«Вриндаван Дас Тхакур». Садху Прия Прабху | “Vrindavan Das Thakur.” Sadhu Priya Prabhu


Russian

Садху Прия Прабху 

Вриндаван Дас Тхакур

 

да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄
чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау
двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау
вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау

«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром, а также перед Кришнадасом Кавираджем Госвами, ибо оба они низошли как воплощение Ведавьясы. Вриндаван Дас Тхакур был явным (вьякта) Ведавьясой, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна) Вьясой, и вместе они явили чайтанья-лилу. Но оба в высшей степени благословлены Нитьянандой Прабху! Они украшены пылью с всемилостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху (двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау[1].

Во время Шри Чайтанья Сарасват Матх Шри Навадвипа-дхама-парикрамы преданные в течение четырех дней путешествуют по святой дхаме Гаура-мандалы (Навадвипа-дхаме), посещая различные особенные места.

На четвертый и последний день мы посещаем последний остров Модадрумадвипу. Конечная остановка — место, именуемое Мамгачи. Именно здесь, в Мамгачи, прошла свадебная церемония Шримати Нараяни Деви, племянницы Шриваса Тхакура, а затем родился ее сын, Шрила Вриндаван Дас Тхакур.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху явил Свою божественную природу в доме Шриваса Тхакура, открыв Свое истинное «Я» собравшимся там преданным, Нараяни Деви была маленькой девочкой. Эти деяния описаны в «Шри Чайтанья Бхагавате».

Когда Гауранга Махапрабху одарил Нараяни Деви кришна-премой, ей было всего лишь четыре года. Вместе со Шривасом Тхакуром и Малини Деви она находилась в Шривас Ангане. Однажды Шри Чайтанья Махапрбху неожиданно появился там в настроении Всевышнего, провозглашая: «Я — это Он! Я — это Он!»

Он ворвался в алтарную комнату Шриваса Тхакура и раскрыл Себя перед дрожащим и ошеломленным Шривасом как Всевышний. Затем Махапрабху обратился ко всем домашним Шриваса, включая Нараяни. Заверив всех в том, что нет причин бояться солдат Чханда Кази, Гауранга Махапрабху раскрыл Свои намерения одержать победу над Кази и нарушить его запрет на проведение харинама-санкиртаны.

Сначала, как Сверхдуша, Он преобразит сердце Кази. Затем, если потребуется, Он одержит победу над всеми священниками Кази и установит превосходство воспевания Святого Имени. И, чтобы утвердить это превосходство, Он сделает так, что все люди и животные станут воспевать «Харе Кришна» в величайшем восторге.

Затем, заметив Нараяни, Махапрабху сказал: «Нараяни! Воспевай Имя Кришны и рыдай в упоении». После этих слов маленькой Нараяни овладели волнующие духовные переживания, и она, охваченная кришна-премой, восклицающая: «О Кришна!», начала кататься по земле.

«Благодаря своей великой удаче Нараяни получала все, что оставалось от трапезы Господа. Хотя она была лишь простодушной деревенской девочкой, Господь благоволил ей, отдавая остатки пищи, к которой прикасались Его святые уста».

Шрила Кави Карнапура написал в своей «Шри Гаура-ганодеша-дипике» [43], что ранее в кришна-лиле Нараяни была Килимбикой, младшей сестрой Амбики, няни Кришны. Он также открывает, что Амбика явилась как Малини Деви, супруга Шриваса Тхакура[2]. Таким образом, Амбика и Килимбика появились в деяниях Шримана Махапрабху как Малини Деви и Нараяни Деви, играя те же роли служанок.

Через некоторое время после того, как Махапрабху принял санньясу и оставил Майяпур, Нараяни вышла замуж и пришла в Мамгачи, чтобы навсегда остаться там. Когда ее муж внезапно умер, она носила в своем чреве Вриндавана Даса. Став вдовой, она жила очень простой жизнью служанки в доме Васудевы Датты.

Вриндаван Дас явился на свет через четыре года после принятия санньясы Шри Чайтаньей Махапрабху, в день кришна-двадаши в месяц Тривикрам (май-июнь) по вайшнавскому календарю 1514 года. Когда в 1534 году Махапрабху ушел из этого мира, Вриндавану Дасу было всего лишь двадцать лет.

В своем комментарии на «Чайтанья Бхагавату» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «В родовом доме Малини Деви рос Вриндаван Дас, играя как маленький мальчик. Там его лелеяли и о нем заботились, будто о драгоценном камне».

В шестнадцатилетнем возрасте Вриндаван Дас принял посвящение у Нитьянанды Прабху и отправился с Ним странствовать и проповедовать. Он был очень близким учеником и спутником Нитьянанды Прабху. Проповедническая группа посещала деревню за деревней и раздавала божественную любовь всем и каждому.

В нескольких километрах от места рождения Шрилы Гурудева, Бамунпара-дхамы, находится селение Денур. Вся эта область была местом деяний Нитьянанды Прабху и всех Его спутников. В память об этих деяниях Шрила Гурудев дал озеру, что позади нашего храма в Бамунпаре, название «Нитьянанда Саровар».

После того как Махапрабху, будучи санньяси, сделал местом Своего пребывания Пури, каждый год в мае-июне преданные приходили туда на несколько месяцев, чтобы увидеть фестиваль Ратха-ятру и присоединиться к Махапрабху.

В один особый год путь Нитьянанды Прабху лежал через область Навадвипы. Его личным слугой был Его ученик — юный Вриндаван Дас Тхакур. Во время их путешествия Вриндаван Дас взял на себя заботу об удовлетворении всех потребностей Нитьянанды.

В каждом месте, которое они посещали, о Нитьянанде Прабху заботились местные преданные, и повсюду, где они проходили, в честь Нитьянанды Прабху и Его спутников устраивались роскошные пиры.

После одного из таких пиров Нитьянанда Прабху обратился к Вриндавану Дасу, чтобы тот принес для Него немного плодов харитаки, которые помогают пищеварению после приема пищи. Вриндаван Дас раздобыл этот фрукт, чтобы порадовать и удовлетворить Нитьянанду. Затем они продолжили свое проповедническое странствие, пройдя через Бамунпару и посетив деревню Денур.

Именно здесь, в Денуре, Нитьянанда Прабху организовал встречу с бенгальскими преданными, чтобы они смогли отправиться вместе с санкиртаной в Пури с целью повидать Махапрабху.

Итак, они связались с главным координатором, Шиванандой Сеном, и он прибыл туда со всеми вайшнавами, пришедшими в том году. Они, повстречав друг друга и радостно отпраздновав то, что очень скоро они снова увидят Махапрабху, провели на окраине Денура грандиозный фестиваль-санкиртану.

После большой санкиртаны, во время которой Нитьянанда Прабху упоенно танцевал, всем преданным были поданы замечательные яства. После пира Вриндаван Дас подошел к Нитьянанде Прабху и снова предложил ему фрукт харитаки. Он, предвидя этот момент, сохранил немного со вчерашнего дня. Нитьянанда Прабху тут же спросил его: «Где ты взял этот харитаки?»

Вриндаван Дас ответил, что, видя, как сильно тогда Нитьянанда наслаждался этим фруктом, он, чтобы удовлетворить своего Гурудева, решил припасти немного на будущее.

Нитьянанда сразу же внешне пришел в ярость и наказал своего ученика, Вриндавана Даса. Он воскликнул: «Ты вовсе не монах, ты домохозяин. Ты откладываешь в свой мешочек на завтра и на послезавтра. Больше ты не будешь путешествовать со Мной. Ты надолго останешься здесь, в этой деревне, и не пойдешь в Пури».

Вриндаван Дас опечалился, к тому же он еще не видел Махапрабху лично, но он повиновался указанию Нитьянанды Прабху. Один из вайшнавов-домохозяев этой деревни сразу же дал ему приют и взял на себя заботу о нем.

Именно здесь Вриндаван Дас провел остаток жизни. Он установил божества Нитьянанды и Махапрабху и в этом месте написал великую священную книгу «Шри Чайтанья Бхагавату», описывающую деяния Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды Прабху.

Он очень широко проповедовал по всей области Денура и Бамунпары, даруя милость Нитьянанды всем и каждому.

На самом деле таково было сокровенное желание Нитьянанды Прабху: затопить милостью эту область. Так Своими деяниями и игрой Он устроил это.

Вриндаван Дас отправился на первый праздник Гаура-пурнимы в Кхетури Граме, сопровождая Джахнаву Деви, вечную супругу Господа Нитьянанды.

Вриндаван Дас Тхакур был настолько сильно поглощен своей любовью к Нитьянанде Прабху, что в «Шри Чайтанья Бхагавате» целые главы посвящены Нитьянанде Прабху, и многие шутят, что на самом деле это не «Чайтанья Бхагавата», а «Нитьянанда Бхагавата».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами выразил высочайшее почтение и признательность, удостоив Вриндавана Даса Тхакура титулом «Вьяса». Он пишет в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 20.82): «Вриндаван Дас Тхакур — любимый преданный Господа Нитьянанды. А в описании деяний Шри Чайтаньи Махапрабху он изначальный Вьясадева». Шрила Вриндаван Дас Тхакур описал чайтанья-лилу в «Шри Чайтанья Бхагавате» подобно тому, как Шрила Вьясадева описал деяния Кришны в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах.

В великом смирении Кришнадас Кавирадж продолжает прославление Вриндавана Даса: «Слушание „Чайтанья Бхагаваты“ сводит на нет все несчастья. Тот, кто читает „Чайтанья Бхагавату“, осознáет славу Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху и обретет высочайшее совершенство — чистую любовь к Кришне».

«Поскольку столь замечательная книга не может быть написана человеческим существом, похоже, сам Махапрабху рассказал ее устами Вриндавана Даса. Я предлагаю миллионы почтительных поклонов лотосоподобным стопам Вриндавана Даса. Составив столь ценную книгу, он освободил каждого из круговорота рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.33–42).

Храм и Божества сохранились в Денуре до наших дней, а часть оригинальной рукописи «Чайтанья Бхагаваты» хранится в шкафу в здании рядом с храмом. За пределами деревни, где Нитьянанда встречался со всеми преданными, растет дерево харитаки и стоит маленький храм с отпечатками стоп Нитьянанды Прабху, свидетельствующий о Его деяниях в этой области.



1  Шлока, составленная Его Божественной Милостью Шрилой Б. С. Говиндой Дев-Госвами Махараджем.

2  Шри Гаура-ганодеша-дипика, 42.




English

Sādhu Priya Prabhu 

Vṛndāvan Dās Ṭhākur

 

dāsa-vṛndāvanaṁ vande kṛṣṇa-dāsa-prabhuṁ tathā
chhannāvatāra-chaitanya-līlā-vistāra-kāriṇau
dvau nityānandapādābja-karuṇāreṇu-bhuṣitau
vyakta-chhannau budhachintyau vāvande vyāsa-rūpiṇau

“I bow down to Vṛndāvan Dās Ṭhākur and then to Kṛṣṇa Dās Kavirāj Goswāmī because they both appeared as Vedavyāsa. Vṛndāvan Dās Ṭhākur was the open (vyakta) Vedavyāsa and Kṛṣṇa Dās Kavirāj Goswāmī was the hidden (chhanna) Vyāsa and together they have revealed Chaitanya-līlā. But, both are extremely blessed by Nityānanda Prabhu! They are decorated with the dust of Nityānanda Prabhu’s all-merciful lotus feet (dvau Nityānandapādābja-karuṇāreṇu-bhuṣitau).”

On the Śrī Chaitanya Sāraswat Maṭh Śrī Nabadwip dhām parikramā, the devotees travel for four days throughout the holy dhām of Gaura maṇḍal (Nabadwip Dhām) visiting various special places.

On the fourth and final day the last island that we visit is Modadrumadwip. The final stop is a place called Māmgāchi. It was here in Māmgāchi that Śrīmatī Nārāyaṇī Devī, the niece of Śrīvās Ṭhākur had her marriage ceremony and subsequent birth of her son, Śrīla Vṛndāvan Dās Ṭhākur.

When Sri Chaitanya Mahaprabhu revealed his divinity in the house of Śrīvās Ṭhākur, showing his true self to the assembled devotees there, Nārāyaṇī Devī was a young girl. This pastime is revealed in the Śrī Chaitanya Bhāgavata.

“Nārāyaṇī Devī was just four years old when Gaurāṅga Mahāprabhu bestowed Kṛṣṇa-prema upon her. She was staying with Śrīvās Ṭhākur and Mālinī Devī at Śrīvās Aṅgan. One day, Śrī Caitanya Mahāprabhu suddenly appeared there in the mood of the Supreme Lord shouting, “I am Him! I am Him!”

He burst into Śrīvās Ṭhākur’s temple room and revealed Himself as the Supreme Lord to the shaken and thunderstruck Śrīvās. Mahāprabhu then called for everyone in Śrīvās’ household, including Nārāyaṇī. After assuring everyone there was nothing to fear from Chand Kazi’s soldiers, Gaurāṅga Mahāprabhu divulged His plans to defeat the Kazi and his ban on Harinām Saṅkīrtan.

First, as the Supersoul, He would change the Kazi’s heart. Then, if necessary, He would defeat all the Kazi’s priests to establish the supremacy of chanting the Holy Name. And to prove that supremacy, He would make all people and animals chant Hare Krishna in sublime ecstasy.

Seeing Nārāyaṇī, Mahāprabhu then said, “Nārāyaṇī! Chant Kṛṣṇa’s name and cry in ecstasy.” At this, little Nārāyaṇī became agitated with spiritual emotions and cried out, “Oh Kṛṣṇa,” while rolling around, absorbed in Kṛṣṇa-prema.”

“As a result of her great fortune, Nārāyaṇī would get whatever remnants the Lord might leave after eating. Although she was only a simple-hearted village girl, the Lord would favour her by giving her the leftovers of food touched by His holy lips.”

Śrīla Kavi Karṇapura has written in his Śrī Gaura Gaṇodeśa Dipikā that Nārāyaṇī was previously Kilimbikā, the younger sister of Kṛṣṇa’s nursemaid Ambikā, in Kṛṣṇa-līlā. He also reveals that Ambikā became Mālinī Devī, the wife of Śrīvās Ṭhākur. In this way Ambikā and Kilimbikā reappeared in Śrīman Mahāprabhu’s pastimes as Mālinī Devī and Nārāyaṇī Devī, in their same roles as maidservants.

Some time after Mahaprabhu accepted sannyās and left Māyāpur, Nārāyaṇī married and came to stay permanently in Māmgāchi. She was carrying Vṛndāvan Dās in her womb when her husband suddenly died. As a widow she lived very simply as a maidservant in the home of Vāsudev Datta.

Vṛndāvan Dās appeared four years after Śrī Chaitanya Mahāprabhu accepted sannyās, on the Kṛṣṇa-dvādaśi day of the Vaiṣṇava month of Trivikram (May-June) in 1514. When Mahāprabhu disappeared from this world in 1534, Vṛndāvan Dās was barely twenty years old.

In his commentary on the Chaitanya Bhāgavat, Śrīla Bhaktisiddhānta Saraswatī Ṭhākur writes: “At the ancestral home of Mālinī Devī, Vṛndāvan Dās played as a small boy growning up. There he was nourished and cared for just like a valuable gem.”

Vṛndāvan Dās took initiation from Nityānanda Prabhu at 16 years of age and went travelling and preaching with Him. He was a very intimate disciple and associate of Nityānanda Prabhu. The preaching party was visiting village after village and distributing divine love to one and all.

A few miles from the birthplace of Śrīla Gurudeva at Bamunpara Dhām is the town of Denur. This whole area was a place of pastimes for Nityānanda Prabhu and all of his associates. In remembrance of these pastimes, Śrila Gurudeva named the lake behind our Bamunpara temple ‘Nityānanda Sārovar’.

After Mahāprabhu had taken up residence in Puri as a sannyāsi, the devotees would travel each year in May-June to see the Ratha-yatra festival and join Mahāprabhu for some months.

One particular year, Nityānanda was travelling through the area of Nabadwip and his personal servant was his disciple, the young Vṛndāvan Dās Ṭhākur. Vṛndāvan Dās was taking care of all the necessities of Nityānanda as they travelled.

In each place that they visited, Nityānanda Prabhu would be taken care of by the local devotees and sumptuous feasts were offered to Nityānanda Prabhu and His associates everywhere that they went.

After one such feast Nityānanda called to Vṛndāvan Dās to arrange for Him some haritaki fruits, which is a fruit to help with digestion after a meal. Vṛndāvan Dās procured the fruit to the pleasure and satisfaction of Nityānanda. Afterwards they continued on their preaching travels, coming through Bamunpara and on to the village of Denur.

It was here in Denur that Nityānanda Prabhu had arranged to meet with the devotees of Bengal, so that they could travel together in saṅkīrtan to Puri to see Mahāprabhu.

So the main co-ordinator, Śivānanda Sena had been contacted and he arrived there with all of the Vaiṣṇavas who were coming this year. They held a grand saṅkīrtan festival on the outskirts of Denur upon meeting up with each other and celebrating the joyful feelings that they would again see Mahāprabhu very soon.

A wonderful feast was served to all of the devotees after a grand saṅkīrtan in which Nityānanda Prabhu danced ecstatically. After the feast, Vṛndāvan Dās approached Nityānanda Prabhu and again offered him the haritaki fruit. He had saved some from the previous day in anticipation of this moment. Immediately Nityānanda asked him, “Where did you get this haritaki?”

Vṛndāvan Dās replied that he had seen how much Nityānanda relished it before and decided to keep some for the future, for the satisfaction of his Gurudeva.

At once Nityānanda made an external show of anger and chastised his disciple Vṛndāvan Dās. He exclaimed, “Oh, you are not a monk, you are a householder. You are keeping in your pockets for tomorrow and the next day. You shall not travel with Me any longer. You will stay here in this village permanently and you will not come to Puri.”

Vṛndāvan Dās was sad, and also he had not yet had seen Mahāprabhu in person, but he took the order of Nityānanda Prabhu on his head. One of the Vaiṣṇava householders of that village immediately gave him shelter and took care of him.

It was here that Vṛndāvan Dās stayed for the rest of his life. He installed deities of Nityānanda and Mahāprabhu and in this place he wrote the great scripture Śrī Chaitanya Bhāgavat describing the pastimes of Śrī Chaitanya Mahāprabhu and Śrī Nityānanda Prabhu.

He preached very widely in the whole area of Denur and Bamunpara, giving the mercy of Nityānanda to one and all.

Actually this was the internal desire of Nityānanda Prabhu, that this area would be inundated with mercy. So by his pastimes and play he arranged for this.

Vṛndāvan Dās went to the first Gaura-Purnima festival at Kheturi-grama, accompanying Śrī Jāhnavā Devī, the eternal consort of Lord Nityānanda.

Vṛndāvan Dās Ṭhākur was so much absorbed in his love of Nityānanda Prabhu that whole chapters of Śrī Chaitanya Bhāgavat are about Nityānanda Prabhu, and many people joke that really it is Nityānanda Bhāgavat and not Chaitanya Bhāgavat.

Śrīla Kṛṣṇadās Kavirāj Goswāmī shows his supreme homage and gratitude by honouring Vṛndāvan Dās Ṭhākur with the title ‘Vyāsa’. In the Chaitanya-charitāmṛta (Antya-līlā, 20.82) he writes: “Vṛndāvan Dās Ṭhākur is Lord Nityānanda’s favourite devotee. And he is the original Vyāsadeva in describing the pastimes of Śrī Chaitanya Mahāprabhu.” As Śrīla Vyāsadeva described Kṛṣṇa’s pastimes in Śrīmad Bhāgavatam and the other Purāṇas, Śrīla Vṛndāvan Dās Ṭhākur has described Chaitanya-līlā in Śrī Chaitanya Bhāgavat.

In great humility Kṛṣṇadās Kavirāj goes on to further praise Vṛndāvan Dās: “Hearing Chaitanya Bhāgavat destroys all misfortune. By reading Chaitanya Bhāgavat one will understand the glories of Śrīman Mahāprabhu and Nityānanda Prabhu, and they will attain the highest perfection, pure love of Kṛṣṇa.”

“Since such a wonderful book could not be written by a human being, it seems that Mahāprabhu Himself has spoken it through the mouth of Vṛndāvan Dās. I offer millions of respectful obeisances to the lotus feet of Vṛndāvan Dās. By compiling such a valuable book he has delivered everyone from the cycle of birth and death.” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Ādi-līlā, 8.33–42).

The temple and deities in Denur are maintained to this day and part of the original manuscript of Chaitanya Bhāgavat is kept in a cabinet in the building beside the temple. Outside of the village, where Nityānanda met with all the devotees, there is a Haritaki tree and a small temple with the footprints of Nityānanda Prabhu signifying His Pastimes in this place.





←  «День явления Шрилы Вриндавана Тхакура». Шрипад Б. А. Данди Махарадж. 25 мая 2014 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Вьяса-аватар». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Храм любви и нежности, стих 28 | “Vyasa Avatar.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. Temple of Love and Affection. Verse 28 →

Russian

Садху Прия Прабху 

Вриндаван Дас Тхакур

 

да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄
чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау
двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау
вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау

«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром, а также перед Кришнадасом Кавираджем Госвами, ибо оба они низошли как воплощение Ведавьясы. Вриндаван Дас Тхакур был явным (вьякта) Ведавьясой, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна) Вьясой, и вместе они явили чайтанья-лилу. Но оба в высшей степени благословлены Нитьянандой Прабху! Они украшены пылью с всемилостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху (двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау[1].

Во время Шри Чайтанья Сарасват Матх Шри Навадвипа-дхама-парикрамы преданные в течение четырех дней путешествуют по святой дхаме Гаура-мандалы (Навадвипа-дхаме), посещая различные особенные места.

На четвертый и последний день мы посещаем последний остров Модадрумадвипу. Конечная остановка — место, именуемое Мамгачи. Именно здесь, в Мамгачи, прошла свадебная церемония Шримати Нараяни Деви, племянницы Шриваса Тхакура, а затем родился ее сын, Шрила Вриндаван Дас Тхакур.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху явил Свою божественную природу в доме Шриваса Тхакура, открыв Свое истинное «Я» собравшимся там преданным, Нараяни Деви была маленькой девочкой. Эти деяния описаны в «Шри Чайтанья Бхагавате».

Когда Гауранга Махапрабху одарил Нараяни Деви кришна-премой, ей было всего лишь четыре года. Вместе со Шривасом Тхакуром и Малини Деви она находилась в Шривас Ангане. Однажды Шри Чайтанья Махапрбху неожиданно появился там в настроении Всевышнего, провозглашая: «Я — это Он! Я — это Он!»

Он ворвался в алтарную комнату Шриваса Тхакура и раскрыл Себя перед дрожащим и ошеломленным Шривасом как Всевышний. Затем Махапрабху обратился ко всем домашним Шриваса, включая Нараяни. Заверив всех в том, что нет причин бояться солдат Чханда Кази, Гауранга Махапрабху раскрыл Свои намерения одержать победу над Кази и нарушить его запрет на проведение харинама-санкиртаны.

Сначала, как Сверхдуша, Он преобразит сердце Кази. Затем, если потребуется, Он одержит победу над всеми священниками Кази и установит превосходство воспевания Святого Имени. И, чтобы утвердить это превосходство, Он сделает так, что все люди и животные станут воспевать «Харе Кришна» в величайшем восторге.

Затем, заметив Нараяни, Махапрабху сказал: «Нараяни! Воспевай Имя Кришны и рыдай в упоении». После этих слов маленькой Нараяни овладели волнующие духовные переживания, и она, охваченная кришна-премой, восклицающая: «О Кришна!», начала кататься по земле.

«Благодаря своей великой удаче Нараяни получала все, что оставалось от трапезы Господа. Хотя она была лишь простодушной деревенской девочкой, Господь благоволил ей, отдавая остатки пищи, к которой прикасались Его святые уста».

Шрила Кави Карнапура написал в своей «Шри Гаура-ганодеша-дипике» [43], что ранее в кришна-лиле Нараяни была Килимбикой, младшей сестрой Амбики, няни Кришны. Он также открывает, что Амбика явилась как Малини Деви, супруга Шриваса Тхакура[2]. Таким образом, Амбика и Килимбика появились в деяниях Шримана Махапрабху как Малини Деви и Нараяни Деви, играя те же роли служанок.

Через некоторое время после того, как Махапрабху принял санньясу и оставил Майяпур, Нараяни вышла замуж и пришла в Мамгачи, чтобы навсегда остаться там. Когда ее муж внезапно умер, она носила в своем чреве Вриндавана Даса. Став вдовой, она жила очень простой жизнью служанки в доме Васудевы Датты.

Вриндаван Дас явился на свет через четыре года после принятия санньясы Шри Чайтаньей Махапрабху, в день кришна-двадаши в месяц Тривикрам (май-июнь) по вайшнавскому календарю 1514 года. Когда в 1534 году Махапрабху ушел из этого мира, Вриндавану Дасу было всего лишь двадцать лет.

В своем комментарии на «Чайтанья Бхагавату» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет: «В родовом доме Малини Деви рос Вриндаван Дас, играя как маленький мальчик. Там его лелеяли и о нем заботились, будто о драгоценном камне».

В шестнадцатилетнем возрасте Вриндаван Дас принял посвящение у Нитьянанды Прабху и отправился с Ним странствовать и проповедовать. Он был очень близким учеником и спутником Нитьянанды Прабху. Проповедническая группа посещала деревню за деревней и раздавала божественную любовь всем и каждому.

В нескольких километрах от места рождения Шрилы Гурудева, Бамунпара-дхамы, находится селение Денур. Вся эта область была местом деяний Нитьянанды Прабху и всех Его спутников. В память об этих деяниях Шрила Гурудев дал озеру, что позади нашего храма в Бамунпаре, название «Нитьянанда Саровар».

После того как Махапрабху, будучи санньяси, сделал местом Своего пребывания Пури, каждый год в мае-июне преданные приходили туда на несколько месяцев, чтобы увидеть фестиваль Ратха-ятру и присоединиться к Махапрабху.

В один особый год путь Нитьянанды Прабху лежал через область Навадвипы. Его личным слугой был Его ученик — юный Вриндаван Дас Тхакур. Во время их путешествия Вриндаван Дас взял на себя заботу об удовлетворении всех потребностей Нитьянанды.

В каждом месте, которое они посещали, о Нитьянанде Прабху заботились местные преданные, и повсюду, где они проходили, в честь Нитьянанды Прабху и Его спутников устраивались роскошные пиры.

После одного из таких пиров Нитьянанда Прабху обратился к Вриндавану Дасу, чтобы тот принес для Него немного плодов харитаки, которые помогают пищеварению после приема пищи. Вриндаван Дас раздобыл этот фрукт, чтобы порадовать и удовлетворить Нитьянанду. Затем они продолжили свое проповедническое странствие, пройдя через Бамунпару и посетив деревню Денур.

Именно здесь, в Денуре, Нитьянанда Прабху организовал встречу с бенгальскими преданными, чтобы они смогли отправиться вместе с санкиртаной в Пури с целью повидать Махапрабху.

Итак, они связались с главным координатором, Шиванандой Сеном, и он прибыл туда со всеми вайшнавами, пришедшими в том году. Они, повстречав друг друга и радостно отпраздновав то, что очень скоро они снова увидят Махапрабху, провели на окраине Денура грандиозный фестиваль-санкиртану.

После большой санкиртаны, во время которой Нитьянанда Прабху упоенно танцевал, всем преданным были поданы замечательные яства. После пира Вриндаван Дас подошел к Нитьянанде Прабху и снова предложил ему фрукт харитаки. Он, предвидя этот момент, сохранил немного со вчерашнего дня. Нитьянанда Прабху тут же спросил его: «Где ты взял этот харитаки?»

Вриндаван Дас ответил, что, видя, как сильно тогда Нитьянанда наслаждался этим фруктом, он, чтобы удовлетворить своего Гурудева, решил припасти немного на будущее.

Нитьянанда сразу же внешне пришел в ярость и наказал своего ученика, Вриндавана Даса. Он воскликнул: «Ты вовсе не монах, ты домохозяин. Ты откладываешь в свой мешочек на завтра и на послезавтра. Больше ты не будешь путешествовать со Мной. Ты надолго останешься здесь, в этой деревне, и не пойдешь в Пури».

Вриндаван Дас опечалился, к тому же он еще не видел Махапрабху лично, но он повиновался указанию Нитьянанды Прабху. Один из вайшнавов-домохозяев этой деревни сразу же дал ему приют и взял на себя заботу о нем.

Именно здесь Вриндаван Дас провел остаток жизни. Он установил божества Нитьянанды и Махапрабху и в этом месте написал великую священную книгу «Шри Чайтанья Бхагавату», описывающую деяния Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды Прабху.

Он очень широко проповедовал по всей области Денура и Бамунпары, даруя милость Нитьянанды всем и каждому.

На самом деле таково было сокровенное желание Нитьянанды Прабху: затопить милостью эту область. Так Своими деяниями и игрой Он устроил это.

Вриндаван Дас отправился на первый праздник Гаура-пурнимы в Кхетури Граме, сопровождая Джахнаву Деви, вечную супругу Господа Нитьянанды.

Вриндаван Дас Тхакур был настолько сильно поглощен своей любовью к Нитьянанде Прабху, что в «Шри Чайтанья Бхагавате» целые главы посвящены Нитьянанде Прабху, и многие шутят, что на самом деле это не «Чайтанья Бхагавата», а «Нитьянанда Бхагавата».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами выразил высочайшее почтение и признательность, удостоив Вриндавана Даса Тхакура титулом «Вьяса». Он пишет в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 20.82): «Вриндаван Дас Тхакур — любимый преданный Господа Нитьянанды. А в описании деяний Шри Чайтаньи Махапрабху он изначальный Вьясадева». Шрила Вриндаван Дас Тхакур описал чайтанья-лилу в «Шри Чайтанья Бхагавате» подобно тому, как Шрила Вьясадева описал деяния Кришны в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах.

В великом смирении Кришнадас Кавирадж продолжает прославление Вриндавана Даса: «Слушание „Чайтанья Бхагаваты“ сводит на нет все несчастья. Тот, кто читает „Чайтанья Бхагавату“, осознáет славу Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху и обретет высочайшее совершенство — чистую любовь к Кришне».

«Поскольку столь замечательная книга не может быть написана человеческим существом, похоже, сам Махапрабху рассказал ее устами Вриндавана Даса. Я предлагаю миллионы почтительных поклонов лотосоподобным стопам Вриндавана Даса. Составив столь ценную книгу, он освободил каждого из круговорота рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.33–42).

Храм и Божества сохранились в Денуре до наших дней, а часть оригинальной рукописи «Чайтанья Бхагаваты» хранится в шкафу в здании рядом с храмом. За пределами деревни, где Нитьянанда встречался со всеми преданными, растет дерево харитаки и стоит маленький храм с отпечатками стоп Нитьянанды Прабху, свидетельствующий о Его деяниях в этой области.



[1] Шлока, составленная Его Божественной Милостью Шрилой Б. С. Говиндой Дев-Госвами Махараджем.

[2] Шри Гаура-ганодеша-дипика, 42.




English

Sādhu Priya Prabhu 

Vṛndāvan Dās Ṭhākur

 

dāsa-vṛndāvanaṁ vande kṛṣṇa-dāsa-prabhuṁ tathā
chhannāvatāra-chaitanya-līlā-vistāra-kāriṇau
dvau nityānandapādābja-karuṇāreṇu-bhuṣitau
vyakta-chhannau budhachintyau vāvande vyāsa-rūpiṇau

“I bow down to Vṛndāvan Dās Ṭhākur and then to Kṛṣṇa Dās Kavirāj Goswāmī because they both appeared as Vedavyāsa. Vṛndāvan Dās Ṭhākur was the open (vyakta) Vedavyāsa and Kṛṣṇa Dās Kavirāj Goswāmī was the hidden (chhanna) Vyāsa and together they have revealed Chaitanya-līlā. But, both are extremely blessed by Nityānanda Prabhu! They are decorated with the dust of Nityānanda Prabhu’s all-merciful lotus feet (dvau Nityānandapādābja-karuṇāreṇu-bhuṣitau).”

On the Śrī Chaitanya Sāraswat Maṭh Śrī Nabadwip dhām parikramā, the devotees travel for four days throughout the holy dhām of Gaura maṇḍal (Nabadwip Dhām) visiting various special places.

On the fourth and final day the last island that we visit is Modadrumadwip. The final stop is a place called Māmgāchi. It was here in Māmgāchi that Śrīmatī Nārāyaṇī Devī, the niece of Śrīvās Ṭhākur had her marriage ceremony and subsequent birth of her son, Śrīla Vṛndāvan Dās Ṭhākur.

When Sri Chaitanya Mahaprabhu revealed his divinity in the house of Śrīvās Ṭhākur, showing his true self to the assembled devotees there, Nārāyaṇī Devī was a young girl. This pastime is revealed in the Śrī Chaitanya Bhāgavata.

“Nārāyaṇī Devī was just four years old when Gaurāṅga Mahāprabhu bestowed Kṛṣṇa-prema upon her. She was staying with Śrīvās Ṭhākur and Mālinī Devī at Śrīvās Aṅgan. One day, Śrī Caitanya Mahāprabhu suddenly appeared there in the mood of the Supreme Lord shouting, “I am Him! I am Him!”

He burst into Śrīvās Ṭhākur’s temple room and revealed Himself as the Supreme Lord to the shaken and thunderstruck Śrīvās. Mahāprabhu then called for everyone in Śrīvās’ household, including Nārāyaṇī. After assuring everyone there was nothing to fear from Chand Kazi’s soldiers, Gaurāṅga Mahāprabhu divulged His plans to defeat the Kazi and his ban on Harinām Saṅkīrtan.

First, as the Supersoul, He would change the Kazi’s heart. Then, if necessary, He would defeat all the Kazi’s priests to establish the supremacy of chanting the Holy Name. And to prove that supremacy, He would make all people and animals chant Hare Krishna in sublime ecstasy.

Seeing Nārāyaṇī, Mahāprabhu then said, “Nārāyaṇī! Chant Kṛṣṇa’s name and cry in ecstasy.” At this, little Nārāyaṇī became agitated with spiritual emotions and cried out, “Oh Kṛṣṇa,” while rolling around, absorbed in Kṛṣṇa-prema.”

“As a result of her great fortune, Nārāyaṇī would get whatever remnants the Lord might leave after eating. Although she was only a simple-hearted village girl, the Lord would favour her by giving her the leftovers of food touched by His holy lips.”

Śrīla Kavi Karṇapura has written in his Śrī Gaura Gaṇodeśa Dipikā that Nārāyaṇī was previously Kilimbikā, the younger sister of Kṛṣṇa’s nursemaid Ambikā, in Kṛṣṇa-līlā. He also reveals that Ambikā became Mālinī Devī, the wife of Śrīvās Ṭhākur. In this way Ambikā and Kilimbikā reappeared in Śrīman Mahāprabhu’s pastimes as Mālinī Devī and Nārāyaṇī Devī, in their same roles as maidservants.

Some time after Mahaprabhu accepted sannyās and left Māyāpur, Nārāyaṇī married and came to stay permanently in Māmgāchi. She was carrying Vṛndāvan Dās in her womb when her husband suddenly died. As a widow she lived very simply as a maidservant in the home of Vāsudev Datta.

Vṛndāvan Dās appeared four years after Śrī Chaitanya Mahāprabhu accepted sannyās, on the Kṛṣṇa-dvādaśi day of the Vaiṣṇava month of Trivikram (May-June) in 1514. When Mahāprabhu disappeared from this world in 1534, Vṛndāvan Dās was barely twenty years old.

In his commentary on the Chaitanya Bhāgavat, Śrīla Bhaktisiddhānta Saraswatī Ṭhākur writes: “At the ancestral home of Mālinī Devī, Vṛndāvan Dās played as a small boy growning up. There he was nourished and cared for just like a valuable gem.”

Vṛndāvan Dās took initiation from Nityānanda Prabhu at 16 years of age and went travelling and preaching with Him. He was a very intimate disciple and associate of Nityānanda Prabhu. The preaching party was visiting village after village and distributing divine love to one and all.

A few miles from the birthplace of Śrīla Gurudeva at Bamunpara Dhām is the town of Denur. This whole area was a place of pastimes for Nityānanda Prabhu and all of his associates. In remembrance of these pastimes, Śrila Gurudeva named the lake behind our Bamunpara temple ‘Nityānanda Sārovar’.

After Mahāprabhu had taken up residence in Puri as a sannyāsi, the devotees would travel each year in May-June to see the Ratha-yatra festival and join Mahāprabhu for some months.

One particular year, Nityānanda was travelling through the area of Nabadwip and his personal servant was his disciple, the young Vṛndāvan Dās Ṭhākur. Vṛndāvan Dās was taking care of all the necessities of Nityānanda as they travelled.

In each place that they visited, Nityānanda Prabhu would be taken care of by the local devotees and sumptuous feasts were offered to Nityānanda Prabhu and His associates everywhere that they went.

After one such feast Nityānanda called to Vṛndāvan Dās to arrange for Him some haritaki fruits, which is a fruit to help with digestion after a meal. Vṛndāvan Dās procured the fruit to the pleasure and satisfaction of Nityānanda. Afterwards they continued on their preaching travels, coming through Bamunpara and on to the village of Denur.

It was here in Denur that Nityānanda Prabhu had arranged to meet with the devotees of Bengal, so that they could travel together in saṅkīrtan to Puri to see Mahāprabhu.

So the main co-ordinator, Śivānanda Sena had been contacted and he arrived there with all of the Vaiṣṇavas who were coming this year. They held a grand saṅkīrtan festival on the outskirts of Denur upon meeting up with each other and celebrating the joyful feelings that they would again see Mahāprabhu very soon.

A wonderful feast was served to all of the devotees after a grand saṅkīrtan in which Nityānanda Prabhu danced ecstatically. After the feast, Vṛndāvan Dās approached Nityānanda Prabhu and again offered him the haritaki fruit. He had saved some from the previous day in anticipation of this moment. Immediately Nityānanda asked him, “Where did you get this haritaki?”

Vṛndāvan Dās replied that he had seen how much Nityānanda relished it before and decided to keep some for the future, for the satisfaction of his Gurudeva.

At once Nityānanda made an external show of anger and chastised his disciple Vṛndāvan Dās. He exclaimed, “Oh, you are not a monk, you are a householder. You are keeping in your pockets for tomorrow and the next day. You shall not travel with Me any longer. You will stay here in this village permanently and you will not come to Puri.”

Vṛndāvan Dās was sad, and also he had not yet had seen Mahāprabhu in person, but he took the order of Nityānanda Prabhu on his head. One of the Vaiṣṇava householders of that village immediately gave him shelter and took care of him.

It was here that Vṛndāvan Dās stayed for the rest of his life. He installed deities of Nityānanda and Mahāprabhu and in this place he wrote the great scripture Śrī Chaitanya Bhāgavat describing the pastimes of Śrī Chaitanya Mahāprabhu and Śrī Nityānanda Prabhu.

He preached very widely in the whole area of Denur and Bamunpara, giving the mercy of Nityānanda to one and all.

Actually this was the internal desire of Nityānanda Prabhu, that this area would be inundated with mercy. So by his pastimes and play he arranged for this.

Vṛndāvan Dās went to the first Gaura-Purnima festival at Kheturi-grama, accompanying Śrī Jāhnavā Devī, the eternal consort of Lord Nityānanda.

Vṛndāvan Dās Ṭhākur was so much absorbed in his love of Nityānanda Prabhu that whole chapters of Śrī Chaitanya Bhāgavat are about Nityānanda Prabhu, and many people joke that really it is Nityānanda Bhāgavat and not Chaitanya Bhāgavat.

Śrīla Kṛṣṇadās Kavirāj Goswāmī shows his supreme homage and gratitude by honouring Vṛndāvan Dās Ṭhākur with the title ‘Vyāsa’. In the Chaitanya-charitāmṛta (Antya-līlā, 20.82) he writes: “Vṛndāvan Dās Ṭhākur is Lord Nityānanda’s favourite devotee. And he is the original Vyāsadeva in describing the pastimes of Śrī Chaitanya Mahāprabhu.” As Śrīla Vyāsadeva described Kṛṣṇa’s pastimes in Śrīmad Bhāgavatam and the other Purāṇas, Śrīla Vṛndāvan Dās Ṭhākur has described Chaitanya-līlā in Śrī Chaitanya Bhāgavat.

In great humility Kṛṣṇadās Kavirāj goes on to further praise Vṛndāvan Dās: “Hearing Chaitanya Bhāgavat destroys all misfortune. By reading Chaitanya Bhāgavat one will understand the glories of Śrīman Mahāprabhu and Nityānanda Prabhu, and they will attain the highest perfection, pure love of Kṛṣṇa.”

“Since such a wonderful book could not be written by a human being, it seems that Mahāprabhu Himself has spoken it through the mouth of Vṛndāvan Dās. I offer millions of respectful obeisances to the lotus feet of Vṛndāvan Dās. By compiling such a valuable book he has delivered everyone from the cycle of birth and death.” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Ādi-līlā, 8.33–42).

The temple and deities in Denur are maintained to this day and part of the original manuscript of Chaitanya Bhāgavat is kept in a cabinet in the building beside the temple. Outside of the village, where Nityānanda met with all the devotees, there is a Haritaki tree and a small temple with the footprints of Nityānanda Prabhu signifying His Pastimes in this place.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования