«Шарал-вайшнавата». Краткая биография Шрипада Бхакти Дайиты Дамодара Махараджа | “Sharal Vaishnavata.” A short biography of Sripad Bhakti Dayita Damodar Maharaj


Russian

Шарал-вайшнавата

http://gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/sharal-vayshnavata.html

Сегодня в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе фестиваль в честь ухода Шрипада Бхакти Дайиты Дамодара Махараджа. По этому случаю была составлена краткая биография — по воспоминаниям Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа, Шрипада Бхакти Прапанны Тиртхи Махараджа и Шрипада Махананды Прабху Бхакти Ранджана (ныне Шрилы Бхакти Ранджана Мадхусудана Махараджа).



Шрипад Дамодар Махарадж родился в округе Надия в Бенгалии, в районе Бетува Бахири. Преданные из местного Гаудия Матха наносили ему визит раз в неделю, и он с энтузиазмом жертвовал деньги, плоды и цветы. В 1970-е годы, будучи средних лет холостяком, коммерсантом, он начал посещать Шри Чайтанья Сарасват Матх. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж полюбил его и инициировал, дав ему имя Субал Сакха Прабху. Шрила Шридхар Махарадж постепенно начал вдохновлять его оставить его работу и присоединиться к храму. Во второй половине 70-х годов он сделал это. В начале Шрила Шридхар Махарадж дал Субалу Сакхе Брахмачари положение храмового казначея, обычно известное как «бхандари». Его долг состоял в том, чтобы заботиться обо всех запасах продуктов и овощей в храме — хранить их должным образом и использовать исключительно в служении Хари, Гуру и вайшнавам. Со временем он зарекомендовал себя очень достойным человеком и оказался надежным слугой, с верой исполнявшим указания Шрилы Шридхара Махараджа.

Спустя несколько лет, в то время, когда западные преданные начали часто бывать в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж решили, что будет благом учредить центр в Колкате, чтобы помогать преданным, приезжавшим в Матх и покидавшим его. Они избрали Субала Сакху Прабху своим слугой. С энтузиазмом восприняв указание Шри Гуру, Субал Сакха Брахмачари доставил все необходимое для будущего центра из Навадвипы и поселился в арендованном доме за бисквитной фабрикой в райне Улта Ганга в Колкате. Живя там, он стал искать достойное место для будущего центра Шри Чайтанья Сарасват Матха. Со временем подходящее место было найдено в Дам Дам Парке, и Шрила Говинда Махарадж купил эту землю на имя Субала Сакхи Брахмачари, демонстрируя то доверие, которое он питал к Субалу Сакхе. Позже другие члены Матха стали присоединяться к Субалу Сакхе в Колкате, вместе они проповедовали, собирали пожертвования и принимали в гостях паломников, приезжавших в Навадвипу и уезжавших из нее.

В то время, когда он жил в Дам Дам Парке, Шрила Шридхар Махарадж иногда отправлял Субала Сакху привезти Шрилу Говинду Махараджу из Колкаты в Навадвипу. Шрила Говинда Махарадж не раз вспоминал, как Субал Сакха приходил к нему, сообщая, что Шрила Гуру Махарадж зовет его в Навадвипу, а затем ждал до полуночи, если было необходимо, чтобы доставить его на место. Шрила Говинда Махарадж вспоминал: «Субал Сакха Прабху был настолько напорист, что я не мог отказать ему. Он не уходил без меня. Он ждал до полуночи, если было нужно, чтобы привезти меня. Все, что Гуру Махарадж говорил ему, он исполнял, так или иначе».

Позже Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж решили построить ашрам в Пури. Они вновь сначала отправили Субала Сакху Брахмачари, чтобы тот подыскал подходящее место. Он жил там какое-то время в арендованном доме и работал над созданием ашрама. Со временем ашрам возник, и другие преданные приехали, чтобы заниматься его поддержанием. Субал Сакха Брахмачари был поставлен во главе храма Шрилы Говинды Махараджа в Хапании. Там Субал Сакха с энтузиазмом заботился о храме, построил стены вокруг храмовых прудов и возделывал землю храма.

В 1990 году, спустя полтора года после ухода Шрилы Шридхара Махараджа, в годовщину принятия санньясы Шриманом Махапрабху, Шрила Говинда Махарадж посвятил Субала Сакху Брахмачари Прабху в орден триданди-санньяси и дал ему имя Шрипад Бхакти Дайита Дамодар Махарадж. Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж и Шрипад Бхакти Сварупа Триданди Махарадж получили посвящение в тот же самый день.

Впоследствии Шрипад Дамодар Махарадж служил в качестве казначея Шри Чайтанья Сарасват Навадвипы. Он тщательно берег средства Матха и своим примером показывал, что можно жить полноценной жизнью, имея лишь самое необходимое. Он спал на соломенной подстилке с кирпичом в качестве подушки, тем самым вдохновляя других отказываться от одержимости удобствами.

После того, как Шрила Говинда Махарадж приобрел землю в Каикхали, Шрипад Дамодар Махарадж с энтузиазмом приступил к служению по строительству храма там. Благодаря его качествам лидера, усердию и энтузиазму, храм был построен. Он возглавлял тамошний Матх на протяжении многих лет и заботился обо всех нуждах и потребностях, будучи прекрасным руководителем. Он хорошо готовил и с любовью раздавал прасадам преданным. Он блестяще организовывал многочисленные фестивали, и гости часто были под впечатлением от атмосферы преданности, которую чувствовали на проводимых им фестивалях.

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж вспоминает, как однажды он помогал Шрипаду Дамодару Махараджу проводить фестиваль в Каикхали. В то время, когда шло приготовление пищи, оказалось, что не было достаточного запаса зеленых перцев чили. Когда Шрила Ачарья Махарадж вернулся с зелеными чили, Шрипад Дамодар Махарадж потребовал у него: «Где чек?» Шрила Ачарья Махарадж часто со смехом рассказывает эту историю о том, как ревностно Шрипад Дамодар Махарадж заботился о собственности Хари, Гуру и вайшнавов.

Со временем, когда Шрипад Дамодар Махарадж постарел и стал немощен, Шрила Говинда Махарадж перевел его обратно в Навадвипу. Когда Шрипад Дамодар Махарадж вернулся, он прибыл с большим тяжелым пластиковым мешком. Шрила Говинда Махарадж спросил у него, что в мешке, Шрипад Дамодар открыл его и сказал: «Более ста тысяч рупий в монетах». Шрила Говинда Махарадж рассмеялся и спросил: «Где вы взяли эти деньги?» Шрипад Дамодар Махарадж отвечал: «Это те деньги, которые клали в ящик для пожертвований в пору моего служения в качестве менеджера Каикхали Матха».

Примерно в то время, когда Шрипад Дамодар Махарадж поселился в Матхе, его брат дал ему пять тысяч рупий (эта сумма была медицинской страховкой Махараджа), и Шрипад Дамодар Махарадж положил эти деньги на счет, благодаря чему сумма возрастала вдвое каждые несколько лет. Шрипад Дамодар Махарадж хранил эти деньги в банке в течение двадцати с лишним лет и в конце концов передал Шриле Говинде Махарадже больше ста тысяч. Шрила Говинда Махарадж вновь удивился и спросил: «Где вы взяли эти деньги?» Шрипад Дамодар Махарадж объяснил, каким образом он сохранил деньги на счету, но никогда не желал использовать их для себя. Даже в последние дни, когда он страдал от ухудшающегося здоровья, Шрипад Дамодар Махарадж никогда не оставлял себе ни копейки. Шрила Ачарья Махарадж вспоминает, как за десять дней до своего ухода Шрипад Дамодар Махарадж пришел к нему и буквально навязал только что полученное им пожертвование. Шрила Ачарья Махарадж просил его сохранить деньги и потратить их на лечение, но Шрипад Дамодар Махарадж отказался.

В свои последние дни Шрипад Дамодар Махарадж обитал в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе и совершал служение, насколько позволяло здоровье. Он посещал арати, киртаны и лекции каждое утро и вечер, и каждый день, во второй его половине, давал лекцию по «Шримад-Бхагаватам». Хотя не всегда Махарадж пел мелодично, преданные видели, что Шрила Говинда Махарадж, очарованный настроением преданности Шрипада Дамодара Махараджа, посещал многие арати, которые вел Шрипад Дамодар Махарадж. Когда его здоровье уже не позволяло ему принимать участие в киртанах и лекциях в храме, где нужно было сидеть, он по-прежнему совершал джапу, обходил храмы и постоянно предлагал поклоны. Кроме того, он поддерживал сад туласи позади своего жилища и заботился о туласи на территории храма. Даже в последний год жизни Шрипад Дамодар Махарадж каждый день принимал участие в Шри Навадвипа-дхама-парикраме и так же, как он делал это из года в год, скорым шагом шел впереди всей группы.

После того, как Шрила Говинда Махарадж покинул мир, Шрипад Дамодар Махарадж продемонстрировал свою верность Шриле Говинде Махараджу и Шриле Шридхару Махараджу, искренне и с радостью следуя Шриле Ачарье Махараджу. Он печалился, видя трудности в Матхе, и демонстрировал свою сердечную привязанность к миссии Шрилы Гуру Махараджа заботой о сохранении единства и наставнической линии. Когда здоровье ему позволяло, Шрипад Дамодар Махарадж каждый день приходил к Шриле Ачарье Махараджу, чтобы предложить ему полные поклоны. Относясь к Шриле Ачарье Махараджу как к своему Гуру, он молил Махараджа о благословениях. Так Шрипад Дамодар Махарадж являл себя искренним последователем рупануга-дхары и учил всех тому, как следовать представлению Шрилы Сарасвати Тхакура, согласно которому служение Шри Рупанугам подразумевает служение их наставлениям (а не следование своим прихотям).

В свои ранние годы он бывал временами суров, в поздние годы стал очень мягок и сладостен, а также выражал глубокое чувство вайшнавского смирения. Со слезами на глазах он брал за руки преданных и просил их благословить его, с тем, чтобы он мог служить Шриле Гуру Махараджу. Иногда он горько плакал, потому что более не мог физически совершать служение. Он искренне во всеуслышание спрашивал снова и снова: «Ждет ли меня удача?» В конце жизни, после того, как он перенес инсульты и испытывал психические нарушения, Махарадж жалел о том, что не может стабильно воспевать Святое Имя. Так он испытывал жажду предавшейся души, которую Шрила Бхактивинод Тхакур описал в «Шаранагати». В последнюю неделю своей жизни он был прикован к постели и не мог говорить, однако не выпускал из рук четки и не позволял забирать их. Он попросил, чтобы фото Шрилы Гуру Махараджа поместили рядом с его кроватью, и в конце концов покинул мир на рассвете в 3:30 утра 19 сентября 2012 года (21 падманабха, гаура-панчами, 527 гаурабды), воспевая Святое Имя и глядя на Шрилу Гуру Махараджа.

Никто никогда не видел, чтобы Шрила Шридхар Махарадж или Шрила Говинда Махарадж выражали чувство недовольства Шрипадом Дамодаром Махараджем. Они всегда считали его одним из своих искренних и верных последователей. Шрила Шридхар Махардж продемонстрировал свою веру в Шрипада Дамодара Махараджа, назначив его одним из ответственных за выполнение его последней воли. Все видели, как Шрила Говинда Махарадж питал особую любовь к Шрипаду Дамодару Махараджу и демонстрировал это чувство всякий раз, когда встречал Махараджа.

Шрипада Дамодара Махараджа будут помнить за его ответственность, честность, верность и искренность. Он был небольшого роста и тихого нрава, но был очень сильной личностью. Его простота и верность учат нас тому, что мы нуждаемся лишь в одном — в стремлении к самому незначительному служению. Даже самое «незначительное» служение, совершаемое простосердечно и с любовью, способно привести к совершенству.

В большинстве своем западные люди знали Махараджа на заключительном этапе его жизни, когда физически он был немощен, но люди, знавшие его в молодости, с любовью вспоминают его активную натуру и лидерские качества. Его жизнь — живой пример каждому; пример того, что полное самопредание Шри Гуру и вайшнавам не только возможно, но и может быть практически осуществлено. Его жизнь демонстрирует истинность обещания Шри Кришны в Шримад Бхагавад-гите:

ананйа̄ш́ чинтайанто ма̄м̇ йе джана̄х̣ парйупа̄сате
теш̣а̄м̇ нитйа̄бхийукта̄на̄м̇ йога-кш̣емам̇ ваха̄мй ахам

(Шримад-Бхагавад-гита, 9.22)

«Я обеспечиваю всем необходимым Моих непреклонных преданных, которые медитируют исключительно на Меня и служат Мне во всех отношениях».

Шрипад Дамодар Махарадж никогда не эксплуатировал собственность Матха. Он принимал из Матха ровно столько, сколько было необходимо ради осуществления самых насущных жизненных нужд. Его глубокая вера в нашу гуру-варгу и защиту Господа — урок каждому. Он думал исключительно о служении Матху, и его жизнь — свидетельство того, что Хари, Гуру и вайшнавы воистину хранят предавшуюся душу. Шрила Бхактивинод Тхакур описал подобную душу в «Шаранагати»:

ниджера пош̣ана, кабху на̄ бха̄виба,
        рахиба бха̄вера бхаре
бхакати-винода, тома̄ре па̄лака,
           балийа̄ варан̣а каре

(«Шаранагати», 19.5)

«Он никогда не станет заботиться о своих нуждах; он всегда будет держаться прибежища привязанности к Господу, приняв Господа своим защитником».

Шрипад Дамодар Махарадж показал, как практиковать рупануга-бхакти в линии Шрилы Сарасвати Тхакура, и своей жизнью олицетворял одно из самых широко известных наставлений Шрилы Сарасвати Тхакура.

а̄сакти-рахита,’ ‘самбандха-сахита,’
виш̣айа-самӯха сакали ‘ма̄дхава’

(«Вайшнава ке?», 12)

«Все принадлежит Мадхаве. Следует отречься от всего, но связывать все с Господом».

Шрипад Дамодар Махарадж — образцовый последователь Шри Чайтанья Сарасват Матха, и все преданные Матха по всему миру смиренно стремятся обрести качества верности и искренности, с которыми он служил нашей гуру-варге.

кр̣па̄ кари’ кр̣ш̣н̣а море дийа̄чхила̄ сан̇га
сватантра кр̣ш̣н̣ера иччха̄,
 — каила̄ сан̇га-бхан̇га

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.94)

«Кришна милостиво даровал нам его общество, но независимая воля Кришны теперь отняла его у нас».

Сейчас преданные печалятся, утратив его общество, но они счастливы также, видя, как он избавился от своих физических мучений, и радуются, думая о светлом будущем, которое ждет его в измерении заботы наших божественных хранителей. Видя любовь, которую Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев питали к нему, видя его простое, искреннее сердце, видя его естественную веру и любовь, мы убеждены в том, что его духовное будущее будет славным, и мы молимся о подобной удаче в нашей собственной жизни.

ш́рӣмат-прабху-пада̄мбходжа-мадхупебхйо намо намах̣
тр̣пйанту кр̣пайа̄ те ’тра прапанна-джӣвана̄мр̣те

(«Шри Шри Прапанна-дживанамрита», 1.4)

«Мы вновь и вновь предлагаем поклоны пчелам, собирающим нектар с лотосоподобных стоп нашего божественного наставника. Пусть он милостиво будет удовлетворен нектаром в жизни предавшейся души (прапанна-дживанамритой)».


Damodar Maharaj.jpg


English

Sharal Vaishnavata

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/sharal-vaishnavata/

Today a festival is in Sri Chaitanya Saraswat Math Nabadwip in honour of Sripad Bhakti Dayita Damodar Maharaj’s passing. For this occasion a short biography has been compiled from the memories of Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj, Sripad Bhakti Prapanna Tirtha Maharaj, and Sripad Mahananda Prabhu Bhakti Ranjan (at this time Srila Bhakti Ranjan Madhusudan Maharaj).



Sripad Damodar Maharaj was born in the Nadia district of Bengal in the village of Betuwa Bahiri. He grew up there and eventually took up the profession of a cloth retailer. Devotees from a local Gaudiya Math would visit him once a week and he would enthusiastically donate money, fruits, and flowers to them each week. In the 1970s, as a middle aged unmarried businessman, he began to visit Sri Chaitanya Saraswat Math. Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj became fond of him and initiated him, giving him the name Subal Sakha Prabhu. Srila Sridhar Maharaj gradually began encouraging him to leave his work and join the Temple. In the late ’70s he did so. Srila Sridhar Maharaj first gave Subal Sakha Brahmachari charge of the Temple storeroom, a position commonly known as the ‘bhandari’. His duty was to ensure that all the groceries and supplies within the Temple were properly cared for and used exclusively for the service of Hari, Guru, and Vaishnava. In time he proved to be a trustworthy and reliable servitor who faithfully carried out Srila Sridhar Maharaj’s directions.

Some years later, as Western devotees began to frequent Sri Chaitanya Saraswat Math Nabadwip, Srila Sridhar Maharaj and Srila Govinda Maharaj decided it would be helpful to establish a centre in Kolkata to assist devotees travelling to and from the Math. They chose Subal Sakha Brahmachari to begin this service. Enthusiastically accepting the order of Sri Guru on his head, Subal Sakha Brahmachari brought everything necessary for the centre from Nabadwip and took up residence in a rented house behind a biscuit factory in the Ulta Danga neighbourhood of Kolkata. From there he searched throughout Kolkata to find a proper place to make Sri Chaitanya Saraswat Math’s centre. In time a suitable place was found in Dum Dum Park and Srila Govinda Maharaj purchased this land in Subal Sakha Brahmachari’s name, showing the confidence he had in Subal Sakha. Later other members of the Math joined Subal Sakha in Kolkata and together they engaged in preaching, collection, and hosting pilgrims travelling to and from Nabadwip.

While he stayed in Dum Dum Park Srila Sridhar Maharaj would sometimes send Subal Sakha to bring Srila Govinda Maharaj from Kolkata to Nabadwip. Srila Govinda Maharaj recounted on a number of occasions that Subal Sakha would come to him, inform him that Srila Guru Maharaj was calling him to Nabadwip, and then wait at the gate for Srila Govinda Maharaj to depart. Srila Govinda Maharaj recalled, “Subal Sakha was so strong that I could not refuse him. He would not leave without me. He would wait until midnight if it was necessary to bring me. Whatever Guru Maharaj told him, he would do, by hook or by crook.”

Later Srila Sridhar Maharaj and Srila Govinda Maharaj decided to make an ashram in Puri. They again first sent Subal Sakha Brahmachari there to find a suitable place. He lived there for sometime in a rented house and worked to establish the ashram. Once it was developed and other devotees came to take over its maintenance, Subal Sakha Brahmachari was given charge of Srila Govinda Maharaj’s temple in Hapaniya. There Subal Sakha enthusiastically looked after the Temple, built walls around the Temple’s ponds, and cultivated the Temple’s lands.

In 1990, a year and a half after Srila Sridhar Maharaj’s disappearance, on the anniversary of Sriman Mahaprabhu’s acceptance of sannyas, Srila Govinda Maharaj initiated Subal Sakha Brahmachari into the order of tridandi-sannyas and gave him the name Sripad Bhakti Dayita Damodar Maharaj. Sripad Bhakti Prapanna Tirtha Maharaj and Sripad Bhakti Svarup Tridandi Maharaj were initiated on the same day.

Thereafter Sripad Damodar Maharaj served as the cashier of Sri Chaitanya Saraswat Nabadwip. He carefully protected the Math’s funds and by his own example showed that one can live a fulfilling life while strictly subsisting on only bare necessities. Sleeping on a straw mat with a brick for a pillow, he inspired others to leave behind their preoccupation with creature comforts.

After Srila Govinda Maharaj secured land in Kaikhali Sripad Damodar Maharaj enthusiastically took up the service of building a Temple there. Through his leadership, diligence, and enthusiasm the Temple was constructed. He commanded the Math there for many years and expertly looked after everything. He cooked well and would affectionately serve prasadam to devotees. He smoothly organised numerous festivals, and guests were often impressed by the devotional atmosphere they experienced at the festivals he arranged.

Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj recalls once assisting Sripad Damodar Maharaj with arrangements for a festival in Kaikhali. As the cooking was going on it was discovered that there was not a sufficient supply of green chilis. Sripad Damodar Maharaj sent Srila Acharya Maharaj to the market to buy one rupee’s worth of chilis. When Srila Acharya Maharaj returned with the chilis Sripad Damodar Maharaj demanded, “Where is the receipt?” Srila Acharya Maharaj often laughingly tells this story to illustrate how exactingly Sripad Damodar Maharaj cared for the property of Hari, Guru, and Vaishnava.

When his age advanced and his health started to decline Srila Govinda Maharaj transferred Sripad Damodar Maharaj back to Nabadwip. When Sripad Damodar Maharaj returned he arrived with a large, heavy plastic bag. Srila Govinda Maharaj asked him what was in the bag and Sripad Damodar Maharaj opened it and said, “More than one hundred thousand rupees in coins.”

Srila Govinda Maharaj laughed and said, “Where did you get this money?”

Sripad Damodar Maharaj replied, “This is all the money that was put into the donation box during my duty as the manager of the Kaikhali Math.”

Around the time that Sripad Damodar Maharaj joined the Temple his brother gave him five thousand rupees for safekeeping in case he had a medical emergency. Sripad Damodar Maharaj deposited this money in a fixed deposit account that doubled the money in the account every few years. Sripad Damodar Maharaj kept this money in the bank for more than twenty years and lastly give a sum of more than one hundred thousand rupees to Srila Govinda Maharaj. Srila Govinda Maharaj was again surprised and said, “Where did you get this money?”

Sripad Damodar Maharaj explained how he had kept money in a savings account but never wanted to use it for himself. Even during his final days when he suffered from ailing health, Sripad Damodar Maharaj never kept any money for himself. Srila Acharya Maharaj recalls that just ten days before he departed Sripad Damodar Maharaj came to him and forcibly gave him a donation that he had just received. Srila Acharya Maharaj implored him to keep the money and use it for his medical needs but Sripad Damodar Maharaj refused.

During the last period of his life Sripad Damodar Maharaj resided in Sri Chaitanya Saraswat Math Nabadwip and engaged in service as much as his health allowed. He attended the aratis, kirtans, and classes each morning and evening, and every afternoon he gave class on Srimad Bhagavatam. Although rhythm was never his strong suit, devotees observed that Srila Govinda Maharaj, being charmed by Sripad Damodar Maharaj’s mood of devotion, attended many aratis that Sripad Damodar Maharaj led. When his health did not allow him to participate in the seated kirtans and classes in the Temple, he observed a strict practice of chanting japa, circumambulating the Temples, and offering his obeisances to the Deities. On any given day devotees would see him spend hours simply chanting, circumambulating the Temples, and repeatedly offering his obeisances. He also maintained a Tulasi garden beside his quarters and took care of Tulasi throughout the Temple. Even during the last year of his life Sripad Damodar Maharaj participated each day in Sri Nabadwip Dham Parikrama and, as he did every year, walked briskly at the head of the party.

After Srila Govinda Maharaj departed Sripad Damodar Maharaj showed his allegiance and chastity to Srila Govinda Maharaj and Srila Sridhar Maharaj through his sincere and jovial admiration for Srila Acharya Maharaj. He was distressed to see disturbances within the Math and showed his heartfelt attachment for Srila Guru Maharaj’s Mission through his concern about the maintenance of the Math’s integrity and preceptorial line. When his health allowed Sripad Damodar Maharaj would come daily to offer his full dandavat pranams to Srila Acharya Maharaj. Referring to Srila Acharya Maharaj as his Guru, he would pray for Srila Acharya Maharaj’s blessings. In this way Sripad Damodar Maharaj showed himself to be a sincere follower of the Rupanuga-dhara and showed everyone how to follow Srila Saraswati Thakur’s conception that serving Guru and Vaishnava means serving them according to their instructions (not one’s own whims).

While during his earlier years he was sometimes stern, in his later years he became very soft and sweet, and also expressed a deep sense of Vaishnava humility. With tears in his eyes he would clasp devotees’ hands and beg them to forgive his offences and bless him to be able to serve Srila Guru Maharaj. He would sometimes cry sadly because he was no longer able to physically engage in service. He would candidly wonder aloud again and again, “Will my destiny be auspicious?” At the end of his life, after suffering from strokes and other mental difficulties, he would lament that he could not steadily chant the Holy Name. In this way he felt the longing of a surrendered soul that Srila Bhakti Vinod Thakur described in Sharanagati. During the last week of his life he was bedridden and unable to speak yet he firmly held his japa bag in his hand and would not allow anyone to remove it. He requested that a photo of Srila Guru Maharaj be placed next to his bed and lastly he passed away very early at 03:30 on 19 September 2012 (21 Padmanabha, Gaura Panchami, 527 Gaurabda) while chanting the Holy Name and gazing at Srila Guru Maharaj.

Any instance of Srila Sridhar Maharaj or Srila Govinda Maharaj ever expressing any dissatisfaction with Sripad Damodar Maharaj cannot be recalled. For as long as they knew him they accepted him as one of their sincere and faithful associates. Srila Sridhar Maharaj showed his confidence in Sripad Damodar Maharaj by making him one of the three executors of his will. Srila Govinda Maharaj was always observed to harbour special affection for Sripad Damodar Maharaj and showed this whenever they met.

Sripad Damodar Maharaj will be remembered for his reliability, trustworthiness, chastity, and sincerity. He had a small figure and a quiet nature, but a very strong personality. His simplicity and loyalty teach us that we need only to aspire for the slightest service. Even the slightest service done with affection and a simple heart can result in all perfection.

Most Western devotees met him in his later years when his physical capacity had diminished but those who knew him in his earlier years fondly remember his active nature and strong leadership. His life is a vivid example for everyone that wholesale surrender to Sri Guru and Vaishnava is not only possible but immediately practicable in our lives. His life proves Sri Krishna’s vow in Srimad Bhagavad-gita:

ananyāś chintayanto mā ye janā paryupāsate
te
ā nityābhiyuktānā yoga-kema vahāmy aham

(Srimad Bhagavad-gita: 9.22)

“I supply the necessities of My steady devotees who meditate exclusively on Me and serve Me in all respects.”

Sripad Damodar Maharaj never exploited the Math’s property. He only accepted from the Math what was fundamentally necessary for his service. His deep faith in our Guru-varga and the Lord’s protection are a lesson to everyone. He thought only for the Math’s service and his life is a testament to the guardianship that Hari, Guru, and Vaishnava maintain for the surrendered souls. Srila Bhakti Vinod Thakur described such a soul in Sharanagati:

nijera poṣana, kabhu nā bhāviba,
        rahiba bhāvera bhare
bhakati-vinoda,tomāre pālaka,
          baliyā varaṇa kare

(Sharanagati: 19.5)

“He will never think about his own maintenance; he will always remain within the shelter of loving attachment for the Lord, having embraced the Lord as his maintainer.”

Sripad Damodar Maharaj has shown how to practise Rupanuga-bhakti in the line of Srila Saraswati Thakur and in his life exemplified one of Srila Saraswati Thakur’s most widely publicised teachings:

āsakti-rahita,’ ‘sambandha-sahita,’
viaya-samūha sakali mādhava

(Vaishnava Ke?: 12)

“Everything belongs to Madhava. One must be detached from everything but connect everything with the Lord.”

Sripad Damodar Maharaj is an exemplary member of Sri Chaitanya Saraswat Math and all devotees of the Math around the world humbly aspire for the chastity and sincerity with which he served our Guru-varga.

kpā kari kṛṣṇa more diyāchhilā saga
svatantra k
ṛṣṇera ichchhā,kailā saga-bhaga

(Sri Chaitanya-charitamrita: Antya-lila, 11.94)

“Kṛṣṇa mercifully gave us his association, but Kṛṣṇa’s independent will has now taken it away.”

While devotees are sad to lose his association they are also happy to see him relieved of his physical suffering and rejoice to think of the bright future that awaits him in the care of our divine Guardians. Seeing the love that Srila Guru Maharaj and Srila Gurudev had for him, seeing his simple, sincere heart, seeing his natural faith and affection, we are confident his spiritual future will be glorious, and we pray for such fortune in our own lives.

śrīmat-prabhu-padāmbhoja-madhupebhyo namo nama
tpyantu kpayā te tra prapanna-jīvanāmte

(Sri Sri Prapanna-jivanamrita: 1.4)

“We repeatedly offer our obeisances unto the bees who drink the nectar of our Divine Master’s lotus feet. May they graciously be satisfied with the nectar relished in the life of a surrendered soul (the Prapanna-jivanamrita).”




←  «Положение Господа Вишну и Господа Шивы». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия. «Мгновения Прекрасной Реальности», часть 8.1 ·• Архив новостей •· «Шри Гуру и его милость. Глава 13. Жизнь святых». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Аудиокнига  →
Russian

Шарал-вайшнавата

http://gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/sharal-vayshnavata.html

Сегодня в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе фестиваль в честь ухода Шрипада Бхакти Дайиты Дамодара Махараджа. По этому случаю была составлена краткая биография — по воспоминаниям Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа, Шрипада Бхакти Прапанны Тиртхи Махараджа и Шрипада Махананды Прабху Бхакти Ранджана (ныне Шрилы Бхакти Ранджана Мадхусудана Махараджа).



Шрипад Дамодар Махарадж родился в округе Надия в Бенгалии, в районе Бетува Бахири. Преданные из местного Гаудия Матха наносили ему визит раз в неделю, и он с энтузиазмом жертвовал деньги, плоды и цветы. В 1970-е годы, будучи средних лет холостяком, коммерсантом, он начал посещать Шри Чайтанья Сарасват Матх. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж полюбил его и инициировал, дав ему имя Субал Сакха Прабху. Шрила Шридхар Махарадж постепенно начал вдохновлять его оставить его работу и присоединиться к храму. Во второй половине 70-х годов он сделал это. В начале Шрила Шридхар Махарадж дал Субалу Сакхе Брахмачари положение храмового казначея, обычно известное как «бхандари». Его долг состоял в том, чтобы заботиться обо всех запасах продуктов и овощей в храме — хранить их должным образом и использовать исключительно в служении Хари, Гуру и вайшнавам. Со временем он зарекомендовал себя очень достойным человеком и оказался надежным слугой, с верой исполнявшим указания Шрилы Шридхара Махараджа.

Спустя несколько лет, в то время, когда западные преданные начали часто бывать в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж решили, что будет благом учредить центр в Колкате, чтобы помогать преданным, приезжавшим в Матх и покидавшим его. Они избрали Субала Сакху Прабху своим слугой. С энтузиазмом восприняв указание Шри Гуру, Субал Сакха Брахмачари доставил все необходимое для будущего центра из Навадвипы и поселился в арендованном доме за бисквитной фабрикой в райне Улта Ганга в Колкате. Живя там, он стал искать достойное место для будущего центра Шри Чайтанья Сарасват Матха. Со временем подходящее место было найдено в Дам Дам Парке, и Шрила Говинда Махарадж купил эту землю на имя Субала Сакхи Брахмачари, демонстрируя то доверие, которое он питал к Субалу Сакхе. Позже другие члены Матха стали присоединяться к Субалу Сакхе в Колкате, вместе они проповедовали, собирали пожертвования и принимали в гостях паломников, приезжавших в Навадвипу и уезжавших из нее.

В то время, когда он жил в Дам Дам Парке, Шрила Шридхар Махарадж иногда отправлял Субала Сакху привезти Шрилу Говинду Махараджу из Колкаты в Навадвипу. Шрила Говинда Махарадж не раз вспоминал, как Субал Сакха приходил к нему, сообщая, что Шрила Гуру Махарадж зовет его в Навадвипу, а затем ждал до полуночи, если было необходимо, чтобы доставить его на место. Шрила Говинда Махарадж вспоминал: «Субал Сакха Прабху был настолько напорист, что я не мог отказать ему. Он не уходил без меня. Он ждал до полуночи, если было нужно, чтобы привезти меня. Все, что Гуру Махарадж говорил ему, он исполнял, так или иначе».

Позже Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж решили построить ашрам в Пури. Они вновь сначала отправили Субала Сакху Брахмачари, чтобы тот подыскал подходящее место. Он жил там какое-то время в арендованном доме и работал над созданием ашрама. Со временем ашрам возник, и другие преданные приехали, чтобы заниматься его поддержанием. Субал Сакха Брахмачари был поставлен во главе храма Шрилы Говинды Махараджа в Хапании. Там Субал Сакха с энтузиазмом заботился о храме, построил стены вокруг храмовых прудов и возделывал землю храма.

В 1990 году, спустя полтора года после ухода Шрилы Шридхара Махараджа, в годовщину принятия санньясы Шриманом Махапрабху, Шрила Говинда Махарадж посвятил Субала Сакху Брахмачари Прабху в орден триданди-санньяси и дал ему имя Шрипад Бхакти Дайита Дамодар Махарадж. Шрипад Бхакти Прапанна Тиртха Махарадж и Шрипад Бхакти Сварупа Триданди Махарадж получили посвящение в тот же самый день.

Впоследствии Шрипад Дамодар Махарадж служил в качестве казначея Шри Чайтанья Сарасват Навадвипы. Он тщательно берег средства Матха и своим примером показывал, что можно жить полноценной жизнью, имея лишь самое необходимое. Он спал на соломенной подстилке с кирпичом в качестве подушки, тем самым вдохновляя других отказываться от одержимости удобствами.

После того, как Шрила Говинда Махарадж приобрел землю в Каикхали, Шрипад Дамодар Махарадж с энтузиазмом приступил к служению по строительству храма там. Благодаря его качествам лидера, усердию и энтузиазму, храм был построен. Он возглавлял тамошний Матх на протяжении многих лет и заботился обо всех нуждах и потребностях, будучи прекрасным руководителем. Он хорошо готовил и с любовью раздавал прасадам преданным. Он блестяще организовывал многочисленные фестивали, и гости часто были под впечатлением от атмосферы преданности, которую чувствовали на проводимых им фестивалях.

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж вспоминает, как однажды он помогал Шрипаду Дамодару Махараджу проводить фестиваль в Каикхали. В то время, когда шло приготовление пищи, оказалось, что не было достаточного запаса зеленых перцев чили. Когда Шрила Ачарья Махарадж вернулся с зелеными чили, Шрипад Дамодар Махарадж потребовал у него: «Где чек?» Шрила Ачарья Махарадж часто со смехом рассказывает эту историю о том, как ревностно Шрипад Дамодар Махарадж заботился о собственности Хари, Гуру и вайшнавов.

Со временем, когда Шрипад Дамодар Махарадж постарел и стал немощен, Шрила Говинда Махарадж перевел его обратно в Навадвипу. Когда Шрипад Дамодар Махарадж вернулся, он прибыл с большим тяжелым пластиковым мешком. Шрила Говинда Махарадж спросил у него, что в мешке, Шрипад Дамодар открыл его и сказал: «Более ста тысяч рупий в монетах». Шрила Говинда Махарадж рассмеялся и спросил: «Где вы взяли эти деньги?» Шрипад Дамодар Махарадж отвечал: «Это те деньги, которые клали в ящик для пожертвований в пору моего служения в качестве менеджера Каикхали Матха».

Примерно в то время, когда Шрипад Дамодар Махарадж поселился в Матхе, его брат дал ему пять тысяч рупий (эта сумма была медицинской страховкой Махараджа), и Шрипад Дамодар Махарадж положил эти деньги на счет, благодаря чему сумма возрастала вдвое каждые несколько лет. Шрипад Дамодар Махарадж хранил эти деньги в банке в течение двадцати с лишним лет и в конце концов передал Шриле Говинде Махарадже больше ста тысяч. Шрила Говинда Махарадж вновь удивился и спросил: «Где вы взяли эти деньги?» Шрипад Дамодар Махарадж объяснил, каким образом он сохранил деньги на счету, но никогда не желал использовать их для себя. Даже в последние дни, когда он страдал от ухудшающегося здоровья, Шрипад Дамодар Махарадж никогда не оставлял себе ни копейки. Шрила Ачарья Махарадж вспоминает, как за десять дней до своего ухода Шрипад Дамодар Махарадж пришел к нему и буквально навязал только что полученное им пожертвование. Шрила Ачарья Махарадж просил его сохранить деньги и потратить их на лечение, но Шрипад Дамодар Махарадж отказался.

В свои последние дни Шрипад Дамодар Махарадж обитал в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе и совершал служение, насколько позволяло здоровье. Он посещал арати, киртаны и лекции каждое утро и вечер, и каждый день, во второй его половине, давал лекцию по «Шримад-Бхагаватам». Хотя не всегда Махарадж пел мелодично, преданные видели, что Шрила Говинда Махарадж, очарованный настроением преданности Шрипада Дамодара Махараджа, посещал многие арати, которые вел Шрипад Дамодар Махарадж. Когда его здоровье уже не позволяло ему принимать участие в киртанах и лекциях в храме, где нужно было сидеть, он по-прежнему совершал джапу, обходил храмы и постоянно предлагал поклоны. Кроме того, он поддерживал сад туласи позади своего жилища и заботился о туласи на территории храма. Даже в последний год жизни Шрипад Дамодар Махарадж каждый день принимал участие в Шри Навадвипа-дхама-парикраме и так же, как он делал это из года в год, скорым шагом шел впереди всей группы.

После того, как Шрила Говинда Махарадж покинул мир, Шрипад Дамодар Махарадж продемонстрировал свою верность Шриле Говинде Махараджу и Шриле Шридхару Махараджу, искренне и с радостью следуя Шриле Ачарье Махараджу. Он печалился, видя трудности в Матхе, и демонстрировал свою сердечную привязанность к миссии Шрилы Гуру Махараджа заботой о сохранении единства и наставнической линии. Когда здоровье ему позволяло, Шрипад Дамодар Махарадж каждый день приходил к Шриле Ачарье Махараджу, чтобы предложить ему полные поклоны. Относясь к Шриле Ачарье Махараджу как к своему Гуру, он молил Махараджа о благословениях. Так Шрипад Дамодар Махарадж являл себя искренним последователем рупануга-дхары и учил всех тому, как следовать представлению Шрилы Сарасвати Тхакура, согласно которому служение Шри Рупанугам подразумевает служение их наставлениям (а не следование своим прихотям).

В свои ранние годы он бывал временами суров, в поздние годы стал очень мягок и сладостен, а также выражал глубокое чувство вайшнавского смирения. Со слезами на глазах он брал за руки преданных и просил их благословить его, с тем, чтобы он мог служить Шриле Гуру Махараджу. Иногда он горько плакал, потому что более не мог физически совершать служение. Он искренне во всеуслышание спрашивал снова и снова: «Ждет ли меня удача?» В конце жизни, после того, как он перенес инсульты и испытывал психические нарушения, Махарадж жалел о том, что не может стабильно воспевать Святое Имя. Так он испытывал жажду предавшейся души, которую Шрила Бхактивинод Тхакур описал в «Шаранагати». В последнюю неделю своей жизни он был прикован к постели и не мог говорить, однако не выпускал из рук четки и не позволял забирать их. Он попросил, чтобы фото Шрилы Гуру Махараджа поместили рядом с его кроватью, и в конце концов покинул мир на рассвете в 3:30 утра 19 сентября 2012 года (21 падманабха, гаура-панчами, 527 гаурабды), воспевая Святое Имя и глядя на Шрилу Гуру Махараджа.

Никто никогда не видел, чтобы Шрила Шридхар Махарадж или Шрила Говинда Махарадж выражали чувство недовольства Шрипадом Дамодаром Махараджем. Они всегда считали его одним из своих искренних и верных последователей. Шрила Шридхар Махардж продемонстрировал свою веру в Шрипада Дамодара Махараджа, назначив его одним из ответственных за выполнение его последней воли. Все видели, как Шрила Говинда Махарадж питал особую любовь к Шрипаду Дамодару Махараджу и демонстрировал это чувство всякий раз, когда встречал Махараджа.

Шрипада Дамодара Махараджа будут помнить за его ответственность, честность, верность и искренность. Он был небольшого роста и тихого нрава, но был очень сильной личностью. Его простота и верность учат нас тому, что мы нуждаемся лишь в одном — в стремлении к самому незначительному служению. Даже самое «незначительное» служение, совершаемое простосердечно и с любовью, способно привести к совершенству.

В большинстве своем западные люди знали Махараджа на заключительном этапе его жизни, когда физически он был немощен, но люди, знавшие его в молодости, с любовью вспоминают его активную натуру и лидерские качества. Его жизнь — живой пример каждому; пример того, что полное самопредание Шри Гуру и вайшнавам не только возможно, но и может быть практически осуществлено. Его жизнь демонстрирует истинность обещания Шри Кришны в Шримад Бхагавад-гите:

ананйа̄ш́ чинтайанто ма̄м̇ йе джана̄х̣ парйупа̄сате
теш̣а̄м̇ нитйа̄бхийукта̄на̄м̇ йога-кш̣емам̇ ваха̄мй ахам

(Шримад-Бхагавад-гита, 9.22)

«Я обеспечиваю всем необходимым Моих непреклонных преданных, которые медитируют исключительно на Меня и служат Мне во всех отношениях».

Шрипад Дамодар Махарадж никогда не эксплуатировал собственность Матха. Он принимал из Матха ровно столько, сколько было необходимо ради осуществления самых насущных жизненных нужд. Его глубокая вера в нашу гуру-варгу и защиту Господа — урок каждому. Он думал исключительно о служении Матху, и его жизнь — свидетельство того, что Хари, Гуру и вайшнавы воистину хранят предавшуюся душу. Шрила Бхактивинод Тхакур описал подобную душу в «Шаранагати»:

ниджера пош̣ана, кабху на̄ бха̄виба,
        рахиба бха̄вера бхаре
бхакати-винода, тома̄ре па̄лака,
           балийа̄ варан̣а каре

(«Шаранагати», 19.5)

«Он никогда не станет заботиться о своих нуждах; он всегда будет держаться прибежища привязанности к Господу, приняв Господа своим защитником».

Шрипад Дамодар Махарадж показал, как практиковать рупануга-бхакти в линии Шрилы Сарасвати Тхакура, и своей жизнью олицетворял одно из самых широко известных наставлений Шрилы Сарасвати Тхакура.

а̄сакти-рахита,’ ‘самбандха-сахита,’
виш̣айа-самӯха сакали ‘ма̄дхава’

(«Вайшнава ке?», 12)

«Все принадлежит Мадхаве. Следует отречься от всего, но связывать все с Господом».

Шрипад Дамодар Махарадж — образцовый последователь Шри Чайтанья Сарасват Матха, и все преданные Матха по всему миру смиренно стремятся обрести качества верности и искренности, с которыми он служил нашей гуру-варге.

кр̣па̄ кари’ кр̣ш̣н̣а море дийа̄чхила̄ сан̇га
сватантра кр̣ш̣н̣ера иччха̄,
 — каила̄ сан̇га-бхан̇га

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.94)

«Кришна милостиво даровал нам его общество, но независимая воля Кришны теперь отняла его у нас».

Сейчас преданные печалятся, утратив его общество, но они счастливы также, видя, как он избавился от своих физических мучений, и радуются, думая о светлом будущем, которое ждет его в измерении заботы наших божественных хранителей. Видя любовь, которую Шрила Гуру Махарадж и Шрила Гурудев питали к нему, видя его простое, искреннее сердце, видя его естественную веру и любовь, мы убеждены в том, что его духовное будущее будет славным, и мы молимся о подобной удаче в нашей собственной жизни.

ш́рӣмат-прабху-пада̄мбходжа-мадхупебхйо намо намах̣
тр̣пйанту кр̣пайа̄ те ’тра прапанна-джӣвана̄мр̣те

(«Шри Шри Прапанна-дживанамрита», 1.4)

«Мы вновь и вновь предлагаем поклоны пчелам, собирающим нектар с лотосоподобных стоп нашего божественного наставника. Пусть он милостиво будет удовлетворен нектаром в жизни предавшейся души (прапанна-дживанамритой)».


Damodar Maharaj.jpg


English

Sharal Vaishnavata

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/sharal-vaishnavata/

Today a festival is in Sri Chaitanya Saraswat Math Nabadwip in honour of Sripad Bhakti Dayita Damodar Maharaj’s passing. For this occasion a short biography has been compiled from the memories of Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj, Sripad Bhakti Prapanna Tirtha Maharaj, and Sripad Mahananda Prabhu Bhakti Ranjan (at this time Srila Bhakti Ranjan Madhusudan Maharaj).



Sripad Damodar Maharaj was born in the Nadia district of Bengal in the village of Betuwa Bahiri. He grew up there and eventually took up the profession of a cloth retailer. Devotees from a local Gaudiya Math would visit him once a week and he would enthusiastically donate money, fruits, and flowers to them each week. In the 1970s, as a middle aged unmarried businessman, he began to visit Sri Chaitanya Saraswat Math. Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj became fond of him and initiated him, giving him the name Subal Sakha Prabhu. Srila Sridhar Maharaj gradually began encouraging him to leave his work and join the Temple. In the late ’70s he did so. Srila Sridhar Maharaj first gave Subal Sakha Brahmachari charge of the Temple storeroom, a position commonly known as the ‘bhandari’. His duty was to ensure that all the groceries and supplies within the Temple were properly cared for and used exclusively for the service of Hari, Guru, and Vaishnava. In time he proved to be a trustworthy and reliable servitor who faithfully carried out Srila Sridhar Maharaj’s directions.

Some years later, as Western devotees began to frequent Sri Chaitanya Saraswat Math Nabadwip, Srila Sridhar Maharaj and Srila Govinda Maharaj decided it would be helpful to establish a centre in Kolkata to assist devotees travelling to and from the Math. They chose Subal Sakha Brahmachari to begin this service. Enthusiastically accepting the order of Sri Guru on his head, Subal Sakha Brahmachari brought everything necessary for the centre from Nabadwip and took up residence in a rented house behind a biscuit factory in the Ulta Danga neighbourhood of Kolkata. From there he searched throughout Kolkata to find a proper place to make Sri Chaitanya Saraswat Math’s centre. In time a suitable place was found in Dum Dum Park and Srila Govinda Maharaj purchased this land in Subal Sakha Brahmachari’s name, showing the confidence he had in Subal Sakha. Later other members of the Math joined Subal Sakha in Kolkata and together they engaged in preaching, collection, and hosting pilgrims travelling to and from Nabadwip.

While he stayed in Dum Dum Park Srila Sridhar Maharaj would sometimes send Subal Sakha to bring Srila Govinda Maharaj from Kolkata to Nabadwip. Srila Govinda Maharaj recounted on a number of occasions that Subal Sakha would come to him, inform him that Srila Guru Maharaj was calling him to Nabadwip, and then wait at the gate for Srila Govinda Maharaj to depart. Srila Govinda Maharaj recalled, “Subal Sakha was so strong that I could not refuse him. He would not leave without me. He would wait until midnight if it was necessary to bring me. Whatever Guru Maharaj told him, he would do, by hook or by crook.”

Later Srila Sridhar Maharaj and Srila Govinda Maharaj decided to make an ashram in Puri. They again first sent Subal Sakha Brahmachari there to find a suitable place. He lived there for sometime in a rented house and worked to establish the ashram. Once it was developed and other devotees came to take over its maintenance, Subal Sakha Brahmachari was given charge of Srila Govinda Maharaj’s temple in Hapaniya. There Subal Sakha enthusiastically looked after the Temple, built walls around the Temple’s ponds, and cultivated the Temple’s lands.

In 1990, a year and a half after Srila Sridhar Maharaj’s disappearance, on the anniversary of Sriman Mahaprabhu’s acceptance of sannyas, Srila Govinda Maharaj initiated Subal Sakha Brahmachari into the order of tridandi-sannyas and gave him the name Sripad Bhakti Dayita Damodar Maharaj. Sripad Bhakti Prapanna Tirtha Maharaj and Sripad Bhakti Svarup Tridandi Maharaj were initiated on the same day.

Thereafter Sripad Damodar Maharaj served as the cashier of Sri Chaitanya Saraswat Nabadwip. He carefully protected the Math’s funds and by his own example showed that one can live a fulfilling life while strictly subsisting on only bare necessities. Sleeping on a straw mat with a brick for a pillow, he inspired others to leave behind their preoccupation with creature comforts.

After Srila Govinda Maharaj secured land in Kaikhali Sripad Damodar Maharaj enthusiastically took up the service of building a Temple there. Through his leadership, diligence, and enthusiasm the Temple was constructed. He commanded the Math there for many years and expertly looked after everything. He cooked well and would affectionately serve prasadam to devotees. He smoothly organised numerous festivals, and guests were often impressed by the devotional atmosphere they experienced at the festivals he arranged.

Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj recalls once assisting Sripad Damodar Maharaj with arrangements for a festival in Kaikhali. As the cooking was going on it was discovered that there was not a sufficient supply of green chilis. Sripad Damodar Maharaj sent Srila Acharya Maharaj to the market to buy one rupee’s worth of chilis. When Srila Acharya Maharaj returned with the chilis Sripad Damodar Maharaj demanded, “Where is the receipt?” Srila Acharya Maharaj often laughingly tells this story to illustrate how exactingly Sripad Damodar Maharaj cared for the property of Hari, Guru, and Vaishnava.

When his age advanced and his health started to decline Srila Govinda Maharaj transferred Sripad Damodar Maharaj back to Nabadwip. When Sripad Damodar Maharaj returned he arrived with a large, heavy plastic bag. Srila Govinda Maharaj asked him what was in the bag and Sripad Damodar Maharaj opened it and said, “More than one hundred thousand rupees in coins.”

Srila Govinda Maharaj laughed and said, “Where did you get this money?”

Sripad Damodar Maharaj replied, “This is all the money that was put into the donation box during my duty as the manager of the Kaikhali Math.”

Around the time that Sripad Damodar Maharaj joined the Temple his brother gave him five thousand rupees for safekeeping in case he had a medical emergency. Sripad Damodar Maharaj deposited this money in a fixed deposit account that doubled the money in the account every few years. Sripad Damodar Maharaj kept this money in the bank for more than twenty years and lastly give a sum of more than one hundred thousand rupees to Srila Govinda Maharaj. Srila Govinda Maharaj was again surprised and said, “Where did you get this money?”

Sripad Damodar Maharaj explained how he had kept money in a savings account but never wanted to use it for himself. Even during his final days when he suffered from ailing health, Sripad Damodar Maharaj never kept any money for himself. Srila Acharya Maharaj recalls that just ten days before he departed Sripad Damodar Maharaj came to him and forcibly gave him a donation that he had just received. Srila Acharya Maharaj implored him to keep the money and use it for his medical needs but Sripad Damodar Maharaj refused.

During the last period of his life Sripad Damodar Maharaj resided in Sri Chaitanya Saraswat Math Nabadwip and engaged in service as much as his health allowed. He attended the aratis, kirtans, and classes each morning and evening, and every afternoon he gave class on Srimad Bhagavatam. Although rhythm was never his strong suit, devotees observed that Srila Govinda Maharaj, being charmed by Sripad Damodar Maharaj’s mood of devotion, attended many aratis that Sripad Damodar Maharaj led. When his health did not allow him to participate in the seated kirtans and classes in the Temple, he observed a strict practice of chanting japa, circumambulating the Temples, and offering his obeisances to the Deities. On any given day devotees would see him spend hours simply chanting, circumambulating the Temples, and repeatedly offering his obeisances. He also maintained a Tulasi garden beside his quarters and took care of Tulasi throughout the Temple. Even during the last year of his life Sripad Damodar Maharaj participated each day in Sri Nabadwip Dham Parikrama and, as he did every year, walked briskly at the head of the party.

After Srila Govinda Maharaj departed Sripad Damodar Maharaj showed his allegiance and chastity to Srila Govinda Maharaj and Srila Sridhar Maharaj through his sincere and jovial admiration for Srila Acharya Maharaj. He was distressed to see disturbances within the Math and showed his heartfelt attachment for Srila Guru Maharaj’s Mission through his concern about the maintenance of the Math’s integrity and preceptorial line. When his health allowed Sripad Damodar Maharaj would come daily to offer his full dandavat pranams to Srila Acharya Maharaj. Referring to Srila Acharya Maharaj as his Guru, he would pray for Srila Acharya Maharaj’s blessings. In this way Sripad Damodar Maharaj showed himself to be a sincere follower of the Rupanuga-dhara and showed everyone how to follow Srila Saraswati Thakur’s conception that serving Guru and Vaishnava means serving them according to their instructions (not one’s own whims).

While during his earlier years he was sometimes stern, in his later years he became very soft and sweet, and also expressed a deep sense of Vaishnava humility. With tears in his eyes he would clasp devotees’ hands and beg them to forgive his offences and bless him to be able to serve Srila Guru Maharaj. He would sometimes cry sadly because he was no longer able to physically engage in service. He would candidly wonder aloud again and again, “Will my destiny be auspicious?” At the end of his life, after suffering from strokes and other mental difficulties, he would lament that he could not steadily chant the Holy Name. In this way he felt the longing of a surrendered soul that Srila Bhakti Vinod Thakur described in Sharanagati. During the last week of his life he was bedridden and unable to speak yet he firmly held his japa bag in his hand and would not allow anyone to remove it. He requested that a photo of Srila Guru Maharaj be placed next to his bed and lastly he passed away very early at 03:30 on 19 September 2012 (21 Padmanabha, Gaura Panchami, 527 Gaurabda) while chanting the Holy Name and gazing at Srila Guru Maharaj.

Any instance of Srila Sridhar Maharaj or Srila Govinda Maharaj ever expressing any dissatisfaction with Sripad Damodar Maharaj cannot be recalled. For as long as they knew him they accepted him as one of their sincere and faithful associates. Srila Sridhar Maharaj showed his confidence in Sripad Damodar Maharaj by making him one of the three executors of his will. Srila Govinda Maharaj was always observed to harbour special affection for Sripad Damodar Maharaj and showed this whenever they met.

Sripad Damodar Maharaj will be remembered for his reliability, trustworthiness, chastity, and sincerity. He had a small figure and a quiet nature, but a very strong personality. His simplicity and loyalty teach us that we need only to aspire for the slightest service. Even the slightest service done with affection and a simple heart can result in all perfection.

Most Western devotees met him in his later years when his physical capacity had diminished but those who knew him in his earlier years fondly remember his active nature and strong leadership. His life is a vivid example for everyone that wholesale surrender to Sri Guru and Vaishnava is not only possible but immediately practicable in our lives. His life proves Sri Krishna’s vow in Srimad Bhagavad-gita:

ananyāś chintayanto mā ye janā paryupāsate
te
ā nityābhiyuktānā yoga-kema vahāmy aham

(Srimad Bhagavad-gita: 9.22)

“I supply the necessities of My steady devotees who meditate exclusively on Me and serve Me in all respects.”

Sripad Damodar Maharaj never exploited the Math’s property. He only accepted from the Math what was fundamentally necessary for his service. His deep faith in our Guru-varga and the Lord’s protection are a lesson to everyone. He thought only for the Math’s service and his life is a testament to the guardianship that Hari, Guru, and Vaishnava maintain for the surrendered souls. Srila Bhakti Vinod Thakur described such a soul in Sharanagati:

nijera poṣana, kabhu nā bhāviba,
        rahiba bhāvera bhare
bhakati-vinoda,tomāre pālaka,
          baliyā varaṇa kare

(Sharanagati: 19.5)

“He will never think about his own maintenance; he will always remain within the shelter of loving attachment for the Lord, having embraced the Lord as his maintainer.”

Sripad Damodar Maharaj has shown how to practise Rupanuga-bhakti in the line of Srila Saraswati Thakur and in his life exemplified one of Srila Saraswati Thakur’s most widely publicised teachings:

āsakti-rahita,’ ‘sambandha-sahita,’
viaya-samūha sakali mādhava

(Vaishnava Ke?: 12)

“Everything belongs to Madhava. One must be detached from everything but connect everything with the Lord.”

Sripad Damodar Maharaj is an exemplary member of Sri Chaitanya Saraswat Math and all devotees of the Math around the world humbly aspire for the chastity and sincerity with which he served our Guru-varga.

kpā kari kṛṣṇa more diyāchhilā saga
svatantra k
ṛṣṇera ichchhā,kailā saga-bhaga

(Sri Chaitanya-charitamrita: Antya-lila, 11.94)

“Kṛṣṇa mercifully gave us his association, but Kṛṣṇa’s independent will has now taken it away.”

While devotees are sad to lose his association they are also happy to see him relieved of his physical suffering and rejoice to think of the bright future that awaits him in the care of our divine Guardians. Seeing the love that Srila Guru Maharaj and Srila Gurudev had for him, seeing his simple, sincere heart, seeing his natural faith and affection, we are confident his spiritual future will be glorious, and we pray for such fortune in our own lives.

śrīmat-prabhu-padāmbhoja-madhupebhyo namo nama
tpyantu kpayā te tra prapanna-jīvanāmte

(Sri Sri Prapanna-jivanamrita: 1.4)

“We repeatedly offer our obeisances unto the bees who drink the nectar of our Divine Master’s lotus feet. May they graciously be satisfied with the nectar relished in the life of a surrendered soul (the Prapanna-jivanamrita).”


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования