«Гуру как божественное Начало». Статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада

Гуру как божественное Начало

(впервые опубликовано в журнале The Harmonist в августе 1933 года)

(на русском языке статья была опубликована в журнале «Садху-санга», №1 за июль 2003 года)

 

Поиск Бога предполагает наличие духовного поводыря, вполне определенной личности Гуру. Если существуют различия между Богом и человеком, значит, должно быть средство, с помощью которого можно увидеть эти различия. Этим средством является Гуру. Так мы приходим к необходимости ввести третий персонаж во взаимоотношения между Богом и человеком.

В пользу необходимости Гуру существует и другой довод. Он связан с самой природой поклонения или подчинения низшего Высшему. Если Бог и человек не одно и то же, между ними существуют отношения — они так или иначе соотносятся друг с другом. Отсюда следует идея божественной власти (шакти), с помощью которой абсолютное господствующее Начало (Бог) повелевает подчиненным началом (человеком).

Подчиненность — обратная сторона власти. Однако между подчиненным и господином существует непреодолимая качественная пропасть. Другими словами, между ними нет ничего общего, поэтому, чтобы они вступили во взаимоотношения, необходимо связующее начало. Чтобы бесконечность связать с нулем, нужна промежуточная величина, которая связана с ними обоими. Такая величина — Гуру, который выступает в роли повелителя по отношению к человеку и подчиненного по отношению к Богу. Гуру обеспечивает как существенные, так и вещественные (духовные и формальные) отношения между высшим Повелителем и Его многочисленными подчиненными.

В качестве абсолютного слуги Гуру служит источником для всех подчиненных существ. Он — источник жизни для человека и всех одушевленных существ. Благодаря Гуру и через него душа имеет возможность служить Богу. Выступая в роли повелителя, Гуру позволяет или не позволяет человеку служить Богу. Самому же Гуру всегда позволено служить Богу.

Эти обстоятельства необходимо помнить для того, чтобы обрести просветление верой и стать смиренным. Только в таком состоянии можно узреть в Гуру божественное Начало. 

 

Две стороны Гуру 

Теперь обратимся к Самой Реальности. Гуру являет собой две ипостаси — Шри Радхику и Шри Баладеву, которые по-разному служат Шри Кришне. Шри Баладева занимает подчиненное положение по отношению к Шримати Радхарани. Будучи господствующим Началом, Он не властен над Шри Радхикой. В сферу Его власти входят живые существа, которых в общем называют дживами. Он — абсолютный Повелитель джив. Мироздание делится на две области: низшую часть абсолютного мира (Вайкунтху) и ее отражение, материальный мир. Шри Баладеве напрямую поклоняются обитатели Вайкунтхи. Он также косвенно господствует над жителями материального мира. Творение же и управление материальным, объективным миром возложено на отдельных существ, обладающих божественными качествами. И поскольку Сам Шри Баладева порождает их, они называются пурушами, Его совершенными частями. Пуруши также напрямую не связаны с материальным миром, хотя создают и временно поддерживают его. Творец материального мира, как и его хранитель, непосредственно не взаимодействуют со своим творением. 

 

Майя держит душу в неволе и невежестве 

У Шри Кришны есть особая сила, которая служит Ему тем, что обволакивает дживы пеленой невежества и ограничивает их свободу. Эту силу называют майя. Когда души появляются на свет из тела Шри Баладевы, им дается возможность отделиться от Него и тем самым использовать свою свободу воли. Те из них, кто выбирает этот путь, лишаются возможности видеть Шри Баладеву по воле Шри Кришны. Сила, которая скрывает от них Баладеву, и есть иллюзия, майя, которая действует только в материальном мире.

Майя означает «инструмент измерения». В духовном мире (Вайкунтхе) частицы сознания (дживы) не способны постигать или «измерять» реалии. Но в мире предметов, где царит иллюзия, они могут вполне самостоятельно познавать окружающую обстановку. Правда, с помощью такого знания они не способны постичь подлинную природу чего бы то ни было.

В этом мире познающий, объект познания и познание — хитрые изобретения иллюзии, призванные принудить дживу, отвернувшуюся от Шри Баладевы, строить планы на будущее, не связанные с Ним.

Дживы, отделившие себя от Шри Баладевы, неизбежно становятся Его противниками. Кто не с Богом, тот против Него. Разум, данный человеку, порой действует во зло человеку, но в этом случае его уже нельзя назвать разумом. 

 

Абсолютная воля 

Высшая реальность — Личность, Которая являет во всем Свою абсолютную волю и стоит за деятельностью полного, неделимого и сознательного начала — индивидуальной души. Душа обладает сознанием, пока на нее нисходит поток божественного сознания. Как только высшая воля решает уменьшить этот поток, душа оказывается в полусознательном или бессознательном состоянии. Как только душа начинает действовать безрассудно, рука, что ведет ее в мире сознания, отпускает ее на волю.

Джива не может сохранять сознание и, соответственно, действовать без посторонней помощи. Другими словами, способность к волеизъявлению дается нам свыше. Мы, как сознательное начало, порожденное высшим сознанием, вольны выбирать, как нам поступить, но не можем ограничивать волеизъявление других равных нам существ. Когда частица сознания выбирает для себя роль повелителя и действует соответственно, она опускается в область ограниченного выбора. В мире материи сознание теряет многие степени свободы. Однако желание повелевать ведет не к господству над миром, а к самоуничтожению как элемента сознания. Этим мы причиняем вред не только себе, но и другим существам. Пожелав встать на путь подчинения себе других, джива совершает в высшей степени безрассудный поступок, ведущий к разрушению разума.

Душа не в силах остановить падение в пропасть отсутствия сознания, пока добровольно не станет действовать в согласии с абсолютной волей. Дело в том, что душа не произвела сама себя на свет. У нее существует источник вовне. Но она попадает, в частности, в материальное состояние — состояние полусознательное, не без помощи собственного разума и желания причинить зло себе и другим. К счастью для нас, Шри Кришна идеально умеет справляться с нашими капризами и независимостью, не нарушая разумной гармонии мира и не ущемляя нашей свободы.

Вместо того чтобы позволить взбунтовавшейся душе действовать в духовной вселенной (Вайкунтхе), Шри Кришна разрешает ей выбрать место жительства среди материального окружения, где она может потворствовать своим извращенным желаниям. Душе не дано повелевать, поэтому, чтобы она почувствовала себя господином, на нее насылается иллюзия (майя), которая снова и снова искушает ее отведать из танталовой чаши нескончаемых наслаждений и радостей бренного мира. Однако эти радости не просто ущербны, они отпускаются нам мизерными порциями из обители подлинной радости, обитатели которой не желают служить недостойным хозяевам. Так что вместо вожделенной власти над миром душа вынуждена кормиться несбыточными обещаниями счастливой жизни, что постоянно повергает ее в разочарование. По сути, вместо господина иллюзии (майи), человек становится ее рабом, но при этом тешит себя мыслями, что если не сейчас, то потом непременно подчинит ее себе. 

 

Отрицать Гуру значит отрицать собственное существование 

Каждая отдельная душа существует для того, чтобы в высшем смысле соединиться с абсолютным бесконечным Целым. Однако в высшей сфере бытия душа и Целое могут сосуществовать, не утрачивая собственных отличительных признаков. Любое учение, претендующее на разумность, но провозглашающее, что цель бытия — успокоение в пустоте и однообразии, по сути, отрицает само понятие «разум».

Рассудок, способность отделять одно от другого, что отличает человека от других существ в этом мире, предполагает видение различий между Целым и Его отдельными частицами (дживами), а не объединение их в нечто слитное без отличительных особенностей. Абсурд в том, что разум, ища слияния с единым Целым ради полного самоуничтожения, пытается разумно доказать, что сам он не существует.

Кто не признает Гуру, тот, в конечном счете, не признает собственного существования. Очевидно, что крошечная душа и абсолютное Целое — не одно и то же: значит, в каком бы состоянии они ни находились, даже в состоянии высшей связи, они не теряют своих отличий и имеют возможность действовать каждый согласно своей природе. Однако Целое как завершенная величина может выступать как в роли слуги, так и господина, а крошечная частица сознания — только в роли слуги. В первом случае совершенное Целое предстает в образе Гуру. Как слуга Абсолют воплощает в Себе деятельность всех индивидуальных душ. Каждая душа — вечная, неотделимая и бесконечно малая сила Абсолюта. В ее природе — подчиняться, а не подчинять. Будучи частью энергии абсолютного служения, индивидуальная душа призвана помогать божественному служителю.

В одном случае Абсолют выступает в роли слуги, в другом — в роли господина. Между этими двумя Его ипостасями следует проводить четкое различие. Таким образом, Гуру, как личность, — это Абсолют в роли слуги. Кроме того, индивидуумы отличаются между собой — по положению, которое они занимают в служении Гуру.

 

← «День явления Шри Баладевы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 24 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· 12 августа 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования