«Вечная дхарма и идолопоклонство» (часть 2). Шрила Бхактивинод Тхакур. «Джайва-дхарма» (фрагмент 11 главы) | “Eternal Dharma and Idolatry” (part 2). Srila Bhakti Vinod Thakur. Jaiva-dharma (from Chapter 11)


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Вечная дхарма и идолопоклонство
(часть 2)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/vechnaya-dkharma-i-idolatriya-chast-2.html

Глава одиннадцатая «Шри Джайва-дхармы»
Шрилы Бхактивинода Тхакура

Опубликована в журнале «Шри Гаудия-даршан»,
в томе третьем, выпуске шестом,
в субботу, 11 января 1958 года.

 

Первым заговорил Пандит Горачанд: «О, господа, почему вы призвали таких незначительных душ, как мы?»

Мулла Бадаруддин Сахиб учтиво сказал: «Пожалуйста, примите наши приветствия. Мы пришли сюда, чтобы задать вам несколько вопросов».

Пандит Горачанд заметил: «Мы ответим на ваши ученые вопросы в соответствии с нашим разумением».

Бадаруддин Сахиб выступил вперед и сказал: «Братья! Поклонение богам и богиням издавна практикуется в индуистском обществе. Священный Коран сообщает нам, что Аллах — единый и нет божества, помимо Него. Он не имеет формы. Создавать Его образ или божество и поклоняться ему (пратима) — оскорбительно. Испытывая скепсис в отношении поклонения божеству, я расспрашивал многих ученых брахманов об этом предмете, и они говорили мне: „Это правда, что Аллах не имеет формы, но, поскольку мы не в силах помыслить бесформенное существо, то должны медитировать на Аллаха и поклоняться Ему в Его воображаемой форме“. Мы не удовлетворены таким ответом.

Почему? Воображаемая (калпита) форма Аллаха — порождение сатаны. Она известна как идол (бйут, демон, материальное существо), а поклонение идолу категорически запрещено. Не говоря уже об удовлетворении Аллаха, поклоняясь идолу, человек заслуживает наказание со стороны Аллаха. Мы слышали, что основатель вашей традиции, Чайтаньядев, очистил дхарму индусов. Тем не менее Его учение предписывает поклонение идолам. Мы хотим узнать от вайшнавов, почему, даже несмотря на усердное изучение священных писаний, вы не отказались от поклонения идолам?»

Услышав вопрос муллы, ученые вайшнавы внутренне рассмеялись, но внешне сказали: «О, Пандит Бабаджи Махашай, пожалуйста, должным образом ответь на этот вопрос». Выполняя их указание, Пандит Горачанд начал говорить:

«Того, кого вы именуете Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Верховный Господь един. В Коране, в Пуранах, в разных землях и на разных языках Его зовут разными именами. Окончательное суждение в этом вопросе таково, что следует отдавать предпочтение тому имени, которое выражает все качества Верховного Господа. По этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван перед такими именами, как Аллах, Брахма, Параматма и др. Аллах есть существо или начало, превосходящее всех Своим величием. Однако мы не можем сказать, что это качество запредельного величия есть главное качество Господа. Центральное место следует отводить качеству, порождающему величайший восторг. Размышляя о запредельном величии Господа, мы испытываем восторг одного рода, но Его противоположное качество запредельной малости порождает чувство восхищения иного рода. Поэтому имя Аллах не вызывает кульминацию восторга. В имени же Бхагаван объединены все виды восторга, присущие людям.

Тотальность великолепия (айшварья), то есть сосуществование качеств максимального величия и максимальной „малости“, есть первое качество Бхагавана. Всемогущество — второе Его качество. Представляющееся невозможным человеческому интеллекту зависит от Его непостижимого могущества, благодаря которому Он одновременно имеет форму и лишен ее. Если вы говорите, что Он не может обладать формой, то вы отрицаете тем самым Его непостижимое могущество. Благодаря Своему могуществу, пребывая среди Своих преданных, Он обладает вечной формой, в которой совершает игру. Аллах, или Брахма, или Параматма, рассматриваемые как бесформенные начала, лишены этого особого чудесного качества.

Бхагаван всегда великодушен и исполнен славы и величия. Поэтому Его игры исполнены нектара. Бхагаван прекрасен. Все души видят Его своими сверхъестественными очами как самую прекрасную личность. Бхагаван обладает полнотой сознания, то есть Он есть чистое духовное существо, пребывающее за пределами материи. Его духовная форма есть Его форма Божества, и эта форма не имеет ничего общего со всеми идолами. Хотя Бхагаван — вершитель всего, Он независим и абсолютно чист. Бхагавана отличают эти шесть характеристик.

Бхагаван имеет две ипостаси — великодушия и сладости. Его сладостная ипостась — самый близкий друг души, Владыка наших сердец, Кришна или Чайтанья. Называть поклонение воображаемой форме Бхагавана идолопоклонством не противоречит нашему учению. Поклонение Его вечной форме (которая абсолютно духовна) есть вайшнава-дхарма. Поэтому в учении вайшнавов нет места поклонению идолам. Речь не идет о том, что поклонение вечной форме Господа запрещено лишь на том основании, что в некоторых книгах запрещено поклонение идолам. Все зависит от веры (ништхи) в сердце человека, совершающего поклонение. Люди способны поклоняться чистой форме Господа в той степени, в которой их сердца способны разорвать связь с идолами. Ты, мулла сахиб, являешься великим ученым, и твое сердце способно освободиться от уз идолопоклонства, но освободились ли от мыслей об идолах сердца всех твоих последователей? В той степени, в которой они думают об идолах, они поклоняются им. Они могут утверждать, что Господь не имеет формы, но внутренне они переполнены мыслями об идолах.

Нелегко сделать поклонение чистой форме Господа социальной практикой. Лишь квалифицированные личности, то есть те, кто наделен способностью выйти за рамки идолопоклонства, способны превзойти мысли об идолах. Я искренне прошу тебя поразмыслить над этим предметом».

Мулла Сахиб: «Я поразмыслил и решил, что шесть чудесных качеств, которые ты ассоциируешь с именем Бхагаван, также относятся к Аллаху, о чем свидетельствует священный Коран. Таким образом, нет необходимости дискутировать о значении имени Аллах. Аллах есть Бхагаван».

Горачанд: «Хорошо. В таком случае, ты принимаешь существование красоты и великолепия Верховного Существа и тем самым также признаешь существование Его прекрасной формы в духовном мире, за пределами мира материи. Это форма и есть наше Божество».

[Продолжение следует…]




English

Śrīla Bhakti Vinod Ṭhākur

Eternal Dharma and Idolatry
(part 2)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/eternal-dharma-and-idolatry-part-2/

Chapter Eleven of Śrī Jaiva-dharma
by
Śrīla Bhakti Vinod Ṭhākur

Published in Śrī Gauḍīya Darśan,
Volume 3, Issue 6,
Saturday, 11 January 1958.

 

Paṇḍit Gorāchā̐d spoke first, “O noble men, why have you summoned such insignificant souls as us?”

The mullah Badaruddin Sahib politely said, “Please accept our salutations. We have come here to ask you a few questions.”

Paṇḍit Gorāchā̐d said, “We will answer your scholarly questions according to what we understand.”

Badaruddin Sahib came forward and said, “Brothers! The worship of gods and goddesses has been going on within Hindu society for a long time. We see in the Holy Koran that Allah is one and indeed not two. He is formless. To make and worship a deity (pratimā) of Him is offensive. Being sceptical of this, I have asked many brāhmaṇ scholars about it, and they have told me, “It is true Allah is formless, but because we cannot conceive of a formless being, we have to meditate on and worship Allah in an imaginary form.” We are not satisfied with this answer. Why? An imaginary (kalpita) form of Allah is a creation of Satan. It is known as an idol (byut, demon, material entity), and worship of an idol is absolutely forbidden. Let alone pleasing Allah, by worshipping an idol one becomes fit to be punished by Him. We have heard that your original founder, Chaitanyadev, rectified Hindu dharma. Still, His teachings prescribe the worship of idols. We want to know from the Vaiṣṇavas why, even after engaging in so much study of the scriptures, you have not given up idol worship?”

Hearing the mullah’s question, the scholarly Vaiṣṇavas laughed within their minds but outwardly said, “O Paṇḍit Bābājī Mahāśay, please give a proper answer to this question.” Accepting this order, Paṇḍit Gorāchā̐d began to speak.

“Whom you call Allah we call Bhagavān. The Supreme Lord is one being. In the Koran, in the Purāṇas, in various lands, and in various languages, He is referred to by various names. The conclusive understanding is that the name which expresses all the qualities of the Supreme Lord should be specially adored. It is for this reason that we specially adore the name Bhagavān rather than ‘Allah’, ‘Brahma’, ‘Paramātma’, and other names. Allah is the being than whom there is nothing greater. We cannot say, however, that the quality of being extremely great is the Lord’s ultimate quality. The quality which produces the greatest wonder should be adored above all. If we consider the Lord’s extreme greatness, we feel one type of wonder, but in His opposite quality of being extremely small, there is another type of wonder. Therefore, the name of Allah does not evoke the culmination of all wonder. In the name Bhagavān, all types of wonder that exist in human conception are united together.

“Total magnificence (aiśvarya), that is, being both the extreme of greatness and the extreme of smallness, is the first quality of Bhagavān. Omnipotence is His second quality. What is impossible according to the human intellect is dependent on His inconceivable power, and by His inconceivable power, He is simultaneously with and without form. If you say He cannot have a form, then you deny His inconceivable power. By virtue of His power, in the midst of His devotees, He possess an eternal playful form. Allah, or Brahma, or Paramātma, when considered formless, are devoid of this special wonderful quality.

“Bhagavān is always benevolent and glorious. Therefore, His Pastimes are nectarean. Bhagavān is beautiful. All souls see Him with their supramundane eyes as the most beautiful person. Bhagavān is completely conscious, that is, He is a pure, spiritual being beyond matter. His spiritual form is His Deity form, and this form is beyond all idols. Although Bhagavān is the doer of everything, He is independent and untainted. Bhagavān is characterised by these six characteristics.

Bhagavān has two manifestations, that of magnificence and that of sweetness. His sweet manifestation is the dearest friend of the soul, the Lord of our heart, Kṛṣṇa or Chaitanya. Calling worship of an imaginary form of Bhagavān idol worship is not contrary to our teachings. Worship of His eternal form (which is completely spiritual) is Vaiṣṇava dharma. Therefore, there is no idol worship in the teachings of the Vaiṣṇavas. It is not that worship of the Lord’s eternal form is forbidden just because in some book idol worship is forbidden. Everything depends on the faith (niṣṭhā) in the heart of the person engaged in worship. People are able to worship the pure form of the Lord to the extent that their hearts can go beyond connection with idols. You, mullah sahib, are a great scholar, and your heart can go beyond idols, but have the hearts all your followers become free from thought of idols? To the extent that they think of idols, to that extent they worship idols. By mouth, they may say the Lord is formless but within they are filled with thoughts of idols.

“Making worship of the pure form of the Lord a social practice is difficult. Only qualified persons, that is, those who have the ability to go beyond idols, can transcend thoughts of idols. My earnest request is that you carefully consider this subject.”

Mullah Sahib: “I have considered and decided that the six wonderful qualities that you have associated with the name Bhagavān are also associated with the name Allah from the holy Koran. So, there is no need to dispute the meaning of the name Allah. Allah is Bhagavān.”

Gorāchā̐d: “Good. Then, you accept the existence of the beauty and opulence of the Supreme Being, and you therefore also accept the existence of His beautiful form in the spiritual world beyond the material world. This form is our Deity.”

[To be continued …]






←  «Слава Шримати Радхарани — дар наших учителей». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 октября 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Вечная дхарма и идолопоклонство» (часть 3). Шрила Бхактивинод Тхакур. «Джайва-дхарма» (фрагмент 11 главы) | “Eternal Dharma and Idolatry” (part 3). Srila Bhakti Vinod Thakur. Jaiva-dharma (from Chapter 11) →
Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Вечная дхарма и идолопоклонство
(часть 2)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/vechnaya-dkharma-i-idolatriya-chast-2.html

Глава одиннадцатая «Шри Джайва-дхармы»
Шрилы Бхактивинода Тхакура

Опубликована в журнале «Шри Гаудия-даршан»,
в томе третьем, выпуске шестом,
в субботу, 11 января 1958 года.

 

Первым заговорил Пандит Горачанд: «О, господа, почему вы призвали таких незначительных душ, как мы?»

Мулла Бадаруддин Сахиб учтиво сказал: «Пожалуйста, примите наши приветствия. Мы пришли сюда, чтобы задать вам несколько вопросов».

Пандит Горачанд заметил: «Мы ответим на ваши ученые вопросы в соответствии с нашим разумением».

Бадаруддин Сахиб выступил вперед и сказал: «Братья! Поклонение богам и богиням издавна практикуется в индуистском обществе. Священный Коран сообщает нам, что Аллах — единый и нет божества, помимо Него. Он не имеет формы. Создавать Его образ или божество и поклоняться ему (пратима) — оскорбительно. Испытывая скепсис в отношении поклонения божеству, я расспрашивал многих ученых брахманов об этом предмете, и они говорили мне: „Это правда, что Аллах не имеет формы, но, поскольку мы не в силах помыслить бесформенное существо, то должны медитировать на Аллаха и поклоняться Ему в Его воображаемой форме“. Мы не удовлетворены таким ответом.

Почему? Воображаемая (калпита) форма Аллаха — порождение сатаны. Она известна как идол (бйут, демон, материальное существо), а поклонение идолу категорически запрещено. Не говоря уже об удовлетворении Аллаха, поклоняясь идолу, человек заслуживает наказание со стороны Аллаха. Мы слышали, что основатель вашей традиции, Чайтаньядев, очистил дхарму индусов. Тем не менее Его учение предписывает поклонение идолам. Мы хотим узнать от вайшнавов, почему, даже несмотря на усердное изучение священных писаний, вы не отказались от поклонения идолам?»

Услышав вопрос муллы, ученые вайшнавы внутренне рассмеялись, но внешне сказали: «О, Пандит Бабаджи Махашай, пожалуйста, должным образом ответь на этот вопрос». Выполняя их указание, Пандит Горачанд начал говорить:

«Того, кого вы именуете Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Верховный Господь един. В Коране, в Пуранах, в разных землях и на разных языках Его зовут разными именами. Окончательное суждение в этом вопросе таково, что следует отдавать предпочтение тому имени, которое выражает все качества Верховного Господа. По этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван перед такими именами, как Аллах, Брахма, Параматма и др. Аллах есть существо или начало, превосходящее всех Своим величием. Однако мы не можем сказать, что это качество запредельного величия есть главное качество Господа. Центральное место следует отводить качеству, порождающему величайший восторг. Размышляя о запредельном величии Господа, мы испытываем восторг одного рода, но Его противоположное качество запредельной малости порождает чувство восхищения иного рода. Поэтому имя Аллах не вызывает кульминацию восторга. В имени же Бхагаван объединены все виды восторга, присущие людям.

Тотальность великолепия (айшварья), то есть сосуществование качеств максимального величия и максимальной „малости“, есть первое качество Бхагавана. Всемогущество — второе Его качество. Представляющееся невозможным человеческому интеллекту зависит от Его непостижимого могущества, благодаря которому Он одновременно имеет форму и лишен ее. Если вы говорите, что Он не может обладать формой, то вы отрицаете тем самым Его непостижимое могущество. Благодаря Своему могуществу, пребывая среди Своих преданных, Он обладает вечной формой, в которой совершает игру. Аллах, или Брахма, или Параматма, рассматриваемые как бесформенные начала, лишены этого особого чудесного качества.

Бхагаван всегда великодушен и исполнен славы и величия. Поэтому Его игры исполнены нектара. Бхагаван прекрасен. Все души видят Его своими сверхъестественными очами как самую прекрасную личность. Бхагаван обладает полнотой сознания, то есть Он есть чистое духовное существо, пребывающее за пределами материи. Его духовная форма есть Его форма Божества, и эта форма не имеет ничего общего со всеми идолами. Хотя Бхагаван — вершитель всего, Он независим и абсолютно чист. Бхагавана отличают эти шесть характеристик.

Бхагаван имеет две ипостаси — великодушия и сладости. Его сладостная ипостась — самый близкий друг души, Владыка наших сердец, Кришна или Чайтанья. Называть поклонение воображаемой форме Бхагавана идолопоклонством не противоречит нашему учению. Поклонение Его вечной форме (которая абсолютно духовна) есть вайшнава-дхарма. Поэтому в учении вайшнавов нет места поклонению идолам. Речь не идет о том, что поклонение вечной форме Господа запрещено лишь на том основании, что в некоторых книгах запрещено поклонение идолам. Все зависит от веры (ништхи) в сердце человека, совершающего поклонение. Люди способны поклоняться чистой форме Господа в той степени, в которой их сердца способны разорвать связь с идолами. Ты, мулла сахиб, являешься великим ученым, и твое сердце способно освободиться от уз идолопоклонства, но освободились ли от мыслей об идолах сердца всех твоих последователей? В той степени, в которой они думают об идолах, они поклоняются им. Они могут утверждать, что Господь не имеет формы, но внутренне они переполнены мыслями об идолах.

Нелегко сделать поклонение чистой форме Господа социальной практикой. Лишь квалифицированные личности, то есть те, кто наделен способностью выйти за рамки идолопоклонства, способны превзойти мысли об идолах. Я искренне прошу тебя поразмыслить над этим предметом».

Мулла Сахиб: «Я поразмыслил и решил, что шесть чудесных качеств, которые ты ассоциируешь с именем Бхагаван, также относятся к Аллаху, о чем свидетельствует священный Коран. Таким образом, нет необходимости дискутировать о значении имени Аллах. Аллах есть Бхагаван».

Горачанд: «Хорошо. В таком случае, ты принимаешь существование красоты и великолепия Верховного Существа и тем самым также признаешь существование Его прекрасной формы в духовном мире, за пределами мира материи. Это форма и есть наше Божество».

[Продолжение следует…]




English

Śrīla Bhakti Vinod Ṭhākur

Eternal Dharma and Idolatry
(part 2)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/eternal-dharma-and-idolatry-part-2/

Chapter Eleven of Śrī Jaiva-dharma
by
Śrīla Bhakti Vinod Ṭhākur

Published in Śrī Gauḍīya Darśan,
Volume 3, Issue 6,
Saturday, 11 January 1958.

 

Paṇḍit Gorāchā̐d spoke first, “O noble men, why have you summoned such insignificant souls as us?”

The mullah Badaruddin Sahib politely said, “Please accept our salutations. We have come here to ask you a few questions.”

Paṇḍit Gorāchā̐d said, “We will answer your scholarly questions according to what we understand.”

Badaruddin Sahib came forward and said, “Brothers! The worship of gods and goddesses has been going on within Hindu society for a long time. We see in the Holy Koran that Allah is one and indeed not two. He is formless. To make and worship a deity (pratimā) of Him is offensive. Being sceptical of this, I have asked many brāhmaṇ scholars about it, and they have told me, “It is true Allah is formless, but because we cannot conceive of a formless being, we have to meditate on and worship Allah in an imaginary form.” We are not satisfied with this answer. Why? An imaginary (kalpita) form of Allah is a creation of Satan. It is known as an idol (byut, demon, material entity), and worship of an idol is absolutely forbidden. Let alone pleasing Allah, by worshipping an idol one becomes fit to be punished by Him. We have heard that your original founder, Chaitanyadev, rectified Hindu dharma. Still, His teachings prescribe the worship of idols. We want to know from the Vaiṣṇavas why, even after engaging in so much study of the scriptures, you have not given up idol worship?”

Hearing the mullah’s question, the scholarly Vaiṣṇavas laughed within their minds but outwardly said, “O Paṇḍit Bābājī Mahāśay, please give a proper answer to this question.” Accepting this order, Paṇḍit Gorāchā̐d began to speak.

“Whom you call Allah we call Bhagavān. The Supreme Lord is one being. In the Koran, in the Purāṇas, in various lands, and in various languages, He is referred to by various names. The conclusive understanding is that the name which expresses all the qualities of the Supreme Lord should be specially adored. It is for this reason that we specially adore the name Bhagavān rather than ‘Allah’, ‘Brahma’, ‘Paramātma’, and other names. Allah is the being than whom there is nothing greater. We cannot say, however, that the quality of being extremely great is the Lord’s ultimate quality. The quality which produces the greatest wonder should be adored above all. If we consider the Lord’s extreme greatness, we feel one type of wonder, but in His opposite quality of being extremely small, there is another type of wonder. Therefore, the name of Allah does not evoke the culmination of all wonder. In the name Bhagavān, all types of wonder that exist in human conception are united together.

“Total magnificence (aiśvarya), that is, being both the extreme of greatness and the extreme of smallness, is the first quality of Bhagavān. Omnipotence is His second quality. What is impossible according to the human intellect is dependent on His inconceivable power, and by His inconceivable power, He is simultaneously with and without form. If you say He cannot have a form, then you deny His inconceivable power. By virtue of His power, in the midst of His devotees, He possess an eternal playful form. Allah, or Brahma, or Paramātma, when considered formless, are devoid of this special wonderful quality.

“Bhagavān is always benevolent and glorious. Therefore, His Pastimes are nectarean. Bhagavān is beautiful. All souls see Him with their supramundane eyes as the most beautiful person. Bhagavān is completely conscious, that is, He is a pure, spiritual being beyond matter. His spiritual form is His Deity form, and this form is beyond all idols. Although Bhagavān is the doer of everything, He is independent and untainted. Bhagavān is characterised by these six characteristics.

Bhagavān has two manifestations, that of magnificence and that of sweetness. His sweet manifestation is the dearest friend of the soul, the Lord of our heart, Kṛṣṇa or Chaitanya. Calling worship of an imaginary form of Bhagavān idol worship is not contrary to our teachings. Worship of His eternal form (which is completely spiritual) is Vaiṣṇava dharma. Therefore, there is no idol worship in the teachings of the Vaiṣṇavas. It is not that worship of the Lord’s eternal form is forbidden just because in some book idol worship is forbidden. Everything depends on the faith (niṣṭhā) in the heart of the person engaged in worship. People are able to worship the pure form of the Lord to the extent that their hearts can go beyond connection with idols. You, mullah sahib, are a great scholar, and your heart can go beyond idols, but have the hearts all your followers become free from thought of idols? To the extent that they think of idols, to that extent they worship idols. By mouth, they may say the Lord is formless but within they are filled with thoughts of idols.

“Making worship of the pure form of the Lord a social practice is difficult. Only qualified persons, that is, those who have the ability to go beyond idols, can transcend thoughts of idols. My earnest request is that you carefully consider this subject.”

Mullah Sahib: “I have considered and decided that the six wonderful qualities that you have associated with the name Bhagavān are also associated with the name Allah from the holy Koran. So, there is no need to dispute the meaning of the name Allah. Allah is Bhagavān.”

Gorāchā̐d: “Good. Then, you accept the existence of the beauty and opulence of the Supreme Being, and you therefore also accept the existence of His beautiful form in the spiritual world beyond the material world. This form is our Deity.”

[To be continued …]



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования