«Вриндаван и Курукшетра». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 23 апреля 2003 года. Томск



скачать (формат MP3, 14.79M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Вриндаван и Курукшетра

(23 апреля 2003 года, Томск)

 

Преданный (обращаясь к переводчику, Муралишвару Прабху): [неразборчиво] …если что, поправь меня. Махарадж сказал, что сокровенные игры [Господа] происходят на Говардхане. С гопи, с гопами [неразборчиво]. У меня возникло небольшое непонимание. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что… и Шридхар Махарадж после этого говорил: «Я бы устроил свой бхаджан на Курукшетре». То есть там более сокровенное [место]. У меня возникло непонимание.

#00:01:05#

Госвами Махарадж: Это определение Шрилы Гуру Махараджа. Он говорил, что служение, совершаемое во время наибольшей в нем нужды или потребности, привлекает или привносит наибольшее вознаграждение или наибольший отклик.

#00:01:33#

Когда они совершали паломничество по Индии, Бхактивинод Тхакур сказал, что Курукшетра является местом подлинного бхаджана. А Сарасвати Тхакур в свою очередь сказал: «Вриндаван для, — буквально он сказал, — поверхностных мыслителей». Разумеется, истина, высказанная, сформулированная таким образом… это видение под определенным углом зрения. Потому что Вриндаван — личная обитель Кришны, Его мир, место Его игр, и он есть удел наиболее возвышенных, освобожденных душ, которые только существуют в бытии.

#00:02:35#

Но в рамках этой обители или этого измерения бытия существует дальнейшая градация. Вриндаван известен как земля того, что зовется милана, то есть земля встречи или единения. Но Курукшетра известна как то место, где разлука достигает своего зенита.

#00:03:37#

Шрила Гуру Махарадж, описывая природу этих реалий, говорит, что экстаз или счастье разлуки является более глубоким и более великим, чем экстаз встречи. И эта концепция подтверждается Шрилой Сарасвати Тхакуром и Шрилой Бхактивинодом Тхакуром.

#00:04:06#

Шри Чайтанья Махапрабху — воплощение этой истины и пример этой истины. Одна из важнейших Его игр или центральная Его лила — празднование Ратха-ятры в Джаганнатха Пури.

#00:04:26#

Что такое Ратха-ятра? Встреча Кришны и гопи на Курукшетре. Это то местоположение, которое занимает или которое принимает сам Махапрабху. Махапрабху показывает, что здесь, в этом заключено высочайшее. И Бхактивинод Тхакур подчеркивает это. Сарасвати Тхакур указывает на эту истину. И Шрила Гуру Махарадж говорит о той же самой истине. Почему? Потому что служение, совершаемое во время величайшей нужды или потребности, вызывает или привлекает величайшее вознаграждение. И это то место или то положение вещей, когда потребность в служении достигает пика.

#00:05:45#

Шрила Гуру Махарадж приводил пример в этой связи, говоря о том, что стакан воды сам по себе не есть нечто особенное. Но стакан воды, который подается человеку на поле битвы, когда его мучает жажда, обладает большой ценностью. Каким образом ценность его возрастает? В силу того, что потребность в этом возрастает.

#00:06:30#

Какова природа Радхарани и Ее спутниц, Ее окружения, слуг во Вриндаване? Нам говорят, что Она и Ее окружение проклинают творца вселенной Брахму за то, что тот создал глаза с веками, из-за которых глаза закрываются, и на мгновение они застилают [Кришну], поскольку красота Кришны невероятна и непостижима. Гопи, когда эта красота застилается от них на одно мгновение мельканием век, говорят о творце мира: «Какой он глупец! Зачем он создал такие глаза, которые лишают нас на эти мгновения лицезрения красоты Кришны. Если бы не было этих век, мы бы могли наслаждаться красотой Кришны [постоянно, без помех]. Но этот глупец, этот дурак Брахма сотворил глаза, которые постоянно моргают, и мы не видим Кришну в эти мгновения».

#00:08:00#

Для них мгновение, длящееся столько, сколько закрываются [и открываются] глаза, длится вечность. Даже в присутствии Кришны они испытывают страх потерять Его, разлучиться с Ним.

#00:08:30#

Говорится, что раса-лила, то есть божественный танец Кришны и дев Вриндавана, который длится ночь Брахмы, то есть четыреста, не суть [четыре миллиарда триста двадцать миллионов лет], астрономическую цифру [во времени], — для них эта ночь длилась как одно мгновение. И эти гопи, которые испытывают… чья природа к Кришне имеет такую любовь, на протяжении ста лет земного летоисчисления находились в разлуке с Кришной вплоть до того момента, когда по прошествии этого столетия они встретили Его на Курукшетре. Речь идет о тех, для кого те мгновения, когда глаза закрывались, веки застилали Кришну, для них эти мгновения длились вечно. Они были разлучены с Кришной на протяжении ста лет. По прошествии столетия они встречают Кришну на Курукшетре.

#00:09:50#

Но они [гопи] не встретили на Курукшетре того Кришну, которого они помнили, Кришну Вриндавана. Во Вриндаване они видели Кришну, они общались с Кришной, одетым в пастушеские одежды, Кришну с павлиньим пером в волосах, играющим на флейте на берегах Ямуны. Теперь на Курукшетре Кришна был одет в царские одежды, [Он пребывал] в окружении Своей свиты, царей, колесниц, лошадей, посреди великолепия и роскоши царского положения. Он был окружен столь многими важными людьми. И некое разочарование родилось в их сердцах.

#00:11:08#

Шримати Радхарани сказала: «Вот Кришна передо мной. После ста лет разлуки Я вижу Его, но это не тот Кришна, которого Я хочу». Ее сердце жаждет, Ее сердце стремится вернуть Кришну во Вриндаван. Вернуть Кришну во Вриндаван, где Он вновь может быть одет в одежды пастуха, с павлиньим пером в волосах, с флейтой, и где Они могут совершать танец раса.

#00:11:51#

Шрила Гуру Махарадж дал некий пример, который призван помочь нам понять драматизм и напряженность, остроту этого момента. Он сказал: «Как в футболе. Вот поле. Если игра проходит на середине поля, если мяч переходит от одной стороны к другой, но в середине поля, никто из зрителей особо не возбужден. Но если игра развивается таким образом, что мяч почти у самых ворот и вот-вот должен быть забит гол, но этого гола не происходит, тогда люди на стадионе плачут и рвут на себе волосы». [Смех в зале.] И это действительно [так], такая реакция бывает. И они говорят: «Господи Боже мой, ну так близко, ну вот-вот, ну еще чуть-чуть!»

#00:13:15#

Речь идет о каком-то футбольном матче. И мы можем представить себе, что это такое. Кришна прямо перед ними. Перед теми, кто любит Его так, как это было описано выше, но они не могут испытать, пережить встречу с Ним в полной мере так, как они этого хотят. И это для них подобно смерти. Это нечто в миллионы раз более интенсивное и мощное, чем тот самый незабитый гол. Можно представить себе степень их горя, их обескураженности. В этот момент потребность в служении, которую испытывает Шримати Радхарани со стороны Своих спутниц и Своего окружения служанок, достигает своего зенита, своей кульминации.

#00:14:42#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Если вам выпадает счастье или удача совершать служение в этот момент, тогда вознаграждение, которое придет, или отдача, которая придет, не будет иметь себе равных. И не может быть вопроса о том, чтобы когда-либо после этого вернуться сюда, в этот мир».

#00:15:16#

Нам говорят, что сама природа дживы, которая бесконечно мала, такова, что наша способность к обмену расы, то есть любовными взаимоотношениями с Безграничным, наша способность, поскольку мы маленькие, так же крайне мала. Нам говорят, что природа Кришны — это [природа] раса-раджа. Он олицетворение расы, экстаза.

#00:15:48#

Но Радхарани — это та, которая способна наслаждаться этим экстазом в безграничной, бесконечной степени. Поэтому Она известна как махабхава. И когда Радхарани принимает служение Своих спутниц, Своего окружения, в тот момент, который был описан, Она отвечает им, Своему окружению, Своим служанкам. Она одаривает их чувством Своего сердца, махабхавой, переживание которого пребывает за пределами способности дживы, за пределами конституционального положения дживы.

#00:16:52#

То, о чем идет речь: эти материи непостижимо возвышенные и находятся далеко за пределами нашей нынешней способности понимания и восприятия этих реалий. Но наша гуру-варга дала нам некоторые намеки на природу этого. Тот урок, который мы можем извлечь для себя, и который актуален по отношению к нашему нынешнему положению, этот урок может быть сформулирован следующим образом. Служение, совершаемое в момент величайшей потребности или нужды в нем, привлекает, вызывает наибольшую отдачу.

#00:17:50#

Одним из любимых выражений Шрилы Прабхупады было: «Делай то, что необходимо, то, что нужно».

#00:18:02#

Найди, определи то, что необходимо делать сейчас, и добровольно совершай это нечто. И тогда становится возможным совершать быстрый прогресс в сознании Кришны.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Поездка к Ганге» (на английском и русском языках). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 4 апреля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Преданный принимает минимум для себя». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 21 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Вриндаван и Курукшетра

(23 апреля 2003 года, Томск)

 

Преданный (обращаясь к переводчику, Муралишвару Прабху): [неразборчиво] …если что, поправь меня. Махарадж сказал, что сокровенные игры [Господа] происходят на Говардхане. С гопи, с гопами [неразборчиво]. У меня возникло небольшое непонимание. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что… и Шридхар Махарадж после этого говорил: «Я бы устроил свой бхаджан на Курукшетре». То есть там более сокровенное [место]. У меня возникло непонимание.

#00:01:05#

Госвами Махарадж: Это определение Шрилы Гуру Махараджа. Он говорил, что служение, совершаемое во время наибольшей в нем нужды или потребности, привлекает или привносит наибольшее вознаграждение или наибольший отклик.

#00:01:33#

Когда они совершали паломничество по Индии, Бхактивинод Тхакур сказал, что Курукшетра является местом подлинного бхаджана. А Сарасвати Тхакур в свою очередь сказал: «Вриндаван для, — буквально он сказал, — поверхностных мыслителей». Разумеется, истина, высказанная, сформулированная таким образом… это видение под определенным углом зрения. Потому что Вриндаван — личная обитель Кришны, Его мир, место Его игр, и он есть удел наиболее возвышенных, освобожденных душ, которые только существуют в бытии.

#00:02:35#

Но в рамках этой обители или этого измерения бытия существует дальнейшая градация. Вриндаван известен как земля того, что зовется милана, то есть земля встречи или единения. Но Курукшетра известна как то место, где разлука достигает своего зенита.

#00:03:37#

Шрила Гуру Махарадж, описывая природу этих реалий, говорит, что экстаз или счастье разлуки является более глубоким и более великим, чем экстаз встречи. И эта концепция подтверждается Шрилой Сарасвати Тхакуром и Шрилой Бхактивинодом Тхакуром.

#00:04:06#

Шри Чайтанья Махапрабху — воплощение этой истины и пример этой истины. Одна из важнейших Его игр или центральная Его лила — празднование Ратха-ятры в Джаганнатха Пури.

#00:04:26#

Что такое Ратха-ятра? Встреча Кришны и гопи на Курукшетре. Это то местоположение, которое занимает или которое принимает сам Махапрабху. Махапрабху показывает, что здесь, в этом заключено высочайшее. И Бхактивинод Тхакур подчеркивает это. Сарасвати Тхакур указывает на эту истину. И Шрила Гуру Махарадж говорит о той же самой истине. Почему? Потому что служение, совершаемое во время величайшей нужды или потребности, вызывает или привлекает величайшее вознаграждение. И это то место или то положение вещей, когда потребность в служении достигает пика.

#00:05:45#

Шрила Гуру Махарадж приводил пример в этой связи, говоря о том, что стакан воды сам по себе не есть нечто особенное. Но стакан воды, который подается человеку на поле битвы, когда его мучает жажда, обладает большой ценностью. Каким образом ценность его возрастает? В силу того, что потребность в этом возрастает.

#00:06:30#

Какова природа Радхарани и Ее спутниц, Ее окружения, слуг во Вриндаване? Нам говорят, что Она и Ее окружение проклинают творца вселенной Брахму за то, что тот создал глаза с веками, из-за которых глаза закрываются, и на мгновение они застилают [Кришну], поскольку красота Кришны невероятна и непостижима. Гопи, когда эта красота застилается от них на одно мгновение мельканием век, говорят о творце мира: «Какой он глупец! Зачем он создал такие глаза, которые лишают нас на эти мгновения лицезрения красоты Кришны. Если бы не было этих век, мы бы могли наслаждаться красотой Кришны [постоянно, без помех]. Но этот глупец, этот дурак Брахма сотворил глаза, которые постоянно моргают, и мы не видим Кришну в эти мгновения».

#00:08:00#

Для них мгновение, длящееся столько, сколько закрываются [и открываются] глаза, длится вечность. Даже в присутствии Кришны они испытывают страх потерять Его, разлучиться с Ним.

#00:08:30#

Говорится, что раса-лила, то есть божественный танец Кришны и дев Вриндавана, который длится ночь Брахмы, то есть четыреста, не суть [четыре миллиарда триста двадцать миллионов лет], астрономическую цифру [во времени], — для них эта ночь длилась как одно мгновение. И эти гопи, которые испытывают… чья природа к Кришне имеет такую любовь, на протяжении ста лет земного летоисчисления находились в разлуке с Кришной вплоть до того момента, когда по прошествии этого столетия они встретили Его на Курукшетре. Речь идет о тех, для кого те мгновения, когда глаза закрывались, веки застилали Кришну, для них эти мгновения длились вечно. Они были разлучены с Кришной на протяжении ста лет. По прошествии столетия они встречают Кришну на Курукшетре.

#00:09:50#

Но они [гопи] не встретили на Курукшетре того Кришну, которого они помнили, Кришну Вриндавана. Во Вриндаване они видели Кришну, они общались с Кришной, одетым в пастушеские одежды, Кришну с павлиньим пером в волосах, играющим на флейте на берегах Ямуны. Теперь на Курукшетре Кришна был одет в царские одежды, [Он пребывал] в окружении Своей свиты, царей, колесниц, лошадей, посреди великолепия и роскоши царского положения. Он был окружен столь многими важными людьми. И некое разочарование родилось в их сердцах.

#00:11:08#

Шримати Радхарани сказала: «Вот Кришна передо мной. После ста лет разлуки Я вижу Его, но это не тот Кришна, которого Я хочу». Ее сердце жаждет, Ее сердце стремится вернуть Кришну во Вриндаван. Вернуть Кришну во Вриндаван, где Он вновь может быть одет в одежды пастуха, с павлиньим пером в волосах, с флейтой, и где Они могут совершать танец раса.

#00:11:51#

Шрила Гуру Махарадж дал некий пример, который призван помочь нам понять драматизм и напряженность, остроту этого момента. Он сказал: «Как в футболе. Вот поле. Если игра проходит на середине поля, если мяч переходит от одной стороны к другой, но в середине поля, никто из зрителей особо не возбужден. Но если игра развивается таким образом, что мяч почти у самых ворот и вот-вот должен быть забит гол, но этого гола не происходит, тогда люди на стадионе плачут и рвут на себе волосы». [Смех в зале.] И это действительно [так], такая реакция бывает. И они говорят: «Господи Боже мой, ну так близко, ну вот-вот, ну еще чуть-чуть!»

#00:13:15#

Речь идет о каком-то футбольном матче. И мы можем представить себе, что это такое. Кришна прямо перед ними. Перед теми, кто любит Его так, как это было описано выше, но они не могут испытать, пережить встречу с Ним в полной мере так, как они этого хотят. И это для них подобно смерти. Это нечто в миллионы раз более интенсивное и мощное, чем тот самый незабитый гол. Можно представить себе степень их горя, их обескураженности. В этот момент потребность в служении, которую испытывает Шримати Радхарани со стороны Своих спутниц и Своего окружения служанок, достигает своего зенита, своей кульминации.

#00:14:42#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Если вам выпадает счастье или удача совершать служение в этот момент, тогда вознаграждение, которое придет, или отдача, которая придет, не будет иметь себе равных. И не может быть вопроса о том, чтобы когда-либо после этого вернуться сюда, в этот мир».

#00:15:16#

Нам говорят, что сама природа дживы, которая бесконечно мала, такова, что наша способность к обмену расы, то есть любовными взаимоотношениями с Безграничным, наша способность, поскольку мы маленькие, так же крайне мала. Нам говорят, что природа Кришны — это [природа] раса-раджа. Он олицетворение расы, экстаза.

#00:15:48#

Но Радхарани — это та, которая способна наслаждаться этим экстазом в безграничной, бесконечной степени. Поэтому Она известна как махабхава. И когда Радхарани принимает служение Своих спутниц, Своего окружения, в тот момент, который был описан, Она отвечает им, Своему окружению, Своим служанкам. Она одаривает их чувством Своего сердца, махабхавой, переживание которого пребывает за пределами способности дживы, за пределами конституционального положения дживы.

#00:16:52#

То, о чем идет речь: эти материи непостижимо возвышенные и находятся далеко за пределами нашей нынешней способности понимания и восприятия этих реалий. Но наша гуру-варга дала нам некоторые намеки на природу этого. Тот урок, который мы можем извлечь для себя, и который актуален по отношению к нашему нынешнему положению, этот урок может быть сформулирован следующим образом. Служение, совершаемое в момент величайшей потребности или нужды в нем, привлекает, вызывает наибольшую отдачу.

#00:17:50#

Одним из любимых выражений Шрилы Прабхупады было: «Делай то, что необходимо, то, что нужно».

#00:18:02#

Найди, определи то, что необходимо делать сейчас, и добровольно совершай это нечто. И тогда становится возможным совершать быстрый прогресс в сознании Кришны.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования