«Образ Гурудева. Милость духовного мира». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

 Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Образ Гурудева

Милость духовного мира

 

Недавно в письме один преданный просил меня объяснить роль и значение Гуру в нашей жизни.

Это очень важный вопрос. В писаниях сказано: са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир – «Гуру неотличен от Кришны»1. В «Гите» Кришна говорит: «Я – изначальный Гуру». А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит – «Я прихожу в этот мир в облике Гуру»2. В другом месте Гуру определяется как сакшад-Баладева – тот, кто неотличен от Баладевы. Гуру – проявление Нитьянанды Прабху, а Нитьянанда Прабху – Сам Баладева. Преданный поклоняется своему Гуру как Баладеве, Нитьянанде Прабху.

Иногда в писаниях Гуру называют проявлением Шримати Радхарани. А Баладева при этом принимает образ манджари – Ананга Манджари.

Кто же на самом деле Гуру – Кришна, Баладева, Нитьянанда, Шримати Радхарани или Ананга Манджари?

Чтобы понять, как один Гуру являет себя в разных обликах, нужно понять, что стоит за каждым из них. Почему Гуру – прежде всего Кришна? Потому что Кришна – Высшее, личностное проявление Абсолюта, Его изначальная ипостась.

Кришна – первоисточник. Из Него исходит всё. Но Кришна не бывает один. Он – свашакти шактиман, всегда со Своей Силой (шакти). Когда Всевышний играет со Своей Силой (Энергией), Он принимает образ Радха-Кришны. Эти игры вечны, не имеют временных границ, а значит, не было дня, предшествовавшего их началу – Кришна никогда не был один. Каждый атом вселенной, где происходят Его игры, обладает сознанием, и это есть сознание Кришны, Бога в Его Высшем личностном проявлении. Это первое, что необходимо понять.

Далее в писаниях говорится: йадйапи ашрийа нитйа чит-шакти-виласа – «Никто не может творить Его игр, даже Сам Кришна не творит их». Его игры никогда не начинались и никогда не закончатся, в этом смысле их никто не творил. Господь и Его Энергия вечны, иногда Они вместе, иногда порознь. Но даже когда Он отделен от Нее, Он остается всесильным.

Преданный: Разве можно, лишившись силы, сохранить ее?

Шрила Говинда Махарадж: Да, если речь идет о Бесконечном, Абсолюте. Это непостижимо, ачинтья. Даже когда Сила отделена от Всесильного, Она продолжает оставаться Его частью. Ничто не существует вне бесконечного Абсолюта. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами иллюстрирует это на примере со свечами: если от одной свечи зажечь другую, вторая будет гореть так же ярко, но пламени первой свечи от этого не убудет. Сила первой свечи не убывает. Если Господь передает кому-то Свою силу, Его сила не уменьшается.

ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса а̄сва̄дана кари’
сеи дуи эка эбе чаитанйа госа̄н̃и
раса а̄сва̄дите дон̇хе хаила̄ эка-т̣ха̄н̇и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.56,57)3

Радха и Кришна, Сила и Всесильный, неразделимы, но если Им нравится, Они могут действовать раздельно. В этом Их игра. Он обладает Силой, а Она, Его Сила, тоже полна ею! Власть и Властелин одновременно едины и отличны друг от друга. Это важно понять.

Начиная Свои божественные деяния, Кришна первым делом являет Себя в облике Баладевы, первого Санкаршаны – прабхава-виласа. В это самое время Радхарани предстает в обличии Йога-майи. Первый Санкаршана и Йога-майя появляются на свет одновременно.

Йога-майя как арбитр следит за тем, чтобы во время игры все происходило согласно правилам. Главное правило, чтобы игра нравилась Кришне. И все, чего бы Она ни пожелала, тотчас исполняется.

Когда Господь желает предаться забавам, Его Сила (Йога-майя) их немедленно устраивает. Все управление лилами берет на Себя Баладева, а затем передает полномочия Йога-майе. От Всесильного (Кришны) происходит Санкаршана, а от Силы (Радхарани) – Йога-майя.

Преданный: Санкаршана – одно из имен Баларамы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, есть Мула-Санкаршана – первый, и чатур-вьюха-Санкаршана – четыре последующих. Кришна и Радхарани являют Себя во многих образах – прабхава-виласа и вайбхава-виласа. Но в самой высшей сфере, во Вриндаване, где происходит самое сокровенное, в играх участвуют Радха-Кришна, Санкаршана и Йога-майя: четыре персонажа.

Преданный: Остальные четверо Санкаршан также участвуют в играх во Вриндаване?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, они находятся на Вайкунтхе, ступенью ниже. Когда Голока Вриндавана нисходит в материальный мир, он становится ареной удивительных игр Всевышнего и Его шакти (Энергии), которые наполняют его нематериальным светом. Главное для всех участников божественных игр, независимо от их роли – удовлетворить Высшую Силу и Ее Обладателя, Радху и Кришну. Но кто бы ни пытался сделать это, убеждается, что Радхарани превзойти невозможно; лучше Нее никто не служит Кришне.

Преданный: Почему тогда Нитьянанда Прабху желает принять облик манджари, Ананга Манджари? Если Он происходит от Силы Всевышнего, почему Он пытается служить напрямую Ее Обладателю, Всесильному?

Шрила Говинда Махарадж: Нитьянанда Прабху в облике первого Санкаршаны (Баларамы) Сам наслаждается Своей мадхура-расой. Но Его наслаждение направлено на удовлетворение Кришны.

Преданный: Чем танец раса Баларамы отличается от танца раса Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: В сердце Баларамы живет Кришна. Когда Баларама наслаждается, Кришна, находясь в сердце Баларамы, переживает то, что испытывает Баларама. Это подобно старику, в чьем дряхлом теле живет молодой дух. В преклонном возрасте человек лишается физической мощи, но сила духа порой остается той же, что и в молодые годы – и даже крепче, чем у иного юноши.

Желание удовлетворить Кришну в Его лилах – особая Энергия (шакти) Всевышнего. Она принимает облик гопи. Когда Санкаршана хочет доставить удовольствие Кришне в мадхура-расе, он вынужден сменить мужской облик на женский. В новом облике он принимает руководство Шримати Радхарани.

Это еще одна ипостась Гуру. В ней он служит Кришне. Чтобы доставить Кришне еще большую радость, он привлекает к служению нас, обычных душ. Он протягивает нам руку помощи и преподносит как цветы к лотосным стопам Господа.

Баладева – изначальный Гуру. Он вступает во взаимоотношения с дживами, вовлекает их в служение и предлагает Кришне. Мы служим Ему, а Он служит Кришне, поэтому Он – изначальный Гуру.

Очевидно, что Энергия (шакти) Кришны, которую Он создал для служения Себе, лучше остальных справляется с этой задачей. Только Она способна доставить Кришне высшее удовольствие. Счастье, которое Он испытывает в Ее присутствии, Ему Самому порой кажется немыслимым. Понимая это, преданные ищут возможности хоть как-то помочь Ей в служении. Поэтому они следуют за сакхи и манджари, чье служение принимает Шримати Радхарани.

Самую большую радость Кришне доставляет Шримати Радхарани. Она повелевает океаном мадхура-расы. Она – обладательница несметных сокровищ любви, поэтому любой, даже Баладева, желая доставить удовольствие Кришне, должен принять Ее начало. Но к Радхарани нельзя обратиться напрямую и предложить себя в качестве помощника – у Нее нет времени общаться со всеми желающими. Она целиком поглощена служением Кришне, а восемь подружек (ашта-сакхи) обеспечивают Ее всем необходимым. Кроме того, ашта-сакхи выполняют и другие обязанности: например, готовят для Кришны изысканные блюда. Эти девушки столь искусны, что только из картофеля способны приготовить тысячи роскошных яств. Они во всем помогают Шри Радхике.

Иногда Кришна настаивает на личной встрече с сакхи, но те отказываются от прямого общения с Ним. Сакхи настолько чисты в своем сознании, что в личном общении с Кришной видят проявление корысти. Единственное, чего они хотят – доставить удовольствие Кришне, понимая, что это возможно только в обществе Шримати Радхарани. Они готовы исполнить любое Ее желание, лишь бы Она была довольна. И когда Радхика, желая внести в общество Кришны больше разнообразия, просит их встретиться с Кришной, они соглашаются, но делают это не ради Него, а ради Радхарани. Таковы лилы Кришны во Вриндаване.

Кто хочет полностью удовлетворить Кришну, тот должен в своем служении принять духовный женский облик. В действительности душа имеет женскую природу, поскольку она относится к категории шакти джива-шакти. Лишь приняв женский образ, она может присоединиться к лилам Радха-Кришны. Для этого она должна молить о милости сакхи и манджари, чтобы те позволили служить им. Во Вриндаване души не видят в Кришне своего повелителя, для них Он – один из участников прекрасного действа. Их повелительницы – сакхи, которые знают, как доставить удовольствие Кришне, и делают для этого все. Но каждое свое действие сакхи соотносят с желаниями Радхарани и служат Кришне, следуя Ее наставлениям. Они – служанки Радхарани; они безмерно счастливы, если Она хоть чуточку довольна их служением, и, чувствуя их настроение, Кришна проникается еще большим счастьем.

Концепцию Гуру можно рассматривать с разных точек зрения, но так или иначе все его ипостаси связаны с лилами Кришны. Кришна заключает в Себе две части единого целого: Сам Всесильный и Его Сила. Только в союзе со Своей Силой (Энергией) наслаждения (хладини-шакти) Кришна представляет Собой совершенное целое. Именно из того союза Он нисходит к нам и провозглашает: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит – «Я Гуру».

Но было бы ошибочно полагать, что Кришна принимает только облик Гуру. Нет. Он принимает облики многочисленных аватар. Его настроения бесконечно разнообразны. В каждом из них Он предстает по-разному. Гуру – лишь одна из ипостасей Кришны. Приняв ее, Он говорит: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит – «Предавшись лотосным стопам Гуру, помни – это Я пришел в его облике, чтобы спасти тебя от наваждения и призвать в реальный мир». Так в нашем мире Кришна играет роль ачарьи.

Какой бы образ ни выбрал для Себя Кришна, в том числе ачарьи, – это всегда Он Сам. Но в облике ачарьи Он проявляет к нам особую милость. Кришна преисполняется жалости к страданиям порабощенных душ и нисходит в облике ачарьи, чтобы помочь им – а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н.

Что касается освобожденных душ в духовном мире, у них тоже есть Гуру, которого они видят как Баладеву, Нитьянанду, всесильный и милостивый облик Господа. Служа Всесильному в облике Баладевы и Нитьянанды, они приходят к Кришне. В духовном мире Гуру – это Баладева и Нитьянанда Прабху. Они Гуру там, где Кришна в союзе со Своей Силой (шакти). Ступенью ниже Господь принимает облик первого Санкаршаны – таковы Его игры. В мире, что лежит по ту сторону материальной вселенной, Гуру принимает множество обликов.

В играх Господа, осуществляемых Его чит-шакти, помимо нее, участвует джива-шакти, которая в негативной сфере находится под влиянием майа-шакти, а в позитивной – Йога-майи. По воле первого Санкаршаны высшая область нематериального мира находится во власти Йога-майи. Йога-майя и есть сознание Кришны, поэтому она знает все, что нужно для Его удовлетворения в то время, когда проходят лилы. В высшей обители все, в том числе деревья, птицы, животные и цветы – порождение Йога-майи.

Преданный: Йога-майя тоже принимает облик гопи?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Йога-майя становится Вриндадеви. Об этом в первом стихе «Ашта-калия-лилы» говорит Шрила Вишванатха Чакраварти.

Когда душа преображается в гопи, она служит Всевышнему под руководством одной из манджари, которые, в свою очередь, знают, что наибольшее наслаждение Кришне приносит Шримати Радхарани; в искусстве доставлять радость Кришне Ей нет равных. Поэтому манджари пытаются удовлетворить Кришну, слушаясь советов Шри Радхики. Таким образом в служении Самому Кришне в качестве Гуру выступает Шримати Радхарани.

Мы принадлежим к Рупануга-сампрадае – к последователям Рупы Госвами. Безусловно, мы не считаем себя его совершенными последователями, мы лишь желаем быть причисленными к ним. Наша единственная цель – стремиться туда, где ступала Шримати Радхарани. Ее милосердие заключается в том, что Она принимает огромное количество обликов – и в одном из них Она приходит к нам как Гуру. Она ждет часа, когда в нас проснется дух служения.

В 1947 году на берегу Кусум Саровара Шрила Гуру Махарадж рассказал, как однажды Радхарани пришла сюда в окружении многочисленных сакхи и манджари собирать цветы. Вдруг Она увидела девочку лет одиннадцати и воскликнула:

– Какая милая девочка! Откуда она появилась?

– Ее привела из своей деревни Рупа Манджари, – ответила Лалита Деви, – и я определила девочку в круг ее помощниц. Она служит Вашей Светлости под началом Рупы Манджари.

– Эта девочка чудо как хороша, Мне кажется ей можно доверить любое служение.

И Радхарани принялась собирать цветы.

Сколько лет прошло, а я не могу забыть этой истории. Удача может низойти на любого из нас внезапно; Рупа Госвами может привести нас к ней. Лалита Деви необычайно добра, она способна в одно мгновение пролить на нас столько милости!

Радхарани служат несметное количество сакхи, но восемь из них – главные. Все сакхи образуют своего рода кланы служения Кришне. Помимо этого есть тысячи кланов манджари. Речь идет о духовной, сверхсубъективной вселенной, где нет недостатка в пространстве. Она в любое мгновение может расшириться до бесконечности и даже больше.

В целом, изначальный Гуру – это Баладева, одна из ипостасей Кришны. Чтобы показать, как служить Ему, Он приходит к нам, дживам, и становится Гуру, воплощением Шри Баладевы.

В образе Гуру Кришна приходит в материальный мир. Как Гуру Он живет в сердцах преданных. В божественной обители Кришне служат разные души, имеющие разные с Ним расы (упоительные отношения), самая полная из которых мадхура-раса. В той области, где царит абсолютная преданность, и выше которой нет ничего, Шримати Радхарани выступает в роли главного режиссера и исполнителя божественных игр. Наша линия преемственности (Рупануга-сампрадая) ведет к служению Шримати Радхарани. В нем цель нашей жизни.

Нам остается лишь смиренно ждать дня, когда по милости Гурудева нас пригласят в тот мир служения. Это целиком зависит от воли главы нашего духовного «рода», нашего Гурудева.

 


1 Строка из седьмого стиха «Шри Шри Гурваштаки» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

2 Шримад-Бхагаватам, 11.17.27.

3 «Радха и Кришна – единое целое, но Они предстают в двух обликах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви. Теперь же, чтобы насладиться расой, Они предстали в одном облике – как Шри Чайтанья Махапрабху».

← «Стремление души. Часть 1. Лаульям». Лекция Садху Прии Прабху. СПб, Лахта, 19 сентября 2009 года. ·• Архив новостей •· «Тхакур Бхактивинод» (часть 2). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования