«Шри Мадхавендра Пурипад» (на русском и английском языках). Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 2 марта 2015 года. Шри Навадвип Дхам, Индия

Ом̇ Виш̣н̣упа̄д
Ш́рӣла Бхакти Нирмал Āча̄рйа Маха̄ра̄дж

Шри Мадхавендра Пурипад

(Оригинал: http://scsmathinternational.com/guidance/2015/SAchM-150302-SriMadhavendraPuripad.php)

Шри Навадвип Дхам,
2 марта 2015 года

 

Каждый год на второй день парикрамы, в день Гаура-двадаши, мы отмечаем уход Шри Мадхавендры Пурипада. Шрила Мадхавендра Пури является корнем древа преданности, бхакти-калпа-врикша, исполняющего все желания — так говорится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», в Ади-лиле:

джайа ш́рӣ ма̄дхавапурӣ кр̣ш̣н̣а-према-пӯра
бхакти-калпатарура тен̇хо пратхама ан̇кура[1]

Здесь говорится, что он анкур, корень дерева бхакти-калпатару. Чайтанья Махапрабху говорил Нитьянанде Прабху следующие слова о Шри Мадхавендре Пури:

прабху кахе, — «нитйа̄нанда, караха вича̄ра
пур
ӣ-сама бха̄гйава̄н джагате на̄хи а̄ра»[2]

«Посуди Сам, Нитьянанда, во всем мире не найти никого столь же удачливого, как Мадхавендра Пури

дугдха-да̄на-чхале кр̣ш̣н̣а йа̄н̇ре декха̄ дила
тина-ба̄ре свапне а̄си’ йа̄н̇ре а̄дж
н̃а̄ каила[3]

«Он необычайно удачлив — Кришна лично приходил, чтобы повидать его, принес ему молока. Кришна трижды являлся ему во сне». Три раза — даже не один. Один раз Он пришел к нему с молоком, в другой раз Он пришел с просьбой принести сандаловой пасты из Нилачалы, а в третий — явился и сказал ему: «Тебе нет необходимости нести сандаловую пасту во Вриндаван; вместо этого отдай ее на служение Гопинатху».

«йа̄н̇ра преме ваш́а хан̃а̄ пракат̣а ха-ила̄
сева̄ ан̇г
ӣка̄ра кари’ джагата та̄рила̄»[4]

Кришна принимал его служение, и, более того, для него Кришна — Сам Господь — украл кшир, сладкое сгущенное молоко, которое также называют амрита-кели:

«йа̄н̇ра ла̄ги’ гопӣна̄тха кш̣ӣра каила чури
атаэва на̄ма хаила ‘к
ш̣ӣра-чора̄’ кари’»[5]

Когда Мадхавендра Пури отправился во Вриндаван, он пошел один. Там он жил у Говинда-кунды, воспевал Святое Имя и ни у кого ничего не просил. Если кто-то приносил ему еду, он принимал ее, а если нет — он постился. Так он проводил свои дни.

Однажды вечером к нему пришел мальчик и принес ему молока: «Мадхав, Я слышал, что ты не ел целый день. Местные женщины приходили сюда омыться и набрать воды из Говинда-кунды. Они сказали, что здесь сидит некий санньяси, который, должно быть, ничего не ел. Поэтому Я принес тебе немного молока». Мадхавендра Пури был удивлен и стал расспрашивать мальчика: «Кто Ты? Где Ты живешь?», — и так далее. Мальчик сказал: «Сперва выпей молоко, а позже Я вернусь за горшком». Мадхавендра Пури пил молоко и думал: «Это нектар, это необычайное молоко! Сколько раз я пил молоко за свою жизнь, но никогда не пробовал ничего подобного!» Он ждал возвращения мальчика, а когда в итоге заснул, то увидел сон, в котором тот же самый мальчик пришел к нему и рассказал про то, как много лет назад правнук Кришны установил Божество Говардхан-дхари Гопала, а когда мусульманские млеччхи пришли, чтобы разрушить храм, пуджари спрятал Божество в джунглях. Он велел ему отыскать Божество:

баху-дина тома̄ра патха кари нирӣкш̣ан̣а
кабе а̄си’ ма̄дхава а̄ма̄ карибе севана

тома̄ра према-ваш́е кари’ сева̄ ан̇гӣка̄ра
дар
ш́ана дийа̄ ниста̄риба сакала сам̇са̄ра[6]

«Долгие дни я ждал того, кто будет служить Мне — Я ждал тебя, Мадхав». Отсюда можно понять, что такое любовный поиск потерянного слуги…

На следующий день Мадхавендра Пури вместе с местными жителями, взяв инструменты, отправились в джунгли, расчищая путь. Они раскапывали землю и в конечном счете откопали Божество Гопала. Затем он установил это Божество в храме на вершине холма Говардхан. Несколько позже Гопал снова явился Мадхавендре Пури во сне и попросил его о следующем служении: «Мое тело горит, поскольку очень долгие годы Я страдаю от жары, холода и дождя в джунглях. Пожалуйста, принеси из Нилачалы сандаловой пасты. Только тебе это под силу».

Следуя наказу, Мадхавендра Пури направился в Нилачалу (Джаганнатха Пури). По пути он остановился в Шантипуре, в доме Адвайты Ачарьи. Когда Адвайта Ачарья увидел его, он подумал: «Это необычный человек, это великая личность!» Он омыл стопы Мадхавендры Пури и массировал их… Мадхавендра Пури оставался там несколько дней, в течение которых Адвайта Ачарья принял у него посвящение. Мадхавендра Пури принадлежит к нашей линии. Как вы знаете, у него принял посвящение Ишвара Пури, который затем инициировал Махапрабху. Мадхавендра Пури — калпа-врикша мул — корень древа преданности, исполняющего все желания.

После Шантипура Мадхавендра Пури пришел в Ремуну. Там он увидел Гопинатха и был счастлив видеть, как Ему поклоняются. Он спросил пуджари: «Какую бхогу ты предлагаешь Гопинатху?» Пуджари ответил, что каждый день он предлагает двенадцать горшочков амрита-кели (кшира, или сгущенного молока). Мадхавендра Пури хотел это попробовать, размышляя: «Если мне удастся попробовать этот кшир, я бы смог готовить подобное и для Божества Гопала во Вриндаване». Но он сразу же подумал: «Нет, это всего лишь мой язык хочет насладиться кширом. Это оскорбительно! Это очень дурно». Рассуждая таким образом, он покинул храм в смешанных чувствах и отправился на рынок. Он пришел туда плача и повторяя Имя.

В эту ночь, в полночь, явившись во сне своему пуджари, Гопинатх сказал: «Я спрятал один горшочек кшира под Своей одеждой. Неподалеку от храма сейчас находится Мой преданный Мадхавендра Пури, возьми горшочек и отнеси ему». Пуджари отправился его искать. Он шел по улице, выкрикивая: «Кто здесь Мадхавендра Пури? Гопинатх украл для тебя кшир!» Когда он пришел на рынок, то увидел санньяси, который воспевал и плакал. Он понял, что это, должно быть, и есть Мадхавендра Пури: «Наверное, это ты Мадхавендра Пури? Гопинатх украл для тебя горшочек кшира!» Мадхавендра Пури взял кшир и коснулся им лба. Его поглотил экстаз, и он словно погрузился в забытье: «О, Гопинатх столь милостив! Он послал мне прасадам!» Он принял прасадам, а затем разбил горшок, собрав осколки в одежду. Каждый день он съедал по кусочку глиняного горшка… Опасаясь, что к нему придет пратиштха, он не остался в городе, а продолжил свой путь в Нилачалу, Пури. Так Мадхавендра Пури служил Кришне. Если вы служите преданным, Кришна явится, чтобы служить вам. Вы можете понять, насколько могуществен Мадхавендра Пури.

Нигде в «Шри Чайтанья-чаритамрите» не говорится о том, чтобы Махапрабху когда-либо встречался с Мадхавендрой Пури. Он был уже пожилым человеком, когда Махапрабху явился. Но Вриндаван Дас Тхакур описывает в своей «Шри Чайтанья Бхагавате» встречу Мадхавендры Пури и Нитьянанды Прабху:

ма̄дхава-пурӣре декхилена нитйа̄нанда
тата-к
ш̣ан̣е преме мӯрччха̄ хаила̄ ниспанда

нитйа̄нанда декхи’ ма̄тра ш́рӣа̄дхава-пурӣ
па
д̣ила мӯрччхита хаи’ а̄пана̄’ па̄сари’[7]

ма̄дхавендра-прати нитйа̄нанда маха̄ш́айа
гуру-буддхи вйатирикта
а̄ра на̄ карайа[8]

джа̄нилу кр̣ш̣н̣ера кр̣па а̄чхе мора прати
нитй
а̄нанда-хена бандху па̄ину сам̇хати

йе-се стха̄не йади нитйа̄нанда-сан̇га хайа
сеи стх
а̄на сарва-тӣртха-ваикун̣т̣ха̄ди-майа[9]

Мадхавендра Пури сказал Нитьянанде Прабху: «Кришна даровал мне Свою милость, поскольку я обрел общение с Нитьянандой Прабху! Куда бы ни пошел Нитьянанда Прабху, такое место будет ваикунтха-майа, всецело трансцендентным».

Непосредственно перед тем, как оставить тело, Мадхавендра Пури повторял следующую шлоку:

айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
х
р̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇
дайита бхра̄мйати ки
м̇ каромй ахам[10]

Бхагаван Гаурасундар всегда лишался чувств, повторяя эту шлоку

Джай Шри Мадхавендра Пурипад ки джай!


 

Oṁ Viṣṇupа̄d
Śrīla Bhakti Nirmal Āchārya Mahārāj

Sri Madhavendra Puripad

(From: http://scsmathinternational.com/guidance/2015/SAchM-150302-SriMadhavendraPuripad.php)

Sri Nabadwip Dham,
2 March 2015

 

Every year on the second day of the parikrama, on Gaura Dvadasi, we celebrate this day—Sri Madhavendra Puripad’s disappearance festival. Actually, Srila Madhavendra Puripad is the root of the bhakti-kalpa-vriksa (the wish-fulfilling tree of devotion). It is told in Sri Chaitanya-charitamrita, Adi-lila:

jaya śrī mādhavapurī kṛṣṇa-prema-pūra
bhakti-kalpatarura te
ho prathama akura[11]

He is the ankur, the root of bhakti-kalpataru (wish-fulfilling tree of devotion). Chaitanya Mahaprabhu told also to Nityananda Prabhu about Sri Madhavendra Puri:

prabhu kahe,—nityānanda, karaha vichāra
purī-sama bhāgyavān jagate nāhi āra”[12]

“Nityananda, You can judge for Yourself—there is no one in this world as fortunate as Madhavendra Puri!”

“dugdha-dāna-chhale kṛṣṇa yāre dekhā dila
tina-bāre svapne āsi’ yā
re ājñā kaila”[13]

“He is very fortunate—Krishna Himself came to see him, He brought him milk, and He came to him in a dream three times.” Three times—not only once. One time Krishna came with some milk, another time He came to ask him to bring some Malaya sandalwood from Nilachal, and third time He came to him saying it was not necessary to bring the sandalwood to Vrindavan, he could give it to Gopinath instead.

ra preme vaśa hañā prakaa ha-ilā
sevā a
gīkāra kari’ jagata tārilā”[14]

Krishna took service from him, and, moreover, for him Krishna—the Lord Himself—stole ksir (sweet condensed milk known also as amrita-keli):

yāra lāgigopīnātha kīra kaila churi
ataeva nāma hailakīra-chorā’ kari’”[15]

When Madhavendra Puri went to Vrindavan, he went there alone, and he would stay at Govinda Kunda, chanting the Holy Name, and not asking anybody for anything—if somebody gave him anything, he would take it, otherwise he would fast. He was passing his days in this way.

One evening, a boy came to him with some milk and said, “Madhav, I heard all day you have not eaten anything... Some ladies came to bathe and take some water from Govinda Kunda, and they said there was a sannyasi here, and he was not eating anything. So, I have brought you some milk.” Madhavendra Puri was surprised, and asked Him many questions, “Who are You? Where do You stay?” and so on, but the boy replied, “First you drink the milk. I will come back later to take the pot.” Madhavendra Puri drank the milk and thought, “It is nectar, it is not ordinary milk! I have drunk milk so many times before, but I have never tasted this kind of milk!” He waited and waited for the boy to come back, and when he finally fell asleep he saw a dream: the same boy came to him and said that many years ago Krishna’s prapautra (great-grandson) established a Deity of Govardhan-dhari Gopal, and when some Muslim mlechchha people broke the temple, the pujari hid the Deity in the jungle. He told him to find that Deity and take Him out:

bahu-dina tomāra patha kari nirīkaa
kabe āsi’ mādhava āmā karibe sevana

tomāra prema-vaśe kari’ sevā agīkāra
darśana diyā nistāriba sakala sa
sāra[16]

“I have been waiting for many days for the one who will serve Me—I have been waiting for you, Madhav.” You can understand what loving search for the lost servant is...

The next day, Madhavendra Puri took some villagers and, armed with different tools, they went to the jungle—clearing the path, digging the ground, he finally found the Deity of Gopal. Then, he established the Deity in a temple on top of the Govardhan Hill. Some time later, Gopal again came to Madhavendra Puri in a dream and requested his service: “My body is burning because for so many years I have been suffering from cold, hot, and rain in the jungle. Please, bring some sandalwood from Nilachal. Only you can do it.”

Following the order, Madhavendra Puri started his journey to Nilachal (Puri). On his way, he stopped in Shantipur, at the house of Advaita Acharya. When Advaita Acharya saw him, he thought, “This is not an ordinary person, it is a great personality!” He washed and massaged Madhavendra Puri’s feet... Madhavendra Puri stayed there for a few days, and during that time Advaita Acharya took initiation from him. Madhavendra Puri is actually our line (you know that Ishwar Puri took initiation from Madhavendra Puri, and Mahaprabhu took initiation from Ishwar Puri)—he is the kalpa-vriksa mul, the root of the wish-fulfilling tree of devotion.

After Shantipur, Madhavendra Puri came to Remuna. There, he saw Gopinath and was very happy to see His worship. He asked the pujari, “What bhog do you offer to Gopinath?” The pujari replied that every day he offered twelve pots of amrita-keli (ksir, or condensed milk). Madhavendra Puri wanted to taste it, thinking, “If I get to taste it, then I can cook it for my Gopal Deity in Vrindavan too,” but then he thought, “No, it is my tongue that wants to taste it. It is very offensive! It is not good!” Thinking in this way, he left the temple compound and went to the open market. He went there crying so much and chanting.

That night, at midnight, Gopinath said to His pujari in a dream, “I have hidden a pot of ksir under my cloth. My devotee Madhavendra Puri is there, chanting outside the temple compound, take it and give it to him.” The pujari went to look for Madhavendra Puri. He went down the street, shouting, “Where is this Madhavendra? Gopinath has stolen ksir for you!” When he came to the market, he saw a sannyasi chanting and crying, and he understood that it must be Madhavendra Puri, “Are you Madhavendra Puri? Gopinath stole a pot of ksir for you!” Madhavendra Puri took the ksir and kept touching it to his forehead—so much ecstasy then came that he became senseless: “Oh, Gopinath is very merciful! He has sent prasadam for me!” He took that prasadam, and then broke the pot, tied it in his cloth and later he would take a piece of clay pot every day... After that, knowing that pratistha would come to him, he did not stay there—he continued his way to Nilachal, Puri...

Madhavendra Puri served Krishna in this way... If you serve devotees, Krishna will come to serve you—so you can understand how powerful Madhavendra Puri is.

It is not written anywhere in Sri Chaitanya-charitamrita whether Mahaprabhu had ever met Madhavendra Puri—Madhavendra Puri was an old man when Mahaprabhu appeared; but Vrindavan Das Thakur wrote in his Sri Chaitanya Bhagavata something about Madhavendra Puri’s meeting with Nityananda Prabhu:

mādhava-purīre dekhilena nityānanda
tata-k
ae preme mūrchchhā hailā nispanda

nityānande dekhi’ mātra śrī-mādhava-purī
pa
ilā mūrchchhita hai’ āpanā’ pāsari’[17]

mādhavendra-prati nityānanda mahāśaya
guru-buddhi vyatirikta āra nā karaya[18]

jānilu kṛṣṇera kpā āche mora prati
nity
ānanda-hena bandhu pāinu sahati

ye-se-sthāne yadi nityānanda-saga haya
sei sth
āna sarva-tīrtha-vaikuhādi-maya[19]

Madhavendra Puri said to Nityananda Prabhu, “I have got the mercy of Krishna because I have got the association of Nityananda Prabhu! Wherever Nityananda Prabhu goes, that place is vaikuntha-maya (fully transcendental).”

Just before Madhavendra Puri left his body, he would recite this sloka:

ayi dīna-dayārdra nātha he
mathurā-nātha kadāvalokyase
h
daya tvad-aloka-kātara
dayita bhrāmyati ki
karomy aham[20]

Bhagavan Gaurasundar would always become senseless when reciting this sloka...

Jay Sri Madhavendra Puripad ki jay!

 


[1] «Слава Шри Мадхавендре Пури, сокровищнице преданного служения Кришне! Он — исполняющее желания древо преданного служения, и он же — первый росток того древа» («Ш́рӣ Чаитанйа‑чаритāмр̣та», Āди‑лӣлā, 9.10).

[2] «Господь Шри Чайтанья Махапрабху спросил Нитьянанду Прабху, есть ли на свете кто-либо удачливее Мадхавендры Пури» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 4.171).

[3] «Шри Чайтанья Махапрабху сказал: „Мадхавендре Пури очень повезло, ибо Кришна лично пришел к нему, якобы затем, чтобы принести молоко. Трижды Господь являлся Мадхавендре Пури во сне и давал ему указания“» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 4.172).

[4] «Связанный узами любви Мадхавендры Пури, Господь Кришна Сам предстал перед ним в образе Божества Гопалы и, приняв служение Мадхавендры Пури, освободил весь мир» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа‑лӣлā, 4.173).

[5] «Ради Мадхавендры Пури Гопинатха украл горшок сладкого риса, и с тех пор Его стали называть Кшира-чора [похититель сладкого риса]» («Ш́рӣ Чаитанйа‑чаритāмр̣та», Мадхйа‑лӣлā, 4.174).

[6] «Много дней Я наблюдал за тобой и думал: „Когда же Мадхавендра Пури придет сюда служить Мне?“ Я принимаю от тебя служение, покоренный твоей упоительной любовью ко Мне. Теперь Я решил открыться взору всех падших душ, чтобы, увидев Меня, они могли обрести освобождение» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 4.39,40).

[7] «Когда Нитьянанда увидел Мадхавендру Пури, Он погрузился в экстатическую любовь и упал на землю без чувств. Увидев Нитьянанду, Мадхавендра Пури забыл себя и тоже потерял сознание» («Ш́рӣ Чаитанйа Бхāгавата», А̄ди-кхан̣д̣а, 9.158,159).

[8] «Нитьянанда считал Мадхавендру Пури никем иным, как Своим Гуру» («Ш́рӣ Чаитанйа Бхāгавата», А̄ди-кхан̣д̣а, 9.188).

[9] «Я встретил Нитьянанду, поэтому знаю — Кришна даровал мне Свою милость. Место, где можно обрести общение с Нитьянандой, самое святое и полностью трансцендентное» («Ш́рӣ Чаитанйа Бхāгавата», А̄ди-кхан̣д̣а, 9.183,184).

[10] «О всемилостивый Господь, великолепный в каждом Своем движении! О правитель Матхуры! Когда же Я снова увижусь с Тобой? Поскольку Я не вижу Тебя, сердце Мое лишилось покоя. О возлюбленный, что Мне теперь делать?» («Ш́рӣ Чаитанйа-чаритāмр̣та», Мадхйа-лӣлā, 4.197).

[11] “Glory to Śrī Mādhavendra Purī, the abode of love of Kṛṣṇa, from whom the divine tree of devotion initially sprouts” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Ādi-līlā, 9.10).

[12] “Lord Śrī Caitanya Mahāprabhu asked Nityānanda Prabhu to judge whether there was anyone within the world as fortunate as Mādhavendra Purī” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 4.171).

[13] “Śrī Caitanya Mahāprabhu said, “Mādhavendra Purī was so fortunate that Kṛṣṇa personally appeared before him on the plea of delivering milk. Three times the Lord gave orders to Mādhavendra Purī in dreams” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 4.172).

[14] “Bound by Mādhavendra Purī’s love, Kṛṣṇa manifested Himself (in the Deity form as Gopāl) and, by accepting his service, He liberated the whole world” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 4.173).

[15] “On account of Mādhavendra Purī, Lord Gopīnātha stole the pot of sweet rice. Thus He became famous as Kṣīra-chorā [the thief who stole the sweet rice]” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 4.174).

[16] “I have been watching you for many days, wondering, “When will Mādhav come and serve Me?” Bound by your love, I will appear in this world and accept service—I will liberate the whole world”” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 4.39,40).

[17] “The moment Nityānanda saw Mādhav Purī, He fell on the ground, senseless in the ecstasy of divine love; and as soon as Śrī Mādhav Purī saw Nityānanda, he fell unconscious, forgetting himself” (Śrī Chaitanya Bhāgavata, Ādi-khaṇḍa, 9.158,159).

[18] “Nityānanda Mahāśay saw Mādhavendra as no one other than His Guru” (Śrī Chaitanya Bhāgavata, Ādi-khaṇḍa, 9.188).

[19] “I know Kṛṣṇa has bestowed His mercy on me because He has given me the association of Nityānanda. Wherever Nityānanda’s association is found, that place is most sacred and completely transcendental” (Śrī Chaitanya Bhāgavata, Ādi-khaṇḍa, 9.183,184).

[20] “O gentle-hearted Lord, ever-gracious upon the destitute, O Lord of Mathurā, when shall I see You again? In Your absence my broken heart trembles. Beloved! What shall I do now?” (Śrī Chaitanya-charitāmṛta, Madhya-līlā, 4.197).

 

← Визит генерального консула Индии в Санкт-Петербурге в «Интерьеры Махараджей» и «Космопорт» 17 марта 2016 года ·• Архив новостей •· Встречи с Авадхутом Махараджем в лофт-проекте «Этажи» и в «Буквоеде» в марте 2016 года. Санкт-Петербург →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования