«Живительный нектар рассказов о Кришне». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 21 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург


Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Живительный нектар рассказов о Кришне

(21 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)

(Адхивас Шри Кришна-джанмаштами)

 

После того, как [проявленные в этом мире] игры Кришны закончились, Он покинул этот мир. Наступил мрак Кали-юги. Мудрецы со всей Вселенной собрались и стали обсуждать этот вопрос. «Теперь, когда Господь покинул этот мир, как нам достичь благоденствия в мире, ведь мир погружен во тьму?»

Книга «Шримад-Бхагаватам» сравнивается с солнцем. Она взошла, явила себя в этом мире. Она состоит из восемнадцати тысяч стихов, и каждый из этих стихов сравнивается с лучом солнца, поэтому «Шримад-Бхагаватам» — это солнце, имеющее восемнадцать тысяч лучей. Но через кого эта книга о Кришне могла быть явлена?

Однажды великий царь Парикшит был проклят, ему осталось жить всего семь дней. Тогда он сел на берегу священной реки и мудрецы со всей Вселенной, лучшие представители всех школ религиозной и теистической мысли, собрались там, чтобы дать ему свои советы. Все эти мудрецы, будучи обусловлены материальным миром, давали советы, основанные на их индивидуальном опыте. Иначе говоря, они говорили о том, что помогло им решить их проблемы. Кто-то говорил: «Займись йогой». Кто-то говорил: «Займись медитацией». Кто-то говорил: «Предайся аскезам». Кто-то говорил: «Занимайся благотворительностью». Ему давали советы представители всех возможных [в то время] духовных практик.

Царь Парикшит, выслушав их всех, сказал: «Все ваши идеи, все, что вы представляете, вполне разумно, однако в моем распоряжении всего семь дней. Поэтому будет лучше, если вы посоветуетесь друг с другом и вынесете единогласный вердикт, что [мне] делать».

В этот самый момент великий святой Шукадев Госвами, освобожденная душа, предстал перед ними в облике шестнадцатилетнего юноши, мальчика, который странствовал обнаженный по этому миру и казался несведущим людям безумцем, сумасшедшим. Некоторые из мудрецов, собравшихся у царя Парикшита, прекрасно владели искусством физиогномики. Когда эти мудрецы увидели черты лица Шукадева Госвами, они поняли, что перед ними совершенная личность, освобожденная душа, поэтому они предоставили ему положение председателя их собрания.

Тогда царь Парикшит задал юному мудрецу такой вопрос: «Каковы обязанности человека в жизни, в особенности если этому человеку грозит смерть?» Ему был дан ответ: «При любых обстоятельствах следует слушать об играх Верховной Личности Бога, рассказывать о них и помнить о них».

Этот юноша Шукадев Госвами никогда не был в обусловленном [материальным миром] состоянии. Он всегда был освобожденной душой, и это одна из причин, почему все эти мудрецы предоставили ему положение председателя. О нем ходили легенды. Одна из легенд гласила, что, еще находясь в утробе своей матери, он уже был освобожденной душой. Не то, что он родился, и тогда стал освобожденным, — уже в утробе матери он был освобожден. И он явился в этот мир уже полностью развитым.

Он покинул свой дом в раннем возрасте. Его отец, великий мудрец, составитель Вед Ведавьяс, бежал за своим сыном, пытаясь его остановить. Когда он бежал за своим сыном, его сын и он проследовали мимо одного пруда, в котором в это время принимали омовение божественные девы. Они купались обнаженными. И Ведавьяс заметил, что, когда мимо них проходил его сын, Шукадев Госвами, эти девы не потрудились прикрыть свою наготу. Но когда появился Вьясадев, они прикрылись. Он спросил их, почему. Эти девушки отвечали ему: «Мы увидели, что твой сын не видит различия между мужчинами и женщинами, он выше этого. Сексуальность этого мира не представляет для него никакого интереса. Но увидев тебя, мы прикрыли свою наготу».

Это очень простая история, но почему она рассказана? Потому что впоследствии именно Шукадев Госвами должен был стать оратором, через которого будут явлены игры Радхи и Кришны.

Начиная отвечать Парикшиту, Шукадев Госвами сказал: «Ты знаешь, и все прекрасно знают, что с самого начала я не имел никакого интереса к этому миру, был полностью поглощен миром духовным». «Но, — продолжал он, — потом я услышал об играх Кришны и эти повествования увлекли меня в тот мир, о существовании которого я даже не подозревал». После этого Шукадев Госвами начал рассказывать о божественных играх Кришны и враджа-гопи. Но он начал рассказывать прежде всего о детских играх Кришны.

Есть знаменитая шлока, открывающая десятую песнь «Бхагаватам», где рассказы о Кришне сравниваются с «нектарным лекарством»[1]. Использовано слово «тришна» — «жажда», ведь царь Парикшит, проклятый на смерть через семь дней, в течение этих семи дней, пока слушал Шукадева Госвами, ничего не ел и не пил, он постился[2]. Также Шукадев, оратор, ничего не ел и не пил, но при этом они наслаждались живительным нектаром рассказов о Кришне.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  В начале десятой песни «Шримад-Бхагаватам» приводится стих, в котором говорится о «лекарстве» повествований о Кришне, но не содержится слова «тришна»: нивр̣тта-тарш̣аир упагӣйама̄на̄д, бхавауш̣адха̄ч чхротра-мано-’бхира̄ма̄т / ка уттамаш́лока-гун̣а̄нува̄да̄т, пума̄н вираджйета вина̄ паш́угхна̄т — «Верховную Личность Бога прославляют по парампаре, то есть учитель повествует о славе Господа своему ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кого больше не привлекает ложное, временное прославление материального мироздания. Описания Господа — это единственное лекарство для обусловленной души, которая вынуждена снова и снова рождаться и умирать. Кто же перестанет слушать прославление Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?» (10.1.4).

2  Махарадж Парикшит сказал Шукадеву Госвами: наиш̣а̄тидух̣саха̄ кш̣ун ма̄м̇, тйактодам апи ба̄дхате / пибантам̇ тван-мукха̄мбходжа, чйутам̇ хари-катха̄мр̣там — «В преддверии смерти я дал обет даже не пить воды, но, поскольку я пью нектар повествований о Кришне, льющийся из твоих лотосоподобных уст, голод и жажда, которые обычно так трудно переносить, не могут помешать мне» («Шримад-Бхагаватам», 10.1.13).




←  «Счастье в обществе преданных». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 13 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Объединение усилий ради высшей цели». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 13 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Живительный нектар рассказов о Кришне

(21 августа 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)

(Адхивас Шри Кришна-джанмаштами)

 

После того, как [проявленные в этом мире] игры Кришны закончились, Он покинул этот мир. Наступил мрак Кали-юги. Мудрецы со всей Вселенной собрались и стали обсуждать этот вопрос. «Теперь, когда Господь покинул этот мир, как нам достичь благоденствия в мире, ведь мир погружен во тьму?»

Книга «Шримад-Бхагаватам» сравнивается с солнцем. Она взошла, явила себя в этом мире. Она состоит из восемнадцати тысяч стихов, и каждый из этих стихов сравнивается с лучом солнца, поэтому «Шримад-Бхагаватам» — это солнце, имеющее восемнадцать тысяч лучей. Но через кого эта книга о Кришне могла быть явлена?

Однажды великий царь Парикшит был проклят, ему осталось жить всего семь дней. Тогда он сел на берегу священной реки и мудрецы со всей Вселенной, лучшие представители всех школ религиозной и теистической мысли, собрались там, чтобы дать ему свои советы. Все эти мудрецы, будучи обусловлены материальным миром, давали советы, основанные на их индивидуальном опыте. Иначе говоря, они говорили о том, что помогло им решить их проблемы. Кто-то говорил: «Займись йогой». Кто-то говорил: «Займись медитацией». Кто-то говорил: «Предайся аскезам». Кто-то говорил: «Занимайся благотворительностью». Ему давали советы представители всех возможных [в то время] духовных практик.

Царь Парикшит, выслушав их всех, сказал: «Все ваши идеи, все, что вы представляете, вполне разумно, однако в моем распоряжении всего семь дней. Поэтому будет лучше, если вы посоветуетесь друг с другом и вынесете единогласный вердикт, что [мне] делать».

В этот самый момент великий святой Шукадев Госвами, освобожденная душа, предстал перед ними в облике шестнадцатилетнего юноши, мальчика, который странствовал обнаженный по этому миру и казался несведущим людям безумцем, сумасшедшим. Некоторые из мудрецов, собравшихся у царя Парикшита, прекрасно владели искусством физиогномики. Когда эти мудрецы увидели черты лица Шукадева Госвами, они поняли, что перед ними совершенная личность, освобожденная душа, поэтому они предоставили ему положение председателя их собрания.

Тогда царь Парикшит задал юному мудрецу такой вопрос: «Каковы обязанности человека в жизни, в особенности если этому человеку грозит смерть?» Ему был дан ответ: «При любых обстоятельствах следует слушать об играх Верховной Личности Бога, рассказывать о них и помнить о них».

Этот юноша Шукадев Госвами никогда не был в обусловленном [материальным миром] состоянии. Он всегда был освобожденной душой, и это одна из причин, почему все эти мудрецы предоставили ему положение председателя. О нем ходили легенды. Одна из легенд гласила, что, еще находясь в утробе своей матери, он уже был освобожденной душой. Не то, что он родился, и тогда стал освобожденным, — уже в утробе матери он был освобожден. И он явился в этот мир уже полностью развитым.

Он покинул свой дом в раннем возрасте. Его отец, великий мудрец, составитель Вед Ведавьяс, бежал за своим сыном, пытаясь его остановить. Когда он бежал за своим сыном, его сын и он проследовали мимо одного пруда, в котором в это время принимали омовение божественные девы. Они купались обнаженными. И Ведавьяс заметил, что, когда мимо них проходил его сын, Шукадев Госвами, эти девы не потрудились прикрыть свою наготу. Но когда появился Вьясадев, они прикрылись. Он спросил их, почему. Эти девушки отвечали ему: «Мы увидели, что твой сын не видит различия между мужчинами и женщинами, он выше этого. Сексуальность этого мира не представляет для него никакого интереса. Но увидев тебя, мы прикрыли свою наготу».

Это очень простая история, но почему она рассказана? Потому что впоследствии именно Шукадев Госвами должен был стать оратором, через которого будут явлены игры Радхи и Кришны.

Начиная отвечать Парикшиту, Шукадев Госвами сказал: «Ты знаешь, и все прекрасно знают, что с самого начала я не имел никакого интереса к этому миру, был полностью поглощен миром духовным». «Но, — продолжал он, — потом я услышал об играх Кришны и эти повествования увлекли меня в тот мир, о существовании которого я даже не подозревал». После этого Шукадев Госвами начал рассказывать о божественных играх Кришны и враджа-гопи. Но он начал рассказывать прежде всего о детских играх Кришны.

Есть знаменитая шлока, открывающая десятую песнь «Бхагаватам», где рассказы о Кришне сравниваются с «нектарным лекарством»[1]. Использовано слово «тришна» — «жажда», ведь царь Парикшит, проклятый на смерть через семь дней, в течение этих семи дней, пока слушал Шукадева Госвами, ничего не ел и не пил, он постился[2]. Также Шукадев, оратор, ничего не ел и не пил, но при этом они наслаждались живительным нектаром рассказов о Кришне.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Лаванга Лата Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] В начале десятой песни «Шримад-Бхагаватам» приводится стих, в котором говорится о «лекарстве» повествований о Кришне, но не содержится слова «тришна»: нивр̣тта-тарш̣аир упагӣйама̄на̄д, бхавауш̣адха̄ч чхротра-мано-’бхира̄ма̄т / ка уттамаш́лока-гун̣а̄нува̄да̄т, пума̄н вираджйета вина̄ паш́угхна̄т — «Верховную Личность Бога прославляют по парампаре, то есть учитель повествует о славе Господа своему ученику. Таким прославлением наслаждаются те, кого больше не привлекает ложное, временное прославление материального мироздания. Описания Господа — это единственное лекарство для обусловленной души, которая вынуждена снова и снова рождаться и умирать. Кто же перестанет слушать прославление Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?» (10.1.4).

[2] Махарадж Парикшит сказал Шукадеву Госвами: наиш̣а̄тидух̣саха̄ кш̣ун ма̄м̇, тйактодам апи ба̄дхате / пибантам̇ тван-мукха̄мбходжа, чйутам̇ хари-катха̄мр̣там — «В преддверии смерти я дал обет даже не пить воды, но, поскольку я пью нектар повествований о Кришне, льющийся из твоих лотосоподобных уст, голод и жажда, которые обычно так трудно переносить, не могут помешать мне» («Шримад-Бхагаватам», 10.1.13).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования