Шрила Мадхавендра Пури -- росток божественной любви

Ачарьядев Ом Вишнупад Вишва-Гуру Шри Шрила
Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
(Записано 2 марта 1996 г. в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, Навадвип, Индия)

"Sri Gaudiya Darshan", Sri Gaura Purnima, 1996, pp 6-11


    Сегодняшний день отмечен особой благостью – это день святой разлуки со Шрилой Мадхавендрой Пурипадом. В образе Шрилы Мадхавендры Пури в этом мире появился росток божественной любви к Кришне (Кришна-преманкур). Шрилу Мадхавендру Пури почитали и прославляли Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху были его учениками.
     Ишвара Пури, который среди многих санньяси того времени пользовался огромной известностью, был, как вы знаете, очень преданным и близким слугой Шрилы Мадхавендры Пури; именно его избрал своим гуру Шри Чайтанья Махапрабху. Поэтому Шрила Мадхавендра Пури занимает в нашей сампрадае столь высокое положение.
 
 

Формальные и онтологические аспекты сампрадайи

    Положение вещей таково, что формально мы представляем нашу сампрадаю как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаю, ибо Мадхвачарья получил в Бадарикашраме посвящение от Вьясадевы, Вьясадева принял посвящение от Нарады Госвами, знаменитый Нарада Госвами является одновременно учеником и сыном Господа Брахмы, а Брахма был посвящен Кришной.
     Следовательно, наша сампрадая берет свое начало от Кришны, однако в течение некоторого времени после Мадхвачарьи Кришна-концепция находилась в тени. Через Шрилу Мадхавендру Пури она вновь явилась во всем своем великолепии. Милостью Шри Чайтаньи Махапрабху мы считаем его подлинным гуру рага-марги. Шрила Мадхавендра Пури явил этому миру путь любящего служения Господу. Его можно сравнить с ростком Кришна-премы, а следующего за ним Шри Чайтанью Махапрабху – с огромным ветвистым деревом. Махапрабху, как вы знаете – это Сама Божественная Чета Шри Шри Радха-Говинда. Все Его спутники, такие как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами и другие, принадлежат к нашей святой Рупануга-сампрадае. Одна ее часть берет свое начало от Кришны и продолжается до Шрилы Мадхавендры Пури, другая – от Шрилы Мадхавендры Пури до нашего Гуру Махараджа. И вот, сегодня – день, когда Мадхавендра Пури покинул этот мир.
 
 

Божественный рассказ о Шриле Мадхавендре Пури, поведанный Махапрабху

    Он был очень близким преданным Кришны и Радхарани. Сама Радхарани одарила Шрилу Мадхавендру Пури всей полнотой Своей милости. Эту дивную историю о Шриле Мадхавендре Пури Махапрабху рассказал Своим спутникам во время остановки в Ремуне, Орисса, на пути в Пури-дхам. Махапрабху услышал ее из лотосных уст Ишвары Пури.
     Шрила Мадхавендра Пури был исполнен великого духа отречения. Он никого не просил подаяния и во всем, что приходило к нему, видел милость Кришны. Если ему подавали пищу, принимал столько, чтобы утолить голод. Когда еды не было, он постился, но милостыни не просил. Таковы была его натура. Он был всегда погружен в воспевание Святых Имен Кришны. Так он странствовал по всей Индии, особенно часто бывая во Вриндаване.
    Однажды Шрила Мадхавендра Пури совершал парикраму (обход) Говардхана, и там же, у Говинда-кунды расположился под деревом на ночь. Весь день он провел в посте; вечером перед ним появился Кришна в образе мальчика-пастушка с горшком молока в руках. Кришна сказал: "О Пури Госаи, Я вижу ты не ходил за подаянием к местным жителям. Возьми это молоко, его прислали тебе женщины из соседней деревни".
    Шрила Мадхавендра Пури очень удивился, каким образом они узнали о том, что он голоден. Поэтому он спросил пастушка: "Откуда Тебе известно, что я пощусь?" Мальчик отвечал: "Женщины пришли набрать воды из пруда и, увидев тебя, подумали, что ты, должно быть, ничего не ел. Поэтому они решили прислать тебе немного молока. Возьми его. Я ухожу, потому что уже время доить коров, но скоро вернусь и заберу этот горшок".
     Мадхавендра Пури изумился, увидев сияние, исходящее от мальчика. Он взял молоко и стал ожидать прихода пастушка, но тот не возвращался. Мадхавендра Пури сидел, воспевая имя Кришны, пока, уже за полночь, не уснул. Во сне он увидел пастушка, явившего ему Свой истинный облик:

‘шри-гопал’ нама мора, –
                     говарддхана-дхари
ваджрера стапита, ами иха адхикри

    "Меня зовут Шри Гопал, Я – господин этой деревни. Ваджра (внук Кришны) установил Мое божество Шри Гопала, и с того дня Я жил здесь. Но в этих краях бесчинствовали безбожники, которые пытались помешать поклонению Мне. Поэтому Мой служитель отнес Меня в кунджу (рощу) у подножия Говардхана и бежал. С той поры, Я живу в этой роще. Видишь – вот это место. Я очень страдаю от холода, жары, дождей и ветра. Прошу тебя, приведи с собой жителей деревни и унеси Меня отсюда. Установи поклонение Мне в матхе на вершине горы Говардхан. Как долго Я ждал, Мадхава, что ты придешь и будешь служить Мне".
 
 

Служение Гопалу

    Мадхавендра Пури проснулся, и из глаз его ручьем полились слезы. Затем он собрался  духом, чтобы исполнить указание Господа. Он собрал множество сельчан и, вооружившись совками, лопатами и другими инструментами, принялся вместе с ними расчищать проход к роще. Работа была очень трудной, так как густые заросли тропического леса были практически непроходимыми. Божество оказалось невероятно тяжелым, и только самые сильные мужчины, собравшись вместе, смогли Его поднять. Затем Мадхавендра Пури велел перенести Его на вершину горы Говардхан и поместить на огромный каменный алтарь, поддерживаемый сзади другим камнем.
   Для проведения грандиозной церемонии поклонения Господу Мадхавендра Пури пригласил опытных брахманов. Он обратил их в вайшнавскую веру и начал приготовления к пышному празднеству Аннакут, на котором Господу предлагают рис и множество изысканных яств. Такие празднества устраивал для Кришны Нанда Махараджа. Радостная весть об этом облетела окрестные селения, и для участия в торжествах стали стекаться сотни и тысячи людей из самых разных уголков. Все дивились духовной силе Шрилы Мадхавендры Пурипада.
    Ежедневно для предложения Господу готовились сотни различных блюд. Вечером Мадхавендра Пури укладывал Господа спать. Сам он довольствовался лишь несколькими глотками молока. Так день за днем продолжалось это великолепное празднество. Мадхавендра Пури принял в ученики двух брахманов, которые проводили служение Господу с подобающими Ему царскими почестями.


Сон Шрилы Пурипада

    Некоторое время спустя Шриле Мадхавендре Пури приснился сон, в котором Гопал велел ему принести сандалового дерева малаяджа и умастить им Его тело, чтобы защитить от летнего зноя. Мадхавендра Пури распорядился о надлежащем поклонении Господу в его отсутствие и отправился в Бенгалию. В Шантипуре он дал посвящение Шри Адвайте Прабху. Затем он продолжил свой путь на юг, в Ремуну, расположенную в восьми километрах от Балешвары. Там он удостоился даршана Гопинатха.
    Как и прежде, он ни у кого не просил подаяния. Но его очень интересовало, что за блюда предлагают Гопинатху. Местный брахман описал ему все подношения и сообщил, что вечером Гопинатху будут предлагать двенадцать горшков кхира или сгущенного молока. На мгновенье Мадхавендра Пури подумал: "Если бы я попробовал этого кхира, то смог бы приготовить такой же для подношения Кришне, когда вернусь во Вриндаван". Но в ту же секунду он отчитал себя за недостойное желание отведать кхиру. Он покинул это место и, придя на рыночную площадь, сел под деревом, воспевая святое имя Господа.

Сон брахмана

    В это время пуджари, как обычно, совершал подношение (бхоги) Гопинатху. Мысли обоих брахманов  были в тот момент далеки от Мадхавендры Пури. После подношения они приняли прасад и легли спать. Во сне главный пуджари увидел Гопинатха, Который сказал ему: "О пуджари, тебе невдомек, что один горшок кхира Я украл для Мадхавендры Пури и спрятал его у Себя под одеждой. Он – лучший из Моих преданных, и сейчас находится здесь, на рыночной площади. Он голоден; разыщи его и дай ему этот прасад. Ты считаешь, что после предложения взял двенадцать горшков, однако это не так: благодаря влиянию Моей иллюзорной энергии их у тебя всего одиннадцать. Последний горшок ты найдешь у Меня под одеждой. Возьми его и отдай Мадхавендре Пури".
    Пуджари был поражен услышанным. Однако, встав и открыв дверь, он обнаружил под одеждой Гопинатха горшок с кхиром. От прасада исходил пленительный аромат. Он взял его и, не мешкая, отправился в город, обходя рыночную площадь и громко взывая в поисках Мадхавендры Пури:

кшира лаха эи, йара нама
‘мадхава-пури’
тома лаги’ гопинатх
кшира каила чхури
    "О Мадхава Пури! Где же ты? Возьми этот кхир – его для тебя украл Гопинатх. Он знает, что ты голоден, и потому Он утаил его именно для тебя. Где же находится человек по имени Мадхава Пури?"
    Услышав эти слова, Мадхавендра Пури вначале растерялся от изумления, но затем промолвил: "Я здесь", обнаружив, таким образом, свое присутствие. Пуджари стал громко возносить ему хвалу, говоря: "Возьми этот кхир – Сам Гопинатх украл его для тебя". Мадхавендра Пури вкушал прасад в величайшем восторге – он был опьянен божественной любовью. Глиняный горшок, в котором находился кхир, он завязал в узел своей одежды.
    Затем ему в голову пришла мысль, что завтра эта новость разнесется по свету, и люди станут считать его великой душой. Поэтому, опасаясь почестей, он в тот же день бежал из Ремуны и направился в Джаганнатха Пури. Но по прибытии в Пури-дхам он обнаружил, что все уже знают о том, как Гопинатх украл для него горшок кхира. Новость достигла Пури быстрее его самого, и избежать восхвалений было невозможно.
 


Слава самоотверженности

    Как писал Кришнадас Кавирадж в "Шри Чайтанья-чаритамрите": "Этот мир устроен так, что слава и почет следуют за теми, кто безразличен к ним". Такова мирская слава и случай с Мадхавендрой Пури – подтверждение этому. Куда бы он ни направился, его повсюду узнавали. В конце концов, он смирился с этим, решив, что такая ситуация, возможно, имеет и положительную сторону, ибо поможет ему собрать сандалового дерева для Гопала. Царские министры, придворные и служители Джаганнатхдева считали за честь засвидетельствовать свое почтение Мадхавендре Пури, и он обратился к ним с просьбой о помощи. На пути из Ориссы к и сандаловым рощам путника подстерегали многочисленные опасности со стороны млеччхов, но покровительство царя могло обеспечить ему надежную защиту. Кроме того, царю принадлежали огромные леса, в которых во множестве росли сандаловые деревьея. Ему предоставили двоих человек, и, набрав древесины, они отправились во Вриндаван. И вновь все узнавали и принимали Мадхавендру Пури с величайшим почетом и уважением. Служители Гопинатха преподнесли ему много кхира и другого прасада.
 


Милость Господа к Своему преданному

    Ночью Мадхавендре Пури приснился сон, в котором Гопал сказал ему: "Гопинатх и Я суть Одно – тебе вовсе необязательно везти сандаловое дерево во Вриндаван. Предложи его Гопинатху, проведи полную церемонию поклонения Ему, и таким образом Я приму сандал".
    Проснувшись, Мадхавендра Пури подумал: "Как милостив ко мне Гопал! Он опять наставил меня". Он нанял еще двоих человек, чтобы растереть в порошок привезенное дерево и затем, предложив благовонную пасту Гопинатху, умастил Его тело.
    Каждый день Мадхавендра Пури приходил на арати Гопинатху. По милости Мадхавендры Пури были устроены пышные и щедрые празднества, в которых приняли участие тысячи людей. Гопал был очень доволен его служением. Он сказал ему: "Тебе не нужно возвращаться во Вриндаван – ты сможешь видеть Меня здесь, в Ремуне. И так ты достигнешь всего".
 


Божественное самадхи Шрилы Пурипада

    Мадхавендра Пури остался в Ремуне, и некоторое время спустя покинул этот мир. Мы видели в Ремуне небольшой по размерам прекрасный храм-самадхи Шрилы Мадхавендры Пури.
 

    Разлука Шрилы Пурипада

    Рассказывая историю Шрилы Мадхавендры Пури, Махапрабху испытывал самозабвенный восторг. Перед своим уходом Мадхавендра Пури был до безумия опьянен Кришна-премой, божественной любовью, и очень страдал, ощущая разлуку с Кришной. Эти страдания вызывали у него неудержимые потоки слез.
    Ишвара Пури служил Мадхавендре Пури в последние дни его пребывания в этом мире. Служение Ишвары Пури проявлялось даже в самом незначительном, за что Мадхавендра Пури очень превозносил своего ученика. Пребывая в состоянии глубокой печали, Мадхавендра Пури пел одну шлоку. Махапрабху слышал ее от Ишвары Пури и там, в Ремуна-дхаме, Он поделился ею со Своими преданными.

айи дина-дайардра натха хе
матхура-натха кадавалокйасе
хридайам твад алока-катарам
дайита бхрамйати
ким каромй ахам
    Воспевание этой шлоки вновь и вновь переполняло Махапрабху экстатическим чувством. Он говорил, что эти стихи есть не что иное, как слова Самой Радхарани, раскрывшиеся в сердце Мадхавендры Пури. Кришна-дас Кавирадж дал им свое прекрасное толкование:
эи шлока кахийачхена
радха-тхакурани
тара крипайа спхурийачхе
мадхавендра-вани
киба гаурачандра иха
каре асвадана
иха асвадите ара
нахи чауха-джана
 

Разлука Шри Радхи

    Радхарани испытывала сильнейшие муки в разлуке с Кришной, и Ее настроение отразилось в этих стихах. Эта боль разлуки с Кришной проявилась в сердце Мадхавендры Пури. Махапрабху говорил, что на земле нет человека, способного до конца понять значение этой шлоки. Ее воспевала Радхарани, и эти слова, явившиеся в сердце Мадхавендры Пури, охватили его страданием божественной разлуки. И сейчас Он, Гаура Махапрабху, Шри Чайтанья Махапрабху ощущает настроение, выраженное в этой шлоке. Никому более не дано по-настоящему понять ее смысл.
    Когда я слышал эту шлоку от Шрилы Гуру Махараджа, я думал: "В этот мир приходил Нитьянанда Прабху, ученик Мадхавендры Пури, в него спускались великие святые. Однако Кавирадж Госвами пишет: "На этой земле нет четвертого человека, кто мог бы до конца прочувствовать ее – такое богатство заключено в этой шлоке"".
    Все попытки осознать глубинный смысл этих строк обречены на провал. Его можно понять только по милости Радхарани. Когда же это произойдет? По всей вероятности, никогда, лишь благодатная милость Радхарани, проливающаяся на нас через Гурудева, может наполнить наши сердца страданием разлуки.
    От Гуру Махараджа мы слышали различные толкования этой шлоки. Когда он произносил ее, меня всегда поражало необыкновенное выражение его лица. В нем можно было уловить отражение глубочайших божественных переживаний и восприятия самых высоких и тончайших качеств Божественной Реальности.
    Все, что Махапрабху Чайтаньядев дал этому миру, заключено в этой шлоке, выражающей саму суть Кришна-премы. Гуру Махарадж объяснял нам, что она выражает оттенки различных настроений преданного служения. Но много ли мы можем ощутить? Не стоит даже думать об этом. Кавирадж Госвами предупреждал о том, что необходимо ясно осознавать собственное положение:

эи шлока кахийачхена
радха-тхакурани
тара крипайа спхурийачхе
мадхавендра-вани
    Если бы Радхарани не была милостива к Мадхавендре Пури, эти слова никогда бы не проявились в его сердце, и он не смог бы их воспевать. Сам Господь, приняв образ Гауранги Махапрабху, переживал настроение, выраженное в этой шлоке – настроение Кришны с сердцем и сиянием Радхарани. Поэтому Кришнадас Кавирадж говорит о том, что нет, поистине, четвертого человека, способного понять ее совершенно.
    И все же, милостью Мадхавендры Пури это настроение может проявиться в нашем сердце. Но ожидать его мы не вправе. Мы находимся в суетном, полном иллюзий мире. Лишь тогда, когда пелена заблуждения спадет с наших глаз и духовный мир раскроется нашему взору, мы, по милости Радхарани, принимающей наше служение в образе Гурудева, получим способность к осознанию реалий мира души.
    Вы знаете известную шлоку из "Брахма-самхиты":
шрийах кантах кантах
парама-пуруўах калпа-тараво
друма бхумиш чинтамани-
ганамайи тойам амритам
катха ганам найам
гаманам апи вамши-прийа-сакхи
чиданандам джйотих
парам апи тад асвадйам апи ча
са йатра кширабдхих сравати
сурабхибхйаш ча сумахан
нимешарддхакхйо ва враджати
на хи йатрапи самайах
бхадже шветадвипам там ахам
иха голокам ити йам
видантас те сантах
кшити-вирала-чарах катипайе
    Нетрудно заметить, что этот отрывок и комментарии Кавираджа Госвами и Бхактивиноды Тхакура говорят об одном и том же. Бхактивинода Тхакур добавляет: "Если вы полагаете, что знаете о Кришне все, вы находитесь в плену собственных иллюзий".
    Нам довелось видеть многих, обладающих, по собственному мнению, весьма глубокими знаниями о Кришне. Однако все эти люди попросту заблуждаются. Приведенная шлока из "Брахма-самхиты" свидетельствует: "Мало кто из святых возвысился духом до понимания этого – почти никто. Среди многих тысяч святых, садху, преданных, едва ли найдется один, способный проникнуть в сие". Такова чистая линия учения Шрилы Рупы Госвами. Он дал совершенное знание, которое, однако, не откроется тому, в ком нет преданности Шри Чайтанье Махапрабху. Слова Кавираджа Госвами, с одной стороны, могут звучать обескураживающе, но они, все же, не лишают нас надежды попасть в обитель, исполненную Кришна-премы.
    чинтамани-пракара-садмасу
калпа-врикша-
лакшавритешу сурабхир абхи-
палайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-
севйаманам
говиндам ади-пурушам
там ахам бхаджами
    Как прекрасны эти слова! Их принес в этот мир Сам Махапрабху. Здесь мы не в состоянии постичь ту божественную любовь, которую испытывают все существа, пребывающие в надмирной обители Кришны. Но однажды, по милости Гурудева, она, возможно, проявится в наших сердцах. Поэтому мы всегда преисполнены надежд, и ничто другое не может доставить нам истинного счастья.
    Так учил нас Шри Гурудев. Шрила Рупа Госвами говорил: птица чатака никогда не будет пить воду, упавшую на землю. Но несколько капель из грозового облака могут полностью утолить ее жажду. Вода есть повсюду – в прудах, реках, океане, но чатака не притронется к ней. Такова природа этой птицы.
    Грозовое облако может поразить ее ударом молнии, но она не пере-стает славить его. Это – чистота и преданность. Шлока Махапрабху совершенным образом раскрывает нам представление об этом. "Я не хочу иного: мне не нужно ничего, кроме Твоей милости. Пожалуйста, даруй ее мне".
    Дас Госвами молил об этой милости. Шри Рупа-Санатан, Шри Дживы Госвами, Шри Рахгунатх дас Госвами – все они пребывали в таком настроении, и они суть наше сердце, наша жизнь:
ашабхараир амрита-синдхух
майаих катханчит
кало майатигамитах
кила сампратам хи
твам чет крипам майи
видхасйаси наива ким ме
пранаир врадже на ча
барору бакаринапи
    "О Радхарани, я уповаю только на то, что Ты прольешь на меня Свою милость, и надежда на это поддерживает всю мою жизнь". Когда Рагхунатх дас писал эти слова, ему было около 80-82 лет.
    "Все, что у меня есть в жизни – это жажда Твоей милости. Это все, чего я хочу. Без Твоей милости мне не нужен даже Сам Кришна. Что я стану без нее делать? И милость Кришны мне не нужна. Если Кришна придет ко мне, я скажу Ему: "Подожди, пожалуйста: я могу говорить с Тобой только с позволения Радхарани". Всю жизнь, о Радхарани, я молю о Твоей милости, она – моя единственная цель. Только поэтому я живу во Враджа-дхаме. Если Ты не одаришь меня ею, мне нет дела даже до отношений с Кришной".
    Это особый вид преданности. Мы утверждаем, что Кришна – Всевышний Господь, но здесь выясняется, что для рупануга-вайшнава Кришна не стоит на первом месте.
ишварах парамах кришнах
саччидананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам
    "Кришна, Говинда, есть Всевышний Господь. Его божественный образ вечен, исполнен знания и блаженства; Он – причина всех причин".
    Таково верховное положение Кришны. Но какую ценность оно имеет для вайшнавов в линии Рупануга? Они очень близки ашрая-виграхе, Шримати Радхарани, и всегда находятся под Ее покровительством. Радхарани направляет все Свои силы на служение Кришне, а они снабжают Ее атрибутами поклонения, предложенными с великой преданностью.
    Гуру Махарадж отговаривал меня от строительства слишком большого количества матхов, так как это могло обернуться немалыми хлопотами. Как-то раз я обратился к нему: "Махарадж, за последнее время наша семья очень выросла. Преданные приезжают в Пури-дхаму и во Вриндаван, но там им негде остановиться; они вынуждены снимать номер в гостинице или искать какое-нибудь жилье поблизости. Если Вы позволите, я постараюсь устроить что-нибудь в Пури-дхаме или во Вриндавана-дхаме". Гуру Махарадж дал согласие на обустройство скромного жилья во Вриндаване, Пури и Навадвипе. Я добавил, что поскольку Калькутта является для преданных перевалочным пунктом, там тоже необходимо обеспечить им какое-то жилье. Гуру Махарадж разрешил и это.
    Именно тогда Гуру Махарадж сказал: "Если ты будешь что-нибудь строить во Вриндаване, пусть это будет поблизости Говардхана. Тогда мы сможем находиться неподалеку от Радха-кунды, вблизи того места, где Радха-Говинда наслаждаются Своими играми. Мой Гуру Махарадж Прабхупад Шрила Сарасвати Тхакур говорил: "Выходя ранним утром из Говардхана, мы по просьбе Радхарани соберем цветы у Кусум-саровара и молоко в окрестных селениях. После этого мы направимся к Радха-кунде, где будем слу-жить Радхе-Говинде, а когда Они уйдут отдыхать, вернемся в наше жилище у лотосных стоп Говардхана"".
    Таким было желание Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Гуру Махараджа. Милостью Шрилы Гуру Махараджа нам удалось, по мере сил, обустроить место, где преданные всегда могут найти приют – здесь проявилась Шри Дайита даса сева-кунджа. Построенный ашрам мы назвали "Шрила Шридхар Свами севашрам".
 

Исключительность линии Шри Рупы

    В этом мире чрезвычайно трудно обрести чистую преданность в линии Шрилы Рупы Госвами. Тот, кто считает ее легкодоступной, рискует быть неизбежно обманутым и оказаться в черной дыре пракрита-сахаджиизма, откуда выбраться почти невозможно. Вы расшибете себе лоб в поисках легких путей, и, вместе с тем, она может явить себя безо всяких усилий – по милости гуру, по милости Радхарани.
    Прежде всего, нужно научиться ждать, и Рахгунатх дас показал нам, каким долгим может оказаться такое ожидание. Он ждал всю свою жизнь – а, между тем, кто он? Он – одна из спутниц Радхарани, но в Гаура-лиле он явил свои игры в глубочайшемнастроении разлуки с Радхой-Говиндой.
    Все Госвами являются спутниками Радхи-Говинды, Они – вечные участники Кришна-лилы, но в маха-бхаумья-лиле их жизни прошли в настроении единения в разлуке.
    Все это было явлено благодаря первому ростку Кришна-премы – Мад-хавендре Пурипаду.     Прабхупад Сарасвати Тхакур так говорил о Мадхавендре Пури:

мадхавендра пуривара,
шишйавара шри-ишвара,
нитйананда, шри адваита вибху
ишварапурике дханйа,
карилен шри-чаитанйа,
джагад-гуру гаура махапрабху
    В Бенгалии существует поговорка: "Гуру можно узнать по его ученику". Мадхавендра Пури велик и велики его ученики: Ишвара Пури, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху. Все они, придя в этот мир, стали его учениками. В Кришна-лиле их положение неизмеримо высоко, и этому миру они явили себя величайшими последователями Мадхавендры Пури.
    Шрила Прабхупад прибавлял к этим полным высочайшего почтения и благоговения словам, что Гаура Махапрабху наделил Своей милостью Ишвару Пури, приняв от него мантру и став его учеником. Сегодня – день ухода такой великой личности как Мадхавендра Пури. Этот день, кода мы прославляем божественные игры Мадхавендры Пури и возносим благодарность Его Божественной Милости, можно считать одним из самых важных в нашей духовной  жизни.
    Солнце восходит и заходит, но это не значит, что оно рождается и умирает. Приход и уход чистого вайшнава подобен восходу и заходу солнца. Оба они несут животворный свет блуждающим в темноте иллюзии душам этого мира. Покинув небосклон, они продолжают согревать своей милостью тех, кто помнит о них.
    Мы знаем, что Прабхупад Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж и другие ученики Сарасвати Тхакура воспевали "Гуру-парампару" как с самого начала, так и с середины. С середины означает пение от слов махапрабху шри-чаитанйа, радха-кришна нахе анйа. Когда же необходимо поддержать формальный престиж сампрадаи, мы воспевам "Гуру-парампару" от слов кришна хаите чатур-мукха, хан кришна-севонмукха. И все же, истинное начало нашаей сампрадае положил Шрила Мадхавендра Пурипад.


     Перевод: Рагалекха даси
    Философская редакция: Вриндаван Чандра дас