«Культура веры». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 12

BP_sj_v12

 (текст с музыкой)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.7 МБ)

(только текст)

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.6 МБ)

Бхакти Судхир Госвами

Культура веры

 

Вначале нужно определить, что есть вера. И нам дается такое определение: «Шраддха означает уверенность, твердую веру, что все исполнится, что все невозможное станет возможным через служение Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62)[1].

Оно означает: если я посвящаю себя вере во что-то одно, то этим я достигну всего, ничто не останется в стороне. И мне не хочется подходить к этому легкомысленно. Итак, существует нечто одно, на что я могу направить все свои усилия и энергию. Моя цель, моя вера, казалось бы, исключает все иное, но в то же самое время отвечает всем моим потребностям. Вера в то, что такое возможно, и есть начало веры.

Чтобы мы могли лучше это понять, нам даются примеры в виде метафор и аналогий. Например, говорится, что когда мы поливаем корни дерева, через ствол водой насыщаются ветви, листья — все, что растет на дереве. С объективной точки зрения можно спросить: «Почему вы не поливаете водой листья? Они нуждаются в воде. Листья, почки, будущие плоды — вы лишаете их воды, если поливаете лишь корни».

Иногда тех, кто полностью посвятил себя культивированию веры, обвиняют в изоляции от общества, социальной апатии. Это неверный, поверхностный взгляд. Когда вы льете воду на корни, все части дерева получают питание, вы заботитесь обо всем дереве. В действительности это означает, что фокус внимания перемещается на абсолютный центр.

Но нужно также учитывать свою способность верить. Она очень мала. И если мы попытаемся использовать разум или знания для усиления веры, это не приведет к успеху, поскольку наши знания основаны на ограниченном опыте ограниченного мира. Они не могут понять Безграничное и Бесконечное.

Как в Греции есть басни Эзопа, в Индии есть «Нарада-панчаратра». В одной из песен «Нарада-панчаратры» рассказывается о маленьком лягушонке, который жил с матерью в пруду. Однажды, когда мать отправилась по своим лягушачьим делам, к пруду пришел утолить жажду огромный слон. Лягушонок был поражен — ему никогда не приходилось видеть существа такой величины и мощи. Слон ушел, и вскоре вернулась мать лягушонка. «Мамочка, ты не поверишь, какого великана я видел!» — воскликнул лягушонок. Она раздула живот: «Вот такого?» — «Нет-нет, больше». Она еще больше раздула живот: «Такого?» — «Куда там! Еще больше!» Она еще больше надулась и… пффф!.. — лопнула. О чем этот пример? О попытках ума, интеллекта постичь Безграничное.

В Бхагавад-гите Кришна являет Арджуне Свою вират-рупу — гигантский, вселенский по величине и многообразию образ. И Арджуна, наделенный способностью видеть, воспринимать этот образ, ошеломлен: перед ним бесчисленные формы, бесчисленные вселенные, все живые существа, когда-либо существовавшие в творении. Но Кришна говорит: «Дай знать, когда тебе будет достаточно. Потому что то, что тебе кажется безграничным, для Меня пустяк, ничто».

Иногда говорится, что Он возлежит на Ананташеше — ложе Безграничного, воплощении Безграничного, Анантадеве. То есть, иными словами, Безграничное лежит, используя Безграничное же как ложе. Что мы способны понять? Наша надежда — в воспитании веры в Безграничное. Ограниченное не может познать Безграничное. Но ограниченное подразумевает, что Безграничное может сделать Себя познаваемым для ограниченного безграничными способами. И, к счастью для нас, это превосходит все наши относительные несовершенства, так как в конечном счете речь идет о сердце. Разум говорит «нет», а сердце говорит «да». Мы имеем в виду не имперсональное Безграничное, а Безграничное как высшего Господа, к Которому тянется наше сердце; способность сердца любить Его.

Об этом говорит Гита во время знаменитой битвы на Курукшетре. До начала битвы были предприняты попытки достичь дипломатического соглашения. Кришна Сам пытался повлиять на дипломатическое разрешение ситуации, поскольку Арджуна отказался от всех военных средств, сказав: «Я хочу только одного — Кришну в качестве моего колесничего». В довершение всего Кришна сказал: «Я не буду сражаться. Я не буду брать в руки оружие, Я просто буду колесничим».

Как примечание можно добавить: безграничный Высший Господь, управляющий вашей колесницей, — хороший выбор.

 


[1] ‘Ш́раддха̄’-ш́абде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа / кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа.

 

← «Космический софт | Сон во сне». Фрагмент лекции Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа из цикла «Просто о трансцендентном» ·• Архив новостей •· «Учение о расах в рамананда-самваде». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 3 мая 1982 года. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования