«Что есть бхаджан?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж | “What is Bhajan? Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Что есть бхаджан?

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/chto-est-bkhadzhan.html

Шрила Гурудев говорит о необходимости быть покорным Гуру-вайшнаву.

Редакционная статья,
опубликованная в оригинале на бенгальcком языке,
в журнале «Шри Гаудия Даршан», в томе пятом, одиннадцатом выпуске,
в пятницу 10 июня 1960 года.

 

Что есть бхаджан? Служение тому, чему следует служить (бхаджанӣйа-таттва). Несмотря на то, что концепция «того, чему следует служить» находит место в сердцах людей во многих различных формах, тем не менее откровение формы «того, чему следует служить» в чистом, неоскверненном сердце есть сам Господь. Фундаментальная, изначальная форма Господа есть Нанда-нандан Кришна, акхила-раса̄мр̣та-мӯрти [олицетворение нектара всех рас], которому, ликуя, поклоняется избранная часть сонма освобожденных душ.

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам

(«Шри Брахма-самхита», 5.1)

[«Олицетворение духовной энергии, сознания и экстаза, Шри Кришна, который известен как Говинда, есть высший Владыка всех владык. У Него нет источника, Он сам — источник всего, и Он есть причина всех причин».]

Таково заключение Вед, Веданты, «Гитопанишад» и других писаний. Потому «то, чему следует служить» есть не кто иной, как Шри Кришна, сам Могущественный вкупе со Своим Могуществом (саш́акти-ш́актима̄н). Служение Шри Кришне не может совершать душа, наделенная мирским эго. Шрила Рупа Госвамипад сказал:

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.234)

[«Хотя Имя Кришны, Его облик, качества и игры не могут быть восприняты мирскими чувствами, они проявляют себя на языке и в других чувствах соответственно духу служения, присущему личности».]

Из этого стиха мы также понимаем, что Имя Кришны, Его облик, качества, игры, спутники и тождество — все это сверхъестественно. Он одаривает Своей милостью и открывает Себя чувствам лишь той души, которая наделена качествами и предана служению Ему.

Шри Гаурасундар также сказал: «Aпра̄кр̣та васту нахе пра̄кр̣та гочара: трансцендентная реальность не воспринимается мирскими чувствами». Подлинный слуга Кришны также трансцендентен. Более того,

дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нандамайа
апра̄кр̣та-дехе та̄̐ра чаран̣а бхаджайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192–193)

[«Во время инициации преданный вручает себя [Господу], и Кришна принимает его. Кришна наделяет тело преданного духовностью и радостью, и в этом сверхъестественном теле преданный служит стопам Кришны».]

В действительности преданный, посвятивший себя служению Шри Кришне, обитает в сверхъестественном измерении и служит Кришне посредством своего духовного тела. Гордость души, считающей служение Кришне материальным, есть не более чем самообман.

Здесь возникает вопрос. Ма̄йа̄-баддха джӣвера на̄хи кр̣ш̣н̣а-смр̣ти джн̃а̄на — «души, порабощенные майей, лишены сознания Кришны». Так как же могут такие души обрести подобную удачу?

Ответ: решением этой проблемы служит явление садху, Гуру и писаний.

Вопрос: но как душе достичь их?

Ответ: это возможно лишь благодаря покорному следованию (а̄нугатье). Да, покорность — единственный способ достичь служения Кришне. Склонность служить Кришне возникнет в сердце в результате покорности преданному, вовлеченному в трансцендентное служение.

Садху и писания во всех отношениях ставят под сомнение свободу души и учат тому, что покорность Господу — единственный путь, которому должно следовать. Взаимоотношения с Господом возможны лишь благодаря обществу садху (сата̄м̇ прасан̇га̄д)[1]. Жизнь вайшнавского садху — это жизнь покорности. Чувства таких садху вовлечены в служение Кришне двадцать четыре часа в сутки.

Туласидас написал:

ш́анта бад̣е парама̄ртхӣ, ш́ӣтала унки а̄м̇
тапана будха̄йата а̄ураке дхара̄йата а̄пана̄ рам̇

Потому, как только человек уподобляет свои ум и деяния умам и деяниям садху, которые в полной мере утверждены в дхарме души — дхарме служения Кришне, — он сразу же становится счастлив и достигает цели жизни.

Шри Кришне служат Его трансцендентные слуги посредством целеустремленности в практике преданности (авйабхича̄рӣ бхакти-йога)[2]. Более того, без покорности подлинному преданному Кришны преданность никогда не сможет стать непоколебимой (авйабхича̄рӣ). Таким образом, лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа — «все совершенство достигается одним мгновением, проведенным в общении с садху». Этот принцип — вечная истина. В молитве, обращенной к двум исполняющим желания ачарьям, мы находим:

говинда̄бхидхам индира̄ш́рита-падам̇ хастастха-ратна̄диват
таттвам̇ таттвавид-уттамау кш̣ити-тале йау дарш́айа̄н̃ чакрату

[«Шри Рупа и Шри Санатана, высочайшие знатоки Истины, показывают миру Говинду, у стоп которого Лакшми Деви (само богатство) находит прибежище, — так, словно Он драгоценный камень на их ладонях».]

Таким образом, оставаться невнимательным или пассивным в этом отношении [когда речь идет о том, чтобы найти в вайшнаве прибежище] — это единственное несчастье души. Ким адхикам ити: что мне еще сказать?

 

 

English

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj 

What is Bhajan?

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/what-is-bhajan/

Śrīla Gurudev explains the necessity of subservience to Guru-Vaiṣṇava.

An editorial
translated from the original Bengali text
published in Śrī Gauḍīya Darśan,
Volume 5, Issue 11, Friday, 10 June 1960.

 

What is bhajan? The service of that which is to be served (bhajanīya-tattva). Even if the conception of ‘that which is to be served’ finds a place in the hearts of men in many different forms, still the revelation of the form of ‘that which is to be served’ in the pure, clean heart is the Lord Himself. The Lord’s fundamental, original form is Nanda Nandan Kṛṣṇa, the Akhila-rasāmṛta-mūrti [the embodiment of the nectar of all rasas] celebrated by the highest section of liberated souls.

īśvaraḥ paramaḥ kṛṣṇaḥ sach-chid-ānanda-vigrahaḥ
anādir ādir govindaḥ sarva-kāraṇa-kāraṇam

(Śrī Brahma-saṁhitā: 5.1)

[“The embodiment of spiritual energy, consciousness, and ecstasy, Śrī Kṛṣṇa, who is known as Govinda, is the Supreme Lord of all Lords. He has no origin, He is the origin of all, and He is the cause of all causes.”]

This is the conclusion of the Vedas, Vedānta, Gītopaniṣad, and other scriptures. Thus, that which is to be served is none other than Śrī Kṛṣṇa, Power Himself accompanied by His Power (Saśakti-śaktimān). Śrī Kṛṣṇa’s service cannot be performed by a soul with mundane ego. Śrīla Rūpa Goswāmīpād has said,

ataḥ śrī-kṛṣṇa-nāmādi na bhaved grāhyam indriyaiḥ
sevonmukhe hi jihvādau svayam eva sphuraty adaḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.234)

[“Although Kṛṣṇa’s Name, Form, Qualities, and Pastimes cannot be grasped by the material senses, they manifest themselves on the tongue and to the other senses according to one’s service attitude.”]

We can understand from this verse also that Kṛṣṇa’s Name, Form, Qualities, Pastimes, associates, and identity are all supramundane. He only bestows His mercy and reveals Himself to the senses of the soul who is qualified and devoted to His service.

Śrī Gaurasundar also said, “Aprākṛta vastu nahe prākṛta gochara: supramundane existence is not materially perceptible.” A genuine servant of Kṛṣṇa is also supramundane. Furthermore,

dīkṣā-kāle bhakta kare ātma-samarpaṇa
sei-kāle kṛṣṇa tāre kare ātma-sama

sei deha kare tāra chid-ānandamaya
aprākṛta-dehe tā̐ra charaṇa bhajaya

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Antya-līlā, 4.192–193)

[“At the time of initiation a devotee surrenders himself, and Kṛṣṇa accepts him. Kṛṣṇa makes the devotee’s body spiritual and joyful, and in that supramundane body the devotee serves Kṛṣṇa’s feet.”]

In truth, a devotee dedicated to Śrī Kṛṣṇa’s service resides in the supramundane realm and serves Kṛṣṇa with a supramundane body. A soul’s pride in considering Kṛṣṇa’s service mundane is nothing more than self-deception.

Here there is a question. “Māyā-baddha jīvera nāhi Kṛṣṇa-smṛti jñāna: souls bound by māyā have no consciousness of Kṛṣṇa.” So how is it possible for souls to attain such fortune?

Answer: The solution to this problem is the appearance of sādhu, Guru, and scripture.

Question: But how will the soul attain them?

Answer: Only by subservience (ānugatya). Yes, subservience is the only way to attain Kṛṣṇa’s service. The inclination to serve Kṛṣṇa will arise in the heart as a result of subservience to a devotee engaged in supramundane service.

The sādhus and scriptures disparage the soul’s freedom in all respects and teach that submission to the Lord is the sole path to be followed. A relationship with the Lord Himself is possible only through the sādhus’ association (satāṁ prasaṅgād)[3]. The life of the Vaiṣṇava sādhus is subservience. The activities of their senses are engaged in Kṛṣṇa’s service twenty-four hours a day.

Tulasīdās wrote,

śanta baḍe paramārthī, śītala unki ā
tapana budhāyata āurake dharāyata āpanā raṁ

Thus, as soon as one can make one’s mind and activities like the minds and activities of the sādhus, which are fully established in the soul’s dharma—the dharma of Kṛṣṇa’s service, so soon one will become fulfilled.

Śrī Kṛṣṇa is served by His supramundane servitors through undeviating devotional practice (avyabhichārī bhakti-yoga)[4]. Moreover, without subservience to a genuine devotee of Kṛṣṇa, devotion cannot become undeviating (avyabhichārī). Thus, “Lava-mātra sādhu-saṅge sarva-siddhi haya: all perfection is realised within a moment of association with sādhus.” This principle is an eternal truth. In the prayers to our two wish-fulfilling Āchāryas we see:

govindābhidham indirāśrita-padaṁ hastastha-ratnādivat
tattvaṁ tattvavid-uttamau kṣiti-tale yau darśayāñ chakratu

[“Śrī Rūpa and Śrī Sanātan, the highest knowers of the Truth, show Govinda, at whose feet Lakṣmī Devī (wealth itself) is sheltered, to the world as though He is a jewel in their hands.”]

Thus, remaining inattentive or inactive in this regard [in taking shelter of the Vaiṣṇava] is the soul’s one and only misfortune. Kim adhikam iti: what need I say more?



1  Сата̄м̇ прасан̇га̄н мама вӣрйа-сам̇видо, бхаванти хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣ / тадж-джош̣ан̣а̄д а̄ш́в апаварга-вартмани, ш́раддха̄ ратир бхактир анукрамиш̣йати — [Господь говорит:] «Благодаря общению с садху, дискуссии, благодаря которым открывается Моя слава, становятся приятны слуху и сердцу. Благодаря наслаждению ими вера, привязанность ко Мне и преданность Мне — путь к свободе — развиваются очень быстро» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.25).

2  Ма̄н̃ ча йо ’вйабхича̄рен̣а бхакти-йогена севате / са гун̣а̄н саматӣтйаита̄н брахма-бхӯйа̄йа калпате — «Тот, кто, не отклоняясь, служит исключительно Мне с преданностью, превосходит качества материальной природы и становится достоин достичь духовного совершенства» (Шримад Бхагавад-гита, 14.26).

3  Satāṁ prasaṅgān mama vīrya-saṁvido, bhavanti hṛt-karṇa-rasāyanāḥ kathāḥ / taj-joṣaṇād āśv apavarga-vartmani, śraddhā ratir bhaktir anukramiṣyati—[The Lord says:] “By associating with sādhus, discussions which reveal My glory become pleasing to the ear and heart. By relishing them, faith, attachment, and devotion to Me—the path to liberation—quickly develop.” (Śrīmad Bhāgavatam: 3.25.25).

4  Māñ cha yo ’vyabhichāreṇa bhakti-yogena sevate / sa guṇān samatītyaitān brahma-bhūyāya kalpate—“One who, without deviation, serves Me exclusively with devotion, transcends the modes of material nature and becomes fit for spiritual perfection.” (Śrīmad Bhagavad-gītā: 14.26).




←  «Книги Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 29 апреля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Израиль как место паломничества». Шрила  Б. С. Хришикеш Махарадж. 5 мая 2019 года. Сочи
 →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Что есть бхаджан?

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/chto-est-bkhadzhan.html

Шрила Гурудев говорит о необходимости быть покорным Гуру-вайшнаву.

Редакционная статья,
опубликованная в оригинале на бенгальcком языке,
в журнале «Шри Гаудия Даршан», в томе пятом, одиннадцатом выпуске,
в пятницу 10 июня 1960 года.

 

Что есть бхаджан? Служение тому, чему следует служить (бхаджанӣйа-таттва). Несмотря на то, что концепция «того, чему следует служить» находит место в сердцах людей во многих различных формах, тем не менее откровение формы «того, чему следует служить» в чистом, неоскверненном сердце есть сам Господь. Фундаментальная, изначальная форма Господа есть Нанда-нандан Кришна, акхила-раса̄мр̣та-мӯрти [олицетворение нектара всех рас], которому, ликуя, поклоняется избранная часть сонма освобожденных душ.

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам

(«Шри Брахма-самхита», 5.1)

[«Олицетворение духовной энергии, сознания и экстаза, Шри Кришна, который известен как Говинда, есть высший Владыка всех владык. У Него нет источника, Он сам — источник всего, и Он есть причина всех причин».]

Таково заключение Вед, Веданты, «Гитопанишад» и других писаний. Потому «то, чему следует служить» есть не кто иной, как Шри Кришна, сам Могущественный вкупе со Своим Могуществом (саш́акти-ш́актима̄н). Служение Шри Кришне не может совершать душа, наделенная мирским эго. Шрила Рупа Госвамипад сказал:

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.234)

[«Хотя Имя Кришны, Его облик, качества и игры не могут быть восприняты мирскими чувствами, они проявляют себя на языке и в других чувствах соответственно духу служения, присущему личности».]

Из этого стиха мы также понимаем, что Имя Кришны, Его облик, качества, игры, спутники и тождество — все это сверхъестественно. Он одаривает Своей милостью и открывает Себя чувствам лишь той души, которая наделена качествами и предана служению Ему.

Шри Гаурасундар также сказал: «Aпра̄кр̣та васту нахе пра̄кр̣та гочара: трансцендентная реальность не воспринимается мирскими чувствами». Подлинный слуга Кришны также трансцендентен. Более того,

дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нандамайа
апра̄кр̣та-дехе та̄̐ра чаран̣а бхаджайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192–193)

[«Во время инициации преданный вручает себя [Господу], и Кришна принимает его. Кришна наделяет тело преданного духовностью и радостью, и в этом сверхъестественном теле преданный служит стопам Кришны».]

В действительности преданный, посвятивший себя служению Шри Кришне, обитает в сверхъестественном измерении и служит Кришне посредством своего духовного тела. Гордость души, считающей служение Кришне материальным, есть не более чем самообман.

Здесь возникает вопрос. Ма̄йа̄-баддха джӣвера на̄хи кр̣ш̣н̣а-смр̣ти джн̃а̄на — «души, порабощенные майей, лишены сознания Кришны». Так как же могут такие души обрести подобную удачу?

Ответ: решением этой проблемы служит явление садху, Гуру и писаний.

Вопрос: но как душе достичь их?

Ответ: это возможно лишь благодаря покорному следованию (а̄нугатье). Да, покорность — единственный способ достичь служения Кришне. Склонность служить Кришне возникнет в сердце в результате покорности преданному, вовлеченному в трансцендентное служение.

Садху и писания во всех отношениях ставят под сомнение свободу души и учат тому, что покорность Господу — единственный путь, которому должно следовать. Взаимоотношения с Господом возможны лишь благодаря обществу садху (сата̄м̇ прасан̇га̄д)[1]. Жизнь вайшнавского садху — это жизнь покорности. Чувства таких садху вовлечены в служение Кришне двадцать четыре часа в сутки.

Туласидас написал:

ш́анта бад̣е парама̄ртхӣ, ш́ӣтала унки а̄м̇
тапана будха̄йата а̄ураке дхара̄йата а̄пана̄ рам̇

Потому, как только человек уподобляет свои ум и деяния умам и деяниям садху, которые в полной мере утверждены в дхарме души — дхарме служения Кришне, — он сразу же становится счастлив и достигает цели жизни.

Шри Кришне служат Его трансцендентные слуги посредством целеустремленности в практике преданности (авйабхича̄рӣ бхакти-йога)[2]. Более того, без покорности подлинному преданному Кришны преданность никогда не сможет стать непоколебимой (авйабхича̄рӣ). Таким образом, лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа — «все совершенство достигается одним мгновением, проведенным в общении с садху». Этот принцип — вечная истина. В молитве, обращенной к двум исполняющим желания ачарьям, мы находим:

говинда̄бхидхам индира̄ш́рита-падам̇ хастастха-ратна̄диват
таттвам̇ таттвавид-уттамау кш̣ити-тале йау дарш́айа̄н̃ чакрату

[«Шри Рупа и Шри Санатана, высочайшие знатоки Истины, показывают миру Говинду, у стоп которого Лакшми Деви (само богатство) находит прибежище, — так, словно Он драгоценный камень на их ладонях».]

Таким образом, оставаться невнимательным или пассивным в этом отношении [когда речь идет о том, чтобы найти в вайшнаве прибежище] — это единственное несчастье души. Ким адхикам ити: что мне еще сказать?

 

 

English

Śrīla Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswāmī Mahārāj 

What is Bhajan?

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/what-is-bhajan/

Śrīla Gurudev explains the necessity of subservience to Guru-Vaiṣṇava.

An editorial
translated from the original Bengali text
published in Śrī Gauḍīya Darśan,
Volume 5, Issue 11, Friday, 10 June 1960.

 

What is bhajan? The service of that which is to be served (bhajanīya-tattva). Even if the conception of ‘that which is to be served’ finds a place in the hearts of men in many different forms, still the revelation of the form of ‘that which is to be served’ in the pure, clean heart is the Lord Himself. The Lord’s fundamental, original form is Nanda Nandan Kṛṣṇa, the Akhila-rasāmṛta-mūrti [the embodiment of the nectar of all rasas] celebrated by the highest section of liberated souls.

īśvaraḥ paramaḥ kṛṣṇaḥ sach-chid-ānanda-vigrahaḥ
anādir ādir govindaḥ sarva-kāraṇa-kāraṇam

(Śrī Brahma-saṁhitā: 5.1)

[“The embodiment of spiritual energy, consciousness, and ecstasy, Śrī Kṛṣṇa, who is known as Govinda, is the Supreme Lord of all Lords. He has no origin, He is the origin of all, and He is the cause of all causes.”]

This is the conclusion of the Vedas, Vedānta, Gītopaniṣad, and other scriptures. Thus, that which is to be served is none other than Śrī Kṛṣṇa, Power Himself accompanied by His Power (Saśakti-śaktimān). Śrī Kṛṣṇa’s service cannot be performed by a soul with mundane ego. Śrīla Rūpa Goswāmīpād has said,

ataḥ śrī-kṛṣṇa-nāmādi na bhaved grāhyam indriyaiḥ
sevonmukhe hi jihvādau svayam eva sphuraty adaḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.234)

[“Although Kṛṣṇa’s Name, Form, Qualities, and Pastimes cannot be grasped by the material senses, they manifest themselves on the tongue and to the other senses according to one’s service attitude.”]

We can understand from this verse also that Kṛṣṇa’s Name, Form, Qualities, Pastimes, associates, and identity are all supramundane. He only bestows His mercy and reveals Himself to the senses of the soul who is qualified and devoted to His service.

Śrī Gaurasundar also said, “Aprākṛta vastu nahe prākṛta gochara: supramundane existence is not materially perceptible.” A genuine servant of Kṛṣṇa is also supramundane. Furthermore,

dīkṣā-kāle bhakta kare ātma-samarpaṇa
sei-kāle kṛṣṇa tāre kare ātma-sama

sei deha kare tāra chid-ānandamaya
aprākṛta-dehe tā̐ra charaṇa bhajaya

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Antya-līlā, 4.192–193)

[“At the time of initiation a devotee surrenders himself, and Kṛṣṇa accepts him. Kṛṣṇa makes the devotee’s body spiritual and joyful, and in that supramundane body the devotee serves Kṛṣṇa’s feet.”]

In truth, a devotee dedicated to Śrī Kṛṣṇa’s service resides in the supramundane realm and serves Kṛṣṇa with a supramundane body. A soul’s pride in considering Kṛṣṇa’s service mundane is nothing more than self-deception.

Here there is a question. “Māyā-baddha jīvera nāhi Kṛṣṇa-smṛti jñāna: souls bound by māyā have no consciousness of Kṛṣṇa.” So how is it possible for souls to attain such fortune?

Answer: The solution to this problem is the appearance of sādhu, Guru, and scripture.

Question: But how will the soul attain them?

Answer: Only by subservience (ānugatya). Yes, subservience is the only way to attain Kṛṣṇa’s service. The inclination to serve Kṛṣṇa will arise in the heart as a result of subservience to a devotee engaged in supramundane service.

The sādhus and scriptures disparage the soul’s freedom in all respects and teach that submission to the Lord is the sole path to be followed. A relationship with the Lord Himself is possible only through the sādhus’ association (satāṁ prasaṅgād)[3]. The life of the Vaiṣṇava sādhus is subservience. The activities of their senses are engaged in Kṛṣṇa’s service twenty-four hours a day.

Tulasīdās wrote,

śanta baḍe paramārthī, śītala unki ā
tapana budhāyata āurake dharāyata āpanā raṁ

Thus, as soon as one can make one’s mind and activities like the minds and activities of the sādhus, which are fully established in the soul’s dharma—the dharma of Kṛṣṇa’s service, so soon one will become fulfilled.

Śrī Kṛṣṇa is served by His supramundane servitors through undeviating devotional practice (avyabhichārī bhakti-yoga)[4]. Moreover, without subservience to a genuine devotee of Kṛṣṇa, devotion cannot become undeviating (avyabhichārī). Thus, “Lava-mātra sādhu-saṅge sarva-siddhi haya: all perfection is realised within a moment of association with sādhus.” This principle is an eternal truth. In the prayers to our two wish-fulfilling Āchāryas we see:

govindābhidham indirāśrita-padaṁ hastastha-ratnādivat
tattvaṁ tattvavid-uttamau kṣiti-tale yau darśayāñ chakratu

[“Śrī Rūpa and Śrī Sanātan, the highest knowers of the Truth, show Govinda, at whose feet Lakṣmī Devī (wealth itself) is sheltered, to the world as though He is a jewel in their hands.”]

Thus, remaining inattentive or inactive in this regard [in taking shelter of the Vaiṣṇava] is the soul’s one and only misfortune. Kim adhikam iti: what need I say more?



[1] Сата̄м̇ прасан̇га̄н мама вӣрйа-сам̇видо, бхаванти хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣ / тадж-джош̣ан̣а̄д а̄ш́в апаварга-вартмани, ш́раддха̄ ратир бхактир анукрамиш̣йати — [Господь говорит:] «Благодаря общению с садху, дискуссии, благодаря которым открывается Моя слава, становятся приятны слуху и сердцу. Благодаря наслаждению ими вера, привязанность ко Мне и преданность Мне — путь к свободе — развиваются очень быстро» («Шримад-Бхагаватам», 3.25.25).

[2] Ма̄н̃ ча йо ’вйабхича̄рен̣а бхакти-йогена севате / са гун̣а̄н саматӣтйаита̄н брахма-бхӯйа̄йа калпате — «Тот, кто, не отклоняясь, служит исключительно Мне с преданностью, превосходит качества материальной природы и становится достоин достичь духовного совершенства» (Шримад Бхагавад-гита, 14.26).

[3] Satāṁ prasaṅgān mama vīrya-saṁvido, bhavanti hṛt-karṇa-rasāyanāḥ kathāḥ / taj-joṣaṇād āśv apavarga-vartmani, śraddhā ratir bhaktir anukramiṣyati—[The Lord says:] “By associating with sādhus, discussions which reveal My glory become pleasing to the ear and heart. By relishing them, faith, attachment, and devotion to Me—the path to liberation—quickly develop.” (Śrīmad Bhāgavatam: 3.25.25).

[4] Māñ cha yo ’vyabhichāreṇa bhakti-yogena sevate / sa guṇān samatītyaitān brahma-bhūyāya kalpate—“One who, without deviation, serves Me exclusively with devotion, transcends the modes of material nature and becomes fit for spiritual perfection.” (Śrīmad Bhagavad-gītā: 14.26).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования