«Суть „Шримад-Бхагаватам“». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 27 июня 2001 года. Москва, публичная встреча



скачать (формат MP3, 13.09M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Суть «Шримад-Бхагаватам»

(27 июня 2001 года, Москва, публичная встреча)

 

Вопрос: Как был составлен «Шримад-Бхагаватам»? Использовал ли Вьясадева другие писания для этого, или же видел это?

#00:00:50#

Шрила Госвами Махарадж: Там было все. Шрила Говинда Махарадж говорил по этому поводу: ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н[1]. Хотя «Шримад-Бхагаватам» и считается одной из восемнадцати Пуран, саттвической Пураной, на самом деле это сливки всех писаний, всего, что написано, и всего, что можно услышать.

#00:02:13#

Иногда также «Шримад-Бхагаватам» называют естественным комментарием к «Веданта-сутре». Также в «Гаруда-пуране» говорится: га̄йатрӣ-бха̄ш̣йа-рӯпо ’сау — «Шримад-Бхагаватам» — это комментарий на Гаятри-мантру[2]. Дхӣмахи. Сатйам̇ парам̇ дхӣмахи[3]. С чего начинается «Шримад-Бхагаватам»? «Я медитирую на Абсолютную Истину...» Когда Брахма услышал звук флейты Кришны, он произнес своими устами мантру Гаятри. И объяснение этой Брахма-Гаятри приводит в Бхагавад-гите Шрила Шридхар Махарадж.

#00:04:28#

И это не что иное, как прославление лотосоподобных стоп Шримати Радхарани. В этом комментарии Шрила Шридхар Махарадж говорит, что Сам Кришна превозносит преданность Себе до небес. «Шримад-Бхагаватам» построен таким образом, что от первой до двенадцатой песни происходит нарастание сокровенности смысла, и в десятой песни описываются непосредственно лилы Кришны.

#00:06:39#

В десятой песни преданность Шримати Радхарани превозносится и ставится на почетное место. Говорится, что кришна-према, любовь к Кришне, достигает своего совершенства именно во Вриндаване.

#00:07:27#

Один пандит в Южной Индии однажды пришел к Шридхару Махараджу и начал дискутировать с ним. Шридхар Махарадж спросил: «Если рассмотреть весь „Шримад-Бхагаватам“, то кто является самым возвышенным преданным?» Тот пандит ответил: «Я считаю, что четыре Кумара являются таковыми».

#00:08:19#

Шрила Шридхар Махарадж не согласился и двумя шлоками из 18 000 стихов «Шримад-Бхагаватам» доказал свою правоту. И то, что сказал Шрила Шридхар Махарадж, перекликается с тем, что сказано Санатаной Госвами в «Брихад-бхагаватамрите».

#00:09:09#

на татха̄ ме прийатама, а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр, наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н
[4]

В этой шлоке говорится: «Нет более дорогого Мне преданного, чем Уддхава». На татха̄ ме прийатама, а̄тма-йонир: «Брахма, который создал всю вселенную, не дорог Мне так, [как Уддхава]». На ш́ан̇карах̣: «…ни Шива, который разрушает всю вселенную [не дорог так, как Уддхава]». На ча сан̇карш̣ан̣о: «Ни Санкаршана (Васудева, Прадьюмна, Анируддха), одно из проявлений [Всевышнего]...» На ш́рӣ: «Также ни Шри, или Лакшми, не дорога мне так, как Уддхава».

#00:11:09#

Он перечисляет преданных в возрастающем порядке. У Брахмы — карма-мишра-бхакти, у Шивыгьяна-мишра-бхакти. Брахма считается самым возвышенным карми во Вселенной.

#00:11:55#

Затем Он делает поразительное признание: «Я Сам Себе не дорог так, как дорог мне Уддхава...»

[Госвами Махарадж говорит о подготовке к приходу Шрилы Гурудева.]

#00:13:18#

Кришна еще раз подтверждает, что Уддхава — самый любимый Его преданный. Уддхава в десятой песни «Шримад-Бхагаватам» говорит от себя:

#00:13:41#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
[5]

И что же говорит преданный Кришны, который признан Самим Кришной? Он говорит: «Я хочу быть растением, которое растет во Вриндаване». То есть гопи ходят по Вриндавану, совершая служение, ходят по земле, и вот это растение надеется, что пыль с их стоп также будет падать на него.

#00:15:15#

Итак, преданный занимает самое возвышенное положение. Преданность Богу — это настолько необычайный дар, что Кришна Сам хочет вкусить эту преданность. Это подобно тому, как сахар хочет вкусить свою сладость. Обычно сахару не сладко себя пробовать, но в этом случае наоборот. Как великий Парамахамса Рамакришна сказал: «Вы хотите быть сахаром или хотите пробовать его?» Говорят, что Кришна наслаждающийся, и нам остается лишь наслаждать Его!

#00:17:19#

На самом деле Кришна — это «сахар», который можно попробовать через служение. Преданность Кришне столь необычайна, что Он Сам хочет ощутить этот вкус. Кришна принимает облик Своего преданного и приходит в этот мир как Шри Чайтанья Махапрабху. Это подобно тому, как сладость пробует саму себя и начинает танцевать и прыгать в экстазе.

Переводчик: Лила Пурушоттама Дас
Транскрипцию выполнил Враджа Кумар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайас тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам, рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄ / ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н, ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣ — «Шри Кришна — Всевышний, единственный объект божественного поклонения. Его вечная обитель известна как Шридхам Вриндаван. Высочайший метод поклонения — это любовное служение пастушек Враджи (враджа-гопи). «Шримад-Бхагаватам» — чистейший источник знания о Всевышнем среди всех богооткровенных писаний. Любовь к Кришне — высшая цель. Такова суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Наш высочайший интерес связан лишь с учением Махапрабху и ни с чем иным» («Чайтанья-матта-манджуса», комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура).

[2] Артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇, бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣ / га̄йатрӣ-бха̄ш̣йа-рӯпо ’сау, веда̄ртхах̣ парибр̣м̇хитах̣ — «В „Шримад‑Бхагаватам“ дано авторитетное разъяснение „Брахма‑сутры“, а также „Махабхараты“ и мантры Гаятри. „Шримад‑Бхагаватам“ — квинтэссенция всего ведического знания» («Гаруда‑пурана»).

[3] В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.1) говорится: ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа / джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣ / тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ / теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄ / дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы! Всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, потому что Он является Абсолютной Истиной и изначальной Причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого живого существа. Даже великие мудрецы и небожители введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина».

[4] «Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни богини процветания, ни даже Я сам не дороги Мне, как ты» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).

[5] «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семьи, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

 



←  Программы в киевской студии йоги Vedalife. 28 февраля и 4 марта 2014 года ·• Архив новостей •· Программа в Оренбурге 28 февраля 2014 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.7 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Суть «Шримад-Бхагаватам»

(27 июня 2001 года, Москва, публичная встреча)

 

Вопрос: Как был составлен «Шримад-Бхагаватам»? Использовал ли Вьясадева другие писания для этого, или же видел это?

#00:00:50#

Шрила Госвами Махарадж: Там было все. Шрила Говинда Махарадж говорил по этому поводу: ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н[1]. Хотя «Шримад-Бхагаватам» и считается одной из восемнадцати Пуран, саттвической Пураной, на самом деле это сливки всех писаний, всего, что написано, и всего, что можно услышать.

#00:02:13#

Иногда также «Шримад-Бхагаватам» называют естественным комментарием к «Веданта-сутре». Также в «Гаруда-пуране» говорится: га̄йатрӣ-бха̄ш̣йа-рӯпо ’сау — «Шримад-Бхагаватам» — это комментарий на Гаятри-мантру[2]. Дхӣмахи. Сатйам̇ парам̇ дхӣмахи[3]. С чего начинается «Шримад-Бхагаватам»? «Я медитирую на Абсолютную Истину...» Когда Брахма услышал звук флейты Кришны, он произнес своими устами мантру Гаятри. И объяснение этой Брахма-Гаятри приводит в Бхагавад-гите Шрила Шридхар Махарадж.

#00:04:28#

И это не что иное, как прославление лотосоподобных стоп Шримати Радхарани. В этом комментарии Шрила Шридхар Махарадж говорит, что Сам Кришна превозносит преданность Себе до небес. «Шримад-Бхагаватам» построен таким образом, что от первой до двенадцатой песни происходит нарастание сокровенности смысла, и в десятой песни описываются непосредственно лилы Кришны.

#00:06:39#

В десятой песни преданность Шримати Радхарани превозносится и ставится на почетное место. Говорится, что кришна-према, любовь к Кришне, достигает своего совершенства именно во Вриндаване.

#00:07:27#

Один пандит в Южной Индии однажды пришел к Шридхару Махараджу и начал дискутировать с ним. Шридхар Махарадж спросил: «Если рассмотреть весь „Шримад-Бхагаватам“, то кто является самым возвышенным преданным?» Тот пандит ответил: «Я считаю, что четыре Кумара являются таковыми».

#00:08:19#

Шрила Шридхар Махарадж не согласился и двумя шлоками из 18 000 стихов «Шримад-Бхагаватам» доказал свою правоту. И то, что сказал Шрила Шридхар Махарадж, перекликается с тем, что сказано Санатаной Госвами в «Брихад-бхагаватамрите».

#00:09:09#

на татха̄ ме прийатама, а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр, наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н
[4]

В этой шлоке говорится: «Нет более дорогого Мне преданного, чем Уддхава». На татха̄ ме прийатама, а̄тма-йонир: «Брахма, который создал всю вселенную, не дорог Мне так, [как Уддхава]». На ш́ан̇карах̣: «…ни Шива, который разрушает всю вселенную [не дорог так, как Уддхава]». На ча сан̇карш̣ан̣о: «Ни Санкаршана (Васудева, Прадьюмна, Анируддха), одно из проявлений [Всевышнего]...» На ш́рӣ: «Также ни Шри, или Лакшми, не дорога мне так, как Уддхава».

#00:11:09#

Он перечисляет преданных в возрастающем порядке. У Брахмы — карма-мишра-бхакти, у Шивыгьяна-мишра-бхакти. Брахма считается самым возвышенным карми во Вселенной.

#00:11:55#

Затем Он делает поразительное признание: «Я Сам Себе не дорог так, как дорог мне Уддхава...»

[Госвами Махарадж говорит о подготовке к приходу Шрилы Гурудева.]

#00:13:18#

Кришна еще раз подтверждает, что Уддхава — самый любимый Его преданный. Уддхава в десятой песни «Шримад-Бхагаватам» говорит от себя:

#00:13:41#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
[5]

И что же говорит преданный Кришны, который признан Самим Кришной? Он говорит: «Я хочу быть растением, которое растет во Вриндаване». То есть гопи ходят по Вриндавану, совершая служение, ходят по земле, и вот это растение надеется, что пыль с их стоп также будет падать на него.

#00:15:15#

Итак, преданный занимает самое возвышенное положение. Преданность Богу — это настолько необычайный дар, что Кришна Сам хочет вкусить эту преданность. Это подобно тому, как сахар хочет вкусить свою сладость. Обычно сахару не сладко себя пробовать, но в этом случае наоборот. Как великий Парамахамса Рамакришна сказал: «Вы хотите быть сахаром или хотите пробовать его?» Говорят, что Кришна наслаждающийся, и нам остается лишь наслаждать Его!

#00:17:19#

На самом деле Кришна — это «сахар», который можно попробовать через служение. Преданность Кришне столь необычайна, что Он Сам хочет ощутить этот вкус. Кришна принимает облик Своего преданного и приходит в этот мир как Шри Чайтанья Махапрабху. Это подобно тому, как сладость пробует саму себя и начинает танцевать и прыгать в экстазе.

Переводчик: Лила Пурушоттама Дас
Транскрипцию выполнил Враджа Кумар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] А̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайас тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам, рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄ / ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н, ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣ — «Шри Кришна — Всевышний, единственный объект божественного поклонения. Его вечная обитель известна как Шридхам Вриндаван. Высочайший метод поклонения — это любовное служение пастушек Враджи (враджа-гопи). «Шримад-Бхагаватам» — чистейший источник знания о Всевышнем среди всех богооткровенных писаний. Любовь к Кришне — высшая цель. Такова суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Наш высочайший интерес связан лишь с учением Махапрабху и ни с чем иным» («Чайтанья-матта-манджуса», комментарий на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура).

[2] Артхо ’йам̇ брахма-сӯтра̄н̣а̄м̇, бха̄рата̄ртха-винирн̣айах̣ / га̄йатрӣ-бха̄ш̣йа-рӯпо ’сау, веда̄ртхах̣ парибр̣м̇хитах̣ — «В „Шримад‑Бхагаватам“ дано авторитетное разъяснение „Брахма‑сутры“, а также „Махабхараты“ и мантры Гаятри. „Шримад‑Бхагаватам“ — квинтэссенция всего ведического знания» («Гаруда‑пурана»).

[3] В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.1) говорится: ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа / джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣ / тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣ / теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄ / дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи — «О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы! Всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, потому что Он является Абсолютной Истиной и изначальной Причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого живого существа. Даже великие мудрецы и небожители введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина».

[4] «Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни богини процветания, ни даже Я сам не дороги Мне, как ты» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).

[5] «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семьи, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования