«Шрила Кашишвар Пандит»


Russian

Шрила Кашишвар Пандит (также известный под титулами «Брахмачари» и «Госвами») был слугой Кришны во Вриндаване под именем Бхрингара, а Бхангурой был Говинда. В гаура-лиле оба они стали слугами Махапрабху. Кроме того, порой можно услышать, что некогда Кашишвар был сакхи по имени Шаширекха («Гаура-ганоддеша-дипика», 137).

Дом Кашишвара Пандита находился в деревне Чатра округа Хугли, расположенной примерно в одной миле от современной железнодорожной станции Серампор. Отцом его был брахман из ватсья-готры по линии канвы, Васудева Бхаттачарья, обладавший также титулом «Чаудхури». В окрестностях деревни Чатра он установил Божества Гауранги и Шри Радхи-Говинды, и на Дол-пурниму в этой местности проводится ежегодный праздник. Кроме того, известно, что Рудра Пандит из Баллабхуры приходился ему племянником. Кашишвар Пандит славился необыкновенной физической силой.

Ученик Шрилы Ишвары Пури

Кашишвар Пандит был последователем Шрилы Ишвары Пури и снискал особую милость своего учителя. Шри Говинда также был учеником Ишвары Пури, и в то время, когда их духовный наставник пребывал в этом мире, оба они преданно служили ему. Непосредственно накануне своего ухода Гуру поручил им обоим перейти к служению Махапрабху, и Говинда был первым, пришедшим в Пури для служения Господу. Известно, что после ухода их Гуру, прежде чем окончательно вверить себя лотосоподобным стопам Махапрабху, Кашишвар предпринял паломничество по Индии.

ӣш́вара-пурӣра бхр̣тйа, — ‘говинда’ мора на̄ма
пурӣ-госа̄н̃ира а̄джн̃а̄йа а̄ину тома̄ра стха̄на

сиддха-пра̄пти-ка̄ле госа̄н̃и а̄джн̃а̄ каила море
кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-никат̣е рахи севиха та̄н̇ха̄ре

ка̄ш́ӣш́вара а̄сибена саба тӣртха декхийа̄
прабху-а̄джн̃а̄йа мун̃и а̄ину тома̄-паде дха̄н̃а̄

«Мое имя — Говинда, я слуга Ишвары Пурипада и по его указанию пришел к тебе. Незадолго до своего ухода мой наставник велел мне: „Ступай к Шри Кришне Чайтанье и служи Ему“. Посетив святые места, Кашишвар тоже придет сюда, а я прибыл к Тебе сразу же» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.132–134).

На другой день появился Кашишвар Госаи, и Господь, почтительно поприветствовав его, поселил его рядом с Собой («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.185):

ка̄ш́ӣш́вара госа̄н̃и а̄ила̄ а̄ра дине
сама̄на карийа̄ прабху ра̄кхила̄ ниджа стха̄не

Мы знаем, что Махапрабху не был уверен в Своем праве принять служение Своих духовных братьев, и что Он просил совета Сарвабхаумы Бхаттачарьи, сказав: «Слуга Моего духовного наставника выше Меня. Как же Я приму от него служение? С другой стороны, не следуя указанию Гуру, Я также совершу оскорбление. Как же Мне следует поступить?» Сарвабхаума ответил, что указанию духовного наставника надлежит отдавать предпочтение, и Господь исполнил завещание Гуру, признав Говинду и Кашишвара Пандита Своими личными слугами: «По приказу отца Парашурама убил Свою собственную мать, словно мать была его врагом. Услышав об этом, Лакшман последовал указанию своего старшего брата Рамы, ведь указания Гуру не обсуждаются» («Рагхувамша», 14.46).

нирвикарам гурор аджна майа карйа махатманах
шрейо хй эвам бхаватйаш ча мама чаива вишешатах

«Поскольку мой Гуру — великая душа, я должен следовать его указанию. Несомненно, это пойдет вам на пользу и будет во благо мне» («Рамаяна», Айодхья-кханда, 22.9).

Служение Кашишвара Махапрабху

Говинда принял на себя служение Махапрабху в качестве личного слуги, а Кашишвар приходил к Махапрабху, когда тот собирался отправиться к Господу Джаганнатху. Удерживая народ в стороне, он позволял пройти Господу через толпу, избежав чьих-либо прикосновений («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.138–142):

ӣш́вара-пурӣра ш́иш̣йа — брахмача̄рӣ ка̄ш́ӣш́вара
ш́рӣ-говинда на̄ма та̄н̇ра прийа анучара

«Брахмачари Кашишвара был учеником Ишвары Пури, как и весьма любимый учителем Шри Говинда».

та̄н̇ра сиддхи-ка̄ле дон̇хе та̄н̇ра а̄джн̃а̄ па̄н̃а̄
нӣла̄чале прабху-стха̄не милила а̄сийа̄

«В списке самых заметных преданных из Нилачалы [Джаганнатха-Пури] Кашишвар был восемнадцатым, а Говинда — девятнадцатым. Оба они пришли к Чайтанье Махапрабху в Джаганнатха-Пури по указанию Ишвары Пури, которое он дал им перед своим уходом».

гурура самбандхе ма̄нйа каила дун̇ха̄ка̄ре
та̄н̇ра а̄джн̃а̄ ма̄ни’ сева̄ дилена дон̇ха̄ре

«Кашишвар и Говинда были духовными братьями Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому Господь должным образом почтил их по прибытии. Но поскольку Ишвара Пури приказал им лично служить Чайтанье Махапрабху, Господь принял их служение».

ан̇га-сева̄ говиндере дилена ӣш́вара
джаганна̄тха декхите чалена а̄ге ка̄ш́ӣш́вара

«Говинда заботился о теле Шри Чайтаньи Махапрабху, а Кашишвар шел впереди Господа, когда тот направлялся в храм, чтобы увидеть Джаганнатха».

апараш́а йа̄йа госа̄н̃и мануш̣йа-гахане
мануш̣йа т̣хели’ патха каре ка̄ш́ӣ балава̄не

«Когда Чайтанья Махапрабху шел в храм Джаганнатха, могучий Кашишвар руками прокладывал путь через толпу, чтобы никто не касался Чайтаньи Махапрабху».

Махапрабху радостно приглашал преданных посетить в храме Господа Джаганнатха, и Кашишвар помогал пройти, расчищая дорогу, в то время как Говинда следовал позади и нес кувшин Господа («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.206–207):

маха̄прабху сукхе лан̃а̄ саба бхакта-ган̣а
джаганна̄тха-дараш́ане карила̄ гамана

«В этот день Шри Чайтанья Махапрабху, пребывая в очень радостном расположении духа, взял с Собой всех преданных и отправился в храм Господа».

а̄ге ка̄ш́ӣш́вара йа̄йа лока нива̄рийа̄
па̄чхе говинда йа̄йа джала-каран̇га лан̃а̄

«Впереди Шри Чайтаньи Махапрабху, прокладывая дорогу через толпу, шел Кашишвар, а позади шел Говинда, неся полный воды кувшин, который носят санньяси».

Во время Ратха-ятры в Пурушоттама-дхаме (Пури), когда Господь танцевал перед колесницей Шри Джаганнатха, преданные создавали вокруг Господа три защитных заслона, которые удерживали людей. Внутреннее кольцо образовывал Нитьянанда Прабху с преданными, второе — Кашишвар, Мукунда и другие преданные, а третье — царь Пратапарудра со своими телохранителями.

ка̄ш́ӣш́вара говинда̄ди йата бхакта-ган̣а
ха̄та̄ха̄ти кари’ хаила двитӣйа а̄варан̣а

«Кашишвар, Мукунда и другие преданные брались за руки, образуя второй защитный круг» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.89).

Кашишвар был одним из семи вайшнавов, раздававших преданным маха-прасад после киртана на Ратха-ятре, а шестью другими были Сварупа Дамодар, Джагадананда Пандит, Дамодар Пандит, Гопинатх Ачарья, Банинатх и Шанкар. Кроме того, Кашишвар участвовал в некоторых играх Господа в Навадвипе — таких, как киртаны в Шривас-ангане и омовение в Ганге. Он присутствовал и при том, как Господь пришел с киртаном в дом Шридхара и пил из его металлического кувшина. В тот раз, вместе с другими преданными, Кашишвар плакал при виде явленной милости Господа; там же присутствовали Говинда, Говиндананда, Шригарбха, Шриман, Джагадананда и Рама («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 23.451):

говинда, говинда̄нанда, ш́рӣгарбха, ш́рӣман
ка̄нде ка̄ш́ӣш́вара, ш́рӣ джагада̄нанда, ра̄ма

Шрила Вриндаван Дас Тхакур сообщает нам, как дорог был Кашишвар Господу, называя Махапрабху сердцем Кашишвара (джайа вакреш́вара-ка̄ш́ӣш́варера хр̣дайа: «Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 1.6) и сокровищем его жизни (ка̄ш́ӣш́вара-пра̄н̣а-дхана: «Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 24.3).

Кроме того, Кашишвар присутствовал при том, как Махапрабху вышел встретить Адвайту Ачарью и других преданных, прибывших из Бенгалии.

Время его ухода приходится на четырнадцатый день прибывающей луны (кришна-чатурдаши) месяца Картика. Впрочем, существует мнение, что Кашишвар покинул мир на полнолуние месяца Ашвин — день, когда празднуется раса-пурнима Радхи и Кришны.




←  «День ухода Бхугарбхи Госвами и Кашишвара Пандита». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 19 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Шри Бхугарбха Госвами». «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.68–72, 12.82, 12.88; Мадхья-лила, 18.49–52 | “Sri Bhugarbha Goswami.” Sri Chaitanya Charitamrita, Adi-lila, 8.68–72, 12.82, 12.88; Madhya-lila, 18.49–52  →

Russian

Шрила Кашишвар Пандит (также известный под титулами «Брахмачари» и «Госвами») был слугой Кришны во Вриндаване под именем Бхрингара, а Бхангурой был Говинда. В гаура-лиле оба они стали слугами Махапрабху. Кроме того, порой можно услышать, что некогда Кашишвар был сакхи по имени Шаширекха («Гаура-ганоддеша-дипика», 137).

Дом Кашишвара Пандита находился в деревне Чатра округа Хугли, расположенной примерно в одной миле от современной железнодорожной станции Серампор. Отцом его был брахман из ватсья-готры по линии канвы, Васудева Бхаттачарья, обладавший также титулом «Чаудхури». В окрестностях деревни Чатра он установил Божества Гауранги и Шри Радхи-Говинды, и на Дол-пурниму в этой местности проводится ежегодный праздник. Кроме того, известно, что Рудра Пандит из Баллабхуры приходился ему племянником. Кашишвар Пандит славился необыкновенной физической силой.

Ученик Шрилы Ишвары Пури

Кашишвар Пандит был последователем Шрилы Ишвары Пури и снискал особую милость своего учителя. Шри Говинда также был учеником Ишвары Пури, и в то время, когда их духовный наставник пребывал в этом мире, оба они преданно служили ему. Непосредственно накануне своего ухода Гуру поручил им обоим перейти к служению Махапрабху, и Говинда был первым, пришедшим в Пури для служения Господу. Известно, что после ухода их Гуру, прежде чем окончательно вверить себя лотосоподобным стопам Махапрабху, Кашишвар предпринял паломничество по Индии.

ӣш́вара-пурӣра бхр̣тйа, — ‘говинда’ мора на̄ма
пурӣ-госа̄н̃ира а̄джн̃а̄йа а̄ину тома̄ра стха̄на

сиддха-пра̄пти-ка̄ле госа̄н̃и а̄джн̃а̄ каила море
кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-никат̣е рахи севиха та̄н̇ха̄ре

ка̄ш́ӣш́вара а̄сибена саба тӣртха декхийа̄
прабху-а̄джн̃а̄йа мун̃и а̄ину тома̄-паде дха̄н̃а̄

«Мое имя — Говинда, я слуга Ишвары Пурипада и по его указанию пришел к тебе. Незадолго до своего ухода мой наставник велел мне: „Ступай к Шри Кришне Чайтанье и служи Ему“. Посетив святые места, Кашишвар тоже придет сюда, а я прибыл к Тебе сразу же» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.132–134).

На другой день появился Кашишвар Госаи, и Господь, почтительно поприветствовав его, поселил его рядом с Собой («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.185):

ка̄ш́ӣш́вара госа̄н̃и а̄ила̄ а̄ра дине
сама̄на карийа̄ прабху ра̄кхила̄ ниджа стха̄не

Мы знаем, что Махапрабху не был уверен в Своем праве принять служение Своих духовных братьев, и что Он просил совета Сарвабхаумы Бхаттачарьи, сказав: «Слуга Моего духовного наставника выше Меня. Как же Я приму от него служение? С другой стороны, не следуя указанию Гуру, Я также совершу оскорбление. Как же Мне следует поступить?» Сарвабхаума ответил, что указанию духовного наставника надлежит отдавать предпочтение, и Господь исполнил завещание Гуру, признав Говинду и Кашишвара Пандита Своими личными слугами: «По приказу отца Парашурама убил Свою собственную мать, словно мать была его врагом. Услышав об этом, Лакшман последовал указанию своего старшего брата Рамы, ведь указания Гуру не обсуждаются» («Рагхувамша», 14.46).

нирвикарам гурор аджна майа карйа махатманах
шрейо хй эвам бхаватйаш ча мама чаива вишешатах

«Поскольку мой Гуру — великая душа, я должен следовать его указанию. Несомненно, это пойдет вам на пользу и будет во благо мне» («Рамаяна», Айодхья-кханда, 22.9).

Служение Кашишвара Махапрабху

Говинда принял на себя служение Махапрабху в качестве личного слуги, а Кашишвар приходил к Махапрабху, когда тот собирался отправиться к Господу Джаганнатху. Удерживая народ в стороне, он позволял пройти Господу через толпу, избежав чьих-либо прикосновений («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 10.138–142):

ӣш́вара-пурӣра ш́иш̣йа — брахмача̄рӣ ка̄ш́ӣш́вара
ш́рӣ-говинда на̄ма та̄н̇ра прийа анучара

«Брахмачари Кашишвара был учеником Ишвары Пури, как и весьма любимый учителем Шри Говинда».

та̄н̇ра сиддхи-ка̄ле дон̇хе та̄н̇ра а̄джн̃а̄ па̄н̃а̄
нӣла̄чале прабху-стха̄не милила а̄сийа̄

«В списке самых заметных преданных из Нилачалы [Джаганнатха-Пури] Кашишвар был восемнадцатым, а Говинда — девятнадцатым. Оба они пришли к Чайтанье Махапрабху в Джаганнатха-Пури по указанию Ишвары Пури, которое он дал им перед своим уходом».

гурура самбандхе ма̄нйа каила дун̇ха̄ка̄ре
та̄н̇ра а̄джн̃а̄ ма̄ни’ сева̄ дилена дон̇ха̄ре

«Кашишвар и Говинда были духовными братьями Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому Господь должным образом почтил их по прибытии. Но поскольку Ишвара Пури приказал им лично служить Чайтанье Махапрабху, Господь принял их служение».

ан̇га-сева̄ говиндере дилена ӣш́вара
джаганна̄тха декхите чалена а̄ге ка̄ш́ӣш́вара

«Говинда заботился о теле Шри Чайтаньи Махапрабху, а Кашишвар шел впереди Господа, когда тот направлялся в храм, чтобы увидеть Джаганнатха».

апараш́а йа̄йа госа̄н̃и мануш̣йа-гахане
мануш̣йа т̣хели’ патха каре ка̄ш́ӣ балава̄не

«Когда Чайтанья Махапрабху шел в храм Джаганнатха, могучий Кашишвар руками прокладывал путь через толпу, чтобы никто не касался Чайтаньи Махапрабху».

Махапрабху радостно приглашал преданных посетить в храме Господа Джаганнатха, и Кашишвар помогал пройти, расчищая дорогу, в то время как Говинда следовал позади и нес кувшин Господа («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 12.206–207):

маха̄прабху сукхе лан̃а̄ саба бхакта-ган̣а
джаганна̄тха-дараш́ане карила̄ гамана

«В этот день Шри Чайтанья Махапрабху, пребывая в очень радостном расположении духа, взял с Собой всех преданных и отправился в храм Господа».

а̄ге ка̄ш́ӣш́вара йа̄йа лока нива̄рийа̄
па̄чхе говинда йа̄йа джала-каран̇га лан̃а̄

«Впереди Шри Чайтаньи Махапрабху, прокладывая дорогу через толпу, шел Кашишвар, а позади шел Говинда, неся полный воды кувшин, который носят санньяси».

Во время Ратха-ятры в Пурушоттама-дхаме (Пури), когда Господь танцевал перед колесницей Шри Джаганнатха, преданные создавали вокруг Господа три защитных заслона, которые удерживали людей. Внутреннее кольцо образовывал Нитьянанда Прабху с преданными, второе — Кашишвар, Мукунда и другие преданные, а третье — царь Пратапарудра со своими телохранителями.

ка̄ш́ӣш́вара говинда̄ди йата бхакта-ган̣а
ха̄та̄ха̄ти кари’ хаила двитӣйа а̄варан̣а

«Кашишвар, Мукунда и другие преданные брались за руки, образуя второй защитный круг» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.89).

Кашишвар был одним из семи вайшнавов, раздававших преданным маха-прасад после киртана на Ратха-ятре, а шестью другими были Сварупа Дамодар, Джагадананда Пандит, Дамодар Пандит, Гопинатх Ачарья, Банинатх и Шанкар. Кроме того, Кашишвар участвовал в некоторых играх Господа в Навадвипе — таких, как киртаны в Шривас-ангане и омовение в Ганге. Он присутствовал и при том, как Господь пришел с киртаном в дом Шридхара и пил из его металлического кувшина. В тот раз, вместе с другими преданными, Кашишвар плакал при виде явленной милости Господа; там же присутствовали Говинда, Говиндананда, Шригарбха, Шриман, Джагадананда и Рама («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 23.451):

говинда, говинда̄нанда, ш́рӣгарбха, ш́рӣман
ка̄нде ка̄ш́ӣш́вара, ш́рӣ джагада̄нанда, ра̄ма

Шрила Вриндаван Дас Тхакур сообщает нам, как дорог был Кашишвар Господу, называя Махапрабху сердцем Кашишвара (джайа вакреш́вара-ка̄ш́ӣш́варера хр̣дайа: «Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 1.6) и сокровищем его жизни (ка̄ш́ӣш́вара-пра̄н̣а-дхана: «Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 24.3).

Кроме того, Кашишвар присутствовал при том, как Махапрабху вышел встретить Адвайту Ачарью и других преданных, прибывших из Бенгалии.

Время его ухода приходится на четырнадцатый день прибывающей луны (кришна-чатурдаши) месяца Картика. Впрочем, существует мнение, что Кашишвар покинул мир на полнолуние месяца Ашвин — день, когда празднуется раса-пурнима Радхи и Кришны.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования