«Истинный Ачарья и наш долг». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Киртанананда Брахмачари

Истинный Ачарья и наш долг 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из девятого номера XXVI тома за февраль 1929 года)

 

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Абсолютную Истину можно осознать лишь благодаря служению и поклонению святым стопам истинного учителя (cат-гуру).

Но чтобы поклоняться его святым стопам, необходимо оказаться в непосредственной близости к ним, то есть превзойти майю, иллюзию обусловленного существования. Это условие — абсолютная необходимость, однако для падших существ оно становится камнем преткновения. Истинный учитель всегда находится под покровительством божественного могущества и непостижимой воли Всевышнего и пребывает в трансцендентном царстве вечного бытия, знания и блаженства, однако для нашего материалистичного восприятия он может казаться одним из смертных существ, обладающих бренным телом и живущих в этом феноменальном мире. Благодаря этому можно понять, насколько велика неудача падших душ: они воплощены в материи, и их духовный облик скрыт под тонкой и грубой материальными оболочками. Как только души превосходят влияние материи, они обретают возможность раскрыть свою вечную духовную форму, а также с помощью своих духовных чувств обрести подлинное восприятие и служение истинному учителю, а через него — Всевышнему.

Однако, находясь в падшем и невежественном положении, люди не в состоянии правильно понять и осознать трансцендентный характер ачарьи-вайшнава — самого близкого и дорогого вечного слуги Шри Кришны, Верховной Личности Бога, а также Его посланника, проповедника и мессии в этом мире. Может ли тогда поклонение людей, порабощенных майей, достичь святых стоп сат-гуру? Несомненно, да, и в этом заключена великая и воодушевляющая надежда для падших душ этого мира. Сат-гуру нисходит к ним сам и по своей безграничной милости принимает их поклонение, неизбежно низкое и несовершенное. Своим великодушным принятием он очищает его и делает совершенным. Но это происходит лишь, когда они со всей искренностью ищут и принимают прибежище у святых стоп ачарьи и полностью отдают себя в распоряжение его милости.

Полная покорность всегда остается непостижимой для людей, независимо от того, безграмотны они или всесторонне образованны. Обе эти категории людей одинаково невежественны в делах духовных. Руководствуясь лишь эмпирической мудростью, они принимают такое самопредание за абсурдное рабство и ничем не обоснованное ущемление собственных прав и интересов. Подчинение абсолютной милости и руководству Гуру, другого человека (?), в их понимании есть не что иное, как ограничение своей свободы и помеха на пути прогресса, поскольку ассоциируется с личностным вырождением и безвольным состоянием, сравнимым со смертью еще при жизни. Увы! Как же сильна иллюзия майи! Воистину, тьма невежества! В этом заключена вся суть проблемы. Извечный вопрос жизни и смерти. Лишь из-за майи, или невежества, мы постоянно находимся в состоянии войны с трансцендентным знанием.

Посланник высшей гармонии, сат-гуру, нисходит в этот мир именно тогда, когда в нем нуждаются больше всего, и спасает падшие души из сетей невежества, со всей решимостью провозглашая в этом мире послание вечной Абсолютной Истины: «Без помощи свыше люди не способны сами преодолеть влияние майи, иллюзорной энергии Бога. Превзойти ее они смогут лишь тогда, когда обретут прибежище в вечных и трансцендентных стопах Всевышнего. Этот вопрос самопредания ачарье, с которым сталкивается любой искатель Истины, является той последней и решающей проверкой, посылаемой майей, чтобы определить искренность находящегося под ее влиянием человека, который стремится освободиться от ее власти и вернуться назад в свой вечный дом, и обрести беспримесное блаженство вечной жизни. Это предание Гуру, или ачарье, — не самоубийство, а не что иное, как поиск подлинной и вечной жизни без страданий, стремление обрести непрестанное и постоянно возрастающее трансцендентное счастье в служении Богу».

Разве можно разогнать мрак этого мира и следовать по духовному пути без его помощи, без предания его трансцендентным наставлениям и руководству? Даже в этом ограниченном и бренном мире, воспринимаемом мирскими чувствами, люди едва ли могут узнать о чем-либо без посторонней помощи, что уж говорить о всех тайнах необъятной природы. Поэтому думать или говорить, что человек может самостоятельно и независимо от посторонней помощи достичь духовного мира, перейти из этой юдоли смерти в безграничное царство бессмертного бытия (что находится вне сферы деятельности мирских чувств), обрести полное знание и увидеть Всевышнего, Открывателя и Хранителя безграничного мира, несомненно является полной бессмыслицей и верхом высокомерия.

Лишь необычайно удачливые души понимают, насколько важно найти сат-гуру и получить посвящение у него, а также обладать верой в его духовное могущество. Однако эта удача состоит не в накоплении богатства или неограниченном и изысканном наслаждении в этом мире. Эта удача проявляется в том, что человек обретает искреннюю веру во Всевышнего и Его преданных (Вишну и вайшнавов), и она накапливается лишь благодаря совершению бескорыстных поступков в преданности Высшей Истине. Если вкратце, то эта удача состоит в том, чтобы встать на путь истинного теизма, и она необычайно редка в этом мире, где атеизм в его скрытой форме распространился повсюду.

Но ачарья приходит, чтобы освободить этот мир от охватившего его атеизма — прекрасной и соблазнительной ловушки майи, предназначенной для излишне доверчивых людей, а также для псевдорелигиозных учителей и их последователей. С великой уверенностью и решительностью он проповедует этот полноразвитый теизм, который основывается на вере в то, что Шри Кришна (Верховная Абсолютная Личность Бога) неразрывно связан и тождественен Своему вечному духовному имени, облику, качествам и играм, и в то же самое время совершенно отличен от материальных имен, форм, качеств и событий этого бренного мира. Чтобы постичь этот теизм, крайне необходимо полное самопредание и безусловное служение Господу, которое приходит через совершенное и безоговорочное послушание Гуру, или ачарье, — доверенному представителю Всевышнего на земле. Также следует уяснить, что поверхностная вера никогда не может выдаваться за подлинную. Вера должна быть живой и основываться на убеждениях и всех поступках преданного. Если человек не способен следовать этому условию в той или иной степени, то его вера будет содержать примеси и никогда не станет истинной и духовной.

Стремиться господствовать и наслаждаться этим миром, то есть не служить, а принимать служение, является по сути стержнем атеизма. Подлинная природа дживы заключена в служении, а не в принятии служения, но когда она забывает об этом, то желает занять положение хозяина в этом мире и наслаждаться им. Иными словами, она пытается господствовать над этим миром и играть роль Господа Кришны, стремясь множеством различных способов доставлять удовольствие своим чувствам. Но, поскольку весь этот мир и сама душа, по сути, являются собственностью Бога, у дживы нет никаких прав требовать каких-либо наслаждений для себя. К тому же, эти удовольствия не являются предназначением души. Погружаясь в них, она лишь еще больше порабощается майей. Чем больше джива стремится к господству и эгоистическому счастью, тем сильнее она сковывается узами рабства. Но увы! Никакие рассуждения или наставления не могут удержать дживу от следования по этому неверному пути, поскольку ее восприятие застилает пелена невежества и укоренившихся заблуждений.

Также искатель Абсолютной Истины сталкивается и с другой трудностью на своем пути. По милости Господа он может осознать неотложную необходимость в принятии истинного духовного наставника, который бы привел его в царство Бога, мир Абсолюта, однако где и как можно его найти? Во всем мире, и в особенности в Индии, на земле дхармы (истины), можно встретить столько псевдо-гуру, нечестивых самозванцев, которые злоупотребляют людской наивностью и преследуют лишь свои эгоистичные цели. Разумные люди прекрасно видят этот обман и теряют всю веру в духовное наставничество.

В этот решающий момент подлинный Гуру нисходит в этот мир, чтобы спасти людей от их сомнений, явить им качества истинного духовного учителя и пробудить веру в него. Он не только учит и проповедует, но и на собственном примере показывает, что истинный Гуру это самый дорогой и доверенный слуга Абсолютного Господа и Его окружения. Он сам скрупулезно следует всему, о чем говорит. Его мысли, слова и поступки связаны лишь с беспримесным служением Господу. Он черпает силы в служении и преданности Богу, и каждое мгновение всей его жизни посвящено исключительному служению Всевышнему. Такое служение наделяет его совершенным знанием о Личности Бога и приносит ему постоянное ощущение Его присутствия. Поэтому он сведущ в знании о Боге и Его послании, способен полностью рассеять тьму невежества, очистить от сомнений искреннего искателя Истины и привести его к лотосоподобным стопам Всевышнего. Он признает и почитает лишь то знание, которое основывается на высочайшем авторитете Всевышнего, то есть на Ведах, которые берут свое начало в Боге и несут в себе трансцендентное знание о Нем, передающееся в совершенной сохранности через непрерывную цепь признанных Гуру, или ачарьев, начиная еще с незапамятных времен и вплоть до наших дней. Когда подлинное величие духовной преемственности Гуру предается забвению, ачарья, или сат-гуру, возрождает его ради вечного блага всех. Вне всяких сомнений, ачарья, или сат-гуру, это воплощение божественного знания всех принципов и истин.

Однако на этом не заканчивается длинная череда испытаний для искателя Истины. Заключение святых гласит: «Путь подлинной преданности и бескорыстного служения Всевышнему, Господу Шри Кришне, усеян миллионами шипов». Также говорится, что таков нормальный порядок вещей, поскольку всем нам известно, какое бесценное сокровище мы можем обрести на этом пути. Майя, иллюзорная энергия Всевышнего, усердно охраняет этот путь преданности Богу от любого случайного вторжения, то есть от тех, кто не склонен к самозабвенному служению Господу, хотя в то же самое время она всегда готова помочь искреннему и ревностному слуге Всевышнего, Господа Кришны, ее Владыки. Она в состоянии определить даже самое незначительное осквернение, то есть даже незначительные подсознательные эгоистические желания воплощенных существ, неразличимые для людей.

Исполненное милости и доброты сердце ачарьи стремится понять состояние людей. Он лично помогает им очиститься от греха и возвышает их, независимо от положения в обществе, цвета кожи, кастовой принадлежности, вероисповедания или пола. С этой целью он отправляет повсюду своих проповедников, которые являются его верными последователями. Они ходят от двери к двери, стучась ко всем без разбора, и, прибегая к мольбе и убедительным доводам, несут послание Всевышнего, Господа Шри Чайтаньядева, всем обитателям этого мира, и, по сути, являются вечными слугами и собственностью Всевышнего, Господа Шри Кришны, и принадлежат к Его вечному царству.

Искреннее и постоянное служение Богу, непрерывное воспевание Его трансцендентного имени (Хари, Кришна, Рама) в понимании полной тождественности этого имени Господу, на Которого оно указывает, — все это составляет вечную и неизменную деятельность всех джив и заключает в себе высшее благо и блаженство. Как только это божественное послание становится забыто или смешивается с множеством заблуждений и злоупотреблений, приходит сат-гуру, или ачарья, и очищает его от всей грязи и примесей, восстанавливая его в полном величии и неувядаемой славе. С этой целью ачарья советует возобновить подлинно теистическую миссию проповеди этой вечной религии божественной любви и гармонии и призывает основать по всему миру множество проповеднических центров. Он постоянно приглашает всех и каждого послушать вдохновляющие и воодушевляющие обсуждения на религиозные, патриотические и философские темы, а также побуждает непрестанно повторять и воспевать харинам, внимать ему и вкушать маха-прасад. С этой же целью он печатает множество религиозных публикаций, а также переиздает священные писания, распространяя по всему миру святое послание мира и гармонии, преданности и служения Всевышнему на десятках языках, тем самым создавая благоприятную возможность для людей по всему миру слушать, прославлять и постигать Бога. Одним словом, все силы и помыслы ачарьи постоянно направлены лишь на подлинное и не несущее зла служение всему человечеству.

Обычно люди принимают за санатана-дхарму (ведическую религию) ту невежественную, но при этом педантичную веру этого мира в жертвоприношения многим богам, упомянутым в Ведах, не понимая, что эти убеждения крайне извращены и полны заблуждений, тогда как вайшнавизм они относят в разряд сектантских учений, выросших из громадного древа ведической религии. Они ошибочно полагают, что вайшнавизм защищает религиозные отклонения и безнравственную любовь, а последователи этой религии в основном принадлежат к низшему классу людей. Полагающие так люди насмехаются над вайшнавизмом и глумятся над вайшнавами. Это, несомненно, является огромным препятствием на пути истинной преданности Богу, поскольку в невежественном понимании простых людей беспримесная преданность чистого вайшнавизма часто ассоциируется с распространенными религиозными извращениями. Следовательно, даже беспримесная бхакти теряет в цене в сравнении с кармой, йогой и гьяной. При данных обстоятельствах лишь считанные люди с готовностью принимают бхакти, не испугавшись насмешек общества.

Однако проповедь, учение, книги и публикации, а также воодушевляющий пример истинного ачарьи постепенно изменяет общественное невежественное мнение относительно чистого вайшнавизма, религии трансцендентной преданности, любви и служения Всевышнему, Господу Кришне. Ачарья в совершенстве знает все шастры, священные писания, в особенности те, что касаются чистой преданности Богу. Он часто объясняет их подлинное значение и прослеживает связь между ними, представляет эти заключения перед интеллектуальной элитой общества. Он показывает и обстоятельно доказывает, что вечная религия Вед — это религия чистой беспримесной преданности и бескорыстного служения Вишну, или, иными словами, это вайшнавизм.

Вайшнавизм — это не боковой отросток древа Вед, а его главный корень. Это подлинный теизм и совершенно чистый монотеизм. Веданта, сливки Упанишад, объясняет и утверждает его величие. А современные религиозные искажения — это не что иное, как последствие безграмотности и нравственной деградации невежественных людей. Тогда как вайшнавизм (религия чистой и беспримесной преданности и бескорыстного служения Всевышнему, Господу Вишну) — это религия чистой, божественной и вселенской любви, не имеющая никакого отношения ко всем примесям и нечистотам этого земного плана бытия.

Вайшнавизм никогда не идет ни на какие компромиссы с материалистичными заблуждениями и безнравственностью. Там, где присутствует даже намек на подобное оскверняющее влияние, не может быть вайшнавизма. И это не сектантство; это вселенская религия, нисколько не зависящая от времени, места и обстоятельств. Это религия всех душ без исключения. Она не была создана ни одним из человеческих существ благодаря эмпирическим размышлениям или богатому воображению. Эта религия целиком основана на трансцендентном осознании и восприятии Абсолюта, возникшем благодаря непогрешимому и совершенному разуму чистой души.

Вайшнавизм — это панацея от всех недугов и беспокойств этого мира. Когда весь мир примет прибежище у лотосоподобных стоп Всевышнего, Господа Шри Кришны-Чайтаньи, и Его Святое Имя будет звучать на устах людей в каждом доме всех городов, селений и стран мира, тогда и только тогда царство Бога проявится полностью на этой земле. Сам Шри Чайтаньядев предсказал, что воспевание Его Святого Имени распространится по всем уголкам света. Поэтому он послал Своего близкого спутника, святого ачарью, с посланием исполнить Его пророчество. Поэтому мы смотрим в будущее с горячей надеждой, ожидая того дня, когда Его слова исполнятся!

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English  

Brahmachari Kirttanananda

The Real Acharyya and Our Duty

Journal The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 9, Vol. XXVI, February 1929)

 

AS truly said in the Bhagabata, one must, in order to know and realise the Absolute Truth, first of all serve add worship the Holy Feet of the Real and True Master (Sat Guru).

To truly worship His Holy Feet, one must be nearest of Them, and to be nearest is to transcend Maya, or all mundane existence. This is a condition, which is absolutely indispensable, but most difficult of fulfilment for fallen beings. For the Real Master ever lives by the inscrutable Will and Power of Personal Godhead in the Transcendental Region of Eternal Existence, Knowledge and Bliss, although simultaneously He seems or appears, in our materialised perception, to live and move in this phenomenal world of ours as a mortal man in material form. This is due to the misfortune of fallen souls embodied in matter when their spiritual form with spiritual senses lies hidden by their finer and grosser material forms. As they transcend matter and discover their spiritual eternal forms, their true perception and right worship of the true master with their spiritual senses,—and through Him that of Godhead,—commences. People in their fallen and ignorant state cannot properly understand and realise this transcendental character of the Vaishnava-Acharyya—the Nearest and Dearest Constant Servant of the Supreme Absolute Lord Shri Krishna the Personal Godhead, and His Messenger, Preacher and Messiah in this world for the time. Does not then the worship of people fettered by Maya reach the Holy Feet of Sat Guru? Yes, surely there is hope for them, and that a most encouraging one. For the Sat Guru comes down for them, and in His unbounded mercy He does accept their worship, however low and imperfect, and by His most gracious acceptance He purifies and makes it perfect,—only when they quite sincerely seek after and take refuge in the Holy Feet of the Acharyya and completely surrender themselves to His mercy.

Full resignation again is a thing most difficult and inconceivable to people, worldly ignorant and wiseacres alike. For, in matters spiritual, they are both equally ignorant. They, in their empirical wisdom, are apt to reason that such surrender is nothing but foolish slavery and therefore self-strangulation! To submit to the absolute mercy and control of a Guru, another human being (?), is but to impede all freedom, and hamper all onward progress of a man: it is the lowest depth of degradation and is nothing short of living death! Ah! the illusion of Maya! Ah! the darkness of Ignorance!! Here lies the crux of the whole thing. Here is the question to live or to die. This is how Maya or Nescience wages her eternal war against transcendental knowledge. But the Messiah of Harmony i.e. Sat Guru ever comes down when the world needs Him most, and He always comes down in the hour of its extreme need, to save lift and redeem the fallen people from the clutches of pedantic Ignorance, and to announce most emphatically once again to the world the Message of the Eternal Absolute Truth,—“That Maya or Illusive Power of Godhead is insurmountable by men by themselves; it is only when they take shelter in the Eternal and Transcendental Feet of Godhead that they can overcome her. That the question of submitting or not to an Acharyya that confronts a man is but the acid-test put by Maya to test the sincerity or otherwise of the man under her control who wants to free himself from her bondage to return back to his Eternal Home, and to live the eternal life of unalloyed bliss. That submission to a Guru or Acharya is no suicide,—it is but seeking to live a true and eternal life free from all misery, and full of permanent and ever-increasing transcendental Joy-in-Service.”

Without submission to His transcendental light and guide, and without His assistance, how else can one dispel the gloom and travel the way? Even in this finite material world within the reach of their senses, people can hardly learn anything without any help of some sort or other from another, and yet how much little they know of the vast Nature! To think and to say that one can make his way, independently of any extraneous help, from matter to spirit, from this finite mortal to the infinite immortal region beyond the range of the material senses, and can know and perceive Godhead Who is the Discloser and Protector of the Infinite Universe, is certainly preposterous and sheer arrogance.

It is only the exceptionally fortunate that realise the necessity of approaching or taking initiation from the Sat Guru and believe in His spiritual character. But this fortune is not the one of piling up riches and of beastly enjoyment in the material world. It is the fortune of sincere belief and reliance in the Personal Godhead and His dear Devotees,—in the Supreme Lord Vishnu and the Vaishnavas,—a fortune earned by truly selfless and devotion inspiring deeds in the past. In short, it is a fortune of true theism or belief,—a rare treasure in this world where atheism in deluding garbs of all descriptions boldly treads all over.

But the Acharyya comes down to free the world from this all-devouring atheism which is nothing but a trap beautifully and temptingly spread out by Maya to catch the unwary, and the pseudo-theistic masters and servants. He declares and preaches most assuredly and emphatically that theism proper consists of the belief in the Absolute Supremacy of Krishna, the Concrete Personal Absolute Godhead, His Eternal and Spiritual Name, Form, Qualities and Pastimes—all identical One Whole, as quite different from and opposed to material names, forms, qualities and actions of this world, which are different from one another, as well as of the complete submission and unconditional selfless service to Godhead through perfect and implicit obedience to the Guru or Acharyya Who is the Trusted Representative of the Supreme Godhead on the earth. And again lip-deep belief is no belief: it must be a living faith inspiring and moulding the whole life and all actions of the believer. Anything falling short of this standard in whatsoever degree will be a mixed thing and no true belief.

To be a master and to enjoy the world i.e. to be served and not to serve, in whatever way it may be, is atheism pure and simple. To serve and not to be served is in the very constitution of a Jiva, and it is when he forgets his real nature that he proceeds to usurp the function of a proprietor and enjoyer of the world. In other words, he then becomes a master of the world or plays the role of Lord Krishna and tries to enjoy the world by means of his senses in all possible ways. But the world as well as he is, in substance, Godhead’s possessions or properties and a possession or property of His has certainly no right to claim and enjoy it as his own. And yet enjoyment is not his lot. In his fancied enjoyment he only becomes an all-bound slave of the world of Maya. The more he strives after lordship and enjoyment, the deeper and worse becomes his bond of servitude. But alas! No amount of reasoning and admonition will deter the poor Jiva from the wrong path; for his perversion and ignorance clouds his vision.

A seeker of the Absolute Truth has another great barrier to encounter. If he ever realises by the Grace of the Lord the supreme necessity of a true Guide to the Kingdom of Godhead— the Realm of the Absolute, where and how is he to find Him out? There is no dearth of so-called pseudo-Gurus in the world—particularly in India, the land of Dharma or Truth, where the noblest office of the Guru—which is at the same time the highest service of the Absolute Godhead and benevolence to all beings,—has been abused to the extreme and exploited for mean selfish ends by imposters and ungodly persons. Intelligent people have seen through the game and lost all faith in the institution.

At this crisis, the Real Guru comes down to rescue people from this distrust, to open their eyes to the sure characteristics of a true Guru, and to kindle their dormant faith in Him. He does not only teach and preach but demonstrates practically in His own actions that the true Guru is the truest and dearest servant of the Absolute Godhead and His Paraphernalia; He faithfully acts up to what He preaches; He thinks, speaks and acts in terms of pure unalloyed theistic service of the Absolute Godhead only; He breathes in Devotion and Service, and His very Life is a living and animated example of all-round ideal and perfect Service of the Supreme Godhead and His Owns alike, for every moment of His Eternal Life here and after. Such service premises a true and perfect knowledge of the Personal Godhead and constant presence before Him. So He is well conversant with the Absolute Godhead and His Word, and is quite competent to dispel all darkness of ignorance and clear up all doubts of a sincere seeker, and to carry him along to the Holy Feet of the Absolute Godhead. He admits, acknowledges and honours the supreme and only authority of communion with Godhead viz. the Vedas i.e., the legacy of transcendental Knowledge of Godhead which has originally emanated from Himself, and has been preserved perfectly and uninterruptedly through the long unbroken undivided chain or line of accredited Gurus or Acharyyas from time immemorial down to the present day. When this true significance of Tradition and Guru unfortunately for the fallen sinks into oblivion, the Acharyya or Sat Guru resurrects it for their eternal good and benefit. Indeed the Acharyya or Sat Guru is truly an embodiment of the correct traditional knowledge of all Siddhantas or Principles.

Here too the seeker’s long chain of obstacles does not terminate. It has been very truly observed —“The path of True Devotion towards and Disinterested Service of the Supreme Lord Krishna is beset with millions of thorns.” And it is said only in the fitness of the thing; for, we all know that a precious treasure is most cautiously guarded. Maya, the Illusive Power of the Absolute Godhead and His ignored maidservant, i.e. His lower Energy zealously protects the path of true devotion against casual intruders—those who are averse to the selfless service of Godhead, although she is ever a ready help to an earnest and sincere servant of her Master, the Supreme Lord Krishna. She will thrash out even the least and last of all impurities, i.e. selfish desires of the fallen lying concealed or disguised in their innermost recesses of mind escaping all human detection.

The ever-kind heart of the Acharyya moves to see their plight, and He goes out personally to redeem and lift them up all without any distinction of rank, colour, caste, creed or sex. With this end in view He sends out in different directions preachers in different bands who are His trusted followers. They go from door to door and deliver to all ears, willing or unwilling, by entreaties and persuasions, the message of the Great Lord Shri Chaitanya-Deva—that all manifestations, both animate and inanimate in this world, are in substance eternal servants, possessions or properties of the Supreme Lord Shri Krishna, and belong to His Eternal Kingdom; sincere and all-time service of God, and uninterrupted singing of His Transcendental Name—Hari, Krishna, Rama, all identified with His Person or Form—is the eternal and only function of all souls, and therein lies their Supreme Good and Bliss. Whenever this Message becomes long forgotten, and it loses its import where not forgotten, and is darkened with filth of abuses, the Sat Guru or Acharyya comes down to purge it of all impurities, and re-instate it in its real true colour and eternal glory. With this object in view He is advised to re-establish a really theistic mission for preaching the True and Eternal religion of Love and Harmony and establish under it many preaching centres for missionary activities at different places of the Globe. He often invites one and all and affords them opportunities to listen to inspiring and animating discourses, religious, patriotic and philosophical, to chant and sing uninterruptedly the Hari-Nama or to listen to the same, and to partake of the Maha-Prasada. For the same object He brings out publications of religious and scriptural books, and scatters broadcast the Holy Message of Peace and Harmony, of Devotion and Service to the Supreme Personal God-head in as many languages as possible and thereby affords ample opportunities to the people at large all over the world to hear, sing and realise Godhead. In short, all His energies and efforts are constantly and solely directed towards rendering real undying and non-evil-producing service to humanity.

The ignorant but pedantic world’s belief—of course due to perversion and ignorance,—is that the religion of sacrifices to various gods, that are to be found in the Vedas, is the true Vedic and Sanatana Dharma; that Vaishnavism like others is but a sectarian religion, and is an offshoot of much later growth of the Vedic Religion, if it is at all Vedic; further, that it is a religion advocating corruption and immoral love, and prevails in the uneducated lower class people! People would sneer at the very name of Vaishnavism and at the sight of a Vaishnava. This is surely a great obstacle in the path of true devotion, for people generally ignorantly identify pure devotion of pure Vaishnavism with its prevalent perverted corruptions. Hence, even true Bhakti was quite at a discount in comparison with Karma, Yoga and Jnana. Under the circumstances there are very few people who would take to Bhakti and willingly court derision.

But the preachings, teachings, writings and publications, and the last but not the least of all, the soul-inspiring example of the real and true Acharyya gradually dispel popular ignorant notions of pure Vaishnavism, the Religion of transcendental Devotion, Love and Service to the Supreme Lord Krishna. The Acharyya explores all the Shastras or Scriptures and particularly the devotional ones; He often brings out their true significance and proper relation with one another, and puts them before the intelligent public. He shows and proves beyond cavil that the Eternal Vedic Religion is the Religion of Pure Unalloyed Devotion to and selfless service of Vishnu, or in other words, it is Vaishnavism. Vaishnavism is no offshoot but the main root. It is the Real Theism and absolutely pure monotheism The Vedanta, the cream of the Upanishads, expounds and establishes it. Corruptions are corruptions, and are but the sequence of illiteracy and immorality of ignorant people. Vaishnavism, the Religion of Pure Unalloyed Devotion and Selfless Service to the Absolute Personal Godhead Vishnu is furthest above all such impurities of the earth,—it is the religion of purely divine and universal love. It does not tolerate the least of corruption and immorality of any sort. Where there is even a shadow of them, there is no Vaishnavism. It is no sectarianism,—it is the universal religion without the least distinction of time, space and individuals. It is the religion of all souls alike. For it is not created or built up by any human being upon empirical reasoning and imagination. It rests entirely on the transcendental realisation and observation of the Absolute which is soul’s infallible unerring reasoning. Vaishnavism is the panacea of all maladies and disturbances of the world. When the whole world will take refuge at the Holy Feet of the Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya, and His Holy Name will be sung on every lip in every household of all towns, villages, and countries of the world, then and not till then, the Kingdom of Himself will come on the earth, if it is ever to come. Shri Chaitanya-Deva Himself prophesied that His Name would spread throughout the length and breadth of the world. He therefore sends His Own—His Associated Counterpart, the Holy Acharyya with the Mission and Message to fulfil His Prophecy. We with fervent hope look forward to that day when His words will be fulfilled!

 



←  «Бхакти-йога — преданность абсолютному Благу и Красоте». Сахадев Прабху. 28 ноября 2015 года | Москва, Кисельный | Vedalife ·• Архив новостей •· «Бхакти-йога превыше эксплуатации и отречения». Сахадев Прабху. 29 ноября 2015 года | Москва, Кисельный | Фестиваль Vedalife  →
Russian

Киртанананда Брахмачари

Истинный Ачарья и наш долг 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из девятого номера XXVI тома за февраль 1929 года)

 

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Абсолютную Истину можно осознать лишь благодаря служению и поклонению святым стопам истинного учителя (cат-гуру).

Но чтобы поклоняться его святым стопам, необходимо оказаться в непосредственной близости к ним, то есть превзойти майю, иллюзию обусловленного существования. Это условие — абсолютная необходимость, однако для падших существ оно становится камнем преткновения. Истинный учитель всегда находится под покровительством божественного могущества и непостижимой воли Всевышнего и пребывает в трансцендентном царстве вечного бытия, знания и блаженства, однако для нашего материалистичного восприятия он может казаться одним из смертных существ, обладающих бренным телом и живущих в этом феноменальном мире. Благодаря этому можно понять, насколько велика неудача падших душ: они воплощены в материи, и их духовный облик скрыт под тонкой и грубой материальными оболочками. Как только души превосходят влияние материи, они обретают возможность раскрыть свою вечную духовную форму, а также с помощью своих духовных чувств обрести подлинное восприятие и служение истинному учителю, а через него — Всевышнему.

Однако, находясь в падшем и невежественном положении, люди не в состоянии правильно понять и осознать трансцендентный характер ачарьи-вайшнава — самого близкого и дорогого вечного слуги Шри Кришны, Верховной Личности Бога, а также Его посланника, проповедника и мессии в этом мире. Может ли тогда поклонение людей, порабощенных майей, достичь святых стоп сат-гуру? Несомненно, да, и в этом заключена великая и воодушевляющая надежда для падших душ этого мира. Сат-гуру нисходит к ним сам и по своей безграничной милости принимает их поклонение, неизбежно низкое и несовершенное. Своим великодушным принятием он очищает его и делает совершенным. Но это происходит лишь, когда они со всей искренностью ищут и принимают прибежище у святых стоп ачарьи и полностью отдают себя в распоряжение его милости.

Полная покорность всегда остается непостижимой для людей, независимо от того, безграмотны они или всесторонне образованны. Обе эти категории людей одинаково невежественны в делах духовных. Руководствуясь лишь эмпирической мудростью, они принимают такое самопредание за абсурдное рабство и ничем не обоснованное ущемление собственных прав и интересов. Подчинение абсолютной милости и руководству Гуру, другого человека (?), в их понимании есть не что иное, как ограничение своей свободы и помеха на пути прогресса, поскольку ассоциируется с личностным вырождением и безвольным состоянием, сравнимым со смертью еще при жизни. Увы! Как же сильна иллюзия майи! Воистину, тьма невежества! В этом заключена вся суть проблемы. Извечный вопрос жизни и смерти. Лишь из-за майи, или невежества, мы постоянно находимся в состоянии войны с трансцендентным знанием.

Посланник высшей гармонии, сат-гуру, нисходит в этот мир именно тогда, когда в нем нуждаются больше всего, и спасает падшие души из сетей невежества, со всей решимостью провозглашая в этом мире послание вечной Абсолютной Истины: «Без помощи свыше люди не способны сами преодолеть влияние майи, иллюзорной энергии Бога. Превзойти ее они смогут лишь тогда, когда обретут прибежище в вечных и трансцендентных стопах Всевышнего. Этот вопрос самопредания ачарье, с которым сталкивается любой искатель Истины, является той последней и решающей проверкой, посылаемой майей, чтобы определить искренность находящегося под ее влиянием человека, который стремится освободиться от ее власти и вернуться назад в свой вечный дом, и обрести беспримесное блаженство вечной жизни. Это предание Гуру, или ачарье, — не самоубийство, а не что иное, как поиск подлинной и вечной жизни без страданий, стремление обрести непрестанное и постоянно возрастающее трансцендентное счастье в служении Богу».

Разве можно разогнать мрак этого мира и следовать по духовному пути без его помощи, без предания его трансцендентным наставлениям и руководству? Даже в этом ограниченном и бренном мире, воспринимаемом мирскими чувствами, люди едва ли могут узнать о чем-либо без посторонней помощи, что уж говорить о всех тайнах необъятной природы. Поэтому думать или говорить, что человек может самостоятельно и независимо от посторонней помощи достичь духовного мира, перейти из этой юдоли смерти в безграничное царство бессмертного бытия (что находится вне сферы деятельности мирских чувств), обрести полное знание и увидеть Всевышнего, Открывателя и Хранителя безграничного мира, несомненно является полной бессмыслицей и верхом высокомерия.

Лишь необычайно удачливые души понимают, насколько важно найти сат-гуру и получить посвящение у него, а также обладать верой в его духовное могущество. Однако эта удача состоит не в накоплении богатства или неограниченном и изысканном наслаждении в этом мире. Эта удача проявляется в том, что человек обретает искреннюю веру во Всевышнего и Его преданных (Вишну и вайшнавов), и она накапливается лишь благодаря совершению бескорыстных поступков в преданности Высшей Истине. Если вкратце, то эта удача состоит в том, чтобы встать на путь истинного теизма, и она необычайно редка в этом мире, где атеизм в его скрытой форме распространился повсюду.

Но ачарья приходит, чтобы освободить этот мир от охватившего его атеизма — прекрасной и соблазнительной ловушки майи, предназначенной для излишне доверчивых людей, а также для псевдорелигиозных учителей и их последователей. С великой уверенностью и решительностью он проповедует этот полноразвитый теизм, который основывается на вере в то, что Шри Кришна (Верховная Абсолютная Личность Бога) неразрывно связан и тождественен Своему вечному духовному имени, облику, качествам и играм, и в то же самое время совершенно отличен от материальных имен, форм, качеств и событий этого бренного мира. Чтобы постичь этот теизм, крайне необходимо полное самопредание и безусловное служение Господу, которое приходит через совершенное и безоговорочное послушание Гуру, или ачарье, — доверенному представителю Всевышнего на земле. Также следует уяснить, что поверхностная вера никогда не может выдаваться за подлинную. Вера должна быть живой и основываться на убеждениях и всех поступках преданного. Если человек не способен следовать этому условию в той или иной степени, то его вера будет содержать примеси и никогда не станет истинной и духовной.

Стремиться господствовать и наслаждаться этим миром, то есть не служить, а принимать служение, является по сути стержнем атеизма. Подлинная природа дживы заключена в служении, а не в принятии служения, но когда она забывает об этом, то желает занять положение хозяина в этом мире и наслаждаться им. Иными словами, она пытается господствовать над этим миром и играть роль Господа Кришны, стремясь множеством различных способов доставлять удовольствие своим чувствам. Но, поскольку весь этот мир и сама душа, по сути, являются собственностью Бога, у дживы нет никаких прав требовать каких-либо наслаждений для себя. К тому же, эти удовольствия не являются предназначением души. Погружаясь в них, она лишь еще больше порабощается майей. Чем больше джива стремится к господству и эгоистическому счастью, тем сильнее она сковывается узами рабства. Но увы! Никакие рассуждения или наставления не могут удержать дживу от следования по этому неверному пути, поскольку ее восприятие застилает пелена невежества и укоренившихся заблуждений.

Также искатель Абсолютной Истины сталкивается и с другой трудностью на своем пути. По милости Господа он может осознать неотложную необходимость в принятии истинного духовного наставника, который бы привел его в царство Бога, мир Абсолюта, однако где и как можно его найти? Во всем мире, и в особенности в Индии, на земле дхармы (истины), можно встретить столько псевдо-гуру, нечестивых самозванцев, которые злоупотребляют людской наивностью и преследуют лишь свои эгоистичные цели. Разумные люди прекрасно видят этот обман и теряют всю веру в духовное наставничество.

В этот решающий момент подлинный Гуру нисходит в этот мир, чтобы спасти людей от их сомнений, явить им качества истинного духовного учителя и пробудить веру в него. Он не только учит и проповедует, но и на собственном примере показывает, что истинный Гуру это самый дорогой и доверенный слуга Абсолютного Господа и Его окружения. Он сам скрупулезно следует всему, о чем говорит. Его мысли, слова и поступки связаны лишь с беспримесным служением Господу. Он черпает силы в служении и преданности Богу, и каждое мгновение всей его жизни посвящено исключительному служению Всевышнему. Такое служение наделяет его совершенным знанием о Личности Бога и приносит ему постоянное ощущение Его присутствия. Поэтому он сведущ в знании о Боге и Его послании, способен полностью рассеять тьму невежества, очистить от сомнений искреннего искателя Истины и привести его к лотосоподобным стопам Всевышнего. Он признает и почитает лишь то знание, которое основывается на высочайшем авторитете Всевышнего, то есть на Ведах, которые берут свое начало в Боге и несут в себе трансцендентное знание о Нем, передающееся в совершенной сохранности через непрерывную цепь признанных Гуру, или ачарьев, начиная еще с незапамятных времен и вплоть до наших дней. Когда подлинное величие духовной преемственности Гуру предается забвению, ачарья, или сат-гуру, возрождает его ради вечного блага всех. Вне всяких сомнений, ачарья, или сат-гуру, это воплощение божественного знания всех принципов и истин.

Однако на этом не заканчивается длинная череда испытаний для искателя Истины. Заключение святых гласит: «Путь подлинной преданности и бескорыстного служения Всевышнему, Господу Шри Кришне, усеян миллионами шипов». Также говорится, что таков нормальный порядок вещей, поскольку всем нам известно, какое бесценное сокровище мы можем обрести на этом пути. Майя, иллюзорная энергия Всевышнего, усердно охраняет этот путь преданности Богу от любого случайного вторжения, то есть от тех, кто не склонен к самозабвенному служению Господу, хотя в то же самое время она всегда готова помочь искреннему и ревностному слуге Всевышнего, Господа Кришны, ее Владыки. Она в состоянии определить даже самое незначительное осквернение, то есть даже незначительные подсознательные эгоистические желания воплощенных существ, неразличимые для людей.

Исполненное милости и доброты сердце ачарьи стремится понять состояние людей. Он лично помогает им очиститься от греха и возвышает их, независимо от положения в обществе, цвета кожи, кастовой принадлежности, вероисповедания или пола. С этой целью он отправляет повсюду своих проповедников, которые являются его верными последователями. Они ходят от двери к двери, стучась ко всем без разбора, и, прибегая к мольбе и убедительным доводам, несут послание Всевышнего, Господа Шри Чайтаньядева, всем обитателям этого мира, и, по сути, являются вечными слугами и собственностью Всевышнего, Господа Шри Кришны, и принадлежат к Его вечному царству.

Искреннее и постоянное служение Богу, непрерывное воспевание Его трансцендентного имени (Хари, Кришна, Рама) в понимании полной тождественности этого имени Господу, на Которого оно указывает, — все это составляет вечную и неизменную деятельность всех джив и заключает в себе высшее благо и блаженство. Как только это божественное послание становится забыто или смешивается с множеством заблуждений и злоупотреблений, приходит сат-гуру, или ачарья, и очищает его от всей грязи и примесей, восстанавливая его в полном величии и неувядаемой славе. С этой целью ачарья советует возобновить подлинно теистическую миссию проповеди этой вечной религии божественной любви и гармонии и призывает основать по всему миру множество проповеднических центров. Он постоянно приглашает всех и каждого послушать вдохновляющие и воодушевляющие обсуждения на религиозные, патриотические и философские темы, а также побуждает непрестанно повторять и воспевать харинам, внимать ему и вкушать маха-прасад. С этой же целью он печатает множество религиозных публикаций, а также переиздает священные писания, распространяя по всему миру святое послание мира и гармонии, преданности и служения Всевышнему на десятках языках, тем самым создавая благоприятную возможность для людей по всему миру слушать, прославлять и постигать Бога. Одним словом, все силы и помыслы ачарьи постоянно направлены лишь на подлинное и не несущее зла служение всему человечеству.

Обычно люди принимают за санатана-дхарму (ведическую религию) ту невежественную, но при этом педантичную веру этого мира в жертвоприношения многим богам, упомянутым в Ведах, не понимая, что эти убеждения крайне извращены и полны заблуждений, тогда как вайшнавизм они относят в разряд сектантских учений, выросших из громадного древа ведической религии. Они ошибочно полагают, что вайшнавизм защищает религиозные отклонения и безнравственную любовь, а последователи этой религии в основном принадлежат к низшему классу людей. Полагающие так люди насмехаются над вайшнавизмом и глумятся над вайшнавами. Это, несомненно, является огромным препятствием на пути истинной преданности Богу, поскольку в невежественном понимании простых людей беспримесная преданность чистого вайшнавизма часто ассоциируется с распространенными религиозными извращениями. Следовательно, даже беспримесная бхакти теряет в цене в сравнении с кармой, йогой и гьяной. При данных обстоятельствах лишь считанные люди с готовностью принимают бхакти, не испугавшись насмешек общества.

Однако проповедь, учение, книги и публикации, а также воодушевляющий пример истинного ачарьи постепенно изменяет общественное невежественное мнение относительно чистого вайшнавизма, религии трансцендентной преданности, любви и служения Всевышнему, Господу Кришне. Ачарья в совершенстве знает все шастры, священные писания, в особенности те, что касаются чистой преданности Богу. Он часто объясняет их подлинное значение и прослеживает связь между ними, представляет эти заключения перед интеллектуальной элитой общества. Он показывает и обстоятельно доказывает, что вечная религия Вед — это религия чистой беспримесной преданности и бескорыстного служения Вишну, или, иными словами, это вайшнавизм.

Вайшнавизм — это не боковой отросток древа Вед, а его главный корень. Это подлинный теизм и совершенно чистый монотеизм. Веданта, сливки Упанишад, объясняет и утверждает его величие. А современные религиозные искажения — это не что иное, как последствие безграмотности и нравственной деградации невежественных людей. Тогда как вайшнавизм (религия чистой и беспримесной преданности и бескорыстного служения Всевышнему, Господу Вишну) — это религия чистой, божественной и вселенской любви, не имеющая никакого отношения ко всем примесям и нечистотам этого земного плана бытия.

Вайшнавизм никогда не идет ни на какие компромиссы с материалистичными заблуждениями и безнравственностью. Там, где присутствует даже намек на подобное оскверняющее влияние, не может быть вайшнавизма. И это не сектантство; это вселенская религия, нисколько не зависящая от времени, места и обстоятельств. Это религия всех душ без исключения. Она не была создана ни одним из человеческих существ благодаря эмпирическим размышлениям или богатому воображению. Эта религия целиком основана на трансцендентном осознании и восприятии Абсолюта, возникшем благодаря непогрешимому и совершенному разуму чистой души.

Вайшнавизм — это панацея от всех недугов и беспокойств этого мира. Когда весь мир примет прибежище у лотосоподобных стоп Всевышнего, Господа Шри Кришны-Чайтаньи, и Его Святое Имя будет звучать на устах людей в каждом доме всех городов, селений и стран мира, тогда и только тогда царство Бога проявится полностью на этой земле. Сам Шри Чайтаньядев предсказал, что воспевание Его Святого Имени распространится по всем уголкам света. Поэтому он послал Своего близкого спутника, святого ачарью, с посланием исполнить Его пророчество. Поэтому мы смотрим в будущее с горячей надеждой, ожидая того дня, когда Его слова исполнятся!

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English  

Brahmachari Kirttanananda

The Real Acharyya and Our Duty

Journal The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 9, Vol. XXVI, February 1929)

 

AS truly said in the Bhagabata, one must, in order to know and realise the Absolute Truth, first of all serve add worship the Holy Feet of the Real and True Master (Sat Guru).

To truly worship His Holy Feet, one must be nearest of Them, and to be nearest is to transcend Maya, or all mundane existence. This is a condition, which is absolutely indispensable, but most difficult of fulfilment for fallen beings. For the Real Master ever lives by the inscrutable Will and Power of Personal Godhead in the Transcendental Region of Eternal Existence, Knowledge and Bliss, although simultaneously He seems or appears, in our materialised perception, to live and move in this phenomenal world of ours as a mortal man in material form. This is due to the misfortune of fallen souls embodied in matter when their spiritual form with spiritual senses lies hidden by their finer and grosser material forms. As they transcend matter and discover their spiritual eternal forms, their true perception and right worship of the true master with their spiritual senses,—and through Him that of Godhead,—commences. People in their fallen and ignorant state cannot properly understand and realise this transcendental character of the Vaishnava-Acharyya—the Nearest and Dearest Constant Servant of the Supreme Absolute Lord Shri Krishna the Personal Godhead, and His Messenger, Preacher and Messiah in this world for the time. Does not then the worship of people fettered by Maya reach the Holy Feet of Sat Guru? Yes, surely there is hope for them, and that a most encouraging one. For the Sat Guru comes down for them, and in His unbounded mercy He does accept their worship, however low and imperfect, and by His most gracious acceptance He purifies and makes it perfect,—only when they quite sincerely seek after and take refuge in the Holy Feet of the Acharyya and completely surrender themselves to His mercy.

Full resignation again is a thing most difficult and inconceivable to people, worldly ignorant and wiseacres alike. For, in matters spiritual, they are both equally ignorant. They, in their empirical wisdom, are apt to reason that such surrender is nothing but foolish slavery and therefore self-strangulation! To submit to the absolute mercy and control of a Guru, another human being (?), is but to impede all freedom, and hamper all onward progress of a man: it is the lowest depth of degradation and is nothing short of living death! Ah! the illusion of Maya! Ah! the darkness of Ignorance!! Here lies the crux of the whole thing. Here is the question to live or to die. This is how Maya or Nescience wages her eternal war against transcendental knowledge. But the Messiah of Harmony i.e. Sat Guru ever comes down when the world needs Him most, and He always comes down in the hour of its extreme need, to save lift and redeem the fallen people from the clutches of pedantic Ignorance, and to announce most emphatically once again to the world the Message of the Eternal Absolute Truth,—“That Maya or Illusive Power of Godhead is insurmountable by men by themselves; it is only when they take shelter in the Eternal and Transcendental Feet of Godhead that they can overcome her. That the question of submitting or not to an Acharyya that confronts a man is but the acid-test put by Maya to test the sincerity or otherwise of the man under her control who wants to free himself from her bondage to return back to his Eternal Home, and to live the eternal life of unalloyed bliss. That submission to a Guru or Acharya is no suicide,—it is but seeking to live a true and eternal life free from all misery, and full of permanent and ever-increasing transcendental Joy-in-Service.”

Without submission to His transcendental light and guide, and without His assistance, how else can one dispel the gloom and travel the way? Even in this finite material world within the reach of their senses, people can hardly learn anything without any help of some sort or other from another, and yet how much little they know of the vast Nature! To think and to say that one can make his way, independently of any extraneous help, from matter to spirit, from this finite mortal to the infinite immortal region beyond the range of the material senses, and can know and perceive Godhead Who is the Discloser and Protector of the Infinite Universe, is certainly preposterous and sheer arrogance.

It is only the exceptionally fortunate that realise the necessity of approaching or taking initiation from the Sat Guru and believe in His spiritual character. But this fortune is not the one of piling up riches and of beastly enjoyment in the material world. It is the fortune of sincere belief and reliance in the Personal Godhead and His dear Devotees,—in the Supreme Lord Vishnu and the Vaishnavas,—a fortune earned by truly selfless and devotion inspiring deeds in the past. In short, it is a fortune of true theism or belief,—a rare treasure in this world where atheism in deluding garbs of all descriptions boldly treads all over.

But the Acharyya comes down to free the world from this all-devouring atheism which is nothing but a trap beautifully and temptingly spread out by Maya to catch the unwary, and the pseudo-theistic masters and servants. He declares and preaches most assuredly and emphatically that theism proper consists of the belief in the Absolute Supremacy of Krishna, the Concrete Personal Absolute Godhead, His Eternal and Spiritual Name, Form, Qualities and Pastimes—all identical One Whole, as quite different from and opposed to material names, forms, qualities and actions of this world, which are different from one another, as well as of the complete submission and unconditional selfless service to Godhead through perfect and implicit obedience to the Guru or Acharyya Who is the Trusted Representative of the Supreme Godhead on the earth. And again lip-deep belief is no belief: it must be a living faith inspiring and moulding the whole life and all actions of the believer. Anything falling short of this standard in whatsoever degree will be a mixed thing and no true belief.

To be a master and to enjoy the world i.e. to be served and not to serve, in whatever way it may be, is atheism pure and simple. To serve and not to be served is in the very constitution of a Jiva, and it is when he forgets his real nature that he proceeds to usurp the function of a proprietor and enjoyer of the world. In other words, he then becomes a master of the world or plays the role of Lord Krishna and tries to enjoy the world by means of his senses in all possible ways. But the world as well as he is, in substance, Godhead’s possessions or properties and a possession or property of His has certainly no right to claim and enjoy it as his own. And yet enjoyment is not his lot. In his fancied enjoyment he only becomes an all-bound slave of the world of Maya. The more he strives after lordship and enjoyment, the deeper and worse becomes his bond of servitude. But alas! No amount of reasoning and admonition will deter the poor Jiva from the wrong path; for his perversion and ignorance clouds his vision.

A seeker of the Absolute Truth has another great barrier to encounter. If he ever realises by the Grace of the Lord the supreme necessity of a true Guide to the Kingdom of Godhead— the Realm of the Absolute, where and how is he to find Him out? There is no dearth of so-called pseudo-Gurus in the world—particularly in India, the land of Dharma or Truth, where the noblest office of the Guru—which is at the same time the highest service of the Absolute Godhead and benevolence to all beings,—has been abused to the extreme and exploited for mean selfish ends by imposters and ungodly persons. Intelligent people have seen through the game and lost all faith in the institution.

At this crisis, the Real Guru comes down to rescue people from this distrust, to open their eyes to the sure characteristics of a true Guru, and to kindle their dormant faith in Him. He does not only teach and preach but demonstrates practically in His own actions that the true Guru is the truest and dearest servant of the Absolute Godhead and His Paraphernalia; He faithfully acts up to what He preaches; He thinks, speaks and acts in terms of pure unalloyed theistic service of the Absolute Godhead only; He breathes in Devotion and Service, and His very Life is a living and animated example of all-round ideal and perfect Service of the Supreme Godhead and His Owns alike, for every moment of His Eternal Life here and after. Such service premises a true and perfect knowledge of the Personal Godhead and constant presence before Him. So He is well conversant with the Absolute Godhead and His Word, and is quite competent to dispel all darkness of ignorance and clear up all doubts of a sincere seeker, and to carry him along to the Holy Feet of the Absolute Godhead. He admits, acknowledges and honours the supreme and only authority of communion with Godhead viz. the Vedas i.e., the legacy of transcendental Knowledge of Godhead which has originally emanated from Himself, and has been preserved perfectly and uninterruptedly through the long unbroken undivided chain or line of accredited Gurus or Acharyyas from time immemorial down to the present day. When this true significance of Tradition and Guru unfortunately for the fallen sinks into oblivion, the Acharyya or Sat Guru resurrects it for their eternal good and benefit. Indeed the Acharyya or Sat Guru is truly an embodiment of the correct traditional knowledge of all Siddhantas or Principles.

Here too the seeker’s long chain of obstacles does not terminate. It has been very truly observed —“The path of True Devotion towards and Disinterested Service of the Supreme Lord Krishna is beset with millions of thorns.” And it is said only in the fitness of the thing; for, we all know that a precious treasure is most cautiously guarded. Maya, the Illusive Power of the Absolute Godhead and His ignored maidservant, i.e. His lower Energy zealously protects the path of true devotion against casual intruders—those who are averse to the selfless service of Godhead, although she is ever a ready help to an earnest and sincere servant of her Master, the Supreme Lord Krishna. She will thrash out even the least and last of all impurities, i.e. selfish desires of the fallen lying concealed or disguised in their innermost recesses of mind escaping all human detection.

The ever-kind heart of the Acharyya moves to see their plight, and He goes out personally to redeem and lift them up all without any distinction of rank, colour, caste, creed or sex. With this end in view He sends out in different directions preachers in different bands who are His trusted followers. They go from door to door and deliver to all ears, willing or unwilling, by entreaties and persuasions, the message of the Great Lord Shri Chaitanya-Deva—that all manifestations, both animate and inanimate in this world, are in substance eternal servants, possessions or properties of the Supreme Lord Shri Krishna, and belong to His Eternal Kingdom; sincere and all-time service of God, and uninterrupted singing of His Transcendental Name—Hari, Krishna, Rama, all identified with His Person or Form—is the eternal and only function of all souls, and therein lies their Supreme Good and Bliss. Whenever this Message becomes long forgotten, and it loses its import where not forgotten, and is darkened with filth of abuses, the Sat Guru or Acharyya comes down to purge it of all impurities, and re-instate it in its real true colour and eternal glory. With this object in view He is advised to re-establish a really theistic mission for preaching the True and Eternal religion of Love and Harmony and establish under it many preaching centres for missionary activities at different places of the Globe. He often invites one and all and affords them opportunities to listen to inspiring and animating discourses, religious, patriotic and philosophical, to chant and sing uninterruptedly the Hari-Nama or to listen to the same, and to partake of the Maha-Prasada. For the same object He brings out publications of religious and scriptural books, and scatters broadcast the Holy Message of Peace and Harmony, of Devotion and Service to the Supreme Personal God-head in as many languages as possible and thereby affords ample opportunities to the people at large all over the world to hear, sing and realise Godhead. In short, all His energies and efforts are constantly and solely directed towards rendering real undying and non-evil-producing service to humanity.

The ignorant but pedantic world’s belief—of course due to perversion and ignorance,—is that the religion of sacrifices to various gods, that are to be found in the Vedas, is the true Vedic and Sanatana Dharma; that Vaishnavism like others is but a sectarian religion, and is an offshoot of much later growth of the Vedic Religion, if it is at all Vedic; further, that it is a religion advocating corruption and immoral love, and prevails in the uneducated lower class people! People would sneer at the very name of Vaishnavism and at the sight of a Vaishnava. This is surely a great obstacle in the path of true devotion, for people generally ignorantly identify pure devotion of pure Vaishnavism with its prevalent perverted corruptions. Hence, even true Bhakti was quite at a discount in comparison with Karma, Yoga and Jnana. Under the circumstances there are very few people who would take to Bhakti and willingly court derision.

But the preachings, teachings, writings and publications, and the last but not the least of all, the soul-inspiring example of the real and true Acharyya gradually dispel popular ignorant notions of pure Vaishnavism, the Religion of transcendental Devotion, Love and Service to the Supreme Lord Krishna. The Acharyya explores all the Shastras or Scriptures and particularly the devotional ones; He often brings out their true significance and proper relation with one another, and puts them before the intelligent public. He shows and proves beyond cavil that the Eternal Vedic Religion is the Religion of Pure Unalloyed Devotion to and selfless service of Vishnu, or in other words, it is Vaishnavism. Vaishnavism is no offshoot but the main root. It is the Real Theism and absolutely pure monotheism The Vedanta, the cream of the Upanishads, expounds and establishes it. Corruptions are corruptions, and are but the sequence of illiteracy and immorality of ignorant people. Vaishnavism, the Religion of Pure Unalloyed Devotion and Selfless Service to the Absolute Personal Godhead Vishnu is furthest above all such impurities of the earth,—it is the religion of purely divine and universal love. It does not tolerate the least of corruption and immorality of any sort. Where there is even a shadow of them, there is no Vaishnavism. It is no sectarianism,—it is the universal religion without the least distinction of time, space and individuals. It is the religion of all souls alike. For it is not created or built up by any human being upon empirical reasoning and imagination. It rests entirely on the transcendental realisation and observation of the Absolute which is soul’s infallible unerring reasoning. Vaishnavism is the panacea of all maladies and disturbances of the world. When the whole world will take refuge at the Holy Feet of the Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya, and His Holy Name will be sung on every lip in every household of all towns, villages, and countries of the world, then and not till then, the Kingdom of Himself will come on the earth, if it is ever to come. Shri Chaitanya-Deva Himself prophesied that His Name would spread throughout the length and breadth of the world. He therefore sends His Own—His Associated Counterpart, the Holy Acharyya with the Mission and Message to fulfil His Prophecy. We with fervent hope look forward to that day when His words will be fulfilled!

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования