«Тело — биологическое выражение заблуждений души» (на русском и английском языках). Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 2

02

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.7 МБ)

Бхакти Судхир Госвами

Тело — биологическое выражение заблуждений души

Философия с научной основой

 

Душа (élan vital — «жизненный порыв») ищет счастья, исполненности желаний. В этом поиске она воплощается в различных телах и формах жизни до тех пор, пока не достигнет рождения в человеческом теле. Если рассмотреть разнообразие форм жизни, мы обнаружим постепенное развитие сознания, эволюцию ощущений, представлений и выражения свободной воли. Что же движет эволюцией? Сознание. Все проистекает из сознания. Восприятие обстоятельств жизни и самого тела возможно благодаря сознанию.

Понять это поможет пример с отражением луны на поверхности водоема. Когда вода покрывается рябью, отражение дрожит и колеблется вместе с волнами. Сама же луна неизменно и неподвижно сияет в небе. Так и душа сияет из своего духовного местоположения (находящегося за пределами времени и пространства), отражаясь сквозь искаженное материей сознание в колеблющихся обстоятельствах телесного существования. Тело — это биологическое выражение заблуждений души. Самовыражение, основанное на неверном представлении о себе, от тонкого к грубому, слой за слоем: эго, разума, ума и чувств, — порождает тело. Сама же душа — это тонкий, обладающий сознанием наблюдатель, который освещает и оживляет сознанием материальные оболочки тела, переживая опыт телесного существования.

Человеческая жизнь предоставляет оптимальные условия для проявления свободной воли. Но эта свобода может быть ограничена следствиями прошлых поступков — сделанных ранее выборов. Почему мы вынуждены против своей воли переживать какой-либо опыт? Ответ один: карма, закон причин и следствий.

Наука утверждает: каждое действие вызывает равное по силе противодействие. Звучит просто — но как же сложен закон кармы в действии! Особенно если принять во внимание, что он учитывает не только поступки, но и слова. Тогда и без того сложный узор причинно-следственных связей покажется неразрешимой путаницей. Отчаявшись хоть что-то уразуметь, даже человек верующий может воскликнуть: «Но почему же Бог допускает такое?» Напротив, как Он может не допустить, ведь иначе Он нарушил бы свободу нашего волеизъявления. Несомненно, у Бога (Безграничного Существа) есть дела поинтереснее, чем причинять ненужные страдания Своим неразумным чадам (ограниченным созданиям).

Кто-то пытается уравновесить неправедные поступки благими делами, исполнением долга или с помощью научных технологий. Весьма вероятно, что на время это оттянет расплату, но в конечном итоге все равно окажется бесполезным. Действие кармических законов не так-то просто предугадать и предотвратить.

Прошлые поступки сравниваются с семенами, из которых одни еще дремлют, другие только наклюнулись, третьи прорастают, четвертые уже приносят плоды. При этом мы, пользуясь предоставленной свободой воли, совершаем новые действия, создавая будущие кармические последствия. Все это невероятно сложно. И то, что мы зачастую не можем увязать последствия с поступками, совершенными в этой жизни, неудивительно — кармические связи не ограничиваются одной жизнью.

Все это означает, что мы рождаемся в неслучайных обстоятельствах — они созданы нашими же поступками в прошлом. В результате использования свободной воли мы сами порождаем обстоятельства (как индивидуально, так и коллективно). Не признавать этого в некотором смысле означает отказывать кому-либо в индивидуальности.

Что касается детей, родственников и т. д. — до некоторой степени мы разделяем их кармическую судьбу, однако не можем быть полностью ответственны за обстоятельства их жизни. Если принять во внимание все факторы, то это попросту невозможно. И своим разросшимся чувством личной ответственности мы можем даже непреднамеренно обесценить их чувство собственной индивидуальности.

Если с человеком случилось несчастье, он оказался в беде, значит ли это, что он плохой? Конечно же, нет. Он может быть самым замечательным из всех, кого мы знаем, но не нужно забывать, что его терзают кармические реакции. Естественно удивиться: «Почему?» Есть даже такая книга «Почему с хорошими людьми случаются плохие вещи?» Ответ в одном слове — карма. Более исчерпывающего ответа быть не может. В нем глубокая философия, стоящая на прочном научном фундаменте (и потому здравая).

Жизнь неотделима от страданий. Так или иначе, все страдают. Какими бы разными ни были страдания, муки рождения, болезней, старости и смерти суждено испытать всем. И все же, мы хотим счастья, хотя бы в том минимуме, который понимаем под словами «нормальная жизнь». Мы против того, чтобы люди чрезмерно или незаслуженно страдали, однако ничего не можем с этим поделать. Признать это не значит покорно отступить в фатализм (отказаться от исполнения долга, ответственности, работы по самосовершенствованию); все, что нужно — лишь научиться не привязываться к результатам своей деятельности, не зависеть от них и не добиваться любой ценой. В конце концов, этот мир создан не для того, чтобы доставлять нам удовольствие. Верить в обратное было бы заблуждением; такое ожидание обернется разочарованием и крушением надежд.

Шрила Шридхар Махарадж однажды сказал: «Подозрительность и сомнения — худшие враги. Можно находиться в шаге от истины и обмануться собственной подозрительностью — следствием прошлой кармы… Из-за своей кармы мы попадаем в те или иные обстоятельства, но это не мешает главному — духовной жизни. Ее можно и нужно начинать с любого места, где бы мы ни оказались; необходимо преодолеть все самскары1, что держат наш ум в футляре предубеждений и недоверия».

Даже в капкане кармических обстоятельств у нас всегда есть надежда на спасение — Веды говорят, что человеческая жизнь — это уникальная возможность получить свободу (освобождение) из мира смерти. Первое, что нужно сделать — отвести свое внимание от бесконечно отвлекающего мирского соблазна, который отнимает у души ее богатство — веру в перспективу жизни в тонком мире веры. Вечному никогда не найти счастья во временном. Как солнечные лучи берут начало в солнце, так и душа берет начало в Высшем Существе, Солнце сознания — Источнике всех существ.

Шрила Шридхар Махарадж цитировал «Шримад-Бхагаватам»: «Шри Шукадев Госвами сказал великим мудрецам, пришедшим к Махараджу Парикшиту: „Этот иллюзорный мир полон разнообразия и движения; выше него — Брахман — безличный, однородный план Абсолюта. Но по другую сторону Брахмана опять многоликий и красочный мир. Тот Брахман — не высший уровень бытия, над ним простирается обитель адхокшаджа (недоступная чувствам). Там мы найдем кришна-лилу, надмирные божественные деяния. Вы знаете, что земные соблазны не имеют надо мной власти. Но мой ум был пленен красотой той высшей лилы, о ней я хочу вам поведать“».

 

 

Bhakti Sudhir Goswami

The Body
Biological Expression of the Soul’s Illusion

Philosophy with a scientific basis

 

The soul (élan vital) is in search of fulfillment, wandering throughout existence from one form of life to another until it at last evolves to the human level. Observing the various life forms we detect a gradual evolution of awareness, an unfolding of conscious development (and expression of will). What is the basis of all of this? Consciousness. Everything springs out of consciousness. The perception of circumstance (existence) and the body itself — is enabled by consciousness.

An analogy that may provide insight: the reflection of the moon upon a pool of water appears to quiver with the ripples of the water. But actually it is only shining, reflecting upon the water, it is fixed, unmoved, unaffected. The soul from its spiritual location (transcending time, space) is shining, reflecting through modified consciousness upon the bodily circumstance. The body is the biological expression of the soul’s illusion: self-expression (based upon misconception — misperceived self), from subtle to gross, layer upon layer of ego, intellect, mind, and senses — generates the body. The soul is the subtle, illuminating (animating), conscious observer experiencing the body and its circumstance.

Free will is operating at an optimum in human life. But there are limitations (based upon past use of free will — previous choices). Why are we forced (bound) to experience things against our will? Karma: action and reaction. Science says, “For every action there is an equal an opposite reaction.” Sounds simple (axiomatic) but the implications are complex. Especially if we consider how we are acting and reacting to and with others. Then it becomes intricate, with many interrelated elements, factors, and difficult to comprehend (sometimes to the point of utter perplexity). In the bewilderment of frustration even theists express resentment, “How can God allow this!” Rather, how can He not (if He does not interfere with free will). Certainly God (the Infinite) must have better things to do that to inflict senseless suffering upon his extended family (the finite)?

Trying to counteract anticipated reactions by “being good,” “doing what’s right,” or through education, science (technology) may buffer or inure one temporarily but ultimately prove futile. What is unfolding is not so obvious and easy to identify. There are karmic seeds (reactions) in different stages of germination (development). Some are sprouted; some nearing maturity and some are bearing fruit (activated). At the same time, as human beings, we are making new choices thereby creating and complicating future reactions. It is incredibly complex. That we do not readily perceive any causal connection from our actions in this life is understandable — it may not be limited to this life.

That means that we are born into accommodating circumstances, generated as reactions to past actions. As the result of the exercise of free will we engender circumstance (individually — collectively). To disallow that, is in a sense, to deny someone’s personhood (individuality). As for children, relatives etc. we share a certain degree of karmic destiny but cannot be solely responsible for their circumstances. All factors taken into consideration that is simply not possible (realistic). And by an overarching sense of our personal responsibility we may even unintentionally devalue their sense of self.

If someone is in an unfortunate condition or circumstance does that mean then that they are by inference a “bad person?” Certainly not. They may be the most wonderful person we know, but it cannot be denied that they are under the throes of karmic reaction. And it is only natural to wonder, “Why?” There was a book titled, “Why do bad things happen to good people?” The answer in a word — karma. All things considered, this may be the only answer that even comes close to making sense. It is philosophy with a scientific basis (therefore tenable).

Life has unavoidable suffering. We are all suffering in varying degrees. Four things in particular are inescapable: birth, death, aging, and disease. Still, we want everyone to enjoy a basic circumstance we might call “normal life.” We do not like to see anyone suffer unnecessarily or excessively — but sometimes it is beyond our control. We do not mean to suggest a passive retreat into fatalism (abandoning duty, responsibilities or doing nothing to improve conditions or ourselves) but we must become detached from the results (having things our way). Ultimately, all things are not meant to please us. It is not a realistic expectation and will end in disappointment and frustration.

Srila Sridhar Maharaja once said, “Suspicion and hesitation are the worst enemies. We may be near to the truth, but because of our previous karma, our suspicious nature deceives us…. According to the result of our karma we shall be placed in a particular environment, and we must start our spiritual life from wherever we are placed; we must begin our work of conquering all those samskaras2 that comprise the mental encasement we are living in.”

As opposed to being helplessly trapped by karmic circumstance the Vedas inform us that human life is the opportunity to get free (liberation) from the world of death. The beginning is to redirect our focus away from the endless diversions of mundane seduction that rob the soul of its wealth — belief of a life of prospect in the subtle domain of faith. It is not possible for the eternal to find fulfillment in the temporal. As a sunray’s home is in the sun, the radiant soul’s home is in the domain of the conscious sun, the Supreme Being from whom it has emanated.

Srila Sridhar Maharaja: “Sri Sukadeva Goswami explained to Maharaja Pariksit and all the topmost assembled sages, ‘This illusory world is full of variety and movement, and above it is the Brahman, the non-differentiated plane of the Absolute. But on the other side, there is again a differentiated and specified world, the adhoksaja world (beyond sense perception). This Brahman is not the ultimate existence, but crossing Brahman, on the other side, there is an adhoksaja world. There, we find Krishna-Lila, which is not a thing of this mundane world. You all know I have no charm for this world whatsoever. And my mind was attracted by the charm of that higher Lila. Today I shall speak to you all about Lila (divine pastimes).’”

 


1 Самскара описывается как сохранившиеся в памяти впечатления, ментальные образы или воспоминания о действиях, совершенных в предыдущей форме существования.

2 Samskara is defined as: the faculty of memory, mental impression or recollection, impression on the mind of acts done in a former state of existence.

← «Vrindavan Deity Installation» (English and Spanish). Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj. November 26, 1999. Vrindavan Dham ·• Архив новостей •· «Шри Бхугарбха Госвами» (на русском и английском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования