«Лилы Махапрабху в Пури». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 19 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 24.14M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Лилы Махапрабху в Пури

(19 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург) 

 

Сегодня немножко запутался в мелодиях. Обычно утром поется под одну и ту же мелодию «Самсара-даванала» или «Джив джаго», мангала-арати тоже на эту мелодию поется. Эта мелодия — это способ проснуться второй раз, своего рода рага — такая мелодия, которая позволяет проснуться себе и другим. Эта мелодия подобрана к песне «Джив джаго», написанной Бхактивинодом Тхакуром о Гауранге, Который поет: «Просыпайтесь, души!»

Иногда, когда все еще спят утром, то главный включает свет в храмовой комнате.

#00:02:08#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
1

На самом деле свет включает Гурудев, который приходит с мантрой «ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа» — «я был во тьме, и мой духовный учитель открыл мне глаза». Я спал в том смысле, что находился в полном невежестве, но он насильно открыл мне глаза, включив свет.

#00:03:01#

Есть одна игра Всевышнего, описанная в «Чайтанья-чаритамрите», вместе с Сарвабхаума Бхаттачарьей. Когда Махапрабху в первый раз пришел в Джаганнатха Пури, какое-то время Он был один. Он путешествовал с группой преданных, у Него была эка-данда, которую Ему дал Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху затем отобрал у Него эту данду, сломал на три части и выкинул. Данда еще переводится не только как «палка», но и как «наказание». Он подумал: «Зачем Махапрабху проходить все эти обряды с палками, с дандами?» — Он вырвал у Него данду и сломал. Затем Махапрабху через какое-то время сказал: «Отдайте Мне Мою данду». Нитьянанда Прабху сказал: «Данды нет, потому что прошлой ночью, когда был киртан, Ты впал в экстаз, упал и сломал эту данду. В общем, данды больше нет».

#00:05:27#

Махапрабху знал, что это ложь, и Он сказал: «Я не хочу, чтобы Ты был Моим спутником в Пури. Я пойду с группой преданных. Либо Я буду идти за ними, либо впереди них, но с Тобой Я больше не пойду». И решено было, что Махапрабху пойдет первый, а группа преданных будет двигаться на каком-то расстоянии за Ним. Так Он в одиночестве вошел в Джаганнатха Пури.

#00:06:16#

Итак, он вошел в Пури. Перед храмом Джаганнатха, как все вы знаете, Он потерял сознание, упал на землю, и Его перенесли в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Затем пришла группа преданных, и они стали обсуждать, что произошло. Они встретились с местными преданными; некоторые в Пури знали о божественности Махапрабху, такие как Гопинатх Ачарья. Они встретились и стали говорить о случившемся.

#00:07:16#

Сарвабхаума Бхаттачарья был большой «шишкой» в Пури — придворным философом, придворным пандитом у царя. Он был наставником и Гуру всех санньяси и садху в Пури. Его познания, его эрудицию сравнивали со знаниями Брихаспати, небесного жреца. Из отцовских чувств он решил помочь Махапрабху. Накануне он беседовал со своим зятем (мы уже говорили — Гопинатхом Ачарьей) и высказал свое желание: «Я хочу помочь этому молодому санньяси». Гопинатх Ачарья ответил: «Что проку в твоей помощи, если это Сам Всевышний?» Но Сарвабхаума, зная все писания, сказал: «Нет, это невозможно! В этом веке Кали нет инкарнаций Бога». Он сказал, что Господа называют Триюга, то есть в четвертую, Кали-югу, Он не появляется. Но Гопинатх Ачарья сказал: «Это чепуха. Когда говорится о Триюге, речь идет о юга-аватаре, а есть ведь еще лила-аватара. Кроме того, если существует юга-аватара, то почему бы Ему не приходить в Кали-югу?»

#00:09:47#

Беседа продолжалась, и Гопинатх Ачарья приводил разные свидетельства из священных писаний о явлении Махапрабху, например, из «Махабхараты». Затем в уме он пришел к заключению, что познать божественность Махапрабху можно, только если к нему, Сарвабхауме, низойдет милость свыше. Он высказал ему это, и Сарвабхаума ответил: «О какой милости ты говоришь? Что значит: у тебя есть милость, и ты видишь божественность Махапрабху, а у меня нет?» И Гопинатх ответил: «Все очень просто: я вижу, что Он — Всевышний, а ты не видишь. Вот и доказательство: я получаю милость Всевышнего — и я вижу божественность Махапрабху, а ты не получаешь — и не видишь. Вот и все доказательства».

#00:11:42#

Сарвабхаума был настойчив в своем желании помочь молодому санньяси, и семь дней он давал Ему наставления, как себя вести, и объяснял «Веданта-сутру». На восьмой день он почувствовал некое беспокойство, прервался и спросил Махапрабху: «Почему Ты сидишь и молчишь? Все семь дней Ты не проронил ни слова». Махапрабху ответил: «Да, Я молчу, не задаю тебе вопросов, потому что Я не понимаю ни одного слова, о чем ты говоришь». И Сарвабхаума по-отечески Ему сказал: «Ну, если Ты не понимаешь „Веданта-сутру“, то я здесь перед Тобой, чтобы объяснить Тебе ее смысл. Задавай вопросы». Махапрабху сказал: «Нет, Я прекрасно понимаю „Веданта-сутру“, Я не понимаю ни одного слова из твоих объяснений. Похоже, единственная твоя задача — это скрыть смысл „Веданта-сутры“».

#00:13:13#

Сарвабхаума давал комментарии на «Веданта-сутру» в линии Шанкарачарьи и Веданта-бхашьи: живое существо и Всевышний, породивший его, — одно и то же. С точки зрения здравого смысла это очень трудно понять, потому что, как мы уже говорили, живое существо — в иллюзии, во сне. Как оно может быть приравнено к Всевышнему, Который освещает его светом?

#00:14:11#

Ведантисты Шанкарачарьи говорят, что энергия Всевышнего — майя — покрывает живое существо, но на самом деле живое существо не пребывает в майе, если оно вспомнит об этом. Это то, что называется словесным жонглированием: если ты в иллюзии, значит, ты и есть иллюзия. На самом деле иллюзия — это принимать что-то реально существующее за нечто иное. Например, иллюзия — это когда вы принимаете веревку за змею. Змея — реальность, и веревка — реальность, но в вашем сознании змея — это веревка.

#00:15:39#

Находясь в телесном сознании, мы принимаем все в искаженном свете — это называется упадхи, то есть видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле. Например, если я вас спрошу: «Кто вы такой?» И в ответ вы мне покажите свой паспорт: «Вот мое имя, вот он я». Тогда я вам скажу: «На фотографии вы на тридцать лет моложе, вы уже совершенно не похожи на себя сегодняшнего». Вы не можете отождествлять себя с тем, кто был тридцать лет назад. Это называется упадхи или ложное отождествление. Это называется иллюзией — когда я принимаю свое тело за самого себя.

#00:17:10#

Махапрабху отверг это объяснение Шанкарачарьи касательно иллюзии, и в дальнейшей беседе с Сарвабхаумой Он переубедил последнего и привел его к вайшнавской философии, Он сделал из него подлинного вайшнава.

Я, собственно, к этому моменту подводил, потому что Махапрабху показал истинную природу Сарвабхаумы.

#00:18:08#

Он как бы возродил Сарвабхауму. Однажды рано утром Он пришел из храма Джаганнатхи и принес прасад в дом Сарвабхаумы. Было темно (это было еще перед рассветом), никто еще не зажег свет. Было темно, но Махапрабху слышал, как Сарвабхаума уже поднялся с постели, и первое, что он произнес, было «Кришна, Кришна», и Махапрабху был очень счастлив этому. Он подошел к Сарвабхауме и сказал: «Я принес прасад». Сарвабхаума произнес стих, который гласит, что даже если прасад принесли из дальнего места, из далекой страны, ему нужно немедленно оказать почтение. И он оказал ему почтение — он вкусил этот прасад.

#00:20:23#

Сарвабхаума был, так сказать, закоренелым брахманом. Обычно брахманы, просыпаясь утром, долгое время совершают всякие обряды, церемонии, произносят мантры и так далее. Естественно, мы не следуем всем этим утонченным правилам, но по всем ведическим, брахманским правилам каждое движение нужно совершать с определенной молитвой, определенной мантрой. Существует даже мантра для зубной щетки или палочки, которой чистят зубы: прежде чем почистить зубы, они молятся этой палочке.

#00:21:29#

Я путешествовал с Бхактиведантой Свами Прабхупадой, и он, например, никогда не пользовался зубной щеткой, у него всегда были с собой палочки — веточки эвкалипта или нима, — ими он чистил зубы, а потом выбрасывал, зубной щетки с собой у него не было никогда. Ни один уважающий себя брахман утром не начнет есть, не выполнив всех обрядов, но Сарвабхаума Бхаттачарья был так преображен, что сразу прикоснулся к прасаду и съел его.

#00:22:19#

Когда Махапрабху вернулся из путешествия по Южной Индии, Он также обратился к Сарвабхауме: «Я вернулся из Южной Индии — места, откуда происходят все знаменитые ачарьи». 

[стих на бенгали]

Шридхар Махарадж любил один стих на бенгали, он звучит так: «Если поедете на восток Индии, то найдете первоклассного лодочника; отправитесь на запад — найдете хорошую жену; если отправитесь на север Индии, обретете красноречие (потому что Ведавьяс — с севера Индии); а если отправитесь на юг — найдете хорошие мозги, хороший ум».

 #00:24:41#

Махапрабху сказал: «Я как раз вернулся с юга, откуда родом все знаменитые мозги Индии, но Я там не нашел никого, кто мог бы сравниться по уровню интеллекта с тобой, Бхаттачарья. (За исключением Рамананды Рая, с которым Я встретился. Он, конечно, даст тебе фору)». Сарвабхаума ответил: «Да, я до этого находился в полной иллюзии, я не понимал величия Рамананды Рая, но Ты открыл мне глаза, Ты посвятил меня, и теперь я вижу, насколько незаурядная эта личность — Рамананда Рай. Я немедленно отправлюсь встретиться с ним».

#00:25:59#

Махапрабху, говоря: «Я никого не встретил, кто мог бы сравниться по уровню интеллекта с тобой», имел в виду: «Сейчас Я прославляю Свое собственное творение: Я создал тебя таким, каков ты есть сейчас».

Мы видим, что Шрила Говинда Махарадж часто прославляет преданных, он говорит: «Я вижу в преданных, которые пришли помочь мне служить моему духовному учителю, продолжение своего духовного учителя. Я как солнечная батарея, которая заряжается от света, исходящего от преданных».

 #00:27:06#

Но кто такие преданные? Это лишь творения нашего Гурудева, он создает преданных, он превращает их из одних личностей в других. Когда он своей милостью «перековывает» человека, делает из него преданного, он может похвалить его — свое творение. Но это не просто пустые слова, это не какой-то комплимент или дань традициям общества. Являясь подлинным вайшнавом, он говорит от сердца.

#00:28:16#

Кто я такой, чтобы прославлять Шрилу Говинду Махараджа? Я не способен видеть его подлинных качеств, я стараюсь. Своими словами, своим поведением, своими манерами он являет нам отблеск духовного мира.

Что касается качеств преданных… Однажды Махапрабху беседовал с одним преданным по имени Васудева Датта, и Васудева Датта сказал: «Господь, позволь мне взять на себя грехи всех живых существ, пусть я буду страдать от всей кармы всех живых существ в мироздании, но позволь им прикоснуться к свету преданности, приведи их к Себе».

#00:29:56#

Часто Шридхар Махарадж говорил, что на Западе люди преклоняются перед Иисусом Христом, подчеркивая его качество самопожертвования. Это означает, что в нем присутствовал подлинный дух вайшнавизма. Но Шридхар Махарадж добавлял, что еще глубже — это идея самозабвения, когда душа не осознает собственного существования, полностью забыла о себе.

Васудева Датта как раз демонстрирует это качество: он предлагает Господу передать ему все грехи всех живых существ и страдать от этих грехов, но чтобы Он помог другим. Махапрабху ответил: «В этом нет необходимости. Просто присутствие одного такого вайшнава, как ты, достаточно, для того чтобы смыть грехи со всех живых существ во Вселенной».

#00:31:43#

Вообще не ставится вопрос о страдании. Иногда бытует мнение, что наша карма переходит к Гуру. Но Гуру не страдает от нашей кармы, абсурд говорить такое. На самом деле Гуру своим присутствием очищает всех и все вокруг. Инициация переводится как «начало», но некоторые думают, что инициация — это получение имени. Но когда мы читаем о Махапрабху, мы видим, что Его окружали такие люди, у которых имена были Калидас или Гьяна Дас. Очевидно, что эти имена им давал не Махапрабху. Очевидно, что это не имена преданных, но, независимо от этих имен, они имели божественную связь с Махапрабху, они были Его преданными.

#00:33:28#

Если кто-то, например, обращается к Гурудеву за инициацией, а у него имя Према Дас, то Гурудев не изменяет это имя, он говорит, что это божественное имя. Люди беспокоятся, какое у них будет имя: красивое или некрасивое. На самом деле, инициация — это не получение имени, имя не играет никакой роли; главное, что Гурудев мантрой и четками связывает вас с духовным миром.

#00:34:36#

Позавчера Госвами Махарадж цитировал стих Рупы Госвами, где говорится, что для того, чтобы связаться с Божественным, совершенно не нужно иметь какое-то имя или проходить огненные жертвоприношения, какой-либо обряд или какую-либо еще церемонию. Главное — получить Святое Имя, Харинам, для этого не обязательно зажигать огонь. Когда женщины получают Гаятри-мантру, они не проходят через церемонию разжигания огня жертвоприношения. Только когда мужчины получают священный шнур, они проводят огненные жертвоприношения, это лишь для Брахма-Гаятри, для получения шнура. Но Рупа Госвами говорит: «Для того чтобы получить Святое Имя, не нужно никаких обрядов».

#00:36:01#

Иногда спрашивают: можно ли повторять Святое Имя везде, например, в каких-то загрязненных местах, таких, как туалет? И Говинда Махарадж говорит: безусловно, можно повторять везде. Но я от себя добавляю: я сам являюсь воплощенным грязным местом, я просто ходячее грязное место. Всякий, кто от рождения чист или очистился, поймет, что, общаясь со мной, он общается с мусорной ямой.

#00:37:01#

Вчера Говинда Махарадж говорил, что даже если во время еды вы не касаетесь ее, а едите ложкой, все равно вы осквернили свою руку, осквернили себя, вы все равно должны помыть руки после этого. Но я до этого думал: «Естественно, после того, как я поел ложкой, я должен пойти и помыть ложку». Но оказывается, что нужно еще и самому помыться, еще и руки помыть. Вчера Говинда Махарадж показал нам, что мы не знаем никаких норм поведения. Он говорил: живите обычной жизнью, но соблюдайте элементарные правила чистоты.

#00:38:30#

Махапрабху являл высший стандарт. Он не показывал путь виддхи-бхакти, Он показывал, как поклоняться Вриндавану, но это не способ достижения [цели для нас]. Он не настаивал на том, чтобы соблюдались абсолютно все правила и предписания. Зная [нас], Махапрабху  не настаивал, чтобы мы следовали абсолютно всему, но какие-то элементарные вещи мы должны принимать. Таким образом, Он как бы нас благословил. В конце огненной церемонии, вы знаете, читается мантра, которая звучит так: «Даже если я сделал все неправильно, все наоборот — все равно, воспевая Святое Имя, я очищаю себя от грехов».

#00:39:57#

Мы видим из истории ачарьев: когда они открывают храмы, иногда они приглашают множество брахманов, которые знают все правила и нормы. Но они объясняют, что брахманы приглашаются лишь для того, чтобы удовлетворить запросы местных жителей. Как, например, во Вриндаване, когда устанавливался храм, были приглашены все брахманы, чтобы местные жители потом приняли этот храм за настоящий. На самом деле Божества устанавливаются не брахманами, а ачарьями, которые с помощью Святого Имени приглашают Господа низойти сюда.

#00:40:56#

Надо понимать, что наша связь с Божественным осуществляется не благодаря следованию правилам и нормам, которые мы не способны соблюдать в любом случае, даже если постараемся. Это не значит, что не нужно следовать никакой садхане — регулируемому образу поведения в преданном служении. Если мы не будем следовать правилам и предписаниям бхакти, то мы будем следовать правилам и предписаниям майи. Но дух Махапрабху и дух нашего Гурудева — это давать милость. Даже если вы неспособны, непригодны, приходите и принимайте милость.

Переводчик: Шрипад Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


1 «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».




←  «Подлинное осознание себя как души». Сахадев Прабху. 31 августа 2013 года | Лахта, Санкт-Петербург | Фестиваль VEDALIFE ·• Архив новостей •· «Как настроиться на восприятие истины?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 31 августа 2013 года | Лахта, Санкт-Петербург | Фестиваль VEDALIFE  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.3 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Лилы Махапрабху в Пури

(19 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург) 

 

Сегодня немножко запутался в мелодиях. Обычно утром поется под одну и ту же мелодию «Самсара-даванала» или «Джив джаго», мангала-арати тоже на эту мелодию поется. Эта мелодия — это способ проснуться второй раз, своего рода рага — такая мелодия, которая позволяет проснуться себе и другим. Эта мелодия подобрана к песне «Джив джаго», написанной Бхактивинодом Тхакуром о Гауранге, Который поет: «Просыпайтесь, души!»

Иногда, когда все еще спят утром, то главный включает свет в храмовой комнате.

#00:02:08#

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣
1

На самом деле свет включает Гурудев, который приходит с мантрой «ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа» — «я был во тьме, и мой духовный учитель открыл мне глаза». Я спал в том смысле, что находился в полном невежестве, но он насильно открыл мне глаза, включив свет.

#00:03:01#

Есть одна игра Всевышнего, описанная в «Чайтанья-чаритамрите», вместе с Сарвабхаума Бхаттачарьей. Когда Махапрабху в первый раз пришел в Джаганнатха Пури, какое-то время Он был один. Он путешествовал с группой преданных, у Него была эка-данда, которую Ему дал Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху затем отобрал у Него эту данду, сломал на три части и выкинул. Данда еще переводится не только как «палка», но и как «наказание». Он подумал: «Зачем Махапрабху проходить все эти обряды с палками, с дандами?» — Он вырвал у Него данду и сломал. Затем Махапрабху через какое-то время сказал: «Отдайте Мне Мою данду». Нитьянанда Прабху сказал: «Данды нет, потому что прошлой ночью, когда был киртан, Ты впал в экстаз, упал и сломал эту данду. В общем, данды больше нет».

#00:05:27#

Махапрабху знал, что это ложь, и Он сказал: «Я не хочу, чтобы Ты был Моим спутником в Пури. Я пойду с группой преданных. Либо Я буду идти за ними, либо впереди них, но с Тобой Я больше не пойду». И решено было, что Махапрабху пойдет первый, а группа преданных будет двигаться на каком-то расстоянии за Ним. Так Он в одиночестве вошел в Джаганнатха Пури.

#00:06:16#

Итак, он вошел в Пури. Перед храмом Джаганнатха, как все вы знаете, Он потерял сознание, упал на землю, и Его перенесли в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Затем пришла группа преданных, и они стали обсуждать, что произошло. Они встретились с местными преданными; некоторые в Пури знали о божественности Махапрабху, такие как Гопинатх Ачарья. Они встретились и стали говорить о случившемся.

#00:07:16#

Сарвабхаума Бхаттачарья был большой «шишкой» в Пури — придворным философом, придворным пандитом у царя. Он был наставником и Гуру всех санньяси и садху в Пури. Его познания, его эрудицию сравнивали со знаниями Брихаспати, небесного жреца. Из отцовских чувств он решил помочь Махапрабху. Накануне он беседовал со своим зятем (мы уже говорили — Гопинатхом Ачарьей) и высказал свое желание: «Я хочу помочь этому молодому санньяси». Гопинатх Ачарья ответил: «Что проку в твоей помощи, если это Сам Всевышний?» Но Сарвабхаума, зная все писания, сказал: «Нет, это невозможно! В этом веке Кали нет инкарнаций Бога». Он сказал, что Господа называют Триюга, то есть в четвертую, Кали-югу, Он не появляется. Но Гопинатх Ачарья сказал: «Это чепуха. Когда говорится о Триюге, речь идет о юга-аватаре, а есть ведь еще лила-аватара. Кроме того, если существует юга-аватара, то почему бы Ему не приходить в Кали-югу?»

#00:09:47#

Беседа продолжалась, и Гопинатх Ачарья приводил разные свидетельства из священных писаний о явлении Махапрабху, например, из «Махабхараты». Затем в уме он пришел к заключению, что познать божественность Махапрабху можно, только если к нему, Сарвабхауме, низойдет милость свыше. Он высказал ему это, и Сарвабхаума ответил: «О какой милости ты говоришь? Что значит: у тебя есть милость, и ты видишь божественность Махапрабху, а у меня нет?» И Гопинатх ответил: «Все очень просто: я вижу, что Он — Всевышний, а ты не видишь. Вот и доказательство: я получаю милость Всевышнего — и я вижу божественность Махапрабху, а ты не получаешь — и не видишь. Вот и все доказательства».

#00:11:42#

Сарвабхаума был настойчив в своем желании помочь молодому санньяси, и семь дней он давал Ему наставления, как себя вести, и объяснял «Веданта-сутру». На восьмой день он почувствовал некое беспокойство, прервался и спросил Махапрабху: «Почему Ты сидишь и молчишь? Все семь дней Ты не проронил ни слова». Махапрабху ответил: «Да, Я молчу, не задаю тебе вопросов, потому что Я не понимаю ни одного слова, о чем ты говоришь». И Сарвабхаума по-отечески Ему сказал: «Ну, если Ты не понимаешь „Веданта-сутру“, то я здесь перед Тобой, чтобы объяснить Тебе ее смысл. Задавай вопросы». Махапрабху сказал: «Нет, Я прекрасно понимаю „Веданта-сутру“, Я не понимаю ни одного слова из твоих объяснений. Похоже, единственная твоя задача — это скрыть смысл „Веданта-сутры“».

#00:13:13#

Сарвабхаума давал комментарии на «Веданта-сутру» в линии Шанкарачарьи и Веданта-бхашьи: живое существо и Всевышний, породивший его, — одно и то же. С точки зрения здравого смысла это очень трудно понять, потому что, как мы уже говорили, живое существо — в иллюзии, во сне. Как оно может быть приравнено к Всевышнему, Который освещает его светом?

#00:14:11#

Ведантисты Шанкарачарьи говорят, что энергия Всевышнего — майя — покрывает живое существо, но на самом деле живое существо не пребывает в майе, если оно вспомнит об этом. Это то, что называется словесным жонглированием: если ты в иллюзии, значит, ты и есть иллюзия. На самом деле иллюзия — это принимать что-то реально существующее за нечто иное. Например, иллюзия — это когда вы принимаете веревку за змею. Змея — реальность, и веревка — реальность, но в вашем сознании змея — это веревка.

#00:15:39#

Находясь в телесном сознании, мы принимаем все в искаженном свете — это называется упадхи, то есть видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле. Например, если я вас спрошу: «Кто вы такой?» И в ответ вы мне покажите свой паспорт: «Вот мое имя, вот он я». Тогда я вам скажу: «На фотографии вы на тридцать лет моложе, вы уже совершенно не похожи на себя сегодняшнего». Вы не можете отождествлять себя с тем, кто был тридцать лет назад. Это называется упадхи или ложное отождествление. Это называется иллюзией — когда я принимаю свое тело за самого себя.

#00:17:10#

Махапрабху отверг это объяснение Шанкарачарьи касательно иллюзии, и в дальнейшей беседе с Сарвабхаумой Он переубедил последнего и привел его к вайшнавской философии, Он сделал из него подлинного вайшнава.

Я, собственно, к этому моменту подводил, потому что Махапрабху показал истинную природу Сарвабхаумы.

#00:18:08#

Он как бы возродил Сарвабхауму. Однажды рано утром Он пришел из храма Джаганнатхи и принес прасад в дом Сарвабхаумы. Было темно (это было еще перед рассветом), никто еще не зажег свет. Было темно, но Махапрабху слышал, как Сарвабхаума уже поднялся с постели, и первое, что он произнес, было «Кришна, Кришна», и Махапрабху был очень счастлив этому. Он подошел к Сарвабхауме и сказал: «Я принес прасад». Сарвабхаума произнес стих, который гласит, что даже если прасад принесли из дальнего места, из далекой страны, ему нужно немедленно оказать почтение. И он оказал ему почтение — он вкусил этот прасад.

#00:20:23#

Сарвабхаума был, так сказать, закоренелым брахманом. Обычно брахманы, просыпаясь утром, долгое время совершают всякие обряды, церемонии, произносят мантры и так далее. Естественно, мы не следуем всем этим утонченным правилам, но по всем ведическим, брахманским правилам каждое движение нужно совершать с определенной молитвой, определенной мантрой. Существует даже мантра для зубной щетки или палочки, которой чистят зубы: прежде чем почистить зубы, они молятся этой палочке.

#00:21:29#

Я путешествовал с Бхактиведантой Свами Прабхупадой, и он, например, никогда не пользовался зубной щеткой, у него всегда были с собой палочки — веточки эвкалипта или нима, — ими он чистил зубы, а потом выбрасывал, зубной щетки с собой у него не было никогда. Ни один уважающий себя брахман утром не начнет есть, не выполнив всех обрядов, но Сарвабхаума Бхаттачарья был так преображен, что сразу прикоснулся к прасаду и съел его.

#00:22:19#

Когда Махапрабху вернулся из путешествия по Южной Индии, Он также обратился к Сарвабхауме: «Я вернулся из Южной Индии — места, откуда происходят все знаменитые ачарьи». 

[стих на бенгали]

Шридхар Махарадж любил один стих на бенгали, он звучит так: «Если поедете на восток Индии, то найдете первоклассного лодочника; отправитесь на запад — найдете хорошую жену; если отправитесь на север Индии, обретете красноречие (потому что Ведавьяс — с севера Индии); а если отправитесь на юг — найдете хорошие мозги, хороший ум».

 #00:24:41#

Махапрабху сказал: «Я как раз вернулся с юга, откуда родом все знаменитые мозги Индии, но Я там не нашел никого, кто мог бы сравниться по уровню интеллекта с тобой, Бхаттачарья. (За исключением Рамананды Рая, с которым Я встретился. Он, конечно, даст тебе фору)». Сарвабхаума ответил: «Да, я до этого находился в полной иллюзии, я не понимал величия Рамананды Рая, но Ты открыл мне глаза, Ты посвятил меня, и теперь я вижу, насколько незаурядная эта личность — Рамананда Рай. Я немедленно отправлюсь встретиться с ним».

#00:25:59#

Махапрабху, говоря: «Я никого не встретил, кто мог бы сравниться по уровню интеллекта с тобой», имел в виду: «Сейчас Я прославляю Свое собственное творение: Я создал тебя таким, каков ты есть сейчас».

Мы видим, что Шрила Говинда Махарадж часто прославляет преданных, он говорит: «Я вижу в преданных, которые пришли помочь мне служить моему духовному учителю, продолжение своего духовного учителя. Я как солнечная батарея, которая заряжается от света, исходящего от преданных».

 #00:27:06#

Но кто такие преданные? Это лишь творения нашего Гурудева, он создает преданных, он превращает их из одних личностей в других. Когда он своей милостью «перековывает» человека, делает из него преданного, он может похвалить его — свое творение. Но это не просто пустые слова, это не какой-то комплимент или дань традициям общества. Являясь подлинным вайшнавом, он говорит от сердца.

#00:28:16#

Кто я такой, чтобы прославлять Шрилу Говинду Махараджа? Я не способен видеть его подлинных качеств, я стараюсь. Своими словами, своим поведением, своими манерами он являет нам отблеск духовного мира.

Что касается качеств преданных… Однажды Махапрабху беседовал с одним преданным по имени Васудева Датта, и Васудева Датта сказал: «Господь, позволь мне взять на себя грехи всех живых существ, пусть я буду страдать от всей кармы всех живых существ в мироздании, но позволь им прикоснуться к свету преданности, приведи их к Себе».

#00:29:56#

Часто Шридхар Махарадж говорил, что на Западе люди преклоняются перед Иисусом Христом, подчеркивая его качество самопожертвования. Это означает, что в нем присутствовал подлинный дух вайшнавизма. Но Шридхар Махарадж добавлял, что еще глубже — это идея самозабвения, когда душа не осознает собственного существования, полностью забыла о себе.

Васудева Датта как раз демонстрирует это качество: он предлагает Господу передать ему все грехи всех живых существ и страдать от этих грехов, но чтобы Он помог другим. Махапрабху ответил: «В этом нет необходимости. Просто присутствие одного такого вайшнава, как ты, достаточно, для того чтобы смыть грехи со всех живых существ во Вселенной».

#00:31:43#

Вообще не ставится вопрос о страдании. Иногда бытует мнение, что наша карма переходит к Гуру. Но Гуру не страдает от нашей кармы, абсурд говорить такое. На самом деле Гуру своим присутствием очищает всех и все вокруг. Инициация переводится как «начало», но некоторые думают, что инициация — это получение имени. Но когда мы читаем о Махапрабху, мы видим, что Его окружали такие люди, у которых имена были Калидас или Гьяна Дас. Очевидно, что эти имена им давал не Махапрабху. Очевидно, что это не имена преданных, но, независимо от этих имен, они имели божественную связь с Махапрабху, они были Его преданными.

#00:33:28#

Если кто-то, например, обращается к Гурудеву за инициацией, а у него имя Према Дас, то Гурудев не изменяет это имя, он говорит, что это божественное имя. Люди беспокоятся, какое у них будет имя: красивое или некрасивое. На самом деле, инициация — это не получение имени, имя не играет никакой роли; главное, что Гурудев мантрой и четками связывает вас с духовным миром.

#00:34:36#

Позавчера Госвами Махарадж цитировал стих Рупы Госвами, где говорится, что для того, чтобы связаться с Божественным, совершенно не нужно иметь какое-то имя или проходить огненные жертвоприношения, какой-либо обряд или какую-либо еще церемонию. Главное — получить Святое Имя, Харинам, для этого не обязательно зажигать огонь. Когда женщины получают Гаятри-мантру, они не проходят через церемонию разжигания огня жертвоприношения. Только когда мужчины получают священный шнур, они проводят огненные жертвоприношения, это лишь для Брахма-Гаятри, для получения шнура. Но Рупа Госвами говорит: «Для того чтобы получить Святое Имя, не нужно никаких обрядов».

#00:36:01#

Иногда спрашивают: можно ли повторять Святое Имя везде, например, в каких-то загрязненных местах, таких, как туалет? И Говинда Махарадж говорит: безусловно, можно повторять везде. Но я от себя добавляю: я сам являюсь воплощенным грязным местом, я просто ходячее грязное место. Всякий, кто от рождения чист или очистился, поймет, что, общаясь со мной, он общается с мусорной ямой.

#00:37:01#

Вчера Говинда Махарадж говорил, что даже если во время еды вы не касаетесь ее, а едите ложкой, все равно вы осквернили свою руку, осквернили себя, вы все равно должны помыть руки после этого. Но я до этого думал: «Естественно, после того, как я поел ложкой, я должен пойти и помыть ложку». Но оказывается, что нужно еще и самому помыться, еще и руки помыть. Вчера Говинда Махарадж показал нам, что мы не знаем никаких норм поведения. Он говорил: живите обычной жизнью, но соблюдайте элементарные правила чистоты.

#00:38:30#

Махапрабху являл высший стандарт. Он не показывал путь виддхи-бхакти, Он показывал, как поклоняться Вриндавану, но это не способ достижения [цели для нас]. Он не настаивал на том, чтобы соблюдались абсолютно все правила и предписания. Зная [нас], Махапрабху  не настаивал, чтобы мы следовали абсолютно всему, но какие-то элементарные вещи мы должны принимать. Таким образом, Он как бы нас благословил. В конце огненной церемонии, вы знаете, читается мантра, которая звучит так: «Даже если я сделал все неправильно, все наоборот — все равно, воспевая Святое Имя, я очищаю себя от грехов».

#00:39:57#

Мы видим из истории ачарьев: когда они открывают храмы, иногда они приглашают множество брахманов, которые знают все правила и нормы. Но они объясняют, что брахманы приглашаются лишь для того, чтобы удовлетворить запросы местных жителей. Как, например, во Вриндаване, когда устанавливался храм, были приглашены все брахманы, чтобы местные жители потом приняли этот храм за настоящий. На самом деле Божества устанавливаются не брахманами, а ачарьями, которые с помощью Святого Имени приглашают Господа низойти сюда.

#00:40:56#

Надо понимать, что наша связь с Божественным осуществляется не благодаря следованию правилам и нормам, которые мы не способны соблюдать в любом случае, даже если постараемся. Это не значит, что не нужно следовать никакой садхане — регулируемому образу поведения в преданном служении. Если мы не будем следовать правилам и предписаниям бхакти, то мы будем следовать правилам и предписаниям майи. Но дух Махапрабху и дух нашего Гурудева — это давать милость. Даже если вы неспособны, непригодны, приходите и принимайте милость.

Переводчик: Шрипад Бхарати Махарадж
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


1 «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования