«Кришна — цель всех жертвоприношений». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 5.15M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Кришна — цель всех жертвоприношений

(28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия) 

 

Преданный: В четвертой главе Бхагавад-гиты есть один стих. Я не помню его на санскрите, но перевод таков: «Те, кто совершает ягью с пониманием ее смысла, ее значения...» Вы помните эту шлоку?

#00:00:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Что означает ягья?

йаджн̃а̄ртха̄т карман̣о ’нйатра
локо ’йам̇ карма-бандханах̣
1

Действуй только ради ягьи. Таково предписание Гиты. Это предписание следует иметь в виду, иначе все действия будут совершаться впустую, все будет пустой тратой времени и усилий. Йаджн̃о ваи виш̣н̣ух̣2. И:

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча
3

#00:00:57#

Господь говорит, что все должно быть направлено к Нему, совершаться ради Его удовлетворения, иначе это будет не ягьей. Ягья (жертвоприношение) означает, что все должно быть предназначено для абсолютного Центра, а не для удовлетворения каких-либо провинциальных интересов, каких-либо сектантских задач или чего-либо еще. Все должно направляться к Абсолюту, тогда это настоящая ягья. Существуют и другие ягьи ради множества богов: девата̄-упа̄сана̄. Однако благодаря таким ягьям человек будет лишь подниматься и опускаться в этом мире снова и снова.

#00:01:31#

Итак, девата̄-упа̄сана̄ и кр̣ш̣н̣а-упа̄сана̄ — не одно и то же. Упа̄сана̄ (поклонение) Кришне — это ниргун̣а. А все остальное — сагун̣а4, все остальное находится под влиянием майи: хорошее, плохое, страх. Ниргун̣а же означает «обладающее абсолютным качеством». Ценность этого сохраняется повсюду, точно так же, как ценность золота. Общепринятый денежный стандарт — это не бумажные деньги: доллары, йены или рубли, а золото. Точно так же и с расой. Все должно соответствовать расе, то есть духовной сути. Стандарт должен быть абсолютным. Никаких провинциальных идей, никакого сектантства, иначе это будет девата̄-упа̄сана̄, поклонение кому-то еще, но не Кришне:

#00:02:26#

антават ту пхалам̇ теш̣а̄м̇
тад бхаватй алпа-медхаса̄м
5

Усилия таких неразумных людей будут прикладываться впустую. Они просто будут подниматься и снова опускаться вниз.

#00:02:36#

а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино…6

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇…

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим [р̣ччхати]
7

Кришна говорит: «Только Я — наслаждающийся всем. Я дружелюбен к каждому. Когда ты осознаешь, что Я — все и вся, что Я друг каждому, все твои сомнения уйдут».

#00:03:12#

Преданный думает: «Мой Хранитель — абсолютный Обладатель всего могущества. Таков мой Хранитель. И я заинтересован в Нем. Я могу не знать о своем истинном благе, но Он знает гораздо лучше, в чем состоит мое истинное благо. Поэтому я не должен бояться Его. Я не должен бояться, что Он сделает что-то не так по отношению ко мне. Бог — абсолютное благо. И Он — автократ. Это самое лучшее положение дел — абсолютное благо. В автократии должна быть заключена свобода в своем концентрированном виде. В этом случае все обретут благо, поскольку Центр, Средоточие всех энергий, абсолютная Энергия, абсолютная Сила — это абсолютное благо. Нет никаких сомнений. Нет места никаким опасениям. Сердце преданного будет наполнено лишь покоем.

#00:04:12#

ш́рейа̄н дравйамайа̄д йаджн̃а̄дж, джн̃а̄на-йаджн̃ах̣8

Вся ягья, все жертвоприношения, а также йога...

#00:04:23#

апа̄не джухвати пра̄н̣ам̇, пра̄н̣е ’па̄нам̇ татха̄паре9

Жертвоприношение, которое провозглашает благо для всех, — преданность Господу. Благодаря такой преданности мы живем, мы возвышаемся.

#00:04:41#

Из-за эксплуатации мы «умираем», опускаемся вниз. А «сухое» отречение приводит нас к «нулю», пустоте, «мертвой точке», которая подобна глубокому сну. Поэтому как эксплуатация, так и «сухое» отречение должны быть оставлены. Следует принять преданность Центру всего, высшему Центру, и всему, что связано с этим Центром. Все вокруг дружелюбно по отношению к нам. Я не должен ничего эксплуатировать и в то же время я не должен ничем пренебрегать, ничего отбрасывать. Все дружелюбно по отношению ко мне. Я должен видеть все в таком свете.

#00:05:23#

йо ма̄м̇ паш́йати сарватра,
сарвам̇ ча майи паш́йати
тасйа̄хам̇ на пран̣аш́йа̄ми,
са ча ме на пран̣аш́йати
10

«Я нахожусь повсюду, — говорит Господь. — Просто постарайся обрести эту связь, постарайся видеть все с такой точки зрения. Постарайся найти Меня, увидеть, что все пребывает во Мне. Тогда ты вне опасности».

#00:05:39#

Иначе то, что не является Богом, стащит тебя вниз, пленит тебя. Но если ты способен видеть Божественное повсюду, если ты сохраняешь эту связь с Богом, тогда ты в безопасном положении. Никто не будет твоим врагом. Ты всегда будешь посреди друзей, потому что Господь находится повсюду, Он есть все: йо ма̄м̇ паш́йати сарватра. Такой преданный никогда не погибает. «Он не потерян для Меня», — говорит Кришна. Са ча ме на пран̣аш́йати: «Он не потерян для Меня, и Я не потерян для него».

#00:06:23#

В «Бхагаватам» так же говорится:

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам…
11

Тот, кто всегда может видеть, как Кришна связан со всем вокруг, видит, как он (преданный) так же связан со всем. Как Кришна связан со всем окружающим, так же и преданный связан со всем окружающим. Таким образом, преданный понимает, что он связан с Кришной. Благодаря этому пониманию преданный будет связан со всем вокруг, так же как и Кришна связан со всем вокруг. Таким образом, он может занимать правильное положение, он может понимать все происходящее.

#00:06:57#

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам...

«Все пребывает во Мне», — говорит Кришна. Но так же все пребывает в Его преданном. Как это понять? Преданный видит, что все вокруг совершенно. В противном случае, если такого вúдения нет, то не избежать наказания от Ямараджа. Ямарадж (карающий судья) всегда находится рядом с нами. Он не позволит нам легко избежать наказания.

Харе Кришна! Гаура Харибол!

#00:07:44#

Вы можете еще задать мне вопросы. Я постараюсь ответить на них.

#00:07:57#

Преданный: Я размышлял над тем, что ягья, с одной стороны, дарует совершающему ее благо независимо ни от чего. Но, с другой стороны, в Бхагавад-гите говорится, что подлинное благо обретают лишь те, кто совершает жертвоприношение с пониманием смысла этой ягьи.

#00:08:39#

Бхактичару Свами: Все, что предлагается Кришне — это ягья. Но...

#00:08:46#

Шрила Шридхар Махарадж: В Ведах говорится также о традиции совершать ягьи различным богам. Но ягья, которая совершается ради Кришны, — это истинная ягья.

#00:09:06#

Бхактичару Свами: Эта ягья совершается с пониманием, в знании. Все, что делается для Кришны, — это и есть ягья.

#00:09:15#

Шрила Шридхар Махарадж: Человек может не быть ученым, интеллектуалом. Но если он даже интуитивно совершает ягью Кришне (жертвоприношение, посвященное Кришне), движимый своей предыдущей склонностью к бхакти, имеющий преданность с прошлых жизней, то он обретает нечто истинное.

Редактор: Традиш Дас

 


1 «Бескорыстная деятельность, совершаемая как подношение Всевышнему, именуется жертвоприношением, ягьей. Всякая деятельность, совершаемая ради любой иной цели, — причина рабства в мире повторяющихся рождений и смертей» (Бхагавад-гита, 3.9).

2 «Все жертвоприношения предназначены для удовлетворения Господа Вишну».

3 Господь Кришна утверждает в Бхагавад-гите (9.24): «Я — единственный Владыка всех жертвоприношений, и Я один наслаждаюсь их плодами».

4 Ниргуна — нечто, лишенное материальных качеств, обладающее надмирными качествами; сагуна — нечто, исполненное материальных качеств.

5 «Результат, обретаемый недальновидными почитателями богов, временен» (Бхагавад-гита, 7.23).

6 «Обитатели всей материальной Вселенной, начиная от ее творца Брахмы, вынуждены перевоплощаться в разных телах [подчиняясь закону кармы]» (Бхагавад-гита, 8.16).

7 Господь Кришна говорит: «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

8 «Принесение в жертву сознания выше, чем принесение в жертву материальных объектов» (Бхагавад-гита, 4.33).

9 «[Есть йоги, которые практикуют пранаяму (обуздание жизненной силы)]. Они приносят в жертву прану (выдыхаемый воздух) апане (вдыхаемому воздуху) и наоборот» (Бхагавад-гита, 4.29).

10 «Кто видит Меня во всем, а все сущее — во Мне, тот всегда помнит обо Мне, и Я никогда не забываю о нем» (Бхагавад-гита, 6.30).

11 В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.45) сказано: сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣ / бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй эш̣а бха̄гаватоттамах̣ — «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе».




←  «Познание Кришны — суть всех Вед». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 9 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Новости из Ижевска. Первая половина октября 2015 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Кришна — цель всех жертвоприношений

(28 февраля 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия) 

 

Преданный: В четвертой главе Бхагавад-гиты есть один стих. Я не помню его на санскрите, но перевод таков: «Те, кто совершает ягью с пониманием ее смысла, ее значения...» Вы помните эту шлоку?

#00:00:23#

Шрила Шридхар Махарадж: Что означает ягья?

йаджн̃а̄ртха̄т карман̣о ’нйатра
локо ’йам̇ карма-бандханах̣
1

Действуй только ради ягьи. Таково предписание Гиты. Это предписание следует иметь в виду, иначе все действия будут совершаться впустую, все будет пустой тратой времени и усилий. Йаджн̃о ваи виш̣н̣ух̣2. И:

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча
3

#00:00:57#

Господь говорит, что все должно быть направлено к Нему, совершаться ради Его удовлетворения, иначе это будет не ягьей. Ягья (жертвоприношение) означает, что все должно быть предназначено для абсолютного Центра, а не для удовлетворения каких-либо провинциальных интересов, каких-либо сектантских задач или чего-либо еще. Все должно направляться к Абсолюту, тогда это настоящая ягья. Существуют и другие ягьи ради множества богов: девата̄-упа̄сана̄. Однако благодаря таким ягьям человек будет лишь подниматься и опускаться в этом мире снова и снова.

#00:01:31#

Итак, девата̄-упа̄сана̄ и кр̣ш̣н̣а-упа̄сана̄ — не одно и то же. Упа̄сана̄ (поклонение) Кришне — это ниргун̣а. А все остальное — сагун̣а4, все остальное находится под влиянием майи: хорошее, плохое, страх. Ниргун̣а же означает «обладающее абсолютным качеством». Ценность этого сохраняется повсюду, точно так же, как ценность золота. Общепринятый денежный стандарт — это не бумажные деньги: доллары, йены или рубли, а золото. Точно так же и с расой. Все должно соответствовать расе, то есть духовной сути. Стандарт должен быть абсолютным. Никаких провинциальных идей, никакого сектантства, иначе это будет девата̄-упа̄сана̄, поклонение кому-то еще, но не Кришне:

#00:02:26#

антават ту пхалам̇ теш̣а̄м̇
тад бхаватй алпа-медхаса̄м
5

Усилия таких неразумных людей будут прикладываться впустую. Они просто будут подниматься и снова опускаться вниз.

#00:02:36#

а̄брахма-бхувана̄л лока̄х̣, пунар а̄вартино…6

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇…

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам
сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим [р̣ччхати]
7

Кришна говорит: «Только Я — наслаждающийся всем. Я дружелюбен к каждому. Когда ты осознаешь, что Я — все и вся, что Я друг каждому, все твои сомнения уйдут».

#00:03:12#

Преданный думает: «Мой Хранитель — абсолютный Обладатель всего могущества. Таков мой Хранитель. И я заинтересован в Нем. Я могу не знать о своем истинном благе, но Он знает гораздо лучше, в чем состоит мое истинное благо. Поэтому я не должен бояться Его. Я не должен бояться, что Он сделает что-то не так по отношению ко мне. Бог — абсолютное благо. И Он — автократ. Это самое лучшее положение дел — абсолютное благо. В автократии должна быть заключена свобода в своем концентрированном виде. В этом случае все обретут благо, поскольку Центр, Средоточие всех энергий, абсолютная Энергия, абсолютная Сила — это абсолютное благо. Нет никаких сомнений. Нет места никаким опасениям. Сердце преданного будет наполнено лишь покоем.

#00:04:12#

ш́рейа̄н дравйамайа̄д йаджн̃а̄дж, джн̃а̄на-йаджн̃ах̣8

Вся ягья, все жертвоприношения, а также йога...

#00:04:23#

апа̄не джухвати пра̄н̣ам̇, пра̄н̣е ’па̄нам̇ татха̄паре9

Жертвоприношение, которое провозглашает благо для всех, — преданность Господу. Благодаря такой преданности мы живем, мы возвышаемся.

#00:04:41#

Из-за эксплуатации мы «умираем», опускаемся вниз. А «сухое» отречение приводит нас к «нулю», пустоте, «мертвой точке», которая подобна глубокому сну. Поэтому как эксплуатация, так и «сухое» отречение должны быть оставлены. Следует принять преданность Центру всего, высшему Центру, и всему, что связано с этим Центром. Все вокруг дружелюбно по отношению к нам. Я не должен ничего эксплуатировать и в то же время я не должен ничем пренебрегать, ничего отбрасывать. Все дружелюбно по отношению ко мне. Я должен видеть все в таком свете.

#00:05:23#

йо ма̄м̇ паш́йати сарватра,
сарвам̇ ча майи паш́йати
тасйа̄хам̇ на пран̣аш́йа̄ми,
са ча ме на пран̣аш́йати
10

«Я нахожусь повсюду, — говорит Господь. — Просто постарайся обрести эту связь, постарайся видеть все с такой точки зрения. Постарайся найти Меня, увидеть, что все пребывает во Мне. Тогда ты вне опасности».

#00:05:39#

Иначе то, что не является Богом, стащит тебя вниз, пленит тебя. Но если ты способен видеть Божественное повсюду, если ты сохраняешь эту связь с Богом, тогда ты в безопасном положении. Никто не будет твоим врагом. Ты всегда будешь посреди друзей, потому что Господь находится повсюду, Он есть все: йо ма̄м̇ паш́йати сарватра. Такой преданный никогда не погибает. «Он не потерян для Меня», — говорит Кришна. Са ча ме на пран̣аш́йати: «Он не потерян для Меня, и Я не потерян для него».

#00:06:23#

В «Бхагаватам» так же говорится:

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам…
11

Тот, кто всегда может видеть, как Кришна связан со всем вокруг, видит, как он (преданный) так же связан со всем. Как Кришна связан со всем окружающим, так же и преданный связан со всем окружающим. Таким образом, преданный понимает, что он связан с Кришной. Благодаря этому пониманию преданный будет связан со всем вокруг, так же как и Кришна связан со всем вокруг. Таким образом, он может занимать правильное положение, он может понимать все происходящее.

#00:06:57#

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам...

«Все пребывает во Мне», — говорит Кришна. Но так же все пребывает в Его преданном. Как это понять? Преданный видит, что все вокруг совершенно. В противном случае, если такого вúдения нет, то не избежать наказания от Ямараджа. Ямарадж (карающий судья) всегда находится рядом с нами. Он не позволит нам легко избежать наказания.

Харе Кришна! Гаура Харибол!

#00:07:44#

Вы можете еще задать мне вопросы. Я постараюсь ответить на них.

#00:07:57#

Преданный: Я размышлял над тем, что ягья, с одной стороны, дарует совершающему ее благо независимо ни от чего. Но, с другой стороны, в Бхагавад-гите говорится, что подлинное благо обретают лишь те, кто совершает жертвоприношение с пониманием смысла этой ягьи.

#00:08:39#

Бхактичару Свами: Все, что предлагается Кришне — это ягья. Но...

#00:08:46#

Шрила Шридхар Махарадж: В Ведах говорится также о традиции совершать ягьи различным богам. Но ягья, которая совершается ради Кришны, — это истинная ягья.

#00:09:06#

Бхактичару Свами: Эта ягья совершается с пониманием, в знании. Все, что делается для Кришны, — это и есть ягья.

#00:09:15#

Шрила Шридхар Махарадж: Человек может не быть ученым, интеллектуалом. Но если он даже интуитивно совершает ягью Кришне (жертвоприношение, посвященное Кришне), движимый своей предыдущей склонностью к бхакти, имеющий преданность с прошлых жизней, то он обретает нечто истинное.

Редактор: Традиш Дас

 


1 «Бескорыстная деятельность, совершаемая как подношение Всевышнему, именуется жертвоприношением, ягьей. Всякая деятельность, совершаемая ради любой иной цели, — причина рабства в мире повторяющихся рождений и смертей» (Бхагавад-гита, 3.9).

2 «Все жертвоприношения предназначены для удовлетворения Господа Вишну».

3 Господь Кришна утверждает в Бхагавад-гите (9.24): «Я — единственный Владыка всех жертвоприношений, и Я один наслаждаюсь их плодами».

4 Ниргуна — нечто, лишенное материальных качеств, обладающее надмирными качествами; сагуна — нечто, исполненное материальных качеств.

5 «Результат, обретаемый недальновидными почитателями богов, временен» (Бхагавад-гита, 7.23).

6 «Обитатели всей материальной Вселенной, начиная от ее творца Брахмы, вынуждены перевоплощаться в разных телах [подчиняясь закону кармы]» (Бхагавад-гита, 8.16).

7 Господь Кришна говорит: «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

8 «Принесение в жертву сознания выше, чем принесение в жертву материальных объектов» (Бхагавад-гита, 4.33).

9 «[Есть йоги, которые практикуют пранаяму (обуздание жизненной силы)]. Они приносят в жертву прану (выдыхаемый воздух) апане (вдыхаемому воздуху) и наоборот» (Бхагавад-гита, 4.29).

10 «Кто видит Меня во всем, а все сущее — во Мне, тот всегда помнит обо Мне, и Я никогда не забываю о нем» (Бхагавад-гита, 6.30).

11 В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.45) сказано: сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣ / бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй эш̣а бха̄гаватоттамах̣ — «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования