ПИСЬМО ШРИПАДА АВАДХУТА МАХАРАДЖА РУССКИМ ПРЕДАННЫМ ОБ УХОДЕ ШРИЛЫ ГУРУДЕВА

Письмо Шрипада Авадхута Махараджа
русским преданным
об уходе Шрилы Гурудева
и связанных с этим событиях

 

Дорогие преданные, сердечно простите меня за задержку с этим письмом, которого вы все так ждете.

Безусловно, новость об уходе Гурудева была подобна удару молнии в сердце всей нашей международной вайшнавской семьи. Уникальным образом мне удалось присутствовать во время ухода Шрилы Гурудева. Я изложу драматические обстоятельства происшедшего за последние месяцы, начну по порядку:

Мы с делегацией русских преданных – я сам, Виджай Раман Прабху, Сахадев Прабху, доктор Джай Кумар, доктор Рам Сундар и доктор Амит Кришна Госвами (индийские преданные, присоединившиеся к миссии в России), Премананда Прабху и Анукришна Деви Даси – присутствовали на церемонии Вьяса-пуджи в Навадвипе. На этой церемонии Шрила Гурудев объявил Шрипада Aчарью Махараджа своим преемником и Ачарьей Шри Чайтанья Сарасват Матха.

Естественно, для тех, кто знал Гурудева близко, это не было неожиданностью, поскольку особое положение Ачарьи Махараджа как эксклюзивного cлуги было очевидно для всего окружения Гурудева. И когда Гурудев озвучил свою божественную волю, все старшие западные преданные (санньяси, лидеры Миссии многих стран, главы региональных центров) радостно приняли решение Гуру. Но, как не бывает света без тени, так и у только что провозглашенного Ачарьи сразу появились завистники... Оппозиционную группу возглавили Ранаджит и Парамахамса Махарадж, которые написали Шриле Гурудеву оскорбительную петицию, в которой попытались опротестовать решение Гурудева о назначении Ачарьи. Их главным доводом было то, что Ачарья Махарадж всегда был занят только строительством храмов и менеджментом, поэтому не может быть главой международной Миссии. Но так сложилось, что даже их жалкая петиция стала прославлением Ачарьи Махараджа как безупречного слуги Гурудева. По сути, они не смогли привести ни одного веского аргумента, к тому же стали очевидными их эго и материалистические амбиции.

После получения этой петиции Шрила Гурудев покинул Навадвип в тот же день, поскольку стресс и подкошенное состояние здоровья не позволяли Ему больше оставаться там. Шрила Гурудев со своим окружением переехал в Калькутту.

Драма стала разворачиваться, Шрила Гурудев был чрезвычайно расстроен, но оппозиция продолжала действовать активно и агрессивно. Ачарье Махараджу пришлось прибегнуть к помощи полиции. А Шрила Гурудев отлучил от Миссии Парамахамсу Махараджа и Ранаджита и создал международный совет Ачарьев, чтобы укрепить международный статус центра в Навадвипе и обезопасить его от посягательств. Таким образом, волей Гурудева и судьбы, Госвами Махарадж, Джанардан Махарадж, Ашрам Махарадж и другие старшие преданные Миссии остались с Гурудевом, чтобы обеспечивать его покой и участвовать в передаче дел Шрипаду Ачарье Махараджу.

Никто из нас не подозревал, что это наши последние дни с Гурудевом. Хотя его здоровье значительно ухудшилось, Гурудев милостиво не давал знака, что готовится уйти. Он по-прежнему продолжал принимать преданных, даже давал посвящения – последними, кого он посвятил, стали Рам Ранджан из Москвы и Мирра из Мексики. Посвящая Рам Ранджана, Шрила Гурудев угостил его печеньем со своего стола, но когда увидел, что Рам Ранджан кушает печенье всухомятку, отлил ему полчашки чая из своей кружки. Дорогие преданные, когда я видел это, мне хотелось плакать, но мое сердце ликовало... Только сейчас я понимаю, что никогда в жизни мы больше не сможем быть рядом со столь милостивой личностью.

День за днем Гурудеву становилось хуже, так как легочная инфекция не давала ему свободно дышать, но, несмотря на физические страдания, он продолжал дарить нам свое драгоценное общение.

Его личные слуги находились рядом по 24 часа, потеряв счет дням и времени суток. Случалось, что на какое-то время Гурудеву становилось легче и он пел, шутил и читал шлоки, а в последние три дня он был очень умиротворен.

Как-то Дева Бандху Прабху (его повар, муж Нанды Прии Деви Даси из Бразилии) сказал мне, что уже как пару дней Гурудев отказывается принимать «стероиды» – его главные жизнеобеспечивающие лекарства. А затем, возвращаясь из храма в Севак Бхаван, я увидел, что Нанда Прия Деви Даси сидит возле храма с большой тарелкой прасада. Я спросил: «Что ты здесь делаешь?» Она ответила: «Угощаю невидимого гостя...» Я спросил: «Какого гостя?»

Нанда Прия поведала, что Гурудев сказал, что к нему пришел очень старый и очень важный садху и между ними произошел какой-то важный разговор, а затем Гурудев попросил угостить гостя прасадом. Зная мистическую природу Гурудева, мы не слишком удивились, т. к. его связь с запредельным миром более чем очевидна.

Я подумал, что если случится удобная минута, и Гурудев будет шутить, я спрошу у него имя того садху. Но этого так и не произошло.

Остается только предполагать – возможно, этим гостем был сам Шрила Шридхар Махарадж или кто-то из нашей Гуру-варги.

На следующий день был Экадаши. Почему-то я решил поститься, мы отправились с Арабинда Лочаном Прабху прогуляться вокруг храма – был невероятно ласковый вечер, дул приятный ровный ветерок, мы очень радовались Экадаши и тому, что такой замечательный свежий бриз разогнал калькутскую духоту.

Вечером мы зашли к Гурудеву – вокруг него было необычно много народу. Он сидел, загадочно улыбался, но не говорил. Все хотели сделать для него что-то приятное. Ямуна Деви Даси показывала ему фотографии преданных, потом вспомнили, что он давно не смотрел «Танец сердца» – проповеднический фильм о Грушинском фестивале, где мы танцуем и поем киртан среди толпы. Гурудеву это видео очень нравилось, и Ямуна Деви Даси поставила его вновь. Когда видео посмотрели, он немного устал, и тогда Ямуна Деви Даси включила для него еще одно короткое видео – это был китайский праздник Весны. На сферической сцене актеры китайского балета, одетые в желтые костюмы богов, танцевали танец прихода Весны. Из-под купола на золотом постаменте спускалась богиня Весны, в воздухе летали акробаты, похожие на бабочек, – все это напоминало какой-то невероятный праздник в духовном мире. Гурудев задумчиво смотрел на экран... и на нас...  Мы не знали, что он прощается с нами. Шрила Гурудев не захотел никого тревожить... Мы поклонились и разошлись по комнатам.

Из Дели приехал доктор Джай Кумар, который по чистой случайности не смог выехать на поезде и полетел на самолете. Мы говорили допоздна и решили, что с утра, как можно раньше, пойдем к Гурудеву.

Я предчувствовал, что Гурудев собирается уйти, но надеялся, что он еще пробудет с нами какие-то месяцы. Доктор Кумар ушел, и я долго не мог уснуть, так же, как и другие преданные. Я достал свой альбом и почему-то стал делать эскизы памятника Гурудеву. Вспомнилось самадхи Шрилы Рупы Госвами, я даже не мог представить, что Рупа Госвами и Рагхунатх Дас Госвами ушли именно в этот день – Гаура Двадаши. Затем я уснул.

Проснулся от крика Ямуны: «Авадхут, вставай!»  Я понял, что что-то случилось: быстро оделся, забежал в комнату Гурудева и увидел, что близкие преданные стоят вокруг его кровати и Кишори Деви Даси делает ему искусственное дыхание... Эта сцена шокировала меня.

Я сказал Кишори: «Срочно попытайся сделать массаж сердца», но Ямуна посмотрела на меня и сказала: «Он уже ушел...» Я не мог поверить в это и просил, чтобы Кишори продолжала делать искусственное дыхание. В следующий момент я увидел, как Гурудев пошевелил несколько раз пальцем руки, как будто бы попрощался с нами в последний раз.

Кишори Деви Даси рассказала, что когда мы разошлись после просмотра кино, Гурудев был умиротворен, а в полночь случился небольшой приступ. Затем Шрила Гурудев погрузился в сон и проспал почти четыре часа. Но когда проснулся, все произошло очень быстро. Преданные неоднократно пытались дать ему стероиды, но он отстранял их рукой, показывая, что мы ему мешаем. Все были настолько шокированы и в панике, что не знали, что делать. Потом разбудили всех и начался киртан.

Шрила Гурудев лежал умиротворенно, как будто просто уснул.

Новость разнеслась молниеносно. В покоях Шрилы Гурудева появилась вереница людей. Они плакали и прощались – его тело было осыпано дождем цветов и гирлянд. Преданные пели киртан, а люди все приходили и приходили. Приехали близкие родственники, нужно было срочно определиться с транспортом и нашими действиями. Я был полностью обескуражен, но понимал, что нужно держаться и не сдаваться во власть сантиментам. Побежал в комнату к Госвами Махараджу, Махарадж был бледен и что-то сосредоточенно выискивал в своем компьютере. Он знал, что должно быть какое-то божественное подтверждение тому, что произошло. Я спросил его: «Махарадж, какая часть храма будет предназначена для самадхи?..» Махарадж ответил: «Преданные почувствуют место – оно явится». После этих слов на него нахлынул поток слез, и я вышел из его комнаты.

Я как будто плыл по коридорам, понимая, что необходимо держать себя в руках и совершать тактические действия. Все тоже понимали это, хотя время от времени по щекам преданных текли потоки слез. Преданные действовали очень быстро и сообща. Казалось, что Гурудев сам руководит всем и каждым.

Появился Ачарья Махарадж, машина, автобус, тело Гурудева перенесли в машину скорой помощи, мы с Джай Кумаром и несколькими преданными поехали в этой машине с мигалками, еще три машины следовали за нами.

Дорога оказалась на редкость свободной, как будто невидимая сила устранила все препятствия, уже через три часа мы были в Навадвипе.

К этому времени к храму уже стекались сотни людей со всей Навадвипы и окрестностей. Анукришне Деви Даси и Субалу Сакхе Прабху чудом удалось добраться из Пури всего за пять часов – они везли оборудование для видеозаписи и трансляции.

В какой-то момент мне показалось, что все сошли с ума.

Тело Гурудева представили перед Божествами, затем сотни людей бросились к его телу, чтобы коснуться стоп, некоторые рыдали, другие просто потеряли рассудок. С трудом получилось выстроить живую цепь вокруг тела Гурудева, и пришлось запускать всех по два-три человека – образовалась очередь.

Цветы сыпались подобно дождю. И Гурудев даровал пришедшим свои последние благословения. Его благосклонное умиротворенное лицо как будто говорило: «Все хорошо, если у вас что-то не получается – не беспокойтесь».

Когда церемония прощания была закончена, тело Гурудева перенесли к самадхи-мандиру Шрилы Шридхара Махараджа, началась церемония абхишеки – тело Гурудева омыли водой, покрыли сандаловой пастой, маслом гхи, облачили в новые одежды...  Тут я уже понял, что обессилен... просто стоял в оцеплении и ошеломлении.

Шрипад Ачарья Махарадж перемещался по территории подобно Сударшана-чакре – я видел его то омывающим тело Гурудева, то рядом с копающими яму для самадхи, то еще где-то в стороне дающим указания.

Затем началось арати. В какой-то момент я отдалился и увидел картину со стороны... Гурудев сидел на самадхи – как будто живой. Его окружали и поддерживали близкие преданные... Он принимал поклонение – готовился покинуть нас. Когда арати закончилось, началась церемония погребения. Было очень сложно подойти к месту самадхи, люди толпились плотными кольцами, преданные лежали на земле и цеплялись за ложе Гурудева... Пришлось буквально разбрасывать людей в разные стороны, но это не вызывало никакого гнева. Мы несли Гурудева и казалось – ложе перемещается само по дороге из сотен рук... В гробнице был устроен специальный алтарь, рядом с ним суетились старые санньяси, пришедшие из других Гаудия Матхов. Руководителем церемонии был пожилой Гири Махарадж, который возвышался словно на троне со своим посохом и время от времени давал указания. Согласно правилам, земля не должна касаться тела Ачарьи. На глубине была построена ягья-кунда, куда была засыпана соль. Гурудева усадили с дандой и четками, провели поклонение и предложение прасадам. На груди написали тилакой «Шри Рупа Манджари Пада» – началась церемония предания самадхи. По очереди Ачарья Махарадж и другие бросали пригоршни соли, читая специальную мантру. Затем соль посыпалась подобно снегопаду, а когда тело Гурудева скрылось под соляным снегом, стали засыпать землей, кто чем мог – руками, лопатами, корзинами. Джагадананду Прабху чуть не погребли вместе с Гурудевом, он был похож на Господа Шиву, усыпанного пеплом. Близкие слуги Гурудева вместе с Ашрамом Махараджем совершали свое последнее личностное служение. Ямуна Деви Даси, не вынеся происходившего, осталась в Калькутте, но когда преданные позвонили ей и пригласили, сославшись на то, что Гурудеву это было бы очень приятно, она прибыла под конец церемонии. Ямуна Деви Даси была с Гурудевом все свои лучшие годы и то, что больше она не увидит его в этой жизни, разбило ей сердце.

Я наблюдал за всем этим с крыши и видел, как сотни людей облепили здание Шри Чайтанья Сарасват Матха – они висели буквально гроздьями и стояли на парапетах, и никто не боялся сорваться и разбиться. Все были настолько поглощены происходившим, что никому даже в голову не приходила мысль о собственной безопасности. То, что я видел, было, пожалуй, самым глубочайшим впечатлением в моей жизни. Я почему-то вспомнил историю о том, как Махапрабху пришел в Катву, чтобы принять санньясу, как тысячи людей бежали за Ним и рыдали, они хватали землю, по которой ступал Махапрабху, и дорога стала усеяна рытвинами. Вдруг я услышал песню «шри гоура мангала бхуми авичинтья-чинтамани» – «Земля Гаура-мандалы, каждая ее песчинка – это драгоценный камень, способный исполнить любые желания». Гурудев уходил подобно солнцу, которое скрывается за горизонтом Гималайских гор… В какой-то момент на месте Его самадхи вырос холм, в центре которого была посажена Туласи Деви. Затем построили ограду на скорую руку, был очень жаркий день, но к этому времени жара спала и начало смеркаться, мы управились в срок минута в минуту – по правилам самадхи должно быть завершено с заходом солнца. Как только солнце зашло, подул тот же самый приятный ветерок, но через какое-то время загремел гром, засверкали молнии и полился дождь. Госвами Махарадж стоял рядом и цитировал шлоку – «Боги осыпали цветами дождевых капель благосклонную землю Навадвипы, и весь трансцендентный мир ликовал». С наступлением сумерек все как будто погрузились в океан разлуки с Гурудевом.

Мы вспомнили, что здесь, в Навадвипе, Гурудев построил Храм единения в разлуке для своего Гуру – огонь разлуки очистит, растопит наши ледяные сердца, покрытые льдом корысти и себялюбия.

Прошло больше шестнадцати часов на сорокаградусной жаре, я вернулся в комнату и упал замертво. Но несмотря на смертельную усталость, я вдруг почувствовал потрясающую легкость и чистоту. Я не мог представить себе, что такое событие, как уход Вайшнава, может принести столь глубокое удовлетворение. Это было невероятно, но эта была правда. Так я уснул и проспал арати. Это было первое арати Шриле Гурудеву после его ухода, и преданные сказали, что они провели его с особой нежностью. Было время утреннего собрания – Шрипад Госвами Махарадж говорил очень глубокие, духовные истины о Гурудеве и прославлял Ачарью Махараджа, утверждая его положение в духовной преемственности. Некоторые, кто был против Ачарьи Махараджа, присутствовали на этой программе и были шокированы. Один за другим выступали лидеры разных стран, прославляя Гурудева и его живую преемственность. Дошла очередь до меня. Я тоже говорил что-то – точно не помню, но преданные милостиво восприняли это с одобрением… Ачарья Махарадж расцветал, подобно бутону розового лотоса, ведь оппозиция и тяжелый труд сопутствовали ему долгие годы. Но он чувствовал, что Гурудев проливал на него милость через своих преданных, и был чрезвычайно счастлив принять их благословения. Он говорил: «Простите меня, я несовершенен», – это звучало по-домашнему, с большой любовью. Оппозиция ушла с поникшими головами – всем стало очевидно, что их война проиграна: преданные хотят исполнять волю Гурудева.

Я услышал, что на фестиваль, посвященный уходу Гурудева, который состоится через десять дней, приедет более двухсот преданных со всего мира. Я понял, что нужно срочно написать письмо для сайта. Я знаю, что у преданных очень много вопросов, но на них скорее всего я смогу ответить в следующем письме, ближе к фестивалю ухода Гурудева. Сейчас все должно оставаться как прежде, поскольку мы знаем, что Шрила Гурудев с нами в своем трансцендентном облике и наставлениях. Изменения произойдут естественно и гармонично. Главное, что Гурудев счастлив, что мы все вместе провожаем его одной семьей.

Шестого апреля состоится фестиваль, посвященный уходу Шрилы Гурудева, который пройдет в Навадвипе и во всем мире. Я надеюсь, что все вы соберетесь вместе и выразите почтение Шриле Гурудеву. Пусть Его милость коснется ваших сердец и вы проведете эти дни, памятуя о нем в печальном восторге. В «Рамананда-самваде», легендарной беседе между Махапрабху и Рамананда Раем, раскрывающей подлинную глубину теизма, принесенного в этот мир Шри Чайтаньядевом, Махапрабху спрашивает Рамананду: «Какова самая высшая форма разлуки?» Рамананда Рай отвечает, что не существует более глубокого переживания разлуки, чем разлука с преданными. 

Ваш Свами Б. Б. Авадхут

 

 

All glories to Sri Guru and Sri Gauranga

----------------------------------------------------
A letter from Sripad B.B. Avadhut Maharaj to the Russian devotees regarding the disappearance of Srila Gurudev and the events connected with it.

(English translation from Russian, by Kundalata Devi Dasi.)
----------------------------------------------------

Dear devotees,

Please kindly forgive me for the delay with this letter that you have been waiting for so much.

Undoubtedly, the news of Srila Gurudev's disappearance is like a lightening striking the heart of all our international Vaishnava family. In a unique way I was able to be present at the time of Srila Gurudev's departure. I shall relate the dramatic circumstance of the events happened in the last few month in the order of their occurrence:

A delegation of Russian devotees -- Vijay Raman Prabhu, Sahadev Prabhu, Indian devotees who joined the Mission in Russia (Dr. Jay Kumar, Dr.Ram Sundar and Dr. Amit Krishna Goswami), Premananda Prabhu and Anukrishna Didi -- and I were present at the Vyasa Puja ceremony in Navadwip. At that ceremony Srila Gurudev declared Sripad Acharya Maharaj his successor and Acharya of Sri Chaitanya Saraswat Math.

Of course for those who knew Gurudev closely it was not a surprise because the peculiar position of Acharya Maharaj as an exclusive servitor was obvious for all of Gurudev's entourage. When Gurudev stated his divine will, all senior Western devotees (sannyasis, leaders of the Mission in many countries, the heads of the regional centers) happily accepted Guru's decision. But just as there is no light without a shadow, immediately there appeared an envious anti-party of the newly proclaimed acharya. The opposition was headed by Ranjit and Paramahamsa Maharaj who wrote to Srila Gurudev an insulting petition wherein they tried to appeal against the decision of Gurudev regarding the assignment of the acharya. Their main argument was the fact that Acharya Maharaj had always been engaged in building temples and management only, therefore he cannot be the head of an international Mission. It happened so that even their petty petition turned out to be a glorification of Acharya Maharaj as a perfect servitor of Gurudev. Per se, they could not give any significant argument, and besides their ego and material ambitions emerged onto the surface.

After Srila Gurudev has got this petition, he left Navadwip the same day as the stress and the sinking health condition could not let him stay there any more. Srila Gurudev along with his entourage moved to Kolkata.

A drama started developing; Srila Gurudev was extremely upset, but the anti-party actively and aggressively continued their opposition. Acharya Maharaj had to turn to the help of the police. Srila Gurudev disconnected Paramahamsa Maharaj and Ranjit from the Mission and created an international council of Acharyas to secure the position of Navadwip as the international center and protect it from any usurpation. So by the will of Gurudev and the providence, Goswami Maharaj, Janardan Maharaj, Ashram Maharaj and other senior devotees of the Mission remained with Gurudev to ensure his peace and take part in the transmission of the affairs to Sripad Acharya Maharaj.

None of us expected that these were our last days with Gurudev. Although his health was undermined, Gurudev mercifully didn't show he was preparing to leave. He still continued receiving devotees and even gave initiations -- the last ones were those of Ram Ranjan from Moscow and Mirra from Mexico. Initiating Ram Ranjan, Srila Gurudev gave him a biscuit from his table, but when he saw that Ram Ranjan was eating it without anything to drink, he poured half a cup of tea from his own cup. Dear devotees, when I saw that I wanted to cry, but my heart was joyous... Only now I realize that never again in our life will be able to be with such a merciful personality.

As the days passed Srila Gurudev felt worse as the lung infection did not let him breathe freely; but despite the physical sufferings he continued bestowing upon us his precious association.

His personal servitors stayed with him 24 hours a day, having lost any sense of time. Sometimes Gurudev would feel a little better for some time and would sing, joke and recite slokas, but the last three days he was very peaceful.

Once Deva Bandhu Prabhu (his cook and the husband of Nanda Priya Devi Dasi from Brazil) told me that it had been a few days since Gurudev started refusing to take steroids (his main life-giving medicine). Then, returning to Sevak Bhavan from the temple, I saw Nanda Priya Devi Dasi sitting at the temple with a big plate of prasadam. I asked her, "What are you doing here?" She replied, "I'm treating the invisible guest..." I asked, "What guest?" Nanda Priya intimated that Gurudev told her that a very old and important sadhu came to him, and they had some important conversation, and then Gurudev asked her to give the guest prasadam. Knowing Gurudev's mystic nature, we weren't too surprised because his connection with the transcendental world has always been more than obvious.

I thought that if there would be a good moment and Gurudev would be joking, I would ask him the name of that sadhu. But that wasn't meant to happen. We can only guess now -- maybe that guest was Srila Sridhar Maharaj himself or somebody from our Guru-varga.

Next day was Ekadashi. For some reason I decided to fast. Aravinda Lochan Prabhu and I went for a walk around the temple -- it was an incredibly nice evening, a gentle breeze was blowing, we were happy it was an Ekadashi and that the wonderful fresh breeze chased away Kolkata's stifling air.

In the evening we went in to see Gurudev: there were unusually many people around him. He was sitting and smiling enigmatically. Everybody wanted to do something nice for him. Jamuna Devi Dasi was showing him pictures of devotees, then we remembered that he hadn't watched the Dance Of the Heart (a preaching film about Grushinskiy Festival where we were dancing and singing the kirtan in the crowd) for quite a while. Srila Gurudev liked that video very much, and Jamuna Devi Dasi played it for him again. After we have watched the video, he felt a little tired, and then Jamuna Devi Dasi played one more short video for him -- the one of the Chinese Spring Festival. There were acrobats of the Chinese ballet performing on a spheric stage, dressed in yellow costumes of the gods, they were performing the Arrival Of The Spring dance. From beneath the dome, the goddess of the spring was descending onto the stage, the acrobats were flying in the air resembling butterflies -- it was all like some incredible festival in the spiritual world. Gurudev pensively looked at the screen... and us... Nobody knew he was saying goodbye to us. Srila Gurudev didn't want to disturb anybody... We paid our obeisances and went to our rooms.

Dr. Jay Kumar arrived from Delhi -- out of a sheer coincidence he couldn't take the train and had to go by plane. We talked till late and decided that in the morning as early as possible we will go to see Gurudev.

I anticipated that Gurudev was going to leave, but hoped he would still be with us for some months. Dr. Kumar left and I couldn't fall asleep for a long time, other devotees as well. I took out my notebook, and for some reason started drafting Srila Gurudev's monument. I remembered samadhi of Srila Rupa Goswami, and I couldn't even imagine that Rupa Goswami and Raghunath Das Goswami left that very day, Gaura Dvadasi. Then I fell asleep.

I was awaken by Jamuna's cry, "Avadhut, get up!" I realized that something had happened -- I quickly got dressed, run into the room of Gurudev and saw that his close devotees were standing around his bed and Kishori Devi Dasi was doing artificial respiration... The scene shocked me.

I told Kishori, "Quickly, try to make the massage of the heart," but Jamuna looked at me and said, "He's already left..."

I couldn't believe it and ask Kishori to carry on doing the artificial respiration. Next moment I saw Srila Gurudev moved his finger a few times as if bidding us goodbye, for the last time.

Kishori Devi Dasi told me that when we all went to our rooms after the videos, Gurudev was peaceful, and at midnight he had a mild fit. Then Srila Gurudev fell asleep and slept almost four hours. But when he woke up, everything happened very quickly. The devotees continuously tried to give him steroids, but he would ward it off showing that we were disturbing him. Everybody was so shocked and panic-stricken that they didn't know what to do. Then they woke everybody up and kirtan begun.

Srila Gurudev was lying peacefully as if he just fell asleep.

The news spread at once. A line of people appeared in Srila Gurudev's room. They were crying and bidding goodbye -- his body was covered with a shower of flowers and garlands. The devotees were singing kirtan, and people kept coming. Close relatives came too, and we had to quickly decide on the transport and our actions. I was completely shaken, but realized that we had to be strong and not indulge in sentiments. I ran to Goswami Maharaj's room. Maharaj was pale and was intensely rummaging for something in his computer. I knew there had to be some divine confirmation of what had happened. I asked him, "Maharaj, what part of the temple will be given for the samadhi? Maharaj replied, "The devotees will feel the place, it will be revealed." After those words, he burst out crying, and I left his room.

I was as if swimming along the halls, realizing that I had to be strong and do tactic actions. Everybody also knew it, although from time to time, floods of tears would stream down our cheeks. Devotees' actions were very quick and synchronized. It seemed that Gurudev was leading every one of us.

Acharya Maharaj came, then the car, and the bus; the body of Gurudev was taken into the ambulance, and Jay Kumar, a few other devotees and I went by this car with sirens, another three cars followed us.

The road seemed unusually empty, as if some invisible force was clearing out all obstacles; three hours later we were already in Navadwip.

By this time, people from all Navadwip and the surrounding areas were gathering at the temple. Anukrishna Devi Dasi and Subhal Sakha Prabhu could miraculously get there from Puri just in five hours: they were carrying the equipment for video recording and the broadcasting.

At some moment I thought everybody went mad.

Gurudev's body was presented before the Deities and then hundreds of people rushed to his body to touch his feet -- some were wailing, some just went crazy. It took us much effort to build a human barrier around Gurudev's body and let everybody in by two-three people, a queue was built up.

Flowers poured like rain. Gurudev bestowed onto all who were present his last blessings. His auspicious peaceful face was as if saying, "Everything is all right; if you can't do something, don't worry."

When the farewell ceremony was over, Gurudev's body was taken to the samadhi mandir of Srila Sridhar Maharaj, and the abhishekh ceremony began. The body of Gurudev was washed with water, covered with sandal wood paste, ghee, and dressed in new clothes... Then I realized I was drained of strength... just stood there, devastated.

Sripad Acharya Maharaj moved about the territory like Sudarshana chakra -- I saw him at some moment washing Gurudev's body, another moment digging the hole for the samadhi, and yet another moment somewhere else giving directions.

Then the arati began. At some point I just moved into the background and looked at it from aside... Gurudev was sitting in samadhi, as if alive. He was surrounded and supported by close devotees... He was accepting the worship and getting ready to leave. When the arati finished, the burial ceremony began. It was very hard to reach the place of the samadhi -- people were jostling around in tight circles, the devotees were lying on the floor, clinging to the bed of Gurudev... We had to literally throw people aside, but that didn't cause any anger. We carried Gurudev and it seemed the bed was moving on its own over the road of hundreds of hands... In the tomb there was made a special altar, older sannyasis from other Gaudia Maths were bustling next to it. The ceremony was guided by Giri Maharaj, who was towering above with his staff in his hands as if sitting on a throne; from time to time he would give instructions. According to the rules, the earth should not touch the body of the acharya. In the depth, a yajna kunda was built and it was later covered with salt. Gurudev was seated with his danda and beads, the worship was carried out and prasadam was offered. On his chest they wrote "Sri Rupa Manjari Pada," and then the ceremony of committing to samadhi began. In turns, Acharya Maharaj and others were throwing handfuls of salt, reciting special mantra. Then salt showered like a snowfall, and when Gurudev's body could no longer be seen beneath the salty snow, everybody started dropping earth -- by hands, spades, and baskets. Jagadananda Prabhu was almost buried with Gurudev, he looked like Lord Siva covered with ashes. Close servitors of Gurudev, along with Ashram Maharaj, were doing their last personal service. Unable to bear what had happened, Jamuna Devi Dasi stayed in Kolkata, but when the devotees phoned and invited her saying that Gurudev would like her to be there, she arrived by the end of the ceremony. Jamuna Devi Dasi spent her best years with Gurudev and the fact she won't see him again this lifetime broke her heart.

I watched it all from the roof and saw hundreds of people surround the building of Sri Chaitanya Saraswat Math -- they were virtually hanging in bunches and standing at the parapets, and nobody was afraid to fall down and crush. Everybody was so much absorbed in what was going on that the thought of safety didn't occur to anybody. What I saw was perhaps the deepest impression in my life. For some reason or other, I remembered the story about Mahaprabhu coming to Katwa to take sannyas, and how thousands of people were running and crying behind him; they were grabbing the soil Mahaprabhu stepped on, and the road was covered with ruts. Suddenly I heard the song "Sri Gaura Mangala Bhumi Avichintya-chintamani": "The land of Gaura Mandal, every dust particle of it is a precious gem capable of fulfilling any desire." Gurudev was leaving resembling the sun setting behind the Himalayan mountains... Shortly a small hill grew up at the place of his samadhi, at the peak of which Tulasi Devi was planted. Then quickly the fence was built; it was a very hot day, but by that time the heat was waning and it was getting dark, and we finished just in time -- according to he rules, samadhi must be finished by sunset time. As soon as the sun set, the same gentle breeze blew, and shortly the thunder roared, the lightening stoke, and it began to rain. Goswami Maharaj was standing next to me and was reciting the sloka, "The gods showered the flowers of rain drops onto the blessed land of Navadwip, and all transcendental world was rejoicing." As the silence fell, everybody as if plunged into the ocean of separation from Gurudev.

We remembered that here in Navadwip Gurudev built the temple of Union in Separation for his Guru -- the fire of separation will purify, melt our cold hearts covered with ice of self-interest and self-love.

More than 16 hours passed in the 40'C heat, and I returned to my room and fell on bed as though dead. Despite the deathly tiredness, I suddenly felt striking easiness and purity. I could not imagine that such an event as disappearance of a Vaishnava can bring such deep satisfaction. It was inconceivable, but it was true. So, I fell asleep and slept through the arati. It was first arati for Srila Gurudev after his disappearance, and the devotees said that they made it with special affection. Then time came for the morning gathering -- Sripad Goswami Maharaj spoke of very deep spiritual truths about Gurudev and glorified Acharya Maharaj, consolidating his position in the spiritual succession. Some of those who were against Acharya Maharaj were present at the programme and were shocked. One by one, the leaders from different countries made some speech, glorifying Gurudev and his living succession. The turn came to me too. I also said something, don't remember exactly what, but devotees mercifully took it approvingly... Acharya Maharaj blossomed like a bud of a pink lotus -- opposition and hard work had been his company for many years, but he felt that Gurudev showered his mercy through his devotees, and was extremely happy to accept their blessings. He said, "Please forgive me, I am not perfect," and it sounded home-like, very affectionate. The opposition went away with their heads discouraged, it became obvious for everybody that their battle was lost: the devotees want to fulfill Gurudev's will.

I heard that the festival dedicated to Gurudev's disappearance that will take place in ten days is going to be attended by more than 200 devotees from all over the world. I realized that I had to quickly write a letter for the web-site. I know that the devotees have many questions, but I will probably be able to address them in my next letter, closer to the festival of Gurudev's disappearance. For now, everything should remain the same because we know that Srila Gurudev is with us in his transcendental form and instructions. The changes will happen in a natural and harmonious way. The most important thing is that Gurudev is happy and we will see him off together as one family.

On the sixth of April the festival dedicated to Srila Gurudev's disappearance will take place in Navadwip and all over the world. I hope that you will all gather together and give your respects to Srila Gurudev. May his mercy touch your hearts and may you spend these days remembering him in a sad delight. In Ramananad-samvad, the legendary talk between Mahaprabhu and Ramananda Ray that disclosed the real depth of theism and that was brought into this world by Sri Chaitanyadev, Mahaprabhu asks Ramananda, "What is the highest form of separation?" Ramananda Ray replies that there is no deeper feeling of separation than the separation from the devotees.

-Swami B.B. Avadhut

 

← Прощание со Шрилой Гурудевом в Киеве. ·• Архив новостей •· На официальном сайте ИСККОН опубликована статья об уходе Шрилы Гурудева. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования