«Ганга Мата Госвамини. Ганга и Шива. Баладев Видьябхушан». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 28 мая 2015 года (утро). Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 132.77M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Ганга Мата Госвамини.
Ганга и Шива.
Баладев Видьябхушан

(28 мая 2015 года, утро. Москва, Кисельный)


Мадхусудан Махарадж: Ганга Мата Госвамини — это женщина, которая воспевала святые имена, и Ганга пришла за ней и перенесла ее к Господу Джаганнатху. (Джай Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!) Эта женщина была принцессой, настоящей принцессой. В то время Индия состояла из множества разрозненных королевств. В душе она [Ганга Мата Госвамини] была преданной и не желала роскошной жизни. И все-таки она унаследовала королевство каким-то образом — видимо, отец ее умер. И она следила за подданными. В те времена Индия жила очень богато. Вы можете это видеть по разным древним индийским вещам, которые у вас здесь есть. Но она отказалась от всего этого, чтобы встать на поиск духовного пути. Ее изначальное имя было — Шачи. Ее поиски привели ее к вайшнаву-гуру [по имени] Харидас Свами (не путать с Харидасом Тхакуром) во Вриндаван.

#00:03:31#

Во Вриндаване она получила посвящение от Харидаса Свами. Правда, это произошло не сразу. Изначально он, видя, что она принцесса, что она из богатой семьи, не хотел ей давать посвящение. Но, видя ее настроение смирения, он умилостивился, и таким образом она, можно сказать, заработала его благословения и получила инициацию. И она получила служение — отправиться в Джаганнатха Пури и присматривать за домом Сарвабхаумы Бхаттачарьи, в котором проходило, как мы знаем, очень много игр, связанных с Махапрабху.

#00:05:26#

Она получила такое ответственное служение и отправилась его совершать. Но она очень хотела попасть на фестиваль, который проходит в месте впадения Ганги [в Бенгальский залив], [месте,] где она [Ганга] сливается с океаном — Ганга-сагар. И до сих пор, кстати, [там] проходит этот фестиваль. У нее было очень большое желание туда попасть. Но она была в Пури и у нее не было возможности туда поехать.

#00:06:23#

Тогда ночью ей приснился сон, в котором ей сказали: «Иди и прими омовение в так называемой Белой Ганге (Швета Ганге)». Это кунда, которая находится прямо у дома [Сарвабхаумы] Бхаттачарьи. И вот она зашла в кунду, чтобы принять омовение, и ее подхватил поток и унес ее, поставив перед Господом Джаганнатхом. Она прямо мокрая перед Ним предстала. Неким мистическим образом появилась сама Ганга Деви и подвела ее к Господу Джаганнатху. В этом дворце также присутствовали различные возвышенные придворные и пандиты, мудрецы. Они удивились тому, что ночью вдруг появилась там эта женщина. Они ее, видимо, выставили, прогнали, сказали, чтобы она уходила. Но также они тоже увидели сон, в котором им сказали: «Нет, сама Ганга Деви привела ее. Идите и просите у нее прощения».

#00:09:02#

Так она продолжала совершать свое служение — следить за домом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Но к ней пришел царь [Ориссы], который также видел этот сон. Он пришел и спросил: «Что я могу для вас сделать? Я должен попросить у вас прощения». Он предложил: «Я отдам вам этот дом [Сарвабхаумы Бхаттачарьи] — он будет вашим». Она была очень счастлива, потому что таким образом она смогла в полной мере исполнить волю своего Гуру и принять полную ответственность за этот дом.

#00:09:59#

Когда мы в Пури совершаем парикраму, одно из важнейших мест, которое мы посещаем, — это как раз этот дом. Тогда она получила имя — Ганга Мата Госвамини. Она является одной из нескольких женщин-гуру в нашей сампрадае. У нее очень много учеников. Она была великой преданной. И сегодня день явления Ганги Маты Госвамини. Также сегодня день явления Ганги. Имеется в виду день явления Ганги в этом мире: Бхагиратхи.

#00:11:58#

У Ганги также есть история ее явления, игра — [то,] как она появляется. Есть история, в которой говорится, что Ганга вытекает из некой трещины в мироздании, трещины во Вселенной. Понимайте, как хотите. И мы, конечно, не можем посмотреть в современные телескопы и убедиться, что к чему. Они не позволяют нам этого, поэтому мы просто принимаем как факт то, что написано в писаниях. Но то, что мы можем принять, то, что мы знаем: что Вселенная — это большое место. И писания говорят о том, что Вселенная представляет собой некий огромный шар с толстым покрытием, и в нем есть небольшая дырка. Но эта маленькая дырочка, если мы начнем ее измерять, — это миллионы световых лет. И тогда мы можем сколько угодно рассуждать на тему размера этого всего.

#00:13:46#

Мы можем себе представить — если маленькая дырочка вот в этом покрытии Вселенной есть, и через нее течет вода, то она идет под большим напором. И возникает вопрос: «Что же произойдет со всеми планетами, если под большим напором идет этот сильный поток воды?». Тогда появляется Шива, который говорит: «Я приму этот сильный поток воды на свою голову, чтобы после этого она стекала в виде водопада уже более спокойно и не разрушила Вселенную». И говорится о том, что Ганга течет через всю Вселенную.

#00:15:28#

Мы знаем, что на планете Земля Ганга берет свой исток в Гималаях. Ганга течет через всю Индию, с запада на восток, и впадает в океан в месте Ганга-сагар, где проводится фестиваль, который хотела посетить Ганга Мата Госвамини.

#00:16:26#

Кешава Кашмири — сколько шлок он сочинил в прославление Ганги? Очень много — то ли сто, то ли тысячу, я точно не помню. Сколько? Вы помните, сколько шлок? Так или иначе, Кешава Кашмири был очень известен во времена Махапрабху. Он вызывал всех на поединок, чтобы побеждать и доказать, что он самый умный. В то время Навадвипа была центром образования, и никто не мог считаться мудрецом, если не одержал победу [над другими пандитами] в Навадвипе.

#00:17:56#

Он пришел к Махапрабху и прямо перед Ним за очень короткое время сочинил, записал много-много стихов, прославляющих Гангу. Сто или тысячу — так или иначе, очень много. И это, конечно, другая история. Но у них случился тогда спор, он вступил в спор с Махапрабху, и в результате этого спора он предался Махапрабху. Он понял, что он встретил более возвышенную личность, чем он сам. У нас есть очень много шлок, стихов, прославляющих Гангу. Также мы видим стихи, прославляющие Гангу, в «Шримад-Бхагаватам». Там их тоже много. Одна из таких шлок говорит о том, что удача любого животного, собаки, которая живет на берегу Ганги, в миллионы раз больше, чем [удача] любого богача, миллионера, который живет где-то в другом месте. Возможно, у меня есть эта шлока. Эта как раз шлока из «Чайтанья Бхагаваты», которую вы, как правило, читаете по утрам. Тут представлено шесть шлок, прославляющих Гангу, авторства Вриндавана Даса Тхакура. [Читает шлоки:]

#00:20:35#

«према-раса-сварӯпа тома̄ра дивйа джала
ш́ива се тома̄ра таттва джа̄нена сакала

сакр̣т тома̄ра на̄ма кариле ш́раван̣а
та̄ра виш̣н̣у-бхакти хайа, ки пунах̣ бхакш̣ан̣а

тома̄ра праса̄де се ‘ш́рӣ кр̣ш̣н̣а’ хена на̄ма
спхурайе джӣвера мукхе, итхе на̄хи а̄на

кӣт̣а, пакш̣ӣ, куккура, ш́р̣га̄ла йади хайа
татха̄пи тома̄ра йади никат̣е васайа

татха̄пи та̄ха̄ра йата бха̄гйера махима̄
анйатрера кот̣ӣш́вара нахе та̄ра сама̄

патита та̄рите се тома̄ра авата̄ра
тома̄ра сама̄на туми баи на̄хи а̄ра»[1]

#00:21:38#

Перевод этих шлок таков: «О, Ганга, твои воды являются жидкой премой. Господь Шива знает о твоем величии. Если кто-то услышит твое имя хоть раз — он развивает в себе преданность Вишну. Так что же еще они могут получить, испив твоей воды? По твоей милости имя Кришны появляется на языке. И нет никаких сомнений в этом. И удача миллионера, который живет где-то, не важно где, не может ни в коей мере сравниться с удачей насекомых, собак и других животных, которые живут на твоих берегах. Ты снизошла в этот мир, чтобы принести благо падшим душам. Никто не сравнится с тобой».

#00:23:24#

Харе Кришна! Все, это конец цитаты из «Чайтанья Бхагаваты». И, конечно, наш прекрасный Шри Чайтанья Сарасват Матх также находится на берегах Ганги.

#00:23:48#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:24:03#

Также сегодня день ухода Баладева Видьябхушана. Он был учеником Вишванатха Чакраварти [Тхакура] во Вриндаване. Вишванатх Чакраварти был одним из столпов, на котором держалась сампрадая в переходный момент после ухода Махапрабху и до современных времен. Мы поем очень много бхаджанов, которые сочинены им.

#00:25:08#

Мы знаем о том, что у Рупы Госвами было Божество. В 1670 году, когда мусульманский правитель в то время пытался уничтожить Божества Кришны во Вриндаване, Божество Рупы Госвами было вывезено в Джайпур. Тогда не только это Божество, но многие другие Божества Вриндавана были вывезены в Джайпур, чтобы спасти от уничтожения. Потому что Джайпур был хорошо укрепленным местом. И также Божество Рупы Госвами, Говиндаджи, очень известное Божество, было вывезено в Джайпур, где царь построил для Него храм и где Его установили.

#00:27:56#

Но в какой-то момент последователи Рамануджачарьи пришли и бросили вызов гаудия-вайшнавам, которые поклонялись этому Божеству. [Они] сказали: «Нет, мы должны поклоняться этому Божеству, мы более правильно [это делаем], у нас больше возможностей для этого». Тогда преданные отправились к Вишванатху Чакраварти, чтобы он помог им с этой проблемой. Они сказали: «Каким образом мы можем доказать, что мы квалифицированы, чтобы поклоняться этим Божествам? Они буквально прогоняют нас, не дают нам это делать».

#00:29:34#

В то время Вишванатх Чакраварти был уже пожилым человеком. Надо понимать, что в те времена вы не могли заказать себе такси с кондиционером и с комфортом доехать из Вриндавана до Джайпура. Это было непростое путешествие. Тогда он подумал и решил, что он отправит Баладева Видьябхушана, своего молодого, очень талантливого ученика, чтобы он вел этот спор в Джайпуре. Так или иначе, во время спора последователи Рамануджи выдвинули следующий аргумент: «Вы не квалифицированы, чтобы поклоняться этим Божествам. У вас даже нет своего собственного комментария к Ведам [„Веданта-сутре“]».

#00:31:10#

В те времена традиционно было принято, чтобы у каждой сампрадаи был свой собственный комментарий к писаниям, то есть свое собственное понимание писаний. Это было обязательно. Баладев Видьябхушан ответил на это: «Но ведь уже есть комментарий к Ведам [„Веданта-сутре“] — и это „Шримад-Бхагаватам“. Мы просто следуем тому, что написано в „Шримад-Бхагаватам“». Но они сказали: «Нет, это же не вы написали. Это комментарий, который дал сам Ведавьяс. У вас нет своего комментария. Мы не будем с вами в таком случае спорить».

#00:32:18#

Тогда Баладев Видьябхушан понял, что, действительно, единственный вариант выхода из этой ситуации: «У нас должен быть свой комментарий». И тогда он ответил: «Дайте мне, пожалуйста, неделю. Мы встретимся, и я принесу нашу бхашью — наш комментарий». Их это устроило, потому что они подумали: «Комментария никакого нет. Что они сделают за неделю?» «Ну, хорошо, давайте встретимся через неделю». Они подумали, что написать комментарий, бхашью, — это точно не вопрос недели, это занимает годы.

#00:34:36#

Тогда Баладев Видьябхушан пошел и стал молиться Божеству Говиндаджи. Он сказал: «У меня всего неделя. Нам нужно сделать комментарий». Он молился и получил благословения от Божества и полную поддержку. [Шутит:] И вот с такой опорой он отправился писать на своем компьютере «Макинтош» этот комментарий. [Смеется.] Ну, возможно, нет, не на компьютере, а просто от руки он пошел писать. Также он получил, в качестве дополнения к этому благословению, гирлянду от Божества. Она упала на него с Божества.

#00:36:46#

Таким образом он составил комментарий, который называется «Говинда-бхашья» — в честь Божества, от которого пришло благословение на этот комментарий. И [так Баладев Видьябхушан] пришел на спор через неделю, и никто не мог победить [его], опровергнуть этот комментарий никаким образом. И все это потому, что этот комментарий был составлен в смиренном состоянии духа, в качестве служения своему Гуру, а также при условии получения благословения Божеств. Таким образом, Божества остались у Гаудия-вайшнавов, и они продолжили ухаживать за Ними, продолжили поклоняться Им. И по сей день Они находятся в Джайпуре. Сегодня день ухода Баладева Видьябхушана.

#00:37:51#

Самадхи его находится недалеко от нашего храма во Вриндаване, возле храма Радхи-Шьямасундара. В этом храме им же и были установлены Божества Радхи и Шьямасундара. Это очень большие Божества, превышающие человеческий рост. Также там установлены с правой стороны маленькие Божества Радхи и Кришны. Считается, что это те самые Божества, которые Радхарани отдала Шьямананде [Прабху] на Сева-кундже. Это Божества, которым так же поклонялся Баладев Видьябхушан. Самадхи его Гуру, Вишванатха Чакраварти [Тхакура], находится возле храма Радхи-Гокулананды, неподалеку от места Локанатха Даса Госвами… [Из зала подсказывают. Переводчица: «Вы были [во Вриндаване], помогите».] [Обращается к преданной:] Вы же были с нами на парикраме там? Нет. Харе Кришна!

#00:40:46#

Мы говорим о том, что Баладев Видьябхушан был очень возвышенной личностью. Мы должны понимать, какая великая удача нам выпала — быть связанными [с такими личностями], прикоснуться к линии таких возвышенных личностей. В том числе таких возвышенных личностей, как Гуру Махарадж [Шридхар Махарадж] и Гурудев [Говинда Махарадж].

#00:41:35#

Вопрос: Вопрос. А если мы говорим, что здесь день явления Ганги, в этой Вселенной, — значит ли это, что были времена или какой-то период, когда Ганга не была проявлена в этой Вселенной и на Земле?

#00:42:53#

Мадхусудан Махарадж: Да, вы все правильно понимаете. Были времена, когда Ганги не было в этом мире. Потребовалось три поколения царей, которые молились [о ее нисхождении]… Сначала один молился очень долго и совершал строгие аскезы и просил Гангу явиться в этом мире. Потом его традицию продолжили его сыновья. И только в третьем поколении она смилостивилась, согласилась: «Хорошо, видимо, пора все-таки низойти к ним». Только тогда она согласилась явиться. Но это все божественные игры. Ганга присутствует во всех святых местах. Как мы говорили сегодня про Швета Гангу, Белую Гангу, — в таком виде она присутствует в Пури. Мы сегодня упоминали эту историю. А во Вриндаване она присутствует в [какой] форме? Первый вопрос. [Обращается к залу:] Вы знаете? Вы знаете? [К алтарю:] Джай Шри Гирирадж-Говардхан ки джай! И вам подсказывает вот здесь Гирирадж. Ганга присутствует в виде Манаси Ганги на Говардхане.

#00:44:43#

Она появилась из ума, из воображения маленького Кришны. В тот момент маленький Кришна убил демона, который явился в теле маленького теленка. После того, как Он [Кришна] убил этого демона, находящегося в теле теленка, жители Вриндавана сказали: «Так, не подходи к нам. Ты совершил огромный грех». В писаниях говорится о том, что это большой грех — убить корову. Жители [Вриндавана] сказали: «Тебе нужно идти…» Даже жители Вриндавана знали о славе Ганги, что она смывает все грехи. И они сказали Кришне: «Тебе нужно идти и принять омовение в Ганге. Иначе мы не будем подпускать Тебя к себе». И Кришна спорил, Он говорил: «Ну как же? Это же был демон, просто в форме теленка». Но они сказали: «Ничего не знаем. Тебе нужно идти к Ганге, потому что Ты совершил большой грех». Кришна не хотел покидать Вриндаван, и, конечно, Его близкие так же не хотели, чтобы Он уходил. Но Ему нужно было принять омовение в Ганге. И тогда Он явил Гангу из Своего ума. Именно поэтому она называется Манаси Гангой, «Гангой из ума [Кришны]».

#00:48:21#

Все помним, что Кришна в этот момент является маленьким мальчиком? И, конечно, все заподозрили неладное — они не могли сначала поверить, что Он действительно явил Гангу, и что это настоящая Ганга. В этот момент все жители деревни собрались, и явилась сама Ганга Деви, которая поклонялась Кришне. И все тогда поверили и приняли Его. Это одна из Его божественных игр. Таким образом, присутствует Ганга и на Говардхане, и во Вриндаване. У Ганги тоже свои игры.

#00:49:06#

Враджа Кишор Прабху: Махарадж, она сейчас в непроявленном [виде] на Говардхане?

#00:49:29#

Мадхусудан Махарадж: Да. Манаси Ганга. Нужны специальные очки. [Смеется.]

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄…[2]

Мы воду можем видеть. Вода там есть. Мы принимаем там омовение и с этого места [Манаси Ганга] начинаем нашу парикраму вокруг Говардхана. И там же заканчиваем. Воды Ганги никогда не загрязняются, они не оскверняются ничем, в независимости от того, что там может находиться. И такой же пример приводится относительно чистых преданных — они также не оскверняются.

#00:51:46#

По сей день местные жители ходят туда набирать воду Ганги для проведения пуджи, для омовения, для того чтобы дом убирать. Они ходят с большими кувшинами на голове набирать именно ту воду, хотя у них есть и другие возможности добыть воду — у них там есть насос. В Раджастхане даже маленькие девочки, по четыре года, несут три-четыре горшка на голове, можно их прямо в цирк нанимать, потому что они идут и через все переступают с этой водой.

#00:53:30#

Есть много традиций и духовных практик, связанных с применением именно воды из Ганги. Например, в специальный день, посвященный Шиве, мужчины берут такие палки, к которым привязано несколько кувшинов с водой, и несут очень далеко эту воду из Ганги, чтобы омыть Шиву. Это определенная аскеза, которая посвящена ему.

#00:54:57#

У нас также есть Божество Шивы [в Навадвипе], которое у нас появилось по милости Гурудева — сына Шивы. Это отдельная история. Это Божество Шивы — Гангадхара [Садашивы], как преданного, который принимает на себя этот поток воды [Ганги] и помогает нам таким образом, чтобы этот напор воды не разрушил мир. Это напоминает нам о том, что он сделал для нас. Таким образом вода Ганги спускается в этот мир, чтобы принести благо всем.

#00:56:44#

Когда Гуру Махарадж [Шридхар Махарадж] был молодым, он ходил принимать омовение в Ганге, и на обратном пути он всегда брал один цветок лотоса. Он всегда делал крюк — достаточно длинный путь он проделывал, чтобы этот цветок предложить, поклониться Шиве по пути домой. Он делал это каждый день. И этому же самому Божеству Шивы поклонялся отец Говинды Махараджа и просил его о сыне. Это очень известное Божество в Бенгалии.

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Шри Чайтанья Бхагавата, Антья-кханда, 1.115–120.

2  Ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄ / чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣ — «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».





←  «История с Баладевом Видьябхушаном». Садху Прия Прабху. 16 сентября 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· “Back to Bhakta Basics Course: Disciplic succession.” Srila B. R. Madhusudan Maharaj | 2022 | «Возвращение к курсу основ бхакти: ученическая преемственность». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж
 →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 139.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Ганга Мата Госвамини.
Ганга и Шива.
Баладев Видьябхушан

(28 мая 2015 года, утро. Москва, Кисельный)


Мадхусудан Махарадж: Ганга Мата Госвамини — это женщина, которая воспевала святые имена, и Ганга пришла за ней и перенесла ее к Господу Джаганнатху. (Джай Шри Гирирадж-Говардхан ки джай!) Эта женщина была принцессой, настоящей принцессой. В то время Индия состояла из множества разрозненных королевств. В душе она [Ганга Мата Госвамини] была преданной и не желала роскошной жизни. И все-таки она унаследовала королевство каким-то образом — видимо, отец ее умер. И она следила за подданными. В те времена Индия жила очень богато. Вы можете это видеть по разным древним индийским вещам, которые у вас здесь есть. Но она отказалась от всего этого, чтобы встать на поиск духовного пути. Ее изначальное имя было — Шачи. Ее поиски привели ее к вайшнаву-гуру [по имени] Харидас Свами (не путать с Харидасом Тхакуром) во Вриндаван.

#00:03:31#

Во Вриндаване она получила посвящение от Харидаса Свами. Правда, это произошло не сразу. Изначально он, видя, что она принцесса, что она из богатой семьи, не хотел ей давать посвящение. Но, видя ее настроение смирения, он умилостивился, и таким образом она, можно сказать, заработала его благословения и получила инициацию. И она получила служение — отправиться в Джаганнатха Пури и присматривать за домом Сарвабхаумы Бхаттачарьи, в котором проходило, как мы знаем, очень много игр, связанных с Махапрабху.

#00:05:26#

Она получила такое ответственное служение и отправилась его совершать. Но она очень хотела попасть на фестиваль, который проходит в месте впадения Ганги [в Бенгальский залив], [месте,] где она [Ганга] сливается с океаном — Ганга-сагар. И до сих пор, кстати, [там] проходит этот фестиваль. У нее было очень большое желание туда попасть. Но она была в Пури и у нее не было возможности туда поехать.

#00:06:23#

Тогда ночью ей приснился сон, в котором ей сказали: «Иди и прими омовение в так называемой Белой Ганге (Швета Ганге)». Это кунда, которая находится прямо у дома [Сарвабхаумы] Бхаттачарьи. И вот она зашла в кунду, чтобы принять омовение, и ее подхватил поток и унес ее, поставив перед Господом Джаганнатхом. Она прямо мокрая перед Ним предстала. Неким мистическим образом появилась сама Ганга Деви и подвела ее к Господу Джаганнатху. В этом дворце также присутствовали различные возвышенные придворные и пандиты, мудрецы. Они удивились тому, что ночью вдруг появилась там эта женщина. Они ее, видимо, выставили, прогнали, сказали, чтобы она уходила. Но также они тоже увидели сон, в котором им сказали: «Нет, сама Ганга Деви привела ее. Идите и просите у нее прощения».

#00:09:02#

Так она продолжала совершать свое служение — следить за домом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Но к ней пришел царь [Ориссы], который также видел этот сон. Он пришел и спросил: «Что я могу для вас сделать? Я должен попросить у вас прощения». Он предложил: «Я отдам вам этот дом [Сарвабхаумы Бхаттачарьи] — он будет вашим». Она была очень счастлива, потому что таким образом она смогла в полной мере исполнить волю своего Гуру и принять полную ответственность за этот дом.

#00:09:59#

Когда мы в Пури совершаем парикраму, одно из важнейших мест, которое мы посещаем, — это как раз этот дом. Тогда она получила имя — Ганга Мата Госвамини. Она является одной из нескольких женщин-гуру в нашей сампрадае. У нее очень много учеников. Она была великой преданной. И сегодня день явления Ганги Маты Госвамини. Также сегодня день явления Ганги. Имеется в виду день явления Ганги в этом мире: Бхагиратхи.

#00:11:58#

У Ганги также есть история ее явления, игра — [то,] как она появляется. Есть история, в которой говорится, что Ганга вытекает из некой трещины в мироздании, трещины во Вселенной. Понимайте, как хотите. И мы, конечно, не можем посмотреть в современные телескопы и убедиться, что к чему. Они не позволяют нам этого, поэтому мы просто принимаем как факт то, что написано в писаниях. Но то, что мы можем принять, то, что мы знаем: что Вселенная — это большое место. И писания говорят о том, что Вселенная представляет собой некий огромный шар с толстым покрытием, и в нем есть небольшая дырка. Но эта маленькая дырочка, если мы начнем ее измерять, — это миллионы световых лет. И тогда мы можем сколько угодно рассуждать на тему размера этого всего.

#00:13:46#

Мы можем себе представить — если маленькая дырочка вот в этом покрытии Вселенной есть, и через нее течет вода, то она идет под большим напором. И возникает вопрос: «Что же произойдет со всеми планетами, если под большим напором идет этот сильный поток воды?». Тогда появляется Шива, который говорит: «Я приму этот сильный поток воды на свою голову, чтобы после этого она стекала в виде водопада уже более спокойно и не разрушила Вселенную». И говорится о том, что Ганга течет через всю Вселенную.

#00:15:28#

Мы знаем, что на планете Земля Ганга берет свой исток в Гималаях. Ганга течет через всю Индию, с запада на восток, и впадает в океан в месте Ганга-сагар, где проводится фестиваль, который хотела посетить Ганга Мата Госвамини.

#00:16:26#

Кешава Кашмири — сколько шлок он сочинил в прославление Ганги? Очень много — то ли сто, то ли тысячу, я точно не помню. Сколько? Вы помните, сколько шлок? Так или иначе, Кешава Кашмири был очень известен во времена Махапрабху. Он вызывал всех на поединок, чтобы побеждать и доказать, что он самый умный. В то время Навадвипа была центром образования, и никто не мог считаться мудрецом, если не одержал победу [над другими пандитами] в Навадвипе.

#00:17:56#

Он пришел к Махапрабху и прямо перед Ним за очень короткое время сочинил, записал много-много стихов, прославляющих Гангу. Сто или тысячу — так или иначе, очень много. И это, конечно, другая история. Но у них случился тогда спор, он вступил в спор с Махапрабху, и в результате этого спора он предался Махапрабху. Он понял, что он встретил более возвышенную личность, чем он сам. У нас есть очень много шлок, стихов, прославляющих Гангу. Также мы видим стихи, прославляющие Гангу, в «Шримад-Бхагаватам». Там их тоже много. Одна из таких шлок говорит о том, что удача любого животного, собаки, которая живет на берегу Ганги, в миллионы раз больше, чем [удача] любого богача, миллионера, который живет где-то в другом месте. Возможно, у меня есть эта шлока. Эта как раз шлока из «Чайтанья Бхагаваты», которую вы, как правило, читаете по утрам. Тут представлено шесть шлок, прославляющих Гангу, авторства Вриндавана Даса Тхакура. [Читает шлоки:]

#00:20:35#

«према-раса-сварӯпа тома̄ра дивйа джала
ш́ива се тома̄ра таттва джа̄нена сакала

сакр̣т тома̄ра на̄ма кариле ш́раван̣а
та̄ра виш̣н̣у-бхакти хайа, ки пунах̣ бхакш̣ан̣а

тома̄ра праса̄де се ‘ш́рӣ кр̣ш̣н̣а’ хена на̄ма
спхурайе джӣвера мукхе, итхе на̄хи а̄на

кӣт̣а, пакш̣ӣ, куккура, ш́р̣га̄ла йади хайа
татха̄пи тома̄ра йади никат̣е васайа

татха̄пи та̄ха̄ра йата бха̄гйера махима̄
анйатрера кот̣ӣш́вара нахе та̄ра сама̄

патита та̄рите се тома̄ра авата̄ра
тома̄ра сама̄на туми баи на̄хи а̄ра»[1]

#00:21:38#

Перевод этих шлок таков: «О, Ганга, твои воды являются жидкой премой. Господь Шива знает о твоем величии. Если кто-то услышит твое имя хоть раз — он развивает в себе преданность Вишну. Так что же еще они могут получить, испив твоей воды? По твоей милости имя Кришны появляется на языке. И нет никаких сомнений в этом. И удача миллионера, который живет где-то, не важно где, не может ни в коей мере сравниться с удачей насекомых, собак и других животных, которые живут на твоих берегах. Ты снизошла в этот мир, чтобы принести благо падшим душам. Никто не сравнится с тобой».

#00:23:24#

Харе Кришна! Все, это конец цитаты из «Чайтанья Бхагаваты». И, конечно, наш прекрасный Шри Чайтанья Сарасват Матх также находится на берегах Ганги.

#00:23:48#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:24:03#

Также сегодня день ухода Баладева Видьябхушана. Он был учеником Вишванатха Чакраварти [Тхакура] во Вриндаване. Вишванатх Чакраварти был одним из столпов, на котором держалась сампрадая в переходный момент после ухода Махапрабху и до современных времен. Мы поем очень много бхаджанов, которые сочинены им.

#00:25:08#

Мы знаем о том, что у Рупы Госвами было Божество. В 1670 году, когда мусульманский правитель в то время пытался уничтожить Божества Кришны во Вриндаване, Божество Рупы Госвами было вывезено в Джайпур. Тогда не только это Божество, но многие другие Божества Вриндавана были вывезены в Джайпур, чтобы спасти от уничтожения. Потому что Джайпур был хорошо укрепленным местом. И также Божество Рупы Госвами, Говиндаджи, очень известное Божество, было вывезено в Джайпур, где царь построил для Него храм и где Его установили.

#00:27:56#

Но в какой-то момент последователи Рамануджачарьи пришли и бросили вызов гаудия-вайшнавам, которые поклонялись этому Божеству. [Они] сказали: «Нет, мы должны поклоняться этому Божеству, мы более правильно [это делаем], у нас больше возможностей для этого». Тогда преданные отправились к Вишванатху Чакраварти, чтобы он помог им с этой проблемой. Они сказали: «Каким образом мы можем доказать, что мы квалифицированы, чтобы поклоняться этим Божествам? Они буквально прогоняют нас, не дают нам это делать».

#00:29:34#

В то время Вишванатх Чакраварти был уже пожилым человеком. Надо понимать, что в те времена вы не могли заказать себе такси с кондиционером и с комфортом доехать из Вриндавана до Джайпура. Это было непростое путешествие. Тогда он подумал и решил, что он отправит Баладева Видьябхушана, своего молодого, очень талантливого ученика, чтобы он вел этот спор в Джайпуре. Так или иначе, во время спора последователи Рамануджи выдвинули следующий аргумент: «Вы не квалифицированы, чтобы поклоняться этим Божествам. У вас даже нет своего собственного комментария к Ведам [„Веданта-сутре“]».

#00:31:10#

В те времена традиционно было принято, чтобы у каждой сампрадаи был свой собственный комментарий к писаниям, то есть свое собственное понимание писаний. Это было обязательно. Баладев Видьябхушан ответил на это: «Но ведь уже есть комментарий к Ведам [„Веданта-сутре“] — и это „Шримад-Бхагаватам“. Мы просто следуем тому, что написано в „Шримад-Бхагаватам“». Но они сказали: «Нет, это же не вы написали. Это комментарий, который дал сам Ведавьяс. У вас нет своего комментария. Мы не будем с вами в таком случае спорить».

#00:32:18#

Тогда Баладев Видьябхушан понял, что, действительно, единственный вариант выхода из этой ситуации: «У нас должен быть свой комментарий». И тогда он ответил: «Дайте мне, пожалуйста, неделю. Мы встретимся, и я принесу нашу бхашью — наш комментарий». Их это устроило, потому что они подумали: «Комментария никакого нет. Что они сделают за неделю?» «Ну, хорошо, давайте встретимся через неделю». Они подумали, что написать комментарий, бхашью, — это точно не вопрос недели, это занимает годы.

#00:34:36#

Тогда Баладев Видьябхушан пошел и стал молиться Божеству Говиндаджи. Он сказал: «У меня всего неделя. Нам нужно сделать комментарий». Он молился и получил благословения от Божества и полную поддержку. [Шутит:] И вот с такой опорой он отправился писать на своем компьютере «Макинтош» этот комментарий. [Смеется.] Ну, возможно, нет, не на компьютере, а просто от руки он пошел писать. Также он получил, в качестве дополнения к этому благословению, гирлянду от Божества. Она упала на него с Божества.

#00:36:46#

Таким образом он составил комментарий, который называется «Говинда-бхашья» — в честь Божества, от которого пришло благословение на этот комментарий. И [так Баладев Видьябхушан] пришел на спор через неделю, и никто не мог победить [его], опровергнуть этот комментарий никаким образом. И все это потому, что этот комментарий был составлен в смиренном состоянии духа, в качестве служения своему Гуру, а также при условии получения благословения Божеств. Таким образом, Божества остались у Гаудия-вайшнавов, и они продолжили ухаживать за Ними, продолжили поклоняться Им. И по сей день Они находятся в Джайпуре. Сегодня день ухода Баладева Видьябхушана.

#00:37:51#

Самадхи его находится недалеко от нашего храма во Вриндаване, возле храма Радхи-Шьямасундара. В этом храме им же и были установлены Божества Радхи и Шьямасундара. Это очень большие Божества, превышающие человеческий рост. Также там установлены с правой стороны маленькие Божества Радхи и Кришны. Считается, что это те самые Божества, которые Радхарани отдала Шьямананде [Прабху] на Сева-кундже. Это Божества, которым так же поклонялся Баладев Видьябхушан. Самадхи его Гуру, Вишванатха Чакраварти [Тхакура], находится возле храма Радхи-Гокулананды, неподалеку от места Локанатха Даса Госвами… [Из зала подсказывают. Переводчица: «Вы были [во Вриндаване], помогите».] [Обращается к преданной:] Вы же были с нами на парикраме там? Нет. Харе Кришна!

#00:40:46#

Мы говорим о том, что Баладев Видьябхушан был очень возвышенной личностью. Мы должны понимать, какая великая удача нам выпала — быть связанными [с такими личностями], прикоснуться к линии таких возвышенных личностей. В том числе таких возвышенных личностей, как Гуру Махарадж [Шридхар Махарадж] и Гурудев [Говинда Махарадж].

#00:41:35#

Вопрос: Вопрос. А если мы говорим, что здесь день явления Ганги, в этой Вселенной, — значит ли это, что были времена или какой-то период, когда Ганга не была проявлена в этой Вселенной и на Земле?

#00:42:53#

Мадхусудан Махарадж: Да, вы все правильно понимаете. Были времена, когда Ганги не было в этом мире. Потребовалось три поколения царей, которые молились [о ее нисхождении]… Сначала один молился очень долго и совершал строгие аскезы и просил Гангу явиться в этом мире. Потом его традицию продолжили его сыновья. И только в третьем поколении она смилостивилась, согласилась: «Хорошо, видимо, пора все-таки низойти к ним». Только тогда она согласилась явиться. Но это все божественные игры. Ганга присутствует во всех святых местах. Как мы говорили сегодня про Швета Гангу, Белую Гангу, — в таком виде она присутствует в Пури. Мы сегодня упоминали эту историю. А во Вриндаване она присутствует в [какой] форме? Первый вопрос. [Обращается к залу:] Вы знаете? Вы знаете? [К алтарю:] Джай Шри Гирирадж-Говардхан ки джай! И вам подсказывает вот здесь Гирирадж. Ганга присутствует в виде Манаси Ганги на Говардхане.

#00:44:43#

Она появилась из ума, из воображения маленького Кришны. В тот момент маленький Кришна убил демона, который явился в теле маленького теленка. После того, как Он [Кришна] убил этого демона, находящегося в теле теленка, жители Вриндавана сказали: «Так, не подходи к нам. Ты совершил огромный грех». В писаниях говорится о том, что это большой грех — убить корову. Жители [Вриндавана] сказали: «Тебе нужно идти…» Даже жители Вриндавана знали о славе Ганги, что она смывает все грехи. И они сказали Кришне: «Тебе нужно идти и принять омовение в Ганге. Иначе мы не будем подпускать Тебя к себе». И Кришна спорил, Он говорил: «Ну как же? Это же был демон, просто в форме теленка». Но они сказали: «Ничего не знаем. Тебе нужно идти к Ганге, потому что Ты совершил большой грех». Кришна не хотел покидать Вриндаван, и, конечно, Его близкие так же не хотели, чтобы Он уходил. Но Ему нужно было принять омовение в Ганге. И тогда Он явил Гангу из Своего ума. Именно поэтому она называется Манаси Гангой, «Гангой из ума [Кришны]».

#00:48:21#

Все помним, что Кришна в этот момент является маленьким мальчиком? И, конечно, все заподозрили неладное — они не могли сначала поверить, что Он действительно явил Гангу, и что это настоящая Ганга. В этот момент все жители деревни собрались, и явилась сама Ганга Деви, которая поклонялась Кришне. И все тогда поверили и приняли Его. Это одна из Его божественных игр. Таким образом, присутствует Ганга и на Говардхане, и во Вриндаване. У Ганги тоже свои игры.

#00:49:06#

Враджа Кишор Прабху: Махарадж, она сейчас в непроявленном [виде] на Говардхане?

#00:49:29#

Мадхусудан Махарадж: Да. Манаси Ганга. Нужны специальные очки. [Смеется.]

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄…[2]

Мы воду можем видеть. Вода там есть. Мы принимаем там омовение и с этого места [Манаси Ганга] начинаем нашу парикраму вокруг Говардхана. И там же заканчиваем. Воды Ганги никогда не загрязняются, они не оскверняются ничем, в независимости от того, что там может находиться. И такой же пример приводится относительно чистых преданных — они также не оскверняются.

#00:51:46#

По сей день местные жители ходят туда набирать воду Ганги для проведения пуджи, для омовения, для того чтобы дом убирать. Они ходят с большими кувшинами на голове набирать именно ту воду, хотя у них есть и другие возможности добыть воду — у них там есть насос. В Раджастхане даже маленькие девочки, по четыре года, несут три-четыре горшка на голове, можно их прямо в цирк нанимать, потому что они идут и через все переступают с этой водой.

#00:53:30#

Есть много традиций и духовных практик, связанных с применением именно воды из Ганги. Например, в специальный день, посвященный Шиве, мужчины берут такие палки, к которым привязано несколько кувшинов с водой, и несут очень далеко эту воду из Ганги, чтобы омыть Шиву. Это определенная аскеза, которая посвящена ему.

#00:54:57#

У нас также есть Божество Шивы [в Навадвипе], которое у нас появилось по милости Гурудева — сына Шивы. Это отдельная история. Это Божество Шивы — Гангадхара [Садашивы], как преданного, который принимает на себя этот поток воды [Ганги] и помогает нам таким образом, чтобы этот напор воды не разрушил мир. Это напоминает нам о том, что он сделал для нас. Таким образом вода Ганги спускается в этот мир, чтобы принести благо всем.

#00:56:44#

Когда Гуру Махарадж [Шридхар Махарадж] был молодым, он ходил принимать омовение в Ганге, и на обратном пути он всегда брал один цветок лотоса. Он всегда делал крюк — достаточно длинный путь он проделывал, чтобы этот цветок предложить, поклониться Шиве по пути домой. Он делал это каждый день. И этому же самому Божеству Шивы поклонялся отец Говинды Махараджа и просил его о сыне. Это очень известное Божество в Бенгалии.

Переводчик: Ревати Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] Шри Чайтанья Бхагавата, Антья-кханда, 1.115–120.

[2] Ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄ / чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣ — «Умастив мои глаза целительным бальзамом самбандха-гьяны, правильного восприятия окружающего мира, духовный учитель пробудил мое внутреннее видение и вывел меня из тьмы невежества, подарив надежду. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Гурудевом».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования