«Божества. Служение Богу. Личность Бога. Отношения с Богом». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 4 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 155.21M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Божества. Служение Богу. Личность Бога. Отношения с Богом

(4 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Шрила Госвами Махарадж. Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж, ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, ки джай!

Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, ки джай!

Шри Гирирадж-Говардхан, ки джай!

Шри Гопалджиу, ки джай!

Шри Рупануга Гуру-варга, ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур, ки джай!

Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхар, Шривасади, Гаура-бхакта-вринда, ки джай!

Шри Шри Радха-Кришна, Гопа-Гопинатх, Шьяма-кунда, Радха-кунда, Гири-Говардхан, ки джай!

Вриндаван Дхама, ки джай!

Навадвипа Дхама, ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх, ки джай!

Ганга Деви, Ямуна Деви, Бхакти Деви, Туласи Деви, ки джай!

Ом Вишнупад Вишваваренья Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ки джай!

Джай Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж, ки джай!

Джай Шриман Виджай Раман Прабху, ки джай!

Сева-вринда, ки джай!

Самавета бхакта-вринда, ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Шачи Сута Прабху. Джай Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, ки джай!

#00:01:46#

Шрила Госвами Махарадж. Есть ли у кого-нибудь вопросы?

Шриман Виджай Раман Прабху. Молодой человек у нас пришел новый. Он очень хотел попасть…

Слушатель. Я уже был в Москве на лекции.

Шриман Виджай Раман Прабху. У Госвами Махараджа?

#00:02:05#

Шрила Госвами Махарадж. Харе Кришна. Итак. Есть ли вопросы?

Слушатель. Я хочу послушать.

#00:02:05#

Шрила Госвами Махарадж. Может быть, у кого-нибудь еще есть вопросы?

Реплика из зала. Позже можно задать вопрос?

Шрила Госвами Махарадж. Конечно, можно позже.

#00:02:39#

Притху Прабху. Вопрос о изображении [божеств]. Говорится, что существуют разного типа изображения божеств. Есть божества, сделанные, явленные из металла, из камня. Говорится, что также есть [божества, явленные] из ума. Как это понимать? Это первое. Интересует также изображение, которое изображено на бумаге. Не всякое изображение мы поставим на алтарь, но бывает, если такое изображение [на бумаге] упадет на пол, его поднимают и прикладывают к голове. Вообще, как правильно относиться к изображениям божеств? Есть ли вообще какой-то стандарт иконографики, так сказать? Например, некоторые наши святые в парампаре, понятно, что они не сфотографированы, а нарисованы. Кто определяет стандарт?

#00:05:14#

Шрила Госвами Махарадж. Когда мы соприкасаемся с божествами, с тем, что называется арча-виграха, нам следует всегда помнить о том, что только Кришна может явить Себя и, как следствие, Его могут явить Его преданные.

#00:05:39#

…парибха̄вита-хр̣т-сароджа…[1]

В «Чайтанья-чаритамрите» есть стих, где упомянуто, что Господь нисходит по просьбе Своего преданного.

#00:06:01#

туласӣ-дала-ма̄трен̣а,
джаласйа чулукена ва̄…[2]

Приведен конкретный пример того, как Адвайта Ачарья, используя лишь одну пригоршню воды из Ганги и листок туласи в ней, способствовал нисхождению Господа в этот мир.

#00:06:51#

Благодаря силе своей преданности он привел к тому, что Кришна явился в этом мире как Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:07:20#

Только недавно мы отмечали день явления (Шри) Нрисимхадева в храме Радха-Рамана, когда отмечают явление божеств, день явления божеств Радха-Рамана. Всегда упоминают, что эти божества были явлены по желанию Гопала Бхатты Госвами.

#00:07:40#

Мы слышали, что у него было двенадцать шалаграм. Наступало время Нрисимха-чатурдаши, и он размышлял: «Насколько удачлив и велик Прахлада Махарадж, ведь благодаря его преданности сам Господь, божество явилось из камня, из колонны».

#00:08:19#

«Но, — думал он, — у меня здесь присутствует Господь в облике шалаграма, и я не столь удачлив, чтобы обрести Его даршан». Он лег отдыхать и во сне ему явилось видение. Господь пришел к нему и сказал: «Гопал, Я пришел к тебе». Когда он пошел посмотреть, что с шалаграмами, он увидел там божества Радха-Рамана.

Харе Кришна!

#00:09:05#

В случае Дхрувы Махараджа Господь явился в его сердце. Когда Господь исчез из его сердца, Дхрува Махарадж раскрыл глаза и обнаружил, что Господь стоит перед ним.

#00:09:33#

Господь является по-разному, а каким именно способом — в форме ли ума, как вы упомянули, или же в форме металла или драгоценных камней, или же мрамора, — это все выбирается в соответствии с волей Господа, как Он сам пожелает.

#00:10:34#

В изначальной ведической культуре, как часть этой культуры, присутствовала традиция мурти-вал, тех, кто создает эти скульптуры, эти божества. У них были свои традиции, свои шастры относительно того, как именно следует создавать эти формы. По сути, это была традиция, передаваемая от человека к человеку.

#00:11:30#

Однажды кто-то из преданных захотел получить божества Кришны и Баларамы и получил божества, где также были двое мальчиков-пастушков — Субал и Шридам. Они, эти изготовители божеств, спросили Гуру Махараджа: «Как именно нам следует показать Субала?»

#00:12:06#

Мы слышали, что Субал — это предводитель группы парама-прештха-сакхов, то есть высшей группы мальчиков-пастушков. Итак: «Как его показать?»

#00:12:25#

Шрила Гуру Махарадж ответил: «Его следует показать так, что он готов исполнить внутренние пожелания Кришны». Но у него продолжали уточнять: «Нет, но как его показать?» Гуру Махарадж сказал: «Показать, что он готов исполнять внутренние желания Кришны». «Да, но в какой он должен быть позе? Что показывать?» Гуру Махарадж отвечал: «Это на усмотрение художника». Нам не следует рассматривать божества с этой точки зрения.

#00:13:39#

Однажды некоторые ученики Шрилы Сарасвати Тхакура отправились, чтобы увидеть божества. Быть может, это были божества Гауры-Гададхара. Когда они вернулись, Сарасвати Тхакур спросил у них: «Где вы были?» «Мы ходили, чтобы увидеть божества Гауры-Гададхара».

#00:13:56#

Эта история может быть рассказана про любые божества. Они могли бы сказать с тем же успехом: «Мы ходили, чтобы увидеть божества [Господа] Джаганнатха». Или какие-то иные божества.

#00:14:07#

Шрила Сарасвати Тхакур: «Вы видели самого Гауру-Гададхара?» «Да, мы видели Гауру-Гададхара». Шрила Сарасвати Тхакур: «Что, правда? Вы видели Гауру-Гададхара?» Тогда они поняли: «Нет, мы не видели Гауру-Гададхара». Он (Шрила Сарасвати Тхакур) сказал: «Да, верно. Это было лишь упражнение [для] глаз».

#00:15:06#

Во второй песни «Бхагаватам» можно найти места, где описывается, как правильно получать даршан божеств, как правильно смотреть на божества. Там описано, в частности, что следует начинать [смотреть на божества] со стоп, затем перемещать взгляд вверх. Затем налево, затем направо. Именно это имел [в виду] Сарасвати Тхакур, когда говорил, что это упражнение для глаз: глазное яблоко двигается, смотря сначала вниз, затем вверх, налево, направо.

#00:15:58#

Шрила Гуру Махарадж давал такой совет: представая перед божествами или получая их даршан, нам следует представать перед ними, понимая, что это они на самом деле видят нас [а не мы их]. Мы предстаем перед ними и они способны не только видеть нас, но и, если на то будет их сладостная воля, явить себя в своем великолепии. Наша же возможность увидеть их, воспринять их крайне ограничена.

#00:16:33#

Из утверждений священных писаний и по милости Гуру и вайшнавов мы знаем, что перед нами божество.

#00:16:53#

Обращаясь к шастра-чакшур, то есть видению глазами писаний или же к видению глазами вайшнава, мы соответствующим образом подстраиваем свое поведение под то, что нам описывают.

#00:17:35#

Что касается изображений или же фотографий божеств, то в случае Шрилы Гурудева мы видели, что на его веранде зачастую можно было увидеть изображения Кришны или же фотографии каких-то божеств. В этом случае неизменно каждый день, каждое утро кто-то из его служителей предлагал хотя бы благовоние каждому из этих изображений. Некоторым изображениям также предлагались гирлянды.

#00:18:23#

У тех, кто живут дома, не в храме, вполне могут быть изображения божеств дома. Мы рекомендуем, чтобы у них на алтаре стояли предпочтительно изображения божеств. В этом случае мы советуем предлагать благовония божествам каждый день и по возможности закрывать алтарь шторками, когда перед алтарем происходят какие-то иные действия, помимо служения им. Главная идея в том, чтобы осознавать, что перед нами божества.

#00:19:12#

Реплика из зала. У меня такой вопрос. У меня есть видение на этот счет, насчет Бога. Например, Солнце — это тоже Бог. Земля — тоже Бог, это проявление Бога. Бог — это слуга, Он служит Своим детям [с] любовью. Земля служит нам [с] любовью. Мы можем проявлять свою веру и любовь богам и служить друг другу. Мы не можем служить Солнцу, мы не можем служить Земле. Мы можем любить Землю, мы можем любить Солнце и верить в них. Я считаю, что здесь законы движения энергии нарушены и запутаны и воспринимаются неправильно. И у меня вопрос. Как я могу служить Богу, слуге ребенка, которым я и являюсь? Бог служит мне как слуга. Я Его люблю и верю в Него и, соответственно, служу своим детям, людям вокруг себя.

#00:21:09#

Шрила Госвами Махарадж. Притом, что, кем бы ни были для вас ваши дети, почему, с чего нам отрицать, что Бог также является личностью? Личностью, способной ответить взаимностью на любовь и нежность.

#00:21:33#

Ведь если говорить откровенно, вы можете ценить Солнце до какой-то степени, но любить Солнце вы не можете. Вы не можете вступить в отношения любви с Луной.

#00:21:53#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе,
джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[3]

Поэтому Кришна-концепция и утверждает: в той же степени, в какой мы с вами являемся личностями, так же и Кришна является личностью. Он изначальная личность, а мы с вами крошечные, незначительные личности.

#00:22:23#

В некоторых системах взглядов на Бога, Бог стоит где-то на окраине, не в центре. В этих [теистических] системах Бог считается неким абстрактным, безличным [началом]. В Кришна-концепции Бог в центре.

#00:22:57#

Существует огромный диапазон, полная палитра всевозможных взаимоотношений с Богом, когда Бог, Кришна, находится в центре.

#00:23:13#

Он находится в центре каждого из этих отношений и отвечает взаимностью на отношения, в которых каждый конкретный преданный находится с Ним. Это вечный процесс. Он отвечает взаимностью на все отношения сразу.

#00:23:40#

Кришнадас Кавирадж Госвами приводит аналогию с движением солнца. Скоро здесь наступит время заката. Хотя здесь солнце будет (клониться) к закату, но где-то в другой точке мира солнце будет восходить, а где-то будет ночь, а где-то солнце [будет] прямо над головой, полдень.

#00:24:24#

Итак, Кришна проявляет Свои различные игры, когда Он являет Себя как ребенок и в других проявлениях, одновременно и вечно.

#00:24:46#

В Бхагавад-гите Кришна объясняет, что если кто-то не в состоянии представить или принять идею, что Он является личностью, то есть другие способы восприятия Божественного, позволяющие двигаться к Нему.

#00:25:01#

расо ’хам апсу каунтейа,
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у,
ш́абдхах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у[4]

Он говорит: «Я вкус воды. Я свет солнца и луны». Он приводит эти различные описания, чтобы мы могли через них начать свои размышления о Боге. В той же степени, в той же мере, как и мы являемся личностями и способны на личные взаимоотношения, в той же степени на это способна и личность Бога.

#00:26:03#

Мы принимаем служение Солнцу. Мы принимаем служение Луне. Поэтому в ведической системе существовала традиция совершения жертвоприношений. Понимая, что мы получаем благо от Солнца, получаем благо от Луны, мы совершаем определенные жертвоприношения, ритуалы в благодарность за это, отвечая взаимностью.

#00:26:56#

Школа преданности [Богу] отличается тем, что цель ее последователей — это служить личности Бога, но ни в коем случае не принимать Его служение.

#00:27:11#

Одно представление о Боге — это: «Господь, дай нам наш хлеб насущный», но представители школы преданности хотят Богу дать Его хлеб насущный. Противоположный подход.

#00:27:37#

С какой-то стороны можно возразить: «Что мы можем Ему предложить? Откуда это могло возникнуть, как [не] из самого же Бога?»

#00:28:02#

Это подобно ситуации, когда ребенок что-то предлагает с любовью своим родителям. На самом деле это родители дали ему эту вещь, этот предмет изначально. Что они ценят во взаимоотношениях с ребенком? Это когда он с любовью и преданностью отдает им. Их привлекает то настроение, с которым он предлагает [дар], как будто бы это что-то принадлежит ребенку.

#00:28:30#

Реплика из зала. Кришна есть единая душа. Мы все являемся Его частичками. Кришна говорит, что [Он] есть вода, вкус, запах, материя. Это все Он, и, соответственно, мы тоже являемся Его частями. Дарить Ему служение мы можем через друг друга, потому что в каждом из нас есть Его проявление.

#00:29:26#

Шрила Госвами Махарадж. Вот в этом-то и ошибка, которую вы совершаете. Если вы говорите, что мы Его части, в каком-то смысле мы с Ним едины, то почему вы делаете неверный вывод, что единственный способ служить Ему — это служить не Ему, а другим людям?

#00:29:53#

Если все едино, но все же Ему служить нельзя, нужно служить только другим людям. Почему? Если вы личность, и Он личность, почему вы не можете служить Ему? Он не только вкус воды и свет солнца и луны. Вы сами видите, насколько глубоко в нас заложена эта склонность искать любовных взаимоотношений. Вы не можете выбросить эту идею из природы человека. Откуда эта склонность пришла?

#00:30:55#

Если мы произошли из Него, если мы Его частицы, то значит, качества, проявленные в нас, должны быть изначально присутствовать в Нем. Тогда выходит, что можно иметь любящие взаимоотношения с верховной личностью Бога.

#00:31:22#

Реплика из зала. Бог есть любовь, и вот эту частичку любви мы вкладываем в нас и эту любовь мы можем дарить друг другу. Друг другу служить и этим проявлять служение Ему, потому что Он — это и есть мы. Мы в этом окружающем мире, но в духовном, да, мы получаем эту любовь, [ее] возвращая. Все идет по цепочке. Мы друг друга любим, друг другу служим.

#00:32:09#

Шрила Госвами Махарадж. Почему каждый раз, когда вы говорите о возможности проявления любви, вы вычеркиваете Бога из картины? Вы говорите, что можно проявлять свою любовь по отношению к кому-то здесь, но почему вы не можете направлять свою любовь непосредственно на Бога? Почему нет?

#00:32:31#

Почему вы считаете, что проявить чувства можно только по отношению к кому-то здесь? Это просто неразумно. Если Бог есть любовь, Он любит всех, тогда почему, с чего нам отказывать Ему в возможности вступить с нами в любящие взаимоотношения?

#00:33:06#

Мы почему-то говорим: «Нет. Отношения возможны только здесь. Муж может любить свою жену. Жена (может любить) мужа, родители — детей, дети — родителей. Хозяева могут любить собаку, и наоборот, но Бога любить нельзя». Это все равно, что сказать: «Он даровал нам зрение, но сам Он слеп. Это мы видим для Него, за Него, поэтому Он может воспринимать все только через нас, когда мы глядим друг на друга. Ах, как жать, что Его с нами нет. Хотел бы я, чтобы Он мог увидеть сам то, что я вижу. Бедный Бог. Он слепой. Он глухой. У Него нет осязания. Он никого не может увидеть. Он такой одинокий». Это глупо.

#00:34:11#

Если вы будете следовать естественной логике, то из ваших собственных посылов вы придете именно к такому заключению.

#00:34:24#

Здесь мы видим пример того, что Прабхупада называл слишком скудным запасом знания.

#00:34:40#

К примеру, мы видим в этом мире, что очень ярко проявлено такое явление, как пол. Мужское и женское. Почему же тогда мы будем отрицать, что в Боге также проявлено мужское и женское начала? С чего нам отрицать, что первоисточник такого явления, как пол, мужского и женского начала, сам не может иметь в Себе мужское и женское начала. Если мужское и женское есть здесь, то мужское и женское должно быть и в оригинале, а это в свою очередь подразумевает возможность любовных взаимоотношений, любви.

#00:35:45#

Здесь мы видим идею, предполагается, что возможность любовных взаимоотношений существует только здесь, только в этом мире. Это не Кришна-концепция.

#00:36:15#

Поэтому мы направляем свою склонность любить на то, что находится за рамками этого временного мира, ведь все, что мы любим в этом мире, те места, вещи, люди этого мира, все это исчезнет.

#00:36:46#

Если мы принимаем, допускаем, что эта потребность любить является чем-то постоянным, неизменным, а следовательно, вечным, то мы приходим к выводу, что эту потребность невозможно утолить в отношениях с временными объектами этого мира. Потому что рано или поздно каждый из нас индивидуально и все мы вместе взятые исчезнем. Весь мир, все, что в нем, исчезнет. Об этом говорит не только религия, ученые говорят о том же, что Вселенная исчезнет.

#00:37:40#

Что тогда? Мы направляем себя на бессмертный мир. В нашем распоряжении очень ограниченное время. Вы не знаете, сколько вам отведено [времени жить в этом мире]. Никто из нас не знает. Может быть пять лет, может быть двадцать. Никто не знает, но смерть — это определенность. Сколько нам осталось жить, это неизвестно.

#00:38:27#

Итак, Веды говорят нам: «Сейчас вы родились людьми, и рождение человеком дает вам уникальные возможности, недоступные ни в каких иных формах жизни».

#00:38:45#

Продолжение рода — это не исключительное достояние рода человеческого. Что [существует] уникального для людей? Это богоцентрическая культура. Поэтому, даже находясь в своих кармических обстоятельствах, постарайтесь направить себя в сторону Бога.

#00:39:25#

Вы можете обнаружить, что в мире Бога, в духовном мире, также существует возможность любовных взаимоотношений, отношений любви. Если вы считаете, что эта склонность любить, что существует в вас, это нечто постоянное, неизменное, вечное, то значит необходимо направить эту склонность любить на нечто, что так же является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Таковы общие идеи.

#00:40:15#

Реплика из зала. У меня есть свое видение.

#00:40:20#

Шрила Госвами Махарадж. Очевидно, у вас есть свое видение, но мы здесь для того, чтобы представлять здесь это [выраженное выше] мнение. У каждого есть свое представление. Добро пожаловать в реальный мир! У каждого в этом мире есть свое представление, а мы здесь для того, чтобы представлять именно это видение.

#00:40:49#

Вы также можете организовать свой центр, где вы сможете возвещать о своем видении миру.

Реплика из зала. Я это сделаю.

Шрила Госвами Махарадж. Удачи!

Реплика из зала. Я считаю, что Бог — это любовь, и мы должны дарить эту любовь друг другу.

#00:41:17#

Шрила Госвами Махарадж. Я знаю, что вы прочли об этом где-то или нашли на одном из флаеров в одном из бесчисленных эзотерических центров, но мы отбросили подобные взгляды давно, давным-давно. Поэтому для [трансляции и восприятия] этих взглядов вы сейчас не в том месте. Если вы хотите следовать этим идеям, то вам следует отправиться, быть может, в какой-то эзотерический центр и там говорить об этом, но здесь это не то место.

#00:42:00#

Это место — не открытая трибуна. Это не интернетовский форум. Это центр, предназначенный исключительно для слушания идей наших Гуру. Для слушания идей, изложенных в священных писаниях, изложенных вайшнавами. В этом смысл этого центра. Это место не предназначено для того, чтобы обмениваться друг с другом [частными мнениями]: «Вот мне такая идея пришла»; «А мне такая идея пришла»; «Я считаю, что так-то». Это не то место.

#00:42:50#

Здесь нас интересует слушание идей, изложенных Кришной в Бхагавад-гите и изложенных Его преданными в «Шримад-Бхагаватам» и других произведениях. Поэтому если вы хотите слушать об этом, то добро пожаловать в наш центр, но об идеях, что есть у вас, нам неинтересно слушать.

#00:43:16#

Реплика из зала. Я слушал ваших Гуру, ваших духовных учителей, и эти выводы я сделал из этого. То, что вы говорите, не совпадает с тем, что говорят в [неразборчиво]. Я слушал ваши лекции.

#00:43:39#

Шрила Госвами Махарадж. Вы можете оставаться при своем мнении. У меня нет с этим проблем, но наш долг — представлять то, что мы услышали от наших учителей, и этого достаточно. Быть может, это несовершенно, но этого достаточно.

Реплика из зала. Мне нечему учиться у вас.

Шрила Госвами Махарадж. Спасибо.

#00:44:29#

Однажды в Гаудия Матхе был менеджер, который управлял им. Речь идет о временах Сарасвати Тхакура. Он сдал в аренду зал, храмовую комнату, подобную нашей, для некоего религиозного действа. Сарасвати Тхакур услышал об этом. Он сказал: «Нет, так нельзя». Тот менеджер отвечал: «Да, но таким образом мы сумеем заработать деньги для Матха. На самом деле я уже взял предоплату за это». Сарасвати Тхакур отвечал: «Верни им предоплату, и, — продолжал он, — я хочу, чтобы ты над нашим центром разместил табличку [с надписью]». На бенгали она звучит так: шравана-садхана.

#00:45:42#

В вольном переводе можно сказать, что это «дом слушания». Сарасвати Тхакур пояснил: «Входя сюда, вы можете только слушать, слушать слова писаний: Бхагавад-гиту, „Шримад-Бхагаватам“, наших учителей». Не то, что мы будем позволять кому угодно, кто придерживается любых [иных] воззрений, приходить сюда и спекулировать вдоволь.

#00:46:38#

Шрила Прабхупада еще использовал такое выражение: «Смиренное восприятие через слух».

#00:46:51#

Один подход, если человек говорит: «У меня есть следующее мнение. А что по этому поводу думает ваша гуру варга?» Мы объясняем: они говорят такие-то вещи. Вы говорите: «Я этого не принимаю». Это ваше право не принимать этого.

#00:47:27#

Если вы думаете, что, находясь в их месте, в этом шравана-садхане, доме слушания, вы сможете бросать им вызов, утверждая свои собственные воззрения, то вы ошибаетесь.

#00:47:42#

Притху Прабху. [Неразборчиво, про некоего визитера в храм посреди ночи.] …Среди ночи, в полночь, мы вышли к нему и сказали: «Это не самое подходящее время для визита». Он каким-то образом оказался внутри, во дворе, на лавке. Мы вышли, поговорили. Он хотел в ресторан, хотел служить преданным. Мы сказали: «Вот тебе прасад. Пожалуйста, [уходи], это частная территория». Всю ночь он ходил здесь по берегу, несмотря на холод и [неразборчиво], а утром пришел на мангала-арати. Но его все равно не пустили. Он пришел с мокрыми ногами, и его отправили... [Неразборчиво.]

#00:49:21#

Шрила Госвами Махарадж.

             …пран̣ипа̄тена,
парипраш́нена севайа̄…[5]

Это печальная ситуация. Гуру Махарадж объясняет, что [для обретения духовного знания] необходимы три аспекта. Пранипатена — первый из них. [Это означает] склониться перед истиной, иначе говоря, признать для себя: «Я покончил с опытом этого мира».

#00:49:51#

По сути, это сводится к очень простому вопросу: «Пришел ли человек, чтобы учиться или чтобы учить?» Если вы хотите учить, то нас это не интересует.

#00:50:57#

Я помню, однажды человек, в чем-то схожий с этим человеком, в Индии пришел к Гурудеву. Он поначалу тоже говорил: «Я пришел сюда, чтобы служить преданным, жить здесь». Гурудев дал ему посвящение. У этого человека был очень громкий титул на санскрите, который он дал сам себе. Я сейчас уже не помню, какой именно. У него была соответствующая яркая одежда. Так или иначе, Гурудев дал ему посвящение и сказал: «Теперь вам следует пройти в храмовую комнату, в алтарную, и там повторить четыре круга [маха-мантры] на четках». Этот человек отправился туда, сел на вьясасану Гурудева и, сидя на ней, прочитал четыре круга.

#00:51:39#

Позже Гурудев сказал: «Я думаю, инициировать того человека было ошибкой». Тот человек знал санскрит, он читал какие-то шлоки из «Гопи-гиты» и так далее, сердце Гурудева смягчилось, и он решил дать этому человеку шанс.

#00:52:11#

Итак, мы хотим давать людям связь с нашими учителями: даинйам а̄тма-ниведана.

#00:52:52#

Шрила Гурудев говорит, повторяя вслед за Бхактивинодом Тхакуром, как в его песне «даинйа а̄тма-ниведана» и так далее. Что интересно, он ставит даинйам на первое место, и в данном случае это можно перевести, как настроение отчаянного разочарования в себе, о понимании нужды в помощи. Подобное отчаяние может привести человека к атма-ниведане и всему остальному.

#00:53:45#

Также Шрила Гуру Махарадж приводил такое сравнение. Он говорил, что серебро, быть может, не сумеет понять необходимости в золоте, но ржавое железо, какой-то очень простой, казалось бы, низкий металл, он способен оценить положение золота.

#00:54:30#

Поэтому, если в нас есть смиренное, очень низкое представление о себе, что мы не представляем из себя ничего интересного, в этом случае у нас есть возможность оценить дар вайшнавов. В противном случае, если мы очень высокого о себе мнения, то мы скажем: «Да, что в этом? Я не вижу в этом ничего ценного».

Харе Кришна!

#00:54:52#

[Шрила Госвами Махарадж поет бхаджан «Нама-санкиртана».]

#00:58:15#

[санкиртана]

#00:59:55#

[прославления]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Твам̇ бхакти-йога-парибха̄вита-хр̣т-сароджа, а̄ссе ш́рутекш̣ита-патхо нану на̄тха пум̇са̄м / йад-йад-дхийа̄ та уруга̄йа вибха̄вайанти, тат-тад-вапух̣ пран̣айасе сад-ануграха̄йа — «О мой Господь, Твои преданные видят Тебя ушами, когда слушают рассказы о Тебе. В процессе слушания сердца таких преданных очищаются, и Ты воцаряешься в них. Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 3.9.11; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.111).

2  Туласӣ-дала-ма̄трен̣а, джаласйа чулукена ва̄ / викрӣн̣ӣте свам а̄тма̄нам̇, бхактебхйо бхакта-ватсалах̣ — «Шри Кришна, необычайно благосклонный к Своим преданным, готов отдать Себя тому, кто подносит Ему всего лишь листок туласи и пригоршню воды» (стих из «Гаутамия-тантры», приводимый в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 3.104)).

3  Мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣-шаш̣т̣ха̄нӣндрийа̄н̣и пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «Сознание (душа) — часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей силы» (Бхагавад-гита, 15.7).

4  Шри Кришна утверждает: «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (Бхагавад-гита, 7.8).

5  Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).




←  «Фальшивая надежда на счастье в мире материи». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж дает высокую оценку произведениям Шрипада Шанкарачарьи | “The False Hope of Material Happiness.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj’s appreciation for Sripad Shankar Acharya’s writing ·• Архив новостей •· «„Шри Чайтанья Бхагавата“. Мадхья-кханда, глава 28, стихи 99–124». Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 15 мая 2024 года. Лахта, Санкт-Петербург  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 158.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Божества. Служение Богу. Личность Бога. Отношения с Богом

(4 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Шрила Госвами Махарадж. Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж, ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж, ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, ки джай!

Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу, ки джай!

Шри Гирирадж-Говардхан, ки джай!

Шри Гопалджиу, ки джай!

Шри Рупануга Гуру-варга, ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур, ки джай!

Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхар, Шривасади, Гаура-бхакта-вринда, ки джай!

Шри Шри Радха-Кришна, Гопа-Гопинатх, Шьяма-кунда, Радха-кунда, Гири-Говардхан, ки джай!

Вриндаван Дхама, ки джай!

Навадвипа Дхама, ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх, ки джай!

Ганга Деви, Ямуна Деви, Бхакти Деви, Туласи Деви, ки джай!

Ом Вишнупад Вишваваренья Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ки джай!

Джай Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж, ки джай!

Джай Шриман Виджай Раман Прабху, ки джай!

Сева-вринда, ки джай!

Самавета бхакта-вринда, ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Шачи Сута Прабху. Джай Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, ки джай!

#00:01:46#

Шрила Госвами Махарадж. Есть ли у кого-нибудь вопросы?

Шриман Виджай Раман Прабху. Молодой человек у нас пришел новый. Он очень хотел попасть…

Слушатель. Я уже был в Москве на лекции.

Шриман Виджай Раман Прабху. У Госвами Махараджа?

#00:02:05#

Шрила Госвами Махарадж. Харе Кришна. Итак. Есть ли вопросы?

Слушатель. Я хочу послушать.

#00:02:05#

Шрила Госвами Махарадж. Может быть, у кого-нибудь еще есть вопросы?

Реплика из зала. Позже можно задать вопрос?

Шрила Госвами Махарадж. Конечно, можно позже.

#00:02:39#

Притху Прабху. Вопрос о изображении [божеств]. Говорится, что существуют разного типа изображения божеств. Есть божества, сделанные, явленные из металла, из камня. Говорится, что также есть [божества, явленные] из ума. Как это понимать? Это первое. Интересует также изображение, которое изображено на бумаге. Не всякое изображение мы поставим на алтарь, но бывает, если такое изображение [на бумаге] упадет на пол, его поднимают и прикладывают к голове. Вообще, как правильно относиться к изображениям божеств? Есть ли вообще какой-то стандарт иконографики, так сказать? Например, некоторые наши святые в парампаре, понятно, что они не сфотографированы, а нарисованы. Кто определяет стандарт?

#00:05:14#

Шрила Госвами Махарадж. Когда мы соприкасаемся с божествами, с тем, что называется арча-виграха, нам следует всегда помнить о том, что только Кришна может явить Себя и, как следствие, Его могут явить Его преданные.

#00:05:39#

…парибха̄вита-хр̣т-сароджа…[1]

В «Чайтанья-чаритамрите» есть стих, где упомянуто, что Господь нисходит по просьбе Своего преданного.

#00:06:01#

туласӣ-дала-ма̄трен̣а,
джаласйа чулукена ва̄…[2]

Приведен конкретный пример того, как Адвайта Ачарья, используя лишь одну пригоршню воды из Ганги и листок туласи в ней, способствовал нисхождению Господа в этот мир.

#00:06:51#

Благодаря силе своей преданности он привел к тому, что Кришна явился в этом мире как Шри Чайтанья Махапрабху.

#00:07:20#

Только недавно мы отмечали день явления (Шри) Нрисимхадева в храме Радха-Рамана, когда отмечают явление божеств, день явления божеств Радха-Рамана. Всегда упоминают, что эти божества были явлены по желанию Гопала Бхатты Госвами.

#00:07:40#

Мы слышали, что у него было двенадцать шалаграм. Наступало время Нрисимха-чатурдаши, и он размышлял: «Насколько удачлив и велик Прахлада Махарадж, ведь благодаря его преданности сам Господь, божество явилось из камня, из колонны».

#00:08:19#

«Но, — думал он, — у меня здесь присутствует Господь в облике шалаграма, и я не столь удачлив, чтобы обрести Его даршан». Он лег отдыхать и во сне ему явилось видение. Господь пришел к нему и сказал: «Гопал, Я пришел к тебе». Когда он пошел посмотреть, что с шалаграмами, он увидел там божества Радха-Рамана.

Харе Кришна!

#00:09:05#

В случае Дхрувы Махараджа Господь явился в его сердце. Когда Господь исчез из его сердца, Дхрува Махарадж раскрыл глаза и обнаружил, что Господь стоит перед ним.

#00:09:33#

Господь является по-разному, а каким именно способом — в форме ли ума, как вы упомянули, или же в форме металла или драгоценных камней, или же мрамора, — это все выбирается в соответствии с волей Господа, как Он сам пожелает.

#00:10:34#

В изначальной ведической культуре, как часть этой культуры, присутствовала традиция мурти-вал, тех, кто создает эти скульптуры, эти божества. У них были свои традиции, свои шастры относительно того, как именно следует создавать эти формы. По сути, это была традиция, передаваемая от человека к человеку.

#00:11:30#

Однажды кто-то из преданных захотел получить божества Кришны и Баларамы и получил божества, где также были двое мальчиков-пастушков — Субал и Шридам. Они, эти изготовители божеств, спросили Гуру Махараджа: «Как именно нам следует показать Субала?»

#00:12:06#

Мы слышали, что Субал — это предводитель группы парама-прештха-сакхов, то есть высшей группы мальчиков-пастушков. Итак: «Как его показать?»

#00:12:25#

Шрила Гуру Махарадж ответил: «Его следует показать так, что он готов исполнить внутренние пожелания Кришны». Но у него продолжали уточнять: «Нет, но как его показать?» Гуру Махарадж сказал: «Показать, что он готов исполнять внутренние желания Кришны». «Да, но в какой он должен быть позе? Что показывать?» Гуру Махарадж отвечал: «Это на усмотрение художника». Нам не следует рассматривать божества с этой точки зрения.

#00:13:39#

Однажды некоторые ученики Шрилы Сарасвати Тхакура отправились, чтобы увидеть божества. Быть может, это были божества Гауры-Гададхара. Когда они вернулись, Сарасвати Тхакур спросил у них: «Где вы были?» «Мы ходили, чтобы увидеть божества Гауры-Гададхара».

#00:13:56#

Эта история может быть рассказана про любые божества. Они могли бы сказать с тем же успехом: «Мы ходили, чтобы увидеть божества [Господа] Джаганнатха». Или какие-то иные божества.

#00:14:07#

Шрила Сарасвати Тхакур: «Вы видели самого Гауру-Гададхара?» «Да, мы видели Гауру-Гададхара». Шрила Сарасвати Тхакур: «Что, правда? Вы видели Гауру-Гададхара?» Тогда они поняли: «Нет, мы не видели Гауру-Гададхара». Он (Шрила Сарасвати Тхакур) сказал: «Да, верно. Это было лишь упражнение [для] глаз».

#00:15:06#

Во второй песни «Бхагаватам» можно найти места, где описывается, как правильно получать даршан божеств, как правильно смотреть на божества. Там описано, в частности, что следует начинать [смотреть на божества] со стоп, затем перемещать взгляд вверх. Затем налево, затем направо. Именно это имел [в виду] Сарасвати Тхакур, когда говорил, что это упражнение для глаз: глазное яблоко двигается, смотря сначала вниз, затем вверх, налево, направо.

#00:15:58#

Шрила Гуру Махарадж давал такой совет: представая перед божествами или получая их даршан, нам следует представать перед ними, понимая, что это они на самом деле видят нас [а не мы их]. Мы предстаем перед ними и они способны не только видеть нас, но и, если на то будет их сладостная воля, явить себя в своем великолепии. Наша же возможность увидеть их, воспринять их крайне ограничена.

#00:16:33#

Из утверждений священных писаний и по милости Гуру и вайшнавов мы знаем, что перед нами божество.

#00:16:53#

Обращаясь к шастра-чакшур, то есть видению глазами писаний или же к видению глазами вайшнава, мы соответствующим образом подстраиваем свое поведение под то, что нам описывают.

#00:17:35#

Что касается изображений или же фотографий божеств, то в случае Шрилы Гурудева мы видели, что на его веранде зачастую можно было увидеть изображения Кришны или же фотографии каких-то божеств. В этом случае неизменно каждый день, каждое утро кто-то из его служителей предлагал хотя бы благовоние каждому из этих изображений. Некоторым изображениям также предлагались гирлянды.

#00:18:23#

У тех, кто живут дома, не в храме, вполне могут быть изображения божеств дома. Мы рекомендуем, чтобы у них на алтаре стояли предпочтительно изображения божеств. В этом случае мы советуем предлагать благовония божествам каждый день и по возможности закрывать алтарь шторками, когда перед алтарем происходят какие-то иные действия, помимо служения им. Главная идея в том, чтобы осознавать, что перед нами божества.

#00:19:12#

Реплика из зала. У меня такой вопрос. У меня есть видение на этот счет, насчет Бога. Например, Солнце — это тоже Бог. Земля — тоже Бог, это проявление Бога. Бог — это слуга, Он служит Своим детям [с] любовью. Земля служит нам [с] любовью. Мы можем проявлять свою веру и любовь богам и служить друг другу. Мы не можем служить Солнцу, мы не можем служить Земле. Мы можем любить Землю, мы можем любить Солнце и верить в них. Я считаю, что здесь законы движения энергии нарушены и запутаны и воспринимаются неправильно. И у меня вопрос. Как я могу служить Богу, слуге ребенка, которым я и являюсь? Бог служит мне как слуга. Я Его люблю и верю в Него и, соответственно, служу своим детям, людям вокруг себя.

#00:21:09#

Шрила Госвами Махарадж. Притом, что, кем бы ни были для вас ваши дети, почему, с чего нам отрицать, что Бог также является личностью? Личностью, способной ответить взаимностью на любовь и нежность.

#00:21:33#

Ведь если говорить откровенно, вы можете ценить Солнце до какой-то степени, но любить Солнце вы не можете. Вы не можете вступить в отношения любви с Луной.

#00:21:53#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе,
джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[3]

Поэтому Кришна-концепция и утверждает: в той же степени, в какой мы с вами являемся личностями, так же и Кришна является личностью. Он изначальная личность, а мы с вами крошечные, незначительные личности.

#00:22:23#

В некоторых системах взглядов на Бога, Бог стоит где-то на окраине, не в центре. В этих [теистических] системах Бог считается неким абстрактным, безличным [началом]. В Кришна-концепции Бог в центре.

#00:22:57#

Существует огромный диапазон, полная палитра всевозможных взаимоотношений с Богом, когда Бог, Кришна, находится в центре.

#00:23:13#

Он находится в центре каждого из этих отношений и отвечает взаимностью на отношения, в которых каждый конкретный преданный находится с Ним. Это вечный процесс. Он отвечает взаимностью на все отношения сразу.

#00:23:40#

Кришнадас Кавирадж Госвами приводит аналогию с движением солнца. Скоро здесь наступит время заката. Хотя здесь солнце будет (клониться) к закату, но где-то в другой точке мира солнце будет восходить, а где-то будет ночь, а где-то солнце [будет] прямо над головой, полдень.

#00:24:24#

Итак, Кришна проявляет Свои различные игры, когда Он являет Себя как ребенок и в других проявлениях, одновременно и вечно.

#00:24:46#

В Бхагавад-гите Кришна объясняет, что если кто-то не в состоянии представить или принять идею, что Он является личностью, то есть другие способы восприятия Божественного, позволяющие двигаться к Нему.

#00:25:01#

расо ’хам апсу каунтейа,
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у,
ш́абдхах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у[4]

Он говорит: «Я вкус воды. Я свет солнца и луны». Он приводит эти различные описания, чтобы мы могли через них начать свои размышления о Боге. В той же степени, в той же мере, как и мы являемся личностями и способны на личные взаимоотношения, в той же степени на это способна и личность Бога.

#00:26:03#

Мы принимаем служение Солнцу. Мы принимаем служение Луне. Поэтому в ведической системе существовала традиция совершения жертвоприношений. Понимая, что мы получаем благо от Солнца, получаем благо от Луны, мы совершаем определенные жертвоприношения, ритуалы в благодарность за это, отвечая взаимностью.

#00:26:56#

Школа преданности [Богу] отличается тем, что цель ее последователей — это служить личности Бога, но ни в коем случае не принимать Его служение.

#00:27:11#

Одно представление о Боге — это: «Господь, дай нам наш хлеб насущный», но представители школы преданности хотят Богу дать Его хлеб насущный. Противоположный подход.

#00:27:37#

С какой-то стороны можно возразить: «Что мы можем Ему предложить? Откуда это могло возникнуть, как [не] из самого же Бога?»

#00:28:02#

Это подобно ситуации, когда ребенок что-то предлагает с любовью своим родителям. На самом деле это родители дали ему эту вещь, этот предмет изначально. Что они ценят во взаимоотношениях с ребенком? Это когда он с любовью и преданностью отдает им. Их привлекает то настроение, с которым он предлагает [дар], как будто бы это что-то принадлежит ребенку.

#00:28:30#

Реплика из зала. Кришна есть единая душа. Мы все являемся Его частичками. Кришна говорит, что [Он] есть вода, вкус, запах, материя. Это все Он, и, соответственно, мы тоже являемся Его частями. Дарить Ему служение мы можем через друг друга, потому что в каждом из нас есть Его проявление.

#00:29:26#

Шрила Госвами Махарадж. Вот в этом-то и ошибка, которую вы совершаете. Если вы говорите, что мы Его части, в каком-то смысле мы с Ним едины, то почему вы делаете неверный вывод, что единственный способ служить Ему — это служить не Ему, а другим людям?

#00:29:53#

Если все едино, но все же Ему служить нельзя, нужно служить только другим людям. Почему? Если вы личность, и Он личность, почему вы не можете служить Ему? Он не только вкус воды и свет солнца и луны. Вы сами видите, насколько глубоко в нас заложена эта склонность искать любовных взаимоотношений. Вы не можете выбросить эту идею из природы человека. Откуда эта склонность пришла?

#00:30:55#

Если мы произошли из Него, если мы Его частицы, то значит, качества, проявленные в нас, должны быть изначально присутствовать в Нем. Тогда выходит, что можно иметь любящие взаимоотношения с верховной личностью Бога.

#00:31:22#

Реплика из зала. Бог есть любовь, и вот эту частичку любви мы вкладываем в нас и эту любовь мы можем дарить друг другу. Друг другу служить и этим проявлять служение Ему, потому что Он — это и есть мы. Мы в этом окружающем мире, но в духовном, да, мы получаем эту любовь, [ее] возвращая. Все идет по цепочке. Мы друг друга любим, друг другу служим.

#00:32:09#

Шрила Госвами Махарадж. Почему каждый раз, когда вы говорите о возможности проявления любви, вы вычеркиваете Бога из картины? Вы говорите, что можно проявлять свою любовь по отношению к кому-то здесь, но почему вы не можете направлять свою любовь непосредственно на Бога? Почему нет?

#00:32:31#

Почему вы считаете, что проявить чувства можно только по отношению к кому-то здесь? Это просто неразумно. Если Бог есть любовь, Он любит всех, тогда почему, с чего нам отказывать Ему в возможности вступить с нами в любящие взаимоотношения?

#00:33:06#

Мы почему-то говорим: «Нет. Отношения возможны только здесь. Муж может любить свою жену. Жена (может любить) мужа, родители — детей, дети — родителей. Хозяева могут любить собаку, и наоборот, но Бога любить нельзя». Это все равно, что сказать: «Он даровал нам зрение, но сам Он слеп. Это мы видим для Него, за Него, поэтому Он может воспринимать все только через нас, когда мы глядим друг на друга. Ах, как жать, что Его с нами нет. Хотел бы я, чтобы Он мог увидеть сам то, что я вижу. Бедный Бог. Он слепой. Он глухой. У Него нет осязания. Он никого не может увидеть. Он такой одинокий». Это глупо.

#00:34:11#

Если вы будете следовать естественной логике, то из ваших собственных посылов вы придете именно к такому заключению.

#00:34:24#

Здесь мы видим пример того, что Прабхупада называл слишком скудным запасом знания.

#00:34:40#

К примеру, мы видим в этом мире, что очень ярко проявлено такое явление, как пол. Мужское и женское. Почему же тогда мы будем отрицать, что в Боге также проявлено мужское и женское начала? С чего нам отрицать, что первоисточник такого явления, как пол, мужского и женского начала, сам не может иметь в Себе мужское и женское начала. Если мужское и женское есть здесь, то мужское и женское должно быть и в оригинале, а это в свою очередь подразумевает возможность любовных взаимоотношений, любви.

#00:35:45#

Здесь мы видим идею, предполагается, что возможность любовных взаимоотношений существует только здесь, только в этом мире. Это не Кришна-концепция.

#00:36:15#

Поэтому мы направляем свою склонность любить на то, что находится за рамками этого временного мира, ведь все, что мы любим в этом мире, те места, вещи, люди этого мира, все это исчезнет.

#00:36:46#

Если мы принимаем, допускаем, что эта потребность любить является чем-то постоянным, неизменным, а следовательно, вечным, то мы приходим к выводу, что эту потребность невозможно утолить в отношениях с временными объектами этого мира. Потому что рано или поздно каждый из нас индивидуально и все мы вместе взятые исчезнем. Весь мир, все, что в нем, исчезнет. Об этом говорит не только религия, ученые говорят о том же, что Вселенная исчезнет.

#00:37:40#

Что тогда? Мы направляем себя на бессмертный мир. В нашем распоряжении очень ограниченное время. Вы не знаете, сколько вам отведено [времени жить в этом мире]. Никто из нас не знает. Может быть пять лет, может быть двадцать. Никто не знает, но смерть — это определенность. Сколько нам осталось жить, это неизвестно.

#00:38:27#

Итак, Веды говорят нам: «Сейчас вы родились людьми, и рождение человеком дает вам уникальные возможности, недоступные ни в каких иных формах жизни».

#00:38:45#

Продолжение рода — это не исключительное достояние рода человеческого. Что [существует] уникального для людей? Это богоцентрическая культура. Поэтому, даже находясь в своих кармических обстоятельствах, постарайтесь направить себя в сторону Бога.

#00:39:25#

Вы можете обнаружить, что в мире Бога, в духовном мире, также существует возможность любовных взаимоотношений, отношений любви. Если вы считаете, что эта склонность любить, что существует в вас, это нечто постоянное, неизменное, вечное, то значит необходимо направить эту склонность любить на нечто, что так же является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Таковы общие идеи.

#00:40:15#

Реплика из зала. У меня есть свое видение.

#00:40:20#

Шрила Госвами Махарадж. Очевидно, у вас есть свое видение, но мы здесь для того, чтобы представлять здесь это [выраженное выше] мнение. У каждого есть свое представление. Добро пожаловать в реальный мир! У каждого в этом мире есть свое представление, а мы здесь для того, чтобы представлять именно это видение.

#00:40:49#

Вы также можете организовать свой центр, где вы сможете возвещать о своем видении миру.

Реплика из зала. Я это сделаю.

Шрила Госвами Махарадж. Удачи!

Реплика из зала. Я считаю, что Бог — это любовь, и мы должны дарить эту любовь друг другу.

#00:41:17#

Шрила Госвами Махарадж. Я знаю, что вы прочли об этом где-то или нашли на одном из флаеров в одном из бесчисленных эзотерических центров, но мы отбросили подобные взгляды давно, давным-давно. Поэтому для [трансляции и восприятия] этих взглядов вы сейчас не в том месте. Если вы хотите следовать этим идеям, то вам следует отправиться, быть может, в какой-то эзотерический центр и там говорить об этом, но здесь это не то место.

#00:42:00#

Это место — не открытая трибуна. Это не интернетовский форум. Это центр, предназначенный исключительно для слушания идей наших Гуру. Для слушания идей, изложенных в священных писаниях, изложенных вайшнавами. В этом смысл этого центра. Это место не предназначено для того, чтобы обмениваться друг с другом [частными мнениями]: «Вот мне такая идея пришла»; «А мне такая идея пришла»; «Я считаю, что так-то». Это не то место.

#00:42:50#

Здесь нас интересует слушание идей, изложенных Кришной в Бхагавад-гите и изложенных Его преданными в «Шримад-Бхагаватам» и других произведениях. Поэтому если вы хотите слушать об этом, то добро пожаловать в наш центр, но об идеях, что есть у вас, нам неинтересно слушать.

#00:43:16#

Реплика из зала. Я слушал ваших Гуру, ваших духовных учителей, и эти выводы я сделал из этого. То, что вы говорите, не совпадает с тем, что говорят в [неразборчиво]. Я слушал ваши лекции.

#00:43:39#

Шрила Госвами Махарадж. Вы можете оставаться при своем мнении. У меня нет с этим проблем, но наш долг — представлять то, что мы услышали от наших учителей, и этого достаточно. Быть может, это несовершенно, но этого достаточно.

Реплика из зала. Мне нечему учиться у вас.

Шрила Госвами Махарадж. Спасибо.

#00:44:29#

Однажды в Гаудия Матхе был менеджер, который управлял им. Речь идет о временах Сарасвати Тхакура. Он сдал в аренду зал, храмовую комнату, подобную нашей, для некоего религиозного действа. Сарасвати Тхакур услышал об этом. Он сказал: «Нет, так нельзя». Тот менеджер отвечал: «Да, но таким образом мы сумеем заработать деньги для Матха. На самом деле я уже взял предоплату за это». Сарасвати Тхакур отвечал: «Верни им предоплату, и, — продолжал он, — я хочу, чтобы ты над нашим центром разместил табличку [с надписью]». На бенгали она звучит так: шравана-садхана.

#00:45:42#

В вольном переводе можно сказать, что это «дом слушания». Сарасвати Тхакур пояснил: «Входя сюда, вы можете только слушать, слушать слова писаний: Бхагавад-гиту, „Шримад-Бхагаватам“, наших учителей». Не то, что мы будем позволять кому угодно, кто придерживается любых [иных] воззрений, приходить сюда и спекулировать вдоволь.

#00:46:38#

Шрила Прабхупада еще использовал такое выражение: «Смиренное восприятие через слух».

#00:46:51#

Один подход, если человек говорит: «У меня есть следующее мнение. А что по этому поводу думает ваша гуру варга?» Мы объясняем: они говорят такие-то вещи. Вы говорите: «Я этого не принимаю». Это ваше право не принимать этого.

#00:47:27#

Если вы думаете, что, находясь в их месте, в этом шравана-садхане, доме слушания, вы сможете бросать им вызов, утверждая свои собственные воззрения, то вы ошибаетесь.

#00:47:42#

Притху Прабху. [Неразборчиво, про некоего визитера в храм посреди ночи.] …Среди ночи, в полночь, мы вышли к нему и сказали: «Это не самое подходящее время для визита». Он каким-то образом оказался внутри, во дворе, на лавке. Мы вышли, поговорили. Он хотел в ресторан, хотел служить преданным. Мы сказали: «Вот тебе прасад. Пожалуйста, [уходи], это частная территория». Всю ночь он ходил здесь по берегу, несмотря на холод и [неразборчиво], а утром пришел на мангала-арати. Но его все равно не пустили. Он пришел с мокрыми ногами, и его отправили... [Неразборчиво.]

#00:49:21#

Шрила Госвами Махарадж.

             …пран̣ипа̄тена,
парипраш́нена севайа̄…[5]

Это печальная ситуация. Гуру Махарадж объясняет, что [для обретения духовного знания] необходимы три аспекта. Пранипатена — первый из них. [Это означает] склониться перед истиной, иначе говоря, признать для себя: «Я покончил с опытом этого мира».

#00:49:51#

По сути, это сводится к очень простому вопросу: «Пришел ли человек, чтобы учиться или чтобы учить?» Если вы хотите учить, то нас это не интересует.

#00:50:57#

Я помню, однажды человек, в чем-то схожий с этим человеком, в Индии пришел к Гурудеву. Он поначалу тоже говорил: «Я пришел сюда, чтобы служить преданным, жить здесь». Гурудев дал ему посвящение. У этого человека был очень громкий титул на санскрите, который он дал сам себе. Я сейчас уже не помню, какой именно. У него была соответствующая яркая одежда. Так или иначе, Гурудев дал ему посвящение и сказал: «Теперь вам следует пройти в храмовую комнату, в алтарную, и там повторить четыре круга [маха-мантры] на четках». Этот человек отправился туда, сел на вьясасану Гурудева и, сидя на ней, прочитал четыре круга.

#00:51:39#

Позже Гурудев сказал: «Я думаю, инициировать того человека было ошибкой». Тот человек знал санскрит, он читал какие-то шлоки из «Гопи-гиты» и так далее, сердце Гурудева смягчилось, и он решил дать этому человеку шанс.

#00:52:11#

Итак, мы хотим давать людям связь с нашими учителями: даинйам а̄тма-ниведана.

#00:52:52#

Шрила Гурудев говорит, повторяя вслед за Бхактивинодом Тхакуром, как в его песне «даинйа а̄тма-ниведана» и так далее. Что интересно, он ставит даинйам на первое место, и в данном случае это можно перевести, как настроение отчаянного разочарования в себе, о понимании нужды в помощи. Подобное отчаяние может привести человека к атма-ниведане и всему остальному.

#00:53:45#

Также Шрила Гуру Махарадж приводил такое сравнение. Он говорил, что серебро, быть может, не сумеет понять необходимости в золоте, но ржавое железо, какой-то очень простой, казалось бы, низкий металл, он способен оценить положение золота.

#00:54:30#

Поэтому, если в нас есть смиренное, очень низкое представление о себе, что мы не представляем из себя ничего интересного, в этом случае у нас есть возможность оценить дар вайшнавов. В противном случае, если мы очень высокого о себе мнения, то мы скажем: «Да, что в этом? Я не вижу в этом ничего ценного».

Харе Кришна!

#00:54:52#

[Шрила Госвами Махарадж поет бхаджан «Нама-санкиртана».]

#00:58:15#

[санкиртана]

#00:59:55#

[прославления]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Твам̇ бхакти-йога-парибха̄вита-хр̣т-сароджа, а̄ссе ш́рутекш̣ита-патхо нану на̄тха пум̇са̄м / йад-йад-дхийа̄ та уруга̄йа вибха̄вайанти, тат-тад-вапух̣ пран̣айасе сад-ануграха̄йа — «О мой Господь, Твои преданные видят Тебя ушами, когда слушают рассказы о Тебе. В процессе слушания сердца таких преданных очищаются, и Ты воцаряешься в них. Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе» («Шримад-Бхагаватам», 3.9.11; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.111).

[2] Туласӣ-дала-ма̄трен̣а, джаласйа чулукена ва̄ / викрӣн̣ӣте свам а̄тма̄нам̇, бхактебхйо бхакта-ватсалах̣ — «Шри Кришна, необычайно благосклонный к Своим преданным, готов отдать Себя тому, кто подносит Ему всего лишь листок туласи и пригоршню воды» (стих из «Гаутамия-тантры», приводимый в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 3.104)).

[3] Мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣ / манах̣-шаш̣т̣ха̄нӣндрийа̄н̣и пракр̣ти-стха̄ни карш̣ати — «Сознание (душа) — часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой. Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств, которые являются составными частями материи (иллюзии) — другой Моей силы» (Бхагавад-гита, 15.7).

[4] Шри Кришна утверждает: «Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (Бхагавад-гита, 7.8).

[5] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования