«Удивительные спутники Кришны» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Религия сердца»


Russian

 

Мадхура-раса.
Игры Шримати Радхарани

В последней шлоке «Дамодараштакам» автор упоминает мадхура-расу, взаимоотношения Кришны с возлюбленными. Он говорит: намо ра̄дхика̄йаи твадӣйа-прийа̄йаи, намо ’нанта-лӣла̄йа дева̄йа тубхйам — «Мне нечего больше сказать. Я лишь склоняюсь перед Радхарани и Всевышним. Я неспособен что-либо сказать о трансцендентных играх, которые Ты являешь в материальном мире в обществе Своих божественных спутников. Твои игры безграничны, у них нет начала и конца».

Здесь автор также указывает на славу Шримати Радхарани: «Я больше не в силах сказать что-либо об играх Радхарани. Они безначальны и совершаются двадцать четыре часа в сутки в обществе Кришны — Ее Господа, Ее прана-валлабхи, Ее жизни и души. Радхарани для Кришны ближе и дороже всех». 

Другие примеры
мадхура-расы

В этом стихе кратко описано служение Радхарани. Шрила Баладев Видьябхушан написал другую прекрасную шлоку:

говинда̄бхидхам индира̄ш́рита-падам̇ хастастха-ратна̄диват
таттвам̇ таттвавид-уттамау кш̣ити-тале йау дарш́айа̄н̃ чакрату

Он говорит: «Держа драгоценный камень на ладони, можно показать его грани, поворачивая его. Рупа и Санатана Госвами явили разные грани бриллианта по имени Говинда, которому всегда служит богиня удачи. Они показали миру высшую реальность, Говинду, словно драгоценный камень на ладонях» («Шри Гуру и его милость»).

Только Радхарани способна совершать такое служение. Рупа и Санатана Госвами также могут совершать его, но без милости Радхарани на это не способен никто. Невозможно найти другой пример такого исключительного служения. Она является примером для всех.

Слабый отблеск света подобных драгоценности игр Радхи и Кришны приходит в этот мир через Джаядева Госвами, Чандидаса, Рамананду Рая, Рупу Госвами и других Госвами, и мы можем понять что-то об этом.

Мы не в состоянии постичь игры Кришны и Его отношения с преданными в мадхура-расе во Вриндаван Дхаме. Существуют три группы враджа-гопи: юные, взрослые и замужние, а также тайные возлюбленные. В нашем нынешнем положении мы не способны постичь природу этих игр. Джаядев Госвами написал много шлок об играх Радхарани, которые относятся к служению юных девушек, и лучше воздержаться от попыток их объяснить. 

Любовь и нежность —
закон Вриндавана

Другой пример мадхура-расы с враджа-гопи можно найти в стихе, составленном Прабодханандой Сарасвати. Здесь Кришна говорит: «Когда Радхарани проходит мимо Меня, и Я чувствую легкое дуновение, созданное Ее одеждами, Я думаю: „Какая удача! Какое счастье!“»

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланотха-
дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртхама̄нӣ
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано 
пи
тасйа̄х̣ намо 
сту вр̣шабха̄нубхуводиш́е пи

Прабодхананда Сарасвати написал эту замечательную шлоку. Смысл ее таков: «Я кланяюсь той стороне, где живет Радхарани, — будь то восток или запад, — я кланяюсь тому направлению. Я кланяюсь не Ее лотосоподобным стопам или Ее дому, а только стороне света, где находится дом Ее отца». Когда Кришна ощущает легкое дуновение, созданное одеждами Радхарани, Он чувствует великое счастье.

Каждый день по просьбе мамы Яшоды во Вриндаване Радхарани угощала враджа-балак, пастушков. Радхарани готовила одно блюдо и для Кришны, потому что Дурваса Муни милостиво пообещал Ей, что любой, для кого Она будет готовить еду, проживет долгую жизнь:

дурва̄са̄ра т̣ха̄н̃и те̐хо па̄н̃а̄чхена вара
амр̣та ха-ите па̄ка та̄̐ра адхика мадхура

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.116)1

Мама Яшода знала это, поэтому каждый день просила Джатилу и Кутилу прислать их невестку, чтобы она приготовила сабджи для Кришны. Когда Радхарани подавала его Кришне, дуновение, создаваемое Ее одеждой, касалось Кришны, и Он думал: «О, как Мне повезло! Я так счастлив». Ощущая это дуновение, Кришна чувствует Себя благословленным. Он хочет снова и снова испытать это чувство. Он целиком охвачен этим переживанием. Такие чувства испытывает Кришна, и можно только представить, насколько Кришна должен быть счастлив близким общением с Ней. Такова мадхура-раса.

Игры Кришны, Радхарани и Их спутников происходят во Вриндаван Дхаме. Они проходят двадцать четыре часа в сутки на Говардхане, Радха-кунде, Шьяма-кунде, Манаса-ганге, Ямуне и в доме Радхарани. Игры происходят повсюду во Вриндаван Дхаме. Нараяна не может ощутить вкус этих игр. Они не соответствуют Его настроению. Если бы Он узнал вкус этих игр, он показался бы Ему горьким. Нараяна живет в сфере правил и предписаний. Он — воплощение закона. Единственный закон Вриндаван Дхамы — любовь и нежность, или кришна-према.

(перейти к первой части)

(продолжение следует)

 


1 «Шримати Радхарани получила от Дурвасы Муни благословение: какое бы блюдо она ни приготовила, его вкус станет сладостнее нектара. Такова особенность кушаний, приготовленных Ею».




←  Фотоотчёт киевской ятры. 12, 13 февраля 2011 года ·• Архив новостей •· «Авадхута: детские игры Нитьянанды». Электронная книга для не-взрослых  →
Russian

 

Мадхура-раса.
Игры Шримати Радхарани

В последней шлоке «Дамодараштакам» автор упоминает мадхура-расу, взаимоотношения Кришны с возлюбленными. Он говорит: намо ра̄дхика̄йаи твадӣйа-прийа̄йаи, намо ’нанта-лӣла̄йа дева̄йа тубхйам – «Мне нечего больше сказать. Я лишь склоняюсь перед Радхарани и Всевышним. Я неспособен что-либо сказать о трансцендентных играх, которые Ты являешь в материальном мире в обществе Своих божественных спутников. Твои игры безграничны, у них нет начала и конца».

Здесь автор также указывает на славу Шримати Радхарани: «Я больше не в силах сказать что-либо об играх Радхарани. Они безначальны и совершаются двадцать четыре часа в сутки в обществе Кришны – Ее Господа, Ее прана-валлабхи, Ее жизни и души. Радхарани для Кришны ближе и дороже всех». 

Другие примеры
мадхура-расы

В этом стихе кратко описано служение Радхарани. Шрила Баладев Видьябхушан написал другую прекрасную шлоку:

говинда̄бхидхам индира̄ш́рита-падам̇ хастастха-ратна̄диват
таттвам̇ таттвавид-уттамау кш̣ити-тале йау дарш́айа̄н̃ чакрату

Он говорит: «Держа драгоценный камень на ладони, можно показать его грани, поворачивая его. Рупа и Санатана Госвами явили разные грани бриллианта по имени Говинда, которому всегда служит богиня удачи. Они показали миру высшую реальность, Говинду, словно драгоценный камень на ладонях» («Шри Гуру и его милость»).

Только Радхарани способна совершать такое служение. Рупа и Санатана Госвами также могут совершать его, но без милости Радхарани на это не способен никто. Невозможно найти другой пример такого исключительного служения. Она является примером для всех.

Слабый отблеск света подобных драгоценности игр Радхи и Кришны приходит в этот мир через Джаядева Госвами, Чандидаса, Рамананду Рая, Рупу Госвами и других Госвами, и мы можем понять что-то об этом.

Мы не в состоянии постичь игры Кришны и Его отношения с преданными в мадхура-расе во Вриндаван Дхаме. Существуют три группы враджа-гопи: юные, взрослые и замужние, а также тайные возлюбленные. В нашем нынешнем положении мы не способны постичь природу этих игр. Джаядев Госвами написал много шлок об играх Радхарани, которые относятся к служению юных девушек, и лучше воздержаться от попыток их объяснить. 

Любовь и нежность –
закон Вриндавана

Другой пример мадхура-расы с враджа-гопи можно найти в стихе, составленном Прабодханандой Сарасвати. Здесь Кришна говорит: «Когда Радхарани проходит мимо Меня, и Я чувствую легкое дуновение, созданное Ее одеждами, Я думаю: „Какая удача! Какое счастье!“»

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланотха-
дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртхама̄нӣ
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано 
пи
тасйа̄х̣ намо 
сту вр̣шабха̄нубхуводиш́е пи

Прабодхананда Сарасвати написал эту замечательную шлоку. Смысл ее таков: «Я кланяюсь той стороне, где живет Радхарани, – будь то восток или запад, – я кланяюсь тому направлению. Я кланяюсь не Ее лотосоподобным стопам или Ее дому, а только стороне света, где находится дом Ее отца». Когда Кришна ощущает легкое дуновение, созданное одеждами Радхарани, Он чувствует великое счастье.

Каждый день по просьбе мамы Яшоды во Вриндаване Радхарани угощала враджа-балак, пастушков. Радхарани готовила одно блюдо и для Кришны, потому что Дурваса Муни милостиво пообещал Ей, что любой, для кого Она будет готовить еду, проживет долгую жизнь:

дурва̄са̄ра т̣ха̄н̃и те̐хо па̄н̃а̄чхена вара
амр̣та ха-ите па̄ка та̄̐ра адхика мадхура

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.116)1

Мама Яшода знала это, поэтому каждый день просила Джатилу и Кутилу прислать их невестку, чтобы она приготовила сабджи для Кришны. Когда Радхарани подавала его Кришне, дуновение, создаваемое Ее одеждой, касалось Кришны, и Он думал: «О, как Мне повезло! Я так счастлив». Ощущая это дуновение, Кришна чувствует Себя благословленным. Он хочет снова и снова испытать это чувство. Он целиком охвачен этим переживанием. Такие чувства испытывает Кришна, и можно только представить, насколько Кришна должен быть счастлив близким общением с Ней. Такова мадхура-раса.

Игры Кришны, Радхарани и Их спутников происходят во Вриндаван Дхаме. Они проходят двадцать четыре часа в сутки на Говардхане, Радха-кунде, Шьяма-кунде, Манаса-ганге, Ямуне и в доме Радхарани. Игры происходят повсюду во Вриндаван Дхаме. Нараяна не может ощутить вкус этих игр. Они не соответствуют Его настроению. Если бы Он узнал вкус этих игр, он показался бы Ему горьким. Нараяна живет в сфере правил и предписаний. Он – воплощение закона. Единственный закон Вриндаван Дхамы – любовь и нежность, или кришна-према.

(перейти к первой части)

(продолжение следует)

 


1 «Шримати Радхарани получила от Дурвасы Муни благословение: какое бы блюдо она ни приготовила, его вкус станет сладостнее нектара. Такова особенность кушаний, приготовленных Ею».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования