«Вьяса-пуджa Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 22 июля 2013 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 59.06M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Вьяса-пуджа
Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа

(22 июля 2013 года. Москва, Кисельный)

 

…И матушка Яшода, испытывая чувство родительской заботы, родительской любви к своему сыну Кришне, думает, чувствует таким образом: «Чтобы мой сын не попал в беду, пока я занята домашними делами, пока я взбиваю масло и занимаюсь другими домашними обязанностями, будет хорошо для Него, если я привяжу Его». Итак, она старается привязать Его к большой каменной ступе, очень тяжелому предмету, чтобы Кришна был в безопасности. Иногда я видел в международных аэропортах в транзитной зоне, как родители, взрослые гуляют и двое детей у них привязаны — как на поводке. Проблема была только в том, что эти два ребенка бежали в разные стороны. [Смех.] Но идея схожа.

#00:00:47#

Итак, Яшода надумала связать Кришну. Итак, она связала вместе много веревок… У них много веревок, потому что они постоянно пасут коров, телят. Итак, она собрала много веревок. Но, собрав все веревки вместе, она поняла, что ей не хватает веревки всего на два пальца. И не смогла связать Кришну. Она принесла еще веревок. И в итоге все равно веревки не хватает на два пальца. Она старалась снова и снова. Старалась рассчитать, как же связать Безграничного. Но Безграничного нельзя охватить материальными расчетами.

#00:02:29#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣[1]

Рупа Госвами пишет, что Имя Кришны, облик Кришны, качества Кришны, деяния Кришны — все это целиком и полностью за пределами постижимого для человека. Это вовсе не похоже на голливудский видеомонтаж или фокусы фокусника. Безграничный обязательно должен быть за пределами того, что может ухватить ограниченный. Иначе какой смысл в понятии «Безграничный»? Одно из имен Кришны — Адхокшаджа. Это значит, что Он за пределами того, что могут ухватить чувства, ум или разум. Но Кришна заметил усилия Своей матушки. Она вспотела, цветы начали выпадать из ее волос — она старалась изо всех сил. И увидев, что у нее на сердце, Кришна согласился быть связанным. Поэтому мы вправе сказать, что Кришна был связан веревками любви и нежности.

#00:04:37#

…ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[2]

Природа преданности такова, что даже одна ее капля, оказавшись в сердце крошечного живого существа, способна притянуть к себе Самого Безграничного.

#00:04:39#

[Бенгали.] И поэтому Нароттам Дас Тхакур говорит: «Не пытайтесь обратиться к Кришне напрямую. Но ищите прибежище в преданном Кришны. И Кришну вы обретете спонтанно». Сам Кришна заявляет: «Те, кто говорят, что они непосредственно преданы Мне, — те не преданы Мне. Но тайна в том, что те, кто предан Моим преданным, — они Мои настоящие преданные».

#00:06:10#

…гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[3]

Сам Махапрабху выражает Свое стремление такими словами: «Я хочу быть слугой слуги слуги Повелителя гопи Вриндавана». Иногда Гуру Махарадж называет это телескопической системой — когда глаза преданности каждого из преданных выступают в качестве одной из линз в телескопической системе. И тогда Бог, Безграничный, Тот, Кто обычно считается чем-то далеким, абстрактным, расплывчатым, благодаря этой телескопической системе видения преданных, становится чем-то четко видимым, ясным, конкретным. Бывает эгоцентризм и богоцентризм. И лучший из видов богоцентризма гуруцентричен.

#00:07:35#

В логотипе, символе нашего Матха Шрила Гурудев наглядно изобразил концепцию нашего Гуру Махараджа. Он говорил: «Ученик подобен лотосу, Гуру подобен воде, а Кришна подобен солнцу. Когда лотос покоится на воде, то жаркое солнце питает лотос. Но стоит убрать воду от лотоса и то же самое солнце сожжет лотос». Поэтому преданный оказывается нигде, если у него нет прибежища у лотосоподобных стоп Шри Гуру.

#00:09:31#

вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана…[4]

Когда Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада писал свой перевод и комментарий к Бхагавад-гите, то, как он сам это описывает, он пережил откровение, прозрение, изучая комментарии к этому стиху Бхагавад-гиты Вишванатха Чакраварти Тхакура. Он понял, что единственное предназначение ученика, единственный смысл его существования — это исполнить указание Гуру.

#00:10:02#

Когда Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж обратился, пришел к стопам своего учителя, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, то он спросил его: «Как я могу вам служить?»

#00:10:46#

тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[5]

В Бхагавад-гите Кришна объясняет, что для постижения этого знания необходимо смиренно обратиться к стопам Гуру, предаться ему и затем смиренно задавать ему вопросы. Вопросы какого рода? О севе. «Как я могу служить вам?» Не пытаться разобраться, как Гуру и Господь могут послужить нашим низшим интересам. Но понять, как мы можем пригодиться в служении их высшим интересам. И Шрила Гурудев дал ему указание — принести сознание Кришны, в особенности сознание Кришны в понимании Шридхара Махараджа, в Россию. Точно так же, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде принести сознание Кришны в Америку. Все подробности — как именно совершать это служение — явятся сами собою в сердце искреннего служителя, по мере его попыток исполнить волю Гуру. Вера превыше расчетов. Также и Авадхут Махарадж — хотя он мог бы сделать множество расчетов, отталкиваясь от этого указания Гуру, но в конечном счете мы хотим жить и действовать в мире веры.

#00:13:05#

Итак, поверив в указания своего Гурудева, Говинды Махараджа, Авадхут Махарадж отдал, посвятил свое тело, свой ум, свой разум, свое сердце и душу целиком и полностью этому указанию Гуру. И задействовал в служении лотосоподобным стопам своего Гурудева всех своих родственников. Мы знаем — чтобы какое-то движение было успешно, необходим надежный философский фундамент. И подобным фундаментом, сокровищем Шри Чайтанья Сарасват Матха всегда были уникальные, неповторимые концепции Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. В особенности — как они были выражены в публикациях. То есть вы можете обнаружить этот фундамент в особенности в таких книгах, как «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Субъективная эволюция сознания», «Любовный поиск потерянного слуги», «Золотой Вулкан божественной любви» и «Бхагавад-гита. Тайное сокровище сладчайшего Абсолюта».

#00:15:17#

Итак, Авадхут Махарадж позаботился о том, чтобы перевести на русский язык и издать книгу «Шри Гуру и его милость», а впоследствии и другие книги. И вследствие этого концепция Шрилы Гуру Махараджа начала выражаться на русском языке. Впервые мне представилась возможность приехать сюда в 1978 году. И меня не покидало ощущение, что каждое из слов русского языка, которое использовалось при выражении этой концепции, этих идей сознания Кришны, очищалось и достигало своего изначального чистейшего значения. Это перекликается с идеей Мадхвачарьи, который говорил о значении слов, используя следующую аналогию: если вы запрягаете лошадь, то вы надеваете на нее узду для того, чтобы направлять ее в ту сторону, в которую вам нужно. Но если вы снимете с лошади узду, то она отправится туда, куда сама пожелает. Подобным же образом все слова ограничены в своих значениях каким-то местным контекстом. Но если мы устраним эти конечные ограничения, то все слова устремятся к Безграничному. Устремятся к Кришна-концепции. Итак, мы слышали, что как ранее, еще до этого русский язык был использован для выражения Кришна-концепции[6], так же и ныне он был очень счастлив предоставить свои услуги для выражения высшей сиддханты, концепции Шрилы Шридхара Махараджа[7].

#00:18:35#

Когда мы впервые приезжали сюда в 1978–79 годах, то мы вынужденным образом представляли только очень общие представления о сознании Кришны. Но когда я вернулся сюда в 2000 году и спросил людей: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?», то люди стали говорить такое: «Шрила Шридхар Махарадж пишет в „Шри Гуру и его милости“ следующее…» Я был очень удивлен. [Смеется.] Я думал: «Как такое могло случиться?» И в 2000 году я спросил Шрилу Гурудева: «Что вы хотите, чтобы я делал?» И он сказал: «У меня есть один ученик — Джаганнатха Валлабха. Если вы поможете ему в его проповеди, я буду очень доволен». И я подумал: «Как? Россия?» Я подумал: «В последний раз, когда я был в России (тогда еще в СССР), то там даже сахар продавался в непритязательных бумажных пакетах, на которых единственной надписью было «Сахар. 500 гр.». И когда мы однажды вышли на Невский в попытках найти сок, то кто-то принес нам огромную трехлитровую банку сока. Банку, на которой было написано «Сок». Это был березовый сок. Вот, пожалуйста. Итак, я подумал: «Что-то мне не хочется туда возвращаться». [Смех.] Но Гурудев сказал: «Ну, не обязательно же все время там жить. Но, так или иначе, я хочу, чтобы вы познакомились с Джаганнатхой Валлабхой». Таким было прежнее имя Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. И судьба распорядилась так, что я познакомился с ним в Майяпуре. Я приехал туда, и он приехал туда, и мы ехали на одном рикше, возвращаясь оттуда. И я сказал ему: «Гурудев считает, что нам следует встретиться и обсудить проповедь в России». Так или иначе. К чему я говорю все это? Что само указание Гуру было очень просто. Он сказал ему: «Устрой что-либо, чтобы выразить концепцию Гуру Махараджа в России». Это очень простые слова, но он принял их в глубине сердца. Позже Гурудев сказал, что мне и Авадхуту Махараджу следует работать вместе, чтобы достичь этой цели. И сейчас, четырнадцать лет спустя, мы все еще следуем этому указанию. Со временем я смог оценить особые качества и таланты Шрилы Авадхута Махараджа.

#00:22:52#

Как, например, в свое время был открыт ресторан «Джаганнат-экспресс». Когда Авадхут Махарадж впервые показал мне то место, которое должно было стать рестораном «Джаганнат-экспресс» (это было за месяц до приезда Шрилы Гурудева в Россию), это место выглядело, как дом после бомбежки. И внутри, посреди всего этого разгрома, стояло дорогое оборудование для ресторана стоимостью десять тысяч долларов. И я с наивностью спросил Авадхута Махараджа: «А у вас есть хоть кто-нибудь, кто может пользоваться такой дорогой машиной?» [Смеется.] Он сказал: «Мой дядя». [Смех.] «Ну, надеюсь».

#00:23:57#

Итак, было много признаков, говоривших о том, что едва ли удастся что-либо открыть всего через месяц. И я отправился тогда в проповеднический тур на Украину и в другие места по России, и, через месяц вернувшись, я стал свидетелем торжественного открытия ресторана. Много журналистов, телевидение, фотографы и все остальное. И там был Шрила Говинда Махарадж, и Авадхут Махарадж говорил Гурудеву, как ему следует отвечать журналистам: «Вы — Гуру, вы приехали из Индии, вы благословляете русских». И когда включились камеры, Шрила Гурудев ровно так и сказал: «Я Гуру, приехал из Индии, хочу благословить всех русских». [Смех.] И, выражаясь словами Шекспира, я понял, «что в его безумии есть метод».

#00:25:31#

Когда Авадхут Махарадж впервые показал мне это здание, где мы с вами сейчас находимся, оно также выглядело, как здание после бомбежки. Я вот так вот смотрел на него. [Изображает крайнее изумление. Смех.] И с огромной радостью он говорил: «И более того — мы еще и в двух шагах от КГБ». [Смех.] Но в итоге он построил здесь культурный центр. Не религиозное учреждение, но «Культурный центр Шри Чайтанья Сарасвати». И я думаю, что до сего дня не знаю всего, что здесь находится. Новые комнаты регулярно появляются. Это место стало популярно во многих разных смыслах. Требуется определенный гений для того, чтобы правильно увидеть все приметы в окружающей реальности и суметь устроить все так, чтобы сделать главное доступным для людей.

#00:27:16#

Ведь главное, что мешает нам соприкоснуться с тем, что подлинно духовно, — это наши собственные предрассудки касательно того, что такое духовное. Очень редкий человек в состоянии увидеть нечто более глубокое, чем просто пропаганда, преодолеть свои собственные предрассудки и соприкоснуться с подлинной духовной глубинной сутью. И на самом деле это главное, что мы пытаемся сделать здесь. А именно — дать людям возможность соприкоснуться с подлинной духовной субстанцией. А средства — вторичны.

#00:28:25#

Шрила Авадхут Махарадж придумал множество различных способов, различных каналов, ведущих к этой цели. За эти четырнадцать лет мы провели множество программ здесь. Некоторые из них были невероятно успешны. Некоторые — совсем нет. Иногда мы арендовали залы на пятьсот человек и приходило человек семьдесят пять. Из них пятьдесят — наши собственные люди. [Смех.] А еще пятнадцать — гости из ИСККОН. А пятеро — просто сумасшедшие, которые заблудились. [Смех.] Которые, наверное, вообще не туда, куда хотели, пришли. Но мы проводили эти программы. И Авадхут Махарадж всегда снова и снова говорил мне, что у него есть определенное видение, он следует определенной системе, и что в какой-то момент все это сложится в единую картину.

#00:30:05#

Помню, однажды мы сидели на программе в Запорожье. И когда я ехал на программу, то мы застряли в пробке. Единственный случай, когда мне доводилось сталкиваться с такими пробками, — это когда люди собираются на рок-концерт. Я подумал: «Наверное, этим же вечером, когда у нас программа, где-то проходит рок-концерт и поэтому — все эти пробки». Но, доехав до программы, я понял, что все эти пробки были созданы людьми, которые ехали на нашу программу. Внутри было много журналистов, интервью, телевидение. И зал на целых две тысячи мест, причем большинство пришедших туда были в основном в хороших костюмах. И тогда я понял об Авадхуте Махарадже, что в его безумии есть метод.

#00:31:39#

Однажды мы путешествовали по России. Часто мы ездим в Томск, в Сибирь, но в тот раз мы вместе с Авадхутом Махараджем отправились в Ижевск. И в завершение нашего недельного пребывания там, уже улетая оттуда, в аэропорту я встретил одну американку и, поговорив с ней, спросил: «Понравилось ли вам в Сибири?» На что она ответила: «Но мы же не в Сибири». И тут я повернулся к Авадхуту Махараджу: «Как? Вы же говорили, что это Сибирь!» Та женщина сказала: «Нет, это не Сибирь». Я сказал: «Но, Авадхут Махарадж, вы же говорили мне, что мы едем в Сибирь». И всю неделю программ там я приводил примеры про снег, про отрицательные температуры, про холод. Он сказал: «Ну, здесь как Сибирь». [Смех.] Он подумал, что мне будет интереснее, если он пообещает мне, что я еду в Сибирь. [Смех.] Поэтому он сказал: «Здесь как Сибирь». Я сказал ему: «Но мне на самом деле важно знать, где я на самом деле нахожусь».

#00:33:50#

Однажды, когда я еще только пытался приспособиться, подстроиться под Авадхута Махараджа, пытался правильно с ним взаимодействовать, я беседовал с его старшим братом Сатьей Сундаром Прабху. И Сатья Сундар Прабху тогда сказал, не пытаясь нисколько быть саркастичным или даже пошутить, он сказал совершенно серьезно: «Многое из того, что говорит мой брат (он имел в виду Авадхута Махараджа), — это правда, но еще не произошло». [Смех.] Он сказал: «Но обычно так и происходит. Просто часто он говорит об этом еще до того, как это произойдет». Это как бы древняя русская традиция. [Смех.] Печатать карту, на которой есть города, которые еще не построены. И он продолжает эту традицию. Есть много разных моментов. И Шрила Гурудев говорит об Авадхуте Махарадже, что словно какая-то мистическая сила действует для него.

#00:35:29#

Однажды Авадхут Махарадж организовал большие программы в большом парке и, судя по всему, мы ожидали пятьдесят тысяч гостей. Но может быть кто-то из правительства стал нервничать, что такие большие толпы, и движение перекрыли. В итоге добралось до нашего фестиваля всего десять тысяч человек. И Авадхут Махарадж тогда извинялся перед Гурудевом: «Простите, что на вашу программу придет всего десять тысяч человек». И в Санкт-Петербург на наш фестиваль приехало много преданных из-за рубежа. И Авадхут Махарадж, стараясь обеспечить им культурный досуг, развлечения, однажды организовал им посещение цирка. Но Шрила Гурудев был удивлен… Сам Шрила Гурудев в тот день остался в Лахте, но он был изумлен, что Шрила Авадхут Махарадж не просто съездил в цирк, а привез с собой артистов цирка, чтобы познакомить их со Шрилой Гурудевом. [Смех.] Поэтому Авадхут Махарадж всегда думает, как обернуть любую ситуацию так, чтобы она была благоприятна для распространения сознания Кришны.

#00:37:33#

Помимо этого культурного центра, у нас есть также наш флагманский центр — главный храм в Санкт-Петербурге, в Лахте. Там установлены Божества Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава. И поскольку Санкт-Петербург, как известно, раньше назывался Ленинградом, то по поводу открытия этого храма Кришны в Петербурге была опубликована статья в индийской газете. У Шрилы Гурудева в Калькутте на его веранде была вырезка из этой газеты. Статья была озаглавлена так: «Храм Чайтаньи на пороге города Ленина». Гурудев, как и все гаудия-вайшнавы, очень гордился этим. И всякий раз, посещая Петербург, мы неизменно проезжаем мимо корабля «Аврора». Вы лучше меня знаете историю — это корабль, с сигнала которого началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но понятие «аврора» связано с рассветом. На бенгальском языке это то, что называется «аруно-дой» — когда солнце только восходит над горизонтом. Поэтому мы были рады и этому символическому совпадению — что святые лучи концепции Шрилы Гуру Махараджа также явили себя, взойдя над этим удивительным местом.

#00:39:58#

В одном из своих писем, где я выражал благодарность Авадхуту Махараджу, я написал: «Нет лучшего друга, чем тот, кто задействует вас в сознании Кришны». А более конкретно — в служении Гуру и вайшнаву. И Шрила Гурудев в ответ на те слова сказал, говоря прежде всего о тех, кто служит здесь под руководством Авадхута Махараджа: «Если вы здесь будете служить под руководством Авадхута Махараджа, то это и будет преданностью». И я иногда напоминаю преданным, что, хотя Авадхут Махарадж непрестанно выражает мне огромное почтение и уважение, тем не менее я считаю, что и я сам служу под руководством Авадхута Махараджа. Я очень благодарен тому моменту, той минуте, когда Говинда Махарадж свел нас вместе.

#00:41:39#

Этот центр особенно важен для нас. И президент этого центра — Рам Рай Прабху. Благодаря ему мы всегда спокойны, зная, что здесь не о чем волноваться. Все в центре работает должным образом под его руководством. И сейчас я бы хотел, чтобы вы, Рам Рай Прабху, на прекрасном русском языке выразили несколько слов благодарности или что-то сказали об Авадхуте Махарадже.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж авирбхав маха-махотсава титхи ки джай!

#00:42:58#

Рам Рай Прабху (говорит очень тихо): Трудно говорить, конечно… Но об Авадхуте Махарадже всегда есть что сказать. Я провел с ним много времени. Есть что вспомнить приятного и неприятного. Но учение вайшнавизма и наших учителей указывает обращать внимание только на хорошее. Авадхут Махарадж вдохновляет нас в духовной жизни, вдохновляет нас служить. Зачастую трудно обращать внимание на хорошие вещи… Я также благодарен Авадхуту Махараджу за то, что он привез Шрилу Говинду Махараджа в Россию. Когда я приехал с Украины, испытывая определенные трудности. Я искал некое духовное движение, ходил в ИСКООН, но испытал разочарование. И когда Шрила Авадхут Махарадж привез сюда, в Россию, Шрилу Говинду Махараджа и других преданных также, я испытал некое внутреннее новое вдохновение после нескольких лет духовных исканий. И я понял, что здесь надо найти свое пристанище и здесь разобраться, что к чему. И я никогда не жалел об этом. Иногда мы, может быть, расходились во мнениях со Шрилой Авадхутом Махараджем, как вот Госвами Махарадж говорил, что он не всегда был согласен с его совершенно невероятным ходом мыслей. Я тоже иногда думал: «Ну нет, под это я подписываться не буду». [Смеется.] Надо понять, что речь идет не о единичных случаях. С 1996 года прошло уже порядка семнадцати лет. Было много таких случаев. Но в конечном итоге мне никогда не приходилось жалеть, что я именно в этой миссии, что я помогаю здесь в развитии Авадхуту Махараджу. И я рад, что он также доверяет мне, несмотря на какие-то наши разногласия. Он тот редкий человек, который, несмотря на то, что он состоявшийся бизнесмен, достаточно богатый человек (все, что мы видим, построено только на его деньги: храмы, рестораны и многое другое), он еще и творческий человек. Он очень разносторонне развитый. Выдающийся человек, выдающаяся личность, в том числе и духовная личность.

#00:47:26#

И несмотря на то, что часто в этом мире происходит так, что люди, если достигли чего-то, становятся закрытыми, к ним очень трудно подступиться, они становятся подозрительными, недоверчивыми, то Авадхут Махарадж — обычный простой человек. Другие люди могут просто пообщаться с ним, он может им доверить сразу же какой-нибудь проект и так далее. Это одно из вайшнавских качеств — некая простота, некая доверительность. Человек доверяет, что Господь, Гурудев все разрулят. И он всегда дает шанс новым людям как-то выразиться, как-то послужить божественному началу. И я также рад, что Авадхут Махарадж доверил мне и до сих пор доверяет какие-то проекты. И я рад, что он по праву занимает здесь достойное место лидера. Я также рекомендую вам присмотреться повнимательнее к этой личности. И вообще, если кто-то незнаком с нашим движением, несмотря на его внешне не русские, не славянские корни, — не обращать внимания на внешние националистические «-измы», а присмотреться внимательнее к этому движению и ко многим личностям здесь. Потому что многие очень искренне заслуживают нашего внимания. И это движение, эта философия на протяжении семнадцати лет… Ни разу в жизни я не пожалел, что соприкоснулся с этими идеями. Это самое ценное, что, пожалуй, было известно вообще на моем пути. Поэтому я всем вам также желаю удачи и духовных реализаций, духовных благ.

#00:49:43#

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна! Джай Рам Рай Прабху ки джай!

Также я хочу, чтобы здесь прозвучало письмо, написанное Параманандой Прабху. Это подношение от Парамананды Прабху Авадхуту Махараджу. Это один из русских преданных, который по стечению обстоятельств не был в России уже пятнадцать лет. Он живет в Таиланде. Но это один из значимых преданных, и он глубоко уважает и Авадхута Махараджа, и Яду Кришну Прабху, потому что не один Авадхут Махарадж является фундаментом русской миссии. И я хотел бы, чтобы вы услышали, как Парамананда Прабху, будучи духовным братом Авадхута Махараджа, выражает свои чувства по отношению к нему.

#00:51:23#

Ашутош Кришна Прабху (зачитывает письмо): Итак, я зачитаю письмо, в оригинале написанное на английском.

«Дорогой Махарадж! Пожалуйста, примите мои дандават-пранамы. Я просто хотел сказать: „С днем рождения“ и „Благодарю“. Все истинное, что у меня есть, пришло благодаря Вашей вере и Вашей милости. Я бесконечно признателен Вам за то, что Вы привели меня к лотосоподобным стопам Шрилы Гурудева и предложили меня ему. Без Вас это было бы невозможно. И такой человек, как я, не был бы принят Гурудевом. С самой нашей первой встречи в Таиланде Вы без устали вдохновляете меня и даете мне самые исключительные возможности служения. И я подводил Вас так много раз! Но Вы все равно продолжаете верить в меня. Однажды, когда вы поступили в очередной раз именно так, Шрила Гурудев сказал мне: „У Авадхута Махараджа есть одно очень хорошее качество. У него есть много хороших качеств, но это — важное. А именно: это качество Шримати Радхарани — всегда давать самое драгоценное служение преданным. Не придерживать его для себя. Но всегда предлагать служение другим. Хотя он сам делает столь многое, нет сомнений, но когда есть возможность дать служение другому, он всегда отдает“.

#00:52:50#

Я молюсь, чтобы в один день обрести хотя бы каплю осознания того, что было предложено мне, что было даровано мне, но по своему невежеству я неспособен сполна оценить это. Я снова и снова удивляюсь Вашей бескорыстной преданности и полной погруженности в служение Шриле Гурудеву и всем вайшнавам. Просто видя это, я чувствую огромное вдохновение продолжать, несмотря на свои бесчисленные неудачи. Верный и очень дорогой слуга Гурудева, нежный поводырь и хранитель своих учеников и последователей и мой дорогой друг. Я молюсь, чтобы Вы никогда не забирали своей милости, и чтобы в один день, когда-нибудь, я сумел хоть как-то пригодиться в Вашем славном служении нашему божественному учителю — Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу. Со смирением, Ваш Парамананда Дас».

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна! Может быть, кто-то еще из старших преданных хочет что-то добавить?

[Обсуждают начало арати.]

Преданный (слова отчетливо не слышны; что-то об Авадхуте Махарадже во время его жизни в Америке): […] В 1994 году я встретил Джаганнатху Валлабху [в храме ИСКООН] на Беговой, и тогда мы познакомились. Сначала у нас сложились близкие отношения, затем мы отдалились, после опять сблизились, снова отдалились. Тем не менее я искренне благодарен ему за то, что наши отношения с ним как-то складываются. […] Я счастлив, что наша встреча с ним произошла. Я желаю ему долгих лет жизни, сознания [Кришны], счастья… Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

#00:56:31#

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна! Еще я хотел бы в завершение сказать [следующее]: когда я в первые в 1978 году приехал сюда, то в то время Санкт-Петербург назывался Ленинградом. В то же время я познакомился с Анантой Шанти Прабху, который буквально недавно, несколько месяцев назад, ушел из этого мира. С ним многое произошло за эти годы. Но знать Авадхута Махараджа — значит знать человека, чье сердце полно безграничной щедрости. И поэтому я счастлив, что опять же благодаря Авадхуту Махараджу я снова встретился с Анантой Шанти Прабху. Многие другие подобные события также происходили, но именно этот эпизод был особенно важен для меня. Потому что, когда я впервые познакомился со Шрилой Шридхаром Махараджем, он спросил меня, каково мое поле проповеди. Мы встретились с ним в феврале 1979 года. И я рассказал ему, что проповедую в восточной Европе и не так давно мне довелось побывать в России. В то время — в Советском Союзе. И он сказал: «О, вам очень повезло, что вам досталось трудное задание. Потому что это потребует от вас еще большего осмысления преданности». Он вдохновлял нас. Но потом он сказал нечто, что вдохновило просто невероятно. Потому что мы знаем, что однажды и сам Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приезжал сюда и, кстати, был совсем рядом с этим местом. Он проходил по Красной площади, заходил в собор Василия Блаженного. Шрила Гуру Махарадж сказал тогда, что над Советским Союзом висело очень густое, темное облако атеизма. Но благодаря тому, что Шрила Прабхупада один раз приехал сюда, это облако рассеялось и теперь солнце сознания Кришны может воссиять над Советским Союзом.

#01:00:11#

кр̣ш̣н̣е сва-дха̄мопагате, дхарма-джн̃а̄на̄дибхих̣ саха
калау наш̣т̣а-др̣ш́а̄м эш̣а, пура̄н̣а̄рко ’дхунодитах̣
[8]

В «Бхагаватам» есть эти слова, где говорится, что в нашу эпоху тьмы, Кали-югу, взошло солнце «Шримад-Бхагаватам», восемнадцатью тысячами лучей рассеяв тьму, вместе с личностями бхагаватами, вместе с великими вайшнавами, которые также рассеивают эту тьму. Это наша великая удача, что эти лучи «Бхагаватам» и лучи таких великих вайшнавов, как Шрила Гурудев, Шрила Авадхут Махарадж, ведут нас, освещая наше будущее здесь и сейчас.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж авирбхав маха-махотсава титхи ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное Имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

[2] Клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄ / са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать Самого Шри Кришну».

[3] На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

[4] Вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана / баху-ш́а̄кха̄ хй ананта̄ш́ ча, буддхайо ’вйаваса̄йина̄м — «Разум тех, кто решительно посвятил себя Мне, непоколебим, ибо Я их единственная цель. О возлюбленный потомок династии Куру, бесконечно разветвлен разум тех, кто нерешителен» (Бхагавад-гита, 2.41).

[5] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[6] По всей видимости, имеется в виду единственный визит Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады в СССР в 1971 году.

[7] Во второй части предложения речь идет о проповеди концепции гаудия-вайшнавизма, в частности идей Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилой Авадхутом Махараджем, которую он начал в середине 90-х в России.

[8] «После того как Господь Кришна удалился в Свою обитель, а вместе с Ним ушли религиозные принципы и трансцендентное знание, на небосклоне Кали-юги взошла, словно солнце, эта Пурана, „Шримад-Бхагаватам“, даруя свет всем, кто утратил духовное зрение» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.43; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.321).

 



←  «О Шриле Б. Б. Авадхуте Махарадже». Шрила Б. А. Данди Махарадж. 2016 год. Киев, Украина ·• Архив новостей •· “Vedavyas.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 2 November 1982. Navadwip Dham, India  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 61.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Вьяса-пуджа
Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа

(22 июля 2013 года. Москва, Кисельный)

 

…И матушка Яшода, испытывая чувство родительской заботы, родительской любви к своему сыну Кришне, думает, чувствует таким образом: «Чтобы мой сын не попал в беду, пока я занята домашними делами, пока я взбиваю масло и занимаюсь другими домашними обязанностями, будет хорошо для Него, если я привяжу Его». Итак, она старается привязать Его к большой каменной ступе, очень тяжелому предмету, чтобы Кришна был в безопасности. Иногда я видел в международных аэропортах в транзитной зоне, как родители, взрослые гуляют и двое детей у них привязаны — как на поводке. Проблема была только в том, что эти два ребенка бежали в разные стороны. [Смех.] Но идея схожа.

#00:00:47#

Итак, Яшода надумала связать Кришну. Итак, она связала вместе много веревок… У них много веревок, потому что они постоянно пасут коров, телят. Итак, она собрала много веревок. Но, собрав все веревки вместе, она поняла, что ей не хватает веревки всего на два пальца. И не смогла связать Кришну. Она принесла еще веревок. И в итоге все равно веревки не хватает на два пальца. Она старалась снова и снова. Старалась рассчитать, как же связать Безграничного. Но Безграничного нельзя охватить материальными расчетами.

#00:02:29#

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣[1]

Рупа Госвами пишет, что Имя Кришны, облик Кришны, качества Кришны, деяния Кришны — все это целиком и полностью за пределами постижимого для человека. Это вовсе не похоже на голливудский видеомонтаж или фокусы фокусника. Безграничный обязательно должен быть за пределами того, что может ухватить ограниченный. Иначе какой смысл в понятии «Безграничный»? Одно из имен Кришны — Адхокшаджа. Это значит, что Он за пределами того, что могут ухватить чувства, ум или разум. Но Кришна заметил усилия Своей матушки. Она вспотела, цветы начали выпадать из ее волос — она старалась изо всех сил. И увидев, что у нее на сердце, Кришна согласился быть связанным. Поэтому мы вправе сказать, что Кришна был связан веревками любви и нежности.

#00:04:37#

…ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[2]

Природа преданности такова, что даже одна ее капля, оказавшись в сердце крошечного живого существа, способна притянуть к себе Самого Безграничного.

#00:04:39#

[Бенгали.] И поэтому Нароттам Дас Тхакур говорит: «Не пытайтесь обратиться к Кришне напрямую. Но ищите прибежище в преданном Кришны. И Кришну вы обретете спонтанно». Сам Кришна заявляет: «Те, кто говорят, что они непосредственно преданы Мне, — те не преданы Мне. Но тайна в том, что те, кто предан Моим преданным, — они Мои настоящие преданные».

#00:06:10#

…гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[3]

Сам Махапрабху выражает Свое стремление такими словами: «Я хочу быть слугой слуги слуги Повелителя гопи Вриндавана». Иногда Гуру Махарадж называет это телескопической системой — когда глаза преданности каждого из преданных выступают в качестве одной из линз в телескопической системе. И тогда Бог, Безграничный, Тот, Кто обычно считается чем-то далеким, абстрактным, расплывчатым, благодаря этой телескопической системе видения преданных, становится чем-то четко видимым, ясным, конкретным. Бывает эгоцентризм и богоцентризм. И лучший из видов богоцентризма гуруцентричен.

#00:07:35#

В логотипе, символе нашего Матха Шрила Гурудев наглядно изобразил концепцию нашего Гуру Махараджа. Он говорил: «Ученик подобен лотосу, Гуру подобен воде, а Кришна подобен солнцу. Когда лотос покоится на воде, то жаркое солнце питает лотос. Но стоит убрать воду от лотоса и то же самое солнце сожжет лотос». Поэтому преданный оказывается нигде, если у него нет прибежища у лотосоподобных стоп Шри Гуру.

#00:09:31#

вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана…[4]

Когда Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада писал свой перевод и комментарий к Бхагавад-гите, то, как он сам это описывает, он пережил откровение, прозрение, изучая комментарии к этому стиху Бхагавад-гиты Вишванатха Чакраварти Тхакура. Он понял, что единственное предназначение ученика, единственный смысл его существования — это исполнить указание Гуру.

#00:10:02#

Когда Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж обратился, пришел к стопам своего учителя, Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, то он спросил его: «Как я могу вам служить?»

#00:10:46#

тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[5]

В Бхагавад-гите Кришна объясняет, что для постижения этого знания необходимо смиренно обратиться к стопам Гуру, предаться ему и затем смиренно задавать ему вопросы. Вопросы какого рода? О севе. «Как я могу служить вам?» Не пытаться разобраться, как Гуру и Господь могут послужить нашим низшим интересам. Но понять, как мы можем пригодиться в служении их высшим интересам. И Шрила Гурудев дал ему указание — принести сознание Кришны, в особенности сознание Кришны в понимании Шридхара Махараджа, в Россию. Точно так же, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде принести сознание Кришны в Америку. Все подробности — как именно совершать это служение — явятся сами собою в сердце искреннего служителя, по мере его попыток исполнить волю Гуру. Вера превыше расчетов. Также и Авадхут Махарадж — хотя он мог бы сделать множество расчетов, отталкиваясь от этого указания Гуру, но в конечном счете мы хотим жить и действовать в мире веры.

#00:13:05#

Итак, поверив в указания своего Гурудева, Говинды Махараджа, Авадхут Махарадж отдал, посвятил свое тело, свой ум, свой разум, свое сердце и душу целиком и полностью этому указанию Гуру. И задействовал в служении лотосоподобным стопам своего Гурудева всех своих родственников. Мы знаем — чтобы какое-то движение было успешно, необходим надежный философский фундамент. И подобным фундаментом, сокровищем Шри Чайтанья Сарасват Матха всегда были уникальные, неповторимые концепции Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. В особенности — как они были выражены в публикациях. То есть вы можете обнаружить этот фундамент в особенности в таких книгах, как «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Субъективная эволюция сознания», «Любовный поиск потерянного слуги», «Золотой Вулкан божественной любви» и «Бхагавад-гита. Тайное сокровище сладчайшего Абсолюта».

#00:15:17#

Итак, Авадхут Махарадж позаботился о том, чтобы перевести на русский язык и издать книгу «Шри Гуру и его милость», а впоследствии и другие книги. И вследствие этого концепция Шрилы Гуру Махараджа начала выражаться на русском языке. Впервые мне представилась возможность приехать сюда в 1978 году. И меня не покидало ощущение, что каждое из слов русского языка, которое использовалось при выражении этой концепции, этих идей сознания Кришны, очищалось и достигало своего изначального чистейшего значения. Это перекликается с идеей Мадхвачарьи, который говорил о значении слов, используя следующую аналогию: если вы запрягаете лошадь, то вы надеваете на нее узду для того, чтобы направлять ее в ту сторону, в которую вам нужно. Но если вы снимете с лошади узду, то она отправится туда, куда сама пожелает. Подобным же образом все слова ограничены в своих значениях каким-то местным контекстом. Но если мы устраним эти конечные ограничения, то все слова устремятся к Безграничному. Устремятся к Кришна-концепции. Итак, мы слышали, что как ранее, еще до этого русский язык был использован для выражения Кришна-концепции[6], так же и ныне он был очень счастлив предоставить свои услуги для выражения высшей сиддханты, концепции Шрилы Шридхара Махараджа[7].

#00:18:35#

Когда мы впервые приезжали сюда в 1978–79 годах, то мы вынужденным образом представляли только очень общие представления о сознании Кришны. Но когда я вернулся сюда в 2000 году и спросил людей: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?», то люди стали говорить такое: «Шрила Шридхар Махарадж пишет в „Шри Гуру и его милости“ следующее…» Я был очень удивлен. [Смеется.] Я думал: «Как такое могло случиться?» И в 2000 году я спросил Шрилу Гурудева: «Что вы хотите, чтобы я делал?» И он сказал: «У меня есть один ученик — Джаганнатха Валлабха. Если вы поможете ему в его проповеди, я буду очень доволен». И я подумал: «Как? Россия?» Я подумал: «В последний раз, когда я был в России (тогда еще в СССР), то там даже сахар продавался в непритязательных бумажных пакетах, на которых единственной надписью было «Сахар. 500 гр.». И когда мы однажды вышли на Невский в попытках найти сок, то кто-то принес нам огромную трехлитровую банку сока. Банку, на которой было написано «Сок». Это был березовый сок. Вот, пожалуйста. Итак, я подумал: «Что-то мне не хочется туда возвращаться». [Смех.] Но Гурудев сказал: «Ну, не обязательно же все время там жить. Но, так или иначе, я хочу, чтобы вы познакомились с Джаганнатхой Валлабхой». Таким было прежнее имя Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. И судьба распорядилась так, что я познакомился с ним в Майяпуре. Я приехал туда, и он приехал туда, и мы ехали на одном рикше, возвращаясь оттуда. И я сказал ему: «Гурудев считает, что нам следует встретиться и обсудить проповедь в России». Так или иначе. К чему я говорю все это? Что само указание Гуру было очень просто. Он сказал ему: «Устрой что-либо, чтобы выразить концепцию Гуру Махараджа в России». Это очень простые слова, но он принял их в глубине сердца. Позже Гурудев сказал, что мне и Авадхуту Махараджу следует работать вместе, чтобы достичь этой цели. И сейчас, четырнадцать лет спустя, мы все еще следуем этому указанию. Со временем я смог оценить особые качества и таланты Шрилы Авадхута Махараджа.

#00:22:52#

Как, например, в свое время был открыт ресторан «Джаганнат-экспресс». Когда Авадхут Махарадж впервые показал мне то место, которое должно было стать рестораном «Джаганнат-экспресс» (это было за месяц до приезда Шрилы Гурудева в Россию), это место выглядело, как дом после бомбежки. И внутри, посреди всего этого разгрома, стояло дорогое оборудование для ресторана стоимостью десять тысяч долларов. И я с наивностью спросил Авадхута Махараджа: «А у вас есть хоть кто-нибудь, кто может пользоваться такой дорогой машиной?» [Смеется.] Он сказал: «Мой дядя». [Смех.] «Ну, надеюсь».

#00:23:57#

Итак, было много признаков, говоривших о том, что едва ли удастся что-либо открыть всего через месяц. И я отправился тогда в проповеднический тур на Украину и в другие места по России, и, через месяц вернувшись, я стал свидетелем торжественного открытия ресторана. Много журналистов, телевидение, фотографы и все остальное. И там был Шрила Говинда Махарадж, и Авадхут Махарадж говорил Гурудеву, как ему следует отвечать журналистам: «Вы — Гуру, вы приехали из Индии, вы благословляете русских». И когда включились камеры, Шрила Гурудев ровно так и сказал: «Я Гуру, приехал из Индии, хочу благословить всех русских». [Смех.] И, выражаясь словами Шекспира, я понял, «что в его безумии есть метод».

#00:25:31#

Когда Авадхут Махарадж впервые показал мне это здание, где мы с вами сейчас находимся, оно также выглядело, как здание после бомбежки. Я вот так вот смотрел на него. [Изображает крайнее изумление. Смех.] И с огромной радостью он говорил: «И более того — мы еще и в двух шагах от КГБ». [Смех.] Но в итоге он построил здесь культурный центр. Не религиозное учреждение, но «Культурный центр Шри Чайтанья Сарасвати». И я думаю, что до сего дня не знаю всего, что здесь находится. Новые комнаты регулярно появляются. Это место стало популярно во многих разных смыслах. Требуется определенный гений для того, чтобы правильно увидеть все приметы в окружающей реальности и суметь устроить все так, чтобы сделать главное доступным для людей.

#00:27:16#

Ведь главное, что мешает нам соприкоснуться с тем, что подлинно духовно, — это наши собственные предрассудки касательно того, что такое духовное. Очень редкий человек в состоянии увидеть нечто более глубокое, чем просто пропаганда, преодолеть свои собственные предрассудки и соприкоснуться с подлинной духовной глубинной сутью. И на самом деле это главное, что мы пытаемся сделать здесь. А именно — дать людям возможность соприкоснуться с подлинной духовной субстанцией. А средства — вторичны.

#00:28:25#

Шрила Авадхут Махарадж придумал множество различных способов, различных каналов, ведущих к этой цели. За эти четырнадцать лет мы провели множество программ здесь. Некоторые из них были невероятно успешны. Некоторые — совсем нет. Иногда мы арендовали залы на пятьсот человек и приходило человек семьдесят пять. Из них пятьдесят — наши собственные люди. [Смех.] А еще пятнадцать — гости из ИСККОН. А пятеро — просто сумасшедшие, которые заблудились. [Смех.] Которые, наверное, вообще не туда, куда хотели, пришли. Но мы проводили эти программы. И Авадхут Махарадж всегда снова и снова говорил мне, что у него есть определенное видение, он следует определенной системе, и что в какой-то момент все это сложится в единую картину.

#00:30:05#

Помню, однажды мы сидели на программе в Запорожье. И когда я ехал на программу, то мы застряли в пробке. Единственный случай, когда мне доводилось сталкиваться с такими пробками, — это когда люди собираются на рок-концерт. Я подумал: «Наверное, этим же вечером, когда у нас программа, где-то проходит рок-концерт и поэтому — все эти пробки». Но, доехав до программы, я понял, что все эти пробки были созданы людьми, которые ехали на нашу программу. Внутри было много журналистов, интервью, телевидение. И зал на целых две тысячи мест, причем большинство пришедших туда были в основном в хороших костюмах. И тогда я понял об Авадхуте Махарадже, что в его безумии есть метод.

#00:31:39#

Однажды мы путешествовали по России. Часто мы ездим в Томск, в Сибирь, но в тот раз мы вместе с Авадхутом Махараджем отправились в Ижевск. И в завершение нашего недельного пребывания там, уже улетая оттуда, в аэропорту я встретил одну американку и, поговорив с ней, спросил: «Понравилось ли вам в Сибири?» На что она ответила: «Но мы же не в Сибири». И тут я повернулся к Авадхуту Махараджу: «Как? Вы же говорили, что это Сибирь!» Та женщина сказала: «Нет, это не Сибирь». Я сказал: «Но, Авадхут Махарадж, вы же говорили мне, что мы едем в Сибирь». И всю неделю программ там я приводил примеры про снег, про отрицательные температуры, про холод. Он сказал: «Ну, здесь как Сибирь». [Смех.] Он подумал, что мне будет интереснее, если он пообещает мне, что я еду в Сибирь. [Смех.] Поэтому он сказал: «Здесь как Сибирь». Я сказал ему: «Но мне на самом деле важно знать, где я на самом деле нахожусь».

#00:33:50#

Однажды, когда я еще только пытался приспособиться, подстроиться под Авадхута Махараджа, пытался правильно с ним взаимодействовать, я беседовал с его старшим братом Сатьей Сундаром Прабху. И Сатья Сундар Прабху тогда сказал, не пытаясь нисколько быть саркастичным или даже пошутить, он сказал совершенно серьезно: «Многое из того, что говорит мой брат (он имел в виду Авадхута Махараджа), — это правда, но еще не произошло». [Смех.] Он сказал: «Но обычно так и происходит. Просто часто он говорит об этом еще до того, как это произойдет». Это как бы древняя русская традиция. [Смех.] Печатать карту, на которой есть города, которые еще не построены. И он продолжает эту традицию. Есть много разных моментов. И Шрила Гурудев говорит об Авадхуте Махарадже, что словно какая-то мистическая сила действует для него.

#00:35:29#

Однажды Авадхут Махарадж организовал большие программы в большом парке и, судя по всему, мы ожидали пятьдесят тысяч гостей. Но может быть кто-то из правительства стал нервничать, что такие большие толпы, и движение перекрыли. В итоге добралось до нашего фестиваля всего десять тысяч человек. И Авадхут Махарадж тогда извинялся перед Гурудевом: «Простите, что на вашу программу придет всего десять тысяч человек». И в Санкт-Петербург на наш фестиваль приехало много преданных из-за рубежа. И Авадхут Махарадж, стараясь обеспечить им культурный досуг, развлечения, однажды организовал им посещение цирка. Но Шрила Гурудев был удивлен… Сам Шрила Гурудев в тот день остался в Лахте, но он был изумлен, что Шрила Авадхут Махарадж не просто съездил в цирк, а привез с собой артистов цирка, чтобы познакомить их со Шрилой Гурудевом. [Смех.] Поэтому Авадхут Махарадж всегда думает, как обернуть любую ситуацию так, чтобы она была благоприятна для распространения сознания Кришны.

#00:37:33#

Помимо этого культурного центра, у нас есть также наш флагманский центр — главный храм в Санкт-Петербурге, в Лахте. Там установлены Божества Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава. И поскольку Санкт-Петербург, как известно, раньше назывался Ленинградом, то по поводу открытия этого храма Кришны в Петербурге была опубликована статья в индийской газете. У Шрилы Гурудева в Калькутте на его веранде была вырезка из этой газеты. Статья была озаглавлена так: «Храм Чайтаньи на пороге города Ленина». Гурудев, как и все гаудия-вайшнавы, очень гордился этим. И всякий раз, посещая Петербург, мы неизменно проезжаем мимо корабля «Аврора». Вы лучше меня знаете историю — это корабль, с сигнала которого началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Но понятие «аврора» связано с рассветом. На бенгальском языке это то, что называется «аруно-дой» — когда солнце только восходит над горизонтом. Поэтому мы были рады и этому символическому совпадению — что святые лучи концепции Шрилы Гуру Махараджа также явили себя, взойдя над этим удивительным местом.

#00:39:58#

В одном из своих писем, где я выражал благодарность Авадхуту Махараджу, я написал: «Нет лучшего друга, чем тот, кто задействует вас в сознании Кришны». А более конкретно — в служении Гуру и вайшнаву. И Шрила Гурудев в ответ на те слова сказал, говоря прежде всего о тех, кто служит здесь под руководством Авадхута Махараджа: «Если вы здесь будете служить под руководством Авадхута Махараджа, то это и будет преданностью». И я иногда напоминаю преданным, что, хотя Авадхут Махарадж непрестанно выражает мне огромное почтение и уважение, тем не менее я считаю, что и я сам служу под руководством Авадхута Махараджа. Я очень благодарен тому моменту, той минуте, когда Говинда Махарадж свел нас вместе.

#00:41:39#

Этот центр особенно важен для нас. И президент этого центра — Рам Рай Прабху. Благодаря ему мы всегда спокойны, зная, что здесь не о чем волноваться. Все в центре работает должным образом под его руководством. И сейчас я бы хотел, чтобы вы, Рам Рай Прабху, на прекрасном русском языке выразили несколько слов благодарности или что-то сказали об Авадхуте Махарадже.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж авирбхав маха-махотсава титхи ки джай!

#00:42:58#

Рам Рай Прабху (говорит очень тихо): Трудно говорить, конечно… Но об Авадхуте Махарадже всегда есть что сказать. Я провел с ним много времени. Есть что вспомнить приятного и неприятного. Но учение вайшнавизма и наших учителей указывает обращать внимание только на хорошее. Авадхут Махарадж вдохновляет нас в духовной жизни, вдохновляет нас служить. Зачастую трудно обращать внимание на хорошие вещи… Я также благодарен Авадхуту Махараджу за то, что он привез Шрилу Говинду Махараджа в Россию. Когда я приехал с Украины, испытывая определенные трудности. Я искал некое духовное движение, ходил в ИСКООН, но испытал разочарование. И когда Шрила Авадхут Махарадж привез сюда, в Россию, Шрилу Говинду Махараджа и других преданных также, я испытал некое внутреннее новое вдохновение после нескольких лет духовных исканий. И я понял, что здесь надо найти свое пристанище и здесь разобраться, что к чему. И я никогда не жалел об этом. Иногда мы, может быть, расходились во мнениях со Шрилой Авадхутом Махараджем, как вот Госвами Махарадж говорил, что он не всегда был согласен с его совершенно невероятным ходом мыслей. Я тоже иногда думал: «Ну нет, под это я подписываться не буду». [Смеется.] Надо понять, что речь идет не о единичных случаях. С 1996 года прошло уже порядка семнадцати лет. Было много таких случаев. Но в конечном итоге мне никогда не приходилось жалеть, что я именно в этой миссии, что я помогаю здесь в развитии Авадхуту Махараджу. И я рад, что он также доверяет мне, несмотря на какие-то наши разногласия. Он тот редкий человек, который, несмотря на то, что он состоявшийся бизнесмен, достаточно богатый человек (все, что мы видим, построено только на его деньги: храмы, рестораны и многое другое), он еще и творческий человек. Он очень разносторонне развитый. Выдающийся человек, выдающаяся личность, в том числе и духовная личность.

#00:47:26#

И несмотря на то, что часто в этом мире происходит так, что люди, если достигли чего-то, становятся закрытыми, к ним очень трудно подступиться, они становятся подозрительными, недоверчивыми, то Авадхут Махарадж — обычный простой человек. Другие люди могут просто пообщаться с ним, он может им доверить сразу же какой-нибудь проект и так далее. Это одно из вайшнавских качеств — некая простота, некая доверительность. Человек доверяет, что Господь, Гурудев все разрулят. И он всегда дает шанс новым людям как-то выразиться, как-то послужить божественному началу. И я также рад, что Авадхут Махарадж доверил мне и до сих пор доверяет какие-то проекты. И я рад, что он по праву занимает здесь достойное место лидера. Я также рекомендую вам присмотреться повнимательнее к этой личности. И вообще, если кто-то незнаком с нашим движением, несмотря на его внешне не русские, не славянские корни, — не обращать внимания на внешние националистические «-измы», а присмотреться внимательнее к этому движению и ко многим личностям здесь. Потому что многие очень искренне заслуживают нашего внимания. И это движение, эта философия на протяжении семнадцати лет… Ни разу в жизни я не пожалел, что соприкоснулся с этими идеями. Это самое ценное, что, пожалуй, было известно вообще на моем пути. Поэтому я всем вам также желаю удачи и духовных реализаций, духовных благ.

#00:49:43#

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна! Джай Рам Рай Прабху ки джай!

Также я хочу, чтобы здесь прозвучало письмо, написанное Параманандой Прабху. Это подношение от Парамананды Прабху Авадхуту Махараджу. Это один из русских преданных, который по стечению обстоятельств не был в России уже пятнадцать лет. Он живет в Таиланде. Но это один из значимых преданных, и он глубоко уважает и Авадхута Махараджа, и Яду Кришну Прабху, потому что не один Авадхут Махарадж является фундаментом русской миссии. И я хотел бы, чтобы вы услышали, как Парамананда Прабху, будучи духовным братом Авадхута Махараджа, выражает свои чувства по отношению к нему.

#00:51:23#

Ашутош Кришна Прабху (зачитывает письмо): Итак, я зачитаю письмо, в оригинале написанное на английском.

«Дорогой Махарадж! Пожалуйста, примите мои дандават-пранамы. Я просто хотел сказать: „С днем рождения“ и „Благодарю“. Все истинное, что у меня есть, пришло благодаря Вашей вере и Вашей милости. Я бесконечно признателен Вам за то, что Вы привели меня к лотосоподобным стопам Шрилы Гурудева и предложили меня ему. Без Вас это было бы невозможно. И такой человек, как я, не был бы принят Гурудевом. С самой нашей первой встречи в Таиланде Вы без устали вдохновляете меня и даете мне самые исключительные возможности служения. И я подводил Вас так много раз! Но Вы все равно продолжаете верить в меня. Однажды, когда вы поступили в очередной раз именно так, Шрила Гурудев сказал мне: „У Авадхута Махараджа есть одно очень хорошее качество. У него есть много хороших качеств, но это — важное. А именно: это качество Шримати Радхарани — всегда давать самое драгоценное служение преданным. Не придерживать его для себя. Но всегда предлагать служение другим. Хотя он сам делает столь многое, нет сомнений, но когда есть возможность дать служение другому, он всегда отдает“.

#00:52:50#

Я молюсь, чтобы в один день обрести хотя бы каплю осознания того, что было предложено мне, что было даровано мне, но по своему невежеству я неспособен сполна оценить это. Я снова и снова удивляюсь Вашей бескорыстной преданности и полной погруженности в служение Шриле Гурудеву и всем вайшнавам. Просто видя это, я чувствую огромное вдохновение продолжать, несмотря на свои бесчисленные неудачи. Верный и очень дорогой слуга Гурудева, нежный поводырь и хранитель своих учеников и последователей и мой дорогой друг. Я молюсь, чтобы Вы никогда не забирали своей милости, и чтобы в один день, когда-нибудь, я сумел хоть как-то пригодиться в Вашем славном служении нашему божественному учителю — Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу. Со смирением, Ваш Парамананда Дас».

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна! Может быть, кто-то еще из старших преданных хочет что-то добавить?

[Обсуждают начало арати.]

Преданный (слова отчетливо не слышны; что-то об Авадхуте Махарадже во время его жизни в Америке): […] В 1994 году я встретил Джаганнатху Валлабху [в храме ИСКООН] на Беговой, и тогда мы познакомились. Сначала у нас сложились близкие отношения, затем мы отдалились, после опять сблизились, снова отдалились. Тем не менее я искренне благодарен ему за то, что наши отношения с ним как-то складываются. […] Я счастлив, что наша встреча с ним произошла. Я желаю ему долгих лет жизни, сознания [Кришны], счастья… Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

#00:56:31#

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна! Еще я хотел бы в завершение сказать [следующее]: когда я в первые в 1978 году приехал сюда, то в то время Санкт-Петербург назывался Ленинградом. В то же время я познакомился с Анантой Шанти Прабху, который буквально недавно, несколько месяцев назад, ушел из этого мира. С ним многое произошло за эти годы. Но знать Авадхута Махараджа — значит знать человека, чье сердце полно безграничной щедрости. И поэтому я счастлив, что опять же благодаря Авадхуту Махараджу я снова встретился с Анантой Шанти Прабху. Многие другие подобные события также происходили, но именно этот эпизод был особенно важен для меня. Потому что, когда я впервые познакомился со Шрилой Шридхаром Махараджем, он спросил меня, каково мое поле проповеди. Мы встретились с ним в феврале 1979 года. И я рассказал ему, что проповедую в восточной Европе и не так давно мне довелось побывать в России. В то время — в Советском Союзе. И он сказал: «О, вам очень повезло, что вам досталось трудное задание. Потому что это потребует от вас еще большего осмысления преданности». Он вдохновлял нас. Но потом он сказал нечто, что вдохновило просто невероятно. Потому что мы знаем, что однажды и сам Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приезжал сюда и, кстати, был совсем рядом с этим местом. Он проходил по Красной площади, заходил в собор Василия Блаженного. Шрила Гуру Махарадж сказал тогда, что над Советским Союзом висело очень густое, темное облако атеизма. Но благодаря тому, что Шрила Прабхупада один раз приехал сюда, это облако рассеялось и теперь солнце сознания Кришны может воссиять над Советским Союзом.

#01:00:11#

кр̣ш̣н̣е сва-дха̄мопагате, дхарма-джн̃а̄на̄дибхих̣ саха
калау наш̣т̣а-др̣ш́а̄м эш̣а, пура̄н̣а̄рко ’дхунодитах̣
[8]

В «Бхагаватам» есть эти слова, где говорится, что в нашу эпоху тьмы, Кали-югу, взошло солнце «Шримад-Бхагаватам», восемнадцатью тысячами лучей рассеяв тьму, вместе с личностями бхагаватами, вместе с великими вайшнавами, которые также рассеивают эту тьму. Это наша великая удача, что эти лучи «Бхагаватам» и лучи таких великих вайшнавов, как Шрила Гурудев, Шрила Авадхут Махарадж, ведут нас, освещая наше будущее здесь и сейчас.

Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж авирбхав маха-махотсава титхи ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное Имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

[2] Клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄ / са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать Самого Шри Кришну».

[3] На̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

[4] Вйаваса̄йа̄тмика̄ буддхир, экеха куру-нандана / баху-ш́а̄кха̄ хй ананта̄ш́ ча, буддхайо ’вйаваса̄йина̄м — «Разум тех, кто решительно посвятил себя Мне, непоколебим, ибо Я их единственная цель. О возлюбленный потомок династии Куру, бесконечно разветвлен разум тех, кто нерешителен» (Бхагавад-гита, 2.41).

[5] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

[6] По всей видимости, имеется в виду единственный визит Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады в СССР в 1971 году.

[7] Во второй части предложения речь идет о проповеди концепции гаудия-вайшнавизма, в частности идей Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилой Авадхутом Махараджем, которую он начал в середине 90-х в России.

[8] «После того как Господь Кришна удалился в Свою обитель, а вместе с Ним ушли религиозные принципы и трансцендентное знание, на небосклоне Кали-юги взошла, словно солнце, эта Пурана, „Шримад-Бхагаватам“, даруя свет всем, кто утратил духовное зрение» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.43; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.321).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования