«Пять видов духовной деятельности и сатвата-дхарма» (из книги «Кришна-самхита» Шрилы Бхактивинода Тхакура).

 

Шрила Бхактивинод Тхакур

Пять видов духовной деятельности и сатвата-дхарма

(из книги «Кришна-самхита»)

 

   Религиозным принципам, изложенным в этой книге, трудно найти подходящее название. Если дать им какое-либо очередное сектантское наименование, другие секты обязательно примут это в штыки. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» называет санатана-дхарму сатвата-дхармой, или принципами религии, связанными с Абсолютной Истиной. Эти принципы известны также как вайшнава-дхарма.

   Вайшнавы также бывают ослоподобными. Они делятся на пять категорий:

- шакты (поклоняющиеся Дурге),

- cауры (поклоняющиеся богу солнца),

- ганапатьи (поклоняющиеся Ганеше),

- шайвы (поклоняющиеся Шиве)

- и вайшнавы (поклоняющиеся Вишну).

   Лебедеподобные же вайшнавы лишены сектантского сознания и встречаются очень редко. Что же касается пяти описанных выше групп спиритуалистов, распространенных в Индии, то они носят свои имена в соответствии со своей специализацией.

   Человек склонен к деятельности двух видов – артхика, мирской, и парамартхика, духовной. Мирские склонности проявляются в поддержании тела, строительстве дома, заключении брака, рождении детей, получении образования, накоплении богатства, занятиях эмпирическими науками, работе на производстве, накоплении и поддержании активов, а также соблюдении моральных норм. Хотя деятельность человека во многом подобна деятельности животных, тем не менее, мирские устремления людей находятся на гораздо более высоком уровне. Но если материальная деятельность людей не приводит их к духовным поискам, то они не более чем двуногие животные.

   Чистая душа также имеет склонность действовать. Ее деятельность носит название сва-дхармы, или духовных деяний. Сва-дхарма всякого живого существа есть проявление его подлинного вечного бытия. Все мирские устремления, о которых только что говорилось, увенчиваются успехом, если связаны с духовными целями, но сами по себе, без такой связи, они никогда не приведут к духовному совершенству. Когда сознание человека возвышается от чисто мирских устремлений до духовной деятельности, говорится, что он находится на начальной стадии богопознания. Между этим начальным уровнем и уровнем уттама-адхикари существует множество промежуточных стадий.

   Всевозможные теории о природе материального мира называются шакта-дхармой, поскольку господствующее божество материального мира – мать Дурга. Различные практики и обряды этой дхармы помогают лишь на начальном уровне. Такие практики и обряды должны привести к более глубокому пониманию духовной жизни, и материалистически настроенные люди чувствуют вкус к ним только до тех пор, пока они не начнут задумываться о Высшей Абсолютной Истине. Шакта-дхарма представляет собой самый первый шаг на пути духовного совершенства, поэтому она весьма полезна для людей, находящихся в самом начале поиска. Когда они проходят этот первый уровень, они переходят на следующий.

   На этом уровне человек осознает, что всякая деятельность сопровождается энергией, и понимает, что существуют процессы теплообмена, превосходящие уровень вещества. Поэтому он поклоняется богу солнца, источнику всего тепла, и считает его своим божеством. Этот уровень поклонения называется саура-дхармой.

   Позднее поклоняющийся осознает, что над уровнем энергии и уровнем вещества есть более тонкий уровень животного сознания. Так он достигает уровня ганапатья-дхармы.

   На четвертой же стадии, когда человек осознает, что над реальностью животного сознания лежит сфера единого чистого сознания всех живых существ, проявляется шайва-дхарма. На этой стадии поклоняются Господу Шиве.

   На пятой стадии осознания приходит понимание Сверхсознания, и живое существо поклоняется ему в образе Вишну. В этом случае говорится, что человек поднялся до уровня вайшнава-дхармы.

   Эти пять видов парамартхиха-дхармы, или духовной деятельности, известны под разными названиями в различных культурах в разные эпохи. Если мы беспристрастно рассмотрим различные дхармы, существующие в Индии и вне ее, то увидим, что они обязательно относятся к одной из этих пяти категорий.

   Религиозные принципы, которым учили Магомет и Иисус Христос, подобны принципам, характерным для вайшнавских сект. Буддизм и джайнизм больше подобны шайва-дхарме. Таково беспристрастное аналитическое исследование различных истин, связанных с религией. Те же, кто думает, что лишь их собственная дхарма имеет смысл, а принципы, которым следуют другие, – безбожие или измышления, не способны осознать истину, так как их сознание омрачено предрассудками. С более беспристрастной и аналитической точки зрения, религиозные принципы в целом различаются только в силу разной квалификации практикующих, в то время как подлинная духовная дхарма всех живых существ едина.

   Лебедеподобные мыслители не критикуют религиозные принципы, которым следуют общие массы согласно своему положению. Поэтому, с почтением относясь к религиозным принципам, исповедуемым разными людьми, мы обсудим теперь вечные духовные истины, касающиеся всех живых существ в чистом и абсолютном сознании.

   Сатвата-дхарма, или несектантский вид вайшнава-дхармы, относится к вечной, изначальной природе живого существа. Однако тот вид вайшнава-дхармы, которую практикуют в майявада-сампрадае, – лишь отдаленное подобие этой дхармы. Когда такая сектантская вайшнава-дхарма становится трансцендентной, то есть освобождается от примесей имперсонализма, она действительно становится сатвата-дхармой, духовной деятельностью, связанной с Абсолютной Истиной. Учения различных сампрадай, а именно двайта (дуализм), двайтадвайта (одновременное единство и различие), шуддха-адвайта (чистое единство) и вишиштадвайта (ограниченный монизм), относятся к сатвата-дхарме и суть различные вариации подлинных духовных чувств, присущих вайшнавской философии. Все различия между этими сампрадаями обусловлены реальными различиями в главной истине. Имперсональные же представления диаметрально противоположны науке бхакти. Поэтому вайшнавы, принимающие философию имперсонализма, не являются чистыми вайшнавами.

Переводчик: Динашрая Дас
Редактор: Традиш дас

 

См. также другие произведения Шрилы Бхактивинода Тхакура.

 

← «Коперниковская революция» (часть 1). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Томск, КЦ Аэлита. 8 января 2011 года ·• Архив новостей •· Очередная субботняя программа в Абхазии 5 февраля →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования