«Зов Кришны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, что двигало Шриманом Махапрабху, когда Он принимал санньясу | “Krishna’s Call.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj explains Sriman Mahaprabhu’s motivations for taking sannyas


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Зов Кришны

Шрила Гуру Махарадж объясняет,
что двигало Шриманом Махапрабху,
когда Он принимал санньясу.

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/zov-krishny.html

 

«Махапрабху есть не кто иной, как Сам Кришна. Когда мы слышим звон Его ножных браслетов, то чувствуем, что Сам Кришна покидает нас, и Навадвипа погружается в кромешную тьму. Друг мой, что ты делаешь? Давай попытаемся вернуть Его. Драгоценный камень Навадвипы покидает нас».

Такое чувство испытывают жители Навадвипы в этот день. На рассвете, в три часа утра, Гауранга переплыл реку и бросился в сторону Катвы. Харе Кришна.

Пренебрегая зимним холодом, Он шел вперед. Его тело и ум были снедаемы великим жаром. С одной стороны, то был жар вирахи, чувства разлуки с Кришной, с другой — жар долга проповеди этому миру о Кришне. Зов этого долга побуждал Его покинуть Навадвипу, выйти к широким массам и распространять любовь к Господу Кришне по всему миру.

Зов долга перед людьми и любовь к Кришне порождали в Нем «жар», и Он бежал, ни о чем не думая. В разлуке — разлуке с Кришной (випраламбха, вираха) — все и вся было безвкусным. Раздавался лишь зов Кришны.

Харе Кришна.

В «интересах нации» делается столь многое; эти деяния порождают сильный «жар». Многочисленные атомные бомбы, огромные армии — все это готово и может быть в любой момент задействовано «в национальных интересах». Мирское преуспеяние — как много оно значит? О чем идет речь?

«Процветание» в бренном мире тривиально. Это ничто. Тогда как вечное богатство, вечное благо — сколько усилий нужно направить на обретение этого богатства? Речь идет о таком великом благе для всех, такой степени благоденствия для всех: люди сумеют вернуться домой; заблудшие смогут вернуться в свой прекрасный, сладостный дом. Подобный зов прозвучал в Его уме: всех этих бродяг следует вернуть домой, к Хранителю. Представление о необходимости осуществить эту задачу возникло в Его уме: их всех необходимо вернуть домой.

Все они блуждают, словно звери в джунглях, не зная, что хорошо, а что плохо. Они постоянно грызутся между собой. Они утверждают, что цивилизованны. Лесные звери грызутся и пытаются выживать за счет сородичей. Человеческие существа следуют той же самой программе, с большей эффективностью: одна нация стремится выжить ценой жизни другой нации. Что это такое? «Цивилизованные» джунгли.

Что есть цивилизация? Сам термин «цивилизация» утрачивает смысл. Civil («цивилизованный», «воспитанный», «вежливый») синонимичен gentle («мягкий», «добрый», «кроткий»). Если под прикрытием «интересов нации» люди ведут себя словно дикие звери, разве это оправданно? Если подобные деяния вуалируются «национальными интересами», тогда они безупречны? Подобное допущение свидетельствует о глупости. Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Полуправда гораздо опаснее откровенной лжи. Полу-помощь, псевдопомощь, гораздо опаснее безразличия, поскольку она приводит к тому, что внимание человека направляется на явления, которые того не стоят.

…веда̄ш́райа на̄стикйа-ва̄да бауддхаке адхика

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.168)

«Проповедь атеизма под видом религии гораздо опаснее „обычного“ откровенного атеизма».

Называя это «цивилизацией», мы делаем то, что постыдно для лесных зверей. Утверждать, будто современная цивилизация помогает людям, есть полуправда. Массам дают пищу, одежду и так называемое образование. Благо ли это? Нет! Единственное благо — это возвращение людей домой (к Богу). Вот что воистину необходимо.

Существует такое выражение: «домашний уют». Дом — это очень сладостное место, где матери и отцу известны истинные потребности ребенка. Сам ребенок может их и не знать, но они известны его родным и близким. Там, в родном доме, отец, мать и многочисленные любящие родственники знают лучше ребенка, в чем состоит его благо. «Дом» подразумевает атмосферу, которая сама по себе направляет нас и помогает нам, даже без нашего ведома. Назад к Богу, назад домой. Махапрабху возложил на Себя бремя осуществления этой задачи, которая состоит в том, чтобы собрать всех нас, уличных бродяг, и вернуть домой.

Вопрос: Махарадж, порой, проповедуя, мы видим, что осуществление подобной задачи очень затруднительно, поскольку люди не желают возвращаться домой. Как же преданному двигаться в этом направлении, следовать такой программе?

Шрила Шридхар Махарадж: Любыми средствами. Как угодно. Все зависит от способностей и качеств поводыря. Любыми средствами и способами людей нужно возвращать домой. Отец знает, что для его ребенка значит уют родного дома, хотя сам ребенок может и не знать. Ребенок может быть безумным; он может хаотично блуждать, не стремясь вернуться домой. Вот в чем проблема. Именно поэтому мы говорим, что случай тяжелый… А иначе спасение живых существ было бы делом простым. Необходимо искать средства и пути. В этом состоит ответственность поводыря. Конечный результат зависит от его способностей.

Поводырь может быть наделен некими уникальными способностями, а также вдохновением, источник которого — Господь. Эти две составляющие и определяют специфическую роль ачарьи.

Ведь звание —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!

(Роберт Бернс. «Честная бедность»)

Многие могут быть администраторами, чиновниками или судьями. Звание, ранг, пост — это одно, а качества человека, этот пост занимающего, — другое. Речь идет о способностях определенного человека и полномочиях от Господа: желанный эффект достижим, когда налицо комбинация этих явлений — качеств проповедника и мощи свыше.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

 


English  

Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj

Krishna’s Call

Srila Guru Maharaj explains
Sriman Mahaprabhus motivations for taking sannyas.

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/krishnas-call/

 

“Mahaprabhu is none other than Krishna Himself. When we hear the jingling of anklets, we feel that Krishna Himself is going away, and Nabadwip is being swallowed by a deep darkness. My friend, what are you doing? Let us go on and try to bring Him back here. The jewel of Nabadwip is going away.”

This is the feeling on this day. In the early morning at three o’clock Gauranga swam across the river and ran towards Katwa. Hare Krishna.

Not caring for the cold during this winter season at all, He went. There was so much heat within His body and mind. He was heated on one side by viraha, feeling separation from Krishna, and on the other side by the duty of preaching to the world about Krishna. The call of that duty actuated Him to get out of Nabadwip and go to stand before the public and distribute love for Lord Krishna throughout the length and breadth of the world.

These calls—His duty to the public and His affection for Krishna—heated Him, and He ran, not caring about anything. In separation, separation from Krishna, vipralambha, viraha, all else was tasteless. There was only the call of Krishna.

Hare Krishna.

So much heat is created for the cause of a nation. So many atomic bombs, so many soldiers are ready to be deployed in the interest of a nation. How little is mortal prosperity? What does it mean? It is trifling. Nothing. And eternal wealth, eternal good for eternity, what sort of energy should you collect for that? In that there is so much good for all, such a high degree of welfare to be distributed to all: people can get back their own home; the misguided people can be taken towards their sweet, sweet home. That sort of call came into His mind: all these vagabonds should be taken to their home and guardian. This sort of duty arose in His mind: they all should be taken to their home.

They are wandering like so many beasts in the jungle without knowing what is good and what is bad. They are always competing to bite one another. They say they are civilised. Jungle animals bite one another and try to live at the cost of their fellow members in the jungle. Humans are more efficiently following the same programme: as a nation they want to live at the cost of another nation. What is this? A civilised jungle.

What is civilisation? Civilisation is losing its meaning. Civil mean gentle. Is this gentleness? They are proudly doing in a body what is shameful to do individually. If jungle habits can be performed in the form of a nation, then they are justified? If they are done in the name of nation, then everything is purified? This is an entry in a fool’s dictionary. Gaurahari, Gaurahari, Gaurahari.

Half-truth is more dangerous than falsehood. Half-help, misguided help, is more dangerous than no help. It directs one’s attention towards the wrong thing.

…vedāśraya nāstikya-vāda bauddhake adhika

(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 6.168)

“Preaching atheism in the name of religion is more dangerous than ordinary, straight atheism.”

In the name of civilisation we are doing what is shameful for animals in the jungle. To say that modern civilisation is helping people is a half-truth. Food, clothing, and so-called education is being given to the public. Is that a very good thing? No! Nothing less than taking people home (to God) is sufficient. That is what is truly necessary. There is an expression ‘home comfort’. Home means a very sweet place where the mother and father know the real necessity of the child. A child may not know its own needs, but at its home its real interest is known. There the father, mother, and so many affectionate relatives know better than the boy what his best interest is. Home means an atmosphere that guides and helps us even without our awareness. Back to God, back to home. Mahaprabhu took up the duty of collecting all of us, all the wanderers in the streets, and bringing us home.

Question: Maharaj, sometimes in preaching we find it very difficult because people don’t want to go back home. How does a devotee keep trying?

Srila Sridhar Maharaj: By hook or by crook. By any means. It depends upon the capacity of the guide. By any means people must be taken home. A father knows what home comfort is for his child, though his child may not. A child may be crazy; he may run this way and that way; he may not run towards home. That is the rub. That is what makes the case complex. Otherwise it would be very simple. So, any how, one must manage. That is the responsibility of the guide, and according to the guide’s capacity, the real effect takes place.

A guide may have some special capacity, and also inspiration is sent by the Lord. These two combine to create the special character of an Acharya.

Rank is but the guinea stamp,
Man is the gold for that.

(Robert Burns: Is There for Honest Poverty)

Many men may be administrators, magistrates, or judges. Rank is one thing, and the man is another. A man’s inner capacity, and also the delegation of the Lord: the desired effect happens when these combine. The personal characteristics of a preacher and the Lord’s delegated power combine. The amount of power dedicated to a preacher combined with his characteristics produces the desired result.

Gaura-Haribol, Gaura-Haribol.

 


Finnish

Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj 

Krishnan kutsu

Srila Guru Maharaj selittää syyn,
minkä takia Mahaprabhu otti sannyasin.

 

”Mahaprabhu ei ole kukaan muu kuin Itse Krishna. Kun kuulemme Hänen nilkkakorujensa tuottaman sointuvan äänen, tuntuu meistä, että Itse Krishna menee kauas pois ja että syvä pimeys lankeaa Navadwipan ylle. Ystäväni, mitä sinä teet? Yritetään saada Hänet takaisin. Navadwipan Jalokivi jättää meidät”.

Tämän tunteen Navadwipan asukkaat kokivat sinä päivänä. Aamunkoitteessa, kello kolme aamulla, Gauranga ui joen yli ja juoksi kohti Katwaa. Hare Krishna.

Laiminlyöden talven kylmyyden, hän käveli eteenpäin. Hänen kehossaan ja mielessään oli niin paljon lämpöä. Vaikka se olikin Virahan lämpö, eron tunne Krishnasta, niin toisaalta se oli velvollisuuden lämpö saarnata maailmalle Krishnasta. Tämän velvollisuuden kutsu sai hänet lähtemään Navadwipasta, jotta koko maailma tulisi tietoiseksi Jumalan, Krishnan rakkaudesta.

Nämä kutsut — Hänen velvollisuutensa ihmisiä kohtaan ja Hänen rakkautensa Krishnaa kohtaan — lämmittivät Häntä, ja Hän juoksi, välittämättä mistään. Erossa Krishnasta, vipralambha, viraha, kaikki muu oli mautonta. Oli ainoastaan Krishnan kutsu.

Hare Krishna.

Niin paljon tehdään ”kansan etujen” hyväksi; nämä teot tuottavat voimakasta ”lämpöä”. Lukuisat atomipommit, valtavat armeijat — kaikki tämä on jo olemassa ja sitä voidaan käyttää milloin tahansa ”kansallisen edun nimissä”. Maallinen menestys — kuinka paljon se merkitsee? Mistä on kyse? ”Vauraus” kuolevaisessa maailmassa on vähäpätöistä, merkityksetöntä. Kun taas ikuinen rikkaus, ikuinen hyvä — kuinka paljon pitää nähdä vaivaa tämän vaurauden hankkimiseen? Puhumme niin suuresta hyvästä kaikille, niin suuresta vauraudesta kaikille: ihmiset voivat palata kotiin; eksyneet voivat palata kauniiseen, suloiseen kotiinsa. Tällainen kutsu oli Hänen mielessään: kaikki nämä kulkurit tulisi palauttaa kotiin, Suojelijän luo. Ajatus tarpeesta suorittaa tämä tehtävä syntyi Hänen mielessään: heidät kaikki on palautettava kotiin.

He vaeltavat kuin eläimet viidakossa tietämättä, mikä on hyvää ja mikä pahaa. He kilpailevat aina purrakseen toisiaan. He väittävät olevansa sivistyneitä. Viidakkoeläimet purevat toisiaan ja yrittävät selviytyä toisten eläinten kustannuksella. Ihmiset noudattavat tehokkaammin samaa ohjelmaa: yksi kansakunta yrittää selviytyä toisen kansakunnan kustannuksella. Mikä se on? ”Sivilisoitu” viidakko.

Mikä on sivilisaatio? Itse termi ”sivilisaatio” on menettämässä merkityksensä. ”Civil” tarkoittaa ”lempeä”. Onko tämä lempeyttä? Jos ihmiset käyttäytyvät ”kansakunnan etujen” varjolla kuin villieläimet, onko se oikeutettua? Jos tällaisia tekoja peitellään sanoilla ”kansalliset edut”, ovatko ne silloin moitteettomia? Tällainen olettamus on osoitus tyhmyydestä.

Gaurahari! Gaurahari! Gaurahari!

Puolitotuudet ovat paljon vaarallisempia kuin suoranaiset valheet. Puoliapu, näennäisapu, on paljon vaarallisempaa kuin välinpitämättömyys, koska se johtaa siihen, että henkilön huomio kohdistuu ilmiöihin, jotka eivät ole sen arvoisia.

…vedāśraya nāstikya-vāda bauddhake adhika

(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 6.168)

”Ateismin saarnaaminen uskonnon varjolla on vaarallisempaa kuin tavallinen, suora ateismi”.

Sivilisaation nimissä teemme sitä, mikä on häpeällistä jopa viidakon eläimille. Sanoa, että moderni sivilisaatio auttaa ihmisiä, on puolitotuus. Massoille annetaan ruokaa, vaatteita ja niin sanottua koulutusta. Onko se hyvää? Ei! Ainoa hyvä on ihmisten paluu kotiin, Jumalan luo. Tämä on todella välttämätöntä.

On olemassa sellainen ilmaisu: ”kodin mukavuus”. Koti on erittäin suloinen paikka, jossa äiti ja isä tietävät lapsen todelliset tarpeet. Lapsi itse ei välttämättä tiedä mikä olisi hänelle parasta, mutta vanhemmat tietävät. Siellä isä, äiti ja niin monet hellät sukulaiset tietävät lasta paremmin, mikä hänen etunsa on. ”Koti” tarkoittaa ilmapiiriä, joka ohjaa ja auttaa meitä tietämättämme. Takaisin Jumalan luo, takaisin kotiin. Mahaprabhu otti tehtäväkseen kerätä meidät, kaikki kulkurit ja viedä takaisin kotiin.

Kysymys: Maharaj, joskus saarnaaminen on hyvin vaikeaa, koska ihmiset eivät halua palata kotiin. Pitääkö meillä jatkaa vaan yrittämistä?

Srila Sridhar Maharaj: Kaikin keinoin. Se riippuu oppaan kapasiteetista. Ihmiset on joka tapauksessa vietävä kotiin. Isä tietää, mitä kodin mukavuus merkitsee hänen lapselleen, vaikka lapsi itse ei välttämättä tiedä. Lapsi voi olla hullu; hän voi vaeltaa kaoottisesti, yrittämättä palata kotiin. Se on ongelma. Siksi sanomme, että tämä on vaikea tapaus... Muuten elävien olentojen pelastus olisi yksinkertainen asia. On tarpeen etsiä keinoja ja tapoja. Tämä on oppaan vastuulla. Lopputulos riippuu hänen kyvyistään.

Oppaalla voi olla ainutlaatuisia kykyjä, mutta myös Jumalasta lähtenyttä inspiraatiota. Nämä kaksi komponenttia määrittävät acharyan erityisroolin.

Varallisuus —
Leimattu kullalle
Ja kulta —
Olemme me!

(Robert Burns ”Rehellinen köyhyys”)

Monet voivat olla administraattoreita, virkamiehiä tai tuomareita. Virkanimi, arvo on eri asia kun tämän henkilön ominaisuudet, joka sen viran täyttää. Kyse on tietyn henkilön kyvyistä ja Jumalan valtuudesta: haluttu vaikutus on saavutettavissa, kun on olemassa näiden ilmiöiden yhdistelmä — saarnaajan ominaisuudet ja voima ylhäältä.

Gaura-Haribol! Gaura-Haribol!

Translated by L. W.




←  «Нимай Пандит принимает санньясу». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 14 января 2015 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· Disappearance day of Srila Jiva Goswami and Srila Jagadish Pandit. Sriman Keshavananda Prabhu and Srimati Bhakti Lalita Devi Dasi. December 21, 2017. Gupta Govardhan  →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Зов Кришны

Шрила Гуру Махарадж объясняет,
что двигало Шриманом Махапрабху,
когда Он принимал санньясу.

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/zov-krishny.html

 

«Махапрабху есть не кто иной, как Сам Кришна. Когда мы слышим звон Его ножных браслетов, то чувствуем, что Сам Кришна покидает нас, и Навадвипа погружается в кромешную тьму. Друг мой, что ты делаешь? Давай попытаемся вернуть Его. Драгоценный камень Навадвипы покидает нас».

Такое чувство испытывают жители Навадвипы в этот день. На рассвете, в три часа утра, Гауранга переплыл реку и бросился в сторону Катвы. Харе Кришна.

Пренебрегая зимним холодом, Он шел вперед. Его тело и ум были снедаемы великим жаром. С одной стороны, то был жар вирахи, чувства разлуки с Кришной, с другой — жар долга проповеди этому миру о Кришне. Зов этого долга побуждал Его покинуть Навадвипу, выйти к широким массам и распространять любовь к Господу Кришне по всему миру.

Зов долга перед людьми и любовь к Кришне порождали в Нем «жар», и Он бежал, ни о чем не думая. В разлуке — разлуке с Кришной (випраламбха, вираха) — все и вся было безвкусным. Раздавался лишь зов Кришны.

Харе Кришна.

В «интересах нации» делается столь многое; эти деяния порождают сильный «жар». Многочисленные атомные бомбы, огромные армии — все это готово и может быть в любой момент задействовано «в национальных интересах». Мирское преуспеяние — как много оно значит? О чем идет речь?

«Процветание» в бренном мире тривиально. Это ничто. Тогда как вечное богатство, вечное благо — сколько усилий нужно направить на обретение этого богатства? Речь идет о таком великом благе для всех, такой степени благоденствия для всех: люди сумеют вернуться домой; заблудшие смогут вернуться в свой прекрасный, сладостный дом. Подобный зов прозвучал в Его уме: всех этих бродяг следует вернуть домой, к Хранителю. Представление о необходимости осуществить эту задачу возникло в Его уме: их всех необходимо вернуть домой.

Все они блуждают, словно звери в джунглях, не зная, что хорошо, а что плохо. Они постоянно грызутся между собой. Они утверждают, что цивилизованны. Лесные звери грызутся и пытаются выживать за счет сородичей. Человеческие существа следуют той же самой программе, с большей эффективностью: одна нация стремится выжить ценой жизни другой нации. Что это такое? «Цивилизованные» джунгли.

Что есть цивилизация? Сам термин «цивилизация» утрачивает смысл. Civil («цивилизованный», «воспитанный», «вежливый») синонимичен gentle («мягкий», «добрый», «кроткий»). Если под прикрытием «интересов нации» люди ведут себя словно дикие звери, разве это оправданно? Если подобные деяния вуалируются «национальными интересами», тогда они безупречны? Подобное допущение свидетельствует о глупости. Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

Полуправда гораздо опаснее откровенной лжи. Полу-помощь, псевдопомощь, гораздо опаснее безразличия, поскольку она приводит к тому, что внимание человека направляется на явления, которые того не стоят.

…веда̄ш́райа на̄стикйа-ва̄да бауддхаке адхика

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.168)

«Проповедь атеизма под видом религии гораздо опаснее „обычного“ откровенного атеизма».

Называя это «цивилизацией», мы делаем то, что постыдно для лесных зверей. Утверждать, будто современная цивилизация помогает людям, есть полуправда. Массам дают пищу, одежду и так называемое образование. Благо ли это? Нет! Единственное благо — это возвращение людей домой (к Богу). Вот что воистину необходимо.

Существует такое выражение: «домашний уют». Дом — это очень сладостное место, где матери и отцу известны истинные потребности ребенка. Сам ребенок может их и не знать, но они известны его родным и близким. Там, в родном доме, отец, мать и многочисленные любящие родственники знают лучше ребенка, в чем состоит его благо. «Дом» подразумевает атмосферу, которая сама по себе направляет нас и помогает нам, даже без нашего ведома. Назад к Богу, назад домой. Махапрабху возложил на Себя бремя осуществления этой задачи, которая состоит в том, чтобы собрать всех нас, уличных бродяг, и вернуть домой.

Вопрос: Махарадж, порой, проповедуя, мы видим, что осуществление подобной задачи очень затруднительно, поскольку люди не желают возвращаться домой. Как же преданному двигаться в этом направлении, следовать такой программе?

Шрила Шридхар Махарадж: Любыми средствами. Как угодно. Все зависит от способностей и качеств поводыря. Любыми средствами и способами людей нужно возвращать домой. Отец знает, что для его ребенка значит уют родного дома, хотя сам ребенок может и не знать. Ребенок может быть безумным; он может хаотично блуждать, не стремясь вернуться домой. Вот в чем проблема. Именно поэтому мы говорим, что случай тяжелый… А иначе спасение живых существ было бы делом простым. Необходимо искать средства и пути. В этом состоит ответственность поводыря. Конечный результат зависит от его способностей.

Поводырь может быть наделен некими уникальными способностями, а также вдохновением, источник которого — Господь. Эти две составляющие и определяют специфическую роль ачарьи.

Ведь звание —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!

(Роберт Бернс. «Честная бедность»)

Многие могут быть администраторами, чиновниками или судьями. Звание, ранг, пост — это одно, а качества человека, этот пост занимающего, — другое. Речь идет о способностях определенного человека и полномочиях от Господа: желанный эффект достижим, когда налицо комбинация этих явлений — качеств проповедника и мощи свыше.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

 


English  

Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj

Krishna’s Call

Srila Guru Maharaj explains
Sriman Mahaprabhus motivations for taking sannyas.

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/krishnas-call/

 

“Mahaprabhu is none other than Krishna Himself. When we hear the jingling of anklets, we feel that Krishna Himself is going away, and Nabadwip is being swallowed by a deep darkness. My friend, what are you doing? Let us go on and try to bring Him back here. The jewel of Nabadwip is going away.”

This is the feeling on this day. In the early morning at three o’clock Gauranga swam across the river and ran towards Katwa. Hare Krishna.

Not caring for the cold during this winter season at all, He went. There was so much heat within His body and mind. He was heated on one side by viraha, feeling separation from Krishna, and on the other side by the duty of preaching to the world about Krishna. The call of that duty actuated Him to get out of Nabadwip and go to stand before the public and distribute love for Lord Krishna throughout the length and breadth of the world.

These calls—His duty to the public and His affection for Krishna—heated Him, and He ran, not caring about anything. In separation, separation from Krishna, vipralambha, viraha, all else was tasteless. There was only the call of Krishna.

Hare Krishna.

So much heat is created for the cause of a nation. So many atomic bombs, so many soldiers are ready to be deployed in the interest of a nation. How little is mortal prosperity? What does it mean? It is trifling. Nothing. And eternal wealth, eternal good for eternity, what sort of energy should you collect for that? In that there is so much good for all, such a high degree of welfare to be distributed to all: people can get back their own home; the misguided people can be taken towards their sweet, sweet home. That sort of call came into His mind: all these vagabonds should be taken to their home and guardian. This sort of duty arose in His mind: they all should be taken to their home.

They are wandering like so many beasts in the jungle without knowing what is good and what is bad. They are always competing to bite one another. They say they are civilised. Jungle animals bite one another and try to live at the cost of their fellow members in the jungle. Humans are more efficiently following the same programme: as a nation they want to live at the cost of another nation. What is this? A civilised jungle.

What is civilisation? Civilisation is losing its meaning. Civil mean gentle. Is this gentleness? They are proudly doing in a body what is shameful to do individually. If jungle habits can be performed in the form of a nation, then they are justified? If they are done in the name of nation, then everything is purified? This is an entry in a fool’s dictionary. Gaurahari, Gaurahari, Gaurahari.

Half-truth is more dangerous than falsehood. Half-help, misguided help, is more dangerous than no help. It directs one’s attention towards the wrong thing.

…vedāśraya nāstikya-vāda bauddhake adhika

(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 6.168)

“Preaching atheism in the name of religion is more dangerous than ordinary, straight atheism.”

In the name of civilisation we are doing what is shameful for animals in the jungle. To say that modern civilisation is helping people is a half-truth. Food, clothing, and so-called education is being given to the public. Is that a very good thing? No! Nothing less than taking people home (to God) is sufficient. That is what is truly necessary. There is an expression ‘home comfort’. Home means a very sweet place where the mother and father know the real necessity of the child. A child may not know its own needs, but at its home its real interest is known. There the father, mother, and so many affectionate relatives know better than the boy what his best interest is. Home means an atmosphere that guides and helps us even without our awareness. Back to God, back to home. Mahaprabhu took up the duty of collecting all of us, all the wanderers in the streets, and bringing us home.

Question: Maharaj, sometimes in preaching we find it very difficult because people don’t want to go back home. How does a devotee keep trying?

Srila Sridhar Maharaj: By hook or by crook. By any means. It depends upon the capacity of the guide. By any means people must be taken home. A father knows what home comfort is for his child, though his child may not. A child may be crazy; he may run this way and that way; he may not run towards home. That is the rub. That is what makes the case complex. Otherwise it would be very simple. So, any how, one must manage. That is the responsibility of the guide, and according to the guide’s capacity, the real effect takes place.

A guide may have some special capacity, and also inspiration is sent by the Lord. These two combine to create the special character of an Acharya.

Rank is but the guinea stamp,
Man is the gold for that.

(Robert Burns: Is There for Honest Poverty)

Many men may be administrators, magistrates, or judges. Rank is one thing, and the man is another. A man’s inner capacity, and also the delegation of the Lord: the desired effect happens when these combine. The personal characteristics of a preacher and the Lord’s delegated power combine. The amount of power dedicated to a preacher combined with his characteristics produces the desired result.

Gaura-Haribol, Gaura-Haribol.

 


Finnish

Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj 

Krishnan kutsu

Srila Guru Maharaj selittää syyn,
minkä takia Mahaprabhu otti sannyasin.

 

”Mahaprabhu ei ole kukaan muu kuin Itse Krishna. Kun kuulemme Hänen nilkkakorujensa tuottaman sointuvan äänen, tuntuu meistä, että Itse Krishna menee kauas pois ja että syvä pimeys lankeaa Navadwipan ylle. Ystäväni, mitä sinä teet? Yritetään saada Hänet takaisin. Navadwipan Jalokivi jättää meidät”.

Tämän tunteen Navadwipan asukkaat kokivat sinä päivänä. Aamunkoitteessa, kello kolme aamulla, Gauranga ui joen yli ja juoksi kohti Katwaa. Hare Krishna.

Laiminlyöden talven kylmyyden, hän käveli eteenpäin. Hänen kehossaan ja mielessään oli niin paljon lämpöä. Vaikka se olikin Virahan lämpö, eron tunne Krishnasta, niin toisaalta se oli velvollisuuden lämpö saarnata maailmalle Krishnasta. Tämän velvollisuuden kutsu sai hänet lähtemään Navadwipasta, jotta koko maailma tulisi tietoiseksi Jumalan, Krishnan rakkaudesta.

Nämä kutsut — Hänen velvollisuutensa ihmisiä kohtaan ja Hänen rakkautensa Krishnaa kohtaan — lämmittivät Häntä, ja Hän juoksi, välittämättä mistään. Erossa Krishnasta, vipralambha, viraha, kaikki muu oli mautonta. Oli ainoastaan Krishnan kutsu.

Hare Krishna.

Niin paljon tehdään ”kansan etujen” hyväksi; nämä teot tuottavat voimakasta ”lämpöä”. Lukuisat atomipommit, valtavat armeijat — kaikki tämä on jo olemassa ja sitä voidaan käyttää milloin tahansa ”kansallisen edun nimissä”. Maallinen menestys — kuinka paljon se merkitsee? Mistä on kyse? ”Vauraus” kuolevaisessa maailmassa on vähäpätöistä, merkityksetöntä. Kun taas ikuinen rikkaus, ikuinen hyvä — kuinka paljon pitää nähdä vaivaa tämän vaurauden hankkimiseen? Puhumme niin suuresta hyvästä kaikille, niin suuresta vauraudesta kaikille: ihmiset voivat palata kotiin; eksyneet voivat palata kauniiseen, suloiseen kotiinsa. Tällainen kutsu oli Hänen mielessään: kaikki nämä kulkurit tulisi palauttaa kotiin, Suojelijän luo. Ajatus tarpeesta suorittaa tämä tehtävä syntyi Hänen mielessään: heidät kaikki on palautettava kotiin.

He vaeltavat kuin eläimet viidakossa tietämättä, mikä on hyvää ja mikä pahaa. He kilpailevat aina purrakseen toisiaan. He väittävät olevansa sivistyneitä. Viidakkoeläimet purevat toisiaan ja yrittävät selviytyä toisten eläinten kustannuksella. Ihmiset noudattavat tehokkaammin samaa ohjelmaa: yksi kansakunta yrittää selviytyä toisen kansakunnan kustannuksella. Mikä se on? ”Sivilisoitu” viidakko.

Mikä on sivilisaatio? Itse termi ”sivilisaatio” on menettämässä merkityksensä. ”Civil” tarkoittaa ”lempeä”. Onko tämä lempeyttä? Jos ihmiset käyttäytyvät ”kansakunnan etujen” varjolla kuin villieläimet, onko se oikeutettua? Jos tällaisia tekoja peitellään sanoilla ”kansalliset edut”, ovatko ne silloin moitteettomia? Tällainen olettamus on osoitus tyhmyydestä.

Gaurahari! Gaurahari! Gaurahari!

Puolitotuudet ovat paljon vaarallisempia kuin suoranaiset valheet. Puoliapu, näennäisapu, on paljon vaarallisempaa kuin välinpitämättömyys, koska se johtaa siihen, että henkilön huomio kohdistuu ilmiöihin, jotka eivät ole sen arvoisia.

…vedāśraya nāstikya-vāda bauddhake adhika

(Sri Chaitanya-charitamrita: Madhya-lila, 6.168)

”Ateismin saarnaaminen uskonnon varjolla on vaarallisempaa kuin tavallinen, suora ateismi”.

Sivilisaation nimissä teemme sitä, mikä on häpeällistä jopa viidakon eläimille. Sanoa, että moderni sivilisaatio auttaa ihmisiä, on puolitotuus. Massoille annetaan ruokaa, vaatteita ja niin sanottua koulutusta. Onko se hyvää? Ei! Ainoa hyvä on ihmisten paluu kotiin, Jumalan luo. Tämä on todella välttämätöntä.

On olemassa sellainen ilmaisu: ”kodin mukavuus”. Koti on erittäin suloinen paikka, jossa äiti ja isä tietävät lapsen todelliset tarpeet. Lapsi itse ei välttämättä tiedä mikä olisi hänelle parasta, mutta vanhemmat tietävät. Siellä isä, äiti ja niin monet hellät sukulaiset tietävät lasta paremmin, mikä hänen etunsa on. ”Koti” tarkoittaa ilmapiiriä, joka ohjaa ja auttaa meitä tietämättämme. Takaisin Jumalan luo, takaisin kotiin. Mahaprabhu otti tehtäväkseen kerätä meidät, kaikki kulkurit ja viedä takaisin kotiin.

Kysymys: Maharaj, joskus saarnaaminen on hyvin vaikeaa, koska ihmiset eivät halua palata kotiin. Pitääkö meillä jatkaa vaan yrittämistä?

Srila Sridhar Maharaj: Kaikin keinoin. Se riippuu oppaan kapasiteetista. Ihmiset on joka tapauksessa vietävä kotiin. Isä tietää, mitä kodin mukavuus merkitsee hänen lapselleen, vaikka lapsi itse ei välttämättä tiedä. Lapsi voi olla hullu; hän voi vaeltaa kaoottisesti, yrittämättä palata kotiin. Se on ongelma. Siksi sanomme, että tämä on vaikea tapaus... Muuten elävien olentojen pelastus olisi yksinkertainen asia. On tarpeen etsiä keinoja ja tapoja. Tämä on oppaan vastuulla. Lopputulos riippuu hänen kyvyistään.

Oppaalla voi olla ainutlaatuisia kykyjä, mutta myös Jumalasta lähtenyttä inspiraatiota. Nämä kaksi komponenttia määrittävät acharyan erityisroolin.

Varallisuus —
Leimattu kullalle
Ja kulta —
Olemme me!

(Robert Burns ”Rehellinen köyhyys”)

Monet voivat olla administraattoreita, virkamiehiä tai tuomareita. Virkanimi, arvo on eri asia kun tämän henkilön ominaisuudet, joka sen viran täyttää. Kyse on tietyn henkilön kyvyistä ja Jumalan valtuudesta: haluttu vaikutus on saavutettavissa, kun on olemassa näiden ilmiöiden yhdistelmä — saarnaajan ominaisuudet ja voima ylhäältä.

Gaura-Haribol! Gaura-Haribol!

Translated by L. W.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования