«Вриндаван Дас Тхакур». Статья Садху Прии Прабху

да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄
чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау
двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау
вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау

«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром, а также перед Кришнадасом Кавираджем Госвами, ибо оба они низошли как воплощение Ведавьясы. Вриндаван Дас Тхакур был явным (вьякта) Ведавьясом, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна) Вьясом, и вместе они явили Чайтанья-лилу. Но оба в высшей степени благословлены Нитьянандой Прабху! Они украшены пылью с всемилостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху (двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау1.

Во время Шри Чайтанья Сарасват Матх Шри Навадвип Дхам парикрамы преданные в течение четырех дней путешествуют по святой Дхаме Гаура-мандалы (Навадвипа Дхаме), посещая различные особенные места.

На четвертый и последний день мы посещаем последний остров Модадрумадвип. Конечная остановка — место, именуемое Мамгачи. Именно здесь, в Мамгачи, прошла свадебная церемония Шримати Нараяни Деви, племянницы Шриваса Тхакура, а затем родился ее сын, Шрила Вриндаван Дас Тхакур.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху явил Свою божественную природу в доме Шриваса Тхакура, открыв Свое истинное «Я» собравшимся там преданным, Нараяни Деви была маленькой девочкой. Эти деяния описаны в «Шри Чайтанья Бхагавате».

Когда Гауранга Махапрабху одарил Нараяни Деви Кришна-премой, ей было всего лишь четыре года. Вместе со Шривасом Тхакуром и Малини Деви она находилась в Шривас Ангане. Однажды Шри Чайтанья Махапрбху неожиданно появился там в настроении Всевышнего, провозглашая: «Я — это Он! Я — это Он!»

Он ворвался в алтарную комнату Шриваса Тхакура и раскрыл Себя перед дрожащим и ошеломленным Шривасом как Всевышний. Затем Махапрабху обратился ко всем домашним Шриваса, включая Нараяни. Заверив всех в том, что нет причин бояться солдат Чханда Кази, Гауранга Махапрабху раскрыл Свои намерения одержать победу над Кази и нарушить его запрет на проведение Харинама-санкиртаны.

Сначала, как Сверхдуша, Он преобразит сердце Кази. Затем, если потребуется, Он одержит победу над всеми священниками Кази и установит превосходство воспевания Святого Имени. И, чтобы утвердить это превосходство, Он сделает так, что все люди и животные станут воспевать «Харе Кришна» в величайшем восторге.

Затем, заметив Нараяни, Махапрабху сказал: «Нараяни! Воспевай Имя Кришны и рыдай в упоении». После этих слов маленькой Нараяни овладели волнующие духовные переживания, и она, охваченная Кришна-премой, восклицающая: «О Кришна!», начала кататься по земле.

«Благодаря своей великой удаче Нараяни получала все, что оставалось от трапезы Господа. Хотя она была лишь простодушной деревенской девочкой, Господь благоволил ей, отдавая остатки пищи, к которой прикасались Его святые уста».

Шрила Кави Карнапура написал в своей «Шри Гаура-ганодеша-дипике» [43], что ранее в Кришна-лиле Нараяни была Килимбикой, младшей сестрой Амбики, няни Кришны. Он также открывает, что Амбика явилась как Малини Деви, супруга Шриваса Тхакура2. Таким образом, Амбика и Килимбика появились в деяниях Шримана Махапрабху как Малини Деви и Нараяни Деви, играя те же роли служанок.

Через некоторое время после того, как Махапрабху принял санньясу и оставил Майяпур, Нараяни вышла замуж и пришла в Мамгачи, чтобы навсегда остаться там. Когда ее муж внезапно умер, она носила в своем чреве Вриндавана Даса. Став вдовой, она жила очень простой жизнью служанки в доме Васудевы Датты.

Вриндаван Дас явился на свет через четыре года после принятия санньясы Шри Чайтаньей Махапрабху, в день кришна-двадаши в месяц Тривикрам (май-июнь) по вайшнавскому календарю 1514 года. Когда в 1534 году Махапрабху ушел из этого мира, Вриндавану Дасу было всего лишь двадцать лет.

В своем комментарии на «Чайтанья Бхагавату» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «В родовом доме Малини Деви рос Вриндаван Дас, играя как маленький мальчик. Там его лелеяли и о нем заботились, будто о драгоценном камне».

В шестнадцатилетнем возрасте Вриндаван Дас принял посвящение у Нитьянанды Прабху и отправился с Ним странствовать и проповедовать. Он был очень близким учеником и спутником Нитьянанды Прабху. Проповедническая группа посещала деревню за деревней и раздавала божественную любовь всем и каждому.

В нескольких километрах от места рождения Шрилы Гурудева, Бамунпары Дхамы, находится селение Денур. Вся эта область была местом деяний Нитьянанды Прабху и всех Его спутников. В память об этих деяниях Шрила Гурудев дал озеру, что позади нашего храма в Бамунпаре, название «Нитьянанда Саровар».

После того как Махапрабху, будучи санньяси, сделал местом Своего пребывания Пури, каждый год в мае-июне преданные приходили туда на несколько месяцев, чтобы увидеть фестиваль Ратха-ятру и присоединиться к Махапрабху.

В один особый год путь Нитьянанды Прабху лежал через область Навадвипы. Его личным слугой был Его ученик — юный Вриндаван Дас Тхакур. Во время их путешествия Вриндаван Дас взял на себя заботу об удовлетворении всех потребностей Нитьянанды.

В каждом месте, которое они посещали, о Нитьянанде Прабху заботились местные преданные, и повсюду, где они проходили, в честь Нитьянанды Прабху и Его спутников устраивались роскошные пиры.

После одного из таких пиров Нитьянанда Прабху обратился к Вриндавану Дасу, чтобы тот принес для Него немного плодов харитаки, которые помогают пищеварению после приема пищи. Вриндаван Дас раздобыл этот фрукт, чтобы порадовать и удовлетворить Нитьянанду. Затем они продолжили свое проповедническое странствие, пройдя через Бамунпару и посетив деревню Денур.

Именно здесь, в Денуре, Нитьянанда Прабху организовал встречу с бенгальскими преданными, чтобы они смогли отправиться вместе с санкиртаной в Пури с целью повидать Махапрабху.

Итак, они связались с главным координатором, Шиванандой Сеном, и он прибыл туда со всеми вайшнавами, пришедшими в том году. Они, повстречав друг друга и радостно отпраздновав то, что очень скоро они снова увидят Махапрабху, провели на окраине Денура грандиозный фестиваль-санкиртану.

После большой санкиртаны, во время которой Нитьянанда Прабху упоенно танцевал, всем преданным были поданы замечательные яства. После пира Вриндаван Дас подошел к Нитьянанде Прабху и снова предложил ему фрукт харитаки. Он, предвидя этот момент, сохранил немного со вчерашнего дня. Нитьянанда Прабху тут же спросил его: «Где ты взял этот харитаки?»

Вриндаван Дас ответил, что, видя, как сильно тогда Нитьянанда наслаждался этим фруктом, он, чтобы удовлетворить своего Гурудева, решил припасти немного на будущее.

Нитьянанда сразу же внешне пришел в ярость и наказал своего ученика, Вриндавана Даса. Он воскликнул: «Ты вовсе не монах, ты домохозяин. Ты откладываешь в свой мешочек на завтра и на послезавтра. Больше ты не будешь путешествовать со Мной. Ты надолго останешься здесь, в этой деревне, и не пойдешь в Пури».

Вриндаван Дас опечалился, к тому же он еще не видел Махапрабху лично, но он повиновался указанию Нитьянанды Прабху. Один из вайшнавов-домохозяев этой деревни сразу же дал ему приют и взял на себя заботу о нем.

Именно здесь Вриндаван Дас провел остаток жизни. Он установил божества Нитьянанды и Махапрабху и в этом месте написал великую священную книгу «Шри Чайтанья Бхагавату», описывающую деяния Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды Прабху.

Он очень широко проповедовал по всей области Денура и Бамунпары, даруя милость Нитьянанды всем и каждому.

На самом деле таково было сокровенное желание Нитьянанды Прабху: затопить милостью эту область. Так Своими деяниями и игрой Он устроил это.

Вриндаван Дас отправился на первый праздник Гаура-пурнимы в Кхетури Граме, сопровождая Джахнаву Деви, вечную супругу Господа Нитьянанды.

Вриндаван Дас Тхакур был настолько сильно поглощен своей любовью к Нитьянанде Прабху, что в «Шри Чайтанья Бхагавате» целые главы посвящены Нитьянанде Прабху, и многие шутят, что на самом деле это не «Чайтанья Бхагавата», а «Нитьянанда Бхагавата».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами выразил высочайшее почтение и признательность, удостоив Вриндавана Даса Тхакура титулом «Вьяса». Он пишет в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 20.82): «Вриндаван Дас Тхакур — любимый преданный Господа Нитьянанды. А в описании деяний Шри Чайтаньи Махапрабху он изначальный Вьясадева». Шрила Вриндаван Дас Тхакур описал Чайтанья-лилу в «Шри Чайтанья Бхагавате» подобно тому, как Шрила Вьясадева описал деяния Кришны в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах.

В великом смирении Кришнадас Кавирадж продолжает прославление Вриндавана Даса: «Слушание “Чайтанья Бхагаваты” сводит на нет все несчастья. Тот, кто читает “Чайтанья Бхагавату”, осознáет славу Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху и обретет высочайшее совершенство — чистую любовь к Кришне».

«Поскольку столь замечательная книга не может быть написана человеческим существом, похоже, сам Махапрабху рассказал ее устами Вриндавана Даса. Я предлагаю миллионы почтительных поклонов лотосоподобным стопам Вриндавана Даса. Составив столь ценную книгу, он освободил каждого из круговорота рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.33—42).

Храм и Божества сохранились в Денуре до наших дней, а часть оригинальной рукописи «Чайтанья Бхагаваты» хранится в шкафу в здании рядом с храмом. За пределами деревни, где Нитьянанда встречался со всеми преданными, растет дерево харитаки и стоит маленький храм с отпечатками стоп Нитьянанды Прабху, свидетельствующий о Его деяниях в этой области. 


1 Шлока, составленная Его Божественной Милостью Шрилой Б. С. Говиндой Дев-Госвами Махараджем.

2 Шри Гаура-ганодеша-дипика, 42.

← «В общении со святыми время не имеет значения». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 31 июля 2011 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· "Традиции киртана в Шри Чайтанья Сарасват Матхе" (часть 7). Садху Прия Прабху. Лахта, Санкт-Петербург. 30 августа 2006 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования