«Удивительные спутники Кришны» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Религия сердца»
атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣
«Увлеченный играми супружеской любви, Он всегда окружен близкими преданными, которые испытывают бесконечную любовь к Нему».
Окружение Кришны — верные спутники, которые всегда служат Ему с неописуемой любовью и нежностью — вот, по словам Шрилы Рупы Госвами, еще одно особое качество Кришны. Все Враджа-васи и спутники Кришны во Вриндаван Дхаме двадцать четыре часа в сутки радуют сердце Кришны изумительным служением, верой и любовью. Таких привлекательных качеств нет ни у Нараяны, ни у других воплощений Господа. Поэтому они не вызывают такой самозабвенной и всепоглощающей любви, как Шри Шри Радха-Кришна во Вриндаване.
Пять видов взаимоотношений
Во Вриндаван Дхаме Кришне всегда служат Его преданные, связанные с Ним одним из пяти видов взаимоотношений. Это шанта-раса, дасья-раса, сакхья-раса, ватсалья-раса и мадхура-раса.
В сакхья-расе друзья Кришны всегда стараются доставить радость Его сердцу, служа Ему таким образом, словно они с Ним на равных. Когда они пробуют что-то вкусное, они тут же отдают это Кришне, несмотря на то, что попробовали это сами: «Кришна, это очень вкусное яблоко, попробуй его. А это очень вкусный сандеш. Вот чудесное манго, возьми!» Или они говорят: «Есть замечательная игра. Давай поиграем». Они играют с Кришной и чувствуют себя почти равными Ему.
В Говардхан-дхара-лиле Кришна поднял холм Говардхан и держал его семь дней. Все Враджа-васи взяли палки, чтобы помочь Ему. Они думали: «Кришна поднял рукой весь Говардхан. Хотя Он очень силен, мы все равно должны помочь Ему».
Служение родителей:
ватсалья-раса
Каждый слышал, как родители Кришны — Нанда Махарадж, Яшодамайи и Рохини — самозабвенно служат Ему. Пример этого ревностного служения описан в шлоках «Шри Дамодараштакам» (2):
рудантам̇ мухур нетра-йугмам̇ мр̣джантам̇,
кара̄мбходжа-йугмена са̄тан̇ка-нетрам
мухух̣ ш́ва̄са-кампа-трирекха̄н̇ка-кан̣т̣ха-,
стхита-граива да̄модарам̇ бхакти-баддхам1
Игры Кришны, описанные в этой шлоке, чудесны: мама Яшода в гневе бежит за Кришной, желая наказать Его за озорство. Кришна, оглядываясь, убегает, а потом уже ничего не видит из-за того, что Его глаза полны слез. Он очень боится, рудантам мухур нетра-югмам мриджантам. Он запыхался и устал. Ему очень тяжело, мухух шваса-кампа-трирекханка-кантха.
Вы не увидите ничего подобного в играх Нараяны. Кришна — сат-чид-ананда виграха, Верховная Личность Бога, и это ярко описано в других шлоках «Шри Дамодараштакам». Последний стих особенно хорош:
намас те ’сту да̄мне спхурад-дӣпти-дха̄мне,
твадӣйодара̄йа̄тха виш́васйа дха̄мне
намо ра̄дхика̄йаи твадӣйа-прийа̄йаи,
намо ’нанта-лӣла̄йа дева̄йа тубхйам2
Мама Яшода желает связать Кришну веревкой. Эта веревка излучает сияние, и автор говорит: «Я кланяюсь этой веревке», намас те ’сту да̄мне спхурад-дӣпти-дха̄мне. Кого связала мама Яшода? Она связала веревкой Творца всего мироздания. Мама Яшода обвязала живот Кришны, в котором покоится вся вселенная, веревкой! Таковы игры ватсалья-расы, происходящие во Вриндаван Дхаме.
1↑ «Видя розгу в руке Своей матери, Он плачет и утирает слезы ладошками. Его глаза полны страха. От рыданий подрагивает жемчужное ожерелье на Его шее, украшенной, подобно раковине, тремя линиями. Этому Верховному Господу, Шри Дамодаре, чей живот обвязан не веревками, а чистой любовью Его матери, я кланяюсь в глубоком смирении».
2↑ «О Господь Дамодара, я смиренно склоняюсь перед ослепительно сияющей веревкой, обвязывающей Твой живот, в котором покоится вся вселенная. Я кланяюсь Той, кого Ты любишь больше всех — Шримати Радхарани, — и Тебе, Верховному Господу, являющему Свои нескончаемые игры».
← «Человеческое сознание». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 20 апреля 2003 года. Тольятти | ·• Архив новостей •· | Харинама в Юрмале. Нама-хатта в Риге. 6 февраля 2011 года → |