«Поклонение Махапрабху и Гаура-Нитаю». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 января 2004 года. Сан-Хосе, Калифорния

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 41.6 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Поклонение Махапрабху и Гаура-Нитаю

(23 января 2004 года, Сан-Хосе, Калифорния, США)

 

…Однако они [Рупа и Санатана Госвами?] находились под контролем делийского мусульманского самраджа (императора), но внутри их вайшнавизм продолжался.

#00:00:25#

Авадхут Махарадж: Махарадж, мы видим из истории: коммунистические идеи были широко распространены в мире. С одной точки зрения можно сказать…

#00:00:46#

Шрила Говинда Махарадж: [Божество] Махапрабху с каждым днем становится ниже.

Преданный: Может быть расширяется?

Шрила Говинда Махарадж: Прежде я видел: Махапрабху был такой высокий, но сейчас ниже. Нет? Раньше Махапрабху был несколько выше.

Преданный: Одежда, наверное.

#00:01:34#

Джанардан Махарадж: Я думаю, Махарадж, было внутреннее основание и его уменьшили.

Преданная: Гурудев сказал, что Он стал ниже.

#00:01:55#

Шрила Говинда Махарадж: Нет-нет. Это очень хорошо, прекрасно. Выдающееся.

Джанардан Махарадж: Очень хорошо, когда сверху на Него светят огни.

Шрила Говинда Махарадж: Да-да. Мы видим: это совершенно для Махапрабху. Махапрабху столь милостив и явился здесь. Это было немыслимо, но сейчас...

Авадхут Махарадж: Махарадж, Нитай-Гаура и Махапрабху: каково различие в служении между Нитай-Гауром и отдельно Махапрабху?

#00:03:03#

Шрила Говинда Махарадж: Нитьянанда Прабху всегда с нами как лидер, как Гуру. А Махапрабху Сам является распространителем.

#00:03:14#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣
1

Кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам — это божественная форма Махапрабху. Мы поклоняемся этому Махапрабху: объединению Радхи и Кришны. Иногда Махапрабху стоит один, это объединенная форма Радхи и Кришны, Верховная Личность Бога, Его верховное проявление. Затем существует две пракаши. Одна — аударья, другая — мадхурья. Аударья — Махапрабху, мадхурья — Кришна. Кришна Сам хочет переживать экстаз и вкус преданности, который испытывает Радхарани, поэтому Он становится Гаурангой.

Сварупа Дамодар написал эту шлоку:

#00:04:58#

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам
2

Такова природа Махапрабху: кр̣ш̣н̣а-сварӯпам и ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇, но мы поклоняемся Махапрабху и Радхе и Кришне одновременно. Вы видите в Матхе Махапрабху и Радху-Говинду и Их проявления. Гуру Махарадж написал «Сарасват-арати», и в этой песне Гуру Махарадж дал полное выражение Махапрабху, Радхи и Кришны. А там, где Нитьянанда Прабху и Махапрабху, Гуру Махарадж также установил Их Божества: Их проявления в Пури в храме Нитай-Чайтаньи. Во времена Гуру Махараджа Они там проявились. Это другое настроение проповеди сознания Кришны.

#00:06:42#

А один Махапрабху переживает высший экстаз в обществе Рамананды Рая и Сварупы Дамодара в Гамбхире. Это главное проявление Махапрабху. Это мы можем видеть. Там, где Махапрабху один, там мы можем думать таким образом. Здесь [в Сан-Хосе] один Махапрабху. В нашем Чайтанья Сарасват Матхе [в Навадвипе] прежде был один Махапрабху. Когда я пришел, я спросил Гуру Махараджа об этом, и он милостиво сообщил свои планы нам. Произошло проявление Махапрабху и Радхи-Говинды в Чайтанья Сарасват Матхе. Прабхупад Сарасвати Тхакур почти во всех матхах пытался проявить Махапрабху и Радху-Кришну. И это наша нынешняя традиция. Во всем мы следуем Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.

#00:08:36#

Но кое-где, в некоторых случаях — особое проявление. В России — Махапрабху и Радха-Кришна, Радха-Мадхав. Они проявились в России. В Москве проявился Гирирадж. Объединенная форма Радхи-Кришны и один Гирирадж. Ему поклоняются преданные в Москве. В России есть и другие места, и повсюду — Радха-Кришна и Махапрабху Шри Чайтанья Сарасват Матха, преданные поклоняются Им.

#00:09:48#

Авадхут Махарадж: Махарадж, вы единственный человек, который принес эту концепцию в западный мир. Она не была представлена ИСККОН. У них есть Гаура-Нитай, а в Россию ИСККОН пытался привести Радху и Кришну (три раза они привозили Божества из Индии), но возникали преграды.

#00:10:11#

Шрила Говинда Махарадж: В действительности, делом, миссией Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами была проповедь сознания Кришны, харинама-санкиртана. Существует два вида проповеднических стилей Махапрабху. Мы можем видеть: один — Махапрабху с преданными, проповедниками проповедует сознание Кришны, харинама-санкиртана. То, что дано в «Шримад-Бхагаватам»: кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам. Я [об этом уже] говорил.

#00:10:56#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам…3

— в «Падма-пуране» сказано и во многих [других] местах. Такого рода проповеднический стиль. Западный мир ничего не знал прежде. И Прабхупад А. Ч. Бхактиведанта Свами следовал указу своего Гуру, Сарасвати Тхакура: приехал в одиночку и пытался, насколько это было в его силах, не мытьем, так катаньем, дать сознание Кришны удачливым. И в действительности столь многие удачливые души в Америке приняли это с любовью. Эта Харе Кришна маха-мантра распространилась по всему миру, и там Нитай-Гаура — главные проповедники и дающие маха-мантру. Затем Прабхупад устанавливал по большей части Нитай-Гаурангу, Гададхара и так далее. А внутренне у Махапрабху есть другая программа — программа Его явления.

#00:12:47#

Рупа Госвами Прабху сказал:

ш́рӣ-ра̄дха̄йа̄х̣ пран̣айа-махима̄ кӣдр̣ш́о ва̄найаива̄-
сва̄дйо йена̄дбхута-мадхурима̄ кӣдр̣ш́о ва̄ мадӣйах̣
саукхйам̇ ча̄сйа̄ мад-анубхаватах̣ кӣдр̣ш́ам̇ вети лобха̄т
тад-бха̄ва̄д̣хйах̣ самаджани ш́ачӣ-гарбха-синдхау харӣндух̣
4

Он хочет чувствовать вкус настроения Радхарани, вкус, экстаз кришна-премы.

#00:13:27#

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’
5

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ [ш́рӣ-]ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и
6

Она является верховной из самых дорогих служанок Шри Кришны. Каким же образом Она переживает экстаз кришна-премы? Это сотни лет вирахи — высочайшего настроения разлуки, — и Радхарани переживает этот вкус. Кришна принимает сердце и сияние Радхарани и является как Махапрабху. Внутренне Он переживает этот вкус с Раманандой Раем и Сварупой Дамодаром Госвами, и очень немногие знают этот факт.

#00:14:45#

Внешняя форма для проповеди сознания Кришны, мы можем видеть, дана Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем Прабхупадой по всему миру, и каждый удачливый принял это. А Шрила Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] вступил во внутренний мир, [открыл] внутреннюю цель проявления Махапрабху. Сейчас это также проповедуется по всему миру: главное явление, которое проповедовал Прабхупад Сарасвати Тхакур, — это Радха-Кришна и Махапрабху (объединенные формы Радхи и Кришны) на одной симхасане. И мы организуем эту программу, ничто другое. Это наша главная проповедническая процедура.

#00:16:00#

В действительности люди не знают, как любить Бога. Когда сознание Бога примет форму сознания Кришны, они почувствуют: любовь к Кришне очень легка, проста и сладостна. Она проникнет в их сердце и постепенно будет входить все больше и больше.

#00:16:48#

Существует четыре вида взаимоотношений с Кришной, возможных для каждого. И этот тип проповеди исходит из Шри Чайтанья Сарасват Матха. Проповеднический стиль Шрилы Гуру Махараджа таков, и мы пытаемся следовать этим путем. Мы незначительные, несомненно. Но Кришна столь милостив к каждому, когда Он желает дать Себя. И кто-то принимает этот дар и поклоняется Ему.

#00:17:48#

Мы проповедуем в России таким образом: «Ваш Бог очень хорош, прекрасен. Мы кланяемся вашему Богу, но если вы хотите принять что-то от нашего Бога, то какие проблемы для вас? Ваш Бог не будет играть с вами, ваш Бог не будет есть с вами из одной тарелки и так далее. Мадхурья — такого рода экстаз, упоительные взаимоотношения с Кришной — это есть у нас. Если вы хотите обрести это явление, вы можете узнать его вкус. Объект поклонения — Господь. Если вы хотите попробовать, вы можете это сделать, и вы увидите, какой великий экстаз там присутствует, сколь упоительные взаимоотношения с Господом, и насколько много мы обретем». Таким образом наша проповедь проходит по всему миру.

#00:19:14#

Мне трудно сейчас много говорить. Как бы то ни было, мы все сегодня вместе здесь, и мы пытаемся прославить Господа Кришну и Его спутников. И наш дхишан [уровень, интеллект, понимание] мы хотим дать другим. Каким образом это возможно? Эти темы мы можем обсуждать. Это могут делать Шрипад Джанардан Махарадж, Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, Шрипад Пушта Кришна Прабху, Шрипад Авадхут Махарадж, Шрипад Сиддханти Махарадж — все они присутствуют здесь. Столь многие квалифицированные лидеры общества преданных и Гуру нашей сампрадаи дают сознание Кришны везде, всем и каждому. Сегодня мы можем обсуждать вопросы, ответы, разные темы, для проведения санкиртаны нет препятствий.

#00:20:57#

Авадхут Махарадж: Махарадж, когда вы приехали в московский храм впервые, в то время была прекрасная атмосфера, и мы долго воспевали Святое Имя. Сейчас все люди из КГБ знают, что мы из Харе Кришна.

#00:21:17#

Шрила Говинда Махарадж: Очень дорогая нам Кум Кум Диди организовала сегодня обсуждение, диспут. Мы слышим: в нашем матхе она счастливо продолжает служение Махапрабху и Радхе-Говинде. Ее слава столь велика, и она столь удачлива.

#00:22:04#

[шлока]

В санскритской грамматике написано: какой день является плохим? День, когда на небе облака — дурной день. Сегодня тоже много облаков в небе, но сегодня столь прекрасный день для нас, потому что мы можем обсуждать, говорить о Господе Кришне, Который является сердцем и душой всех джив, душ. Облака словно сомнения. Вопросы-ответы?

#00:23:16#

Преданный: Махарадж, мы хотим представить себе ту концепцию отношений, которые каждый из нас имеет с Кришной в духовном мире, но в то же время мы хотим защитить себя от сахаджиизма. Это очень важно, поскольку наш материалистичный ум будет нас обманывать, и вместо того, чтобы поставить в центр Кришну, мы поставим в центр себя. Как мы можем понять, как прокладывать курс? Какая навигация необходима?

#00:23:54#

Шрила Говинда Махарадж: В действительности необходимо знать, чего мы хотим. Мы хотим чистого сознания Кришны. Чистое сознание Кришны означает полную преданность концепции Кришны. И мы верим в то, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Мы должны поклоняться Господу Кришне ради нашего духовного блага, не для материального блага. Пуджа проводится ради любви, не для пратиштхи, канак, камини. Когда эту концепцию сознания Кришны дал Махапрабху, в то время Он переживал игры Кришны с Радхарани и сакхи, но это было скрытое сокровище. Когда мы обретаем качество и квалификацию, тогда мы можем обсуждать это — это очень «вкусная» субстанция.

#00:25:52#

У нас есть вкус к канак, камини, пратиштхе в материальном мире — это естественный вкус для нас. Если мы будем применять материалистичные идеалы к духовной жизни и служению, тогда возникнет имитация и овладеет нашим сердцем.

#00:26:34#

Настроение практики. Они обретают не подлинную кришна-прему. Они говорят «Кришна! Кришна!» и плачут. Говорят: «Кришна! Кришна! Кришна!» и показывают махабхаву и так далее. Это называется сахаджия. Сахаджия означает то, что нереально, имитацию реальной концепции. Это сахаджия. Актеры занимаются этим, особенно вся Бенгалия.

#00:27:27#

Нароттам Дас Тхакур дал некоторые песни, Госвами дали некоторый идеал, но через песни это явление распространилось, и эти песни имитаторы воспринимают как свою собственность — песни Васудева Гхоша и Говинды Даса, Джаядева, Видьяпати, Чандидаса, Чандрашекхара, особенно Нароттама Даса Тхакура. Они написали так много песен, но это их реальная духовная практика. Все эти песни используют имитаторы. Люди чувствуют мирской вкус, когда поют и слышат эти песни.

#00:28:59#

В конце концов, то, что джива (душа) легко обретает через сахаджиизм, естественным образом способствует забвению подлинного сознания Кришны. То, что является подлинной кришна-премой — любовью к Кришне и преданностью Кришне, — все это уходит от них, и они имитируют, поют эти сахаджия-песни. Сами песни не являются сахаджия-песнями: те, кто написали их, были чистыми преданными, но те, кто их поют, занимают положение наслаждающихся в материальном мире. Они слышат о лиле Радхи-Кришны. Банким Чандра сказал: «[Бенгали] — они поют о радха-кришна-лиле, но сами занимаются очень низменными вещами, чтобы помнить эти реалии. И это сахаджия».

#00:30:43#

Преданный: Махарадж, я слышал, как иногда вы говорили, что, если что-то приходит со стороны Кришны, вы всегда очень осторожны в отношении этого явления, считая, что этого не может быть. Не могли бы вы объяснить для нас это выражение? Вы пытаетесь дать нам это понимание.

#00:31:05#

Шрила Говинда Махарадж: В действительности очень трудно что-то рассказывать и выражать, поскольку мы считаем, что не квалифицированы, чтобы чувствовать вкус этого настроения — прекрасных песен об играх Радхи и Кришны. Но мы знаем эти песни. Иногда это посещает наш ум и возникает медитация на это.

#00:31:53#

Рупа Госвами Прабху дал одну шлоку в «Бхакти-расамрита-синдху»:

[часть шлоки]

Ум некоего человека естественным образом мягок, этот человек может научиться плакать, слыша или описывая лилу Радхи и Кришны. Один Бабаджи (я не хочу произносить его имя), когда пел песни радха-кришны-лилы, на его губах выступала пена. Люди сидели рядом и вытирали ему лицо. А когда это состояние закончилось, он вновь стал обычным человеком. Но это нечто неестественное.

#00:33:02#

[часть ранее процитированной шлоки из «Бхакти-расамрита-синдху]

Это явление называется так. Они пытаются обрести [духовные переживания] посредством своих материалистичных идей, но это явление иной природы. Иногда мы также видим, что сердце «тает». Мы знаем, что это нереально. Но даже если это реально, мы не желаем в настоящее время приветствовать такое явление, потому что я не квалифицирован. Почему это явление должно прийти ко мне? Такое чувство возникает в нас. В действительности я не квалифицирован. Харе Кришна! Таким образом мы пытаемся понять.

#00:34:09#

Преданный: Мы слышали пример птицы чакора, которая не удовлетворена ничем с земли. Это особая идея.

#00:34:34#

Шрила Говинда Махарадж: Тем не менее, иногда это нечто приходит, нет сомнений. Этому моменту мы будем поклоняться в уме, но не представлять это нечто в качестве своей собственности.

#00:35:01#

Джанардан Махарадж: Мы также видим, что Махапрабху представлял Харинам и общую проповедь — публике, а затем в кругу Своих собственных спутников — в очень высоких понятиях. Но ранее возникла тема о Свами Махарадже: о том, как он представлял сознание Кришны. Мы читаем его книги и видим, что в его книгах есть множество предостережений на этот счет, в то же время все явления в его книгах высшего порядка. В его общем представлении сознания Кришны присутствует большая степень предостережения против сахаджиизма и майявады. И когда вы задаете эту тему, я думаю, что некий пример у нас есть. Мы видим, что в случае Гуру Махараджа и Свами Махараджа идеал также дается преданным. Может быть, этот идеал недостижим, но он является объектом поклонения. У нас должна быть реализация того, что является нашим идеалом. Я не могу сейчас процитировать стих.

#00:36:56#

Шрила Говинда Махарадж:

ма̄тала хариджана кӣртана ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге
7

#00:37:03#

Джанардан Махарадж: Мы поклоняемся этому идеалу с расстояния, и Гуру Махарадж особенно открыл нам то, что есть там, на вершине. Не то чтобы мы последователи виддхи-бхакти, но рага-марга — это объект нашего поклонения, и мы видим примеры, как вайшнавы проповедовали публике в целом.

#00:37:46#

Шрила Говинда Махарадж: Махарадж сказал очень хорошо. Мои мозги не работают сейчас, и я очень ценю комментарий Шрипада Махараджа. Одной шлоки достаточно, чтобы дать вам ответ:

ма̄тала хариджана кӣртана ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — мы всегда поклоняемся [рага-марге] с почтительного расстояния. Это не моя собственность — такова идея. И ма̄тала хариджана кӣртана ран̇ге — каждый воспевает Харе Кришна маха-мантру. Этого достаточно для их жизни, жизнь будет построена на этом. Харе Кришна! Тогда они обретут высшее явление.

#00:39:01#

Джанардан Махарадж: Мы очень удачливы, что Шрила Говинда Махарадж приехал в этот божественный храм Радхи-Говинды-Сундара, который поддерживает Кум Кум Диди, Дивья Шакти, Лила Сундари и многие-многие другие преданные здесь, в Сан-Хосе. Все они отдали свои жизни нашей миссии. С самых первых дней контакта со Шри Чайтанья Сарасват Матхом они помогали во всех проектах в Индии. Они помогали столь много долгое время. Каждый раз, когда мы приезжаем сюда, мы видим, какое это прекрасное место, прекрасный дом.

#00:39:51#

Шрила Говинда Махарадж: Да, здесь сейчас Кум Кум Диди дала нам новый свет. Когда Чайтанья Сарасват Матх находился на Семнадцатой улице, там всегда у нас были сомнения: останемся мы в том месте или нет? Неопределенное положение. Но Кум Кум Диди утвердила это место. Мы очень счастливы ее божественным служением Шриле Гуру Махараджу. Каждый помогает ей продолжать служение.

#00:40:48#

Кум Кум Деви Даси: Шрила Гурудев, то было ваше вúдение и все столь легко пришло ко мне.

#00:40:54#

Шрила Говинда Махарадж: Я удивляюсь, видя [это]. Но сейчас у меня появилось представление: в вас так много богатства преданности!

#00:41:15#

Преданный: Махарадж, мы видим, что те, кто приходит, практикуют, жертвуют собой Гуру и Гауранге здесь. И это не так легко.

Шрила Говинда Махарадж: Действительно, воистину так!

#00:41:38#

Кум Кум Деви Даси: Шрила Гурудев, временами мы чувствуем, что наш прогресс приостановлен. Каковы причины этого? Это наши оскорбления, оскорбительное умонастроение?

#00:41:54#

Шрила Говинда Махарадж: Время от времени такое происходит. Даже Санатана Госвами говорит: «То, что я делаю, — это реально или нет? Я испытываю подозрение на этот счет». Даже он говорит это: иногда [это] приходит. То, о чем ты говоришь, естественно. Мы думаем, что прогресс остановлен, но на самом деле он не замер: внутри происходит работа, ты становишься сильным. А затем выходит наружу то, что сформировано.

#00:42:39#

Авадхут Махарадж: Махарадж, как «Брихат-бхагаватамритам» был написан Санатаной Госвами? Как он пришел к нему? Кто-то был посредником, или в некоем духовном видении к нему пришло это?

#00:43:07#

Шрила Говинда Махарадж: Госвами Махарадж может ответить. Я забыл на самом деле. Госвами Махарадж? «Брихат-бхагаватамритам», начало…

#00:43:19#

Госвами Махарадж: Джаймини Риши говорит с Махараджем Джанамеджаем.

Шрила Говинда Махарадж: Это история Парикшита Махараджа.

#00:43:39#

Госвами Махарадж: Санатана Госвами сказал: Джаймини Риши был неподалеку. После того как Шукадева Госвами рассказал Махараджу Парикшиту «Шримад-Бхагаватам», все ушли из того места, где они беседовали, а Джаймини Риши по-прежнему находился рядом. И в какой-то момент Уттара пришел, чтобы встретиться с Махараджем Парикшитом. Он попросил его пересказать [«Бхагаватам»], и Махарадж Парикшит рассказал «Брихат-бхагаватамритам». Джаймини Риши слышал их разговор.

#00:44:23#

Авадхут Махарадж: А как это дошло до Санатаны Госвами?

#00:44:30#

Шрила Госвами Махарадж: Я не знаю ничего другого, кроме мистической передачи сознания Кришны.

Джанардан Махарадж: Санатана Госвами знает все.

#00:44:45#

Шрила Говинда Махарадж: Факт таков. Когда одна история начинается, они совершают медитацию. Вначале это пришло к Санатане Госвами через его медитацию. Он может видеть все. Махапрабху сказал: «Ты увидишь все, когда будешь писать книги».

#00:45:24#

[часть шлоки]

Авадхут Махарадж: Махапрабху вдохновил Санатану Госвами?

#00:45:31#

Шрила Говинда Махарадж: Да. Махапрабху благословил Санатану Госвами. Он сказал: «Когда ты захочешь написать что-то, Кришна покажет тебе, откроет тебе это явление».

#00:45:46#

Авадхут Махарадж: Все, что мы имеем: «Бхагаватам», Гита — все это пришло через божественное вдохновение?

Шрила Говинда Махарадж: Да, вдохновение в сердце от Господа Кришны.

#00:46:00#

Шримад Бхагавад-гиту рассказал Сам Кришна — это наша благая удача. «Шримад-Бхагаватам» был явлен по милости Кришны Нараде Госвами, от Нарады он был передан к Ведавьясе. Ведавьяса, услышав «Бхагаватам», медитировал и обрел все богатство, а затем написал многое. Он думал: кто-нибудь распространит это богатство, но единственный, кто квалифицирован это сделать, — Шукадева. А Шукадевы не было с ним, и он хотел найти его. Ведавьяса встретил дровосеков в джунглях и научил их одной шлоке, чтобы они сообщили ее Шукадеве, и он, привлекшись этой шлокой, установил связь с отцом.

#00:47:15#

Шукадева дал все, что было у него, в собрании Махараджа Парикшита. Первая встреча была Нарады и Ведавьясы, вторая встреча — Шукадевы и Вьясадевы, третья — Парикшита Махараджа и Шукадевы Госвами. А четвертая — Суты Госвами, Джанамеджаи и шестидесяти тысяч риши.

Преданный: В Наймишаранье?

#00:48:04#

Шрила Говинда Махарадж: Да, в Наймишаранье. Все было дано Ведавьясой через его медитацию.

#00:48:21#

Авадхут Махарадж: Таким образом, Ведавьяса встретил дровосеков, да? Мы словно дровосеки, Махарадж. Какова наша квалификация? Мы по-прежнему пытаемся служить.

#00:48:38#

Шрила Говинда Махарадж: Эту возможность мы получили от Махапрабху. Махапрабху сказал: «Прими в свое сердце Харе Кришна маха-мантру и воспевай! Благодаря моим благословениям ты будешь квалифицирован, и тогда будешь проповедовать другим».

#00:49:07#

йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣шн̣а’-упадеш́а...8

В действительности, необходимо следующее: как религиозная собственность — это Харе Кришна маха-мантра. Каким образом мы [это] понимаем? Все ведические (вайдика) писания — все, повсюду — прославляют нама-санкиртану. И в конечном счете мы видим, в «Брахманда-пуране», «Падма-пуране» написано:

#00:49:48#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха
9

Харер на̄маива кевалам — только эта мантра может спасти все обусловленные души, и нет необходимости принимать помощь с иной стороны. Воспевай «Харе Кришна» и будь счастлив. Когда мы пристально рассматриваем другие Пураны, писания — те, что относятся к Ведам, — повсюду мы видим, что в конечном счете высший совет — принять Харинам, нама-санкиртану. Даже в «Шримад-Бхагаватам». Какая заключительная концепция о Кришне дана нам там? Там сказано:

#00:51:09#

на̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас там̇ нама̄ми харим̇ парам
10

На̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа — это главное жизненно важное положение. Другие методы будут плодотворны, но, например, если вы хотите совершить огненное жертвоприношение, где вы возьмете браминов? Браминов вы не найдете. Чистого гхи вы не найдете. Всех ингредиентов, что требуются для жертвоприношения, столь легко вы не найдете, вы столкнетесь с большими трудностями. И произносить правильно мантру [не сможете]. Кто правильно произносит мантрам? Тот, кто не способен произносить, тот не может произносить. Если произносить неправильно, то мантрам даст противоположный результат. Это все очень сложно, мы видим. Писания говорят:

#00:52:22#

[шлока]

Харинама-санкиртана делает все полным, все делает успешным. В том, что ты сделал, может быть много заблуждений, ошибок, но в конце ты повторяешь Харе Кришна маха-мантру, и цель достигнута.

#00:53:00#

Авадхут Махарадж: Махарадж, завтра мы со Шрипадом Джанарданом Махараджем организуем нагар-санкиртану в городе.

#00:53:08#

Джанардан Махарадж: Завтра также у нас огненное жертвоприношение. Мы будем инициировать — произойдет второе посвящение (хотя мы не можем произносить мантры правильно).

Шрила Говинда Махарадж: А наша санкиртана когда будет?

Джанардан Махарадж: После обеда.

Шрила Говинда Махарадж: У меня нет представления.

Джанардан Махарадж: В Санта-Крузе мы тоже можем в воскресенье провести.

Шрила Говинда Махарадж: Воскресенье — хороший день, потому что выходной для всех.

#00:53:55#

Авадхут Махарадж: Мы начали субботнюю и воскресную санкиртану проводить в Москве. Я был действительно впечатлен. Люди приходили с улиц, танцевали, пели, присоединялись к нам. Один раз к нам десять человек присоединилось. Я думал, что это преданные. А они были турецкими туристами. Я был впечатлен. Они начали танцевать, петь. Я думал, что это индийцы. После программы мы сказали им: «Харибол!», а они не могли понять, что мы им говорим. Мы спросили: «Вы из Индии?» Они ответили: «Нет-нет! Мы из Турции». — «А как вы к нам присоединились?» — «Ну, мы вас увидели!» Столь многие люди привлекаются нашими санкиртанами. Они видели преданных в Турции. Я думал, что эти турки — преданные. Они танцевали с большой радостью два часа. Они оказались туристами, но испытали естественное влечение.

#00:55:12#

Шрила Говинда Махарадж: Да. А вечером также можно совершать санкиртану. Нет? Один час? Как долго вы будете?..

Авадхут Махарадж: Два часа.

Шрила Говинда Махарадж: Два часа. Хорошо.

Джанардан Махарадж: Завтра воскресенье.

Преданный: Перед прасадом.

Шрила Говинда Махарадж: После прасада.

Преданная: Перед дождем.

#00:55:44#

Шрила Говинда Махарадж: То есть сначала арати. Столь многие люди пришли в воскресенье!

Преданная: Пришли с улицы прямо в храм.

Авадхут Махарадж: Мы должны в три часа выйти, начать.

Шрила Говинда Махарадж: В четыре часа.

Джанардан Махарадж: Вы можете организовать в три часа.

#00:56:12#

Авадхут Махарадж: Но людям нужен небольшой перерыв перед программой. Можем начать в три часа, тогда у нас будет время перед вечерней программой.

Шрила Говинда Махарадж: Хорошо. Арати будет в шесть тридцать, да? А, в шесть часов.

#00:56:29#

Авадхут Махарадж: Махарадж, недавно, две недели назад, после санкиртаны к нам в храм пришли четыре молодых человека. Я был впечатлен: они нашли нас. Сказали, что у них есть книги Прабхупады.

#00:56:51#

Преданный: Махарадж, еще один вопрос. Иногда возникает чувство (Шрила Прабхупада говорил: это такая ситуация): надежда без надежды, в отсутствие надежды. Мы повторяем Святое Имя, но мы являемся плохими воспринимающими. Это вопрос Кум Кум Диди.

#00:57:25#

Джанардан Махарадж: Но ведь Махарадж в течение часа говорил на эту тему. Я говорю об этом просто потому, что Махарадж уже объяснил это.

#00:57:52#

Шрила Говинда Махарадж: Лучше что-то, чем ничего. Я не могу делать все — таково мое состояние здоровья. Но когда сегодня меня пригласила Кум Кум Диди, я не думал о своем здоровье, я подумал, что должен пойти. И в девять часов я оказался здесь.

#00:58:21#

На самом деле все преданные испытывают огромный энтузиазм, стремятся делать что-то, я вижу. И это будет сознанием Кришны. Для них это большое благо. Западный мир обрел такое большое благословение Махапрабху, Кришны и Нитьянанды Прабху! В Индии очень много препятствий — невозможно что-то делать. А за пределами Индии никаких препятствий не возникает: все двери перед вами открыты, мы это видели.

#00:59:10#

Во времена Гуру Махараджа я говорил ему: «Махарадж, прежде вы ничего не рассказывали. А сейчас вы открываете такие вещи: даете объяснение Гаятри-мантрам! Брамины прежде, до вас, не давали объяснение — такое препятствие существует. В Индии не давалось это, не открывалось». Гуру Махарадж сказал: «Да, но ситуация изменилась, те дни закончились. Если я не дам это — никто не даст. Ложную интерпретацию может дать каждый, но мы должны выразить, открыть другим совершенный смысл того, что присутствует в Ведах, Упанишадах, Веданта-сутре. Поэтому я даю объяснение Гаятри-мантрам».

#01:00:38#

Всю жизнь я говорю, поэтому сейчас не могу говорить громко. Это моя проблема. Всю жизнь я говорил — не только после того, как пришел к лотосным стопам Гуру Махараджа — до этого я тоже говорил очень много. А после того, как пришел к лотосным стопам Гуру Махараджа, через два года я стал оратором, проповедником. Всю жизнь проповедовал, проповедовал, проповедовал, а сейчас не могу говорить. Многие беспокойства приходят ко мне, но я думаю, в этой жизни мы будем продолжать. Кришна дал такую прекрасную, сияющую, лучезарную жизнь. Положение лучезарного проповедника — все было дано Кришной. Сейчас без служения Кришне мы не можем существовать. То, что есть у нас в руках, посредством этого мы будем пытаться. Сейчас мне очень трудно говорить. В это время я не проповедую. Все преданные продвинуты в линии сознания Кришны, они следуют. Я не могу их остановить. Они делят свое общество со мной, дают мне все больше и больше жизни, поэтому я приехал сюда.

#01:02:53#

Каковы политические отношения Америки с Индией? Мы не знаем и не хотим знать. Но духовная связь с Америкой столь возвышенна. Повсюду в Америке происходит проповедь. Она распространилась в Мексику, в Бразилию из Америки: все приходит из Америки.

#01:03:37#

Правительство отняло Бхактиведанта-мэнор (я следил за этим, читал внимательно газеты). Я удивился, когда узнал, что десять тысяч человек во всем мире ради сознания Кришны устроили митинг, демонстрацию, выражая протест правительству. И правительство отозвало свои претензии. Когда я увидел такой результат, я был очень счастлив.

#01:04:42#

На самом деле нашу миссию здесь в Сан-Хосе начал Госвами Махарадж. Все знают это лучше, чем я. Но по воле Кришны эта миссия была в скрытом состоянии в течение нескольких лет. Кришна хотел увидеть нашу выносливость, насколько велико наше желание и так далее. И опять эта миссия явилась другим способом на семнадцатой улице. Там ей управляет Джанардан Махарадж, миссия растет. И в конечном счете Кум Кум Диди помогла мне, организовав этот ашрам. Шрипад Ришабхадев Прабху, наш друг, сделал так много хорошего. Кум Кум Диди всем сердцем оказывала свою поддержку этой миссии. В конце концов, я очень счастлив, что Махапрабху Сам занял это кресло, симхасану, как Свою собственную асану.

#01:06:46#

В Индии, особенно в Бенгалии, несколько женщин были известны своим служением. Но не так много их было, вы знаете: одна, две, три женщины. Но здесь, на Западе, женщины являются главными практикующими. В соквельском матхе все женщины очень возвышенны. И сама Кум Кум Диди вместе с другими преданными (такими как Дживана, Ума, Дивья Шакти, Враджа Мохини, Дева Прия, Бимала) поддерживает этот матх, Шри Чайтанья Сарасват Матх, сева-ашрам, Шри Чайтанья Сарасват сева-ашрам. На самом деле, когда преданные полностью преданы, насколько могущественными они становятся! Нам трудно в это поверить. Мы видели, как развивается Шри Чайтанья Сарасват Матх благодаря их деятельности. Кришна столь милостив! Мы можем это понять, судя по их деятельности. А иначе не было бы такой возможности.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас

 


1 «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением Святого Имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего Имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он — Сам Кришна, Который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

2 «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

3 Харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам / калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха — «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана» (38.126), «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242)).

4 «Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи Деви, как некогда луна возникла из глубин океана» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.6).

5 «Суть энергии хладини — это любовь к Богу, а суть любви к Богу — духовная эмоция [бхава], наивысшим выражением которой является махабхава» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68).

6 «Шри Радха Тхакурани — олицетворение махабхавы. Она — кладезь всех добродетелей, самый драгоценный камень в венце возлюбленных Господа Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.69).

7 «Мы будем поклоняться рага‑марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур).

8 Йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣шн̣а’-упадеш́а / а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а — «Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в Бхагавад-гите и „Шримад-Бхагаватам“. Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).

9 «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути самореализации, кроме Святого Имени, Святого Имени, Святого Имени Господа Хари» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).

10 «Святое Имя Кришны способно освободить нас ото всей нежелательной скверны, всего низменного и всех страданий. Давайте же все склонимся перед Ним» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

← «Наш основной долг». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа (на английском, русском и украинском языках) ·• Архив новостей •· «Духовные братья». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Индия, Навадвипа, 90-е годы XX-го столетия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования