«Духовные имена». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 13 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 51.60M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Духовные имена

(13 августа 2013 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Я слышала одну лекцию Гурудева, она была на английском. Может быть, я неправильно поняла что-то, но там был такой момент: Гурудев цитировал шлоку, где Кришна говорит, что Уддхава [Ему] дороже всех, дороже Его самого. И кто-то из слушателей (может даже Госвами Махарадж) пошутил: хорошо, что Баладева это не слышал. И Гурудев сказал: «Наоборот, Баладева был бы очень горд тем, что прославили Его преданных». То есть прозвучало это так, что Уддхава — преданный Баладевы. Или я неправильно поняла?

#00:00:59#

Притху Дас Брахмачари: Наверное, все-таки [имелось в виду] то, что прославили преданного Кришны. Ладно, сейчас спрошу. [Переводит вопрос.]

#00:02:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Возможно, это был шутливый разговор между Гурудевом и Госвами Махараджем — они иногда шутят друг с другом. В какой-то степени мы можем сказать, что Кришна также является слугой Баладевы: даже так бывает, потому что Он — старший брат, Кришна прислуживает Ему и так далее. С другой стороны, у Баладевы нет эго, как у нас, и Он всегда счастлив, когда кто-то кого-то подталкивает занять более высокое положение в служении Господу, больше удовлетворять [Его].

#00:03:49#

Таким же качеством обладает Шримати Радхарани. Она всегда считает Себя меньше и хуже других, Она всегда рада предоставить возможности служения другим и рада, когда они обретают некое прославляемое положение. Она всегда продвигает других. Божественная природа такова: «меньше себя», меньше эго — и это, наверное, важный момент, Гурудев хотел отметить его. Ответила? Другие вопросы?

#00:05:43#

Притху Дас Брахмачари: Многие преданные спрашивают, и я иногда теряюсь при ответе на этот вопрос. Некоторые говорят: «Такой-то Дас», допустим, Притху Дас. Это означает «слуга Притху» или «слуга по имени Притху»? Это первый вопрос. Второй вопрос: говорится, что Гуру в своем сердце видит, как ученик связан с Кришной, соответственно этому дает имя. Как это происходит?

#00:06:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Божественный поток нисходит свыше во время посвящения, и Гуру в своем сердце видит это. В какой-то мере это связано с нашей духовной природой и нашей жизнью в служении. Ведическая традиция такова, что когда дается посвящение, в этот момент уже дается новое, духовное имя. Как правило, ваше духовное имя начинается на ту же букву, что и ваше мирское имя, и хотя это не самое главное правило, но традиционно происходит так. Однако для многих гласных и согласных очень сложно подобрать духовное имя, как, например, в Китае у многих преданных имя начинается на «Х», поэтому многое зависит от вдохновения в сердце Гуру.

#00:09:09#

Бывало даже такое: Шрила Шридхар Махарадж однажды давал посвящение одному ирландцу и сказал: «О твоем имени я должен подумать», и дал ему имя только через неделю, то есть он думал все это время. Прежнее имя этого преданного начиналось на «П», Шрила Шридхар Махарадж в конце концов дал имя Пранашиш.

#00:10:15#

На самом деле все зависит от вдохновения в сердце Гуру. Когда мы получаем посвящение, мы находимся в линии Рупануга-сампрадаи, которая держится особняком. Она достаточно специфичная: через Нитьянанду Прабху, Махапрабху, через Лалиту Деви — к Рупе Манджари и ее последовательницам. Такова наша высочайшая цель. У кого-то может быть имя Притху или Дхрува — это имена совершенно из другой лилы, из Вайкунтхи, но не предполагается, что в соответствии с именем мы отправимся туда. Гурудев, когда давал имя, спрашивал: «Как, нормально? Нравится?», потому что бывает так, что на местном языке или диалекте оно очень забавно звучит или еще как-то, поэтому он спрашивал: если имя ненормально [звучит], то он менял его.

#00:12:56#

[Когда происходило] посвящение испаноязычных преданных, особенно женщин, Джанардан Махарадж всегда сидел рядом для того, чтобы контролировать ситуацию, и говорил: «Пожалуйста, не давайте имя Локхамата». Это очень замечательное духовное, вайшнавское имя, одно из имен Шримати Радхарани, означает буквально «Мать Вселенной». Но на испанском означает «сумасшедшая мать», потому что loco означает «сумасшедший».

#00:13:56#

На самом деле у нас было много подобных забавных случаев, еще одним с вами хочу поделиться. В одной стране очень многие дети стали получать имя Мадху. Каждый из них стал Мадху: Мадху Мага, Мадху еще кто-нибудь. Дети рождались, и преданные просили: «Пожалуйста, дайте моему ребенку имя». И Гурудев давал: Мадху Бал, например, или еще кто-нибудь. И преданные сказали: «Слушайте, столько уже Мадху у нас, столько „меда“. Может быть, какое-нибудь другое имя?» Тогда Гурудев стал медитировать, и к нему пришло имя. Когда он отправил им по почте это имя, они не захотели его принять, потому что в переводе это значило «ведро помоев», «ведро навоза». Дети испражняются, и это прозвучало как «Назовите [ребенка] „Ведро испражнений“».

#00:16:16#

Я подумала: «Так, я же секретарь. Как же я это скажу?» Я написала: «Мне кажется, что вам лучше оставить то имя, которое Гурудев дал ребенку, и как-нибудь разобраться с этим. Мне бы не хотелось снова спрашивать его». И они ответили: «Ладно, хорошо. Джай Гурудев! Спасибо».

#00:17:12#

Мы видим, что когда нисходит нечто, исполненное силы, мы не должны отвергать это, мы должны принять. Вопросы какие-то еще есть?

#00:18:53#

Притху Дас Брахмачари [переводит свой вопрос]: Мой вопрос был таков: иногда имена преданных меняются. В связи с чем? То есть иногда Гуру позже дает более возвышенные имена; например, Шрила Шридхар Махарадж был сначала Рамендра Сундар, потом он стал Рамананда. Также иногда понижают имена в связи с каким-либо событием. Я хотел бы узнать об этом подробно.

#00:20:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда Шрила Шридхар Махарадж только присоединился к миссии Шрилы Сарасвати Тхакура, до посвящения его имя было Рамендра Чандра Бхаттачарья. Но позже, когда он получил посвящение, Шрила Сарасвати Тхакур дал ему имя Рамендра Сундар Дас. А еще позже (то ли во время второго посвящения, то ли после того времени), когда Шрила Шридхар Махарадж по наставлению Шрилы Сарасвати Тхакура обнаружил и установил отпечатки стоп Махапрабху в том месте, где происходила беседа между Махапрабху и Раманандой Раем, после этого Шрила Сарасвати Тхакур дал ему новое имя — Рамананда Дас1.

#00:21:32#

Я очень мало знаю об обратной ситуации, когда имена понижались вследствие того или иного наказания или еще чего-то, но несколько случаев, действительно, имели место быть. В Гаудия Матхе был один санньяси, который без получения на то разрешения отправился в паломничество в Гималаи, в Бадарикашрам, просто для того, чтобы выразить почтение. Но Шрила Сарасвати Тхакур не был этим доволен. С его точки зрения это было лишь упражнение для глаз этого санньяси, его самовольная отлучка, и временно он отозвал его полномочия санньяси (возможно, и сам статус санньяси), имя санньяси и назвал его Бадарикашрам Дас.

#00:23:34#

Позже он опять получил санньясу. Может быть, имя поменялось, может быть, осталось прежним, он вернулся к своей жизни санньяси. Возможно, это исправление со стороны учителя было немного жестким, но тем не менее очень поучительным. Оно пошло на пользу этому ученику, сохранив его духовную жизнь и стремление.

#00:24:41#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж отозвал инициацию одного своего преданного, забрал у него четки, имя и сказал: «Все, ты больше не мой ученик». Но это крайне редкий случай. Если ученик не живет, как заповедовал, как наставил его Гуру, и если он не следует тем стандартам, которые установил учитель, то учитель имеет право отозвать свою милость обратно. Но это не значит, что мы со своей стороны осуждаем каким-то образом того или иного преданного, в том числе у которого отозвали милость. Наоборот, мы проявляем к нему сострадание и оказываем поддержку, то есть ни в коем случае не нужно с нашей стороны критиковать этого человека, этого преданного.

#00:26:41#

Мы можем вспомнить, как Махапрабху иногда менял имена Своим преданным. Например, была служанка Дукхи. Он сказал: «Ты теперь не несчастная, Дукхи, а счастливая, Сукхи». Изменил имя. Может быть, еще в нескольких моментах. Или как Шьямананда Прабху во Вриндаване получил новое имя после того, как обрел милость Шримати Радхарани и гопи, после того, как он нашел ножной браслет. Она поставила ему тилаку этим браслетом, даровала ему свою милость, изменилось и его имя.

#00:28:06#

В мире гаудия-вайшнавизма есть определенные понятия об именах, как их давать, и они могут меняться со временем, это — достаточно тонкая наука.

#00:29:02#

Притху Дас Брахмачари: Я переспросил насчет первой части моего первого вопроса: Притху Дас — это «слуга Притху» или же «слуга по имени Притху»? И Бхакти Лалита сказала, что имя не значит «слуга Притху», потому что Притху с Вайкунтхи, он из другой игры. Это не значит, что это имя относит нас к тому плану [бытия], поскольку мы находимся в эксклюзивной линии гаудия-вайшнавов, которая подходит к Лалите, к Рупе Манджари, и наше прибежище, наш конечный пункт назначения — там.

#00:30:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: Или, например, Ума Деви Даси: это имя не значит, что она отправится на Шива-локу, чтобы прислуживать супруге Господа Шивы. У нас есть одна преданная — Маха-майя. Но это не значит, что она отправится к Маха-майе.

Притху Дас Брахмачари: Я вспомнил, что у нас еще есть на Украине одна Маха-майя, которой потом изменили имя на Йога-майя — возвысили имя.

#00:31:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Однажды у одного ребенка, одной девочки, было духовное имя Камала. Это просто детское имя. Но Гурудев сказал: «Я хочу тебя возвысить, продвинуть. У тебя имя Камала. Камала — это имя Лакшми Деви. Теперь твое новое имя будет Камалини. Камалини — это имя Радхарани». По милости Гуру и Кришны очень многие вещи происходят. Еще вопросы?

#00:33:04#

Притху Дас Брахмачари: Мой вопрос был такой: почему в момент посвящения дается новое имя? Есть ли в этом какое-то значение, и если есть, то какое?

Бхакти Лалита Деви Даси: Процесс посвящения — это возрождение к новой жизни. Мы начинаем с посвящения свою духовную жизнь, и поэтому наше имя связывает нас с этой линией — рупануга-гуру-варгой, с Махапрабху, с Кришной, Радхарани, Лалитой и так далее. Начинается наш духовный путь, все в нашей жизни становится с этого момента духовным. Это как новое рождение, и мы получаем новое имя.

#00:34:31#

По милости Гуру мы получаем Святое Имя, получаем также духовное имя. Так или иначе, эти имена, когда мы друг к другу по ним обращаемся, напоминают нам о Кришне — мы произносим имена Кришны, Махапрабху, обращаясь к преданным, и это вызывает в нас некое памятование.

У нас осталось немного времени. Может, еще вопрос? Может быть, вы хотите узнать что-то о сознании Кришны? Вижу, у нас гости сегодня. Вы в первый раз сегодня здесь? Нет, не первый?

#00:36:11#

Мы хотим одухотворить свою жизнь, и поэтому все, что помогает нам в этом, мы принимаем, и отвергаем все то, что неблагоприятно для этого. Принятие и отвержение — две важные составляющие шаранагати, самопредания, с которых мы начинаем. Все, что вдохновляет вас на духовную жизнь, все, что питает и поддерживает вас, необходимо принять. А все, что стягивает нас [вниз], все, что мешает нашему росту, все, что затрудняет наш рост, затрудняет нашу духовную жизнь, необходимо отвергнуть, нужно быть способным отвергнуть это. Прогресс означает отвержение старого и принятие нового.

#00:37:54#

Если мы хотим действительно духовно расти, то нужно постараться отвергнуть все то, что мешает нам на нашем пути, и принять все, что благоприятно, все, что вдохновляет нас, все новое, духовное. То, что подталкивает нас к духовному, необходимо принять. У нас есть жизненная сила, энергия, и нужно использовать ее для духовного роста, для того чтобы продвинуться дальше, вперед.

#00:39:34#

Эта новая жизнь происходит превыше нашего материального существования, превыше нашего обусловленного бытия. Мы воспеваем имена Господа, процесс начинается со слушания (шраванам), а затем — воспевание (киртанам). С открытым сердцем мы внимаем науке самосознания, осознания Кришны. Мы слушаем из чистого источника, от представителя Кришны, тогда наша духовная жизнь протекает правильным образом. Какой-нибудь последний вопрос из зала?

#00:41:12#

Вопрос: [неразборчиво].

#00:44:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Поскольку мы не являемся рага-бхактами, поскольку мы естественным образом не живем спонтанной преданностью, то мы должны во всем следовать тем правилам и предписаниям, которые рекомендуют нам наши учителя и вайшнавы, то есть следовать этой садхане до какого-то момента и всегда высочайший идеал спонтанного любовного служения держать над головой, никогда не пытаться ворваться туда, но, скорее, служить тому плану бытия.

#00:45:14#

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге
2

#00:45:46#

В этой шлоке говорится, что на нашем уровне мы занимаемся киртаном — прославляем Господа и Его преданных — и таким образом постепенно идем, следуем тому плану бытия, поклоняясь ему с нашего уровня, не пытаясь ворваться туда или как-то сымитировать его дух. Эта шлока написана прямо на входе в нат-мандир Шри Чайтанья Сарасват Матха. На самом деле там еще находится диорама, на которой этот принцип изображен наглядно. Преданные с караталами, с мридангами поют, и над ними находится другой план: Кришна держит холм Говардхан, а пастухи помогают Ему палками его поддерживать.

#00:48:03#

Поэтому мы пытаемся следовать всем правилам и предписаниям, которые дали нам Гуру, вайшнавы, и при этом не быть очень фанатичными насчет внешних вещей, но вместе с тем не отвергать все подряд. То есть принимать то, что благоприятно, отвергать то, что неблагоприятно, занимать себя позитивной деятельностью, но на нашем уровне, то есть на уровне садхана-бхакти.

#00:48:44#

Что касается предложения пищи — нет необходимости делать ее очень формальной, церемония может быть очень простой. У нас нет большого храма, как здесь: дом. Здесь пуджари знает мантры, как предлагать, — он это делает. Дома можно делать все гораздо проще — там и обстановка менее формальная, можно поставить тарелочку перед Господом, позвенеть колокольчиком, помолиться: «Господь, прими, пожалуйста». Можно помолиться по-русски — Господь понимает сердце.

Вопрос: И без изображения можно предложить?

#00:50:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Можно и в уме предложить. Как мы уже говорили о том, что Гурудеву однажды преданные предложили фрукты в одном из храмов, а Гирираджу не дали. Гурудев взял свою тарелку (Гирирадж стоял неподалеку), поставил перед Гирираджем и сказал: «Кушай, Гирирадж», дал Ему пять секунд всего, потом забрал тарелку обратно. Но это мы тоже не можем имитировать, потому что это рага-марга, Гурудев показал этот момент своей жизни, как рага-марга: как высочайшие преданные взаимодействуют. Он естественным образом был рага-бхактой.

#00:51:50#

Мы видели это по его образу жизни, по тому, как он взаимодействовал с окружающим. Он показывал своим примером, что лучше предлагать, чем не предлагать, и что предложение может быть достаточно простым, и важно здесь то, что у тебя на сердце, а не то, что ты говоришь. И последнее: о чем ты говорил? О севе?

#00:53:05#

Относительно третьей части вопроса, про служение: лучше, конечно, совершать его сознательно, чем несознательно, но даже если вы совершаете его несознательно — все равно это служение, если вы делаете что-то полезное для храма, для вайшнавов. Гурудев говорит: надо научиться отдавать. Если трудно пока — хотя бы отдавайте какую-то золу, отдавайте что-то незначительное. Научите руку отдавать. Позже, возможно, мы научимся отдавать более подобающим образом более ценные вещи. Мы лишь практикующие, поэтому практика даст свой эффект.

#00:54:36#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Нужно получить максимум выгоды из невыгодной сделки», а Шрила Говинда Махарадж говорил: «Лучше что-то, чем ничего». Попытки, постоянство дадут возможность победить в марафоне. Если мы будем просто сидеть и ждать, когда спонтанная рага-бхакти проявится в нашем сердце, то, возможно, мы проведем в этом ожидании целую вечность.

#00:55:51#

Мы видим, по примеру из «Брихад-бхагаватамриты», что возможен постепенный прогресс, переход с одного положения на другое — по ступеням от положения видхи-марга (то есть следования всем правилам и предписаниям) до спонтанной божественной любви. И это проявится в сердце.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


1 В действительности Шрила Сарасвати Тхакур изменил имя Шрилы Шридхара Махараджа (Рамендра Сундар на Рамананда Дас) до того, как отправил его на берега реки Годавари с целью отыскать место беседы между Шри Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем. Об этом Шрила Шридхар Махарадж сам рассказывает в одной из своих лекций: http://sridharmaharaj.ru/?p=547 (на отрезке с 20-й по 22-ю минуту).

2 «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур).




·• Архив новостей •·

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 54.1 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Духовные имена

(13 августа 2013 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Я слышала одну лекцию Гурудева, она была на английском. Может быть, я неправильно поняла что-то, но там был такой момент: Гурудев цитировал шлоку, где Кришна говорит, что Уддхава [Ему] дороже всех, дороже Его самого. И кто-то из слушателей (может даже Госвами Махарадж) пошутил: хорошо, что Баладева это не слышал. И Гурудев сказал: «Наоборот, Баладева был бы очень горд тем, что прославили Его преданных». То есть прозвучало это так, что Уддхава — преданный Баладевы. Или я неправильно поняла?

#00:00:59#

Притху Дас Брахмачари: Наверное, все-таки [имелось в виду] то, что прославили преданного Кришны. Ладно, сейчас спрошу. [Переводит вопрос.]

#00:02:24#

Бхакти Лалита Деви Даси: Возможно, это был шутливый разговор между Гурудевом и Госвами Махараджем — они иногда шутят друг с другом. В какой-то степени мы можем сказать, что Кришна также является слугой Баладевы: даже так бывает, потому что Он — старший брат, Кришна прислуживает Ему и так далее. С другой стороны, у Баладевы нет эго, как у нас, и Он всегда счастлив, когда кто-то кого-то подталкивает занять более высокое положение в служении Господу, больше удовлетворять [Его].

#00:03:49#

Таким же качеством обладает Шримати Радхарани. Она всегда считает Себя меньше и хуже других, Она всегда рада предоставить возможности служения другим и рада, когда они обретают некое прославляемое положение. Она всегда продвигает других. Божественная природа такова: «меньше себя», меньше эго — и это, наверное, важный момент, Гурудев хотел отметить его. Ответила? Другие вопросы?

#00:05:43#

Притху Дас Брахмачари: Многие преданные спрашивают, и я иногда теряюсь при ответе на этот вопрос. Некоторые говорят: «Такой-то Дас», допустим, Притху Дас. Это означает «слуга Притху» или «слуга по имени Притху»? Это первый вопрос. Второй вопрос: говорится, что Гуру в своем сердце видит, как ученик связан с Кришной, соответственно этому дает имя. Как это происходит?

#00:06:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Божественный поток нисходит свыше во время посвящения, и Гуру в своем сердце видит это. В какой-то мере это связано с нашей духовной природой и нашей жизнью в служении. Ведическая традиция такова, что когда дается посвящение, в этот момент уже дается новое, духовное имя. Как правило, ваше духовное имя начинается на ту же букву, что и ваше мирское имя, и хотя это не самое главное правило, но традиционно происходит так. Однако для многих гласных и согласных очень сложно подобрать духовное имя, как, например, в Китае у многих преданных имя начинается на «Х», поэтому многое зависит от вдохновения в сердце Гуру.

#00:09:09#

Бывало даже такое: Шрила Шридхар Махарадж однажды давал посвящение одному ирландцу и сказал: «О твоем имени я должен подумать», и дал ему имя только через неделю, то есть он думал все это время. Прежнее имя этого преданного начиналось на «П», Шрила Шридхар Махарадж в конце концов дал имя Пранашиш.

#00:10:15#

На самом деле все зависит от вдохновения в сердце Гуру. Когда мы получаем посвящение, мы находимся в линии Рупануга-сампрадаи, которая держится особняком. Она достаточно специфичная: через Нитьянанду Прабху, Махапрабху, через Лалиту Деви — к Рупе Манджари и ее последовательницам. Такова наша высочайшая цель. У кого-то может быть имя Притху или Дхрува — это имена совершенно из другой лилы, из Вайкунтхи, но не предполагается, что в соответствии с именем мы отправимся туда. Гурудев, когда давал имя, спрашивал: «Как, нормально? Нравится?», потому что бывает так, что на местном языке или диалекте оно очень забавно звучит или еще как-то, поэтому он спрашивал: если имя ненормально [звучит], то он менял его.

#00:12:56#

[Когда происходило] посвящение испаноязычных преданных, особенно женщин, Джанардан Махарадж всегда сидел рядом для того, чтобы контролировать ситуацию, и говорил: «Пожалуйста, не давайте имя Локхамата». Это очень замечательное духовное, вайшнавское имя, одно из имен Шримати Радхарани, означает буквально «Мать Вселенной». Но на испанском означает «сумасшедшая мать», потому что loco означает «сумасшедший».

#00:13:56#

На самом деле у нас было много подобных забавных случаев, еще одним с вами хочу поделиться. В одной стране очень многие дети стали получать имя Мадху. Каждый из них стал Мадху: Мадху Мага, Мадху еще кто-нибудь. Дети рождались, и преданные просили: «Пожалуйста, дайте моему ребенку имя». И Гурудев давал: Мадху Бал, например, или еще кто-нибудь. И преданные сказали: «Слушайте, столько уже Мадху у нас, столько „меда“. Может быть, какое-нибудь другое имя?» Тогда Гурудев стал медитировать, и к нему пришло имя. Когда он отправил им по почте это имя, они не захотели его принять, потому что в переводе это значило «ведро помоев», «ведро навоза». Дети испражняются, и это прозвучало как «Назовите [ребенка] „Ведро испражнений“».

#00:16:16#

Я подумала: «Так, я же секретарь. Как же я это скажу?» Я написала: «Мне кажется, что вам лучше оставить то имя, которое Гурудев дал ребенку, и как-нибудь разобраться с этим. Мне бы не хотелось снова спрашивать его». И они ответили: «Ладно, хорошо. Джай Гурудев! Спасибо».

#00:17:12#

Мы видим, что когда нисходит нечто, исполненное силы, мы не должны отвергать это, мы должны принять. Вопросы какие-то еще есть?

#00:18:53#

Притху Дас Брахмачари [переводит свой вопрос]: Мой вопрос был таков: иногда имена преданных меняются. В связи с чем? То есть иногда Гуру позже дает более возвышенные имена; например, Шрила Шридхар Махарадж был сначала Рамендра Сундар, потом он стал Рамананда. Также иногда понижают имена в связи с каким-либо событием. Я хотел бы узнать об этом подробно.

#00:20:22#

Бхакти Лалита Деви Даси: Когда Шрила Шридхар Махарадж только присоединился к миссии Шрилы Сарасвати Тхакура, до посвящения его имя было Рамендра Чандра Бхаттачарья. Но позже, когда он получил посвящение, Шрила Сарасвати Тхакур дал ему имя Рамендра Сундар Дас. А еще позже (то ли во время второго посвящения, то ли после того времени), когда Шрила Шридхар Махарадж по наставлению Шрилы Сарасвати Тхакура обнаружил и установил отпечатки стоп Махапрабху в том месте, где происходила беседа между Махапрабху и Раманандой Раем, после этого Шрила Сарасвати Тхакур дал ему новое имя — Рамананда Дас1.

#00:21:32#

Я очень мало знаю об обратной ситуации, когда имена понижались вследствие того или иного наказания или еще чего-то, но несколько случаев, действительно, имели место быть. В Гаудия Матхе был один санньяси, который без получения на то разрешения отправился в паломничество в Гималаи, в Бадарикашрам, просто для того, чтобы выразить почтение. Но Шрила Сарасвати Тхакур не был этим доволен. С его точки зрения это было лишь упражнение для глаз этого санньяси, его самовольная отлучка, и временно он отозвал его полномочия санньяси (возможно, и сам статус санньяси), имя санньяси и назвал его Бадарикашрам Дас.

#00:23:34#

Позже он опять получил санньясу. Может быть, имя поменялось, может быть, осталось прежним, он вернулся к своей жизни санньяси. Возможно, это исправление со стороны учителя было немного жестким, но тем не менее очень поучительным. Оно пошло на пользу этому ученику, сохранив его духовную жизнь и стремление.

#00:24:41#

Однажды Шрила Шридхар Махарадж отозвал инициацию одного своего преданного, забрал у него четки, имя и сказал: «Все, ты больше не мой ученик». Но это крайне редкий случай. Если ученик не живет, как заповедовал, как наставил его Гуру, и если он не следует тем стандартам, которые установил учитель, то учитель имеет право отозвать свою милость обратно. Но это не значит, что мы со своей стороны осуждаем каким-то образом того или иного преданного, в том числе у которого отозвали милость. Наоборот, мы проявляем к нему сострадание и оказываем поддержку, то есть ни в коем случае не нужно с нашей стороны критиковать этого человека, этого преданного.

#00:26:41#

Мы можем вспомнить, как Махапрабху иногда менял имена Своим преданным. Например, была служанка Дукхи. Он сказал: «Ты теперь не несчастная, Дукхи, а счастливая, Сукхи». Изменил имя. Может быть, еще в нескольких моментах. Или как Шьямананда Прабху во Вриндаване получил новое имя после того, как обрел милость Шримати Радхарани и гопи, после того, как он нашел ножной браслет. Она поставила ему тилаку этим браслетом, даровала ему свою милость, изменилось и его имя.

#00:28:06#

В мире гаудия-вайшнавизма есть определенные понятия об именах, как их давать, и они могут меняться со временем, это — достаточно тонкая наука.

#00:29:02#

Притху Дас Брахмачари: Я переспросил насчет первой части моего первого вопроса: Притху Дас — это «слуга Притху» или же «слуга по имени Притху»? И Бхакти Лалита сказала, что имя не значит «слуга Притху», потому что Притху с Вайкунтхи, он из другой игры. Это не значит, что это имя относит нас к тому плану [бытия], поскольку мы находимся в эксклюзивной линии гаудия-вайшнавов, которая подходит к Лалите, к Рупе Манджари, и наше прибежище, наш конечный пункт назначения — там.

#00:30:02#

Бхакти Лалита Деви Даси: Или, например, Ума Деви Даси: это имя не значит, что она отправится на Шива-локу, чтобы прислуживать супруге Господа Шивы. У нас есть одна преданная — Маха-майя. Но это не значит, что она отправится к Маха-майе.

Притху Дас Брахмачари: Я вспомнил, что у нас еще есть на Украине одна Маха-майя, которой потом изменили имя на Йога-майя — возвысили имя.

#00:31:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: Однажды у одного ребенка, одной девочки, было духовное имя Камала. Это просто детское имя. Но Гурудев сказал: «Я хочу тебя возвысить, продвинуть. У тебя имя Камала. Камала — это имя Лакшми Деви. Теперь твое новое имя будет Камалини. Камалини — это имя Радхарани». По милости Гуру и Кришны очень многие вещи происходят. Еще вопросы?

#00:33:04#

Притху Дас Брахмачари: Мой вопрос был такой: почему в момент посвящения дается новое имя? Есть ли в этом какое-то значение, и если есть, то какое?

Бхакти Лалита Деви Даси: Процесс посвящения — это возрождение к новой жизни. Мы начинаем с посвящения свою духовную жизнь, и поэтому наше имя связывает нас с этой линией — рупануга-гуру-варгой, с Махапрабху, с Кришной, Радхарани, Лалитой и так далее. Начинается наш духовный путь, все в нашей жизни становится с этого момента духовным. Это как новое рождение, и мы получаем новое имя.

#00:34:31#

По милости Гуру мы получаем Святое Имя, получаем также духовное имя. Так или иначе, эти имена, когда мы друг к другу по ним обращаемся, напоминают нам о Кришне — мы произносим имена Кришны, Махапрабху, обращаясь к преданным, и это вызывает в нас некое памятование.

У нас осталось немного времени. Может, еще вопрос? Может быть, вы хотите узнать что-то о сознании Кришны? Вижу, у нас гости сегодня. Вы в первый раз сегодня здесь? Нет, не первый?

#00:36:11#

Мы хотим одухотворить свою жизнь, и поэтому все, что помогает нам в этом, мы принимаем, и отвергаем все то, что неблагоприятно для этого. Принятие и отвержение — две важные составляющие шаранагати, самопредания, с которых мы начинаем. Все, что вдохновляет вас на духовную жизнь, все, что питает и поддерживает вас, необходимо принять. А все, что стягивает нас [вниз], все, что мешает нашему росту, все, что затрудняет наш рост, затрудняет нашу духовную жизнь, необходимо отвергнуть, нужно быть способным отвергнуть это. Прогресс означает отвержение старого и принятие нового.

#00:37:54#

Если мы хотим действительно духовно расти, то нужно постараться отвергнуть все то, что мешает нам на нашем пути, и принять все, что благоприятно, все, что вдохновляет нас, все новое, духовное. То, что подталкивает нас к духовному, необходимо принять. У нас есть жизненная сила, энергия, и нужно использовать ее для духовного роста, для того чтобы продвинуться дальше, вперед.

#00:39:34#

Эта новая жизнь происходит превыше нашего материального существования, превыше нашего обусловленного бытия. Мы воспеваем имена Господа, процесс начинается со слушания (шраванам), а затем — воспевание (киртанам). С открытым сердцем мы внимаем науке самосознания, осознания Кришны. Мы слушаем из чистого источника, от представителя Кришны, тогда наша духовная жизнь протекает правильным образом. Какой-нибудь последний вопрос из зала?

#00:41:12#

Вопрос: [неразборчиво].

#00:44:32#

Бхакти Лалита Деви Даси: Поскольку мы не являемся рага-бхактами, поскольку мы естественным образом не живем спонтанной преданностью, то мы должны во всем следовать тем правилам и предписаниям, которые рекомендуют нам наши учителя и вайшнавы, то есть следовать этой садхане до какого-то момента и всегда высочайший идеал спонтанного любовного служения держать над головой, никогда не пытаться ворваться туда, но, скорее, служить тому плану бытия.

#00:45:14#

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге
2

#00:45:46#

В этой шлоке говорится, что на нашем уровне мы занимаемся киртаном — прославляем Господа и Его преданных — и таким образом постепенно идем, следуем тому плану бытия, поклоняясь ему с нашего уровня, не пытаясь ворваться туда или как-то сымитировать его дух. Эта шлока написана прямо на входе в нат-мандир Шри Чайтанья Сарасват Матха. На самом деле там еще находится диорама, на которой этот принцип изображен наглядно. Преданные с караталами, с мридангами поют, и над ними находится другой план: Кришна держит холм Говардхан, а пастухи помогают Ему палками его поддерживать.

#00:48:03#

Поэтому мы пытаемся следовать всем правилам и предписаниям, которые дали нам Гуру, вайшнавы, и при этом не быть очень фанатичными насчет внешних вещей, но вместе с тем не отвергать все подряд. То есть принимать то, что благоприятно, отвергать то, что неблагоприятно, занимать себя позитивной деятельностью, но на нашем уровне, то есть на уровне садхана-бхакти.

#00:48:44#

Что касается предложения пищи — нет необходимости делать ее очень формальной, церемония может быть очень простой. У нас нет большого храма, как здесь: дом. Здесь пуджари знает мантры, как предлагать, — он это делает. Дома можно делать все гораздо проще — там и обстановка менее формальная, можно поставить тарелочку перед Господом, позвенеть колокольчиком, помолиться: «Господь, прими, пожалуйста». Можно помолиться по-русски — Господь понимает сердце.

Вопрос: И без изображения можно предложить?

#00:50:11#

Бхакти Лалита Деви Даси: Можно и в уме предложить. Как мы уже говорили о том, что Гурудеву однажды преданные предложили фрукты в одном из храмов, а Гирираджу не дали. Гурудев взял свою тарелку (Гирирадж стоял неподалеку), поставил перед Гирираджем и сказал: «Кушай, Гирирадж», дал Ему пять секунд всего, потом забрал тарелку обратно. Но это мы тоже не можем имитировать, потому что это рага-марга, Гурудев показал этот момент своей жизни, как рага-марга: как высочайшие преданные взаимодействуют. Он естественным образом был рага-бхактой.

#00:51:50#

Мы видели это по его образу жизни, по тому, как он взаимодействовал с окружающим. Он показывал своим примером, что лучше предлагать, чем не предлагать, и что предложение может быть достаточно простым, и важно здесь то, что у тебя на сердце, а не то, что ты говоришь. И последнее: о чем ты говорил? О севе?

#00:53:05#

Относительно третьей части вопроса, про служение: лучше, конечно, совершать его сознательно, чем несознательно, но даже если вы совершаете его несознательно — все равно это служение, если вы делаете что-то полезное для храма, для вайшнавов. Гурудев говорит: надо научиться отдавать. Если трудно пока — хотя бы отдавайте какую-то золу, отдавайте что-то незначительное. Научите руку отдавать. Позже, возможно, мы научимся отдавать более подобающим образом более ценные вещи. Мы лишь практикующие, поэтому практика даст свой эффект.

#00:54:36#

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Нужно получить максимум выгоды из невыгодной сделки», а Шрила Говинда Махарадж говорил: «Лучше что-то, чем ничего». Попытки, постоянство дадут возможность победить в марафоне. Если мы будем просто сидеть и ждать, когда спонтанная рага-бхакти проявится в нашем сердце, то, возможно, мы проведем в этом ожидании целую вечность.

#00:55:51#

Мы видим, по примеру из «Брихад-бхагаватамриты», что возможен постепенный прогресс, переход с одного положения на другое — по ступеням от положения видхи-марга (то есть следования всем правилам и предписаниям) до спонтанной божественной любви. И это проявится в сердце.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!
Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава Сундарджиу ки джай!

Переводчик: Притху Дас Брахмачари
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


1 В действительности Шрила Сарасвати Тхакур изменил имя Шрилы Шридхара Махараджа (Рамендра Сундар на Рамананда Дас) до того, как отправил его на берега реки Годавари с целью отыскать место беседы между Шри Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем. Об этом Шрила Шридхар Махарадж сам рассказывает в одной из своих лекций: http://sridharmaharaj.ru/?p=547 (на отрезке с 20-й по 22-ю минуту).

2 «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования