«Утонченное понимание Бога». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2010-е годы. Гупта Говардхан



Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Утонченное понимание Бога

(Гупта Говардхан)


Мы говорим об уровнях и градации понимания теизма.

#00:00:17#

Порой люди представляют следующую идею: они говорят, что существует Бог, существуют религии, и они имеют разные названия в разных странах. В одном языке используется одно имя [Бога], в другом языке — другое. Но это утверждение справедливо лишь в самом общем смысле. Но то, о чем мы говорим здесь, с чем имеем дело здесь, — это градация и утонченное понимание природы Бога. Нет Бога в общем смысле, не существует религии в общем смысле. Возможно, само слово «Бог» — расплывчато, аморфно, неясно, туманно. Но в концепции Кришны природа Бога представлена детальным и конкретным образом.

#00:01:10#

Я не раз приводил такой пример: в мире денег существует множество валют — доллары, евро, рубли, рупии, йены, баты и т. д. Хотя каждая их них имеет свое отдельное название и используется в конкретной стране, по большому счету это одно и то же явление. Однако с точки зрения стоимости они неравноценны. И если мы хотим понять их реальную ценность, мы должны опираться на какой-то абсолютный критерий, на основе которого мы можем сопоставлять их. Только в этом случае мы можем понять, что они далеко не равны, и что единица одной валюты равна, например, тридцати единицам другой.

#00:02:17#

Когда же речь идет о культуре теизма — теистических системах, религиозных концепциях, — люди предпочитают отвергать множественность, говоря: «По сути это одно явление, известное под разными названиями в разных частях света». Это работает лишь на самом общем уровне, когда речь идет лишь о первоначальных представлениях о Боге, религии, теистической культуре. Но стоит нам начать более пристально рассматривать и анализировать ту или иную концепцию, как мы приходим к тому же самому пониманию, что и в примере с миром денег: нам необходимо некое абсолютное мерило, некий абсолютный критерий, на основе которого мы можем судить о ценности той или иной теистической системы. Каков же этот абсолютный стандарт? Мы утверждаем, что это раса — любовная близость.

#00:03:31#

В большинстве религиозных систем присутствует крайне абстрактная идея Бога: это либо безличностный имперсональный Бог, либо этот Бог личностен, но это очень поверхностная личностность. Используются такие термины, как «Он», «Она», «Оно», но в конечном счете этот Бог все равно оказывается имперсональным и абстрактным началом. Тогда как если вы будете пристально рассматривать теистическую культуру Индии, представленную в Ведах, Пуранах и других священных писаниях, вы увидите, что в них существует такое деление: Брахман — абстрактный имперсональный Бог, некое сияние, Параматма — высшая душа, и Бхагаван — личность Бога в обществе Своей лучшей половины женского начала. Это крайне систематический, системный подход к титулизации теизма. Примеры этому даны в «Бхагаватам» и в других источниках.

#00:05:03#

У нас есть и собственный опыт. В этой связи мне вспоминается перелет в Томск, [город] в Сибири. Когда самолет начинает снижаться над городом, который занесен снегом, то сначала вы видите сплошной белый свет, не более. Вашему взору предстает неразличимая, не дифференцируемая масса света. Но по мере снижения самолета и приближения к городу вы начинаете различать формы: городские огни, очертания зданий… У нас у всех есть подобный опыт. И затем, когда самолет садится, вы в мельчайших деталях видите какие-то места, людей. Для вас становится возможным взаимодействовать с этими реалиями.

#00:05:54#

Большинство религиозных систем не выходят за пределы этого имперсонального сияния, этой имперсональной субстанции, которая все озаряет и освещает. Последователи этих религий считают, что если Бог и нисходит в этот мир, то Он лишь на время предстает как мужчина или женщина, манипулируя категориями пола, но в конечном счете возвращается в свое изначальное состояние недифференцированной всепронизывающей духовной субстанции. Но если вы идете в глубину этой массы света, если вы способны проникнуть глубже, то в конечном счете вы приходите к концепции Бхагавана. Это значит шакти, шактиман. Духовная энергия, женское начало [шакти] и шактиман — владыка, обладатель [духовной энергии, шакти]. Не просто энергия, но сарва-ш́акти-раса̄бдхим̇ — океан расы, любовной близости[1].

#00:07:24#

В большинстве религиозных концепций этого мира Бог — это господин, владыка, восседающий на троне, а души выступают в роли слуг, которые питают чувство благоговения и трепета по отношению к величественному Богу, подобному царю в своем величии. Этот аспект всемогущества, божественного величия присутствует даже в концепции Бхагавана как Лакшми-Нараяны в Вайкунтхе, где Он обладает бесконечным, непостижимым, немыслимым величием, великолепием и могуществом. Но это только лишь две с половиной расы в любовных взаимоотношениях [душ с Богом]: нейтральность, служение и в случае неких старых слуг — толика дружбы.

#00:08:25#

Таким образом концепция сознания Кришны идет гораздо дальше, чем другие религиозные системы, потому что большинство религий ограничиваются идеей отношений слуги и господина в духе трепета и благоговения. Да, люди могут использовать некие личностные термины, говоря о любящем Боге-отце, но потенциал любовных личностных взаимоотношений человека с Богом там отсутствует. Бог для них — это всегда некая далекая абстрактная фигура, которая в лучшем случае смотрит с небес на людей, которые наслаждаются любовными взаимоотношениями друг с другом.

#00:09:12#

Итак, в Вайкунтхе присутствуют две с половиной расы. Выше этого — измерение Айодхьи, мир [Господа] Рамачандры, где происходят игры рождения Бога, где Бог живет семейной жизнью. В отношениях Ситы и Рамы присутствует начало супружеской расы, но эта сева ограничена одной Ситой. Выше Айодхьи, в Двараке, супружеская сева распространяется уже на шестнадцать тысяч сто восемь жен [Господа Кришны], но отношения тайных возлюбленных там отсутствуют. И затем еще выше — Матхура и Вриндаван. Благодаря такому сравнительному анализу мы видим, что в концепции Кришны присутствует полный диапазон отношений любви, полноценный спектр любовной близости.

#00:10:16#

Йога — это просто термин, который означает «процесс связывания». Сознание Кришны не имеет ничего общего с физической йогой. Это явление, популярное в современном западном мире, иногда служит для людей средством установить связь с сознанием Кришны, но не имеет ничего общего с бхакти-йогой. Смысл бхакти-йоги состоит в связывании сердец. Это связь индивидуального сознания с высшим сознанием. Каков же метод связывания? Это любовь и нежность. Об этом идет речь.

#00:11:02#

Мы слышали о людях, которые жили миллионы лет тому назад и практиковали йогу на протяжении шестидесяти тысяч лет… не шестидесяти минут. [Смеется.] В современном западном мире йога популярна, т. к. главным образом используется для достижения здоровья. Это приемлемо, но не рассматривается как средство достижения духовной реализации, как средство духовной практики в Кали-югу, в ту эпоху, когда:

#00:11:48#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[2]

Это утверждение повторяется трижды. Во-первых, чтобы подчеркнуть важность этого утверждения, во-вторых, чтобы пояснить, что духовная реализация в нашу эпоху может быть достигнута не благодаря карме или йоге, а только лишь благодаря преданности. Цель этих йогинов, которые жили в прошлом, цель их медитации — связь с Параматмой. Брахман — Параматма — Бхагаван. Параматма-гьяна — знание о Параматме, реализация Параматмы — не является целью преданных. Не только Параматма не является целью преданных, но даже Лакшми-Нараяна в Вайкунтхе не является целью преданных.

#00:12:57#

Гуру Махарадж иногда цитировал Рагхунатха Даса Госвами, говорящего: «Если ты чересчур внимателен к виддхи-маргу, то ты будешь сброшен вниз, низвергнут в Вайкунтху». Как иногда люди говорят: «Ты будешь низвергнут в ад!» Так и нам говорят: «Если ты будешь слишком внимателен к виддхи-маргу, ты будешь низвергнут в мир Вайкунтхи».

#00:13:20#

О чем идет речь? Низвергнут откуда? Из мира апракрита, из Голоки. Нет йогинов в мире Голоки Вриндавана. Там есть птицы, есть шмели… именно такое положение занимают так называемые «великие медитирующие» в мире Вриндавана. Нам рассказывают, как птицы, сидящие на ветвях деревьев, услышав звук флейты Кришны, боятся потерять сознание и упасть на землю, поэтому они изо всех сил цепляются за ветки. Они слышат мелодию флейты, видят Кришну — отрока пастухов, и шмели… «Бхагаватам» нам говорит, что царь шмелей начинает иногда танцевать и петь, и другие шмели так же… Кришна и Баларама останавливаются и слушают, как шмели экстатично поют и танцуют… Это все отличается от наших расхожих представлений о том, что мы можем вообразить о природе этого. Это иллюстрация к мысли о том, что во Вриндаване нет йогинов, что никто во Вриндаване не занимается йогой.

#00:14:43#

Когда Кришна предложил враджа-гопи заниматься йогой:

а̄хуш́ ча те налина-на̄бха пада̄равиндам̇,
йогеш́вараир хр̣ди вичинтйам ага̄дха-бодхаих̣
сам̇са̄ра-кӯпа-патитоттаран̣а̄валамбам̇,
гехам̇ джуш̣а̄м апи манасй удийа̄т сада̄ нах̣[3],

то гопи были оскорблены. Они ответили: «Мы — домохозяйки, мы не занимаемся йогой. У нас есть коровы, мы готовим молочные продукты, мы можем приготовить Тебе хороший сандеш, творог, йогурт и все остальное, но Ты нам предлагаешь заниматься йогой и медитацией!» Он действительно предложил им начать изучать искусство медитации, учиться тому, как медитировать на Кришну. Они отвечали ему: «Не это наша проблема. Наша проблема в том, что мы не можем перестать думать о Тебе! Если Ты хочешь нам помочь, то дай совет, как перестать думать о Тебе, говорить о Тебе, перестать помнить все, что связано с Тобой, перестать жить так, чтобы каждое мгновение нашей жизни, каждый вздох были посвящены Тебе. Расскажи нам об этом». Кришна сказал им: «Если вы чувствуете разлуку со Мной, Я рекомендую вам йогу и медитацию». [Смеется.] Они хотят вырвать у Него флейту и ударить этой флейтой Ему по голове за эти заявления.

#00:16:10#

И в «Радха-раса-судха-нидхи» Прабодхананды Сарасвати говорится о Махапрабху… к слову говоря, некоторые сахаджии сомневаются: «Вся книга служит прославлениям Радхарани, а первая шлока — о Махапрабху», то есть они думают, что эта шлока не аутентична. [Смеется.]

#00:16:41#

ниндантам̇ пулакоткарен̣а викасан-нӣпа-прасӯна-ччхавим̇,
прордхвӣ-кр̣тйа-бхуджа-двайам̇ хари харӣтй уччаир вадантам̇ мухух̣
нр̣тйантам̇ друтам аш́ру-нирджхара-чхайаих̣ син̃чхантам ӯрвӣ-талам̇,
га̄йантам̇ ниджа-па̄рш̣адаих̣ паривр̣там ш́рӣ-гаура-чхандрам̇ нумах̣[4]

Это первая шлока. Затем говорится:

#00:17:07#

йасйа̄х када̄пи…
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи[5]

йасйа̄х када̄пи… паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ…

В этой шлоке Кришна говорит: йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи. Йогӣндра — владыка йогинов, царь йогинов. Дургам — значит «крайне тяжело, трудно», «всегда с крайними сложностями»… Суреш́а̄на̄м̇ дургам̇ гатир атиш́айенопаниш̣ада̄м̇[6]… Владыки йоги, величайшие из йогинов — для них крайне тяжело, крайне трудно обрести даже проблеск восприятия, видения Мадхусудана. [Смеется.]

#00:18:35#

И этот Мадхусудан, этот Кришна считает, что Его величайшая удача в том, что Его достигает легкий ветерок, создаваемый колыханием одежд Радхарани, когда Она идет.

#00:19:02#

Каково заключение Прабодхананды Сарасвати Тхакура?

…йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи

[Кришна говорит:] «Та сторона света, в которой Она родилась, служит объектом Моего поклонения». И во многих местах присутствуют аналогичные утверждения. Каково заключение главы Бхагавад-гиты, посвященное йоге?

#00:19:38#

йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇,
мад-гатена̄нтара̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇,
са ме йуктатамо матах̣[7]

[Кришна говорит:] «Кто высочайший йогин? Тот, кто всегда думает обо Мне». Это значит, что враджа-гопи уже за пределами обычной йоги, для них это не достижение. Они не могут остановиться, не могут перестать думать о Кришне.

#00:20:11#

Если мы хотим получить какое-то представление о том, что же такое сознание Кришны, мы должны знать, как отвечал на этот вопрос Гуру Махарадж. Однажды он сказал: «Это — реальность». Мы можем использовать такие слова, как «религия», «теистическая культура» — это все замечательно, приемлемо. Мы можем использовать термин «бхакти-йога», но в действительности сознание Кришны есть реальность. И Гуру Махарадж добавил: «В ваших лучших интересах познакомиться с этой реальностью, получить о ней представление». Речь не идет о том, что где-то есть какая-то реальность, а мы — люди, которые играют в религию. Нет, это действительно реальность.

#00:21:09#

Зачастую некие люди описывают эту реальность в соответствии со своими ограниченными представлениями. Они говорят: «Это некая религиозная традиция, система из Индии», и тому подобное. Это все поверхностный, крайне поверхностный аспект того, к чему мы стремимся, чего мы ищем.

#00:21:33#

…йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи

Опять же, со временем мы должны получить представление о терминологии, которую используют преданные. Мы постоянно переводим эти [санскритские] слова, и я уже говорил о том, что любой перевод есть интерпретация, толкование. Мы можем просто переводить слово «раса», но со временем мы должны познакомиться с этим термином. Мы переводим такие слова, как «према», «кришна-према», «радха-бхава», но со временем мы должны познакомиться со смыслом этих терминов настолько, чтобы нам не приходилось их переводить.

#00:22:33#

Когда я говорю, цитируя Гуру Махараджа:

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇,
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе,
на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[8],

(это вступительная шлока к «Прапанна-дживанамритам»), когда я говорю: «Гуру рупа Кришны есть Гаура», «Гуру-рӯпа-харим̇ есть Гаура», то какого рода Гаура [здесь описывается]? Ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там: покрытый радха-ручи, радха-бхавой. И мы также можем познакомиться со смыслом этих терминов. Но если нам приходится переводить эти термины и постоянно их интерпретировать, то в ряде случаев это будет приводить к ложному пониманию и представлению.

#00:23:55#

[Санскрит.] Конечно, невозможно понимать все, ведь мы имеем дело с безграничным. А когда речь идет о безграничном, то и нет самой необходимости все понимать. Поэтому успокойтесь, будьте смиренны, поймите, каковы потребности вашего сердца, и эти потребности будут исполнены. Мы получим больше, чем заслуживаем. Но необходимо постоянно слушать эти описания, и тогда они приобретают для нас смысл. Гуру-рӯпа-харим̇ есть Гауранга, который есть ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там.

#00:24:44#

Когда Кришна принимает форму Гуру, Он приходит как Махапрабху. Кто есть Махапрабху? Это Кришна, облаченный в сердце и сияние Шримати Радхарани. В английском это несколько запутанно, но на санскрите это [звучит] прекрасно и изящно. Очень прекрасно, в высшей степени прекрасно. И Гуру Махарадж известен тем, что он передает онтологическую субстанцию прекрасным поэтическим языком.

#00:25:21#

Гададхар Пандит — бхав [сердце Шримати Радхарани], Гададхар Дас есть джьоти, сияние [Шримати Радхарани]. Когда он [Гададхар Дас] приходит к местному мусульманскому правителю, тот спрашивает его:

— Что я для тебя могу сделать?

— Воспевай имя Кришны.

— Почему я должен воспевать имя Кришны, ведь я — мусульманин?!

— О! Вы уже воспели имя Кришны, призвали Его! [Смеется.]

#00:25:46#

И эта женщина хочет узнать, что ей делать. Вот это и следует делать. Муж спрашивает:

— А почему я должен воспевать имя Кришны?

— Ну? ты не должен воспевать имя Кришны.

— Я не хочу воспевать имя Кришны.

— Хорошо, ты не должен.

— Я просто не чувствую, что я должен постоянно повторять «Кришна! Кришна!» Ты постоянно это делаешь и занимаешься только этим, а теперь ты хочешь, чтобы и я постоянно повторял «Харе Кришна! Харе Кришна!», как это делаешь ты. Но я ничего не чувствую, когда повторяю «Харе Кришна! Харе Кришна! Кришна Кришна! Харе Харе!»

[Смеется.]

#00:26:25#

В этом нет ничего невозможного. Хотя не следует на это рассчитывать, но это возможно. Даже оскорбители благодаря соприкосновению со святым именем, если сердце лишено зависти, дадут высокую оценку сознанию Кришны, примут его. Но бывает и так: когда у одного преданного умирала мать, и он попросил ее воспевать «Харе Кришна», она ответила: «Я не в силах произнести так много слов». [Смеется.]

#00:27:19#

Если человек служит причиной собственной неудачи, а это справедливо по отношению к большинству людей, то что можно поделать?.. Но благодаря накоплению сукрити рано или поздно однажды некая должная оценка сознания Кришны возникнет, и это побудит человека искать общества преданных… Ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам — должна присутствовать духовная окраска[9].

#00:27:51#

И тем не менее пример Рупы Госвами… Проблема состоит не в том, что в сознании Кришны отсутствует внутренняя естественная сладость — она в нем присутствует. Проблема заключается в том, что язык и все чувства поражены «желтухой», поэтому человек не в силах почувствовать сладость кришна-нама. Что тут можно поделать! Джива Госвами и другие говорят: «Нужно продолжать воспевать, продолжать призывать кришна-нам. Это единственное средство вылечиться».

#00:28:44#

И у меня была желтуха. Хотя я слышал все эти примеры, я слышал пример из «Упадешамритам», я поразился, когда на личном опыте с этим столкнулся. Я находился в Дели в тот момент и не знал, что уже болен желтухой. Я хотел выпить банановый молочный коктейль, но лишь только сделал первый глоток... и ах! Почувствовал, что вкус настолько мерзкий, как будто кто-то добавил в смесь яд. Поскольку это было в Индии, я подумал, что кто-то добавил в смесь бензин. Вкус был настолько омерзительным, что я тут же выплюнул то, что отпил. Преданный, который был со мной, уже догадываясь о происходящем, сказал: «Дай-ка я попробую». Он отпил из моего стакана и сказал: «Он очень сладкий». Только тогда я осознал, что я болен желтухой, поскольку был не в силах почувствовать сладость естественно сладких продуктов.

#00:30:04#

Так мы должны рассматривать вещи. Если мы не даем должную оценку, не можем по достоинству оценить кришна-нам, сознание Кришны, то речь не идет о том, что с этими явлениями что-то не так. Нет никакого изъяна с их стороны, но с нашей стороны присутствует изъян: язык поражен, зрение, слух, все чувства. Эти покрытия, эти оболочки препятствуют нам наслаждаться естественной сладостью в сознании Кришны. Но лекарство состоит в том, чтобы продолжать совершать служение, общаться с преданными. Рупа Госвами, Джива Госвами это нам советуют: «Продолжайте призывать имя Кришны!» Лекарство от желтухи состоит в том, чтобы продолжать принимать сладкое каждый день, и постепенно способность ощущать сладкий вкус к тебе вернется. И когда ты начнешь этот сладкий вкус чувствовать, ты поймешь, что находишься на пути к исцелению.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Нама Рупа Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  А̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇, тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д / бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харих̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇, са̄дхайам̇ тат-прӣтим эвети упадеш́айати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣ — «Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях: (1) Хари — высшая абсолютная истина; (2) Он всемогущ; (3) Он источник сладости всех видов взаимоотношений; (4) живые существа — Его отделенные неотъемлемые частицы; (5) одни живые существа порабощены майей; (6) другие живые существа свободны от влияния майи; (7) все мироздание одновременно едино с Ним и отлично от Него; (8) шуддха-бхакти — единственный способ обрести любовь к Богу; (9) цель жизни — обрести любовь к Богу. Этому учил сам Гаурачандра» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даша-мула-таттва»).

2  «Только имя Хари, имя Хари, имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).

3  «О Господь, чей пупок прекрасен как цветок лотоса, величайшие и мудрейшие из йогов хранят в сердце Твои лотосоподобные стопы и непрестанно их созерцают. Ты единственный приют и спасение для душ, павших в колодец материальной жизни. Пусть же Твои святые лотосоподобные стопы милостиво озарят наши сердца, поглощенные заботами о доме и семье» («Шримад-Бхагаватам», 10.82.48; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 1.81; 13.136) и «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (8.26)).

4  Это пранама-мантра Панча-таттвы: «Я предлагаю свои поклоны Господу Гаурачандре, окруженному всеми Его спутниками, волоски на всем Его теле встали дыбом от экстаза и насмехаются над красотой цветущих цветов кадамбы. Он поднимает Свои руки и, когда танцует и поет, неоднократно громко кричит: „Хари! Хари!“, проливая на землю потоки слез».

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих в лекции, которую он дал в Италии в сентябре 2000 года.

5  Йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-, дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ / йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи, тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи.

Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж так комментирует эту шлоку: «Однажды легкий ветерок коснулся одежд Шримати Радхарани и устремился дальше, к Кришне. Почувствовав дуновение ветерка, Кришна возликовал: „О, какая удача, до Меня донесся ветерок, что коснулся одежд Радхарани!“ Знатоки писаний, йоги-затворники, великие священнослужители пытаются любыми способами снискать милость Кришны, но сам Кришна почитает за счастье быть обласканным ветерком, который пролетел мимо Шримати Радхарани и едва коснулся Ее платья. Насколько Она чиста, если сам Господь чувствует Себя счастливым при одной мысли о Ней! Ее преданность и верность настолько непорочны, что сам Всевышний, Бхагаван Шри Кришна, восклицает: „Мне не о чем больше мечтать, если на свете есть Шри Радхика, и иногда ветерок, коснувшийся Ее стоп, долетает до Меня“».

6  Суреш́а̄на̄м̇ дургам̇ гатир атиш́айенопаниш̣ада̄м̇, мунӣна̄м̇ сарва-свам̇ пран̣ата-пат̣алӣна̄м̇ мадхурима̄ / винирйа̄сах̣ премн̣о никхила-паш́у-па̄ла̄мбуджа-др̣ш́а̄м̇, са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам — «Шри Чайтанья Махапрабху — покровитель богов, высшая цель Упанишад, конечная цель поисков великих мудрецов, прибежище для Его преданных и сердце любви лотосооких гопи. Когда же Он вновь предстанет перед моим взором?» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Чайтаньяштакам», 2).

7  «Но лучший из йогов тот, кто предался Мне и непрестанно помнит обо Мне. Исполненный веры в наставления богооткровенных писаний, он служит Мне с любовью» (Бхагавад-гита, 6.47).

8  «Я буду вечно петь славу Господу Гауранге — Всевышнему, Господу Шри Хари, принявшему сердце и облекшемуся в сияние Радхики, низошедшему на Землю в облике святого наставника. В священной обители Шри Навадвипа-дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).

9  Са̄н̇кетйам̇ па̄риха̄сйам̇ ва̄, стобхам̇ хеланам эва ва̄ / ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам, аш́еш̣а̄гха-харам̇ видух̣ — «Тот, кто воспевает святое имя Господа, немедленно освобождается от последствий бесчисленных грехов, даже если он воспевает косвенно (подразумевая что-то другое), шутливо, для музыкального увеселения или даже пренебрежительно. Все образованные знатоки писаний принимают это» («Шримад-Бхагаватам», 6.2.14).




←  «Господь Джаганнатх, Шри Чайтанья и Шривас Тхакур». Шрипад Б. П. Тиртха Махарадж. 27 марта 2011 года. Пури Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Прославление Рагхунатха Даса Госвами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Навадвипа Дхама, Индия  →


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Утонченное понимание Бога

(Гупта Говардхан)


Мы говорим об уровнях и градации понимания теизма.

#00:00:17#

Порой люди представляют следующую идею: они говорят, что существует Бог, существуют религии, и они имеют разные названия в разных странах. В одном языке используется одно имя [Бога], в другом языке — другое. Но это утверждение справедливо лишь в самом общем смысле. Но то, о чем мы говорим здесь, с чем имеем дело здесь, — это градация и утонченное понимание природы Бога. Нет Бога в общем смысле, не существует религии в общем смысле. Возможно, само слово «Бог» — расплывчато, аморфно, неясно, туманно. Но в концепции Кришны природа Бога представлена детальным и конкретным образом.

#00:01:10#

Я не раз приводил такой пример: в мире денег существует множество валют — доллары, евро, рубли, рупии, йены, баты и т. д. Хотя каждая их них имеет свое отдельное название и используется в конкретной стране, по большому счету это одно и то же явление. Однако с точки зрения стоимости они неравноценны. И если мы хотим понять их реальную ценность, мы должны опираться на какой-то абсолютный критерий, на основе которого мы можем сопоставлять их. Только в этом случае мы можем понять, что они далеко не равны, и что единица одной валюты равна, например, тридцати единицам другой.

#00:02:17#

Когда же речь идет о культуре теизма — теистических системах, религиозных концепциях, — люди предпочитают отвергать множественность, говоря: «По сути это одно явление, известное под разными названиями в разных частях света». Это работает лишь на самом общем уровне, когда речь идет лишь о первоначальных представлениях о Боге, религии, теистической культуре. Но стоит нам начать более пристально рассматривать и анализировать ту или иную концепцию, как мы приходим к тому же самому пониманию, что и в примере с миром денег: нам необходимо некое абсолютное мерило, некий абсолютный критерий, на основе которого мы можем судить о ценности той или иной теистической системы. Каков же этот абсолютный стандарт? Мы утверждаем, что это раса — любовная близость.

#00:03:31#

В большинстве религиозных систем присутствует крайне абстрактная идея Бога: это либо безличностный имперсональный Бог, либо этот Бог личностен, но это очень поверхностная личностность. Используются такие термины, как «Он», «Она», «Оно», но в конечном счете этот Бог все равно оказывается имперсональным и абстрактным началом. Тогда как если вы будете пристально рассматривать теистическую культуру Индии, представленную в Ведах, Пуранах и других священных писаниях, вы увидите, что в них существует такое деление: Брахман — абстрактный имперсональный Бог, некое сияние, Параматма — высшая душа, и Бхагаван — личность Бога в обществе Своей лучшей половины женского начала. Это крайне систематический, системный подход к титулизации теизма. Примеры этому даны в «Бхагаватам» и в других источниках.

#00:05:03#

У нас есть и собственный опыт. В этой связи мне вспоминается перелет в Томск, [город] в Сибири. Когда самолет начинает снижаться над городом, который занесен снегом, то сначала вы видите сплошной белый свет, не более. Вашему взору предстает неразличимая, не дифференцируемая масса света. Но по мере снижения самолета и приближения к городу вы начинаете различать формы: городские огни, очертания зданий… У нас у всех есть подобный опыт. И затем, когда самолет садится, вы в мельчайших деталях видите какие-то места, людей. Для вас становится возможным взаимодействовать с этими реалиями.

#00:05:54#

Большинство религиозных систем не выходят за пределы этого имперсонального сияния, этой имперсональной субстанции, которая все озаряет и освещает. Последователи этих религий считают, что если Бог и нисходит в этот мир, то Он лишь на время предстает как мужчина или женщина, манипулируя категориями пола, но в конечном счете возвращается в свое изначальное состояние недифференцированной всепронизывающей духовной субстанции. Но если вы идете в глубину этой массы света, если вы способны проникнуть глубже, то в конечном счете вы приходите к концепции Бхагавана. Это значит шакти, шактиман. Духовная энергия, женское начало [шакти] и шактиман — владыка, обладатель [духовной энергии, шакти]. Не просто энергия, но сарва-ш́акти-раса̄бдхим̇ — океан расы, любовной близости[1].

#00:07:24#

В большинстве религиозных концепций этого мира Бог — это господин, владыка, восседающий на троне, а души выступают в роли слуг, которые питают чувство благоговения и трепета по отношению к величественному Богу, подобному царю в своем величии. Этот аспект всемогущества, божественного величия присутствует даже в концепции Бхагавана как Лакшми-Нараяны в Вайкунтхе, где Он обладает бесконечным, непостижимым, немыслимым величием, великолепием и могуществом. Но это только лишь две с половиной расы в любовных взаимоотношениях [душ с Богом]: нейтральность, служение и в случае неких старых слуг — толика дружбы.

#00:08:25#

Таким образом концепция сознания Кришны идет гораздо дальше, чем другие религиозные системы, потому что большинство религий ограничиваются идеей отношений слуги и господина в духе трепета и благоговения. Да, люди могут использовать некие личностные термины, говоря о любящем Боге-отце, но потенциал любовных личностных взаимоотношений человека с Богом там отсутствует. Бог для них — это всегда некая далекая абстрактная фигура, которая в лучшем случае смотрит с небес на людей, которые наслаждаются любовными взаимоотношениями друг с другом.

#00:09:12#

Итак, в Вайкунтхе присутствуют две с половиной расы. Выше этого — измерение Айодхьи, мир [Господа] Рамачандры, где происходят игры рождения Бога, где Бог живет семейной жизнью. В отношениях Ситы и Рамы присутствует начало супружеской расы, но эта сева ограничена одной Ситой. Выше Айодхьи, в Двараке, супружеская сева распространяется уже на шестнадцать тысяч сто восемь жен [Господа Кришны], но отношения тайных возлюбленных там отсутствуют. И затем еще выше — Матхура и Вриндаван. Благодаря такому сравнительному анализу мы видим, что в концепции Кришны присутствует полный диапазон отношений любви, полноценный спектр любовной близости.

#00:10:16#

Йога — это просто термин, который означает «процесс связывания». Сознание Кришны не имеет ничего общего с физической йогой. Это явление, популярное в современном западном мире, иногда служит для людей средством установить связь с сознанием Кришны, но не имеет ничего общего с бхакти-йогой. Смысл бхакти-йоги состоит в связывании сердец. Это связь индивидуального сознания с высшим сознанием. Каков же метод связывания? Это любовь и нежность. Об этом идет речь.

#00:11:02#

Мы слышали о людях, которые жили миллионы лет тому назад и практиковали йогу на протяжении шестидесяти тысяч лет… не шестидесяти минут. [Смеется.] В современном западном мире йога популярна, т. к. главным образом используется для достижения здоровья. Это приемлемо, но не рассматривается как средство достижения духовной реализации, как средство духовной практики в Кали-югу, в ту эпоху, когда:

#00:11:48#

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[2]

Это утверждение повторяется трижды. Во-первых, чтобы подчеркнуть важность этого утверждения, во-вторых, чтобы пояснить, что духовная реализация в нашу эпоху может быть достигнута не благодаря карме или йоге, а только лишь благодаря преданности. Цель этих йогинов, которые жили в прошлом, цель их медитации — связь с Параматмой. Брахман — Параматма — Бхагаван. Параматма-гьяна — знание о Параматме, реализация Параматмы — не является целью преданных. Не только Параматма не является целью преданных, но даже Лакшми-Нараяна в Вайкунтхе не является целью преданных.

#00:12:57#

Гуру Махарадж иногда цитировал Рагхунатха Даса Госвами, говорящего: «Если ты чересчур внимателен к виддхи-маргу, то ты будешь сброшен вниз, низвергнут в Вайкунтху». Как иногда люди говорят: «Ты будешь низвергнут в ад!» Так и нам говорят: «Если ты будешь слишком внимателен к виддхи-маргу, ты будешь низвергнут в мир Вайкунтхи».

#00:13:20#

О чем идет речь? Низвергнут откуда? Из мира апракрита, из Голоки. Нет йогинов в мире Голоки Вриндавана. Там есть птицы, есть шмели… именно такое положение занимают так называемые «великие медитирующие» в мире Вриндавана. Нам рассказывают, как птицы, сидящие на ветвях деревьев, услышав звук флейты Кришны, боятся потерять сознание и упасть на землю, поэтому они изо всех сил цепляются за ветки. Они слышат мелодию флейты, видят Кришну — отрока пастухов, и шмели… «Бхагаватам» нам говорит, что царь шмелей начинает иногда танцевать и петь, и другие шмели так же… Кришна и Баларама останавливаются и слушают, как шмели экстатично поют и танцуют… Это все отличается от наших расхожих представлений о том, что мы можем вообразить о природе этого. Это иллюстрация к мысли о том, что во Вриндаване нет йогинов, что никто во Вриндаване не занимается йогой.

#00:14:43#

Когда Кришна предложил враджа-гопи заниматься йогой:

а̄хуш́ ча те налина-на̄бха пада̄равиндам̇,
йогеш́вараир хр̣ди вичинтйам ага̄дха-бодхаих̣
сам̇са̄ра-кӯпа-патитоттаран̣а̄валамбам̇,
гехам̇ джуш̣а̄м апи манасй удийа̄т сада̄ нах̣[3],

то гопи были оскорблены. Они ответили: «Мы — домохозяйки, мы не занимаемся йогой. У нас есть коровы, мы готовим молочные продукты, мы можем приготовить Тебе хороший сандеш, творог, йогурт и все остальное, но Ты нам предлагаешь заниматься йогой и медитацией!» Он действительно предложил им начать изучать искусство медитации, учиться тому, как медитировать на Кришну. Они отвечали ему: «Не это наша проблема. Наша проблема в том, что мы не можем перестать думать о Тебе! Если Ты хочешь нам помочь, то дай совет, как перестать думать о Тебе, говорить о Тебе, перестать помнить все, что связано с Тобой, перестать жить так, чтобы каждое мгновение нашей жизни, каждый вздох были посвящены Тебе. Расскажи нам об этом». Кришна сказал им: «Если вы чувствуете разлуку со Мной, Я рекомендую вам йогу и медитацию». [Смеется.] Они хотят вырвать у Него флейту и ударить этой флейтой Ему по голове за эти заявления.

#00:16:10#

И в «Радха-раса-судха-нидхи» Прабодхананды Сарасвати говорится о Махапрабху… к слову говоря, некоторые сахаджии сомневаются: «Вся книга служит прославлениям Радхарани, а первая шлока — о Махапрабху», то есть они думают, что эта шлока не аутентична. [Смеется.]

#00:16:41#

ниндантам̇ пулакоткарен̣а викасан-нӣпа-прасӯна-ччхавим̇,
прордхвӣ-кр̣тйа-бхуджа-двайам̇ хари харӣтй уччаир вадантам̇ мухух̣
нр̣тйантам̇ друтам аш́ру-нирджхара-чхайаих̣ син̃чхантам ӯрвӣ-талам̇,
га̄йантам̇ ниджа-па̄рш̣адаих̣ паривр̣там ш́рӣ-гаура-чхандрам̇ нумах̣[4]

Это первая шлока. Затем говорится:

#00:17:07#

йасйа̄х када̄пи…
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи[5]

йасйа̄х када̄пи… паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ…

В этой шлоке Кришна говорит: йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи. Йогӣндра — владыка йогинов, царь йогинов. Дургам — значит «крайне тяжело, трудно», «всегда с крайними сложностями»… Суреш́а̄на̄м̇ дургам̇ гатир атиш́айенопаниш̣ада̄м̇[6]… Владыки йоги, величайшие из йогинов — для них крайне тяжело, крайне трудно обрести даже проблеск восприятия, видения Мадхусудана. [Смеется.]

#00:18:35#

И этот Мадхусудан, этот Кришна считает, что Его величайшая удача в том, что Его достигает легкий ветерок, создаваемый колыханием одежд Радхарани, когда Она идет.

#00:19:02#

Каково заключение Прабодхананды Сарасвати Тхакура?

…йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи

[Кришна говорит:] «Та сторона света, в которой Она родилась, служит объектом Моего поклонения». И во многих местах присутствуют аналогичные утверждения. Каково заключение главы Бхагавад-гиты, посвященное йоге?

#00:19:38#

йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇,
мад-гатена̄нтара̄тмана̄
ш́раддха̄ва̄н бхаджате йо ма̄м̇,
са ме йуктатамо матах̣[7]

[Кришна говорит:] «Кто высочайший йогин? Тот, кто всегда думает обо Мне». Это значит, что враджа-гопи уже за пределами обычной йоги, для них это не достижение. Они не могут остановиться, не могут перестать думать о Кришне.

#00:20:11#

Если мы хотим получить какое-то представление о том, что же такое сознание Кришны, мы должны знать, как отвечал на этот вопрос Гуру Махарадж. Однажды он сказал: «Это — реальность». Мы можем использовать такие слова, как «религия», «теистическая культура» — это все замечательно, приемлемо. Мы можем использовать термин «бхакти-йога», но в действительности сознание Кришны есть реальность. И Гуру Махарадж добавил: «В ваших лучших интересах познакомиться с этой реальностью, получить о ней представление». Речь не идет о том, что где-то есть какая-то реальность, а мы — люди, которые играют в религию. Нет, это действительно реальность.

#00:21:09#

Зачастую некие люди описывают эту реальность в соответствии со своими ограниченными представлениями. Они говорят: «Это некая религиозная традиция, система из Индии», и тому подобное. Это все поверхностный, крайне поверхностный аспект того, к чему мы стремимся, чего мы ищем.

#00:21:33#

…йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи

Опять же, со временем мы должны получить представление о терминологии, которую используют преданные. Мы постоянно переводим эти [санскритские] слова, и я уже говорил о том, что любой перевод есть интерпретация, толкование. Мы можем просто переводить слово «раса», но со временем мы должны познакомиться с этим термином. Мы переводим такие слова, как «према», «кришна-према», «радха-бхава», но со временем мы должны познакомиться со смыслом этих терминов настолько, чтобы нам не приходилось их переводить.

#00:22:33#

Когда я говорю, цитируя Гуру Махараджа:

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇,
ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе,
на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[8],

(это вступительная шлока к «Прапанна-дживанамритам»), когда я говорю: «Гуру рупа Кришны есть Гаура», «Гуру-рӯпа-харим̇ есть Гаура», то какого рода Гаура [здесь описывается]? Ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там: покрытый радха-ручи, радха-бхавой. И мы также можем познакомиться со смыслом этих терминов. Но если нам приходится переводить эти термины и постоянно их интерпретировать, то в ряде случаев это будет приводить к ложному пониманию и представлению.

#00:23:55#

[Санскрит.] Конечно, невозможно понимать все, ведь мы имеем дело с безграничным. А когда речь идет о безграничном, то и нет самой необходимости все понимать. Поэтому успокойтесь, будьте смиренны, поймите, каковы потребности вашего сердца, и эти потребности будут исполнены. Мы получим больше, чем заслуживаем. Но необходимо постоянно слушать эти описания, и тогда они приобретают для нас смысл. Гуру-рӯпа-харим̇ есть Гауранга, который есть ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там.

#00:24:44#

Когда Кришна принимает форму Гуру, Он приходит как Махапрабху. Кто есть Махапрабху? Это Кришна, облаченный в сердце и сияние Шримати Радхарани. В английском это несколько запутанно, но на санскрите это [звучит] прекрасно и изящно. Очень прекрасно, в высшей степени прекрасно. И Гуру Махарадж известен тем, что он передает онтологическую субстанцию прекрасным поэтическим языком.

#00:25:21#

Гададхар Пандит — бхав [сердце Шримати Радхарани], Гададхар Дас есть джьоти, сияние [Шримати Радхарани]. Когда он [Гададхар Дас] приходит к местному мусульманскому правителю, тот спрашивает его:

— Что я для тебя могу сделать?

— Воспевай имя Кришны.

— Почему я должен воспевать имя Кришны, ведь я — мусульманин?!

— О! Вы уже воспели имя Кришны, призвали Его! [Смеется.]

#00:25:46#

И эта женщина хочет узнать, что ей делать. Вот это и следует делать. Муж спрашивает:

— А почему я должен воспевать имя Кришны?

— Ну? ты не должен воспевать имя Кришны.

— Я не хочу воспевать имя Кришны.

— Хорошо, ты не должен.

— Я просто не чувствую, что я должен постоянно повторять «Кришна! Кришна!» Ты постоянно это делаешь и занимаешься только этим, а теперь ты хочешь, чтобы и я постоянно повторял «Харе Кришна! Харе Кришна!», как это делаешь ты. Но я ничего не чувствую, когда повторяю «Харе Кришна! Харе Кришна! Кришна Кришна! Харе Харе!»

[Смеется.]

#00:26:25#

В этом нет ничего невозможного. Хотя не следует на это рассчитывать, но это возможно. Даже оскорбители благодаря соприкосновению со святым именем, если сердце лишено зависти, дадут высокую оценку сознанию Кришны, примут его. Но бывает и так: когда у одного преданного умирала мать, и он попросил ее воспевать «Харе Кришна», она ответила: «Я не в силах произнести так много слов». [Смеется.]

#00:27:19#

Если человек служит причиной собственной неудачи, а это справедливо по отношению к большинству людей, то что можно поделать?.. Но благодаря накоплению сукрити рано или поздно однажды некая должная оценка сознания Кришны возникнет, и это побудит человека искать общества преданных… Ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам — должна присутствовать духовная окраска[9].

#00:27:51#

И тем не менее пример Рупы Госвами… Проблема состоит не в том, что в сознании Кришны отсутствует внутренняя естественная сладость — она в нем присутствует. Проблема заключается в том, что язык и все чувства поражены «желтухой», поэтому человек не в силах почувствовать сладость кришна-нама. Что тут можно поделать! Джива Госвами и другие говорят: «Нужно продолжать воспевать, продолжать призывать кришна-нам. Это единственное средство вылечиться».

#00:28:44#

И у меня была желтуха. Хотя я слышал все эти примеры, я слышал пример из «Упадешамритам», я поразился, когда на личном опыте с этим столкнулся. Я находился в Дели в тот момент и не знал, что уже болен желтухой. Я хотел выпить банановый молочный коктейль, но лишь только сделал первый глоток... и ах! Почувствовал, что вкус настолько мерзкий, как будто кто-то добавил в смесь яд. Поскольку это было в Индии, я подумал, что кто-то добавил в смесь бензин. Вкус был настолько омерзительным, что я тут же выплюнул то, что отпил. Преданный, который был со мной, уже догадываясь о происходящем, сказал: «Дай-ка я попробую». Он отпил из моего стакана и сказал: «Он очень сладкий». Только тогда я осознал, что я болен желтухой, поскольку был не в силах почувствовать сладость естественно сладких продуктов.

#00:30:04#

Так мы должны рассматривать вещи. Если мы не даем должную оценку, не можем по достоинству оценить кришна-нам, сознание Кришны, то речь не идет о том, что с этими явлениями что-то не так. Нет никакого изъяна с их стороны, но с нашей стороны присутствует изъян: язык поражен, зрение, слух, все чувства. Эти покрытия, эти оболочки препятствуют нам наслаждаться естественной сладостью в сознании Кришны. Но лекарство состоит в том, чтобы продолжать совершать служение, общаться с преданными. Рупа Госвами, Джива Госвами это нам советуют: «Продолжайте призывать имя Кришны!» Лекарство от желтухи состоит в том, чтобы продолжать принимать сладкое каждый день, и постепенно способность ощущать сладкий вкус к тебе вернется. И когда ты начнешь этот сладкий вкус чувствовать, ты поймешь, что находишься на пути к исцелению.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Нама Рупа Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] А̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇, тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д / бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харих̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇, са̄дхайам̇ тат-прӣтим эвети упадеш́айати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣ — «Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях: (1) Хари — высшая абсолютная истина; (2) Он всемогущ; (3) Он источник сладости всех видов взаимоотношений; (4) живые существа — Его отделенные неотъемлемые частицы; (5) одни живые существа порабощены майей; (6) другие живые существа свободны от влияния майи; (7) все мироздание одновременно едино с Ним и отлично от Него; (8) шуддха-бхакти — единственный способ обрести любовь к Богу; (9) цель жизни — обрести любовь к Богу. Этому учил сам Гаурачандра» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даша-мула-таттва»).

[2] «Только имя Хари, имя Хари, имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).

[3] «О Господь, чей пупок прекрасен как цветок лотоса, величайшие и мудрейшие из йогов хранят в сердце Твои лотосоподобные стопы и непрестанно их созерцают. Ты единственный приют и спасение для душ, павших в колодец материальной жизни. Пусть же Твои святые лотосоподобные стопы милостиво озарят наши сердца, поглощенные заботами о доме и семье» («Шримад-Бхагаватам», 10.82.48; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 1.81; 13.136) и «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» (8.26)).

[4] Это пранама-мантра Панча-таттвы: «Я предлагаю свои поклоны Господу Гаурачандре, окруженному всеми Его спутниками, волоски на всем Его теле встали дыбом от экстаза и насмехаются над красотой цветущих цветов кадамбы. Он поднимает Свои руки и, когда танцует и поет, неоднократно громко кричит: „Хари! Хари!“, проливая на землю потоки слез».

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих в лекции, которую он дал в Италии в сентябре 2000 года.

[5] Йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-, дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ / йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи, тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄ну-бхуво диш́е ’пи.

Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж так комментирует эту шлоку: «Однажды легкий ветерок коснулся одежд Шримати Радхарани и устремился дальше, к Кришне. Почувствовав дуновение ветерка, Кришна возликовал: „О, какая удача, до Меня донесся ветерок, что коснулся одежд Радхарани!“ Знатоки писаний, йоги-затворники, великие священнослужители пытаются любыми способами снискать милость Кришны, но сам Кришна почитает за счастье быть обласканным ветерком, который пролетел мимо Шримати Радхарани и едва коснулся Ее платья. Насколько Она чиста, если сам Господь чувствует Себя счастливым при одной мысли о Ней! Ее преданность и верность настолько непорочны, что сам Всевышний, Бхагаван Шри Кришна, восклицает: „Мне не о чем больше мечтать, если на свете есть Шри Радхика, и иногда ветерок, коснувшийся Ее стоп, долетает до Меня“».

[6] Суреш́а̄на̄м̇ дургам̇ гатир атиш́айенопаниш̣ада̄м̇, мунӣна̄м̇ сарва-свам̇ пран̣ата-пат̣алӣна̄м̇ мадхурима̄ / винирйа̄сах̣ премн̣о никхила-паш́у-па̄ла̄мбуджа-др̣ш́а̄м̇, са чаитанйах̣ ким̇ ме пунар апи др̣ш́ор йа̄сйати падам — «Шри Чайтанья Махапрабху — покровитель богов, высшая цель Упанишад, конечная цель поисков великих мудрецов, прибежище для Его преданных и сердце любви лотосооких гопи. Когда же Он вновь предстанет перед моим взором?» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Чайтаньяштакам», 2).

[7] «Но лучший из йогов тот, кто предался Мне и непрестанно помнит обо Мне. Исполненный веры в наставления богооткровенных писаний, он служит Мне с любовью» (Бхагавад-гита, 6.47).

[8] «Я буду вечно петь славу Господу Гауранге — Всевышнему, Господу Шри Хари, принявшему сердце и облекшемуся в сияние Радхики, низошедшему на Землю в облике святого наставника. В священной обители Шри Навадвипа-дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).

[9] Са̄н̇кетйам̇ па̄риха̄сйам̇ ва̄, стобхам̇ хеланам эва ва̄ / ваикун̣т̣ха-на̄ма-грахан̣ам, аш́еш̣а̄гха-харам̇ видух̣ — «Тот, кто воспевает святое имя Господа, немедленно освобождается от последствий бесчисленных грехов, даже если он воспевает косвенно (подразумевая что-то другое), шутливо, для музыкального увеселения или даже пренебрежительно. Все образованные знатоки писаний принимают это» («Шримад-Бхагаватам», 6.2.14).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования