

Деяния и жизнь Кришны делятся на разные этапы. В детстве Он радует родителей, в юности друзей и возлюбленных, в молодости Он побеждает Камсу и становится великим царем, взяв в жены шестнадцать тысяч принцесс. Он возводит Двараку: удивительный город-остров в океане неподалеку от побережья.

Битва на Курукшетре

Затем Кришна покровительствует праведным царевичам и пытается предотвратить кровопролитную войну за власть. Далее, заняв положение колесничего Арджуны во время великой битвы на Курукшетре, Кришна становится источником восстановления справедливости.

Уход Кришны

Кришна живет в этом мире более ста лет и покидает его, удивительным образом инсценируя смерть. Возникает вопрос: «Зачем делать это, ведь Он нерожденный и бессмертный?» Ответ таков: «Инсценировка смерти является поводом для безбожников и материалистов считать Кришну простым историческим персонажем, обвиняя Его в братоубийственной войне». Следует помнить, что далеко не все хотят принимать истину, какой бы очевидной она ни была. Поэтому Кришна дает такую возможность тем, кто ищет подтверждения своим темным мыслям. И наоборот: мудрецы, праведники, преданные испытывают великое счастье, слушая о деяниях Господа, черпая в них веру и энтузиазм в духовной жизни.

Деяния Кришны
на страницах священных
писаний

Деяниям Кришны посвящены ряд ключевых духовных ведических произведений, таких как «Махабхарата» и «Гарга-самхита». Но особенно значимое положение занимает «Шримад-Бхагаватам», ибо постепенно подводит читателя к осознанию божественности Кришны. Это происходит шаг за шагом: раскрывается тема бессмертия души, описывается творение мира материи, приводятся истории жизни просветленных мудрецов. Изображая целостную картину материального и духовного бытия, «Бхагаватам» плавно подводит читателя к знакомству с надмирной природой Кришны.

Сознание Кришны —
ключ к решению всех проблем

Мудрецы и Веды утверждают, что, слушая о нектарных деяниях Кришны, человек очищается от материальной скверны, обретает веру и становится квалифицированным вернуться обратно на родину, в духовный мир, где его любят и ждут[6]. Только сознание Кришны может разорвать узы кармы, хороших или плохих мирских поступков, совершаемых из рождения в рождение[7]. Поэтому в современную эпоху воспевание имени Кришны — единственный метод духовного возвышения. Речь идет не о частичном возвышении, благодаря религии или праведности, а об абсолютном полном достижении[8].

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности».

[2] Ахам̇ сарвасйа прабхаво, маттах̣ сарвам̇ правартате / ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇, будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣ — «Я Кришна, сладостный Абсолют, Причина всех причин! Всякая деятельность в материальной и духовной вселенных, Веды и связанные с ними писания — все это берет начало во Мне одном. Люди, обладающие богосознающим разумом и постигшие эту сокровенную истину, превосходят ограничения мирского и религиозного долга и принимают путь чистой любви ко Мне (рага-марга)» (Бхагавад-гита, 10.8).

[3] Паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

[4] Падбхйа̄м̇ бхакта-хр̣ди-стха̄бхйа̄м̇, вандйа̄бхйа̄м̇ лока-вандитаих̣ / ан̇гам̇ йасйа̄х̣ сама̄крамйа, бхагава̄н апи тат-станам // йа̄тудха̄нй апи са̄ сваргам, ава̄па джананӣ-гатим / кр̣ш̣н̣а-бхукта-стана-кш̣ӣра̄х̣, ким у га̄во ’нума̄тарах̣ — «Верховная Личность Бога, Кришна, всегда пребывает в сердце чистого преданного, а великие полубоги, Господь Брахма и Господь Шива, всегда возносят Ему молитвы. Хотя Путана была страшной ведьмой, благодаря тому что Кришна с удовольствием обнял ее и сосал ее грудь, она заняла положение Его матери в трансцендентном мире, обретя высшее совершенство. Что же тогда говорить о коровах, чье вымя с наслаждением сосал Кришна, коровах, которые поили Его своим молоком, словно матери, с огромной радостью и нежностью?» («Шримад-Бхагаватам», 10.6.37–38).

[5] Пӯтана̄ лока-ба̄ла-гхнӣ, ра̄кш̣асӣ рудхира̄ш́ана̄ / джигха̄м̇сайа̄пи харайе, станам̇ даттва̄па сад-гатим // ким̇ пунах̣ ш́раддхайа̄ бхактйа̄, кр̣ш̣н̣а̄йа парама̄тмане / йаччхан прийатамам̇ ким̇ ну, ракта̄с тан-ма̄таро йатха̄ — «Путана всегда жаждала крови человеческих детей. Движимая этим желанием, Путана пришла убить Кришну, но, благодаря тому что она дала грудь Господу, она достигла высшего совершенства. Что же тогда говорить о преданных Кришны, которые питали к Нему материнскую любовь и кормили Его грудью или отдавали Ему что-то очень дорогое для них, как мать, которая делает подарки, чтобы порадовать своего ребенка?» («Шримад-Бхагаватам», 10.6.35–36).

[6] Тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇, кавибхир ӣд̣итам̇ калма ш̣а̄пахам / ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇, бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣ — «О Кришна, нектар Твоих слов и рассказов о Твоих играх дает нам жизнь, нам, страдающим в этом материальном мире. Этот нектар разлит во всем мире великими душами, и он устраняет все греховные реакции. Он благотворен и наполнен духовной силой. Те, кто распространяет это божественное послание, воистину выполняют работу, которая приносит облегчение человеческому обществу. Они самые великодушные благодетели» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).

[7] Ш́р̣н̣ванти га̄йанти гр̣н̣антй абхӣкш̣н̣аш́ах̣, смаранти нанданти тавехитам̇ джана̄х̣ / та эва паш́йантй ачирен̣а та̄вакам̇, бхава-права̄хопарамам̇ пада̄мбуджам — «О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои лотосоподобные стопы, которые одни способны положить конец круговороту рождения и смерти» («Шримад-Бхагаватам», 1.8.36).

[8] Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. «Золотой Вулкан божественной любви». Часть II. «Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Святое Имя Кришны».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования