«Говинда-бхашья: комментарий самого Говинды». Шрипад Девашиш Прабху о Баладеве Видьябхушане. 23 октября 2019 года. Гальта, Индия



скачать (формат MP3, 24 МБ )

Переводчик: Шрипад Парамананда Прабху.

Гальта, Раджастхан — место, где Баладев Видьябхушан за несколько дней составил комментарий на Веданта-сутру.


Russian

Шрипад Девашиш Прабху
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Шрипад Парамананда Прабху

Говинда-бхашья:
комментарий самого Говинды

(23 октября 2019 года. Гальта, Индия)

 

Мадхусудан Махарадж: Итак, мы в Гальте. Это очень особое место, значимое место для нашей сампрадаи. Девашиш Прабху объяснит нам, почему это место так важно для нас. Услышав о нем, мы поймем, где мы находимся и какие события происходили здесь в прошлом.

[Неясные реплики перед началом рассказа.]

#00:01:15#

Девашиш Прабху: Джайпур — это город, который очень важен для гаудия-сампрадаи. Потому что в центре Джайпура находится храм Радхи-Говинды. Многих божеств называют Радха-Говинда, очень много божеств Радхи-Кришны установлены во всем мире. Но божества Радхи-Говинды, которые находятся в центре Джайпура, — это ишта-девата, божества, которым поклонялся сам Рупа Госвами. Несмотря на то, что мы следуем сампрадае Чайтаньи, она известна как рупануга-сампрадая. И завтра у нас в планах, мы надеемся попасть на мангала-арати в храм Говиндаджи. В 4:30 утра мы должны уже быть там.

Мадхусудан Махарадж: Мы должны быть там до 4:30 утра, за пятнадцать минут до этого. Прийти в 4:15, прочитать гаятри, подготовиться к мангала-арати.

[Короткие реплики Девашиша Прабху и Парамананды Прабху.]

#00:03:23#

Девашиш Прабху: Божества Говинды были во Вриндаване и позже пришли в Джайпур. Мы упомянем об этом еще завтра. Если ходить по старому городу Джайпура, вы увидите, что практически в каждом магазине есть изображения Радхи-Говинды. И все говорят: «Говиндаджи! Говиндаджи!» Все знают, что это город, который принадлежит Говинде. После того, как Говинда пришел в город Джайпур, поклонение Ему стало очень популярным, очень много людей ходило на даршан к Нему. И поклонялись Ему в то время священники, пуджари, последователи Шрилы Рупы Госвами.

#00:04:25#

Также Джайпур — штаб-квартира рамануджа-сампрадаи. Рамануджа — великий Гуру в линии шри-сампрадаи. На самом деле это самый великий Гуру шри-сампрадаи. Одно из служений, которое Господь Кришна дал ему, — установить служение божествам в соответствии с виддхи-маргой. Последователи рамануджа-сампрадаи хотели изменить поклонение [божествам]. Они хотели подчеркнуть, что Радха-Говинда — не кто иной, как Лакшми-Нараяна. Но наша концепция абсолютно противоположная. В нашей концепции Лакшми-Нараяна — это экспансия Радхи-Говинды из Вриндавана. То поклонение, которое они хотели установить, было в стиле айшварьи, с большим количеством правил и предписаний. Но Радхе-Говинде поклоняются в стиле рага-марги, в стиле обитателей Вриндавана [гопи].

#00:06:40#

Так или иначе, они хотели утвердить, что поклонение в стиле рамануджа-сампрадаи более высокое, чем поклонение Радхе-Говинде, при котором не придерживаются этих принципов. Это был очень важный момент для гаудия-сампрадаи. Мы говорим о времени спустя три поколения с момента ухода Шри Чайтаньи Махапрабху. Тот, кто возглавлял вайшнавскую сампрадаю в линии Махапрабху в то время, был Вишванатх Чакраварти Тхакур и его ученик Баладев Видьябхушан. Вишванатху сообщили об этой ситуации, когда он находился во Вриндаване. Они просили его: «Пожалуйста, приди и прими вызов». К тому времени он был очень стар и не мог путешествовать. Тогда Вишванатх отправил своего ученика Баладева Видьябхушана. И тот приехал на дебаты. Это как раз то место, где обсуждение произошло. И этот храм — так же, как и храм напротив, — это изначальные здания, которые возведены в то время. Пандиты рамануджа-сампрадаи были очень принципиальны. Не каждый, кто захочет, мог принять участие в дебатах.

#00:09:03#

Вначале он должен доказать, каковы [историко-философские обоснования существования духовной традиции?]… [Неслышно.] Исторически были четыре вайшнавские сампрадаи. Так, рамануджа-сампрадая или шри-сампрадая происходит изначально от Лакшми Деви. Мадхвачарья-сампрадая относится к брахма-сампрадае. Нимбаркачарья-сампрадая происходит от четырех Кумаров. Это были святые мудрецы, но выглядели, как мальчики. Четвертая вайшнавская сампрадая — это рудра-сампрадая, которая происходит от Господа Шивы. Главный ачарья этой сампрадаи — Вишну Свами. Чтобы принять участие в дебатах, ты должен был доказать, что ты квалифицированный представитель одной из этих сампрадай. Когда Баладев Видьябхушан пришел, он представился как последователь мадхва-сампрадаи.

#00:11:22#

Тогда они включили его в дебаты, ему разрешили говорить. Но через очень короткое время, после того как Баладев Видьябхушан начал говорить, они поняли, что это не является философией Мадхавачарьи. То, о чем он говорил, не что иное, как сиддханта Чайтаньи Махапрабху. Тогда пандиты сказали: «Подожди, подожди, ты говоришь о чем-то другом. Это не философия Мадхвы». Он сказал: «Да, может быть, не совсем чистая линия Мадхавачарьи, но я говорю о Шри Чайтанье Махапрабху. Мы являемся Его последователями». Они сказали: «Мы считаем, что ты не можешь больше являться участником дебатов, ты не можешь больше говорить. Если ты хочешь доказать, что твоя сампрадая истинна, ты должен представить комментарии на „Веданта-сутру“, которые исходят из сампрадаи, которую ты представляешь». В каждой сампрадае есть комментарий на «Веданта-сутру».

#00:13:34#

Но в линии Махапрабху не было отдельного комментария «Веданта-сутры», поскольку Он считал, что «Шримад-Бхагаватам» — это естественный комментарий на «Веданта-сутру». Но последователи Рамануджи не приняли это, они сказали: «Это интересно, и это тебе на руку. Мы не сомневаемся в этом, но если ты хочешь говорить в этом собрании, тебе нужен авторитетный комментарий на „Веданта-сутру“. Пока этого не произойдет, мы не можем тебе разрешить выступать на этом собрании». После этого Баладев Видьябхушан оставил это собрание и отправился к божествам Радхи-Говинды в Джайпуре. Молясь лотосным стопам Говиндаджи, он начал составлять комментарий к «Веданта-сутре». Удивительно то, что Баладев Видьябхушан смог закончить этот комментарий за неделю, тогда как в других сампрадаях это занимало годы, а иногда поколения.

#00:15:24#

Как представил это сам Баладев Видьябхушан: «На самом деле я был всего лишь пером Говиндаджи, через меня Он явил этот комментарий». Этот комментарий стал известен как «Говинда-бхашья». И когда он прочитал этот комментарий на «Веданта-сутру» всем пандитам, собравшимся на том собрании, они все были очень удивлены. Им ничего не оставалось, как принять этот комментарий на «Веданта-сутру» не просто как комментарий на «Веданта-сутру», а как самый лучший комментарий, который только существовал в вайшнавской сампрадае. В результате этого все они приняли, что он одержал победу в философском споре, а поклонение Радхе-Говинде было установлено как поклонение изначальной Верховной Личности Бога.

#00:17:30#

Шрила Прабхупада [Бхактиведанта Свами] прославляет Баладева Видьябхушана и его работу «Говинда-бхашью» в начале «Бхагавад-гиты как она есть». С того момента сампрадая Махапрабху была признана как пятая вайшнавская сампрадая. Бхактивинод Тхакур говорит: «Это не просто какая-то дополнительная сампрадая, это кульминация, к которой приходят остальные четыре сампрадаи, это сампрадая, которая гармонизирует все их наследие». [Неслышно.] Бхактивинод Тхакур предсказал, что однажды эта сампрадая будет принята как единственная существующая вайшнавская сампрадая, все остальные сампрадаи станут частью сампрадаи Махапрабху. Насколько значимо это место, насколько монументально в истории гаудия-сампрадаи произошедшее здесь событие, мы не можем до конца оценить. Это нереально.

Джай Шри Говиндаджи ки джай!

Джай «Говинда-бхашья» ки джай!

Джай Шри Баладев Видьябхушан ки джай!

Джай Вишванатх Чакраварти Тхакур ки джай!

Джай Шри Чайтанья Махапрабху ки джай!

Рупануга-гуру-варга ки джай!

Джай харинама-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Преданные: Харибол!

Преданная: Девашиш Прабху ки джай!

[Разговор Мадхусудана Махараджа, Девашиша Прабху, Парамананды Прабху.]

#00:21:56#

Мадхусудан Махарадж: Гуру Махарадж нас учил: когда мы приходим в храм, мы должны дать больше, чем мы берем. Иногда мы даем какие-то пожертвования, иногда мы предлагаем наше служение. Однажды, когда мы были на навадвипа-мандала-парикраме, мы пришли в храм Нрисимхадева и увидели, как один преданный подметал двор. Так, у меня, может быть, нет [денежных] средств для пожертвований, но я готов отдать свою энергию и хотя бы что-то сделать для храма. Это очень хороший пример. Поэтому, когда мы приходим в святые места, в храмы, старайтесь дать что-то, отдать что-то, будь это [практическое] служение или служение в виде каких-то пожертвований, обязательно нужно что-то оставить. Когда я даю пожертвования, я всегда думаю: «Я получил это пожертвование от других, и сейчас я направляю это к лотосным стопам Господа».

#00:22:49#

Парамананда Прабху: Мы отправимся посетить несколько мест, в которых многое происходило. Это очень древние тиртхи. Некоторые риши были там, где-то остались их бхаджан-кутиры. Господь Шива являл там свои деяния. А на вершине холма расположен Сурья-мандир. Мы разговаривали об этом с Девашишем Прабху. Однажды некий махараджа Джайпура явился, чтобы испросить благословений Сурьядева перед битвой. Это очень важная тиртха. И мы знаем, что пуджари этого храма любит киртан. Мой интерес к Сурья-мандиру (и Сурьядеву прежде всего) в том, что тот преданный [пуджари храма] любит киртан, гаудия-киртан. И когда мы были там, несколько парикрам до этого, тот пуджари преградил нам путь на выходе, говоря: «Вы не можете уйти. Давайте проведем еще киртан». Мы проводили там киртан до этого в течение получаса. А тот преданный говорил: «Останьтесь еще! Останьтесь еще! Пожалуйста. Я приготовлю для вас еду, я сделаю все, что необходимо, только останьтесь». Это было очень мило. [Говоря о Мадхусудане Махарадже:] Я думаю, Махарадж был очень счастлив.

Мадхусудан Махарадж: Да, я был очень счастлив.

[Рассказ Парамананды Прабху о священном пруде под названием Гомук-кунда.]

[Реплики Парамананды Прабху и Мадхусудана Махараджа.]

Парамананда Прабху: Все готовы пойти на вершину холма? Обрести даршан

Переводчик: Парамананда Дас
Транскрипцию выполнил
: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас









←  «Говинда-бхашья». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 июня 2013 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· The Science of Fasting.” Srila B. S. Goswami Maharaj | «Наука поста». Шрила Б. С. Госвами Махарадж →

Переводчик: Шрипад Парамананда Прабху.

Гальта, Раджастхан — место, где Баладев Видьябхушан за несколько дней составил комментарий на Веданта-сутру.


Russian

Шрипад Девашиш Прабху
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Шрипад Парамананда Прабху

Говинда-бхашья:
комментарий самого Говинды

(23 октября 2019 года. Гальта, Индия)

 

Мадхусудан Махарадж: Итак, мы в Гальте. Это очень особое место, значимое место для нашей сампрадаи. Девашиш Прабху объяснит нам, почему это место так важно для нас. Услышав о нем, мы поймем, где мы находимся и какие события происходили здесь в прошлом.

[Неясные реплики перед началом рассказа.]

#00:01:15#

Девашиш Прабху: Джайпур — это город, который очень важен для гаудия-сампрадаи. Потому что в центре Джайпура находится храм Радхи-Говинды. Многих божеств называют Радха-Говинда, очень много божеств Радхи-Кришны установлены во всем мире. Но божества Радхи-Говинды, которые находятся в центре Джайпура, — это ишта-девата, божества, которым поклонялся сам Рупа Госвами. Несмотря на то, что мы следуем сампрадае Чайтаньи, она известна как рупануга-сампрадая. И завтра у нас в планах, мы надеемся попасть на мангала-арати в храм Говиндаджи. В 4:30 утра мы должны уже быть там.

Мадхусудан Махарадж: Мы должны быть там до 4:30 утра, за пятнадцать минут до этого. Прийти в 4:15, прочитать гаятри, подготовиться к мангала-арати.

[Короткие реплики Девашиша Прабху и Парамананды Прабху.]

#00:03:23#

Девашиш Прабху: Божества Говинды были во Вриндаване и позже пришли в Джайпур. Мы упомянем об этом еще завтра. Если ходить по старому городу Джайпура, вы увидите, что практически в каждом магазине есть изображения Радхи-Говинды. И все говорят: «Говиндаджи! Говиндаджи!» Все знают, что это город, который принадлежит Говинде. После того, как Говинда пришел в город Джайпур, поклонение Ему стало очень популярным, очень много людей ходило на даршан к Нему. И поклонялись Ему в то время священники, пуджари, последователи Шрилы Рупы Госвами.

#00:04:25#

Также Джайпур — штаб-квартира рамануджа-сампрадаи. Рамануджа — великий Гуру в линии шри-сампрадаи. На самом деле это самый великий Гуру шри-сампрадаи. Одно из служений, которое Господь Кришна дал ему, — установить служение божествам в соответствии с виддхи-маргой. Последователи рамануджа-сампрадаи хотели изменить поклонение [божествам]. Они хотели подчеркнуть, что Радха-Говинда — не кто иной, как Лакшми-Нараяна. Но наша концепция абсолютно противоположная. В нашей концепции Лакшми-Нараяна — это экспансия Радхи-Говинды из Вриндавана. То поклонение, которое они хотели установить, было в стиле айшварьи, с большим количеством правил и предписаний. Но Радхе-Говинде поклоняются в стиле рага-марги, в стиле обитателей Вриндавана [гопи].

#00:06:40#

Так или иначе, они хотели утвердить, что поклонение в стиле рамануджа-сампрадаи более высокое, чем поклонение Радхе-Говинде, при котором не придерживаются этих принципов. Это был очень важный момент для гаудия-сампрадаи. Мы говорим о времени спустя три поколения с момента ухода Шри Чайтаньи Махапрабху. Тот, кто возглавлял вайшнавскую сампрадаю в линии Махапрабху в то время, был Вишванатх Чакраварти Тхакур и его ученик Баладев Видьябхушан. Вишванатху сообщили об этой ситуации, когда он находился во Вриндаване. Они просили его: «Пожалуйста, приди и прими вызов». К тому времени он был очень стар и не мог путешествовать. Тогда Вишванатх отправил своего ученика Баладева Видьябхушана. И тот приехал на дебаты. Это как раз то место, где обсуждение произошло. И этот храм — так же, как и храм напротив, — это изначальные здания, которые возведены в то время. Пандиты рамануджа-сампрадаи были очень принципиальны. Не каждый, кто захочет, мог принять участие в дебатах.

#00:09:03#

Вначале он должен доказать, каковы [историко-философские обоснования существования духовной традиции?]… [Неслышно.] Исторически были четыре вайшнавские сампрадаи. Так, рамануджа-сампрадая или шри-сампрадая происходит изначально от Лакшми Деви. Мадхвачарья-сампрадая относится к брахма-сампрадае. Нимбаркачарья-сампрадая происходит от четырех Кумаров. Это были святые мудрецы, но выглядели, как мальчики. Четвертая вайшнавская сампрадая — это рудра-сампрадая, которая происходит от Господа Шивы. Главный ачарья этой сампрадаи — Вишну Свами. Чтобы принять участие в дебатах, ты должен был доказать, что ты квалифицированный представитель одной из этих сампрадай. Когда Баладев Видьябхушан пришел, он представился как последователь мадхва-сампрадаи.

#00:11:22#

Тогда они включили его в дебаты, ему разрешили говорить. Но через очень короткое время, после того как Баладев Видьябхушан начал говорить, они поняли, что это не является философией Мадхавачарьи. То, о чем он говорил, не что иное, как сиддханта Чайтаньи Махапрабху. Тогда пандиты сказали: «Подожди, подожди, ты говоришь о чем-то другом. Это не философия Мадхвы». Он сказал: «Да, может быть, не совсем чистая линия Мадхавачарьи, но я говорю о Шри Чайтанье Махапрабху. Мы являемся Его последователями». Они сказали: «Мы считаем, что ты не можешь больше являться участником дебатов, ты не можешь больше говорить. Если ты хочешь доказать, что твоя сампрадая истинна, ты должен представить комментарии на „Веданта-сутру“, которые исходят из сампрадаи, которую ты представляешь». В каждой сампрадае есть комментарий на «Веданта-сутру».

#00:13:34#

Но в линии Махапрабху не было отдельного комментария «Веданта-сутры», поскольку Он считал, что «Шримад-Бхагаватам» — это естественный комментарий на «Веданта-сутру». Но последователи Рамануджи не приняли это, они сказали: «Это интересно, и это тебе на руку. Мы не сомневаемся в этом, но если ты хочешь говорить в этом собрании, тебе нужен авторитетный комментарий на „Веданта-сутру“. Пока этого не произойдет, мы не можем тебе разрешить выступать на этом собрании». После этого Баладев Видьябхушан оставил это собрание и отправился к божествам Радхи-Говинды в Джайпуре. Молясь лотосным стопам Говиндаджи, он начал составлять комментарий к «Веданта-сутре». Удивительно то, что Баладев Видьябхушан смог закончить этот комментарий за неделю, тогда как в других сампрадаях это занимало годы, а иногда поколения.

#00:15:24#

Как представил это сам Баладев Видьябхушан: «На самом деле я был всего лишь пером Говиндаджи, через меня Он явил этот комментарий». Этот комментарий стал известен как «Говинда-бхашья». И когда он прочитал этот комментарий на «Веданта-сутру» всем пандитам, собравшимся на том собрании, они все были очень удивлены. Им ничего не оставалось, как принять этот комментарий на «Веданта-сутру» не просто как комментарий на «Веданта-сутру», а как самый лучший комментарий, который только существовал в вайшнавской сампрадае. В результате этого все они приняли, что он одержал победу в философском споре, а поклонение Радхе-Говинде было установлено как поклонение изначальной Верховной Личности Бога.

#00:17:30#

Шрила Прабхупада [Бхактиведанта Свами] прославляет Баладева Видьябхушана и его работу «Говинда-бхашью» в начале «Бхагавад-гиты как она есть». С того момента сампрадая Махапрабху была признана как пятая вайшнавская сампрадая. Бхактивинод Тхакур говорит: «Это не просто какая-то дополнительная сампрадая, это кульминация, к которой приходят остальные четыре сампрадаи, это сампрадая, которая гармонизирует все их наследие». [Неслышно.] Бхактивинод Тхакур предсказал, что однажды эта сампрадая будет принята как единственная существующая вайшнавская сампрадая, все остальные сампрадаи станут частью сампрадаи Махапрабху. Насколько значимо это место, насколько монументально в истории гаудия-сампрадаи произошедшее здесь событие, мы не можем до конца оценить. Это нереально.

Джай Шри Говиндаджи ки джай!

Джай «Говинда-бхашья» ки джай!

Джай Шри Баладев Видьябхушан ки джай!

Джай Вишванатх Чакраварти Тхакур ки джай!

Джай Шри Чайтанья Махапрабху ки джай!

Рупануга-гуру-варга ки джай!

Джай харинама-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Преданные: Харибол!

Преданная: Девашиш Прабху ки джай!

[Разговор Мадхусудана Махараджа, Девашиша Прабху, Парамананды Прабху.]

#00:21:56#

Мадхусудан Махарадж: Гуру Махарадж нас учил: когда мы приходим в храм, мы должны дать больше, чем мы берем. Иногда мы даем какие-то пожертвования, иногда мы предлагаем наше служение. Однажды, когда мы были на навадвипа-мандала-парикраме, мы пришли в храм Нрисимхадева и увидели, как один преданный подметал двор. Так, у меня, может быть, нет [денежных] средств для пожертвований, но я готов отдать свою энергию и хотя бы что-то сделать для храма. Это очень хороший пример. Поэтому, когда мы приходим в святые места, в храмы, старайтесь дать что-то, отдать что-то, будь это [практическое] служение или служение в виде каких-то пожертвований, обязательно нужно что-то оставить. Когда я даю пожертвования, я всегда думаю: «Я получил это пожертвование от других, и сейчас я направляю это к лотосным стопам Господа».

#00:22:49#

Парамананда Прабху: Мы отправимся посетить несколько мест, в которых многое происходило. Это очень древние тиртхи. Некоторые риши были там, где-то остались их бхаджан-кутиры. Господь Шива являл там свои деяния. А на вершине холма расположен Сурья-мандир. Мы разговаривали об этом с Девашишем Прабху. Однажды некий махараджа Джайпура явился, чтобы испросить благословений Сурьядева перед битвой. Это очень важная тиртха. И мы знаем, что пуджари этого храма любит киртан. Мой интерес к Сурья-мандиру (и Сурьядеву прежде всего) в том, что тот преданный [пуджари храма] любит киртан, гаудия-киртан. И когда мы были там, несколько парикрам до этого, тот пуджари преградил нам путь на выходе, говоря: «Вы не можете уйти. Давайте проведем еще киртан». Мы проводили там киртан до этого в течение получаса. А тот преданный говорил: «Останьтесь еще! Останьтесь еще! Пожалуйста. Я приготовлю для вас еду, я сделаю все, что необходимо, только останьтесь». Это было очень мило. [Говоря о Мадхусудане Махарадже:] Я думаю, Махарадж был очень счастлив.

Мадхусудан Махарадж: Да, я был очень счастлив.

[Рассказ Парамананды Прабху о священном пруде под названием Гомук-кунда.]

[Реплики Парамананды Прабху и Мадхусудана Махараджа.]

Парамананда Прабху: Все готовы пойти на вершину холма? Обрести даршан

Переводчик: Парамананда Дас
Транскрипцию выполнил
: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования