«Почетное звание хранителя преданности». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж


Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Почетное звание хранителя преданности

 

Слава нашему божественному учителю, Ом Вишнупаду Парамахамсе Тхакуру Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, который известен во всех трех мирах благодаря своей исключительной преданности Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, и который всегда дарует милость Шри Чайтаньи Махапрабху тем, кто лишен всякой надежды. Его труды в совершенстве являют сиддханту духовной преемственности Шрилы Рупы Госвами, а его чудесная поэзия сияет возвышенной расой, которую открыл Махапрабху. 

Шри Чайтанья Махапрабху прославил Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаю. Подобно драгоценному талисману, украшающему ожерелье, Махапрабху явился в сампрадае, которую основал Господь Брахма: кр̣ш̣н̣а хоите чатур-мукха1

Шри Чайтанья Махапрабху явился в Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадае. Но сокровище, которое Он принес, было недоступно даже основателю сампрадаи, самому Господу Брахме. Оно не было явлено даже Господу Шиве. Они не способны оценить ту возвышенную преданность, которую дал Шри Чайтанья Махапрабху и восприняли Его сокровенные спутники, такие как Шрила Гуру Махарадж.

Шри Чайтанья Махапрабху в действительности пребывает в Своей собственной скрытой сампрадае, хотя внешне приходит в Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаю. Ма̄дхавендра пурӣ-бара, ш́иш̣йа-бара ш́рӣ-ӣш́вара2. Именно Мадхавендра Пури стал предшественником Махапрабху и явил глубочайшее настроение махабхавы, настроение разлуки, которую испытывает Шримати Радхарани. 

Сияние, исходившее от Шрилы Мадхавендры Пури, кришна-према, явило скрытую до этих пор славу сампрадаи Махапрабху. Внешне он пришел в Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаю, и до его явления в ней не было никого, кто проявил бы столь же глубокую любовь к Богу, настроение кришна-премы, какое обнаружил Мадхавендра Пури. Его учеником был Шри Ишвара Пури, счастливейшая душа, ставший непосредственным предшественником Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж всегда говорил, что мы поклоняемся не форме, а содержанию. Качественное содержание выражено в «Чайтанья-чаритамрите». Нам интересна живая традиция сампрадаи Шри Чайтаньи Махапрабху, которая явлена в сердцах самых чистых представителей Господа. Так же, как Шри Чайтанья Махапрабху гораздо больше, чем просто юга-аватара (Он — непостижимое божественное сочетание Раса-раджа, Шри Кришны, и Махабхавы, Шримати Радхарани), так и эти вайшнавы воплощают в себе бытие Шри Мадхавендры Пури.

Совсем недавно это чистейшее божественное бытие было снова явлено в личности Шрилы Бхактивинода Тхакура. Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур еще присутствовал в этом мире, Шрила Гуру Махарадж сочинил свою «Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам». В ней Шрила Гуру Махарадж говорит: 

ш́рӣ-гаура̄нуматам̇ сварӯпа-видитам̇
                                   рӯпа̄граджена̄др̣там̇

рӯпа̄дйаих̣ паривеш́итам̇ рагху-ган̣аир
                                    а̄сва̄дитам̇ севитам

джӣва̄дйаир абхиракшитам̇
             ш́ука-ш́ива-брахма̄ди-самма̄нитам̇

ш́рӣ-ра̄дха̄-пада-севана̄мр̣там
                         ахо тад да̄тум ӣш́о бхава̄н 

«Как милостив Шри Гаурачандра! Он даровал бесценное сокровище, сущность которого познал Шри Сварупа Дамодар, которым наслаждался Шри Санатана Госвами; его раздавали раса-таттвачарьи во главе со Шри Рупой Госвами, его воспринял и еще увеличил Шри Рагхунатх Дас Госвами и его последователи, его надежно охранял Шри Джива Госвами и его спутники, ему поклонялись издалека великие подвижники, такие, как Махадева, повелитель богов, и Брахма, прародитель мира. О чудо из чудес, этот блаженный нектар чистого преданного служения стопам Шри Радхи! Ты достиг такого совершенства, что даже это редчайшее сокровище дал нам»3

Когда Шрила Гуру Махарадж начал читать Шриле Бхактисиддханте Сарасвати это сочинение, прославляющее Шрилу Бхактивинода Тхакура, то Шрила Сарасвати Тхакур сначала слушал первые стихи в глубоком сосредоточенном молчании. Но по мере того как Шрила Гуру Махарадж читал, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур все больше светился от счастья и наконец сказал, что он очень доволен и вдохновлен тем, что хотя бы один из его последователей достоин нести и должным образом представлять его сиддханту и сущность учения Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж навеки прославил качества Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура во многих чудесных стихах, таких, как «Шри Шри Прабхупада-падма cтаваках», которые с тех пор последователи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады поют во всех храмах по всему миру. Шрила Гуру Махарадж подарил нам замечательную пранаму, славящую его духовного учителя, где он говорит: 

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чинна̄виччинна-карттрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моханта-дха̄ттри
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄-ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ 

«Сделав первый решительный шаг, он вдребезги разбил обманчивую гладь жадности и наживы; вторым шагом он попрал все безжизненные теории разных ученых с их идеями спасения и освобождения; третьим же шагом он облегчил тяжесть и смягчил сухость суровой практики преданного служения, пролив радость божественной любви: проведя сквозь Вайкунтху, он подарил нам поклонение Радхе и Говинде.

Логические выводы, правила и предписания, благоговейный страх, преклонение — все это он упростил, пересмотрел, ослабил той мягкостью концепции Вриндавана, которую нес в себе. Но во внешнем мире он сражался против всех и каждого с неистовой силой, опустошив материалистичный мир. Он сражался в одиночку против всех, он сокрушал все — так это выглядело со стороны. Второй его миссией было прекратить все бесполезные ученые труды в различных отраслях и остановить эти тщеславные поиски; и третьей — упростить, умалить пышность поклонения Нараяне.

Своим служением Радхе-Говинде он низвел обитель милости в наш мир и вызвал в каждом сердце чудесный поток божественной любви. Только благодаря этому мы получили возможность поклоняться Всевышнему. Шрила Сарасвати Тхакур доказал высочайшее превосходство служения Радхе-Говинде. Такова история его свершений.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада вечно живет в своих божественных наставлениях, бхактисиддханта-вани. Так пусть же бхактисиддханта-вани вечно танцует в глубине ваших сердец».

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур покидал этот мир, он позвал Шрилу Гуру Махараджа. В собрании учеников он попросил Шрилу Гуру Махараджа петь «Шри Рупа Манджари-пада». Еще до этого Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур лично проверял Шрилу Гуру Махараджа и был удовлетворен тем, что он был способен представлять традицию Шри Гаурачандры, переданную Его истинным последователем и представителем, Шрилой Рупой Госвами. И теперь Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур передал заботу об этой традиции Шриле Гуру Махараджу таким образом, который многие старшие духовные братья, бывшие там, назвали «мистической передачей» духовной опеки.

После того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада оставил мир, его ученики искали общения со Шрилой Гуру Махараджем. Их влекли к нему не какие-то внешние соображения, некая формальная роль, которую он унаследовал. Это влечение скорее было внутренним: они видели в Шриле Гуру Махарадже сияние кришна-премы, которое сопутствует только тем, кто достиг высочайшего уровня в осознании учения Рупануга-сампрадаи. Их привлекало и побуждало общаться с ним это божественное бытие.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж дал столь много всем, кто действительно мог понять суть подлинной сампрадаи Шри Чайтаньи Махапрабху и традиции Шрилы Рупы Госвами. Если бы преданные не поняли его, они давно бы полностью утратили суть учения Шри Чайтаньи Махапрабху, и никто не знал бы, что такое кришна-према, любовь к Богу.

Последние сорок два года своей жизни Шрила Гуру Махарадж провел в общении со своими учениками и своим дорогим другом, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем, его сокровенным спутником и избранным преемником. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж были связаны столь тесно, что их считали одной личностью в двух ипостасях.

Мы видим великодушие и доброту Шрилы Говинды Махараджа и считаем его солидарным со Шрилой Гуру Махараджем в его желании даровать сущность учения Махапрабху всепроникающему миру Гаудия-вайшнавов, который так в этом нуждается. Шрила Гуру Махарадж нуждался в помощи Шрилы Говинды Махараджа, исполняя свою миссию. Шрила Говинда Махарадж вдохновил его поведать миру свое глубочайшее понимание, и, в конце концов, Шрила Гуру Махарадж все передал в руки своего возлюбленного ученика: свое учение, свои Божества, свое осознание, свой Матх, свою миссию, свою жизнь, любовь и вдохновение. 

 


1 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Шри Гуру-парампара», 1.

2 «Главным учеником Мадхавендры Пури был Ишвара Пури» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Шри Гуру-парампара», 5).

3 Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам, 9.




←  Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 26 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Уход Шрилы Шридхара Махараджа» (часть 1). Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 8 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Почетное звание хранителя преданности

 

Слава нашему божественному учителю, Ом Вишнупаду Парамахамсе Тхакуру Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, который известен во всех трех мирах благодаря своей исключительной преданности Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, и который всегда дарует милость Шри Чайтаньи Махапрабху тем, кто лишен всякой надежды. Его труды в совершенстве являют сиддханту духовной преемственности Шрилы Рупы Госвами, а его чудесная поэзия сияет возвышенной расой, которую открыл Махапрабху. 

Шри Чайтанья Махапрабху прославил Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаю. Подобно драгоценному талисману, украшающему ожерелье, Махапрабху явился в сампрадае, которую основал Господь Брахма: кр̣ш̣н̣а хоите чатур-мукха1

Шри Чайтанья Махапрабху явился в Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадае. Но сокровище, которое Он принес, было недоступно даже основателю сампрадаи, самому Господу Брахме. Оно не было явлено даже Господу Шиве. Они не способны оценить ту возвышенную преданность, которую дал Шри Чайтанья Махапрабху и восприняли Его сокровенные спутники, такие как Шрила Гуру Махарадж.

Шри Чайтанья Махапрабху в действительности пребывает в Своей собственной скрытой сампрадае, хотя внешне приходит в Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаю. Ма̄дхавендра пурӣ-бара, ш́иш̣йа-бара ш́рӣ-ӣш́вара2. Именно Мадхавендра Пури стал предшественником Махапрабху и явил глубочайшее настроение махабхавы, настроение разлуки, которую испытывает Шримати Радхарани. 

Сияние, исходившее от Шрилы Мадхавендры Пури, кришна-према, явило скрытую до этих пор славу сампрадаи Махапрабху. Внешне он пришел в Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаю, и до его явления в ней не было никого, кто проявил бы столь же глубокую любовь к Богу, настроение кришна-премы, какое обнаружил Мадхавендра Пури. Его учеником был Шри Ишвара Пури, счастливейшая душа, ставший непосредственным предшественником Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж всегда говорил, что мы поклоняемся не форме, а содержанию. Качественное содержание выражено в «Чайтанья-чаритамрите». Нам интересна живая традиция сампрадаи Шри Чайтаньи Махапрабху, которая явлена в сердцах самых чистых представителей Господа. Так же, как Шри Чайтанья Махапрабху гораздо больше, чем просто юга-аватара (Он – непостижимое божественное сочетание Раса-раджа, Шри Кришны, и Махабхавы, Шримати Радхарани), так и эти вайшнавы воплощают в себе бытие Шри Мадхавендры Пури.

Совсем недавно это чистейшее божественное бытие было снова явлено в личности Шрилы Бхактивинода Тхакура. Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур еще присутствовал в этом мире, Шрила Гуру Махарадж сочинил свою «Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам». В ней Шрила Гуру Махарадж говорит: 

ш́рӣ-гаура̄нуматам̇ сварӯпа-видитам̇
                                   рӯпа̄граджена̄др̣там̇

рӯпа̄дйаих̣ паривеш́итам̇ рагху-ган̣аир
                                    а̄сва̄дитам̇ севитам

джӣва̄дйаир абхиракшитам̇
             ш́ука-ш́ива-брахма̄ди-самма̄нитам̇

ш́рӣ-ра̄дха̄-пада-севана̄мр̣там
                         ахо тад да̄тум ӣш́о бхава̄н 

«Как милостив Шри Гаурачандра! Он даровал бесценное сокровище, сущность которого познал Шри Сварупа Дамодар, которым наслаждался Шри Санатана Госвами; его раздавали раса-таттвачарьи во главе со Шри Рупой Госвами, его воспринял и еще увеличил Шри Рагхунатх Дас Госвами и его последователи, его надежно охранял Шри Джива Госвами и его спутники, ему поклонялись издалека великие подвижники, такие, как Махадева, повелитель богов, и Брахма, прародитель мира. О чудо из чудес, этот блаженный нектар чистого преданного служения стопам Шри Радхи! Ты достиг такого совершенства, что даже это редчайшее сокровище дал нам»3

Когда Шрила Гуру Махарадж начал читать Шриле Бхактисиддханте Сарасвати это сочинение, прославляющее Шрилу Бхактивинода Тхакура, то Шрила Сарасвати Тхакур сначала слушал первые стихи в глубоком сосредоточенном молчании. Но по мере того как Шрила Гуру Махарадж читал, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур все больше светился от счастья и наконец сказал, что он очень доволен и вдохновлен тем, что хотя бы один из его последователей достоин нести и должным образом представлять его сиддханту и сущность учения Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж навеки прославил качества Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура во многих чудесных стихах, таких, как «Шри Шри Прабхупада-падма cтаваках», которые с тех пор последователи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады поют во всех храмах по всему миру. Шрила Гуру Махарадж подарил нам замечательную пранаму, славящую его духовного учителя, где он говорит: 

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чинна̄виччинна-карттрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моханта-дха̄ттри
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄-ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ 

«Сделав первый решительный шаг, он вдребезги разбил обманчивую гладь жадности и наживы; вторым шагом он попрал все безжизненные теории разных ученых с их идеями спасения и освобождения; третьим же шагом он облегчил тяжесть и смягчил сухость суровой практики преданного служения, пролив радость божественной любви: проведя сквозь Вайкунтху, он подарил нам поклонение Радхе и Говинде.

Логические выводы, правила и предписания, благоговейный страх, преклонение – все это он упростил, пересмотрел, ослабил той мягкостью концепции Вриндавана, которую нес в себе. Но во внешнем мире он сражался против всех и каждого с неистовой силой, опустошив материалистичный мир. Он сражался в одиночку против всех, он сокрушал все – так это выглядело со стороны. Второй его миссией было прекратить все бесполезные ученые труды в различных отраслях и остановить эти тщеславные поиски; и третьей – упростить, умалить пышность поклонения Нараяне.

Своим служением Радхе-Говинде он низвел обитель милости в наш мир и вызвал в каждом сердце чудесный поток божественной любви. Только благодаря этому мы получили возможность поклоняться Всевышнему. Шрила Сарасвати Тхакур доказал высочайшее превосходство служения Радхе-Говинде. Такова история его свершений.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада вечно живет в своих божественных наставлениях, бхактисиддханта-вани. Так пусть же бхактисиддханта-вани вечно танцует в глубине ваших сердец».

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур покидал этот мир, он позвал Шрилу Гуру Махараджа. В собрании учеников он попросил Шрилу Гуру Махараджа петь «Шри Рупа Манджари-пада». Еще до этого Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур лично проверял Шрилу Гуру Махараджа и был удовлетворен тем, что он был способен представлять традицию Шри Гаурачандры, переданную Его истинным последователем и представителем, Шрилой Рупой Госвами. И теперь Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур передал заботу об этой традиции Шриле Гуру Махараджу таким образом, который многие старшие духовные братья, бывшие там, назвали «мистической передачей» духовной опеки.

После того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада оставил мир, его ученики искали общения со Шрилой Гуру Махараджем. Их влекли к нему не какие-то внешние соображения, некая формальная роль, которую он унаследовал. Это влечение скорее было внутренним: они видели в Шриле Гуру Махарадже сияние кришна-премы, которое сопутствует только тем, кто достиг высочайшего уровня в осознании учения Рупануга-сампрадаи. Их привлекало и побуждало общаться с ним это божественное бытие.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж дал столь много всем, кто действительно мог понять суть подлинной сампрадаи Шри Чайтаньи Махапрабху и традиции Шрилы Рупы Госвами. Если бы преданные не поняли его, они давно бы полностью утратили суть учения Шри Чайтаньи Махапрабху, и никто не знал бы, что такое кришна-према, любовь к Богу.

Последние сорок два года своей жизни Шрила Гуру Махарадж провел в общении со своими учениками и своим дорогим другом, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем, его сокровенным спутником и избранным преемником. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж были связаны столь тесно, что их считали одной личностью в двух ипостасях.

Мы видим великодушие и доброту Шрилы Говинды Махараджа и считаем его солидарным со Шрилой Гуру Махараджем в его желании даровать сущность учения Махапрабху всепроникающему миру Гаудия-вайшнавов, который так в этом нуждается. Шрила Гуру Махарадж нуждался в помощи Шрилы Говинды Махараджа, исполняя свою миссию. Шрила Говинда Махарадж вдохновил его поведать миру свое глубочайшее понимание, и, в конце концов, Шрила Гуру Махарадж все передал в руки своего возлюбленного ученика: свое учение, свои Божества, свое осознание, свой Матх, свою миссию, свою жизнь, любовь и вдохновение. 

 


1 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Шри Гуру-парампара», 1.

2 «Главным учеником Мадхавендры Пури был Ишвара Пури» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Шри Гуру-парампара», 5).

3 Шримад Бхактивинода-вираха Дашакам, 9.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования