День явления Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа. Шрила Б. А. Данди Махарадж. 10 октября 2018 года. Киев, Украина


Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

День явления Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа

(10 октября 2018 года. Киев, Украина)

 

…затем сменилась династия Романовых, пришел кто-то другой. И народ стал видеть уже в этом представителе Божьего посланника, Божьего помазанника. Да, он принял помазание на царствование. Таким образом, от Бхактивинода Тхакура к Сарасвати Тхакуру… Всегда был какой-то один ачарья в рупануга-сампрадае.

Первым из таких ачарьев был Рупа Госвами. Махапрабху избрал его как ачарью, наделенного самыми большими полномочиями, представителем Махапрабху в Пури. На общем собрании всех вайшнавов Он авторизовал Рупу Госвами как Своего преемника. Махапрабху показал всем, что Рупа Госвами будет воплощать собой дух сампрадаи, последнее слово будет за ним.

Понятно, о чем речь? Некий император. Мы говорим: «царь всех санньяси», йати-радж. Есть множество санньяси, множество Гуру. Это не проблема в нашей сампрадае. Вообще, что это такое — сампрадая? Это нечто подобное церкви в христианстве. У нас нет такого института, как церковь, но сампрадая — это нечто похожее. Она охватывает всех, кто следует духу рупануга-сампрадаи. Все, кто следует ее учению, все, кто следует ее идеалу, — это все представители сампрадаи. И наша сампрадая называется Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая.

Сегодня утром мы говорили о том, что слово «мадхва» в названии нашей сампрадаи имеет несколько парадоксальный характер. Потому что, с одной стороны, это вроде бы Мадхвачарья, но, с другой стороны, для гаудия-вайшнавов этим Мадхвой является не кто иной, как Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури передал полномочия Ишваре Пури, а тот передал их Махапрабху. Махапрабху — это джагад-гуру. Бхактивинод Тхакур говорит, что вера вайшнавов состоит в том, что Махапрабху — это джагад-гуру. В подлинном смысле наша сампрадая — это сампрадая Махапрабху. А в еще более глубоком смысле — Махапрабху передал полномочия нашей сампрадаи Рупе Госвами.

Подлинное название нашей сампрадаи, ее самоназвание — это рупануги. Мы рупануга-вайшнавы, последователи Шрилы Рупы Госвами. Рупа Госвами создал «Бхакти-расамрита-синдху». Это основное [произведение], за что Рупа Госвами почитается ачарьей нашей сампрадаи. Он создал еще очень возвышенные труды, которые не рекомендуется читать обычным смертным. Множество трудов он создал. Но основное, за что Рупа Госвами почитается всеми гаудия-вайшнавами, начинающими в том числе, это за его концептуальное основание абхидхея-гьяны, т. е. пути служения в преданности. Рупа Госвами очень подробно описал это в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху». Также [важна] еще одна книга — это «Упадешамрита», «Нектар наставлений».

Полномочия рупануга-сампрадаи, которые передаются [по ученической преемственности], это нечто вроде скипетра, который передается от одной личности к другой. И к этой личности идут за разрешением всех вопросов касательно того, как жить духовной жизнью. Это говорит о том, насколько серьезно это положение рупануга-ачарьи, насколько оно колоссально ответственно.

Исторически до настоящего момента в нашей сампрадае был один рупануга-ачарья. Это мог быть Джива Госвами, затем Вишванатх Чакраварти Тхакур, Баладев Видьябхушан, Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур. Затем Шрила Шридхар Махарадж. Так или иначе, все старшие духовные братья осознавали это, что, несмотря на отсутствие формального избрания Шрилы Шридхара Махараджа, именно он воплощал весь дух рупануга-сампрадаи. Он был таким единственным ачарьей, который воплощает в себе всю полноту духовного знания нашей сампрадаи.

Шрила Гурудев в своей концептуальной статье объясняет идею аватары и аватари. Аватари и аватара: из личности одного ачарьи рупануга-сампрадаи исходят другие уполномоченные ачарьи. Этот ачарья своими наставлениями производит ачарьев. Поэтому да, таким ачарьей был Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. А затем таким ачарьей стал Шрила Говинда Махарадж.

Конечно, среди последователей рупануга-сампрадаи каждый прославляет своих Гуру. Каждый считает своего Гуру величайшим. И когда Ачарья Махарадж был авторизован, когда прошла инаугурация Ачарьи Махараджа, я пошел на даршан Госвами Махараджа и спросил: «Как нам следует воспринимать это? Мы должны считать его маха-бхагаватой, чистым вайшнавом?» Госвами Махарадж сказал: «Да, для учеников это так». Но он сказал: «Мы не обладаем квалификацией определить это сполна». Несколько парадоксальный был ответ. Я говорю вещи, как они есть, как оно было. Он сказал: «Да, для учеников это так. Ученики верят в своего Гуру как в маха-бхагавату. Но лично мы не обладаем квалификацией, чтобы определить: кто маха-бхагавата, а кто нет. Мы сами не маха-бхагаваты. Только маха-бхагавата может определить это со стопроцентной уверенностью».

То была божественная воля, так или иначе, мы видим высшую волю: так со временем случилось, что идея одного ачарьи, единственного ачарьи перестала быть актуальной для Шри Чайтанья Сарасват Матха. И в этой связи возникла очень большая философская трудность. Сначала весь наш Матх считал Ачарью Махараджа абсолютным ачарьей. Он был единственный ачарья, а все остальные давали посвящение от его имени. Это было так же при Гурудеве. Когда Гурудев давал посвящение, то именно он давал посвящение от имени всей сампрадаи. И все получали посвящение у Гурудева. А другие санньяси могли представлять Гурудева. Это называется ритвик («представитель»). Но, когда мы получали посвящение, мы получали посвящение конкретно от Говинды Махараджа, от ачарьи нашего Матха, от ачарьи всей сампрадаи. И это положение дел по высшей воле, так или иначе, изменилось. Так мы на это можем посмотреть. Когда мы прославляем сейчас Ачарью Махараджа, некая особая, совершенно непостижимая лила проявляется в нем, как и в личностях других ачарьев нашего Матха.

Дальнейшие, довольно сложные, исторические события начали происходить. Совет ачарьев прошел через множество разных разногласий, но постепенно, как мы видим, во времени… [Господь говорит:] ка̄ло ’сми — «Я есть время»[1]. Во времени проявляется некая особая воля высшего мира. И эта воля высшего мира наиболее важная, наиболее существенная. Таким образом, когда мы прославляем сегодня Бхакти Нирмала Ачарью Махараджа, в целом мы прославляем его как рупануга-ачарью, как представителя подлинной духовной преемственности. Тем не менее духовно сложилась такая ситуация, что ачарья больше не один.

Каким образом ачарья может быть не одним? Это очень интересный вопрос. Своеобразный вопрос. Однако, в сущности, так не бывает, чтобы ачарья был не один. Такого не бывает. Поэтому каждый ученик следует своему Гуру именно как абсолютному ачарье. Но есть самое разное понимание ачарьи сейчас. Мы можем видеть, что сейчас необходимо некое не классическое понимание ачарьи. Настал такой момент, когда должна быть не классическая схема, несколько более усложненная. Несколько более усложненное понимание ачарьи, чем это было до этого. Такое может быть с течением времени.

Однажды Шрилу Шридхара Махараджа спросили, каким образом теперь, после ухода Бхактиведанты Свами Махараджа, можно проповедовать духовное знание, поскольку не все согласны друг с другом, поскольку есть какие-то разногласия. Старшие не имеют какого-то одного мнения, и кто-то может быть изгнан. Возникают самые разные противоречия. Как оставаться при этом обществом Прабхупады? И Шридхар Махарадж сказал, что нужно следовать духу сампрадаи, нужно следовать духу миссии. Он сказал: «Структура [организации] не должна ограничивать. Формальная структура не может ограничивать этот поток, это не будет правильным. Альтернативные структуры могут быть созданы». Он сказал это совершенно ясно. Альтернативные структуры могут быть созданы, но дух должен сохраняться. Сам дух сампрадаи, само желание служить этому духу должно сохраняться. Чисто формальный, материальный аспект не должен ограничивать этот дух ачарьи, дух служения Рупе Госвами. Поэтому иногда рамки формального «законодательства» могут быть каким-то образом расшатаны, изменены. Это очень важные изменения, которые иногда следует произвести ради того, чтобы сохранить дух.

Как бы то ни было, очевидно, что дух рупануга-сампрадаи присутствует в нашем Матхе, безусловно, в самых разных вайшнавах. И каждый из учеников воспринимает своего ачарью как абсолютного. Поэтому есть ачарья-сабха. Некое явление. Гурудев избрал Ачарью Махараджа и также Гурудев учредил ачарья-сабху. И то, и другое было. Таким образом единство и многообразие присутствуют одновременно. Ачарья Махарадж и ачарья-сабха присутствуют одновременно. Так или иначе, Ачарья Махарадж взял на себя заботу об индийских преданных. Это самое сложное, наверное. Гурудев всегда говорил, что индийская миссия является наиболее сложноуправляемой. Потому что в индийской миссии, наверное, каждый второй считает себя ачарьей. Поэтому весьма сложно управлять делами индийской миссии.

Таким образом, мы не имеем права преуменьшать авторитет Ачарьи Махараджа, это будет абсолютно некорректно. Наоборот, то, что он провозглашен ачарьей, и то, что он устанавливает себя как ачарью, и то, что Гурудев уполномочил его, — это действительно так. Его положение в этом смысле непререкаемо. Для всех его учеников и для всей Бенгалии, для всех наших матхов это неоспоримое положение.

С другой стороны, в своем письме сам Ачарья Махарадж изложил идею делегирования [полномочий]. Он говорил, что когда кто-то обретает положение ачарьи, вместе с этим он получает и способность наделять этими полномочиями других. Это известное письмо Шрилы Ачарьи Махараджа. Он не только сам может исполнять полномочия ачарьи, но также он может какого-то вайшнава наделить этими полномочиями. Это также приходит по милости Гурудева. Гурудев весьма дальновидно учредил оба [явления] — и (в большей степени формальное) положение ачарьи миссии, и ачарья-сабху.

Таким образом, у нас ачарьи проявляются в двух обликах. В виде главы сампрадаи, и таково положение Ачарьи Махараджа, безусловно. Гурудев наделил его этими полномочиями главы сампрадаи. И также есть несколько ачарьев, ачарья-сабха. Мы видим, что принцип ачарьи претерпел некоторую модификацию по сравнению с классическим вариантом.

При этом, безусловно, Ачарья Махарадж остается главой, ачарьей нашего Матха, несомненно. Может быть несколько не в классическом виде главой [миссии]. Действительно, у него очень много деятельности в индийском мире. Фактически он уполномочил других вайшнавов представлять идею, дух ачарьи в других странах, представлять духовное знание, духовное руководство. Так что в целом мы все равно присутствуем в рупануга-дхаре, в рупануга-сампрадае. Этот дух не ушел из рупануга-сампрадаи, не скрылся вместе с Говиндой Махараджем. Такого не произошло. Просто Говинда Махарадж проявился таким образом в лице Ачарьи Махараджа, а также в ачарьях сабхи. Таким образом мы можем смотреть, воспринимать это.

Безусловно, в Матхе было много преданных, гораздо более эрудированных, чем Ачарья Махарадж. Это факт. Более эрудированных, начитанных в [священных] писаниях, чем Ачарья Махарадж. Было множество таких преданных. Но Ачарья Махарадж с самого своего прихода в 1992-ом году… Известный факт его жизни — он много лет спал на стуле. Он даже не ложился на кровать, он засыпал сидя, там, где заставала его усталость. Не то что у него не было кровати. У него была постель, но он почти никогда не ложился на эту постель, он засыпал именно сидя в кресле. У него в руках было два мобильных телефона, и он постоянно давал какие-то указания. И так [продолжалось] до тех пор, пока [он] просто не засыпал. И когда он просыпался, он снова начинал говорить по телефону.

Он рассказывал, что у него в Матхе много лет не было второго дхоти. Он пришел [в храм в Навадвипе] в брюках и ему выдали дхоти. Но второго дхоти не выдали. Поэтому каждую ночь он стирал это дхоти. И утром оно было еще мокрым. Он вставал очень рано, когда еще солнце не взошло. Поэтому, конечно, оно до конца не высыхало. Он надевал сырое дхоти, и оно высыхало на нем. Он несколько лет жил в таком режиме. И только потом ему выдали второе дхоти.

Ачарья Махарадж не шел путем эрудиции, изучения писаний. Он шел путем радикального самопредания. Его путь был очень энергичным. Он пытался выполнить все, что хотел Гурудев. Малейшее слово Гурудева он пытался воплотить в жизнь сразу же, реализовать в физическом мире. Малейшее желание Гурудева он хотел реализовать.

Когда Гурудев упомянул о Говинда-кунде, Ачарья Махарадж на другой [же] день приехал, нанял рабочих, привез кирпичи и стал строить ступеньки [спускающиеся к воде Говинда-кунды]. Гурудев просто упомянул об этом, но Ачарья Махарадж сразу же начал строить. Подрядчики, инженеры, люди, которые раствор [цемента] месят, — это довольно обычная работа. Но что такое Говинда-кунда? Говинда-кунда — это концептуальное озарение Шрилы Шридхара Махараджа. В Навадвипе должна быть Говинда-кунда, безусловно. Все эти святые места проявлены в Навадвипе. Двенадцать лесов Вриндавана проявлено. Все это есть. Есть своя Варшана в Навадвипе. Есть Радха-кунда, Шьяма-кунда в Навадвипе. Радха-кунда и Шьяма-кунда находятся во дворе ади-матха Сарасвати Тхакура [в Маяпуре], Шри Чайтанья Гаудия Матха. Там есть небольшая Радха-кунда и небольшая Шьяма-кунда. Там они должны присутствовать. И Говардхан тоже там присутствует. Но где находилась Говинда-кунда — никто не знал. Но когда Шрила Шридхар Махарадж пришел из Экачакры с милостью Господа Нитьянанды, он сказал: «Вот это озеро — не что иное, как Говинда-кунда». И Шри Говардхан также проявился. Радха-кунда [находится] у подножия Говардхана. Говардхан так же проявлен и в этом месте в виде этого холма. Это место называется «скрытый Говардхан», Гупта-Говардхан. И Говинда-кунда присутствует здесь.

Говинда-кунда — это то самое место, на берегу которого Мадхавендра Пури обрел даршан Шри Кришначандры. Шри Кришначандра лично приносил ему молоко. Это то самое место — Говинда-кунда. Место Мадхавендры Пури, место самого центра нашей сампрадаи. Это сердце нашей сампрадаи. Мадхавендра Пури еще до Махапрабху проявил настроение рагануга-бхакти. Он явил его в виде своей поэзии, где он описывает чувства Шримати Радхарани по отношению к Кришне. Это то самое место.

И Говинда Махарадж обмолвился, что неплохо было бы построить какие-то ступени. Он был в Риме и видел там Колизей. Он сказал: «Это очень хорошие ступени, нисходящие вниз». И Ачарья Махарадж сразу же реализовал это. Это огромная сева всей рупануга-сампрадае — прославление Говинда-кунды.

И [вспомним] храм в Экачакре, который он [Шрила Ачарья Махарадж] возвел в кратчайшие сроки. Гурудев очень хотел увидеть храм в Экачакре. Потому что Экачакра — это место Господа Нитьянанды. И это место, где Шрила Шридхар Махарадж получил полномочия, благословения на основание своего Матха. Он [Шрила Говинда Махарадж] хотел, но так вышло, что при жизни Гурудева этого не случилось. Это случилось сразу же после его ухода. Практически сразу же. Храм начал строиться, но был завершен уже после ухода Гурудева. В очень короткие сроки Шрила Ачарья Махарадж сделал это. Он прославил имя Шрилы Гурудева, прославил наш Матх, прославил всю рупануга-сампрадаю своими деяниями. И Госвами Махарадж говорил об этом в той речи, когда Ачарья Махарадж был избран.

Госвами Махарадж говорил в той речи о севе, о настроении севы. В сущности, мы всегда знали, что самая главная квалификация ученика определяется тем, насколько он удовлетворил своего духовного учителя, насколько он затронул его сердце. Это самое главное, это наиболее принципиально, наиболее существенно. Тот, кто завоевал сердце Гуру, тот, кто обрел его особую благосклонность, тот обрел все богатство духовного знания. Тот, кто отдал себя Гуру… Есть статья Госвами Махараджа, которая называется «Растворение в духовном учителе». Такой ученик, который полностью отказался от своего личного, который стал единым с наставлениями своего Гуру, с желаниями своего Гуру, такой ученик действительно прозрачная среда, через которую на сто процентов может проявиться духовный учитель. Поэтому Ачарья Махарадж был избран в качестве такого представителя всей рупануга-сампрадаи.

Я прошу прощения за отсутствие живых ярких примеров, за отсутствие каких-то красочных моментов в лекции. Я понимаю, что это может быть несколько тяжело слушать — такую сухую философию. Она сухая не потому, что она скучная. Она сухая потому, что возвышенность положения рупануга-ачарьи мы на самом деле не в силах осознать до конца. Мы не в силах осознать, насколько это прекрасное положение. Поэтому она кажется такой сухой. На самом деле философия вайшнавов исполнена расы, вкуса. Анандам: она исполнена сладости божественной любви. Это так. Но эта сладость божественной любви не всегда так очевидна для нас. Поэтому Сарасвати Тхакур говорил: пӯджала ра̄га-патха[2].

Мы не пытаемся изобразить, что обладаем этой сладостью божественной любви. Мы поклоняемся этой сладости, не пытаемся сделать вид, что она у нас уже есть. Здесь сидящие преданные очень искренне изображают, что у них нет этой сладости. Поэтому это может быть немножко скучно слушать. Это не страшно на самом деле. Как бы то ни было, мы поклоняемся этому пути рупануг.

Мы поклоняемся высокому идеалу рупануга-бхакти, но не пытаемся сделать его каким-то образом понятным и доступным. Мы не пытаемся его использовать для своего эмоционального возбуждения, для своей радости. Нет, мы слуги. И наши эмоции, наши чувства… Какие наши эмоции, наши чувства? Они, безусловно, очень религиозные. Они религиозны, они возвышенны. В этом смысле мы поклоняемся… Мы знаем ачарью, мы пытаемся посвятить себя этому ачарье, мы водружаем его на трон, мы поклоняемся этому трону, мы отдаем свою жизнь этому трону. Мы служим короне, мы представители короны. Наши эмоции, чувства — какие они должны быть? Не то что: «А! Я полюбил Кришну!» Не в таком смысле. Это не то, что требуется. Не то, что нужно вообще. Плакать от любви, когда мы слушаем о Вриндаване, — это не то, что требуется от вайшнава. От вайшнава требуется проникнуться чувствами преданности прежде всего. Желаниями жить во имя этого идеала. Это требуется, да.

И, безусловно, Ачарья Махарадж был и до сих пор является воплощением этого духа, воплощением духа преданности, героического духа. В этом смысле он величайший герой. У него героический дух. Он защитник, он хранитель. Он служит: «Служу верховной личности Бога. Служу рупануга-сампрадае. Я служу своему настоящему отечеству, служу своей настоящей родине. Это есть мое призвание, мой долг. Это для меня все». Таково настроение Ачарьи Махараджа.

И, безусловно, это настроение истинное. И этому настроению следует учиться. Это настроение очень заразительно. Можно посмотреть ролики с киртаном Ачарьи Махараджа, с его хари-катхой. Ачарья Махарадж всегда в строю, он всегда трудится, он всегда что-то делает. Он всегда занят севой. Столько новых храмов появилось после того, как Ачарья Махарадж стал ачарьей! Столько появилось преданных! Столько проводится программ! Такая огромная энергия! Такая огромная сила! Такая огромная мощь вложена во все это! Этот дух, безусловно, это дух героизма и самопожертвования. Дух труда.

Что такое вообще «любовь к Богу»? Однажды Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сказал: «Не думайте, что вы увидите Кришну в зеленой роще Вриндавана. Не думайте, что вы так увидите Кришну. Посмо́трите внимательно: где Он спрятался?» И еще у него было такое важное известное выражение: «Сначала работа, потом самадхи». В этом смысле Ачарья Махарадж — очень и очень убедительный пример. Очень яркий пример. Несомненно, от него можно очень многому научиться. Такому настроению бескорыстного, всепоглощающего труда на благо нашей миссии, на благо рупануга-сампрадаи. И несомненно, что именно в этом состоит дух Сарасвати Тхакура. Дух киртана, дух санкиртаны, дух труда. Всеобщего благословенного и очень тяжелого на самом деле труда на благо сампрадаи, на благо наших ачарьев, во имя всех этих идеалов Рупы Госвами. И несомненно, что если последователи рупануга-сампрадаи начинают выполнять свои обязанности, свое служение с очень большой решимостью и очень самоотверженно, то Рупа Госвами проявляется в этом, безусловно. Дух рупануга-сампрадаи проявляется в этом.

Мы можем поучиться у Ачарьи Махараджа. Таков подлинный дух рупануга-сампрадаи. Без всяких совершенно дурацких театральных жестов, которыми сейчас, к несчастью, славится вайшнавский мир, и которые не делают чести тем вайшнавам, которые этим занимаются. Абсолютно не делают чести. Все эти театральные жесты, все эти театральные вздохи, театральные слезы — это абсолютно не то, что удовлетворило бы Рупу Госвами. Это совершенно очевидно. Но то, что делает Ачарья Махарадж, — это и есть дух рупануга-сампрадаи. Это и есть ее подлинный смысл. Это и есть ее настроение. В этом смысле этому настроению мы можем поучиться. Действительно, Ачарья Махарадж может научить этому настроению. Он действительно может дать это ясное понимание: что это такое — благословенный труд, труд любви, труд севы. В этом смысле он, конечно, является ачарьей нашей сампрадаи. Безусловно, на сто процентов.

Поэтому сейчас мы будем возлагать цветы к его стопам. Не просто цветочки посыпать к портрету. Не так это должно быть все. Когда мы эти лепестки помещаем к портрету Ачарьи Махараджа, мы должны молиться, чтобы дух Ачарьи Махараджа в нас проявился. Чтобы это заводное желание не [слишком много] спать, не [слишком много] есть, служить упорно, служить изо всех сил делу Сарасвати Тхакура, делу Бхактивинода [Тхакура], делу Баладева Видьябхушана, Кришнадаса Кавираджа [Госвами] и всех этих прекрасных личностей — служить их делу до последнего вздоха — это и есть самое настоящее пушпанджали Ачарье Махараджу.

Если мы сейчас прославим [должным образом] Ачарью Махараджа, то (и это очень важно) мы унаследуем качества того, кого мы прославляем. Мы унаследуем его качества — удивительные, возвышенные качества его характера. Удивительным образом эти качества его характера будут в нас проявляться, если мы будем ему поклоняться. Конечно, поклонение высшему означает, что это высшее, чистое, прекрасное проявляется в нас.

Сейчас будет гуру-пуджа. Гуру-пуджа обычно [проводится] при закрытых [на алтаре] божествах.

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Сейчас будет пушпанджали и гуру-пуджа Ачарье Махараджу.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Ка̄ло ’сми лока-кш̣айа-кр̣т правр̣ддхо, лока̄н сама̄хартум иха правр̣ттах̣ / р̣те ’пи тва̄м̇ на бхавиш̣йанти сарве, йе ’вастхита̄х̣ пратйанӣкеш̣у йодха̄х̣ — «Я — время, могущественная сила, уничтожающая каждого и разрушающая все миры. Даже если ты не станешь ничего предпринимать, никто в обеих армиях, кроме вас (пятерых братьев Пандавов), не останется в живых» (Бхагавад-гита, 11.32).

2  Ма̄тала са̄дху-джана виш̣айа-ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).




←  «Лекарство от всех бед». Шрила Б. С. Госвами Махарадж | “The Cure for Everything.” Srila B. S. Goswami Maharaj ·• Архив новостей •· “Tolerate the Urges.” Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur’s commentary on the first verse of Sri Upadeshamrita | «Претерпевай порывы». Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к первому стиху «Шри Упадешамриты»
 →

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

День явления Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа

(10 октября 2018 года. Киев, Украина)

 

…затем сменилась династия Романовых, пришел кто-то другой. И народ стал видеть уже в этом представителе Божьего посланника, Божьего помазанника. Да, он принял помазание на царствование. Таким образом, от Бхактивинода Тхакура к Сарасвати Тхакуру… Всегда был какой-то один ачарья в рупануга-сампрадае.

Первым из таких ачарьев был Рупа Госвами. Махапрабху избрал его как ачарью, наделенного самыми большими полномочиями, представителем Махапрабху в Пури. На общем собрании всех вайшнавов Он авторизовал Рупу Госвами как Своего преемника. Махапрабху показал всем, что Рупа Госвами будет воплощать собой дух сампрадаи, последнее слово будет за ним.

Понятно, о чем речь? Некий император. Мы говорим: «царь всех санньяси», йати-радж. Есть множество санньяси, множество Гуру. Это не проблема в нашей сампрадае. Вообще, что это такое — сампрадая? Это нечто подобное церкви в христианстве. У нас нет такого института, как церковь, но сампрадая — это нечто похожее. Она охватывает всех, кто следует духу рупануга-сампрадаи. Все, кто следует ее учению, все, кто следует ее идеалу, — это все представители сампрадаи. И наша сампрадая называется Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая.

Сегодня утром мы говорили о том, что слово «мадхва» в названии нашей сампрадаи имеет несколько парадоксальный характер. Потому что, с одной стороны, это вроде бы Мадхвачарья, но, с другой стороны, для гаудия-вайшнавов этим Мадхвой является не кто иной, как Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури передал полномочия Ишваре Пури, а тот передал их Махапрабху. Махапрабху — это джагад-гуру. Бхактивинод Тхакур говорит, что вера вайшнавов состоит в том, что Махапрабху — это джагад-гуру. В подлинном смысле наша сампрадая — это сампрадая Махапрабху. А в еще более глубоком смысле — Махапрабху передал полномочия нашей сампрадаи Рупе Госвами.

Подлинное название нашей сампрадаи, ее самоназвание — это рупануги. Мы рупануга-вайшнавы, последователи Шрилы Рупы Госвами. Рупа Госвами создал «Бхакти-расамрита-синдху». Это основное [произведение], за что Рупа Госвами почитается ачарьей нашей сампрадаи. Он создал еще очень возвышенные труды, которые не рекомендуется читать обычным смертным. Множество трудов он создал. Но основное, за что Рупа Госвами почитается всеми гаудия-вайшнавами, начинающими в том числе, это за его концептуальное основание абхидхея-гьяны, т. е. пути служения в преданности. Рупа Госвами очень подробно описал это в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху». Также [важна] еще одна книга — это «Упадешамрита», «Нектар наставлений».

Полномочия рупануга-сампрадаи, которые передаются [по ученической преемственности], это нечто вроде скипетра, который передается от одной личности к другой. И к этой личности идут за разрешением всех вопросов касательно того, как жить духовной жизнью. Это говорит о том, насколько серьезно это положение рупануга-ачарьи, насколько оно колоссально ответственно.

Исторически до настоящего момента в нашей сампрадае был один рупануга-ачарья. Это мог быть Джива Госвами, затем Вишванатх Чакраварти Тхакур, Баладев Видьябхушан, Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур. Затем Шрила Шридхар Махарадж. Так или иначе, все старшие духовные братья осознавали это, что, несмотря на отсутствие формального избрания Шрилы Шридхара Махараджа, именно он воплощал весь дух рупануга-сампрадаи. Он был таким единственным ачарьей, который воплощает в себе всю полноту духовного знания нашей сампрадаи.

Шрила Гурудев в своей концептуальной статье объясняет идею аватары и аватари. Аватари и аватара: из личности одного ачарьи рупануга-сампрадаи исходят другие уполномоченные ачарьи. Этот ачарья своими наставлениями производит ачарьев. Поэтому да, таким ачарьей был Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. А затем таким ачарьей стал Шрила Говинда Махарадж.

Конечно, среди последователей рупануга-сампрадаи каждый прославляет своих Гуру. Каждый считает своего Гуру величайшим. И когда Ачарья Махарадж был авторизован, когда прошла инаугурация Ачарьи Махараджа, я пошел на даршан Госвами Махараджа и спросил: «Как нам следует воспринимать это? Мы должны считать его маха-бхагаватой, чистым вайшнавом?» Госвами Махарадж сказал: «Да, для учеников это так». Но он сказал: «Мы не обладаем квалификацией определить это сполна». Несколько парадоксальный был ответ. Я говорю вещи, как они есть, как оно было. Он сказал: «Да, для учеников это так. Ученики верят в своего Гуру как в маха-бхагавату. Но лично мы не обладаем квалификацией, чтобы определить: кто маха-бхагавата, а кто нет. Мы сами не маха-бхагаваты. Только маха-бхагавата может определить это со стопроцентной уверенностью».

То была божественная воля, так или иначе, мы видим высшую волю: так со временем случилось, что идея одного ачарьи, единственного ачарьи перестала быть актуальной для Шри Чайтанья Сарасват Матха. И в этой связи возникла очень большая философская трудность. Сначала весь наш Матх считал Ачарью Махараджа абсолютным ачарьей. Он был единственный ачарья, а все остальные давали посвящение от его имени. Это было так же при Гурудеве. Когда Гурудев давал посвящение, то именно он давал посвящение от имени всей сампрадаи. И все получали посвящение у Гурудева. А другие санньяси могли представлять Гурудева. Это называется ритвик («представитель»). Но, когда мы получали посвящение, мы получали посвящение конкретно от Говинды Махараджа, от ачарьи нашего Матха, от ачарьи всей сампрадаи. И это положение дел по высшей воле, так или иначе, изменилось. Так мы на это можем посмотреть. Когда мы прославляем сейчас Ачарью Махараджа, некая особая, совершенно непостижимая лила проявляется в нем, как и в личностях других ачарьев нашего Матха.

Дальнейшие, довольно сложные, исторические события начали происходить. Совет ачарьев прошел через множество разных разногласий, но постепенно, как мы видим, во времени… [Господь говорит:] ка̄ло ’сми — «Я есть время»[1]. Во времени проявляется некая особая воля высшего мира. И эта воля высшего мира наиболее важная, наиболее существенная. Таким образом, когда мы прославляем сегодня Бхакти Нирмала Ачарью Махараджа, в целом мы прославляем его как рупануга-ачарью, как представителя подлинной духовной преемственности. Тем не менее духовно сложилась такая ситуация, что ачарья больше не один.

Каким образом ачарья может быть не одним? Это очень интересный вопрос. Своеобразный вопрос. Однако, в сущности, так не бывает, чтобы ачарья был не один. Такого не бывает. Поэтому каждый ученик следует своему Гуру именно как абсолютному ачарье. Но есть самое разное понимание ачарьи сейчас. Мы можем видеть, что сейчас необходимо некое не классическое понимание ачарьи. Настал такой момент, когда должна быть не классическая схема, несколько более усложненная. Несколько более усложненное понимание ачарьи, чем это было до этого. Такое может быть с течением времени.

Однажды Шрилу Шридхара Махараджа спросили, каким образом теперь, после ухода Бхактиведанты Свами Махараджа, можно проповедовать духовное знание, поскольку не все согласны друг с другом, поскольку есть какие-то разногласия. Старшие не имеют какого-то одного мнения, и кто-то может быть изгнан. Возникают самые разные противоречия. Как оставаться при этом обществом Прабхупады? И Шридхар Махарадж сказал, что нужно следовать духу сампрадаи, нужно следовать духу миссии. Он сказал: «Структура [организации] не должна ограничивать. Формальная структура не может ограничивать этот поток, это не будет правильным. Альтернативные структуры могут быть созданы». Он сказал это совершенно ясно. Альтернативные структуры могут быть созданы, но дух должен сохраняться. Сам дух сампрадаи, само желание служить этому духу должно сохраняться. Чисто формальный, материальный аспект не должен ограничивать этот дух ачарьи, дух служения Рупе Госвами. Поэтому иногда рамки формального «законодательства» могут быть каким-то образом расшатаны, изменены. Это очень важные изменения, которые иногда следует произвести ради того, чтобы сохранить дух.

Как бы то ни было, очевидно, что дух рупануга-сампрадаи присутствует в нашем Матхе, безусловно, в самых разных вайшнавах. И каждый из учеников воспринимает своего ачарью как абсолютного. Поэтому есть ачарья-сабха. Некое явление. Гурудев избрал Ачарью Махараджа и также Гурудев учредил ачарья-сабху. И то, и другое было. Таким образом единство и многообразие присутствуют одновременно. Ачарья Махарадж и ачарья-сабха присутствуют одновременно. Так или иначе, Ачарья Махарадж взял на себя заботу об индийских преданных. Это самое сложное, наверное. Гурудев всегда говорил, что индийская миссия является наиболее сложноуправляемой. Потому что в индийской миссии, наверное, каждый второй считает себя ачарьей. Поэтому весьма сложно управлять делами индийской миссии.

Таким образом, мы не имеем права преуменьшать авторитет Ачарьи Махараджа, это будет абсолютно некорректно. Наоборот, то, что он провозглашен ачарьей, и то, что он устанавливает себя как ачарью, и то, что Гурудев уполномочил его, — это действительно так. Его положение в этом смысле непререкаемо. Для всех его учеников и для всей Бенгалии, для всех наших матхов это неоспоримое положение.

С другой стороны, в своем письме сам Ачарья Махарадж изложил идею делегирования [полномочий]. Он говорил, что когда кто-то обретает положение ачарьи, вместе с этим он получает и способность наделять этими полномочиями других. Это известное письмо Шрилы Ачарьи Махараджа. Он не только сам может исполнять полномочия ачарьи, но также он может какого-то вайшнава наделить этими полномочиями. Это также приходит по милости Гурудева. Гурудев весьма дальновидно учредил оба [явления] — и (в большей степени формальное) положение ачарьи миссии, и ачарья-сабху.

Таким образом, у нас ачарьи проявляются в двух обликах. В виде главы сампрадаи, и таково положение Ачарьи Махараджа, безусловно. Гурудев наделил его этими полномочиями главы сампрадаи. И также есть несколько ачарьев, ачарья-сабха. Мы видим, что принцип ачарьи претерпел некоторую модификацию по сравнению с классическим вариантом.

При этом, безусловно, Ачарья Махарадж остается главой, ачарьей нашего Матха, несомненно. Может быть несколько не в классическом виде главой [миссии]. Действительно, у него очень много деятельности в индийском мире. Фактически он уполномочил других вайшнавов представлять идею, дух ачарьи в других странах, представлять духовное знание, духовное руководство. Так что в целом мы все равно присутствуем в рупануга-дхаре, в рупануга-сампрадае. Этот дух не ушел из рупануга-сампрадаи, не скрылся вместе с Говиндой Махараджем. Такого не произошло. Просто Говинда Махарадж проявился таким образом в лице Ачарьи Махараджа, а также в ачарьях сабхи. Таким образом мы можем смотреть, воспринимать это.

Безусловно, в Матхе было много преданных, гораздо более эрудированных, чем Ачарья Махарадж. Это факт. Более эрудированных, начитанных в [священных] писаниях, чем Ачарья Махарадж. Было множество таких преданных. Но Ачарья Махарадж с самого своего прихода в 1992-ом году… Известный факт его жизни — он много лет спал на стуле. Он даже не ложился на кровать, он засыпал сидя, там, где заставала его усталость. Не то что у него не было кровати. У него была постель, но он почти никогда не ложился на эту постель, он засыпал именно сидя в кресле. У него в руках было два мобильных телефона, и он постоянно давал какие-то указания. И так [продолжалось] до тех пор, пока [он] просто не засыпал. И когда он просыпался, он снова начинал говорить по телефону.

Он рассказывал, что у него в Матхе много лет не было второго дхоти. Он пришел [в храм в Навадвипе] в брюках и ему выдали дхоти. Но второго дхоти не выдали. Поэтому каждую ночь он стирал это дхоти. И утром оно было еще мокрым. Он вставал очень рано, когда еще солнце не взошло. Поэтому, конечно, оно до конца не высыхало. Он надевал сырое дхоти, и оно высыхало на нем. Он несколько лет жил в таком режиме. И только потом ему выдали второе дхоти.

Ачарья Махарадж не шел путем эрудиции, изучения писаний. Он шел путем радикального самопредания. Его путь был очень энергичным. Он пытался выполнить все, что хотел Гурудев. Малейшее слово Гурудева он пытался воплотить в жизнь сразу же, реализовать в физическом мире. Малейшее желание Гурудева он хотел реализовать.

Когда Гурудев упомянул о Говинда-кунде, Ачарья Махарадж на другой [же] день приехал, нанял рабочих, привез кирпичи и стал строить ступеньки [спускающиеся к воде Говинда-кунды]. Гурудев просто упомянул об этом, но Ачарья Махарадж сразу же начал строить. Подрядчики, инженеры, люди, которые раствор [цемента] месят, — это довольно обычная работа. Но что такое Говинда-кунда? Говинда-кунда — это концептуальное озарение Шрилы Шридхара Махараджа. В Навадвипе должна быть Говинда-кунда, безусловно. Все эти святые места проявлены в Навадвипе. Двенадцать лесов Вриндавана проявлено. Все это есть. Есть своя Варшана в Навадвипе. Есть Радха-кунда, Шьяма-кунда в Навадвипе. Радха-кунда и Шьяма-кунда находятся во дворе ади-матха Сарасвати Тхакура [в Маяпуре], Шри Чайтанья Гаудия Матха. Там есть небольшая Радха-кунда и небольшая Шьяма-кунда. Там они должны присутствовать. И Говардхан тоже там присутствует. Но где находилась Говинда-кунда — никто не знал. Но когда Шрила Шридхар Махарадж пришел из Экачакры с милостью Господа Нитьянанды, он сказал: «Вот это озеро — не что иное, как Говинда-кунда». И Шри Говардхан также проявился. Радха-кунда [находится] у подножия Говардхана. Говардхан так же проявлен и в этом месте в виде этого холма. Это место называется «скрытый Говардхан», Гупта-Говардхан. И Говинда-кунда присутствует здесь.

Говинда-кунда — это то самое место, на берегу которого Мадхавендра Пури обрел даршан Шри Кришначандры. Шри Кришначандра лично приносил ему молоко. Это то самое место — Говинда-кунда. Место Мадхавендры Пури, место самого центра нашей сампрадаи. Это сердце нашей сампрадаи. Мадхавендра Пури еще до Махапрабху проявил настроение рагануга-бхакти. Он явил его в виде своей поэзии, где он описывает чувства Шримати Радхарани по отношению к Кришне. Это то самое место.

И Говинда Махарадж обмолвился, что неплохо было бы построить какие-то ступени. Он был в Риме и видел там Колизей. Он сказал: «Это очень хорошие ступени, нисходящие вниз». И Ачарья Махарадж сразу же реализовал это. Это огромная сева всей рупануга-сампрадае — прославление Говинда-кунды.

И [вспомним] храм в Экачакре, который он [Шрила Ачарья Махарадж] возвел в кратчайшие сроки. Гурудев очень хотел увидеть храм в Экачакре. Потому что Экачакра — это место Господа Нитьянанды. И это место, где Шрила Шридхар Махарадж получил полномочия, благословения на основание своего Матха. Он [Шрила Говинда Махарадж] хотел, но так вышло, что при жизни Гурудева этого не случилось. Это случилось сразу же после его ухода. Практически сразу же. Храм начал строиться, но был завершен уже после ухода Гурудева. В очень короткие сроки Шрила Ачарья Махарадж сделал это. Он прославил имя Шрилы Гурудева, прославил наш Матх, прославил всю рупануга-сампрадаю своими деяниями. И Госвами Махарадж говорил об этом в той речи, когда Ачарья Махарадж был избран.

Госвами Махарадж говорил в той речи о севе, о настроении севы. В сущности, мы всегда знали, что самая главная квалификация ученика определяется тем, насколько он удовлетворил своего духовного учителя, насколько он затронул его сердце. Это самое главное, это наиболее принципиально, наиболее существенно. Тот, кто завоевал сердце Гуру, тот, кто обрел его особую благосклонность, тот обрел все богатство духовного знания. Тот, кто отдал себя Гуру… Есть статья Госвами Махараджа, которая называется «Растворение в духовном учителе». Такой ученик, который полностью отказался от своего личного, который стал единым с наставлениями своего Гуру, с желаниями своего Гуру, такой ученик действительно прозрачная среда, через которую на сто процентов может проявиться духовный учитель. Поэтому Ачарья Махарадж был избран в качестве такого представителя всей рупануга-сампрадаи.

Я прошу прощения за отсутствие живых ярких примеров, за отсутствие каких-то красочных моментов в лекции. Я понимаю, что это может быть несколько тяжело слушать — такую сухую философию. Она сухая не потому, что она скучная. Она сухая потому, что возвышенность положения рупануга-ачарьи мы на самом деле не в силах осознать до конца. Мы не в силах осознать, насколько это прекрасное положение. Поэтому она кажется такой сухой. На самом деле философия вайшнавов исполнена расы, вкуса. Анандам: она исполнена сладости божественной любви. Это так. Но эта сладость божественной любви не всегда так очевидна для нас. Поэтому Сарасвати Тхакур говорил: пӯджала ра̄га-патха[2].

Мы не пытаемся изобразить, что обладаем этой сладостью божественной любви. Мы поклоняемся этой сладости, не пытаемся сделать вид, что она у нас уже есть. Здесь сидящие преданные очень искренне изображают, что у них нет этой сладости. Поэтому это может быть немножко скучно слушать. Это не страшно на самом деле. Как бы то ни было, мы поклоняемся этому пути рупануг.

Мы поклоняемся высокому идеалу рупануга-бхакти, но не пытаемся сделать его каким-то образом понятным и доступным. Мы не пытаемся его использовать для своего эмоционального возбуждения, для своей радости. Нет, мы слуги. И наши эмоции, наши чувства… Какие наши эмоции, наши чувства? Они, безусловно, очень религиозные. Они религиозны, они возвышенны. В этом смысле мы поклоняемся… Мы знаем ачарью, мы пытаемся посвятить себя этому ачарье, мы водружаем его на трон, мы поклоняемся этому трону, мы отдаем свою жизнь этому трону. Мы служим короне, мы представители короны. Наши эмоции, чувства — какие они должны быть? Не то что: «А! Я полюбил Кришну!» Не в таком смысле. Это не то, что требуется. Не то, что нужно вообще. Плакать от любви, когда мы слушаем о Вриндаване, — это не то, что требуется от вайшнава. От вайшнава требуется проникнуться чувствами преданности прежде всего. Желаниями жить во имя этого идеала. Это требуется, да.

И, безусловно, Ачарья Махарадж был и до сих пор является воплощением этого духа, воплощением духа преданности, героического духа. В этом смысле он величайший герой. У него героический дух. Он защитник, он хранитель. Он служит: «Служу верховной личности Бога. Служу рупануга-сампрадае. Я служу своему настоящему отечеству, служу своей настоящей родине. Это есть мое призвание, мой долг. Это для меня все». Таково настроение Ачарьи Махараджа.

И, безусловно, это настроение истинное. И этому настроению следует учиться. Это настроение очень заразительно. Можно посмотреть ролики с киртаном Ачарьи Махараджа, с его хари-катхой. Ачарья Махарадж всегда в строю, он всегда трудится, он всегда что-то делает. Он всегда занят севой. Столько новых храмов появилось после того, как Ачарья Махарадж стал ачарьей! Столько появилось преданных! Столько проводится программ! Такая огромная энергия! Такая огромная сила! Такая огромная мощь вложена во все это! Этот дух, безусловно, это дух героизма и самопожертвования. Дух труда.

Что такое вообще «любовь к Богу»? Однажды Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж сказал: «Не думайте, что вы увидите Кришну в зеленой роще Вриндавана. Не думайте, что вы так увидите Кришну. Посмо́трите внимательно: где Он спрятался?» И еще у него было такое важное известное выражение: «Сначала работа, потом самадхи». В этом смысле Ачарья Махарадж — очень и очень убедительный пример. Очень яркий пример. Несомненно, от него можно очень многому научиться. Такому настроению бескорыстного, всепоглощающего труда на благо нашей миссии, на благо рупануга-сампрадаи. И несомненно, что именно в этом состоит дух Сарасвати Тхакура. Дух киртана, дух санкиртаны, дух труда. Всеобщего благословенного и очень тяжелого на самом деле труда на благо сампрадаи, на благо наших ачарьев, во имя всех этих идеалов Рупы Госвами. И несомненно, что если последователи рупануга-сампрадаи начинают выполнять свои обязанности, свое служение с очень большой решимостью и очень самоотверженно, то Рупа Госвами проявляется в этом, безусловно. Дух рупануга-сампрадаи проявляется в этом.

Мы можем поучиться у Ачарьи Махараджа. Таков подлинный дух рупануга-сампрадаи. Без всяких совершенно дурацких театральных жестов, которыми сейчас, к несчастью, славится вайшнавский мир, и которые не делают чести тем вайшнавам, которые этим занимаются. Абсолютно не делают чести. Все эти театральные жесты, все эти театральные вздохи, театральные слезы — это абсолютно не то, что удовлетворило бы Рупу Госвами. Это совершенно очевидно. Но то, что делает Ачарья Махарадж, — это и есть дух рупануга-сампрадаи. Это и есть ее подлинный смысл. Это и есть ее настроение. В этом смысле этому настроению мы можем поучиться. Действительно, Ачарья Махарадж может научить этому настроению. Он действительно может дать это ясное понимание: что это такое — благословенный труд, труд любви, труд севы. В этом смысле он, конечно, является ачарьей нашей сампрадаи. Безусловно, на сто процентов.

Поэтому сейчас мы будем возлагать цветы к его стопам. Не просто цветочки посыпать к портрету. Не так это должно быть все. Когда мы эти лепестки помещаем к портрету Ачарьи Махараджа, мы должны молиться, чтобы дух Ачарьи Махараджа в нас проявился. Чтобы это заводное желание не [слишком много] спать, не [слишком много] есть, служить упорно, служить изо всех сил делу Сарасвати Тхакура, делу Бхактивинода [Тхакура], делу Баладева Видьябхушана, Кришнадаса Кавираджа [Госвами] и всех этих прекрасных личностей — служить их делу до последнего вздоха — это и есть самое настоящее пушпанджали Ачарье Махараджу.

Если мы сейчас прославим [должным образом] Ачарью Махараджа, то (и это очень важно) мы унаследуем качества того, кого мы прославляем. Мы унаследуем его качества — удивительные, возвышенные качества его характера. Удивительным образом эти качества его характера будут в нас проявляться, если мы будем ему поклоняться. Конечно, поклонение высшему означает, что это высшее, чистое, прекрасное проявляется в нас.

Сейчас будет гуру-пуджа. Гуру-пуджа обычно [проводится] при закрытых [на алтаре] божествах.

Джай Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Сейчас будет пушпанджали и гуру-пуджа Ачарье Махараджу.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Ка̄ло ’сми лока-кш̣айа-кр̣т правр̣ддхо, лока̄н сама̄хартум иха правр̣ттах̣ / р̣те ’пи тва̄м̇ на бхавиш̣йанти сарве, йе ’вастхита̄х̣ пратйанӣкеш̣у йодха̄х̣ — «Я — время, могущественная сила, уничтожающая каждого и разрушающая все миры. Даже если ты не станешь ничего предпринимать, никто в обеих армиях, кроме вас (пятерых братьев Пандавов), не останется в живых» (Бхагавад-гита, 11.32).

[2] Ма̄тала са̄дху-джана виш̣айа-ран̇ге / пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге — «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования