«Образ Гурудева. Милость духовного мира». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж


Russian


Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Образ Гурудева

Милость духовного мира

 

Недавно в письме один преданный просил меня объяснить роль и значение Гуру в нашей жизни.

Это очень важный вопрос. В писаниях сказано: са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир — «Гуру неотличен от Кришны»1. В «Гите» Кришна говорит: «Я — изначальный Гуру». А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит — «Я прихожу в этот мир в облике Гуру»2. В другом месте Гуру определяется как сакшад-Баладева — тот, кто неотличен от Баладевы. Гуру — проявление Нитьянанды Прабху, а Нитьянанда Прабху — Сам Баладева. Преданный поклоняется своему Гуру как Баладеве, Нитьянанде Прабху.

Иногда в писаниях Гуру называют проявлением Шримати Радхарани. А Баладева при этом принимает образ манджари — Ананга Манджари.

Кто же на самом деле Гуру — Кришна, Баладева, Нитьянанда, Шримати Радхарани или Ананга Манджари?

Чтобы понять, как один Гуру являет себя в разных обликах, нужно понять, что стоит за каждым из них. Почему Гуру — прежде всего Кришна? Потому что Кришна — Высшее, личностное проявление Абсолюта, Его изначальная ипостась.

Кришна — первоисточник. Из Него исходит всё. Но Кришна не бывает один. Он — свашакти шактиман, всегда со Своей Силой (шакти). Когда Всевышний играет со Своей Силой (Энергией), Он принимает образ Радха-Кришны. Эти игры вечны, не имеют временных границ, а значит, не было дня, предшествовавшего их началу — Кришна никогда не был один. Каждый атом вселенной, где происходят Его игры, обладает сознанием, и это есть сознание Кришны, Бога в Его Высшем личностном проявлении. Это первое, что необходимо понять.

Далее в писаниях говорится: йадйапи ашрийа нитйа чит-шакти-виласа — «Никто не может творить Его игр, даже Сам Кришна не творит их». Его игры никогда не начинались и никогда не закончатся, в этом смысле их никто не творил. Господь и Его Энергия вечны, иногда Они вместе, иногда порознь. Но даже когда Он отделен от Нее, Он остается всесильным.

Преданный: Разве можно, лишившись силы, сохранить ее?

Шрила Говинда Махарадж: Да, если речь идет о Бесконечном, Абсолюте. Это непостижимо, ачинтья. Даже когда Сила отделена от Всесильного, Она продолжает оставаться Его частью. Ничто не существует вне бесконечного Абсолюта. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами иллюстрирует это на примере со свечами: если от одной свечи зажечь другую, вторая будет гореть так же ярко, но пламени первой свечи от этого не убудет. Сила первой свечи не убывает. Если Господь передает кому-то Свою силу, Его сила не уменьшается.

ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса а̄сва̄дана кари’

сеи дуи эка эбе чаитанйа госа̄н̃и
раса а̄сва̄дите дон̇хе хаила̄ эка-т̣ха̄н̇и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.56,57)3

Радха и Кришна, Сила и Всесильный, неразделимы, но если Им нравится, Они могут действовать раздельно. В этом Их игра. Он обладает Силой, а Она, Его Сила, тоже полна ею! Власть и Властелин одновременно едины и отличны друг от друга. Это важно понять.

Начиная Свои божественные деяния, Кришна первым делом являет Себя в облике Баладевы, первого Санкаршаны — прабхава-виласа. В это самое время Радхарани предстает в обличии Йога-майи. Первый Санкаршана и Йога-майя появляются на свет одновременно.

Йога-майя как арбитр следит за тем, чтобы во время игры все происходило согласно правилам. Главное правило, чтобы игра нравилась Кришне. И все, чего бы Она ни пожелала, тотчас исполняется.

Когда Господь желает предаться забавам, Его Сила (Йога-майя) их немедленно устраивает. Все управление лилами берет на Себя Баладева, а затем передает полномочия Йога-майе. От Всесильного (Кришны) происходит Санкаршана, а от Силы (Радхарани) — Йога-майя.

Преданный: Санкаршана — одно из имен Баларамы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, есть Мула-Санкаршана — первый, и чатур-вьюха-Санкаршана — четыре последующих. Кришна и Радхарани являют Себя во многих образах — прабхава-виласа и вайбхава-виласа. Но в самой высшей сфере, во Вриндаване, где происходит самое сокровенное, в играх участвуют Радха-Кришна, Санкаршана и Йога-майя: четыре персонажа.

Преданный: Остальные четверо Санкаршан также участвуют в играх во Вриндаване?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, они находятся на Вайкунтхе, ступенью ниже. Когда Голока Вриндавана нисходит в материальный мир, он становится ареной удивительных игр Всевышнего и Его шакти (Энергии), которые наполняют его нематериальным светом. Главное для всех участников божественных игр, независимо от их роли — удовлетворить Высшую Силу и Ее Обладателя, Радху и Кришну. Но кто бы ни пытался сделать это, убеждается, что Радхарани превзойти невозможно; лучше Нее никто не служит Кришне.

Преданный: Почему тогда Нитьянанда Прабху желает принять облик манджари, Ананга Манджари? Если Он происходит от Силы Всевышнего, почему Он пытается служить напрямую Ее Обладателю, Всесильному?

Шрила Говинда Махарадж: Нитьянанда Прабху в облике первого Санкаршаны (Баларамы) Сам наслаждается Своей мадхура-расой. Но Его наслаждение направлено на удовлетворение Кришны.

Преданный: Чем танец раса Баларамы отличается от танца раса Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: В сердце Баларамы живет Кришна. Когда Баларама наслаждается, Кришна, находясь в сердце Баларамы, переживает то, что испытывает Баларама. Это подобно старику, в чьем дряхлом теле живет молодой дух. В преклонном возрасте человек лишается физической мощи, но сила духа порой остается той же, что и в молодые годы — и даже крепче, чем у иного юноши.

Желание удовлетворить Кришну в Его лилах — особая Энергия (шакти) Всевышнего. Она принимает облик гопи. Когда Санкаршана хочет доставить удовольствие Кришне в мадхура-расе, он вынужден сменить мужской облик на женский. В новом облике он принимает руководство Шримати Радхарани.

Это еще одна ипостась Гуру. В ней он служит Кришне. Чтобы доставить Кришне еще большую радость, он привлекает к служению нас, обычных душ. Он протягивает нам руку помощи и преподносит как цветы к лотосным стопам Господа.

Баладева — изначальный Гуру. Он вступает во взаимоотношения с дживами, вовлекает их в служение и предлагает Кришне. Мы служим Ему, а Он служит Кришне, поэтому Он — изначальный Гуру.

Очевидно, что Энергия (шакти) Кришны, которую Он создал для служения Себе, лучше остальных справляется с этой задачей. Только Она способна доставить Кришне высшее удовольствие. Счастье, которое Он испытывает в Ее присутствии, Ему Самому порой кажется немыслимым. Понимая это, преданные ищут возможности хоть как-то помочь Ей в служении. Поэтому они следуют за сакхи и манджари, чье служение принимает Шримати Радхарани.

Самую большую радость Кришне доставляет Шримати Радхарани. Она повелевает океаном мадхура-расы. Она — обладательница несметных сокровищ любви, поэтому любой, даже Баладева, желая доставить удовольствие Кришне, должен принять Ее начало. Но к Радхарани нельзя обратиться напрямую и предложить себя в качестве помощника — у Нее нет времени общаться со всеми желающими. Она целиком поглощена служением Кришне, а восемь подружек (ашта-сакхи) обеспечивают Ее всем необходимым. Кроме того, ашта-сакхи выполняют и другие обязанности: например, готовят для Кришны изысканные блюда. Эти девушки столь искусны, что только из картофеля способны приготовить тысячи роскошных яств. Они во всем помогают Шри Радхике.

Иногда Кришна настаивает на личной встрече с сакхи, но те отказываются от прямого общения с Ним. Сакхи настолько чисты в своем сознании, что в личном общении с Кришной видят проявление корысти. Единственное, чего они хотят — доставить удовольствие Кришне, понимая, что это возможно только в обществе Шримати Радхарани. Они готовы исполнить любое Ее желание, лишь бы Она была довольна. И когда Радхика, желая внести в общество Кришны больше разнообразия, просит их встретиться с Кришной, они соглашаются, но делают это не ради Него, а ради Радхарани. Таковы лилы Кришны во Вриндаване.

Кто хочет полностью удовлетворить Кришну, тот должен в своем служении принять духовный женский облик. В действительности душа имеет женскую природу, поскольку она относится к категории шактиджива-шакти. Лишь приняв женский образ, она может присоединиться к лилам Радха-Кришны. Для этого она должна молить о милости сакхи и манджари, чтобы те позволили служить им. Во Вриндаване души не видят в Кришне своего повелителя, для них Он — один из участников прекрасного действа. Их повелительницы — сакхи, которые знают, как доставить удовольствие Кришне, и делают для этого все. Но каждое свое действие сакхи соотносят с желаниями Радхарани и служат Кришне, следуя Ее наставлениям. Они — служанки Радхарани; они безмерно счастливы, если Она хоть чуточку довольна их служением, и, чувствуя их настроение, Кришна проникается еще большим счастьем.

Концепцию Гуру можно рассматривать с разных точек зрения, но так или иначе все его ипостаси связаны с лилами Кришны. Кришна заключает в Себе две части единого целого: Сам Всесильный и Его Сила. Только в союзе со Своей Силой (Энергией) наслаждения (хладини-шакти) Кришна представляет Собой совершенное целое. Именно из того союза Он нисходит к нам и провозглашает: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит — «Я Гуру».

Но было бы ошибочно полагать, что Кришна принимает только облик Гуру. Нет. Он принимает облики многочисленных аватар. Его настроения бесконечно разнообразны. В каждом из них Он предстает по-разному. Гуру — лишь одна из ипостасей Кришны. Приняв ее, Он говорит: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит — «Предавшись лотосным стопам Гуру, помни — это Я пришел в его облике, чтобы спасти тебя от наваждения и призвать в реальный мир». Так в нашем мире Кришна играет роль ачарьи.

Какой бы образ ни выбрал для Себя Кришна, в том числе ачарьи, — это всегда Он Сам. Но в облике ачарьи Он проявляет к нам особую милость. Кришна преисполняется жалости к страданиям порабощенных душ и нисходит в облике ачарьи, чтобы помочь им — а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н.

Что касается освобожденных душ в духовном мире, у них тоже есть Гуру, которого они видят как Баладеву, Нитьянанду, всесильный и милостивый облик Господа. Служа Всесильному в облике Баладевы и Нитьянанды, они приходят к Кришне. В духовном мире Гуру — это Баладева и Нитьянанда Прабху. Они Гуру там, где Кришна в союзе со Своей Силой (шакти). Ступенью ниже Господь принимает облик первого Санкаршаны — таковы Его игры. В мире, что лежит по ту сторону материальной вселенной, Гуру принимает множество обликов.

В играх Господа, осуществляемых Его чит-шакти, помимо нее, участвует джива-шакти, которая в негативной сфере находится под влиянием майа-шакти, а в позитивной — Йога-майи. По воле первого Санкаршаны высшая область нематериального мира находится во власти Йога-майи. Йога-майя и есть сознание Кришны, поэтому она знает все, что нужно для Его удовлетворения в то время, когда проходят лилы. В высшей обители все, в том числе деревья, птицы, животные и цветы — порождение Йога-майи.

Преданный: Йога-майя тоже принимает облик гопи?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Йога-майя становится Вриндадеви. Об этом в первом стихе «Ашта-калия-лилы» говорит Шрила Вишванатха Чакраварти.

Когда душа преображается в гопи, она служит Всевышнему под руководством одной из манджари, которые, в свою очередь, знают, что наибольшее наслаждение Кришне приносит Шримати Радхарани; в искусстве доставлять радость Кришне Ей нет равных. Поэтому манджари пытаются удовлетворить Кришну, слушаясь советов Шри Радхики. Таким образом в служении Самому Кришне в качестве Гуру выступает Шримати Радхарани.

Мы принадлежим к Рупануга-сампрадае — к последователям Рупы Госвами. Безусловно, мы не считаем себя его совершенными последователями, мы лишь желаем быть причисленными к ним. Наша единственная цель — стремиться туда, где ступала Шримати Радхарани. Ее милосердие заключается в том, что Она принимает огромное количество обликов — и в одном из них Она приходит к нам как Гуру. Она ждет часа, когда в нас проснется дух служения.

В 1947 году на берегу Кусум Саровара Шрила Гуру Махарадж рассказал, как однажды Радхарани пришла сюда в окружении многочисленных сакхи и манджари собирать цветы. Вдруг Она увидела девочку лет одиннадцати и воскликнула:

— Какая милая девочка! Откуда она появилась?

— Ее привела из своей деревни Рупа Манджари, — ответила Лалита Деви, — и я определила девочку в круг ее помощниц. Она служит Вашей Светлости под началом Рупы Манджари.

— Эта девочка чудо как хороша, Мне кажется ей можно доверить любое служение.

И Радхарани принялась собирать цветы.

Сколько лет прошло, а я не могу забыть этой истории. Удача может низойти на любого из нас внезапно; Рупа Госвами может привести нас к ней. Лалита Деви необычайно добра, она способна в одно мгновение пролить на нас столько милости!

Радхарани служат несметное количество сакхи, но восемь из них — главные. Все сакхи образуют своего рода кланы служения Кришне. Помимо этого есть тысячи кланов манджари. Речь идет о духовной, сверхсубъективной вселенной, где нет недостатка в пространстве. Она в любое мгновение может расшириться до бесконечности и даже больше.

В целом, изначальный Гуру — это Баладева, одна из ипостасей Кришны. Чтобы показать, как служить Ему, Он приходит к нам, дживам, и становится Гуру, воплощением Шри Баладевы.

В образе Гуру Кришна приходит в материальный мир. Как Гуру Он живет в сердцах преданных. В божественной обители Кришне служат разные души, имеющие разные с Ним расы (упоительные отношения), самая полная из которых мадхура-раса. В той области, где царит абсолютная преданность, и выше которой нет ничего, Шримати Радхарани выступает в роли главного режиссера и исполнителя божественных игр. Наша линия преемственности (Рупануга-сампрадая) ведет к служению Шримати Радхарани. В нем цель нашей жизни.

Нам остается лишь смиренно ждать дня, когда по милости Гурудева нас пригласят в тот мир служения. Это целиком зависит от воли главы нашего духовного «рода», нашего Гурудева.

 


1 Строка из седьмого стиха «Шри Шри Гурваштаки» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

2 Шримад-Бхагаватам, 11.17.27.

3 «Радха и Кришна — единое целое, но Они предстают в двух обликах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви. Теперь же, чтобы насладиться расой, Они предстали в одном облике — как Шри Чайтанья Махапрабху».




←  «Гуру как божественное Начало». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ·• Архив новостей •· «Мы видим лишь то, что Господь желает». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия | “Desire Perceived.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 1980s. Navadwip Dham, India  →
Russian


Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Образ Гурудева

Милость духовного мира

 

Недавно в письме один преданный просил меня объяснить роль и значение Гуру в нашей жизни.

Это очень важный вопрос. В писаниях сказано: са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир – «Гуру неотличен от Кришны»1. В «Гите» Кришна говорит: «Я – изначальный Гуру». А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит – «Я прихожу в этот мир в облике Гуру»2. В другом месте Гуру определяется как сакшад-Баладева – тот, кто неотличен от Баладевы. Гуру – проявление Нитьянанды Прабху, а Нитьянанда Прабху – Сам Баладева. Преданный поклоняется своему Гуру как Баладеве, Нитьянанде Прабху.

Иногда в писаниях Гуру называют проявлением Шримати Радхарани. А Баладева при этом принимает образ манджари – Ананга Манджари.

Кто же на самом деле Гуру – Кришна, Баладева, Нитьянанда, Шримати Радхарани или Ананга Манджари?

Чтобы понять, как один Гуру являет себя в разных обликах, нужно понять, что стоит за каждым из них. Почему Гуру – прежде всего Кришна? Потому что Кришна – Высшее, личностное проявление Абсолюта, Его изначальная ипостась.

Кришна – первоисточник. Из Него исходит всё. Но Кришна не бывает один. Он – свашакти шактиман, всегда со Своей Силой (шакти). Когда Всевышний играет со Своей Силой (Энергией), Он принимает образ Радха-Кришны. Эти игры вечны, не имеют временных границ, а значит, не было дня, предшествовавшего их началу – Кришна никогда не был один. Каждый атом вселенной, где происходят Его игры, обладает сознанием, и это есть сознание Кришны, Бога в Его Высшем личностном проявлении. Это первое, что необходимо понять.

Далее в писаниях говорится: йадйапи ашрийа нитйа чит-шакти-виласа – «Никто не может творить Его игр, даже Сам Кришна не творит их». Его игры никогда не начинались и никогда не закончатся, в этом смысле их никто не творил. Господь и Его Энергия вечны, иногда Они вместе, иногда порознь. Но даже когда Он отделен от Нее, Он остается всесильным.

Преданный: Разве можно, лишившись силы, сохранить ее?

Шрила Говинда Махарадж: Да, если речь идет о Бесконечном, Абсолюте. Это непостижимо, ачинтья. Даже когда Сила отделена от Всесильного, Она продолжает оставаться Его частью. Ничто не существует вне бесконечного Абсолюта. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами иллюстрирует это на примере со свечами: если от одной свечи зажечь другую, вторая будет гореть так же ярко, но пламени первой свечи от этого не убудет. Сила первой свечи не убывает. Если Господь передает кому-то Свою силу, Его сила не уменьшается.

ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а эка а̄тма̄, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса а̄сва̄дана кари’

сеи дуи эка эбе чаитанйа госа̄н̃и
раса а̄сва̄дите дон̇хе хаила̄ эка-т̣ха̄н̇и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.56,57)3

Радха и Кришна, Сила и Всесильный, неразделимы, но если Им нравится, Они могут действовать раздельно. В этом Их игра. Он обладает Силой, а Она, Его Сила, тоже полна ею! Власть и Властелин одновременно едины и отличны друг от друга. Это важно понять.

Начиная Свои божественные деяния, Кришна первым делом являет Себя в облике Баладевы, первого Санкаршаны – прабхава-виласа. В это самое время Радхарани предстает в обличии Йога-майи. Первый Санкаршана и Йога-майя появляются на свет одновременно.

Йога-майя как арбитр следит за тем, чтобы во время игры все происходило согласно правилам. Главное правило, чтобы игра нравилась Кришне. И все, чего бы Она ни пожелала, тотчас исполняется.

Когда Господь желает предаться забавам, Его Сила (Йога-майя) их немедленно устраивает. Все управление лилами берет на Себя Баладева, а затем передает полномочия Йога-майе. От Всесильного (Кришны) происходит Санкаршана, а от Силы (Радхарани) – Йога-майя.

Преданный: Санкаршана – одно из имен Баларамы?

Шрила Говинда Махарадж: Да, есть Мула-Санкаршана – первый, и чатур-вьюха-Санкаршана – четыре последующих. Кришна и Радхарани являют Себя во многих образах – прабхава-виласа и вайбхава-виласа. Но в самой высшей сфере, во Вриндаване, где происходит самое сокровенное, в играх участвуют Радха-Кришна, Санкаршана и Йога-майя: четыре персонажа.

Преданный: Остальные четверо Санкаршан также участвуют в играх во Вриндаване?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, они находятся на Вайкунтхе, ступенью ниже. Когда Голока Вриндавана нисходит в материальный мир, он становится ареной удивительных игр Всевышнего и Его шакти (Энергии), которые наполняют его нематериальным светом. Главное для всех участников божественных игр, независимо от их роли – удовлетворить Высшую Силу и Ее Обладателя, Радху и Кришну. Но кто бы ни пытался сделать это, убеждается, что Радхарани превзойти невозможно; лучше Нее никто не служит Кришне.

Преданный: Почему тогда Нитьянанда Прабху желает принять облик манджари, Ананга Манджари? Если Он происходит от Силы Всевышнего, почему Он пытается служить напрямую Ее Обладателю, Всесильному?

Шрила Говинда Махарадж: Нитьянанда Прабху в облике первого Санкаршаны (Баларамы) Сам наслаждается Своей мадхура-расой. Но Его наслаждение направлено на удовлетворение Кришны.

Преданный: Чем танец раса Баларамы отличается от танца раса Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: В сердце Баларамы живет Кришна. Когда Баларама наслаждается, Кришна, находясь в сердце Баларамы, переживает то, что испытывает Баларама. Это подобно старику, в чьем дряхлом теле живет молодой дух. В преклонном возрасте человек лишается физической мощи, но сила духа порой остается той же, что и в молодые годы – и даже крепче, чем у иного юноши.

Желание удовлетворить Кришну в Его лилах – особая Энергия (шакти) Всевышнего. Она принимает облик гопи. Когда Санкаршана хочет доставить удовольствие Кришне в мадхура-расе, он вынужден сменить мужской облик на женский. В новом облике он принимает руководство Шримати Радхарани.

Это еще одна ипостась Гуру. В ней он служит Кришне. Чтобы доставить Кришне еще большую радость, он привлекает к служению нас, обычных душ. Он протягивает нам руку помощи и преподносит как цветы к лотосным стопам Господа.

Баладева – изначальный Гуру. Он вступает во взаимоотношения с дживами, вовлекает их в служение и предлагает Кришне. Мы служим Ему, а Он служит Кришне, поэтому Он – изначальный Гуру.

Очевидно, что Энергия (шакти) Кришны, которую Он создал для служения Себе, лучше остальных справляется с этой задачей. Только Она способна доставить Кришне высшее удовольствие. Счастье, которое Он испытывает в Ее присутствии, Ему Самому порой кажется немыслимым. Понимая это, преданные ищут возможности хоть как-то помочь Ей в служении. Поэтому они следуют за сакхи и манджари, чье служение принимает Шримати Радхарани.

Самую большую радость Кришне доставляет Шримати Радхарани. Она повелевает океаном мадхура-расы. Она – обладательница несметных сокровищ любви, поэтому любой, даже Баладева, желая доставить удовольствие Кришне, должен принять Ее начало. Но к Радхарани нельзя обратиться напрямую и предложить себя в качестве помощника – у Нее нет времени общаться со всеми желающими. Она целиком поглощена служением Кришне, а восемь подружек (ашта-сакхи) обеспечивают Ее всем необходимым. Кроме того, ашта-сакхи выполняют и другие обязанности: например, готовят для Кришны изысканные блюда. Эти девушки столь искусны, что только из картофеля способны приготовить тысячи роскошных яств. Они во всем помогают Шри Радхике.

Иногда Кришна настаивает на личной встрече с сакхи, но те отказываются от прямого общения с Ним. Сакхи настолько чисты в своем сознании, что в личном общении с Кришной видят проявление корысти. Единственное, чего они хотят – доставить удовольствие Кришне, понимая, что это возможно только в обществе Шримати Радхарани. Они готовы исполнить любое Ее желание, лишь бы Она была довольна. И когда Радхика, желая внести в общество Кришны больше разнообразия, просит их встретиться с Кришной, они соглашаются, но делают это не ради Него, а ради Радхарани. Таковы лилы Кришны во Вриндаване.

Кто хочет полностью удовлетворить Кришну, тот должен в своем служении принять духовный женский облик. В действительности душа имеет женскую природу, поскольку она относится к категории шакти джива-шакти. Лишь приняв женский образ, она может присоединиться к лилам Радха-Кришны. Для этого она должна молить о милости сакхи и манджари, чтобы те позволили служить им. Во Вриндаване души не видят в Кришне своего повелителя, для них Он – один из участников прекрасного действа. Их повелительницы – сакхи, которые знают, как доставить удовольствие Кришне, и делают для этого все. Но каждое свое действие сакхи соотносят с желаниями Радхарани и служат Кришне, следуя Ее наставлениям. Они – служанки Радхарани; они безмерно счастливы, если Она хоть чуточку довольна их служением, и, чувствуя их настроение, Кришна проникается еще большим счастьем.

Концепцию Гуру можно рассматривать с разных точек зрения, но так или иначе все его ипостаси связаны с лилами Кришны. Кришна заключает в Себе две части единого целого: Сам Всесильный и Его Сила. Только в союзе со Своей Силой (Энергией) наслаждения (хладини-шакти) Кришна представляет Собой совершенное целое. Именно из того союза Он нисходит к нам и провозглашает: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит – «Я Гуру».

Но было бы ошибочно полагать, что Кришна принимает только облик Гуру. Нет. Он принимает облики многочисленных аватар. Его настроения бесконечно разнообразны. В каждом из них Он предстает по-разному. Гуру – лишь одна из ипостасей Кришны. Приняв ее, Он говорит: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит – «Предавшись лотосным стопам Гуру, помни – это Я пришел в его облике, чтобы спасти тебя от наваждения и призвать в реальный мир». Так в нашем мире Кришна играет роль ачарьи.

Какой бы образ ни выбрал для Себя Кришна, в том числе ачарьи, – это всегда Он Сам. Но в облике ачарьи Он проявляет к нам особую милость. Кришна преисполняется жалости к страданиям порабощенных душ и нисходит в облике ачарьи, чтобы помочь им – а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н.

Что касается освобожденных душ в духовном мире, у них тоже есть Гуру, которого они видят как Баладеву, Нитьянанду, всесильный и милостивый облик Господа. Служа Всесильному в облике Баладевы и Нитьянанды, они приходят к Кришне. В духовном мире Гуру – это Баладева и Нитьянанда Прабху. Они Гуру там, где Кришна в союзе со Своей Силой (шакти). Ступенью ниже Господь принимает облик первого Санкаршаны – таковы Его игры. В мире, что лежит по ту сторону материальной вселенной, Гуру принимает множество обликов.

В играх Господа, осуществляемых Его чит-шакти, помимо нее, участвует джива-шакти, которая в негативной сфере находится под влиянием майа-шакти, а в позитивной – Йога-майи. По воле первого Санкаршаны высшая область нематериального мира находится во власти Йога-майи. Йога-майя и есть сознание Кришны, поэтому она знает все, что нужно для Его удовлетворения в то время, когда проходят лилы. В высшей обители все, в том числе деревья, птицы, животные и цветы – порождение Йога-майи.

Преданный: Йога-майя тоже принимает облик гопи?

Шрила Говинда Махарадж: Да, Йога-майя становится Вриндадеви. Об этом в первом стихе «Ашта-калия-лилы» говорит Шрила Вишванатха Чакраварти.

Когда душа преображается в гопи, она служит Всевышнему под руководством одной из манджари, которые, в свою очередь, знают, что наибольшее наслаждение Кришне приносит Шримати Радхарани; в искусстве доставлять радость Кришне Ей нет равных. Поэтому манджари пытаются удовлетворить Кришну, слушаясь советов Шри Радхики. Таким образом в служении Самому Кришне в качестве Гуру выступает Шримати Радхарани.

Мы принадлежим к Рупануга-сампрадае – к последователям Рупы Госвами. Безусловно, мы не считаем себя его совершенными последователями, мы лишь желаем быть причисленными к ним. Наша единственная цель – стремиться туда, где ступала Шримати Радхарани. Ее милосердие заключается в том, что Она принимает огромное количество обликов – и в одном из них Она приходит к нам как Гуру. Она ждет часа, когда в нас проснется дух служения.

В 1947 году на берегу Кусум Саровара Шрила Гуру Махарадж рассказал, как однажды Радхарани пришла сюда в окружении многочисленных сакхи и манджари собирать цветы. Вдруг Она увидела девочку лет одиннадцати и воскликнула:

– Какая милая девочка! Откуда она появилась?

– Ее привела из своей деревни Рупа Манджари, – ответила Лалита Деви, – и я определила девочку в круг ее помощниц. Она служит Вашей Светлости под началом Рупы Манджари.

– Эта девочка чудо как хороша, Мне кажется ей можно доверить любое служение.

И Радхарани принялась собирать цветы.

Сколько лет прошло, а я не могу забыть этой истории. Удача может низойти на любого из нас внезапно; Рупа Госвами может привести нас к ней. Лалита Деви необычайно добра, она способна в одно мгновение пролить на нас столько милости!

Радхарани служат несметное количество сакхи, но восемь из них – главные. Все сакхи образуют своего рода кланы служения Кришне. Помимо этого есть тысячи кланов манджари. Речь идет о духовной, сверхсубъективной вселенной, где нет недостатка в пространстве. Она в любое мгновение может расшириться до бесконечности и даже больше.

В целом, изначальный Гуру – это Баладева, одна из ипостасей Кришны. Чтобы показать, как служить Ему, Он приходит к нам, дживам, и становится Гуру, воплощением Шри Баладевы.

В образе Гуру Кришна приходит в материальный мир. Как Гуру Он живет в сердцах преданных. В божественной обители Кришне служат разные души, имеющие разные с Ним расы (упоительные отношения), самая полная из которых мадхура-раса. В той области, где царит абсолютная преданность, и выше которой нет ничего, Шримати Радхарани выступает в роли главного режиссера и исполнителя божественных игр. Наша линия преемственности (Рупануга-сампрадая) ведет к служению Шримати Радхарани. В нем цель нашей жизни.

Нам остается лишь смиренно ждать дня, когда по милости Гурудева нас пригласят в тот мир служения. Это целиком зависит от воли главы нашего духовного «рода», нашего Гурудева.

 


1 Строка из седьмого стиха «Шри Шри Гурваштаки» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

2 Шримад-Бхагаватам, 11.17.27.

3 «Радха и Кришна – единое целое, но Они предстают в двух обликах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви. Теперь же, чтобы насладиться расой, Они предстали в одном облике – как Шри Чайтанья Махапрабху».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования